«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

antradienis, spalio 24, 2023

Vagystės iš muziejų. Украденная история. 12 археологических сокровищ

 

СБУ об арестованном "скифском золоте" в Испании: Среди задержанных – представитель УПЦ МП

ВАЛЕНТИНА РОМАНЕНКО, УП - 24 ОКТЯБРЯ 2023, 12:31

СБУ

Участники банды, пытавшиеся незаконно реализовать в Испании ценные украинские артефакты, нейтрализовали в результате сотрудничества Службы безопасности Украины, Бюро экономической безопасности и полиции Королевства Испании.

Источник: спикер СБУ Артем Дехтяренко, пресс-служба БЕБ

Прямая речь: "В результате международной спецоперации в Мадриде задержаны пять участников банды, которые пытались незаконно реализовать украинские артефакты. Среди задержанных - представитель УПЦ МП из Украины.

В ходе следственных действий у злоумышленников изъято 11 похищенных золотых предметов культурного наследия нашего государства на сумму более 60 млн евро.

Речь идет о драгоценных предметах VIII-IV веков до нашей эры, в том числе золотые серьги, кулон, чокеры и пектораль».


Детали: По данным следствия, фигуранты нелегально вывезли артефакты из Украины в Евросоюз в период 2014-2020 годов.

Затем злоумышленники пытались "легализовать" угнанные культурные ценности под видом их приобретения иностранными коллекционерами с последующей перепродажей на черном рынке.

Правоохранители поэтапно задокументировали преступные действия фигурантов и задержали их "на горячем" во время перевозки украинских артефактов.

Продолжается расследование для установления всех обстоятельств преступления и привлечения виновных к ответственности.

На изъятые древности наложен арест и получен вывод экспертов, принадлежащих к культурному наследию Украины.

Кроме того, продолжаются комплексные меры по установлению местонахождение всех украинских артефактов "Скифского золота", которые были похищены с территории нашего государства, отмечают в СБУ.



В Испании полиция конфисковала похищенное из Украины "скифское золото" на 60 млн евро

23 ОКТЯБРЯ 2023, 15:32 — "ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАВДА" , "УКРАИНСКАЯ ПРАВДА"

ФОТО НАЦПОЛИЦИИ ИСПАНИИ

Испанская полиция сообщила о конфискации похищенных из Украины старинных золотых изделий стоимостью 60 миллионов евро после того, как стражи порядка поймали воров при попытке продать их в Мадриде.

Источник: " Европейская правда " со ссылкой на  Reuters

Детали: По данным правоохранителей, речь идет об 11 предметах, в общей сложности ювелирные изделия, включая сложные бусы, браслеты и серьги, которые датируются греко-скифским периодом между 8-м и 4-м веками до нашей эры.

Украшения были выставлены в одном из киевских музеев в 2009-2013 годах, а в 2016 году они были вывезены контрабандой из Украины, говорится в заявлении полиции Мадрида.

Как отмечают правоохранители, на артефакты были подделаны документы, чтобы выглядело так, будто они принадлежат украинской православной церкви. В полиции не уточняют, о какой именно церкви идет речь.

В рамках расследования, которое началось в 2021 году, были арестованы три гражданина Испании и два гражданина Украины, после того, как один из экспонатов – золотой пояс с главами баранов – был продан на частном аукционе в Мадриде.

По сообщению Нацполиции Испании, все экспонаты сейчас изучаются в Национальном археологическом музее и Институте культурного наследия Испании, поэтому расследование остается открытым.

Сообщалось , что коллекция "скифского золота", которая была выставлена ​​в музее в Нидерландах в 2014 году, когда РФ оккупировала Крым, уже в ближайшее время  вернется в Украину

9 июня Верховный суд Нидерландов поддержал решение предыдущей инстанции по делу о судьбе "скифского золота" и  постановил передать его Украине.




Украденная история. 12 археологических сокровищ, которые Россия вывезла из Украины



На землях современной Украины жили и взаимодействовали древние народы с развитой культурой, происходили бурные исторические события. Значительно более активны, чем на землях центральной России, из-за их периферийности в отношении очагов цивилизации. Неудивительно, что имперский центр, который со временем возник там, "впитывал" драгоценности с захваченных территорий, как это делали все империи того времени.

Однако и сегодня Россия не оставила свои имперские привычки, представляя найденные в Украине памятники, как российские, в том числе для зарубежной аудитории. Это же используется и в качестве аргумента наличия "исторических прав" на украинские территории.

Ограбление музейных экспозиций , как это происходило в Мелитополе, Херсоне, или даже уничтожение , как в Мариуполе, еще раз напомнило о системном изъятии драгоценностей, которым занимался имперский центр при господстве над Украиной. 

Начиная с 1889 года все обнаруженные находки автоматически выносились на рассмотрение Императорской археологической комиссии (ИАК), члены которой и решали их дальнейшую судьбу. Неудивительно, что коллекции музеев Санкт-Петербурга и Москвы активно пополнялись.

Открытое письмо Императорской археологической комиссии на исследование территории Овруччины (1911). Он требует предоставлять найденные ценные и интересные предметы на осмотр императору

Многие артефакты – источники для реконструкции древней истории Украины – были изъяты из украинских музеев и переданы в Москву на протяжении 1930-х годов. Некоторые находки из коллекций украинских музеев, вывезенные нацистами во времена Второй мировой войны, после возвращения "удивительным" образом опять-таки оказались в Москве и Ленинграде.

После захвата Крыма Россией в 2014 году эти падки в археологическом смысле территории стали объектом "пристального внимания" российских исследователей. В основном коллекции из незаконно раскопанных крымских памятников российские оккупанты вывозят на территорию РФ.

Сейчас во время широкомасштабной российской агрессии есть документальные свидетельства об изъятии ("эвакуации") коллекций из музеев, которые расположены на временно оккупированных территориях материковой части Украины: Херсонщины, Луганщины и т.д.

Россиянин выносит награбленное из одного из Мариупольских музеев (2022 г.)

Союз археологов Украины в рамках проекта "Археологическое наследие, украденное Россией" составил перечень драгоценностей, которые в разное время были вывезены из Украины в Россию. Центр стратегических коммуникаций и информационной безопасности предлагает познакомиться с историей 12 памятников, которые присвоили себе россияне.


Кропивянский (Полтавский) ритон


Кропивянский (Полтавский) ритон, 4 ст. до н. е.

Кропивянский (Полтавский) ритон является первой украинской находкой, попавшей в российский музей. 

Ритон – это сосуд для потребления напитков или ритуальных возлияний в форме изогнутого рога, который завершается изображением передней части лошади. Находку вместе с другими вещами обнаружили в 1746 году на территории Кропивянской сотни Переяславского полка Гетманщины. 

Сегодня Кропивна – село в Украине, в Золотоношском районе Черкасской области . Согласно официальным документам, ритон нашли пастухи в песке, однако существует версия, что эта находка происходит из захоронения в кургане, где добывали селитру. 

Кропивянский ритон изготовлен из серебра с позолотой в 4 в. до н. э., вероятнее всего во Фракии, современная территория Болгарии, его масса составляет 902 грамма.

Предмет был вывезен русскими чиновниками в Санкт-Петербург и попал в академическую Кунсткамеру. Позже находка пополнила коллекцию имперского Эрмитажа, где ее хранят и сегодня по имени Полтавский ритон.


Орнитоморфная золотая пластинка и меч из Литой Могилы


Орнитоморфная золотая пластинка, 7 ст. до н. е.

Железный меч в ножнах с золотым плаканием, 7 ст. до н. е.

Присвоение Россией артефактов древней украинской истории начинается одновременно с первыми системными раскопками в степях Украины – уже со второй половины 18 в. из раскопок Литой Могилы, также известной как Мельгуновский курган.

Расположен в современном Кропивницком районе Кировоградской области , это один из самых известных курганов. Его исследование положило начало целенаправленным археологическим раскопкам на территории Российской империи и приступило к изучению древностей скифов.

Орнитоморфная золотая пластинка, как и золотой меч, была в кладе, который находился в каменном сундуке под верхушкой насыпи. Всего найдено 17 массивных золотых пластинок в виде орлов, пластинки с изображениями обезьян, золотая диадема и многое другое. 

Предполагают, что эти предметы относятся ко второй половине 7 в. до н. э. и были военными трофеями скифов, добытыми во время походов в Малую Азию. Драгоценные артефакты исполнены в ассиро-урартском стиле.


Золотой гребень из кургана.


Золотой гребень с изображением сцены боя из кургана Солоха, конец 5 – начало 4 в. до н. е.

Курган был расположен у села Большая Знаменка, ныне это Запорожская область , левая сторона Днепра, в 10 км от Энергодара. Село оккупировано. 

Подобное произведение золотарства – своеобразная высокая ступень греческого ремесла по заказу скифской аристократии. 

Солоха имела грандиозную насыпь высотой 18 м и диаметром 110 м. Именно здесь найдены уникальные образцы греко-скифских художественных изделий из металла.

Однако сегодня вы не увидите эти вещи в украинских музеях, потому что они украшают коллекции Государственного Эрмитажа. В большинстве каталогов авторства российских исследователей местом его происхождения указано "Северное Причерноморье" или "Приднепровье", без упоминаний об Украине.

Впрочем, гребень – не единственная впечатляющая находка из кургана Солоха. Здесь также найден уникальный меч в ножнах, окутанных золотом. А также – золотая фиала и многие другие неповторимые вещи.

Золотая фиала, конец 5 – начало 4 в. до н. е.

Фиала – это древнегреческая плоская жертвенная чаша без ручек. На этой – рельефное изображение нападения хищников на копытных животных.


Зооморфная фибула из первого Михалковского клада


Зооморфная фибула, VIII-VII вв. до н. е.

Это застежка, одновременно выполнявшая роль украшения. Она входит в так называемые Михалковские сокровища – драгоценности, принадлежащие к Гальштатской культуре . Нашли фибулу, как и все сокровища, в 1878 году возле села Михалков Борщовского уезда Тернопольской области

Пересказывается история, что после сильного ливня девочки увидели украшения. Сами не решились их трогать и позвали свою мать. Удивленная женщина-вдова пришла с дочками к тому месту и наткнулась в размытой глине настоящее сокровище из золотых вещей. Разгребая мокрую от дождя глину, она находила все новые и новые вещи, все это складывала к подолу и собрав шесть вещей, пошла к ростовщику. 

Узнав об этом, жители села пошли на место оползня искать золотые вещи. Властям удалось отобрать многое из клада, но неизвестно, какая часть из них бесследно исчезла. За двадцать лет в 1897 году у села Михалков нашли второе сокровище. Суммарный вес двух находок составил 7 кг.

Михалковские сокровища стали жемчужиной археологической коллекции Музея Дедушицких во Львове. В 1940 году, после советской оккупации Львова, "львовскую" часть клада вывезли в Москву. Сегодня драгоценность сохраняется в России, вероятнее всего, в Москве. 


Золотые серьги с фианитами.


Золотое кольцо 6 ст. до н. е. из Николаевской области

Ольвия – один из важнейших полисов древних греков в Северном Причерноморье. Сегодня территория с раскопками Ольвии является историко-археологическим заповедником, расположенным в Николаевской области, на правом берегу Бугского лимана .

Систематические раскопки на территории Ольвии производились с 1901 года. С тех пор и по сей день самые ценные ольвийские находки обычно забирали в музеи в Москве и Санкт-Петербурге (Ленинграде). Менее ценные находки все же попадали в музеи в Одессе и Николаеве. 

Среди множества античных предметов по раскопкам античных полисов Северного Причерноморья имперский центр вывез и золотые серьги 6 в. до н. е. из Ольвийского некрополя – древнего кладбища.

Украшения были обнаружены в одной из могил в 1913 году. Вероятно, что захоронение принадлежало состоятельной жительнице полиса. По обе стороны от ее головы обнаружили ушные украшения. Эти парные украшения одевали поверх уха так, чтобы большая часть находилась под ним. 

Щиток имеет посредине фигурное изображение головы льва в фас с открытой пастью. Вместе с серьгами обнаружили богатый погребальный инвентарь – перстень, бусы, несколько бляшек – все из золота, бронзовое зеркало и керамическую посуду.

Заметим, что в Эрмитаж вывезли как минимум пять подобных парных украшений одного типа, найденных на Ольвийском некрополе. Российский музей пока не экспонирует эти находки, и, вероятнее всего, они находятся в фондах музея.


Шлем и железная маска из Киевской области


Шлем и железная маска, 12 – начало 13 в.

Шлем и железная маска – это артефакты истории "черных клобуков", которые жили в Поросе – лесостепной части Киевщины. Дубравы и байрачные леса здесь совмещаются со степными участками. В княжеские времена в лесостепную часть Киевщины из Великой степи попадают разные племена кочевников. Киевские летописцы называли их "черные клобуки" или "свои плохие", что подчеркивало, что в большинстве эти кочевники оставались язычниками. 

Многочисленные курганы "черных клобуков" разбросаны на Южной Киевщине между реками Рось и Стугна. 

С 1888 года в степной части Поросья – Кагарлыкской степи – для нужд Артиллерийского исторического Музея в Санкт-Петербурге военный и историк Николай Бранденбург "опустошил" около 300 курганов.

Шлем и маску нашли в 1892 г. возле села Липовец, Киевской области, сейчас это Обуховский район . Раскопки проводил А. Н. Макаревич. 

В 1932 году "коллекцию Бранденбурга", в которую входили как указанные предметы, так и предметы по захоронениям с территории нынешней Черкасщины, передали в Государственный Эрмитаж, где она хранится до сих пор.

С 2017 года железной маской из села Липовца Киевской области россияне кичатся в постоянной экспозиции Эрмитажа. Места находок предметов с территории Украины российские музейщики до сих пор подписывают: "Россия", "Приднепровье", "Малороссия".

К сожалению, в украинских музеях археологических находок, раскрывающих материальную культуру "черных клобуков" Поросья, почти нет. Как несложно догадаться, львиную их часть вывезли в имперские музеи России еще в конце 19 в.


Клад монет из Хотина


Монеты Хотинского клада, 11-13 вв.

В 1889 году на территории города Хотина, ныне Черновицкая область, во время возделывания арендованной земли мещанин Архип Озарчук нашел большое сокровище серебряных монет.

В общей сложности коллекция насчитывала от 1000 до 1600 монет. Более 900 целых и фрагментированных экземпляров и сейчас находятся в собрании Эрмитажа.

Среди монет идентифицировано 888 брактеатов. Брактеаты – серебряные монеты, отчеканенные на тонком кружке металла только с одной стороны верхним штемпелем на мягкой поверхности. Из-за этого изображение на аверсе получалось выпуклым, а на реверсе – вогнутым. Они имели диаметр до 40-45 мм и вес около 1 г.

Эти монеты из германских земель через Венгрию, в частности Трансильванию, попали на земли Галицко-Волынского княжества. Они могут отражать путь из Венгрии в Киев и дальше в волжские булгары. 

Предполагают, что клад в 1217-1218 годах спрятал один из участников пятого крестового похода, возглавляемого венгерским королем Эндре II. Очевидно, Хотинское сокровище связано с перипетиями борьбы короля Даниила против венгров и боярской оппозиции в 1230 году. 

Несмотря на официальные обращения к руководству Эрмитажа, россияне систематически отказывали украинским ученым, чтобы ознакомиться с коллекцией средневековых монет из Хотина.


"Лев" – пушка гетмана Мазепы


Бронзовая длинноствольная пушка "Лев", 1705 год

Появление археологических находок в русских музеях обусловлено курганной лихорадкой и поиском золотых сокровищ. А вот вещи художественной ценности россияне в большинстве своем присвоили в начале 18 века. Происходило это путём планомерного варварского грабежа украинских городов после поражения восстания гетмана Ивана Мазепы.

Среди вещей, которые украли русские "вельможи", особое место занимают казацкие пушки. Это выдающиеся образцы украинских барочных изделий из медных сплавов, созданных по заказу гетмана Мазепы и гадяцкого полковника Михаила Бороховича. Львиная доля этих памятников хранится в музейных учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга. 

Так российская империя присвоила и бронзовую длинноствольную 16-фунтовую пушку "Лев", принадлежавшую к Генеральной Военной Артиллерии Гетманщины.

Карп Балашевич отлил ее в 1705 году в Глухове, сегодня это Сумская область по заказу Ивана Мазепы и обильно украсил барочными орнаментами и геральдическими знаками гетмана. Как и другие украинские пушки и клейноды мазепинских времен, эти изделия россияне захватили, когда громили украинские города в 1708-1709 годах. 

После этих событий из Украины была вывезена артиллерия. Часть пушек большого калибра была уничтожена в Батурине. Вся запорожская артиллерия была конфискована после штурма Сечи 14 мая 1709 года.

"Московский генерал Меншиков принес Украине все ужасы мести и войны. Все приятели Мазепы бесчестно истязаны. Украина залита кровью, разрушена грабежами и представляет везде страшную картину варварства победителей", - писал современник тех событий, ганноверский дипломат Фридрих Вебер . 

Меньшиков вывез библиотеку Мазепы и огромную коллекцию произведений искусства и оружия. В дальнейшем украденные у гетмана и украинской старшины вещи составили основу частного сборника Меншикова в его резиденции в Санкт-Петербурге. Впоследствии они попали в Эрмитаж и другие музеи и стали фундаментом, на котором развивалось музейное дело Российской империи.

Уже при советской власти на волне притворной борьбы с имперским прошлым правительство РСФСР в 1929 году обратилось к Российской РСФС с требованием вернуть в подсоветскую Украину ряд художественных историко-культурных ценностей, вывезенных в свое время царскими чиновниками в Москву и в Санкт-Петербург. 

Однако даже несмотря на договоренности Паритетной комиссии в 1930 году многие древности, связанные с Украиной и ее историей, россияне так и не вернули. Это касается и пушки "Лев" мастеров-людоедов из Глухова, которая сегодня хранится в музее-заповеднике в Кремле.  


Серебряный кувшин с изображением собаки и птицы.


Серебряный кувшин с изображением фантастического существа Сенмурва и дерева жизни, 3-7 ст.

В 1823 году вблизи села Павловка, ныне Старобельского района Луганской области , во время пахоты небольшого кургана местные крестьяне нашли ряд вещей, среди которых выделялся серебряный с позолотой кувшин для вина с изображением мифического божества Сенмурва (собако-птица), а также две сре. деревянное седло.

Серебряный узкогорлый кувшин для вина имеет слив в виде утиного клюва, изысканно изогнутую ручку и ножку. На туловище сосуды – два овальных медальона с изображениями Сенмурва. Они разделены стилизованным деревом жизни.

Это изделие персидских мастеров 3-7 вв. времен правления в Иране династии Сасанидов. Он мог попасть на земли нынешней Украины либо в результате торговых операций, либо как собственность мигрантов-кочевников. Эти изысканные образцы – очень редкие находки для нашей территории.

Местом находок, которые и сегодня находятся в российском Эрмитаже, указаны населенные пункты Старобельского уезда – без указаний на то, что это территория современной Украины.


Человек из Черной могилы


Мужчина из Черной могилы, кургана 10 в.

Славную Черную могилу, насыпь которой до сих пор возвышается в Чернигове, можно без преувеличения назвать самым выдающимся из раскопанных древнерусских курганов. Этот курган едва ли не единственный, который можно классифицировать как княжеский, датированный второй половиной 10 в. Исследования 1872-1873 годов нашли там сложный погребальный ритуал по типу кремации на месте и огромное количество находок. 

Одной из них была фигурка, на которой из-за значительного количества покрывавших поверхность окислов было сложно разглядеть детализированные черты. Единственное, что тогда поняли – этот человечек сидит с подобранными ногами, а руки расположены перед грудью.

Фигурку сначала почистили до такого состояния, чтобы понять, что это действительно человечек. Выяснилось, что он держит свою длинную бороду в правой руке, а левой сжимает какой-то предмет, потерянный. 

На территории Украины такая фигурка является единственной и уникальной находкой и имеет большое значение для истории и культуры Руси. Такие фигурки – редкость. Кроме черниговской, в мире их известно только пять. Все остальные аналогичные фигурки происходят из скандинавских стран или из регионов, где скандинавы обильно присутствовали в эпоху викингов. По одной из версий, это фигурки для скандинавской средневековой настольной игры hnefatafl. 

Присваивая артефакты из Черной могилы, россияне пытаются присвоить и историю княжеских времен.


Мозаики и фрески из разрушенного Михайловского собора


Мозаичное изображение Димитрия Солунского из Михайловского Златоверхого собора, 1108-1113 гг.

Михайловский монастырь в Киеве, фото начала 20 в.

Зал Третьяковской галереи в Москве с мозаиками, вывезенными из Киева из разрушенного СССР Михайловского собора

Михайловский собор в Киеве построен в 1108-1113 годах во время правления князя Святополка Изяславича. Один из самых больших в древнем Киеве, монастырь был княжеским и в течение 12 в. служил местом погребения киевских правителей.

Советские власти уничтожили взрывчаткой Михайловский Златоверхий собор 14 августа 1937-го. Весной того же года в Государственном украинском музее Киева (ныне Национальный художественный музей Украины) открыли выставку памятников искусства Киевской Руси. В частности, там экспонировали мозаики, фрески и два древних шиферных рельефа из Михайловского Златоверхого собора. 

После того, как директора Украинского музея Пимона Рудякова обвинили в украинском буржуазном национализме и расстреляли в Быковне 22 декабря 1937, экспозицию музея расформировали. Часть экспонатов была передана в Софийский собор в Киеве, который к тому времени уже был музеем. Часть мозаик и фресок отправили в Москву на временную выставку, организованную Государственной Третьяковской галереей. Оттуда россияне их уже не вернули.

В конце 1990-х Михайловский собор был воссоздан в барочных архитектурных формах. Несмотря на то, что часть уникальных мозаик и фресок сохранена в Украине, а в начале 2000-х несколько памятников удалось вернуть в Киев, ряд произведений монументального искусства эпохи Руси россияне и не собираются возвращать. 

Страна-агрессор продолжает кичиться украинским наследием княжеской эпохи, беззастенчиво издавая ее за свои корни. В частности, в Третьяковской галерее фрески, мозаики и сланцевую плиту из Михайловского монастыря демонстрируют в постоянной экспозиции под названием "Древнерусское искусство. Домонгольский период".


Стела Леокса из Херсонского музея


Стела Леокса из Херсонского музея, 5 ст. до н. е.

В октябре 2022 года российские оккупационные власти объявили об "эвакуации" Херсонского областного краеведческого музея. Россияне разграбили археологическую и историческую экспозиции, похитив разновременные археологические находки, коллекцию нумизматики, историческое оружие. И хотя большая часть археологической коллекции музея, которая размещалась в фондохранилище, сохранилась, некоторые знаковые и узнаваемые предметы исчезли. 

Среди украденных россиянами артефактов – уникальная стела Леокса (начало 5 в. до н. э.), найденная во время раскопок на некрополе Ольвии, сегодня – Николаевская область . Ее передали в Херсонский музей еще в 1895 году. Современное местонахождение этого музейного предмета неизвестно.

Стела изготовлена ​​из прямоугольной мраморной плиты, на двух сторонах которой рельефные изображения, а на боковых гранях нанесены надписи. На одной стороне изображен обнаженный воин, опирающийся правой рукой на копье, а левый держит на талии. На другой стороне – профильное изображение фигуры в скифском костюме. 

Верхняя и нижняя части плиты потеряны, поэтому изображения голов и нижней части ног обеих фигур отсутствуют. Если трактовка обнаженной фигуры сомнений не вызывает (это и есть собственно Леокс), то в отношении другой фигуры исследователи до сих пор не пришли к согласию. В ней видят скифа, грека, эллинизированного варвара или даже амазонку.

Реконструкция и перевод надписей на боковых гранях показали там написанные фразы. На одной: "Стою я, отваги памятник, и говорю, что за город погиб далеко, и лежит Леокс, сын Мельпагора" , на другой: "Памятником я являюсь Леокса, сына Мельпагора" .

***

Любой захват или уничтожение памятников во время войны запрещается. Об этом говорит статья 56 Положения о законах и обычаях войны на суше, которое является приложением к IV Конвенции о законах и обычаях войны на суше 1907 года. 

Украине необходимо создать отдельный государственный институт, который будет заниматься вопросами восстановления прав на вывозимые ценности и их возвращением, считает председатель правления всеукраинского ОО "Союз археологов Украины" Евгений Синица.

Он согласен с тем, что добровольно Россия награбленное не вернет, а установившихся механизмов принуждения не существует даже для исполнения судебных решений. Однако, по его мнению, научно-культурная изоляция страны-нарушительницы может являться одним из механизмов такого принуждения.

В конце концов возникнет практический вопрос о компенсации Россией ущерба, нанесенного агрессией. И кроме репарационных выплат Украина имеет право требовать возврата драгоценностей, которые были вывезены как недавно, так и во времена господства имперского центра.

Для этого, по мнению Евгения Синицы, внутреннее законодательство должно быть адаптировано к международному праву, в частности, Никосийской конвенции 2017 года, которая призвана предотвращать незаконный оборот культурных ценностей. 

Денис Самигин, Центр стратегических коммуникаций и информационной безопасности

Komentarų nėra: