Четыре новые концепции расширения ЕС: подходят ли они Украине
20 ОКТЯБРЯ 2023, 08:00 — ТАТЬЯНА БОГДАН, ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАВДЫ
Владимир Зеленский во время саммита Европейского политического сообщества. Гранада, 5 октября 2023 года / ПРЕСС-СЛУЖБЫ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ
Вскоре Украина узнает, соглашаются ли в ЕС на открытие переговоров о вступлении.
Предыдущие экспертные ожидания по этому вопросу вполне положительны. Однако одновременно среди экспертов и политиков активно дискутируется вопрос последовательности мер и конечной цели интеграции Украины (а вместе и других кандидатов на вступление) в ЕС.
Большинство согласны с тем, что модель "классического присоединения" уже исчерпала свой потенциал. По этой модели страна-кандидат должна отвечать Копенгагенским критериям и вести переговоры по более чем трем десяткам разделов переговоров о вступлении с введением положений совместного законодательства ЕС.
Но фактически в последние годы ЕС больше делал вид, что ведет переговоры о вступлении с такими странами-кандидатами, как Сербия и Черногория, которые, в свою очередь, лишь делали вид, что проводят необходимые реформы.
Поддержание этой фикции наносило колоссальный ущерб авторитету и доверию к процессу вступления и усиливало позиции скептиков относительно неготовности стран-кандидатов вступить в ЕС.
В качестве альтернативы было разработано несколько концепций последовательности и продвижения на пути стран-кандидатов к вступлению в ЕС.
Среди них – концепция ускоренного присоединения, концепция поэтапного присоединения, концепция Европейского политического сообщества, а также концепция четырех кругов членства.
Попробуем рассмотреть их, проанализировав, как они подходят для Украины.
"Присоединение через войну"
Наиболее простым и выгодным для нашей страны является подход ускоренного присоединения (fast-track accession или accession through war).
Он предусматривает более благоприятное отношение ЕС к заявке на членство исходя из того, что государство-заявитель ведет прямую борьбу за защиту общих европейских ценностей, определенных в статьях 2 и 21 Договора о ЕС.
Авторы и сторонники этого подхода считают, что если Украина ведет открытую войну с агрессором, преследуя цель не только защитить свой суверенитет и территориальную целостность, но и обезопасить от разрушения общие европейские ценности, то Украина должна рассчитывать на масштабную политическую, экономическую, безопасность и гуманитарную поддержку со стороны ЕС и его государств-членов.
"Присоединение через войну" могло бы означать ускорение получения полноправного членства или отсрочку определенных стадий интеграции (наиболее длительных или ресурсоемких) до более благоприятных времен.
Сторонники этой концепции признают, что в Украине должен установиться мир, прежде чем окончательно сможет вступить в ЕС.
Но, продолжают они, ЕС должен предоставить Украине скорую возможность для начала переговоров в знак солидарности с Украиной и сигнал России.
К примеру, бывшая еврокомиссар Сесилия Мальмстрем убеждает в том, что следует как можно быстрее дать старт процессу переговоров о вступлении Украины в ЕС.
Хотя трудно определить, сколько времени займут эти переговоры, Украина должна была бы как можно быстрее воспользоваться перспективами секторальной интеграции; она уже хорошо интегрирована во внутренний рынок ЕС в сфере телекоммуникаций, финансовых услуг и морского транспорта; другие сектора должны открываться постепенно – транспорт, исследования и энергетика и т.д.
Членство в четыре этапа
Альтернативная модель поэтапного присоединения предполагает постепенное открытие страны-кандидата обязательств и преимуществ членства в ЕС.
Таким образом, страна-кандидат получает доступ к привилегиям члена Евросоюза шаг за шагом, с принятием европейского права, то есть acquis, и прохождение других важных этапов процесса вступления.
Выводы Европейского Совета от 23-24 июня 2022 года призвали к принятию подхода поэтапной интеграции по отношению к Западным Балканам, но впоследствии эта формулировка, вероятно, распространится на Украину, Молдову и Грузию.
Среди политиков ЕС открытым приверженцем идеи поэтапной интеграции является министр иностранных дел Австрии Александер Шалленберг.
В документе, представленном министрам иностранных дел ЕС в мае 2022 года, он предложил ввести следующие составляющие этой модели:
(i) постепенная интеграция в единый рынок и такие сферы политики, как торговля, климат, энергетика, исследования, здравоохранение, внешняя деятельность и оборона,
(ii) постепенный доступ стран-кандидатов в фонды ЕС для активизации реформ,
(iii) регулярные приглашения стран-кандидатов на неформальные заседания Совета ЕС.
В теоретическом контексте наиболее проработанную версию этой модели предложил профессор Майкл Эмерсон и его коллеги. Они считают целесообразным установить 4 этапа процесса присоединения (начальный и промежуточный этапы, новое государство-член и традиционное членство), каждый из которых будет связан с выполнением определенных контрольных показателей.
Этапы I и II являются предвступительными и успеваемость государства по каждому из 35 разделов присоединения должна оцениваться в измерении количественных показателей; одновременно Еврокомиссия будет ежегодно готовить итоговые рейтинги качества достигнутых сдвигов.
Вхождение в Этап III с предоставлением статуса "новое государство-член" будет происходить тогда, когда государство-кандидат введет все стандарты, необходимые для вступления. Этот этап предполагает получение 100% финансирования от ЕС на душу населения, но определенные ограничения будут сохраняться при участии в принятии решений на уровне ЕС.
Этап IV будет соответствовать условиям обычного членства с полным спектром юридических и финансовых преимуществ.
Источник: M. Emerson, M. Lazarević, S. Blockmans and S. Subotić. A Template for Staged Accession to the EU
Выбери свой уровень интеграции
Еще одной влиятельной концепцией расширения ЕС является концепция " 4 кругов членства " (4 tiers of membership), которую 19 сентября презентовала независимая Немецко-Французская группа экспертов ("Группа двенадцати") на трибуне Совета по общим делам в Брюсселе.
Авторы отчета предполагают создание 4-х уровней или кругов членства, два из которых находятся вне ЕС.
При этом новым членам планируется предоставить право выбирать любой уровень интеграции.
Эти "концентрические круги" формируют
- внутренний круг, члены которого имеют более тесные связи, чем те, что связывают ЕС (например, еврозона);
- сам ЕС;
- ассоциированные члены (имеют только общий внутренний рынок);
- круг нового Европейского политического сообщества.
Таким образом, "Группа двенадцати" видит будущее евроинтеграции на четырех разных уровнях, каждый из которых имеет свой баланс прав и обязанностей.
1. Внутренний круг : члены еврозоны и Шенгенской зоны уже реализовали эту форму более глубокой интеграции. Кроме того, уже существует несколько примеров расширенного сотрудничества, включая оборонный союз PESCO.
Подобные коалиции заинтересованных участников могут иметь место в более широком диапазоне сфер (климат, энергетика, общие налоги и т.п.).
2. Круг Евросоюза : все нынешние и будущие государства-члены ЕС подчиняются единым политическим целям для соблюдения статьи 2 Договора ЕС, они являются участниками политики перераспределения, делают взносы и получают трансферты из фондов солидарности ЕС. Нынешние компетенции институтов ЕС формируют основы европейской интеграции.
3. Ассоциированное членство – это первый внешний круг по отношению к обычному членству. Ассоциированные члены не обязаны соблюдать правила более тесной интеграции, а основная их обязанность — соблюдение общих принципов и ценностей ЕС – демократии и верховенства права.
Основной сферой взаимодействия является общий рынок. Институционально ассоциированные члены не будут представлены в Европарламенте или Еврокомиссии, но будут иметь право выступления в Раде. Ассоциированные члены будут вносить взносы в бюджет ЕС, но в меньших объемах, чем на I или II уровне (например, на покрытие общих институциональных расходов), и с получением меньших преимуществ (отсутствие доступа к фондам солидарности и аграрным фондам).
4. Европейское политическое сообщество (ЕПС): второй внешний круг или IV уровень членства не предполагает тесной интеграции с введением обязательного законодательства ЕС и получением доступа к общему рынку. В то же время оно сосредотачивается на геополитическом сближении и политическом сотрудничестве в сферах взаимных интересов - безопасность, экологическая политика.
Источник: Report of Franco-German Working Group on Institute of Reform
Следует напомнить, что Инициатива Европейского политического сообщества была предложена президентом Франции Эманюэлем Макроном в мае прошлого года, во время председательства Франции в Совете ЕС.
Он наметил видение ЕПС как новой политической платформы, открытой для европейских государств, разделяющих общие демократические ценности и стремящихся укрепить политические, экономические, культурные и связки безопасности. ЕПС в видении Макрона призван создать форум для координации, принятия решений и сотрудничества по отдельным проектам, а также для реакции на вызовы, с которыми сталкиваются все европейские страны.
Опции для Украины
Непредвзятый анализ предложенных концепций вступления в ЕС говорит о том, что интересам Украины больше всего отвечал бы вариант быстрого полноценного членства с получением всех его преимуществ.
В подтверждение данного тезиса следует упомянуть исследование Венского института международных экономических исследований, показывающее, что за 4 года после вступления в ЕС ВВП на душу населения увеличился на 29% в Чехии на 19% в Венгрии, на 32% в Польше и на 44% Словакии; в странах Балтии этот же показатель вырос на 63% в Эстонии, на 58% в Латвии и на 52% в Литве.
Ученые установили, что основными движущими силами экономического роста в вступивших в ЕС странах были масштабный приток прямых инвестиций, увеличение государственных расходов и совершенствование институтов. При этом вступление в ЕС положительно повлияло на каждый из названных факторов роста, а трансферты ЕС стали одним из главных детерминант повышения уровня доходов в новых членах.
Несмотря на свою привлекательность, сценарий ускоренного вступления Украины в ЕС пока не реалистичен или готов к внедрению в перспективе 2-3 лет. Ведь он предусматривает как проведение глубоких институциональных реформ в Украине, так и адаптацию ЕС к новой волне расширения.
Поэтому на пути к конечной цели новое содержание интеграционной политики Украины и ЕС должно обеспечивать материализацию достижений от сближения и эффективное включение Украины в большинство программ ЕС.
Конечно, промежуточные варианты интеграции не могут являться заменителями полноценного членства. Но дойти до своеобразного получленства Украина смогла бы гораздо быстрее. Полное членство в ЕС в таком случае выступало бы конечной целью реформирования и продвижения вперед.
В этом контексте достаточно привлекательна для Украины концепция поэтапного присоединения.
Включение Украины в схемы региональной и промышленной политики ЕС, инфраструктурные инициативы, секторальные программы ЕС и расширение доступа к бюджету ЕС еще на ранних этапах интеграции будет давать своеобразное вознаграждение за реформаторские усилия.
Это будет быстро материализоваться в видимом росте благосостояния.
Важный момент - при внешнем сходстве концепций "поэтапной интеграции" и 4-х кругов членства, последняя для Украины менее выгодна.
Ведь III уровень интеграции (ассоциированное членство) не предполагает участия в политике выравнивания ЕС, хотя и вводит обязанности по уплате членских взносов. Государство – ассоциированный член не будет иметь права голоса во многих органах ЕС. Не гарантирован и переход ассоциированного члена к I или II кругу интеграции, то есть в статус члена.
В этой связи премьер-министр Денис Шмигаль уже сделал политическое заявление о том, что Украина не согласится с "членством второго сорта".
Аналогично и концепция Европейского политического сообщества без энтузиазма воспринимается Украиной и другими государствами-кандидатами, которые не без основания опасаются, что ЕПС может либо взорвать их намерения, либо даже стать альтернативой членству в ЕС, как это раньше происходило с Европейской политикой соседства.
Таким образом, Украина должна стремиться и принимать все необходимые меры для получения полноправного членства в ЕС – ускоренного или поэтапного .
Но одновременно – не стоит игнорировать готовность самого ЕС включить в свой состав новых членов.
Украина вряд ли сможет рассчитывать на ускоренное членство в ЕС исходя не только из собственной способности достичь определенных критериев, но и возможностей самого ЕС эффективно интегрировать новых членов.
Поэтому многие факторы указывают на то, что наиболее желательно для Украины была бы модель поэтапного присоединения с достижением к 2030 году IV, то есть - окончательного этапа членства.
Автор: Татьяна Богдан,
директор по научной работе "Growford Institute"
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą