«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

sekmadienis, spalio 15, 2023

Geležinkelis. когда "Укрзализныця" станет на рельсы европейского качества

 

"Укрзализныця" запустила поезд Львов – Варшава

15 ОКТЯБРЯ 2023, 12:56  eurointegration

"Укрзализныця" в воскресенье впервые за 18 лет запустила железнодорожное сообщение между Львовом и Варшавой.

Как пишет "Европейская правда", об этом сообщили в компании.

Поезд проходит через пункт пропуска Рава-Русская, где пассажиры совершают пересадку с поезда украинской ширины колеи (1520 мм) на поезд польского перевозчика SKPL европейского пути (1435 мм) и обратно.

Как отмечают в "Укрзализныце", за рейс в одном направлении оба поезда могут перевезти около 200 пассажиров, у них есть места 1-го и 2-го класса.

Время в пути от Львова в Варшаву составляет около 9 часов, стоимость — от 1188 гривен. Узнать расписание движения и купить билеты можно в мобильном приложении "Укрзализныци". Кроме того, билеты доступны в чат-ботах и ​​на сайте "Укрзализныци", а также в международных кассах вокзалов.

Руководитель по коммуникациям и маркетингу пассажирского направления "Укрзализныци" Александр Шевченко заявил в Facebook, что первый рейс из Львова в Варшаву вышел по расписанию, опубликовав фотографии об этом событии.


Ранее сообщалось, что  проект реализован в сотрудничестве с польским железнодорожным перевозчиком SKPL, подвижной состав которого будет выполнять рейсы из Варшавы в Рави-Русскую и обратно.

Напомним, 3 сентября из Украины в Польшу начал курсировать  новый поезд по маршруту Киев – Хелм.

Как стало известно в июне, "Укрзализныця" получит от Евросоюза  средства на развитие пограничных переходов  с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией. 



Новое руководство, старые проблемы: когда "Укрзализныця" станет на рельсы европейского качества



В "Укрзализныце" в очередной раз сменился руководитель, перед которым стоит задача трансформировать компанию, повысить уровень сервиса и надежности перевозок. УНИАН пытался выяснить, стоит ли украинцам ожидать в ближайшее время европейского качества от отечественного железнодорожного транспорта.


Во время полномасштабной войны России против Украины неожиданным решением власти стало увольнение главного менеджера "Укрзализныци" Александра Камышина и дальнейшее его повышение до министра по стратегическим отраслям промышленности Украины. Новым председателем правления компании Кабинет министров назначил Евгения Лященко , который до этого заботился в правлении финансовыми вопросами железной дороги.

Интересно, что за последние восемь лет в этой государственной компании, играющей одну из ключевых ролей в национальной экономике, сменилось одиннадцать руководителей, что говорит о глубине проблем и значительных просчетах в кадровой политике. Некоторые руководители смогли проработать всего несколько месяцев, их меняли на новых, которые также быстро избавлялись от своих портфелей. 

Так, сможет ли очередной руководитель справиться с важной задачей, ведь изменения на железной дороге пока очень важны в процессе интеграции нашей национальной транспортной системы в Европейский Союз? Поскольку по железной дороге перевозится все: оружие, экспортная и импортная продукция, включая еду, топливо и, конечно, пассажиры.

Ключевые задачи   

Вместе с ответственностью одного из самых главных видов транспорта страны возникает и обуза в виде массы проблем: это и несоответствие организационной структуры "Укрзализныци" условиям современной рыночной экономики, субсидирование убыточных пассажирских перевозок за счет грузовых, недостаточная финансовая прозрачность и низкий уровень конкуренции на рынке железнодорожных перевозок. А еще перед компанией стоит значительно повысить эффективность борьбы с коррупцией. "Укрзализныця" должна прекратить играть роль "черной дыры", где исчезают государственные деньги.

И это не говоря о необходимости кардинально изменить уровень сервиса. Ведь если в начале войны первоочередной обязанностью железнодорожного монополиста была эвакуация миллионов украинцев из опасных мест, то сейчас вызовом является реформирование железнодорожной компании по европейским стандартам. С начала полномасштабной войны миллионы украинцев уехали из Украины и успели увидеть примеры европейского качества своими глазами. Некоторые из них вернулись домой и исполнены надежды, что и родная страна достигнет этого же уровня.

"У нас цена на билеты уже достаточно приближена к тому, что есть в наших странах-соседях – Польше, Словакии, Румынии. Мы уже платим европейские цены за ж/д билеты, довольно часто не имея европейского сервиса. У нас есть модернизированные вагоны, но о наша железная дорога остановилась в развитии", - сказал агентству УНИАН транспортный эксперт и бывший заместитель председателя Мининфраструктуры Виктор Довгань.

В свою очередь вице-премьер-министр по восстановлению Украины - министр развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Александр Кубраков отметил три ключевых задачи, которые поставлены перед новым руководителем "Укрзализныци".

"Первая – продолжение реформы УЗ, а именно выделение отдельных бизнес-вертикалей в соответствии со сферой деятельности – пассажирская, грузовая, производственная и инфраструктурная – и соответствие европейскому законодательству, особенно в вопросах безопасности и инклюзивности. Вторая – выполнение инвестиционной программы – развитие экспортных путей и создание необходимой инфраструктуры, электрификация необходимых железнодорожных участков и пр. Третий – выход компании на безубыточность", - отметил Кубраков.

Первая ключевая задача перед новым руководителем – продолжение реформы УЗ / фото facebook/Kravtsov.Evg

Железная дорога во время войны

"Укрзализныця" – крупнейшая государственная транспортная монополия с эксплуатационной протяженностью главных путей в 21 тыс. километров. Что делает ее одной из самых больших в мире и самой большой в Европе (не будем упоминать о стране-агрессоре России). При этом в компании работает более 230 тысяч человек.

Всего с начала полномасштабной войны "Укрзализныця" перевезла более четырех миллионов человек, из которых более миллиона детей, и более сотни тысяч домашних животных. Сейчас ситуация с сообщением стабилизировалась, и поезда, несмотря на периодические ракетные обстрелы, пытаются ездить по графику. Эти победы лежат именно на плечах героев-железнодорожников. За 14 месяцев российской агрессии было ранено 819 железнодорожников, 353 работника погибли. К сожалению, учитывая продолжение активных боевых действий, эти цифры могут расти. 

По оценкам Киевской школы экономики, по состоянию на март этого года объем поврежденного железнодорожного полотна страны составляет около 500 км. Также повреждены 126 железнодорожных вокзалов и станций, из которых более 50 уничтожены полностью. Общие прямые потери железной дороги оцениваются в 4,3 млрд долларов.

Прямые потери железной дороги из-за войны оцениваются в 4,3 млрд. долларов / фото УНИАН, Андрей Мариенко

Но, несмотря на тяжелые и трагические времена, компания продолжает развиваться. Знаковой новостью стало получение "Укрзализныцей" в начале весны последних 15 пассажирских вагонов из 100, заказанных еще в 2021 году за средства государственного бюджета.

"Очень хорошо, что в условиях войны осуществили поставки 100 вагонов с Крюковского вагоностроительного завода. Но если брать наш подвижной состав, это где-то меньше двух процентов от потребности", - сказал эксперт Виктор Довгань.  

Проблемы пассажирских перевозок

Во время активных боевых действий в приоритете "Укрзализныци" кроме выполнения важной задачи по перевозке различных грузов находятся безопасность пассажирских перевозок и доступность билетов. А к доступности у наших граждан есть много вопросов.

"Купить билет сообщением Киев - Варшава было "квестом". Их преподают в восемь утра за 20 дней до отправления. И когда заходишь в 8:05-8:10 там уже почти все разобрано. В самом купе мало места. Схема купе неудобная, словно поиздевались над поездом. Людям с клаустрофобией вообще противопоказан этот поезд", - поделилась своими впечатлениями от путешествия киевлянка Алена. 

Как пояснил руководитель по пассажирским коммуникациям "Укрзализныци" Александр Шевченко, в европейские города из Украины могут проехать только вагоны со сменными парами колес. То есть к границе вагон едет по широкому украинскому пути, а на границе его поднимают, пассажирам объявляют перерыв на несколько часов, и переставляются колеса европейского более узкого размера. И вагон трогается дальше под другим локомотивом.

"Это ответ на вопрос, почему просто не добавить вагонов на дефицитное направление. Потому что их таких больше нет, а тем, что есть - 42 года в среднем. Слава богу, что еще едут", - отметил Шевченко.

В приоритете "Укрзализныци" находится также безопасность пассажирских перевозок / фото Марина Григоренко

Кроме необходимости расширения объемов международных перевозок в Украине, острой проблемой является наведение порядка в пригородных железнодорожных сообщениях. Местные власти должны взять на себя ответственность совместными усилиями финансировать железнодорожные проекты и вкладывать деньги в подвижной состав. Поэтому перед новым руководителем "Укрзализныци" будет стоять задача отработать формулу, согласно которой государство, муниципальные власти и перевозчик должны финансировать свою часть, а пассажир платить приемлемую цену и получить гарантированный комфорт поездки. 

"Из этого формируется так называемый договор общественной перевозки. И таким образом, рынок работает. Потому что сейчас местные власти не вовлечены в формирование тарифов и никоим образом не вовлечены в понимание, как развивается пригородный пассажирский транспорт железной дороги. Это надо менять", - считает транспортный эксперт. Довгань. По его словам, эти вещи прописаны в европейском законодательстве и соглашении об ассоциации с ЕС.

"Нужно вводить четкий механизм Public Service Obligation (в законодательстве Европейского Союза, это обязательство по предоставлению государственных услуг – УНИАН). Это будет непростой процесс. Даже на примере Польши мы видим, что до нормального состояния они дошли примерно за 19 лет. То есть в Украине 10-15 лет будут болезненные изменения", - добавил эксперт.

Острой проблемой является наведение порядка в пригородных железнодорожных сообщениях / фото УНИАН, Александр Синица

Что делать с тяжелым наследием

Украина сейчас борется за "снятие" с себя уз бывших исторических образований Российской Империи, Советского Союза. "Укрзализныця" решила с начала избавиться от устаревших названий своих региональных подразделений, происходящих еще с советских времен. И сейчас идет работа по переименованию филиалов "Южная железная дорога" и " Юго-Западная железная дорога ". В ближайшие три года планируется украинизировать все, что связывает нашу железнодорожную отрасль со страной-агрессором: названия железных дорог и станций, отметки километража, сигнальные отметки, советские барельефы.

И это далеко не все. На своем тяжелом историческом пути Украина унаследовала старую систему путей, отличающуюся по размерам от европейской. Наши поезда двигаются по "широкой" колее 1520 мм, а на границе встречаются с "узкой" европейской 1435 мм. Поэтому возникают значительные препятствия на западных границах, тормозится скорость, с которой отечественные товары могут экспортироваться за границу, а импортные поступать в страну. Это также вносит дискомфорт при пассажирских перевозках.

Как заявила агентству УНИАН транспортный эксперт и глава отдела стратегического планирования Института правительственных отношений Екатерина Штепа, Украине необходимо упростить и ускорить процесс пересечения границы при экспорте товаров, и для этого нужно перейти с советских путей на пути европейского стандарта.

"Если мы сможем реализовать такой масштабный проект, то это позволяет больше погрузить железную дорогу экспортной продукцией, которая раньше переправлялась через морские порты. С европейскими путями таможенный процесс будет занимать минуты, а количество продукции можно увеличить", - сказала эксперт.

Полная замена отечественного пути на европейский может занять десятки лет / ua.depositphotos.com

Однако многие аналитики обращают внимание, что полная замена отечественного пути на европейский может занять десятки лет и стоить сотни миллиардов гривен. Так, эксперт Виктор Довгань считает, что в настоящее время полный переход "широкого" пути на европейский финансово нецелесообразен.

"Переход из старого стандарта на новый это огромный популизм. У нас примерно 20 тысяч км путей сейчас. Один километр пути стандарта 1435 мм стоит условно 1 млн евро. И в зависимости от ландшафта, возможности электрификации и т.д. цена может увеличиваться", - сказал эксперт .

Транспортный эксперт, заместитель директора ООО "Реал-тренд" Сергей Гриценко отметил, что Украина не могла и в мирное время позволить себе инфраструктурный проект столь значительного масштаба и тем более сейчас во время полномасштабной войны. 

"К этой идее разнообразные эксперты регулярно возвращаются только по моим наблюдениям десять лет. Но нужно откровенно сказать себе, что перестройка всего пути это грандиозный и фантастически дорогой проект на миллиарды долларов, возможно десятки миллиардов, который вряд ли найдет инвестора", - сказал Гриценко. комментарии УНИАН.


Потребность в системных изменениях

Эксперты считают, что Украина в ближайшее время должна принять новый закон о железнодорожном транспорте, требующий Соглашения об ассоциации страны с Европейским Союзом. Документ предусматривает раздел публичного акционерного общества "Укрзализныця" на трех операторов. Наша страна должна принять за модель модель, которая принята в ЕС, когда есть операторы пассажирских и грузовых перевозок и оператор инфраструктуры. Это позволит увеличить конкуренцию и нарастить объемы перевозок и привлечь частные инвестиции.

"Что сейчас происходит в Украине: мы модернизируем инфраструктуру за счет средств госбюджета, которых всегда не хватает, и за счет кредитов. Это достаточно тупиковый путь развития", – сказал эксперт Довгань.

"Я бы брал за основу польский путь развития, когда после вступления Польши в Европейский Союз, они вывели PKP Cargo (крупнейший в Польше логистический оператор - УНИАН) на биржу и привлекли инвестиций более чем в 2 млрд евро. Это дало возможность достаточно сильно инвестировать в базовую инфраструктуру железной дороги", - добавил он.

В свою очередь новый председатель правления АО "Укрзализныця" Евгений Лященко сообщил, что ключевыми приоритетами в должности станут выход компании на безубыточность "благодаря реализации комплекса мер по прозрачности закупок, эффективности использования ресурсов". Также он отметил важность повышения качества обслуживания пассажиров и бизнес-клиентов.   

"Уже работаем над обновлением стратегии развития УЗ для того, чтобы ускорить программу реформирования компании с учетом новых вызовов. И цель остается неизменной – выделение независимых бизнес-вертикалей с учетом лучших мировых практик в целях обеспечения максимальной прозрачности и операционной эффективности компании", - отметил главный менеджер "Укрзализныци".  

Для ускорения товарооборота нужно перейти с советских путей на пути европейского стандарта / фото УНИАН

Национальная железнодорожная сфера должна быть реформирована для улучшения перевозок, комфорта и экономического благополучия украинцев. Необходимо учесть интересы бизнеса и простых граждан, минимизируя коррупционные риски. Поскольку изменения именно на железной дороге являются одними из ключевых в вопросе интеграции нашей национальной транспортной системы с Европейским Союзом.

Поэтому перед новым главой правления украинской железной дороги действительно стоит много острых проблем. И все это нужно делать системно и без промедлений, ведь без быстрого и комфортного железнодорожного транспорта невозможно представить современную европейскую Украину. Посмотрим, сможет новый руководитель справиться со сложной задачей или повторит судьбу своих предшественников, которые "вдруг были и быстро исчезали".  

Дмитрий Петровский



Украина и Молдова наконец-то договорились о запуске железнодорожной ветви, построенной после вторжения

ЧЕТВЕРГ, 23 МАРТА 2023, 10:07 eurointegration

Украина и Молдова согласовали последние детали для запуска железнодорожной ветки, построенной после начала полномасштабной войны.

Как сообщает "Европейская правда", об этом стало известно из заявлений МВД Украины и Молдовы и таможенных служб обеих стран.

22 марта ведомства сообщили о подписании Протокола об организации совместного контроля в пункте пропуска для железнодорожного сообщения "Августовское-1 – Басарабяска". 

Пограничники и таможенники Украины и Молдовы предварительно договорились уже в ближайшие дни начать совместный контроль в совместном пункте пропуска для железнодорожного сообщения "Августовское 1 – Басарабяска" на территории Молдовы - из-за того, что с молдавской стороны есть необходимая инфраструктура.

Глава Госпогранслужбы Украины Сергей Дейнеко отметил, что это активизирует торгово-экономическую деятельность между Украиной и Молдовой, а также углубит их сотрудничество по управлению границами. 

"Мы видим в этом большие возможности для расширения как нашего экспортного потенциала и транзитных возможностей Молдовы, так и в дальнейшем, после нашей победы, это будет способствовать расширению экспорта молдавских предприятий на внешние рынки с использованием логистики портов Великой Одессы. Это также в будущем послужит толчком для роста инвестиций с точки зрения бизнеса, развития транзитного потенциала и логистических маршрутов", - добавил и. главы Государственной таможенной службы Украины Сергей Звягинцев.

Новый переход позволяет в значительной степени компенсировать железнодорожное сообщение по мосту через Залив, который неоднократно становился объектом ракетных атак РФ.

По данным ЕвроПравды, использование перехода начнется с полуночи 25 марта.

Напомним, в июне 2022 года Украина и Молдова договорились возобновить движение поездов от Березина в Одесскую область к молдавской Басарабяски. Эта ветвь не работала более 20 лет. Тогда сообщалось, что участок железной дороги будет построен до осени. 

Из ее 23 км большая часть расположена в Украине и всего 1,2 км – на территории Молдовы.

В ноябре 2022 года Украина и Молдова возобновили движение пассажирских поездов по маршруту Киев-Кишинев после 24-летнего перерыва. 

Komentarų nėra: