«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

pirmadienis, spalio 30, 2023

Rinkimai UA. выборов никто не хочет, но все готовятся


Проводить выборы во время войны или нет: украинцы сказали свое слово

12:58, 30.10.23 Виталий Саенко, unian

Лишь 16% опрошенных считают, что выборы должны проводиться несмотря на войну / фото УНИАН, Виктор Ковальчук

Во всех регионах Украины большинство населения выступают против проведения выборов во время войны.


Абсолютное большинство граждан Украины поддерживает проведение парламентских и президентских выборов после завершения войны.

Согласно результатам опроса, проведенного в течение 30 сентября - 13 октября 2023 года Киевским международным институтом социологии (КМИС), по состоянию на октябрь 2023 года 81% респондентов считают, что выборы должны проводиться после войны и сейчас они не ко времени.

При этом, 16% опрошенных считают, что выборы уже должны проводиться несмотря на войну, в определенные Конституцией сроки - парламентские в октябре 2023 и президентские в марте 2024 года. Еще 3% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос.

Как отметили социологи, во всех регионах Украины большинство населения выступают против проведения выборов во время войны. На западе Украины это поддерживают 84% опрошенных, в центре - 82%, на юге - 79% и на востоке - 74%.

Также у респондентов спросили, как они относятся к идее введения возможности голосования на выборах через интернет. КМИС впервые задавал этот вопрос в ноябре 2021 года.

Большинство украинцев как раньше, так и сейчас (65% по состоянию на октябрь 2023 года) негативно относятся к идее дистанционного голосования через интернет и переживают за риски фальсификаций. Поддерживают такую идею - 29%. Так, во всех регионах Украины большинство населения (55-68%) относятся негативно к идее введения дистанционного голосования.

Кроме того, у украинцев спросили мнение о возможном ограничении прав граждан на период восстановления страны после войны.

В частности, хотя украинцы считают целесообразным отложить проведение выборов на период после войны, но при этом 88% настаивают, что в Украине должна строиться развитая демократическая система в соответствии с нормами Европейского Союза. За ограничение прав граждан на период восстановления после войны выступают 7% респондентов. Еще 5% не смогли ответить. Во всех регионах Украины абсолютное большинство против ограничений на период восстановления.

Исполнительный директор КМИС Антон Грушецкий отметил, что выборы – это и способ "очищения" власти от тех, кто не оправдал ожиданий, и безусловно подтверждение легитимности.

"Мы сейчас наблюдается нарастание внутренней критики к центральным органам власти, и особенно население заинтересовано в обновлении парламента и правительства (в то же время при сохранении высокого уровня доверия Президенту). Однако если раньше в истории Украины нарастание критики шло рядом с нарастанием требований немедленных выборов, то сейчас украинцы настаивают, что приоритет – это победа, выборы – не ко времени и должны быть проведены уже после завершения войны", - сообщил Грушецкий.

Он убежден, что для украинцев откладывание выборов не означает, что власть теряет легитимность, а электоральное "очищение" власти украинцы готовы отложить на период после победы.

Выборы в Украине - последние новости

В 2024 году должны были бы состояться выборы президента Украины. В связи с полномасштабным вторжением России в Украину действует военное положение, во время которого проведение выборов невозможно. В то же время президент Владимир Зеленский заявил, что Украина готова провести выборы в 2024 году, но есть ряд проблем.

Позже Зеленский сообщил, что выборы в Украине могут состояться, "если парламенту удастся решить все задачи по обеспечению доступа к голосованию".



Зеленский покинет пост президента Украины после войны

2023-10-11 Сергей Ромашенко, DW

Владимир Зеленский / Europa Press/abaca/picture alliance

Владимир Зеленский заявил, что он готов переизбираться на пост президента лишь в период войны против России. "Я не могу сбежать, когда идет война", - сказал он в интервью румынскому СМИ


Президент Украины Владимир Зеленский после окончания агрессивной войны России против его страны, которой пока не видно конца, не намерен вновь баллотироваться на высший государственный пост. "Пока идет война - да. Когда война закончится - нет", - сказал он в интервью румынскому новостному ресурсу digi24 в интервью, обнародованном в ночь на среду, 11 октября.

По словам Зеленского, он не может сбежать, пока Россия ведет войну против его страны.

Приостановка выборов на период военного положения

Регулярный срок президентский полномочий Зеленского, согласно Конституции Украины, заканчивается 31 марта будущего года. В то же время на основании ныне действующего военного положения, введенного после российского вооруженного вторжения в Украину в феврале 2022 года, проведения выборов не предусмотрено. Первоначально запланированные на октябрь парламентские выборы в Украине также были отложены на неопределенный срок.

В то же время раздаются все новые призывы изменить законодательство и проводить выборы и в военное время. Зеленский до сих пор отвергал эти требования, ссылаясь, в частности, на нехватку финансирования Украины, зависящей от иностранных кредиторов.

45-летний Владимир Зеленский был избран президентом Украины еще до войны - в 2019 году. Тогда он заявлял, что намерен оставаться на посту президента лишь один срок, но впоследствии уже не исключал возможности своего переизбрания.



Владимир Зеленский и травма недоверия

ПАВЕЛ КАЗАРИНpravda — 24 СЕНТЯБРЯ 2023, 05:30

Владимир Зеленский и травма недоверия
КОЛЛАЖ − АНДРЕЙ КАЛИСТРАТЕНКО

Порой есть ощущение, что страна продолжает жить в отголосках выборов 2019-го.

Это особенно заметно на уровне соцсетей. Каждый скандал и каждый кризис рождает на свет волну прогнозируемых реакций. Большинство из которых так или иначе сводятся к тому, что виноват официальный Киев.

Это может касаться самых разных тем. Прошлогодние успехи российского вторжения. Драматизм нынешнего контрнаступления. "Экспортные" баталии с западными соседями Украины. Каждый кейс рождает на свет комментарии, общий смысл которых вписывается в концепцию "виновата наша власть".

Безусловно, власть, так или иначе, несет ответственность за то, что происходит в стране. Тем более, если речь идет о силе, сумевшей взять в парламенте монобольшинство. Но во всей этой истории есть моменты, которые вызывают вопросы.

Кампания 2019 года была, вероятно, наиболее эмоциональной за последние девять лет. Владимир Зеленский пугал многих отсутствием опыта, четких ценностных взглядов и изрядной политической всеядностью. Внутри его партии нашлось место как представителям проукраинского лагеря – так и тем, кто прежде чувствовал себя комфортно в лагере пророссийском. 

Будущий президент не спешил расставлять точки над своими политическими "i", а потому каждый волен был додумывать его так, как хотел. Оттого одни связывали с его избранием скорый расцвет, а другие – не менее неизбежный крах.

Те, кто радовался избранию нового президента, были довольно пестрыми по своим взглядам. Одни устали от его предшественника. Другие хотели поставить на паузу украинизацию и национально-ориентированную политику. Третьи ждали скорого экономического чуда и борьбу с коррупцией. Четвертые хотели прекращения войны "здесь и сейчас". Кто-то – не вписавшись в прежнюю архитектуру власти – надеялся вписаться в новую.

Те, кто воспринимал избрание нового президента как риск, были более сплоченными. В основном, это были сторонники повестки суверенитета. 

Те, кто считал главной угрозой стране не коррупцию, а войну. Этот лагерь исходил из того, что риски для выживания страны слишком велики, чтобы идти на необдуманные электоральные эксперименты. 

Условно говоря, если сторонники Владимира Зеленского голосовали за него, чтобы стало лучше, то его противники голосовали против него, чтобы не стало хуже.

Следующие три года события развивались так, что ни одна из групп не могла заявить о собственном триумфе. Экономического чуда не случилось. Сдачи национальных интересов на переговорах с Москвой – тоже. Коррупция не исчезла. Украинизация страны не сменилась русификацией. Прорыва в евроинтеграции не было. Санкции против пророссийских телеканалов – ввели. К осени 21-года Владимир Зеленский подходил в привычном для украинских президентов статусе. Рейтинг снижался и перспективы второго срока выглядели не вполне очевидными.

Все изменило полномасштабное вторжение.

Военная лавина сошла и перелицевала пространство украинской политики. Сперва главной задачей стало остановить агрессора. Затем – выбить его с оккупированных территорий. Ключевой вопрос внутренней политики свелся к тому, усиливает ли то или иное решение обороноспособность, или ослабляет ее. 

Украина не способна обеспечить себя всем необходимым вооружением, а потому возникла необходимость, чтобы как можно больше стран согласились быть нашим тылом. И, вопреки ожиданиям многих, Владимир Зеленский в свою новую редакцию президентской роли вписался довольно органично.

Можно спорить о том, что именно стало причиной дипломатических успехов Украины. Сторонники президента скажут, что все дело в умении Владимира Зеленского "чувствовать зал" и находить подход к лидерам других стран. Противники скажут, что поддержка нашей страны объясняется трагедией Бучи, ужаснувшей цивилизованный мир. 

Скорее всего правы и те, и другие. Мы не остались один на один с агрессором по множеству причин. Но списывать со счетов лидера воюющей страны так же бессмысленно, как и сводить все происходящее только лишь к нему.

Однако даже спустя четыре с половиной года травма 2019-го продолжает жить. Те, кто на последних президентских выборах видел в шестом президенте страны катастрофу, настойчиво ищут подтверждение своим взглядам. Порой кажется, что война превратилась для них в декорацию для утверждения собственной правоты. Когда любой неуспех или ситуативное поражение превращается в удобный способ повторить сакраментальное "а я же говорил".

В результате любое противоречие, которое возникает между официальным Киевом и другими столицами, немедленно трактуется как вина украинских властей. Любой конфликт – как итог ошибок украинских чиновников. Любое расхождение в позициях – как ситуация, в которой не зазорно стать на сторону "чужого", потому что слишком уж велико недоверие к "своему". 

Если Польша поступает недружественно – виноват Киев. Если где-то в Европе побеждают украиноскептики – это вина нашей дипломатии. Если в Вашингтоне нам не готовы дать все, что мы просим – то лишь потому, что помнят про "майские шашлыки".

Если Зеленский назначил Залужного – то это американцы его заставили. Если в начале войны врага не удалось остановить на границе – то это результат предательства. Вершиной этой позиции служит фраза "если бы президентом страны был другой человек – войны бы не случилось".

Многим людям сердце заменило голову. В каждой ситуации они ищут повод пощекотать собственное эго. Когда желание чувствовать себя правым побеждает инстинкт самосохранения – тогда за живучесть корабля перестают бороться. В результате любая неутешительная новость для этого лагеря становится поводом для мстительного злорадства.

Причем мы все это уже проходили. Начиная с 2018-го – когда предыдущего президента обвиняли в том, что он увеличил свой капитал в 82 раза, зарабатывает на войне, а потому и не закончил АТО за две недели, как обещал. Точно так же любое достижение объявлялось половинчатым, любой неуспех – катастрофой, а каждое решение изучалось исключительно с точки зрения его потенциальной коррупционной емкости.

Вполне может быть, что если бы не война, Владимир Зеленский уже сейчас ощутил бы на себе всю переменчивость народной любви. Лагерь его изначальных критиков уже бы активно прирастал разочарованными недавними сторонниками. Завышенные ожидания становятся проблемой любого президента, а для многих вдобавок "обвинить власть" равноценно "оправдать себя". 

Если власть ужасна – я не буду идти в военкомат. Если власть преступна – я не стану платить налоги. Если там наверху сидят предатели, то я имею право на права без обязанностей.

Чужое несовершенство для многих начинает выступать как универсальное оправдание. И чем грандиознее масштаб чужого греха, тем незаметнее на этом фоне будет смотреться мой собственный. Маленький человек расправил плечи на фоне чужого несовершенства. И держится за это несовершенство как за щит – чтобы не остаться голым. Если бы не анестезия войны – "маленькие люди" вовсю и публично пополняли бы ряды скептиков, подыскивая себе нового кумира. 

Правда в том, что у украинской власти достаточно грехов. Она недооценивала риски и наступала на грабли. Не верит в институты, предпочитая полагаться на персоналии. Не умеет признавать ошибки и извиняться за них. Она перепридумывает себя задним числом – не отличаясь в этом от абсолютного большинства своих сограждан. Мы смотрим на чиновников, думая о том, что это кривые зеркала, а на самом деле это обычные.

Но по властным коридорам ходят те, кто про коррупцию, и те, кто про перемены. Те, кто про карьеру, и те, кто про будущее. Там есть мстительные и конструктивные. Завистливые и договороспособные. Профессиональные и не очень. Когда-нибудь мы придем на избирательные участки и определим, каких людей там было больше. Но для этого нужна сущая безделица. Не проиграть войну.

А другой власти на время войны у истории для нас нет.

Павел Казарин, для УП



Демократическая дилемма Украины: когда проводить выборы
Проведение честных выборов сейчас кажется почти невозможным на фоне войны и цензуры СМИ, но давление с целью перемен растет.

6 СЕНТЯБРЯ 2023 Г. 4:01 УТРА ПО ЦЕНТРАЛЬНОЕВРОПЕЙСКОМУ ВРЕМЕНИ

В Украине проходят президентские выборы
Эксперты сходятся во мнении, что провести выборы во время войны будет чрезвычайно сложно, но не невозможно | Брендан Хоффман/Getty Images

КИЕВ — Если бы Россия не вторглась, Украина должна была провести парламентские выборы в следующем месяце и президентские выборы в марте 2024 года.

Могут ли или должны состояться выборы, снова стала оживленной темой дискуссий в Киеве после того, как сенатор США Линдси Грэм в конце августа призвал Киев организовать «свободные и справедливые» выборы, даже когда он находится под тотальным нападением со стороны России.

Президент Украины Владимир Зеленский решительно заявляет, что хочет баллотироваться на второй срок. «В 2024 году, если война продолжится и пройдут выборы, я никогда в жизни не покину свою страну. Потому что я гарант Конституции и буду защищать ее в любом случае», — заявил он в недавнем интервью португальской общественной телекомпании  RTP.

Зеленский  ответил  Грэму, заявив, что он готов — если парламент согласится — отменить военное положение, которое запрещает стране проводить выборы во время войны, но эта тема поднимает серьезные вопросы о демократической легитимности: большинство телеканалов жестко контролируются правительству, солдатам придется голосовать в прифронтовых окопах, а миллионы украинцев бежали за границу.

Хорошо осознавая все эти препятствия, Зеленский утверждает, что Западу придется помочь Украине организовать голосование примерно за  6,2 миллиона  украинских беженцев, которые покинули страну после российского вторжения в феврале 2022 года. Он также сказал, что партнерам Украины необходимо будет предоставить еще 5 миллионов украинских беженцев. миллиардов гривен (120 миллионов евро) на создание избирательных участков и отправку наблюдателей, особенно в самые сложные районы, такие как зоны боевых действий.

Несмотря на заинтересованность Зеленского в выборах, никто не сомневается, что это будет серьезный вопрос.  

Наблюдатели за выборами, политологи и даже депутаты от оппозиции, которые говорили с POLITICO, согласны с тем, что Украина не может гарантировать свободный, справедливый и безопасный избирательный процесс, пока Россия наносит ракетные удары по Украине, телеканалы подвергаются цензуре, а 20 процентов территории не смогут этого сделать. голосовать, поскольку он оккупирован силами Кремля.

«Я понимаю, что условия безопасности для проведения выборов будут сложными. Однако я не могу придумать лучшей инвестиции в стабильность Европы, чем помощь Украине в выживании как независимой, самоуправляющейся демократии, основанной на верховенстве закона. Я бы призвал всех союзников Украины оказать финансовую и техническую помощь для поддержки этих усилий», —  написал Грэм в своем твиттере.

Бюллетени для голосования в зоне боевых действий

Ольга Айвазовская, глава правления Гражданской сети «Опора», украинского наблюдателя за выборами, предупредила об опасности преждевременных выборов.

«Выборы — это свобода слова, свободное передвижение, отсутствие цензуры, общение с избирателями, деятельность политических партий и т. д. Все это невозможно гарантировать в горячую фазу войны», — сказала она POLITICO.

Надвигающаяся опасность, которую она указала, заключалась в том, что без справедливой политической борьбы, которая была бы невозможна в условиях ограничений, введенных правительством во время войны, могла произойти делегитимизация власти.  

«Такие выборы были бы далеки от акта демократии во время войны. Страна может получить правителей, избираемых только гражданами той части Украины, которая не оккупирована Россией. И это поможет Кремлю зафиксировать новую геополитическую реальность контроля над остальной частью Украины», — добавила Айвазовская.  

Владимир Зеленский заявил, что понимает логику партнеров Украины, призывающих Киев провести голосование во время войны | Фотография бассейна сделана Олегом Петрасюком через AFP/Getty Images.

Оставаться едиными

Зеленский говорит, что понимает логику партнеров Украины, призывающих Киев провести голосование во время войны.  

«Если вы защищаете демократию, то даже во время войны вам следует думать об этой защите. Выборы – один из способов сделать это. Но недаром во время войны выборы запрещены законом. Их очень сложно удержать», — сказал Зеленский.

Зеленский добавил, что никто еще не показал ему, как организовывать выборы для военнослужащих на передовой и для беженцев за рубежом.

Хотя помощь в организации голосования за границей возможна, Дмитрий Разумков, украинский депутат, который раньше был руководителем политической кампании Зеленского в 2019 году, но сейчас находится в оппозиции, пошутил, что ему хотелось бы посмотреть, как иностранные наблюдатели будут организовывать свои миссии на передовой в условиях постоянного бомбардировка.   

«Ни депутаты, ни ЦИК не могут сказать, сколько времени потребуется на создание нового списка избирателей. Где наши избиратели и как организовать этот процесс? У нас огромная территория либо под оккупацией, либо там разрушена инфраструктура, нет людей, нет возможности организовать избирательный процесс на местах», — заявил Разумков POLITICO.

Мало того, любая избирательная кампания означает критику действующей власти, а это приводит к расколу, когда нация должна оставаться максимально единой, добавил Разумков. «Выборы также означают агитацию и доступ к СМИ для всех кандидатов. И я уже давно не получал интервью на контролируемом государством национальном телемарафоне [телепрограмме] Украины», — добавил Разумков.

Не могу откладывать навсегда

Эксперты сходятся во мнении, что провести выборы во время войны будет чрезвычайно сложно, но не невозможно.  

«Страна, находящаяся в состоянии войны, не очень хорошо подходит для проведения выборов. Но в то же время хорошо, что у них есть такая дискуссия. Это также показывает, что это за страна. Они ценят саму демократию. Поэтому я оставляю это, конечно, на их усмотрение. Посмотрим, каков будет результат», — заявила POLITICO министр обороны Нидерландов Кайса Оллонгрен.

Рано или поздно выборы придется провести, заявил POLITICO украинский политолог Владимир Фесенко.

«Если война затянется еще на несколько лет, неизбежно возникнут дебаты о выборах. Это будет зависеть от масштабов боевых действий», — добавил аналитик. Тем не менее, парламент должен отменить запрет на выборы во время войны, проголосовать за изменения в бюджете, чтобы найти деньги на выборы, и изменить избирательный кодекс.

«Нам нужны процедуры, которые позволят голосовать людям, которые сменили место жительства, потому что миллионы покинули свои дома. Им должна быть предоставлена ​​возможность голосовать», — сказал Фесенко. «Я прогнозирую, что в 2024 году у нас могут состояться выборы. Но реальность будет зависеть от масштабов боевых действий. Новая эскалация будет означать отказ от голосования», — добавил он.

Возможно, было бы несправедливо ожидать, что Украина выполнит это обязательство в краткосрочной перспективе, сказал POLITICO Сэм ван дер Стаак, директор европейского аналитического центра Международного института демократии и помощи в выборах.  

«Для Украины и проблем, с которыми она сталкивается, такое вовлечение в процесс принятия решений сейчас важно, как никогда», — сказал он. «Если мы снизим планку для Украины, это будет противоречить собственному желанию страны, чтобы к ней относились как к полной демократии, и, возможно, даже подпитывать вредоносные нарративы».




«Я не брошу государство». Зеленский пойдет на второй срок, если выборы пройдут во время войны

2023-08-31  22:27  BBC

Президент Украины Владимир Зеленский в интервью португальскому общественному телевидению RTP заявил, что будет баллотироваться в президенты, если выборы пройдут в 2024 году во время войны.

«В 2024 году, если будет продолжаться война, если выборы будут проводиться, я никогда в своей жизни не брошу свое государство. Потому что я являюсь гарантом Конституции, я ее защищаю в любом случае», – сказал он.

Перед выборами 2019 года Зеленский обещал, что не пойдет на второй срок.

По Конституции очередные парламентские выборы должны были состояться в Украине осенью 2023 года, а президентские – в марте 2024 года, однако законодательство и Конституция Украины запрещают проводить выборы в условиях военного положения.

Западные союзники Украины неоднократно намекали, что хотели бы проведения выборов, несмотря на войну.

23 августа сенатор от Республиканской партии США Линдси Грэм заявил, что выборы в Украине должны состояться. По его мнению, «свободные и честные выборы, даже во время нападения» на Украину, могут продемонстрировать, изменилась ли страна в плане коррупции.

Зеленский в недавнем интервью говорил, что для проведения выборов необходимо прежде всего внести изменения в законодательство, также потребуется дополнительное финансирование.

По его словам, очень важно решить проблему безопасности, кроме того, западные страны должны помочь в организации выборов для миллионов беженцев в европейских и других странах.



США и ЕС должны разделить риски возможного проведения выборов в Украине во время войны – Владимир Зеленский

27 августа 2023 года - 19:58  president


Выборы в Украине в условиях военного положения возможны только в случае обеспечения возможности реализовать право голоса для всех граждан, в том числе военнослужащих и вынужденных переселенцев за границей; также должно быть обеспечено финансирование и присутствие иностранных наблюдателей на избирательных участках на передовой. Об этом заявил Президент Владимир Зеленский в интервью журналистке Наталье Мосейчук.

«Для нас каждый голос – нужный. Мы не сможем для себя сказать, что это очень демократично проведено. Нам нужен легитимный выбор. Чтобы этот выбор был сделан обществом. Чтобы это не разъединило наших людей. Чтобы военные могли проголосовать. Они защищают сегодня эту демократию, и не дать им этой возможности из-за войны – это нечестно. Я был против выборов только из-за этого», – сказал Глава государства, комментируя вопрос возможности организации и проведения волеизъявления в условиях военного положения.


Президент также отметил, что вторым аспектом возможного проведения выборов во время войны является вопрос финансирования, которого не хватает. Владимир Зеленский рассказал, что обсуждал эту тему с американским политиком-республиканцем Линдси Грэмом.

«Я ему сказал: если США вместе с Европой дадут нам финансовую поддержку… Извините, проводить выборы в кредит я не буду, забирать деньги с оружия и давать их на выборы тоже не буду. Но если вы мне дадите эту финансовую поддержку, если парламентарии поймут, что нам это нужно сделать, давайте тогда быстро менять законодательство и, самое главное, давайте рисковать тогда вместе», – рассказал Владимир Зеленский.

Отдельно Глава государства акцентировал на организации работы избирательных участков, присутствии наблюдателей, в том числе иностранных.

«Наблюдатели должны быть в окопах. Я ему сказал: мы с вами должны отправить наблюдателей на передовую, чтобы у нас были выборы для нас и всего мира легитимными. И это совершенно справедливо», – рассказал Владимир Зеленский.

Он напомнил, что значительное количество украинцев сейчас находится за границей, в частности в странах ЕС, и для обеспечения их волеизъявления также нужны значительные ресурсы и участки, которыми Украина не располагает в таком количестве.

«Здесь нам должны помочь в Европе, потому что украинцы сегодня преимущественно в Европейском Союзе. Там нужно открывать участки, чтобы люди пришли. 7 миллионов должны проголосовать. У нас таких инфраструктурных возможностей нет – там нужно открывать соответствующие возможности», – сказал Президент.

Глава государства подчеркнул, что не держится за власть и хотел бы провести волеизъявление. Но должны быть обеспечены права всех избирателей.

«Как военные смогут проголосовать? Покажите мне инфраструктуру. Никто пока не показал. Как за границей смогут? Никто не показал. Выход есть. Я к этому готов. Я сейчас публично об этом говорю, ему я сказал. Секретов у меня никаких нет», – добавил Президент.



Избирательная лихорадка: выборов никто не хочет, но все готовятся


Оживления в вопросе технической подготовки выборов не наблюдается / фото УНИАН, Максим Полищук

В Украине снова активизировались разговоры о возможности проведения выборов во время военного положения. УНИАН узнавал, существует ли для этого политическая целесообразность, с какими рисками столкнется Украина и что делать, чтобы сохранить демократическую систему, при которой каждый гражданин с правом голоса имеет право на управление государством через выборы.


О выборах победы заговорили не сегодня. Еще в мае президент Европарламента Пэт Кокс заявил, что Украине следует провести парламентские и президентские выборы даже до завершения военного положения. По информации УНИАН, подобный вариант обсуждался и в пропрезидентской партии "Слуга народа". В июне заместитель главы Офиса президента Алексей Кулеба в интервью одному из украинских изданий допустил возможность проведения голосования до завершения войны, однако сразу добавил, что задача организации таких выборов отсутствует. То есть от такой идеи наконец решили отказаться. 

Более того, в конце июня в интервью BBC президент Украины Владимир Зеленский, казалось бы, расставил окончательные точки над "і" в этом вопросе, отметив, что выборы состоятся, если не будет военного положения. 

"Этот же вопрос глобальный. Если мы победим, то [выборы] будут. Значит, не будет военного времени, не будет войны", - пояснил глава государства.

Но прошло чуть больше месяца и, как говорится, "наша песня хороша и новая"… 

Зачем выборы к победе

"Конституция Украины не содержит запрета на проведение выборов во время военного положения, и в ближайшее время вопрос о выборах будет актуализирован", - вернул обсуждение дискуссии другой темы к публичному информационному пространству спикер парламента Руслан Стефанчук.

Такое заявление всегда осторожного главы парламента вряд ли было экспромтом. Во властных коридорах циркулируют слухи, что часть оцепления Владимира Зеленского являются сторонниками проведения выборов до завершения военного положения, так сказать, "на пике популярности пропрезидентской политической силы". Одним из аргументов называют данные внутренней социологии, которая свидетельствует о снижении популярности партии "Слуга народа" и увеличении количества респондентов, которые не определились с выбором. 

Однако никаких оживлений в вопросе технической подготовки выборов не наблюдается. Собеседник УНИАН в Центризбиркоме отметил, что заседания рабочей группы по послевоенным выборам периодически проходят, однако никто не спешит с передачей наработок в профильный парламентский комитет. Да и в монобольшинстве не все разделяют точку зрения о том, что выборы можно проводить в период военного положения. К примеру, бывший представитель президента в Конституционном суде Федор Вениславский недавно подчеркнул, что выборы во время военного положения не проводятся.

Не верят в возможность качественного волеизъявления во время войны и в оппозиции. Так, нардеп от "Европейской солидарности" Владимир Арьев отмечает, что у власти банально нет денег на проведение голосования: "Денег на организацию выборов нет. Шмигаль недавно признался, что все налоги украинцев идут на ВСУ и оборону в целом. Остальные покрывают наши западные партнеры. А кто платит, тот и решает, когда выборы. Партнеры из демократического мира решают - в соответствии с законом. А закон такой: 83 статья Конституции, вместе с 19 статьей закона "О правовом режиме военного положения" делают выборы сейчас невозможными".

Заместитель председателя фракции "Батькивщина" Сергей Соболев в разговоре с УНИАН назвал заявление главы парламента смелой в смысле толкования законодательства и выразил сомнения в возможности организации выборов. В частности, из-за необходимости обновления данных Государственного реестра избирателей. По его мнению, первопричиной заявления руководителя парламента о вероятности проведения голосования является необходимость продемонстрировать отдельным депутатам провластной фракции, что они "не вечны".

С избирательным ящиком – в окоп

Экс-заместитель председателя Центризбиркома Андрей Магера отмечает невозможность проведения выборов во время войны. 

"Содержание части четвертой статьи 83 Конституции Украины следует толковать только расширенно - в качестве примера того, что не только Верховная Рада Украины, но и все другие представительные органы публичной власти, получив полномочия непосредственно от избирателей, не могут избираться во время действия военного или чрезвычайного положения. Любые выборы могут быть проведены только после прекращения или отмены действия военного или чрезвычайного положения и только по основаниям, предусмотренным Конституцией и Избирательным кодексом", - отметил он.

Кроме того, по словам председателя правления Комитета избирателей Украины Алексея Кошеля, для проведения выборов в парламент пока нет никакой целесообразности. Ведь Верховная Рада работает достаточно эффективно, проблем собрать 226 голосов, даже за спорные законопроекты, к которым могут быть вопросы, почти не возникает. 

"То есть по большинству вопросов власти и оппозиция голосуют вместе. Если проанализировать работу парламента за период с 24 февраля 2022 года, то увидим, что количество принятых законопроектов выросло на около 30%, если сравнивать с предыдущими годами. Я понимаю, что количество законов – не ключевой фактор при оценке работы парламента, но он показывает, что парламент дееспособен. Поэтому я не вижу необходимости искать способы для того, чтобы его переизбрать", - отметил он. 

Также Алексей Кошель указывает на несколько проблем, возникающих в случае начала избирательной кампании. 

Во-первых, на выборах не смогут проголосовать военные. 

"В 2014 году озвучивались инициативы о том, что члены избирательных комиссий должны ходить или не ходить с избирательным ящиком в окопах на передовой. Но в реальности реализовать такой механизм невозможно. Безопасный фактор остается одним из ключевых и сейчас", - отметил он. 

Во-вторых, проголосовать на гипотетических выборах не смогут миллионы украинцев, уехавших во время войны за границу. Главные проблемы для них – отсутствие достаточного количества избирательных участков и необходимость существенных расходов на дорогу к месту голосования.

"До 24 февраля 2022 года, по разным оценкам, от 3 до 4,5 миллионов украинцев были трудовыми мигранты. И из них проголосовать могли всего несколько процентов. Сейчас речь идет о 6-7 миллионах избирателей за рубежом", - отметил эксперт.

По его словам, сейчас стоит не столько размышлять о необходимости проведения волеизъявления, сколько работать над изменениями законодательства относительно того, каким образом будет проходить голосование после завершения войны.

"Следует проводить эксперименты, фокус группы для выявления рисков. Одним из них будет обновление Государственного реестра избирателей. ЦИК понадобится примерно полугодовой период времени для обновления баз. Также следует разрабатывать механизм голосования обычной почтой для находящихся за рубежом избирателей… Этот процесс нужно начинать уже сейчас, потому что следует не только принять изменения в законодательство, но и ряд подзаконных актов со стороны ЦИК и Кабмина", - отметил эксперт.

К организации волеизъявления есть вопросы

По словам председателя правления гражданской сети "Опора" Ольги Айвазовской, вместо того, чтобы ждать будущее, в котором "военные придут – порядок наведут", важно уже сейчас работать над тем, как может происходить волеизъявление в Украине. В частности, по ее словам, почтовому голосованию полностью доверяют только 8% граждан, электронное голосование опасно, а открыть за границей в сотни больше участков не удастся.

"Мы должны сохранить демократическую систему, при которой каждый гражданин с правом голоса имеет право на управление своим государством и через выборы. А для этого необходимо не просто разместить еще одну функцию в приложении Действие, а обеспечить полную включенность в процесс граждан независимо от их места". нахождение", - считает она и добавляет, что государство уже опоздало со многими процессами. 

которые потеряли абсолютное большинство жителей, или полностью уничтожены, а возвращение избирателей там мало вероятным в перспективе лет, которые нужны на восстановление и разминирование? Будут ли женщины, выехавшие за границу на длительный период и вернувшиеся, иметь право баллотироваться, ведь они формально нарушили ценз оседлости? Каков будет порядок возобновления работы партий, медиа и т.п.?", - отмечает Ольга Айвазовская. 

И это только верхушка айсберга вопросов, которые могут возникнуть в случае попытки проведения выборов сейчас. Поэтому тем, кто задумывается над необходимостью их организации в текущей ситуации, следует подумать не только о политической целесообразности, но и учесть общественный интерес. 

Ярослав Конощук

Komentarų nėra: