«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

penktadienis, spalio 20, 2023

Ukraina. ES. Четыре новые концепции расширения ЕС

 

Четыре новые концепции расширения ЕС: подходят ли они Украине

20 ОКТЯБРЯ 2023, 08:00 — ТАТЬЯНА БОГДАН, ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАВДЫ

Владимир Зеленский во время саммита Европейского политического сообщества. Гранада, 5 октября 2023 года / ПРЕСС-СЛУЖБЫ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ

Вскоре Украина узнает, соглашаются ли в ЕС на открытие переговоров о вступлении.

Предыдущие экспертные ожидания по этому вопросу вполне положительны. Однако одновременно среди экспертов и политиков активно дискутируется вопрос последовательности мер и конечной цели интеграции Украины (а вместе и других кандидатов на вступление) в ЕС.

Большинство согласны с тем, что модель "классического присоединения" уже исчерпала свой потенциал. По этой модели страна-кандидат должна отвечать Копенгагенским критериям и вести переговоры по более чем трем десяткам разделов переговоров о вступлении с введением положений совместного законодательства ЕС.

Но фактически в последние годы ЕС больше делал вид, что ведет переговоры о вступлении с такими странами-кандидатами, как Сербия и Черногория, которые, в свою очередь, лишь делали вид, что проводят необходимые реформы.

Поддержание этой фикции наносило колоссальный ущерб авторитету и доверию к процессу вступления и усиливало позиции скептиков относительно неготовности стран-кандидатов вступить в ЕС.

В качестве альтернативы было разработано несколько концепций последовательности и продвижения на пути стран-кандидатов к вступлению в ЕС.

Среди них – концепция ускоренного присоединения, концепция поэтапного присоединения, концепция Европейского политического сообщества, а также концепция четырех кругов членства.

Попробуем рассмотреть их, проанализировав, как они подходят для Украины.

"Присоединение через войну"

Наиболее простым и выгодным для нашей страны является подход ускоренного присоединения (fast-track accession или accession through war).

Он предусматривает более благоприятное отношение ЕС к заявке на членство исходя из того, что государство-заявитель ведет прямую борьбу за защиту общих европейских ценностей, определенных в статьях 2 и 21 Договора о ЕС.

Авторы и сторонники этого подхода считают, что если Украина ведет открытую войну с агрессором, преследуя цель не только защитить свой суверенитет и территориальную целостность, но и обезопасить от разрушения общие европейские ценности, то Украина должна рассчитывать на масштабную политическую, экономическую, безопасность и гуманитарную поддержку со стороны ЕС и его государств-членов.

"Присоединение через войну" могло бы означать ускорение получения полноправного членства или отсрочку определенных стадий интеграции (наиболее длительных или ресурсоемких) до более благоприятных времен.

Сторонники этой концепции признают, что в Украине должен установиться мир, прежде чем окончательно сможет вступить в ЕС.

Но, продолжают они, ЕС должен предоставить Украине скорую возможность для начала переговоров в знак солидарности с Украиной и сигнал России.

К примеру, бывшая еврокомиссар Сесилия Мальмстрем убеждает в том, что следует как можно быстрее дать старт процессу переговоров о вступлении Украины в ЕС.

Хотя трудно определить, сколько времени займут эти переговоры, Украина должна была бы как можно быстрее воспользоваться перспективами секторальной интеграции; она уже хорошо интегрирована во внутренний рынок ЕС в сфере телекоммуникаций, финансовых услуг и морского транспорта; другие сектора должны открываться постепенно – транспорт, исследования и энергетика и т.д.

Членство в четыре этапа

Альтернативная модель поэтапного присоединения предполагает постепенное открытие страны-кандидата обязательств и преимуществ членства в ЕС.

Таким образом, страна-кандидат получает доступ к привилегиям члена Евросоюза шаг за шагом, с принятием европейского права, то есть acquis, и прохождение других важных этапов процесса вступления.

Выводы Европейского Совета от 23-24 июня 2022 года призвали к принятию подхода поэтапной интеграции по отношению к Западным Балканам, но впоследствии эта формулировка, вероятно, распространится на Украину, Молдову и Грузию.

Среди политиков ЕС открытым приверженцем идеи поэтапной интеграции является министр иностранных дел Австрии Александер Шалленберг.

В документе, представленном министрам иностранных дел ЕС в мае 2022 года, он предложил ввести следующие составляющие этой модели:

(i) постепенная интеграция в единый рынок и такие сферы политики, как торговля, климат, энергетика, исследования, здравоохранение, внешняя деятельность и оборона,

(ii) постепенный доступ стран-кандидатов в фонды ЕС для активизации реформ,

(iii) регулярные приглашения стран-кандидатов на неформальные заседания Совета ЕС.

В теоретическом контексте наиболее проработанную версию этой модели предложил профессор Майкл Эмерсон и его коллеги. Они считают целесообразным установить 4 этапа процесса присоединения (начальный и промежуточный этапы, новое государство-член и традиционное членство), каждый из которых будет связан с выполнением определенных контрольных показателей.

Этапы I и II являются предвступительными и успеваемость государства по каждому из 35 разделов присоединения должна оцениваться в измерении количественных показателей; одновременно Еврокомиссия будет ежегодно готовить итоговые рейтинги качества достигнутых сдвигов.

Вхождение в Этап III с предоставлением статуса "новое государство-член" будет происходить тогда, когда государство-кандидат введет все стандарты, необходимые для вступления. Этот этап предполагает получение 100% финансирования от ЕС на душу населения, но определенные ограничения будут сохраняться при участии в принятии решений на уровне ЕС.

Этап IV будет соответствовать условиям обычного членства с полным спектром юридических и финансовых преимуществ.
 
Источник: M. Emerson, M. Lazarević, S. Blockmans and S. Subotić. A Template for Staged Accession to the EU

Выбери свой уровень интеграции

Еще одной влиятельной концепцией расширения ЕС является концепция " 4 кругов членства " (4 tiers of membership), которую 19 сентября презентовала независимая Немецко-Французская группа экспертов ("Группа двенадцати") на трибуне Совета по общим делам в Брюсселе.

Авторы отчета предполагают создание 4-х уровней или кругов членства, два из которых находятся вне ЕС.

При этом новым членам планируется предоставить право выбирать любой уровень интеграции.

Эти "концентрические круги" формируют

  1. внутренний круг, члены которого имеют более тесные связи, чем те, что связывают ЕС (например, еврозона);
  2. сам ЕС;
  3. ассоциированные члены (имеют только общий внутренний рынок);
  4. круг нового Европейского политического сообщества.

Таким образом, "Группа двенадцати" видит будущее евроинтеграции на четырех разных уровнях, каждый из которых имеет свой баланс прав и обязанностей.

1. Внутренний круг : члены еврозоны и Шенгенской зоны уже реализовали эту форму более глубокой интеграции. Кроме того, уже существует несколько примеров расширенного сотрудничества, включая оборонный союз PESCO.

Подобные коалиции заинтересованных участников могут иметь место в более широком диапазоне сфер (климат, энергетика, общие налоги и т.п.).

2. Круг Евросоюза : все нынешние и будущие государства-члены ЕС подчиняются единым политическим целям для соблюдения статьи 2 Договора ЕС, они являются участниками политики перераспределения, делают взносы и получают трансферты из фондов солидарности ЕС. Нынешние компетенции институтов ЕС формируют основы европейской интеграции.

3. Ассоциированное членство – это первый внешний круг по отношению к обычному членству. Ассоциированные члены не обязаны соблюдать правила более тесной интеграции, а основная их обязанность — соблюдение общих принципов и ценностей ЕС – демократии и верховенства права.

Основной сферой взаимодействия является общий рынок. Институционально ассоциированные члены не будут представлены в Европарламенте или Еврокомиссии, но будут иметь право выступления в Раде. Ассоциированные члены будут вносить взносы в бюджет ЕС, но в меньших объемах, чем на I или II уровне (например, на покрытие общих институциональных расходов), и с получением меньших преимуществ (отсутствие доступа к фондам солидарности и аграрным фондам).

4. Европейское политическое сообщество (ЕПС): второй внешний круг или IV уровень членства не предполагает тесной интеграции с введением обязательного законодательства ЕС и получением доступа к общему рынку. В то же время оно сосредотачивается на геополитическом сближении и политическом сотрудничестве в сферах взаимных интересов - безопасность, экологическая политика.

Источник: Report of Franco-German Working Group on Institute of Reform

Следует напомнить, что Инициатива Европейского политического сообщества была предложена президентом Франции Эманюэлем Макроном в мае прошлого года, во время председательства Франции в Совете ЕС.

Он наметил видение ЕПС как новой политической платформы, открытой для европейских государств, разделяющих общие демократические ценности и стремящихся укрепить политические, экономические, культурные и связки безопасности. ЕПС в видении Макрона призван создать форум для координации, принятия решений и сотрудничества по отдельным проектам, а также для реакции на вызовы, с которыми сталкиваются все европейские страны.

Опции для Украины

Непредвзятый анализ предложенных концепций вступления в ЕС говорит о том, что интересам Украины больше всего отвечал бы вариант быстрого полноценного членства с получением всех его преимуществ.

В подтверждение данного тезиса следует упомянуть исследование Венского института международных экономических исследований, показывающее, что за 4 года после вступления в ЕС ВВП на душу населения увеличился на 29% в Чехии на 19% в Венгрии, на 32% в Польше и на 44% Словакии; в странах Балтии этот же показатель вырос на 63% в Эстонии, на 58% в Латвии и на 52% в Литве.

Ученые установили, что основными движущими силами экономического роста в вступивших в ЕС странах были масштабный приток прямых инвестиций, увеличение государственных расходов и совершенствование институтов. При этом вступление в ЕС положительно повлияло на каждый из названных факторов роста, а трансферты ЕС стали одним из главных детерминант повышения уровня доходов в новых членах.

Несмотря на свою привлекательность, сценарий ускоренного вступления Украины в ЕС пока не реалистичен или готов к внедрению в перспективе 2-3 лет. Ведь он предусматривает как проведение глубоких институциональных реформ в Украине, так и адаптацию ЕС к новой волне расширения.

Поэтому на пути к конечной цели новое содержание интеграционной политики Украины и ЕС должно обеспечивать материализацию достижений от сближения и эффективное включение Украины в большинство программ ЕС.

Конечно, промежуточные варианты интеграции не могут являться заменителями полноценного членства. Но дойти до своеобразного получленства Украина смогла бы гораздо быстрее. Полное членство в ЕС в таком случае выступало бы конечной целью реформирования и продвижения вперед.

В этом контексте достаточно привлекательна для Украины концепция поэтапного присоединения.

Включение Украины в схемы региональной и промышленной политики ЕС, инфраструктурные инициативы, секторальные программы ЕС и расширение доступа к бюджету ЕС еще на ранних этапах интеграции будет давать своеобразное вознаграждение за реформаторские усилия.

Это будет быстро материализоваться в видимом росте благосостояния.

Важный момент - при внешнем сходстве концепций "поэтапной интеграции" и 4-х кругов членства, последняя для Украины менее выгодна.

Ведь III уровень интеграции (ассоциированное членство) не предполагает участия в политике выравнивания ЕС, хотя и вводит обязанности по уплате членских взносов. Государство – ассоциированный член не будет иметь права голоса во многих органах ЕС. Не гарантирован и переход ассоциированного члена к I или II кругу интеграции, то есть в статус члена.

В этой связи премьер-министр Денис Шмигаль уже сделал политическое заявление о том, что Украина не согласится с "членством второго сорта".

Аналогично и концепция Европейского политического сообщества без энтузиазма воспринимается Украиной и другими государствами-кандидатами, которые не без основания опасаются, что ЕПС может либо взорвать их намерения, либо даже стать альтернативой членству в ЕС, как это раньше происходило с Европейской политикой соседства.

Таким образом, Украина должна стремиться и принимать все необходимые меры для получения полноправного членства в ЕС – ускоренного или поэтапного .

Но одновременно – не стоит игнорировать готовность самого ЕС включить в свой состав новых членов.

Украина вряд ли сможет рассчитывать на ускоренное членство в ЕС исходя не только из собственной способности достичь определенных критериев, но и возможностей самого ЕС эффективно интегрировать новых членов.

Поэтому многие факторы указывают на то, что наиболее желательно для Украины была бы модель поэтапного присоединения с достижением к 2030 году IV, то есть - окончательного этапа членства. 
 
Автор: Татьяна Богдан, 
директор по научной работе "Growford Institute"

Komentarų nėra: