«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

penktadienis, spalio 20, 2023

Salman Rushdie:. Одно из первых жертв войны, как правило, становится правдa

 

Салман Рушди: Слова не могут положить конец войне

20 октября 2023 г. Штефан Деге | Виктор Вайц / DW

Салман Рушди - лауреат Премии мира 2023 годаФото: Эндрю Мэтьюз/AP/picture Alliance

Салман Рушди – лауреат Премии мира 2023 года. Церемония награждения победителя пройдет в воскресенье, 22 октября 2023 года. DW говорила с ним на Франкфуртской книжной ярмарке.


Это одно из его постоянных публичных выступлений после того, как в августе 2022 года он подвергся жестокому нападению и впоследствии потерял зрение на один глаз. Салман Рушди, автор удостоенных Букеровской премии «Детей полуночи» (1981) и «Сатанинских стихов» (1988) — появившихся, послуживших препятствиям для вынесения фетвышним иранским аятоллой, — прибыл на юбилейную 75-ю книжную ярмарку . На ней он представляет свой новый роман «Город победы» и премьеру премии мира немецкой книжной торговли.

DW говорила с автором о его восстановлении после покушения, работы, влияния литературы и войны между Израилем и ХАМАС.

Д.У.: Премия мира немецкой книжной торговли присуждается не только за художественные достижения, но и за вклад в международное взаимопонимание и, в вашем конкретном случае, за приверженность свободе в мире. Что для вас значит эта награда?

Салман Рушди: Это очень важно. Я думаю, что все, кто любит книги, знают эту награду. Она была присуждена многим замечательным людям. Так что я очень рад, что мое имя пополнило этот список.

- Как вы себя чувствуете сегодня, спустя чуть более года после того, как на вас напали и серьезно ранили?

- Как видишь, я считаю себя хорошо, поправился. Конечно, я еще немного слаб, но со мной все в порядке.

- В февральском интервью газета New Yorker сообщила, что после вспышки у вас возникла сильная кризисная ситуация. Но несколько дней назад ваш издатель объявил, что весной выйдет в свет ваша новая книга ( « Нож » ), в которой вы выявили о нападении на вас и его последствиях. Как вы смогли вернуться к творчеству?

- Вдохновение просто снова вернулось. Думаю, что вскоре после интервью с журналистами The New Yorker я заметил, что дела пошли в гору. Поэтому я рад, что мне удалось написать эту книгу, которая выйдет весной 2024 года.

- Было ли что-нибудь, что вам особенно помогло?

- Знаете, это всего лишь практический опыт. Я занимаюсь этим делом уже очень давно. В конце концов, это именно то, что ты снова возвращаешься к делу.

- Давайте поговорим о вашей последней книге « Город победы » , вышедшей в этом году. Это вымышленное повествование о взлете и падении средневекового города Биснага на юге Индии, где мужчины и женщины разных вероисповеданий должны иметь равные права. Но в итоге империя рушится, потому что она отказывается от своих идеалов. Это своего рода книга о сегодняшнем мире?

- Я считаю, что когда пишешь об истории, то в степени повествуешь и о настоящем. что, когда мы заглядываем в прошлое, мы видим то, что нас интересует: наш собственный микрофон, отражения в прежних временах.

Но на самом деле я хотел создать свой собственный мир. Многие писатели делали то же самое, будь то Уильям Фолкнер с его Йокнапатофой, (Габриэль) Гарсиа Маркес с Макондо или индийский писатель Разипурам Кришнасвами Нараян с Мальгуди. Я хотел создать свой собственный маленький мир – и эта сага стала тем миром.

- Некоторые критики назвали книгу феминистским романом. Это было вами так задумано?

- Что ж, одна из вещей, которая меня интересовала, когда я собирала информацию для книги, заключалась в том, что это действительно правда, что в этот очень отдаленный период - мы говорим о XIV и XV веках - положение женщин в обществе было во многих Отношение очень продвинутое: большое внимание уделялось образованию девочек, и школа для девочек была почти столько же, сколько и для мальчиков. Женщины работали во всех сферах жизни: в армии, имели юридическую профессию, занимались торговлей и так далее.

Это действительно так было. Но, конечно, в истории нет ничего постоянного: жизнь моей героини Пампы Кампаны, от лица которой я рассказываю эту историю, полна взлетов и падений. Были моменты, когда она была королевой, но были и другие, когда ее изгнали в джунгли.

Я думаю, что это относится и к ценностям общества. Бывают моменты, когда ему свойственна либеральность, терпимость и открытость, бывают моменты, когда оно становится недальновидным и нетерпимым. Я думаю, это такая человеческая жизнь.

- Фетва, которая была вынесена вами более 34 лет назад, едва не стоила вам жизни во время прошлых действий. Почему автократы, диктаторы и влиятельные люди так боятся литературных историй?

- Во многих странах мира диктаторы всегда боялись литераторов. И это очень странно, потому что у писателей нет армии. 

- Как ты это себе думаешь?

- Я думаю, они боятся альтернативных версий мира. Одной из характеристик авторитарного управления является то, что оно связывает нам свою версию устройства мира, проверяя все остальные. Но, разумеется, у каждого писателя своя версия видения мира. А иногда власть имущие с этим не согласны, поэтому они пытаются замолчать поэтов. 

В 2007 году в Пакистане прошли акции протеста в ответ на посвящение писателя Рушди в рыцари за заслуги перед королевой Великобритании / Мк Чаудри/epa/dpa/picture Alliance

- Чем может помочь литература в ситуации с войной на Востоке?

- Она мало чем может помочь. Знаете, я всегда стараюсь не переоценивать силу литературы. Что могут сделать писатели, и что они делают, так это обвиняемые формируют невероятную боль, от которой сейчас страдают многие люди, и обращают на нее внимание всего мира. Я думаю, что именно так подаются писатели вокруг, и это, наверное, лучшее, что мы можем сделать: найти способ выражения реальных проблем.

- Вы хотите тем самым сказать, что слова приведут к своей силе в этой ситуации?

- Я просто думаю, что есть вещи, которые против слов бессильны. И чего они не могут сделать, так это остановить войну.

Одно из первых жертв войны, как правило, становится правдой. Потому что люди начинают занимать свое место в своей пропагандистской версии событий. А это очень сложно, когда в рамках мировых действий невозможно выразить правду от вымысла.

Я думаю, что проблема, с которой сейчас приходится сталкиваться с репортерами и журналистами, заключается в том, как показатель правдивости фактов. И если журналистике это сделать, то она таким образом окажет очень ценную услугу.

Komentarų nėra: