«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

trečiadienis, spalio 25, 2023

Eurointegracija. Что нужно сделать Украине, чтобы стать полноценным членом ЕС

 

Глава парламента ЕС посетилa Украину: У вас должны быть «наблюдатели» в Европарламенте, пока вы ждете присоединения к блоку
Роберта Метсола предлагает временные льготы для стран, приближающихся к вступлению в ЕС.

25 ОКТЯБРЯ 2023 Г. 4:00  ЭДДИ ВАКСpolitico

Канцлер Шольц принял президента Европейского парламента Метсолу
«Не заблуждайтесь: если страна смотрит на Европу с политической точки зрения, то Европа должна широко распахнуть свои двери», — сказал Метсола POLITICO | Фотография бассейна, сделанная Мишелем Тантусси через Getty Images

БРЮССЕЛЬ – Президент Европейского парламента Роберта Метсола предложила, чтобы украинские и молдавские законодатели могли присоединиться к ассамблее в качестве членов-наблюдателей, пока обе страны ожидают официального вступления в Европейский Союз.

В прошлом году ЕС назначил Украину и Молдову официальными странами-кандидатами, вскоре после того, как Россия вторглась на Украину. С тех пор Metsola настаивает на том, чтобы официальные переговоры о вступлении начались в этом году.

Лидеры ЕС должны решить, стоит ли официально открывать переговоры о вступлении Украины и Молдовы на саммите в декабре, после того как они проанализируют долгожданный отчет Европейской комиссии, содержащий обновленную информацию о статусе всех стран, все еще ожидающих своего часа в ЕС.

«Не заблуждайтесь: если страна смотрит на Европу с политической точки зрения, то Европа должна широко распахнуть свои двери», — сказала Метсола POLITICO в интервью в своем офисе на девятом этаже парламента в Брюсселе.

Правоцентристский политик предположил, что странам, стоящим на пороге присоединения, может быть предложен целый ряд преимуществ, начиная от привилегий единого рынка и заканчивая участием в молодежной программе Erasmus.

«Мы можем пойти даже дальше, имея членов-наблюдателей в этом парламенте — это вещи, которые важны для населения», — сказала она. «Это зависит от того, что произойдет в декабре».

Метсола, которому в свои 44 года является самым молодым президентом парламента за всю историю, был первым лидером ЕС, посетившим Киев и встретившимся с президентом Украины Владимиром Зеленским 1 апреля прошлого года; гигантская фотография пары, пожимающей руки, теперь висит на эспланаде перед парламентом в Брюсселе, визуальный символ того, что она защищает страну в войне против России.

«Расширение всегда было сильнейшим геополитическим инструментом Европейского Союза», — сказал Метсола.

Бывший президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер недавно попал в заголовки газет, заявив в интервью, что безудержная коррупция в Украине должна заставить ЕС дважды подумать, прежде чем позволить этой стране присоединиться. Он также раскритиковал неназванные голоса за чрезмерные обещания относительно скорости, с которой Украина может вступить в ЕС.

Отвечая на вопрос о риске дать ложную надежду на то, что Украина может присоединиться к ЕС быстрее, чем это реально, Метсола ответила: «У каждой страны свой путь», отметив, что ее собственной стране, Мальте, потребовалось десятилетие, чтобы вступить в ЕС. Она также похвалила Быстрый прогресс Украины в ответах на первоначальный вопросник ЕС.

Она переключила внимание на подготовку, которую ЕС должен провести , чтобы разрешить вступление Украины, отметив: «Не стоит недооценивать преобразующий эффект статуса страны-кандидата».

Что касается потенциальных членов-наблюдателей в Европейском парламенте, она сказала, что ей придется поддерживать связь с политическими группами парламента и рассмотреть возможность сделать такое же предложение шести западнобалканским странам-кандидатам, которые также ждут вступления в ЕС.

Отвечая на вопрос о риске дать ложную надежду на то, что Украина может присоединиться к ЕС быстрее, чем это реально, Метсола ответила: «У каждой страны свой путь» | Омар Гавана / Getty Images

Члены Европарламента-наблюдателя от Украины и Молдовы не будут иметь права голоса и будут выдвигаться, а не избираться; но у них будут места в этом институте, который в любом случае вырастет с 705 до 720 членов после европейских выборов в июне 2024 года. «Нам придется посмотреть, когда это произойдет, и в какой момент они получат на это право», — сказал Метсола.

Согласно правилам парламента, только после подписания официального договора о вступлении члены Европарламента-наблюдателя могут занять свои места, а это означает, что до этого могут пройти годы.

Зеленский представил обновленную информацию о внутренних реформах в своей стране на X во вторник: «Это главный приоритет для Украины — быть готовым к политическому решению начать переговоры о вступлении Украины в ЕС в этом году. И я надеюсь, что то же самое можно сказать и о Европейском Союзе. Мы заложили для этого прочную основу».

0000000000000000Члены Европарламента-наблюдателя от Украины и Молдовы не будут иметь права голоса и будут выдвигаться, а не избираться; но у них будут места в учреждении | Елена Коваленко/AFP через Getty Images

Давид Арахамия, который возглавляет партию Зеленского «Слуга народа» в украинской Раде, сказал по телефону наблюдателю предложение депутата Европарламента: «Мы на самом деле очень ценим эту идею», добавив, что по крайней мере 30 политиков в национальном парламенте хотели бы принять часть.

«Мы должны учиться, мы должны видеть, как принимаются решения, мы должны разговаривать с коллегами, чувствовать атмосферу и лучше понимать», — сказал Арахамия.

Встреча со смертью

Metsola также заняла четкую позицию в отношении недавней войны на Ближнем Востоке, которую она назвала «принципиально другим кризисом».

Она собрала руководство ЕС в Брюсселе, чтобы отдать дань уважения израильским жертвам, и была одной из первых, кто посетил Израиль после атак ХАМАС, подчеркнув необходимость уменьшить число жертв среди гражданского населения в секторе Газа.

Метсола рассказала, что израильские власти передали ей кисть для макияжа, принадлежавшую 15-летней девочке, убитой во время резни на музыкальном фестивале в Реиме, и теперь она хранит кисть в своем офисе. «То, что я увидела, было просто ужасно», — сказала она.

Мальтийский депутат Европарламента высказал неявную критику в адрес президентов двух других основных институтов ЕС, Европейской комиссии и Европейского совета — Урсулы фон дер Ляйен и Шарля Мишеля соответственно — которые высказали неоднозначную оценку Израилю.

«Мне бы хотелось, чтобы мы были более последовательными, я бы хотела, чтобы мы были более последовательными во всем, что мы говорим», — сказала она, указывая на свой собственный подход, основанный на консенсусе , и подчеркивая, что как личности она хорошо ладит с Мишелем, фон дер Лейен и главный дипломат ЕС Жозеп Боррель.

Метсола отказалась ввязываться в спекуляции о ее собственном будущем, будь то о том, будет ли она баллотироваться на второй срок в парламенте на два с половиной года, или о упорных слухах о том, что она может стать запасным кандидатом на пост президента Комиссии, если фон дер Ляйен не добивается нового срока.

«У меня здесь большая работа. Я сосредоточусь на том, чтобы в следующем году меня переизбрали на Мальту и обеспечили возможность перехода этого парламента к следующему мандату», — сказала она.

ИСПРАВЛЕНИЕ: Эта статья была обновлена, чтобы исправить написание имени Роберты Метсола.

ЕЩЁ ОТ... ЭДДИ ВАКС



Украина после вступления в ЕС может претендовать на 186 млрд евро в первые семь лет – СМИ

4 ОКТЯБРЯ 2023, 11:28  eurointegration

В первые семь лет после полноценного вступления Украины в ЕС она сможет претендовать примерно на 186 млрд. евро из бюджета Евросоюза. 

Об этом сообщает Financial Times со ссылкой на собеседников, знакомых с внутренними дискуссиями в ЕС.

Цифры прозвучали на переговорах стран-членов о возможном присоединении к ЕС еще девяти стран. 

Чиновники ЕС рассчитали, как может выглядеть распределение общего бюджета в рамках действующих правил, применявшихся в бюджет на 2021-2027 годы. В столь смоделированный расширенный ЕС включили Украину, Молдову, Грузию и страны Западных Балкан.

По расчетам, в случае такого расширения на них нужно закладывать 256,8 млрд. евро.  

Это будет означать существенное сокращение расходов на страны, уже являющиеся членами Евросоюза. В частности, субсидии на сельское хозяйство, вероятно, придется сократить на около 20%. 

Эксперты пришли к выводу, что даже после существенного изменения существующих бюджетных механизмов перед последующим расширением финансового баланса в Евросоюзе после присоединения еще 9 стран существенно изменится.

С 9 новыми членами текущий бюджет потребует увеличения на 21% – до 1,47 трлн. Это равняется примерно 1,4% валового национального дохода 36 стран. Новый баланс будет означать существенный рост вкладов более богатых стран Западной Европы.  

Если применить действующие бюджетные правила к ЕС из 36 стран, Украина могла бы за семилетний срок претендовать на около 96,5 млрд. евро средств на сельское хозяйство, что означает уже упомянутое сокращение объемов субсидий для других стран. В случае вступления в ЕС Украина станет крупнейшим получателем сельскохозяйственных субсидий в ЕС, обойдя по масштабам Францию, и именно в этой сфере влияние ее вступления будет ощутимым. 

Также Украина могла бы претендовать на 61 млрд так называемых "фондов сплоченности", назначением которых являются инвестиции в инфраструктуру менее развитых стран-членов и их "подтягивание" до уровня остальных.  

В расширенном ЕС с действующими правилами Чехия, Эстония, Литва, Словения, Мальта и Кипр, вероятно, уже не смогут претендовать на средства из этих фондов. 

В пресс-службе Совета ЕС сказали изданию, что не могут комментировать истоки информации. 

FT акцентирует, что это лишь модель на основе существующих механизмов ЕС, которые почти точно претерпевают серьезные изменения перед расширением Евросоюза. 

Одновременно в аналитическом исследовании отметили преимущества для ЕС от расширения геополитического и экономического измерения.  




Что меняет для украинского бизнеса вступление Украины в ЕС и к чему следует готовиться уже сейчас

ВТОРНИК, 25 ИЮЛЯ 2023, 11:32 АНЖЕЛА МАХИНОВА, АЛЕКСАНДРА САНДУЛ, САЕНКО КАРЕНКО, eurointegration

ФОТО ПРЕСССЛУЖБЫ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
С первого взгляда может показаться, что все переговоры о вступлении в ЕС – исключительно компетенция правительства. Однако бизнесу нужно задуматься над "красными линиями" для отечественной экономики.

После получения Украиной в июне прошлого года статус кандидата в члены ЕС в правительстве очень надеются на то, что наше государство начнет переговоры о вступлении уже к концу этого года, а дальше звучат суперамбициозные цели завершить переговоры в течение двух лет.

Реалистичны ли такие термины, а главное – что в это время должен делать украинский бизнес, чтобы не получить крайне неприятные для себя сюрпризы? 

Процесс вступления

Возможность вступления новых членов прямо предусмотрена ст. 49 Договора о Европейском Союзе. Кроме принадлежности к европейским странам, договор определяет как обязательное условие вступления приверженность общим ценностям ЕС (уважение достоинства человека, свобода, демократия, равенство, правовое государство и уважение прав человека и т.п.).

Более подробно критерии членства в ЕС были определены Европейским советом и ныне известны как "Копенгагенские критерии". Они охватывают:

  • стабильность институтов, гарантирующих демократию, верховенство права, права человека, защиту и уважение к меньшинствам ( политический критерий );
  • существование функционирующей рыночной экономики и способность противостоять конкурентному давлению и рыночным силам в пределах Союза ( экономический критерий );
  • способность взять на себя обязанности членства, включая соблюдение целей политического, экономического и валютного союза ( членский критерий ).


Европейский совет подчеркнул, что расширение ЕС зависит не только от выполнения странами этих критериев, но и от возможностей ЕС принимать новых членов.

Украина подала заявку на членство 28 февраля 2022 года. На основании заполненных Украиной опросников Европейская комиссия предоставила Заключение по заявке на членство Украины в Европейском Союзе от 17 июня 2022 года, которым рекомендовала предоставить Украине статус кандидата. Как и в случае с Албанией, Сербией, Черногорией, Румынией и Болгарией, Еврокомиссия установила для Украины перечень условий, необходимых для выполнения, чтобы начать следующий этап – этап переговоров.

Практика начала переговорного процесса других государств демонстрирует, что такие критерии могут сильно отличаться в зависимости от страны.

Да, в Сербию  выдвинули только одно, но объемное условие для начала переговорного процесса после получения статуса кандидата – дальнейшая нормализация отношений с Косово. Начало переговоров Румынии, напротив, зависело от выполнения ряда условий, влиявших на готовность страны отвечать критериям членства. К таким условиям относились серьезная реформа аграрного сектора, структурная реформа экономики, включавшая содействие программе приватизации, реформирование банковской системы, реорганизацию огромных корпораций, уменьшение государственной помощи и либерализацию цен.

Вместе с тем, ЕС может выдвигать и гораздо более точечные и конкретные требования.

К примеру, среди прочего, Болгария для начала переговоров должна была модернизировать АЭС "Козлодуй" для соответствия международным стандартам, закрыв не подлежащие обновлению энергоблоки.

Более того, существенно отличается время, в течение которого страна готовится к началу переговоров о вступлении. Для Черногории и Сербии переход в переговорный процесс длился почти два года. Более двух лет это заняло в Болгарии и Румынии (ноябрь 1997 – февраль 2000), а в Албании – четыре года.

Что касается Украины, то ЕС выдвинул такие условия, выполнение которых обязательно для начала переговоров:

  • принять и ввести законодательство о процедуре отбора судей Конституционного суда Украины;
  • завершить проверку на честность кандидатов на должности членов Высшего совета правосудия Этическим советом и отбор кандидатов для создания Высшей квалификационной комиссии судей Украины;
  • в дальнейшем усиливать борьбу с коррупцией;
  • обеспечить соответствие законодательства о противодействии отмыванию денег к стандартам Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF);
  • принять всеобъемлющий стратегический план реформирования всего правоохранительного сектора как части системы безопасности Украины;
  • имплементировать антиолигархический закон с целью ограничения чрезмерного влияния олигархов на экономическую, политическую и общественную жизнь;
  • принять закон о медиа, который согласует законодательство Украины с директивой ЕС;
  • завершить реформу правовой базы по защите прав национальных меньшинств.


По результатам четвертого независимого мониторинга,  прогресс Украины в выполнении условий был оценен в 6,8 балла из 10 возможных. В настоящее время Украина полностью выполнила всего два из семи критериев, а более подробный отчет по оценке прогресса Украины ожидается осенью.

При этом, как отмечалось выше, Украина надеется, что переговоры начнутся в конце года.

Соответствующие переговоры проходят между министрами и послами стран ЕС и страной-кандидатом на так называемых межправительственных конференциях, где поочередно прорабатываются разделы acquis ЕС. Обычно сначала закрываются "более простые" разделы, оставляя более содержательные на заключительную, "горячую" часть переговоров.

После того, как страна-кандидат адаптировала все акты и стандарты, предусмотренные процессом переговоров, все члены ЕС должны согласиться с выполнением кандидатом всех требований переговоров. Тогда члены ЕС на основании оценки Еврокомиссией готовности страны-кандидата к вступлению в ЕС единогласно принимают решение о закрытии переговорного процесса. Такое решение должно поддержать Европейский парламент.

Поскольку процесс переговоров более содержательный, он достаточно длительный. Опыт других государств демонстрирует, что процесс переговоров может достигать двух лет (Австрия, Финляндия, Швеция) до семи или почти восьми лет (Португалия, Хорватия, Болгария, Румыния).

При чем здесь бизнес?

С первого взгляда может показаться, что все переговоры – исключительно компетенция правительства. Однако бизнесу нужно задуматься о том, что членство в ЕС – это кардинальное изменение всего регуляторного поля и экономических условий.

Уже сейчас известно, что изменить придется около 29 тысяч различных нормативно-правовых актов Украины. Изменения будут касаться всех сфер.

В частности, все экспортные и импортные пошлины, применяемые в настоящее время Украиной, будут заменены пошлинами, которые применяются ЕС.

Также у Украины не будет индивидуальных соглашений о свободной торговле.

Что это значит на практике? Для кого-то это может оказаться положительным.

Да, украинские производители могут получить дополнительную таможенную защиту от импорта.

Вместе с тем, могут пострадать производители, использующие импортное сырье, которое теперь, возможно, придется закупать с уплатой пошлины. Кроме того, к экспорту из Украины будут применяться такие пошлины, как к другой продукции происхождением из ЕС.

Соответственно может оказаться так, что экспорт украинской продукции в определенные страны может просто стать невыгодным из-за применения европейских импортных тарифов.

Кроме того, Украина потеряет право самостоятельно защищать внутренний рынок от импорта, то есть применять антидемпинговые, компенсационные и защитные меры против импорта по своему усмотрению. Все эти вопросы будут решаться на уровне ЕС.

Более того, теперь критически важное импортное сырье может облагаться защитными пошлинами, которые достаточно широко применяет ЕС, или наоборот, какой-то украинский товар получит защитные таможенные на исторических экспортных рынках.

Украинские производители долго боролись за запрет экспорта леса-кругляка, за экспортные пошлины на семена подсолнечника, за экспортные пошлины на металлолом – но после вступления в ЕС все эти экспортные ограничения будут пересмотрены.

Это уже не говоря о том, что изменится техническое регулирование, санитарные и фитосанитарные мероприятия. Также к украинским производителям будут применяться климатические обязательства, в частности придется покупать сертификаты на выбросы и тому подобное.

Все эти вопросы следует анализировать сейчас и на базе такого анализа озвучивать правительству "красные линии" для переговоров о вступлении.

В частности, к будущему договору о присоединении прилагаются положения о переходных периодах, в течение которых к новым членам могут применяться более мягкие требования, чем к другим государствам-членам ЕС.

Так, например, Хорватия при присоединении к ЕС имела в течение трех лет импортную квоту в аграрном секторе в размере 40 тысяч тонн для тростникового сахара-сырца для рафинирования по пониженной таможенной ставке. В Болгарию временно должны применяться смягченные требования по питьевому молоку, а также к молокоперерабатывающим предприятиям.

Румыния имела некоторые уступки по выращиванию винограда для винодельческого дела в течение семи лет. Кроме того, Румыния получила три года для постепенной адаптации своих предприятий по производству мяса, птицы и молока и молочных продуктов к структурным требованиям законодательства ЕС.

В сфере охраны окружающей среды Румыния и Болгария получили временные ограниченные исключения из-под применения требований ЕС по топливным терминалам, упрощенные требования по управлению отходами, а также дополнительный период для адаптации к требованиям для систем сбора и очистки городских сточных вод.

Болгария также имела переходный период для начала выдачи разрешений, связанных с предотвращением и контролем загрязнения, для отдельных предприятий в сфере энергетики, производства и обработки металлов, минеральной промышленности, химической промышленности.

Для Хорватии как для вступающего в ЕС государства, когда регулирование защиты окружающей среды было уже гораздо лучше развито, многие переходные положения в этой сфере, среди прочего, касались временных отступлений от положений по внедрению механизма торговли выбросами (ETS).

Часто к соглашению о присоединении прилагаются положения об условиях оказания государственной помощи в переходные периоды.

Для Румынии в соглашение отдельно включили положения о государственной помощи, направленной на реструктуризацию металлургического сектора.

Следовательно, бизнес уже сейчас нужно тщательно анализировать, какие условия изменятся после вступления Украины в ЕС, и соответственно доносить свою позицию правительству.

А иначе есть риск, что интересы бизнеса не будут учтены, и получится так, как было со вступлением в ВТО, когда Украина согласилась на применение 0% импортных пошлин на металлургию, несмотря на то, что входила в ТОП-10 мировых экспортеров металлургии; не обеспечила себе возможность применения экспортных ограничений на экспорт металлолома, древесины.

Публикации в рубрике "Экспертна думка" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения авторов

Авторы благодарны помощнику юриста Sayenko Kharenko Роману Головатому за помощь в подготовке статьи

партнер ЮФ Sayenko Kharenko

младший юрист практики международной торговли Sayenko Kharenko



Экономика Украины мощно держится в условиях войны / ua.depositphotos.com

Украинская экономика удивила Европу: чем именно и как это поможет вступить в ЕС


Еврокомиссия в своем ежегодном экономическом отчете впервые упомянула об Украине как будущем члене Евросоюза. Европейские эксперты отметили, что украинская экономика удивительно мощно держится в условиях войны. УНИАН разбирался, может ли это нам помочь быстрее вступить в ЕС?

Еврокомиссия впервые высказалась в отношении нашей страны в своих внутренних ежегодных экономических прогнозах. Высший орган исполнительной власти Евросоюза сделал это в формате оценки текущего экономического положения и перспектив Украины, получившей в июне 2022 года статус кандидата на членство в ЕС.

Руководство Евросоюза было приятно удивлено, ведь от нас откровенно не ожидали такой стойкости и настойчивости в сложнейших условиях. Наша экономика упорно выдерживает испытание полномасштабной и разрушительной войны, начатой ​​против нас российскими агрессорами 15 месяцев назад.

При этом Украине удалось удержать относительную курсовую устойчивость. Гривна уже второй месяц подряд укрепляется, достигнув к началу июня показателя в 37 гривен за доллар , хотя еще в январе курс доллара был выше 41 гривны.

Не оправдались прогнозы некоторых экспертов, которые говорили о неизбежном падении украинской экономики более чем на 50 процентов. Не произошло также банкопада и неконтролируемой инфляции. В целом удалось с помощью вовремя принятых мер удержать, насколько это возможно в условиях величайшей трагедии со времен Второй мировой войны, контроль над экономической ситуацией в стране.

Гривна уже второй месяц подряд укрепляется / фото ru.depositphotos.com

Сила частной инициативы

Украинские экономисты говорят, что нашему государству удалось продемонстрировать такие результаты и удивить европейцев благодаря проведенным реформам с 2014 г. и сильной частной инициативе.

"Многие из сильных сторон стали последствиями реформ, проведенных за предыдущие восемь лет. Неожиданная устойчивость банковской системы. Способность правительства и Национального банка в крайне сложных условиях удержать макроэкономическую стабильность. Способность реформированных госпредприятий, таких как "Укрзализныця" и "Укрпочта", проявлять инициативу и использовать свой масштаб для крупных проектов, поддержки граждан и бизнеса. И, конечно, сила частной инициативы. После нескольких недель шока, уже в марте бизнесы начали возобновлять деятельность, несмотря на обстрелы", - подчеркнул исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский.

В то же время, в отчете Еврокомиссии по Украине нет иллюзий и украшения ситуации. Эксперты ЕС пытались на базе довоенных показателей объективно сравнить наше государство с другими членами Евросоюза. И ясно указали на недостатки и проблемы, которые сформировались у нас за последние тридцать лет.

"Украинская экономика гораздо менее диверсифицирована и имеет высшее влияние государства на экономику. Именно в государственном секторе производится до десятой части продукции и работает каждый пятый занят. Все это обуславливает низкие позиции Украины в глобальной конкурентоспособности. Даже от самых слабых членов ЕС в рейтингах ее отделяют десятки пунктов", – говорится в документе.

В отчете Еврокомиссии по Украине нет иллюзий и украшения ситуации / фото REUTERS

Экономические перспективы

Еврокомиссия ожидает, что после падения украинской экономики почти на 30 процентов по итогам 2022 года она может немного восстановиться – на 0,6 процента – уже в текущем году. А в следующем 2024 году рост может составить 4 процента. Однако есть одно важное условие: для роста нужно, чтобы начался процесс восстановления, а значит, завершилась разрушительная война.

По последним подсчетам Всемирного банка, восстановление Украины будет стоить более 400 млрд долларов , что более чем вдвое превышает размер довоенной экономики страны. А чтобы приблизить Украину к Евросоюзу, нужна масштабная и амбициозная программа реформ – от развития действенной системы судопроизводства и борьбы с коррупцией до кардинальной модернизации экономики.

Первую оценку того, каков прогресс Украины в реформах, необходимых для начала предметных переговоров о членстве в ЕС, Еврокомиссия должна представить уже к концу этого месяца. ЕС должен оценить, что изменилось за год с тех пор, как Украина получила статус кандидата, а вместе с ним обновить список рекомендаций, на которых следует сконцентрировать усилия.

28 февраля 2022 года, четыре дня спустя после начала полномасштабного российского вторжения, президент Владимир Зеленский подписал официальную заявку на вступление Украины в Европейский Союз. Четыре месяца спустя Европейский Совет закончил анализировать соответствие Украины базовым условиям и предоставил Украине статус кандидата на членство.

Наряду с новым статусом, наша страна получила несколько важных рекомендаций, выполнение которых необходимо для продвижения к статусу полноправного участника ЕС. Недавно глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен подтвердила, что Украина успешно продвигается в реализации этих рекомендаций.

Восстановление Украины будет стоить более 400 млрд долларов / ua.depositphotos.com

Ускорение судебной реформы

Но, к сожалению, все происходит не так просто и быстро, как этого хотелось бы. Главное для украинской власти – это честно выполнять свои домашние задания и не пытаться хитрить. Казалось, что реформа Конституционного суда и выбора в него профессиональных юристов страны – это достаточно легкая задача. Однако и в этом вопросе мы топчемся на месте.

В Верховной Раде депутаты жонглируют законопроектами, имеющими целью изменение способа избрания судей, но ни один из них уже больше года не принимается. Более того, эти законопроекты не отвечают рекомендациям ЕС. Европейцы хотят, чтобы судей в Украине выбирали профессиональные юристы, представители общественности и международные эксперты, а не политики и госслужащие. На днях в Верховной Раде зарегистрировали новый законопроект, который, наконец, должен учесть большинство рекомендаций ЕС.

Подобная ситуация с реформой Высшего совета правосудия (ВРП) и Высшей квалификационной комиссией судей (ВККС) Украины. Внимание ЕС к этому вопросу очень придирчиво, потому что именно они будут отвечать за полное обновление судебной системы Украины. Им придется набрать тысячи судей и оценить работу уже работающих.

В судебной реформе мы топчемся на месте / фото ua.depositphotos.com

Борьба с коррупцией и отмыванием средств

Еще одним не менее важным пунктом является борьба с коррупцией. Часть требований Еврокомиссии в антикоррупционном пункте уже удалось выполнить: главой Специальной антикоррупционной прокуратуры был назначен Александр Клименко, а директором НАБУ стал Семен Кривонос. В Украине также усилилась борьба с топ-коррупционерами, о чем свидетельствуют подозрения нардепам и судьям.

"Но этого недостаточно. Нужно возвращать электронное декларирование, которое сделали необязательным в марте 2022 года", - подчеркнул эксперт по противодействию коррупции Антон Марчук.

Верховная Рада планирует в июне принять закон о возобновлении электронного декларирования, сделав реестр декларации в период действия военного положения непубличным.

"Будут внесены изменения в законодательство, устанавливающие административную и уголовную ответственность, то есть лишение свободы на 5 лет не будет, если ты совершил техническую ошибку в декларации; если ты скрыл 5 квартир в Киеве, тогда – да", - пояснила вице-премьер- министер по европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина.

На контроле Еврокомиссии находится борьба с отмыванием средств в Украине. Уже согласован перечень действий между украинским правительством и ЕС. И его необходимо соблюдать с четко определенными дедлайнами.

"Это очень обширная тема, которая касается борьбы и с финансированием терроризма, и с отмыванием средств. Изменения касаются, например, международного сотрудничества в уголовных производствах. Многое уже было принято, но многое еще в процессе", - рассказал эксперт по противодействию коррупции Марчук.

На контроле Еврокомиссии находится борьба с отмыванием средств в Украине / ua.depositphotos.com

Выполнить "домашнюю работу"

Следует подчеркнуть и важные положительные достижения на пути в ЕС. Они, например, ощутимы в вопросе реформирования медиасектора. Работу в этом направлении эксперты называют настоящим прорывом. В декабре Верховная Рада приняла закон "О медиа", а президент подписал его. В марте 2023 года закон получил одобрительную оценку от Совета Европы.

Еврокомиссия обращает внимание также на изменения в законодательстве в отношении нацменьшинств. Закон "О национальных меньшинствах (сообществе)" Совет принял в декабре 2022 года. Сейчас Украина должна получить оценку Венецианской комиссии. Сам же закон вступит в силу 1 июля 2023 года.

Представители ЕС будут продолжать внимательно следить за реформированием в Украине и начнут рассматривать сценарии нашего присоединения после того, как страна выполнит "домашнее задание". А то, на сколько мы готовы, должна показать оценку проведенных реформ до конца этого месяца. Результаты оценки сможем увидеть уже осенью, ведь Евросоюз должен отчитаться о собственной политике расширения и начать переговоры о присоединении Украины.

ЕС на серьезном уровне анализирует экономические перспективы Украины как будущего полноправного члена / фото УНИАН, Владислав Мусиенко

Но, учитывая, например, недавнее заявление президента Франции Эммануэля Макрона  на форуме безопасности в Братиславе (Словакия), перед нами еще много работы.

"Было бы ошибкой сказать, что расширение ЕС – это наша обязанность и наш геополитический интерес, и нужно немедленно включить Молдову, Украину и балканские страны в ЕС. А потом уже подумать, какие нужно провести реформы. Такой подход приведет к катастрофе, потому что мы ослабим Европу", – считает Макрон.

Очень ценно то, что ЕС уже на серьезном уровне анализирует наши национальные экономические перспективы как будущего полноправного члена в своих отчетах. Но насколько быстро мы сможем, побеждая врага, провести необходимые экономические и политические преобразования, чтобы соответствовать критериям вступления, ответ на этот вопрос зависит только от нас самих.

Богдан Слуцкий



Это уже серьезно: Еврокомиссия впервые оценила Украину как возможного члена ЕС


В Еврокомиссии отмечают, что экономика Украины показала большую выносливость к вызовам, чем от нее ожидали.

В Еврокомиссии ожидают, что от падения почти в 30% по итогам 2022 года украинская экономика может вырасти – на 0,6% в 2023 году / фото УНИАН, Александр Синица

Впервые в своих прогнозах Еврокомиссия дала оценку экономической ситуации в Украине как государству, стремящемуся стать членом ЕС. 

Об этом говорится в экономическом прогнозе European Economic Forecast, Spring 2023. В Еврокомиссии ожидают, что от падения почти в 30% по итогам 2022 года украинская экономика может вырасти – на 0,6% в 2023 году, а в 2024 году рост может составить 4%, если к этому времени закончится война.

В Еврокомиссии также отмечают, что экономика Украины показала большую выносливость к вызовам, чем от нее ожидали. Также устойчивой оказалась и энергетическая система, которую во время войны объединили с европейской. 

Первую оценку прогресса Украины в реформах, необходимых для начала переговоров о членстве в ЕС, Еврокомиссия должна представить уже в июне. 

Осенью Евросоюз должен отчитаться о политике расширения, которая впервые будет учитывать возможность членства Украины.

Членство Украины в ЕС

28 февраля 2022 года президент Украины Владимир Зеленский подал соответствующую заявку на получение статуса кандидата в ЕС для Украины, а 30 сентября 2022 года подписал заявку на вступление Украины в НАТО в ускоренном порядке. Также он анонсировал, что Украина начинает работу по подписанию деклараций со всеми членами НАТО о евроатлантической интеграции нашего государства. 

11 февраля глава государства заявил, что Украина можем быть в Евросоюзе через два года.

В феврале 2023 года вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина сообщила о выполнении Украиной 72% обязательств по вступлению в ЕС.

28 марта 2023 года президент Евросовета Шарль Мишель заявил о том, что страны Евросоюза могут обсудить перспективу начала переговоров о вступление Украины в евросообщество уже в этом году - на зимнем саммите.

3 апреля 2023 года редактор "Радио Свобода" по вопросам Европы Рикард Джозвяк заявил о том, что Еврокомиссия обновит статус Украины в вопросе вступления в ЕС. По его информации, Европейская комиссия будет рекомендовать начать переговоры по вступлению Украины в Евросоюз.

Вас также могут заинтересовать новости:



В Украине появится "Колледж Европы" для подготовки госслужащих

Евгения Соколенкоunian  17:10, 28.07.22  

Его создадут при поддержке западных союзников.

Зеленский объявил о создании учебного заведения для чиновников / фото president.gov.ua

В Украине при поддержке Евросоюза создадут "Колледж Европы". Он будет заниматься подготовкой украинских госслужащих.

Об этом сообщил во время выступления в Верховной Раде президент Украины Владимир Зеленский.

Отметим, что в ЕС также существует специальное заведение последипломной работы "Колледж Европы". Один из его корпусов находится в Брюгге (Бельгия), а другой - в Натолини (Польша).

"Это одно из самых уважаемых заведений последипломного образования, которое готовит специалистов для работы в институтах ЕС и государствах-членах. Мы создаем в Украине наш "колледж Европы". Уже подписан соответствующий меморандум", - рассказал президент.

По словам Зеленского, на первом этапе в одном из высших учебных заведений Украины появится факультет европейской интеграции. Позже "Колледж Европы" заработает в рамках президентского университета.

Напомним, 31 мая президент подписал указ о создании в Украине президентского университета, где будут готовить специалистов в сфере информационной и кибербезопасности, искусственного интеллекта, нанотехнологий, аэрокосмических, энергетических и биотехнологий.

По словам главы государства, в президентском университете будут готовить "людей будущего" лучшие преподаватели. Согласно указу, университет будет финансироваться на принципах государственно-частного партнерства. Начало обучения запланировано на 1 октября 2023 года.



Президент, Председатель Верховной Рады и Премьер-министр подписали Совместное заявление относительно стратегической цели – полноценного членства Украины в Евросоюзе

1 июля 2022 года - 13:07  president

Президент Украины Владимир Зеленский, Председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук и Премьер-министр Денис Шмыгаль подписали Совместное заявление о решении Европейского совета о предоставлении Украине статуса кандидата на членство в ЕС. Документ был подписан в сессионном зале парламента во время пленарного заседания.

«Сегодня мы подписываем совместное заявление, которое является сигналом единства всех ветвей власти и свидетельством нашей решимости в достижении стратегической цели Украины, а именно – полноценного членства в Европейском Союзе. И подписание этого заявления должно означать то же, что и подписание заявки на вступление на пятый день войны», – сказал Глава государства, выступая в сессионном зале Верховной Рады.

Владимир Зеленский напомнил, что между подачей Украины заявки на вступление и ответом ЕС прошли рекордные 115 дней, в течение которых украинский народ продемонстрировал такую же сплоченность ради европейского будущего, как и в защите нашей территориальной целостности и суверенитета на поле боя.

Президент отметил, что за это время состоялось большое количество встреч, переговоров, акций, концертов и других мероприятий в поддержку Украины и ее европейского будущего. Также были заполнены тысячи страниц опросника, пройдены необходимые процедуры.

По убеждению Владимира Зеленского, путь Украины к полноправному членству в ЕС также должен быть стремительным, а не длиться годы или десятилетия.

Президент призвал всех, кто сегодня занимает государственные должности, воспринимать свои обязанности как борьбу за наше государство и работать ради европейского выбора Украины, ведь украинский народ с оружием в руках не только защищает свою независимость, но и сражается за ценностный выбор – чтобы Украина была самостоятельным государством в вольной, новой европейской семье.

Владимир Зеленский отметил, что отныне в Президиуме Верховной Рады будет размещен флаг Европейского Союза, который должен стать не просто символом, а задачей для всех ветвей власти не допускать пауз в работе и принимать решения, необходимые для европейского пути Украины.

«Мы должны готовить государство к началу переговоров о членстве так же интенсивно и так же ответственно, как готовили решение о кандидатстве», – подчеркнул он.

Ведь обретение членства в ЕС – это не только геополитика или реализация политических стремлений, но и конкретные преимущества, которые приносят пользу жизни каждого человека, компании, государственной институции в Украине, отметил Президент. Он напомнил, что за последнее время был введен транспортный и авиационный «безвиз», открыт доступ украинских товаров на европейский рынок без пошлин и квот, Украина присоединилась к энергетической сети Евросоюза. На очереди – таможенный и цифровой «безвиз». Владимир Зеленский также призвал ускорить работу над промышленным безвизом и отменой платы за роуминг между Украиной и странами ЕС на постоянной основе.

«Европейский путь – это именно такие решения. Каждое из них усиливает наше государство, каждого из вас. Вместе они создают новые возможности для всей Европы – благодаря реализации украинского потенциала. Европа становится сильнее вместе с Украиной», – заявил он.

Президент подчеркнул, что украинцы осознают, что европейская интеграция – это гарантирование всем поколениям нашего народа свободной и обеспеченной жизни на основе лучших человеческих ценностей, а потому это честь и большая ответственность для каждого из нас – участвовать в реализации европейских стремлений нашего государства.

Владимир Зеленский поблагодарил каждый европейский народ и лидера, которые выступили за кандидатство Украины. Глава государства отметил лидерство Президента Европейского совета Шарля Мишеля и Президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен в построении прочных исторических отношений между нашей страной и Европой.

Урсула Фон дер Ляйен, которая обратилась к участникам заседания Верховной Рады в онлайн-формате, констатировала: Европа будет стоять за Украину столько, сколько необходимо, ведь мужественный украинский народ борется за то, чтобы у его страны было светлое будущее.

Президент Еврокомиссии высоко оценила, как граждане Украины объединились для сохранения своего государства, демократии и обеспечения работы всех институций. В результате Украина стала кандидатом в члены ЕС, что казалось невозможной задачей.

«Украина обратилась к ЕС в отношении кандидатства через несколько дней после нападения. И вы все равно успели предоставить нам всю информацию в рекордные сроки. Мы день и ночь работали для того, чтобы вас поддержать, но именно ваши усилия привели к этому успеху», – сказала Урсула фон дер Ляйен.

Она также отметила, что вместе с поддержкой Украины в борьбе с врагом европейские страны мобилизуют усилия и для ее послевоенного восстановления.

«Ваш европейский путь и восстановление Украины пойдут бок о бок. Огромные инвестиции придут в вашу страну, и для того чтобы усилить это влияние, инвестиции должны соединиться с новой волной реформ», – подчеркнула Президент Европейской комиссии.

Она призвала продолжать реформы, претворить уже принятые законы в позитивные изменения и дальнейшее развитие государства.

«Впереди – длинная дорога, но Европа на вашей стороне. Мы будем идти по этому пути, пока вы не откроете двери, ведущие к вашему светлому будущему в Европейском Союзе», – резюмировала Урсула фон дер Ляйен.

В заседании Верховной Рады также приняли участие члены правительства и послы стран – членов Евросоюза. Участники заседания почтили минутой молчания память всех мирных граждан, погибших в результате российской вооруженной агрессии, и отважных защитников и защитниц, которые отдали свою жизнь за Украину.





Закончить войну и выполнить евроусловия. Что нужно сделать Украине, чтобы стать полноценным членом ЕС

Денис Рафальский 12:05, 24-06-2022  strana.today
Скорее всего, путь в ЕС будет долгим. Фото: twitter.com/CharlesMichel

Главы государств-членов Европейского союза (ЕС) официально поддержали предоставление статуса кандидата на вступление в ЕС Украине и Молдове.

Это произошло в первый день саммита Евросоюза, который 23 и 24 июня пройдет в Брюсселе. Теперь Киев ждет большая работа по выполнению всех условий, указанных в выводах Европейской комиссии (ЕК) к его заявке на членство.

Только после этого можно будет начинать переговоры об этапах непосредственной подготовки к вступлению.

Как прошел первый день саммита Евросовета и что нужно делать Украине, чтобы не упустить шанс войти в ЕС, рассказывает "Страна".

Ожидаемое решение

Решение европейских лидеров на саммите, в общем-то, не сенсация. Что они примут решение в пользу Украины и Молдовы, стало понятно по итогам визита в Киев 16 июня глав Германии Олафа Шольца, Италии Марио Драги и Франции Эммануэля Макрона - ключевых государств - членов блока.

В Берлине и Париже долгое время сомневались, нужно ли идти навстречу Украине, а были еще большие скептики вроде Нидерландов, чей премьер-министр Марк Рютте прямо говорил, что Киеву не нужно надеяться когда-либо вступить в ЕС. Перевесила точка зрения, согласно которой отказ Киеву в условиях системного противостояния Запада и России будет выглядеть как уступка Москве. Такого себе западные элиты не могли позволить.

В украинской столице Макрон, Шольц и Драги заявили, что готовы поддержать заявку Украины на кандидатство, но с определенными условиями, только после выполнения которых могут начаться переговоры о дальнейшей работе над подготовкой к вступлению. Эти требования официально огласила 17 июня президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, представившая положительную рекомендацию ЕК к украинской заявке.


Позиция Берлина, Парижа и Рима наверняка помогла изменить отношение внутри ЕС к кандидатству Украины (и Молдовы). Им решили пока включить зеленый свет, хотя скептицизм по поводу готовности Киева и Кишинева к сближению с ЕС никуда не делся (и к этому моменту мы еще вернемся). Так что, когда за пару дней до саммита западные СМИ написали об украинско-молдавском консенсусе между государствами-членами, это никого не удивило.

Форум в Брюсселе, однако, начался не с голосования за кандидатство Киева и Кишинева и обсуждения европерспектив Тбилиси, а с заседания лидеров государств - членов ЕС с руководством западно-балканских стран, претендующих на членство в блоке.

Собственно, это была попытка разблокировать процесс вступления Албании и Северной Македонии, которых считают в принципе готовыми к этому шагу. Мешает присоединению только позиция Болгарии, требующей от Скопье уступок в сложных (как водится на Балканах) исторических и этнических вопросах. А до этого претензии выдвигала Греция, из-за которой Скопье пришлось даже переименовать страну. Греки были категорически против использования просто "Македонии", считая, что это название одной из частей их страны. 

Разрешить ситуацию с вето Болгарии на этом "саммите в саммите" не получилось, да и не могло получиться. В Софии кризис: главе Кабмина Кирилу Петкову, а также всему правительству объявили вотум недоверия. В общем, там сейчас не до предложенного ЕС и конкретно Францией компромисса. Но и в Скопье тоже не горят желанием идти на уступки болгарам. Заложницей ситуацией стала Албания, чью заявку рассматривают вместе с северо-македонской.

К слову Албания имеет статс кандидата в ЕС 9 лет, а Северная Македония - 17. Это к вопросу о сроках вступления в ЕС после получения "кандидатства".

В сердцах, премьер Албании Эди Рама вчера назвал расширение ЕС "совершенно жульническим процессом", где "решения откладываются до бесконечности под надуманными предлогами".

Еще одним камнем преткновения была судьба давней заявки Боснии и Герцеговины (БиГ) на кандидатство. БиГ попросила членство в ЕС еще в 2016-м, но цель эта остается недостижимой. Страну считают "потенциальным кандидатом", и такой статус светил Украине, но от этого варианта отказались. На саммите некоторые государства потребовали уважить одновременно с Киевом и Кишиневым и Сараево, чтобы там не чувствовали себя обиженными. Из этого тоже ничего не вышло.

На заявках Украины и Молдовы это, впрочем, не сказалось. Президент Европейского совета Шарль Мишель назвал голосование за них "историческим шагом" на пути этих стран в ЕС. "Наше будущее - вместе!" - написал он в своем микроблоге в Твиттере.

Президент Владимир Зеленский назвал предоставление Украине кандидатского статуса в ЕС "уникальным и историческим моментом".

Что дальше

Мы писали, что Евросоюз дал срок до конца года на выполнение всех условий, и украинское руководство пообещало успеть.

Вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина уверяет, что власти разработали "дорожные карты" по всем заданиям Еврокомиссии и уже начали по ним двигаться.

При этом Киев не застрахован от того, что список будет даже пополняться - в зависимости от оценок европейцев его стараний. А есть серьезное подозрение, что по некоторым пунктам вроде фактической передачи полного контроля ЕС над антикоррупционной вертикалью особого рвения ждать не стоит. Но на это вряд ли закроют глаза в Евросоюзе.

Впрочем, предположим, что "домашняя работа" Киева будет выполнена, и Европа ее примет и начнет предметные переговоры на тему вступления. О чем они будут?

Как пишет в своей статье для "Зеркала недели" директор европейской программы Международного фонда "Возрождение" Дмитрий Шульга, обсуждать будут "гармонизацию законодательства, практику его применения и функционирования учреждений в стране-кандидате с нормами ЕС по 35 разделам (сферам)".

Задачей №1 для Киева станет "имплементация всего европейского законодательства", а не отдельных кусков, что, по мнению эксперта, застопорит движение в ЕС.

Шульга приводит опыт стран Центрально-Восточной Европы, вступавших в ЕС в последние десятилетия, у которых переговоры с евробюрократами и правительствами государств-членов заняли "не менее трех-шести лет". Потом еще нужно время - "около года" - на подписание договора о вступлении и его ратификацию всеми сторонами (в том числе членами Евросоюза).

Однако это оптимистический вариант. Киеву прямо говорят, что дорога в ЕС будет сложной и долгой. Перед началом саммита премьер-министр Дании Мэтте Фредериксен предупредила: чтобы "войти в двери ЕС", Украина должна отвечать всем критериям" (членства в блоке). Кандидатство - это-де не гарантия присоединения, и получение полноценного членства "займет много времени", цитирует Фредериксен издание Politiken. А подобное критическое отношение не только у Дании и Нидерландов.

А вот политолог Вадим Карасев допускает, что вступление Украины в ЕС окажется "гораздо ближе", чем представляется сейчас даже сторонникам членства Киева в блоке.

"Вполне возможно, Украина не застрянет на кандидатстве, и полноценное членство наступит намного раньше, чем считают даже оптимисты. Мы уже видим, что нынешний статус дали наиболее быстро в истории ЕС. Блок становится уже не столько экономическим союзом, сколько военно-политическом и геополитическим. То есть, как раньше - сначала надо подтянуть уровень жизни в стране-кандидате до среднеевропейского, адаптировать ее законодательство и так далее по списку, а уже потом присоединение - уже не будет. Деньги в Украину уже вкладывают, а станут еще больше. На самом деле происходит расширение сферы влияния всего ЕС и конкретно Германии, которая сегодня показала, что Украину не отдадут ни России, ни той же Великобритании. Кстати, потому-то Джонсон примчался сразу после визита Шольца, Макрона и Драги, чтобы напомнить Киеву об альтернативе. Так что события ускоряются, правила меняются, невозможное становится возможным", - настаивает Карасев.

"В случае Украины ЕС действительно отошел от своих принципов и правил. Но теперь этот же подход хотят в отношении себя и другие страны - кандидаты в члены блока, потенциальные кандидаты. Более того, если меняются правила в отношении претендентов на членство, значит, от них можно отойти и странам, входящим в ЕС? Впрочем, несмотря на то, что Украина - военный прецедент, пока для нее мало что поменялось. Чтобы сейчас ни говорили, только с приходом денег ЕС для выравнивания жизни и установлением конкретных сроков всех этапов на пути к членству мы сможем сказать, что дорога нам открылась на самом деле, а не вынесено просто символическое решение", - говорит политолог Руслан Бортник.

Ну и наконец главное, что важно понимать по поводу вступления в ЕС - оно невозможно пока в стране идет война. Об этом многократно заявляли европейские лидеры. И Евкромиссия, когда объявляла об условиях для Украины, сказала, что обозначенная дата сверки того, что сделано в конце года - очень приблизительная. И в реальности оценивать соответствие критериям вступления в ЕС Украину будут только после окончания боевых действий. 

И в этом плане статус кандидата и связанная с ним конкретная перспектива вступления в Евросоюз может сыграть свою роль в прекращении войны, подвигнув Киев пойти на заключение компромиссных договоренностей с Россией ради того, чтоб прекратились боевые действия и открылась дорога в ЕС. Правда, для этого надо, чтоб на компромиссы была готова пойти и Россия. Но на это пока мало что указывает.

Пока из Москвы идут комментарии в духе "Украина как государство не доживет до вступления в ЕС". 


Язык, коррупция, суды. Какие требования выставила Еврокомиссия Украине вместе со статусом кандидата в члены ЕС

Денис Рафальский 11:01, 18 июня 2022  strana.today

Урсула фон дер Ляйен передала Главе государства анкету-опросник для получения Украиной статуса кандидата на членство в ЕС, 8 апреля 2022 года., фото: president.gov.ua

Европейская комиссия рекомендует Европейскому совету предоставить Украине статус кандидата в члены Евросоюза. Теперь этот вопрос будет рассмотрен лидерами 27 государств - членов блока, из которых состоит Евросовет, на саммите в Брюсселе 23-24 июня.

С учетом заявления лидеров ключевых стран Франции, Германии и Италии о готовности поддержать украинскую заявку положительное решение весьма вероятно.

Однако, как и сообщала "Страна", к статусу прилагаются условия, от выполнения которых зависит, начнутся ли предметные переговоры о вступлении в ЕС.

По сути это ультиматум, так как отдельно Еврокомиссия предлагает отозвать у Украины статус кандидата, если Киев условия не выполнит.

Точное время, отведенное на выполнение не указывается. Предварительная дата - конец года, но она может быть перенесена до момента окончания боевых действий. Опять-таки последнее слово здесь будет за руководителями стран, входящих в ЕС, и еврочиновниками. Именно они будут определять, справилась ли с заданиями Украина или нет.

Крайне показательны и сами условия.

Они фактически повторяют все то, что требовал Запад от Украины в предыдущие годы - все те реформы, которые бы усиливали контроль западных структур над судебной системой, антикоррупционными органами и прочими процессами в стране. До войны украинские власти эти требования активно саботировали.

И далеко не факт, что и сейчас все пойдет как по маслу. 

Подробности - в материале "Страны".

Красноречивый наряд Урсулы

Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен огласила на пресс-конференции в Брюсселе 17 июня рекомендации ЕК по статусу кандидата на вступление в ЕС для Украины. Комиссия рекомендует Евросовету предоставить Украине кандидатский статус с учетом того, что страна проведет ряд важных реформ.

"Украина четко показывает приверженность жить в соответствии с европейскими ценностями и стандартами и вступила еще до войны на путь в направлении ЕС", - написала фон дер Ляйен в своем микроблоге в Твиттере.

На пресс-конференцию она пришла в желтом пиджаке поверх синей блузы (цвета украинского флага).


Лидеры глав государств - членов блока, из которых состоит Евросовет, рассмотрят украинскую заявку на саммите 23-24 июня.

Во время визита в Киев 16 июня президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер ФРГ Олаф Шольц и премьер-министр Италии Марио Драги заявили, что их страны проголосуют за кандидатство.

Это, несомненно, будет весомым аргументом для других стран поддержать Киев, а вообще решение должно быть единогласным, в чем, впрочем, мало сомнений - опять-таки из-за позиции Парижа, Берлина и Рима, а также активной поддержки со стороны Польши и стран Балтии.

Фон дер Ляйен заявила, что статус в случае положительного голосования будет предоставлен с рядом требований, созвучных с курсом реформ, взятых Украиной. Только когда Киев закончит со всем перечнем, можно будет вести разговор о начале переговоров о присоединении к ЕС.

"Остается выполнить важную работу по части верховенства закона, олигархов, антикоррупции и фундаментальных прав. Судить будем по достижениям. Так что прогресс зависит полностью от Украины", - уточнила президент ЕК в своем микроблоге в Твиттере.

Кстати, "украинский" подход у Комиссии присутствует и к заявке Молдовы: статус сейчас плюс условия для дальнейшего продвижения.

А вот Грузии придется сначала заняться реформами, по итогам которых могут предоставить кандидатство. Украина подала заявку на вступление в ЕС спустя четыре дня после начала вторжения России 24 февраля. Вскоре примеру Киева последовали Кишинев и Тбилиси.

Список условий для Украины, перечисленных в документе Еврокомиссии, опубликовал в своем Телеграм-канале глава Офиса президента Андрей Ермак. Разберем некоторые из них подробно.

Чего хочет Евросоюз

1. Приведение в соответствие с рекомендациями Европейской комиссии за демократию через право (или Венецианской комиссии) законодательства о Конституционном суде, прежде всего в части, касающейся "предварительного отбора судей на основе оценки их добродетельности и профессиональных навыков".

По всей видимости, речь идет о нескольких заключениях "Венецианки" о конкретных законопроектах и вообще законодательной работе, связанной с КСУ. Напомним, осенью 2020-го в Украине возник конституционный кризис из-за решения КСУ признать противоправной норму об уголовной ответственности для чиновников за недостоверное декларирование имущества. Это часть антикоррупционого законодательства, пролоббированного и тщательно оберегаемого Западом.

Действия КСУ были там восприняты как покушение на всю систему борьбы с коррупцией. На негодование был вынужден реагировать президент Владимир Зеленский, который заявил об "угрозе нацбезопасности" и внес в Верховную Раду спорный законопроект о досрочном прекращении полномочий судей КСУ и признании их решения недействительным. Документ не дошел до сессионного зала, однако ситуация породила противостояние между Зеленским и главой КСУ Александром Тупицким, который в итоге был вынужден покинуть свое кресло и отправиться в бега (а еще ситуация охладила отношения с тогдашним спикером Дмитрием Разумковым, что стоило тому должности).

Сам суд с того момента толком не работает.

Запад воспользовался моментом, чтобы попытаться подчинить своему влиянию Конституционный суд, как, впрочем, и всю судебную систему Украины. К этому мы еще вернемся при разборе других рекомендация Еврокомиссии.

Так вот, во время кризиса парламент несколько раз обращался в Венецианскую комиссию с просьбой дать свое видение разрешения ситуации с Конституционным судом. Среди нескольких рекомендаций ВК был и совет обновить процедуру отбора судей в КСУ, перепоручив ее новому контрольному органу с включением в него международных экспертов (определяемых западными странами), который бы оценивал кандидатов не только с точки зрения их подготовки и опыта, но и наличия "высоких моральных качеств и добропорядочности".

Правда, на Банковой были свои виды на Конституционный суд, поэтому конкретно этой идее "Венецианки" хода не было. Теперь все может измениться. Стоит ожидать большой законодательной работы по части КСУ, работа которого сейчас регламентируется Конституцией и профильным законом.

"Нам не хватает закона о конституционной процедуре сейчас и изменений в Конституцию в части статуса КСУ после победы", - ответила на вопросы "Страны" в комментариях на своей странице в Фейбсуке замглавы правового комитета, представитель парламента в КСУ Ольга Совгиря ("Слуга народа").

2. Завершение проверки добропорядочности кандидатов в члены Высшего совета правосудия (ВСП, орган, который увольняет судей и в целом управляет судебной системой) и отбор кандидатов в Высшую квалификационную комиссию судей (ВККС, орган, который набирает судей).

Здесь мы имеем дело с требованием продолжить так называемую судебную реформу, продвигаемую Западом и призванную, как уже было сказано, перевести судебную систему Украины под его контроль. "Страна" писала о баталиях в парламенте и вокруг него из-за законов, вводивших "международников" в состав структур, отбирающих членов ВСП и ВККС.

Добропорядочность кандидатов для ВСП проверяет Этический совет.

Новый состав ВККС отбирает Конкурсная комиссия. В обоих органах решающий голос - у приглашенных международных экспертов (утвержденных западными структурами). После вторжения России Этический совет не проводил собеседования несколько месяцев, но уже вернулся к работе.

Комиссия же фактически прекратила деятельность, конкурс в новый состав ВККС остановлен. Судя по рекомендациям ЕК, такая затяжка процесса европейцам не по нраву.

И они ждут возобновления и ускорения работы по направлениям ВСП и ВККС. Впрочем, до войны этот процесс активно (хотя и не гласно) тормозился властями, которые не хотели терять контроль над судебной системой.

А война стала удобным поводом, как видим, частично оставить процесс. Поэтому требования ЕК вряд ли будут исполняться властями с большим рвением.

3. Усиление антикоррупционной борьбы, особенно на высоком уровне, путем инициативных и результативных расследований и убедительного следствия и наказания; завершение отбора и назначение нового директора Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) "путем утверждения определившегося победителя конкурса".

По этому пункту противоречий между тем, чего хотят в Европе, и на что настроены украинские власти еще больше.

До войны Запад и связанные с ним "антикоррупционные активисты" и структуры в Украине жестко критиковали Офис президента за затягивание утверждения результатов конкурса в САП, на котором победил детектив НАБУ Клименко, на которого делали ставку на Западе.

Но Банковая не торопилась это делать, так как не была заинтересована в установлении полностью ориентированной на Запад вертикали антикоррупционных органов - НАБУ-САП-Высший антикоррупционный суд, которая могла быть использована для удара по представителям самой власти через возбуждения уголовных производств по коррупционным делам. Без действующего же руководителя ЧАП контроль над этим важным органом фактически осуществляет генпрокурор Ирина Венедиктова - человек из команды Зеленского. 

И эту удобную ситуацию на Банковой менять не хотели до войны и, тем более, вряд ли захотят менять и сечас. Но, как видим, среди требований Евросоюза вопрос по САП значится, а потому его так просто игнорировать уже не получится.

Также как и ситуацию по НАБУ, которое оказалось без директора в апреле этого года, когда закончился срок полномочий у главы НАБУ Сытника. Конкурс по новому начальнику к тому времени так и не был проведен, а потому НАБУ сейчас руководит и.о. - первый заместитель директора Гизо Углава.

С учетом прописанных в законе условий конкурсного отбора (с определяющей ролью международных экспертов) на эту должность также с большой долей вероятности придет человек, ориентированный на западные структуры. И, таким образом, Запад установит полную управляемость антикоррупцонной вертикали - начиная от открытия уголовного дела и заканчивая приговором суда. При условии, конечно, если будут проведен конкурс по главе НАБУ и будет утвержден руководитель САП.

И пока непонятно как в такой непростой ситуации поступят власти. С одной стороны, очень большие риски для многих соратников Зеленского получить целый вал уголовных дел (с последующими приговорами). С другой стороны - все таки требование для вступления в Евросоюз. С третьей - на дворе война. А потому, не исключено, что Банковая и тут попытается как-то потянуть процесс.

"По всей видимости, данное условие следует понимать как требование назначить в руководство САП и НАБУ конкретных персон под старые задачи. До вторжения власть еще могла возражать в непубличной дискуссии, что закрепление обеих должностей за одной стороной приведет, мол, к нарушению паритета и законсервирует уровень эффективности антикоррупционной борьбы. Напомню: аудит работы НАБУ под руководством Артема Сытника за семь лет работы так не был проведен, да и реальный контроль за деятельностью бюро отсутствовал как у парламента, так и общества. В нынешних условиях выполнение требования Евросоюза может ограничиться учетом кадровых предложений, а не повышением эффективности антикоррупционной системы, в том числе НАБУ и САП", - комментирует "Стране" народный депутат восьмого созыва Игорь Попов, который входил в состав антикоррупционного комитета Рады.

4. Приведение в соответствие законодательства по борьбе с отмыванием денег со стандартами Группы по финансовым мерам (FATF); принятие комплексного стратегического плана реформирования всего правоохранительного сектора как части среды безопасности Украины.

Речь, очевидно, идет об ужесточении законодательства по борьбе с отмыванием денег, а также с проверкой их происхождения. Украинские законы в этом плане куда менее жесткие, чем европейские. Плюс у нас существует огромный черный рынок, на котором царствует "черный нал", а также "серый рынок" - когда люди получают платежи за работу и услуги, а также нелегальные зарплаты на свои банковские карты, но эти доходы не декларируют и налоги с них не платят.

В Европе так не полагается, а потому с этой вольницей, наверняка, Киеву прикажут покончить.

Другой вопрос - решатся на это украинские власти, учитывая возможное недовольство населения и нарастающий социально-экономические проблемы в стране на фоне войны.

5. Запуск "антиолигархического" закона, однако предварительно его нужно изменить, как предлагает Венецианская комиссия.

Вокруг закона об олигархах сейчас царит оживление из-за анонса президентского указа о создании реестра олигархов, сделанного секретарем Совета национальной безопасности и обороны Алексеем Даниловым в интервью "Лиге". На момент публикации этой статьи указа еще не было, хотя, согласно нормам закона, он должен был появиться еще в конце мая.

А потому не исключено, что о реестре вспомнили как раз в связи с появлением списка требований от Еврокомиссии.

Политолог Руслан Бортник связывает пункты об олигархах и FATF, считая, что на самом деле второй тоже направлен не в последнюю очередь против украинского олигархата.

"Конкретно эти требования ЕС задуманы для уменьшения влияния наших олигархов, чтобы убрать в их лице конкуренцию европейской бюрократии и бизнесу в Украине. Но еще кандидатство может означать выделение Киеву десятков миллиардов долларов, за которыми с учетом украинской специфики нужен глаз да глаз. Поэтому европейцы требуют отдать им контроль за антикоррупционной и судебной системами, вообще усилить их присутствие в секторе экономической безопасности", - комментирует политолог Бортник "Стране".

Но тут важный момент, что в Европе, судя по идущим оттуда сигналам, борьбу с олигархами могут видеть несколько по иному, чем на Банковой. Если Офис президента хочет, чтоб определение кто олигарх, а кто нет находилось в руках СНБО (то есть, в руках Зеленского) и это стало бы рычагом влияния власт на крупный бизнес. То на Западе скорее видят этот процесс как активизацию работы антимонопольного комитета, а определение кто олигарх, а кто нет, могут захотеть перепоручить какому-либо подконтрольному себе органу (например НАПК) и международным экспертам.

6. Адаптирование европейского аудиовизуального законодательства и создание независимого медиарегулятора.

Глава Национального союза журналистов Украины Сергей Томиленко в комментарии "Стране" разъяснил, что имеется в виду имплементация директивы ЕС об аудиовизуальных медиауслугах для украинского рынка СМИ. Эта директива действует с 2010 года во всех государствах - членах ЕС и регулирует деятельность медиа-сферы.

Принятие закона об аудиовизуальных услугах также является обязательством Украины в рамках Соглашения об ассоциации Украины и ЕС.

"Директива ЕС - большой и довольно сложный документ, который регулирует деятельность прежде всего телевидения и радио. Его первоочередная цель - защищать авторские права, а также обеспечивать баланс между доступом к онлайн-сервисам, защитой прав потребителей и поддержкой конкурентной среды в медиа", - объясняет Томиленко.

В Украине эту директиву уже пытались имплементировать несколько раз. Работа над законопроектом об аудиовизуальных услугах шла с 2012 года. При президенте Петре Порошенко разработкой законопроекта об аудиовизуальных услугах занималась народный депутат Виктория Сюмар ("Народный фронт"), которая возглавляла профильный комитет Верховной Рады. Однако закон так и не приняли.

Уже при Зеленском появился новый законопроект о медиа. Половина документа как раз касалась регулирования аудиовизуальных услуг и внедряла нормы директивы ЕС. Однако вторую половину законопроекта серьезно критиковало украинское медиасообщество: туда законодатели из "Слуги народа" вписали систему высоких штрафов, которые единолично смог бы назначать Нацсовет по вопросам телерадиовещания, и возможность блокировать онлайн-медиа и телеканалы. На данный момент этот законопроект тоже не принят.

"Имплементацию самой директивы ЕС об аудиовизуальных медиауслугах мы поддерживаем. Это общие правила игры Европы. Но в Украине те обязательства, которые должны внедрить все страны ЕС, не были приняты. Сейчас они существуют как часть законопроекта о медиа. Его авторы взяли нормы директивы ЕС и добавили туда расширенные полномочия Нацрады не только над теле- и радиосферой, но и над онлайн-медиа и над печатными СМИ - против чего и выступало много медийщиков. То есть сделали такой украинский микс. Лучшим форматом для Украины была бы регистрация отдельного законопроекта, который бы имплементировал только нормы директивы ЕС", - настаивает Томиленко.

7. Завершение реформы законодательной базы по правам национальных меньшинств согласно рекомендациям Венецианской комиссии и разработка механизмов ее внедрения.

"Страна" уже писала о том, что Веницианская комиссия жестко раскритиковала действующее языковое законодательство Украины, с точки зрения соблюдения прав нацменьшинств. В том числе отдельно отмечались дискриминационные нормы относительно русского языка. Комисси рекомендовала серьезно либерализовать языковые законы.

Как будет выполнять власть или парламент данную рекомендацию в условиях войны с Россией не очень понятно. И в мирное время любые попытки ослабить украинизацию вызывали огромную волну "зрады", под которой власти отступали. А сейчас так и подавно.

Однако не факт, что отмахнуться от этого пункта Украине будет легко. Так как на нем, наверняка, будет настаивать Венгрия (член Евросоюза), уже давно критикующая Киев за языковую политику и ущемление прав венгероязычного меньшинства.

А без голоса Венгрии ЕС не утвердит выполнение Украиной "домашнего задания".

Без разговоров под козырек

Итак, как видим, выполнить большинство этих требований власти будет очень непросто. 

Готова ли Банковая приложить для этого реальные усилия?

Политолог Бортник считает, что да: у Евросоюза будет "кнут" - например, срок исполнения до конца 2022 года, о чем европейцы будут постоянно напоминать, - и "пряник" - обильное финансирование, положенное кандидату. Другое дело, что требуемые законы могут принять, но по факту затем процесс саботировать. Тем более, всегда можно сослаться на обстоятельства военного времени.

"Не думаю, что будут серьезные проблемы с заданиями. У Украины богатый опыт выполнять, а потом саботировать. И вполне возможно, это будет к вящему удовольствию обеих сторон. Европа получит отличный повод отложить заявку Киева до лучших времен, чему будут рады часть государств - членов блока. Не стоит забывать, что во время горячей фазы войны с Россией выполнение условий ничего не решает. Евросоюз не готов включиться в боевые действия, что вполне вероятно в случае максимального сближения Украины и ЕС. Более того, даже замораживание конфликта не изменит положение вещей, потому что нет стопроцентной гарантии, что Россия в любой момент его не "разморозит", - говорит Бортник.

А вот политолог Андрей Золотарев полагает, что в этот раз Запад дожмет украинскую власть до полного прохождения программы.

"Западные политики в курсе, что в Украине научились говорить одно, а делать несколько иное. Однако в этот раз, поскольку Киев вступил в недвусмысленные отношения с ЕС и принял обязательства, будут дожимать предельно жестко. И, думаю, дожмут. Другое дело, к чему это приведет вкупе с обнулившейся экономикой и массовым исходом людей за границу. Но краник для наполнения бюджета в партнерских руках. Наша зависимость от Запада радикально выросла во время войны", - говорит эксперт.

Komentarų nėra: