«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

šeštadienis, kovo 05, 2016

“Да, виноват!” – сенсационное заявление Азарова

Скрывающийся в Москве бывший премьер-министр Украины Николай Азаров дал интервью «Новой газете»  04.03.2016


Николай Азаров

С бывшим премьером Украины и основателем Партии регионов Николаем Азаровым я встречаюсь в его офисе на Коровьем Валу (один из респектабельных районов Москвы — Прим. ред.). Недавно политик напомнил о себе, заявив о создании правительства в изгнании — «Комитета спасения Украины». Правительство в данный момент расквартировано в нескольких комнатах с видом на заправку «Лукойла», в ясную погоду, впрочем, открывается вид на памятник Ленину.

Сам Николай Азаров сидит за столом в кабинете примерно 3,5 на 3,5 метра, в предбаннике девушка-секретарь заваривает чай. Вместо запланированных сорока минут глава правительства в изгнании Николай Янович отвечает на мои вопросы час десять.

Уверенность и хватка по-настоящему правительственные — и не скажешь, что в изгнании.

Беседа складывалась непросто. В середине записи Николай Азаров хотел прервать интервью, назвав мои вопросы предвзятыми. Другие вопросы экс-премьер назвал глупыми и уходил от ответа — как, скажем, на вопрос о его неожиданном участии в Майдане-2004.  Но в конце беседы подарил книгу мемуаров.
<>
— Вы поддерживаете идею Москвы о федерализации Украины?

— А другого выхода нет. Украина абсолютно разная. Ни Майдан, ни так называемая революция, ни 25 лет независимости не создали этот сплав, нацию.  Мы пытались ее объединить, слить в единое целое. Оказалось, не получается. Восток есть восток, юго-восток, запад есть запад. Даже сейчас они голосуют по-разному, хотя в стране террор и запугивание. Поэтому децентрализация — единственная возможность как-то объединить Украину.

— Это ведь, наоборот, ее уничтожит? Запад будет тяготеть к Европе, а восток отойдет России.

— Не надо никуда тяготеть. Никакой европейской перспективы у Украины нет. Никто ее в ЕС не ждет, по крайней мере в ближайшие 25 лет. Им уже хватило Прибалтики и Болгарии с Румынией. В Болгарии безработица среди молодежи 50%. Из Латвии уехали на заработки полмиллиона человек. А что производит сейчас Литва?

— Николай Янович, вы ощущаете личную ответственность, хоть какую-то вину за то, что стало с Украиной?

— Меня часто спрашивают: а вот признайте, ведь это вы начали с ассоциацией, это вы уехали в Россию и про Крым говорите [о законности присоединения к РФ]. Ну если вам легче станет — да, виноват! Но в чем? Я в голове не мог представить, что произойдет в Крыму или Донбассе. Янукович ведь не отдал приказ стрелять из танков, когда майданные радикалы захватили минюст. Такая же ситуация была и в Донбассе, когда ополченцы захватили здание администрации. Ну садитесь договаривайтесь, зачем воевать.

Поэтому, да, я чувствую ответственность за то, что, может быть, недостаточно четко разъяснял людям нашу позицию. В экономике результат был позитивный, пусть попробуют лучше. Но на моих руках нет крови, воровства и коррупции. Хотя за два года они выдумали против меня нелепые обвинения.

— Власти ЕС сообщали об аресте в Австрии счетов вашей семьи. Позже называлась сумма — 200 миллионов евро.

— Пусть покажут хоть одно мое евро. Все это ложь, чушь, придумано…

«Когда американцы прекратят поддерживать Украину, нынешний режим упадет»


— Вас обвиняют также в незаконном вооружении милиции свето-шумовыми гранатами, поставленными специально из России.

— На заседании правительства этот вопрос [о гранатах] обсуждался. Но я это постановление не подписал, потребовал заключение минюста и минздрава, но они его мне не дали.

— То есть российские гранаты против митингующих не применялись?

— Свето-шумовые гранаты применялись и без постановления, начиная с ноября. А заседание было в январе. О российских гранатах не было никакой речи, все придумано. Особенно цинично такое слышать, когда из «Градов» и баллистических ракет «Точка-У» стреляют по Донецку. А мне в вину ставят водометы!

— Но Донецк отвечал тем же самым, используя тяжелую технику.

— Разница в том, что ополченцы использовали тяжелую технику против сил, стоящих в поле. А те [украинские войска], наоборот, когда лупили из «Градов», то лупили не по ополченцам, а по городу.

— Послушайте, я был и в Донецке, и в Авдеевке, контролируемой Украиной. Она разрушена не меньше.

— Авдеевка — маленький поселок на 50 тысяч человек, не сравнивайте с миллионным Донецком.

— Почему не сравнивать, там не люди живут?

— Авдеевку они [украинские власти] обязаны были отселить, а Донецк не отселишь. И главное, на ком лежит больше ответственности: на премьере, президенте или на ополченцах?

— Вообще на властях.

    — Тогда надо признать, что они [в ДНР и ЛНР] официальные власти. Их же не признали. Вообще, что сейчас надо сделать — Россия и Америка должны сесть за стол переговоров и найти компромисс. Когда американцы прекратят поддерживать Украину, нынешний режим упадет.

— Значит, упадут и режимы в Луганске и Донецке, если Россия перестанет поддерживать их?

— А как она может не поддерживать? А как бы повели себя США, если в Мексике стали бы уничтожать американцев? Почему Россия не должна защищать своих? Донбасс — это на 90% русские люди. Запорожье — на 50%, Днепропетровская область — около 70%. И что, Россия бы спокойно смотрела, как бандеровцы и фашисты спокойно уничтожают русских?

— Но этого не случилось ни в том же Запорожье, ни в Харькове.

— Как не случилось! В Харькове только исчезло около 200 человек. Почему люди молчат? Боятся говорить об этом. Запугали. В Харькове полгода держали в СБУ проректора университета. А что говорить про пацанву 18—20 лет, студентов?

— Скажите, вы поддерживаете связь с Януковичем?

— Я с ним ни разу здесь не встречался. И нигде ничего критического про него не говорил. То, что он уехал, спасая свою жизнь, я не могу никак осуждать. Остался бы он, его бы уничтожили.

— Микола Янович, вас так называли. Скучаете по украинскому языку?

— (Пауза.) Мне нравилась его мелодичность. Я прожил на Украине больше 20 лет, это страна, в которую я вложил силы, там друзья, там жизнь прошла. Конечно, скучаю, а потом, кто меня оттуда заставил уехать? Какие-то недоноски, которую страну развалили. Украина должна быть самобытной, должны поменьше слушать, должна стать самостоятельной, а не заглядывать в рот другим.

интервью Новой газете

Komentarų nėra: