«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

ketvirtadienis, kovo 17, 2016

Ленинград – Санкт-Петербург 90-х годов

"Путин – Дуче из подворотни", – говорит Александр Щелканов, хорошо знавший будущего президента в 90-е годы

Виктор Резунков  13.11.2015 18:05  Svoboda

Мы продолжаем цикл передач, посвященных политикам Ленинграда – Санкт-Петербурга 90-х годов прошлого века. Одна из самых удивительных биографий принадлежит человеку, которого 25 лет назад в этом городе знал каждый.

Александр Щелканов, капитан 1-го ранга, грузчик в магазине "Березка", народный депутат СССР, председатель горисполкома Ленсовета и, наконец, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга двух созывов. Сейчас Александр, удалившись от суеты городской жизни, живет в деревне на Валдае. Там мы с ним и встретились.
<>
–​ Известный питерский политолог Владимир Гельман убежден, что Владимир Путин неизбежно будет вынужден начать репрессии для того, чтобы сохранить власть. Вы согласны с таким утверждением?

– Прежде всего, здесь надо четко определиться с самим понятием "репрессии". Ведь были репрессии 1937 года, были репрессии 1953 года, а были и репрессии "Болотной", и репрессированные до сих пор остаются в заключении! Действия власти по фабрикации обвинений становятся просто-напросто противоправными. Власть втаскивает жертв в область права и начинает репрессировать. И не случайно после "Болотной" стала заметно сужаться общая активность противостояния населения и оппозиционного движения.

Второй вид репрессий – это участие в действиях против Украины, аннексия Крыма, а сейчас и действия в Сирии. Это репрессии внешнего воздействия. Власть как бы говорит: "Смотрите, что мы можем! И неужели вы думаете, что, если мы наплевали на международное право, то уж у себя-то в стране мы не сможем сделать всё, что захотим?"

Кроме того, я не экономист, но я убежден, что экономическая ситуация будет ухудшаться, а социальная напряженность – расти. И на красивых фразах о необходимости сохранения стабильности, недопущения возникновения гражданской войны будет принято решение очиститься от этих элементов.

–​ А как вам видится: Путин будет бороться за власть до самого конца, ни перед чем не остановится?

– Очень коротко: да! Вернусь к своему определению: Дуче из подворотни. Многолетняя подворотня. Многолетняя забитость, ущемленность, накопленное унижение, злоба. И с другой стороны – уже Дуче. А попробуй от этого откажись! Он не из тех, кто может остаться человеком, гражданином. Он – уже Дуче.

–​ Вы сталкивались с Владимиром Путиным в Ленсовете. Какое впечатление он на вас производил?

–  Тогда это вызывало у меня огромное чувство опасности. Приведу один случай. В какой-то момент Путин докладывал в Законодательном собрании вместо Собчака, который куда-то уехал. Возникла ситуация, когда депутаты проявили недовольство, пошли возражения, и они стали склоняться к тому, что тот вопрос, с которым вышел Путин, не проходит. Путин у меня на глазах моментально поменялся: остекленели глаза, лицо стало жестким, голос стал другим. С этого момента во мне поселилась большая тревога.


Рождение и смерть Ленсовета




Почему Собчак проиграл

Как повлияли на будущее России губернаторские выборы в Петербурге в 1996 году? Беседа с политологом Алексеем Шустовым

Виктор Резунков  05.02.2016 18:05  Svoboda

В этом году исполняется 20 лет со дня судьбоносных для России выборов губернатора Санкт-Петербурга, на которых мэр Анатолий Собчак вместе со своей командой, включавшей в себя Владимира Путина, Алексея Кудрина, Людмилу Нарусову и многих других известных сегодня политиков, потерпел сокрушительное поражение, и губернатором Санкт-Петербурга был избран Владимир Яковлев.
<>
– А кто в штабе Анатолия Собчака курировал работу СМИ?

– Эту работу в значительной степени курировал Александр Беспалов, который в то время возглавлял соответствующий профильный комитет, а сейчас трудится на почтенной должности в "Газпроме". Он входил в штаб и курировал эти вопросы. Что касается Владимира Путина, то он имел отношение к этим вопросам, хотя я с этим напрямую не пересекался, потому что работа со СМИ и работа напрямую с населением – это разные вещи. Социолог Татьяна Протасенко рассказывала мне о том, что она, в частности, присутствовала на просмотре фильма режиссера Игоря Шадхана об Анатолии Собчаке. Владимир Путин был знаком с Игорем Шадханом, с уважением к нему относился – он и организовал этот просмотр и пригласил Татьяну Протасенко, чтобы она как социолог высказала свое мнение о фильме.

Владимир Путин каким-то образом участвовал в работе избирательной кампании. По моим впечатлениям это участие было не очень большим. И это косвенно подтверждается тем простым фактом, что в период избирательной кампании вся тяжесть управления городом легла на плечи Путина.

Сейчас многие оппозиционеры и критики Путина имеют обыкновение говорить: "Ниоткуда взялся, никому не известный кагэбэшник, которого знали его полтора друга-сослуживца!" Это не так. Путин действительно управлял городом и в период обычной его работы, потому что Собчак, конечно, в большей мере занимался представительской деятельностью, к этому у него больше лежала душа. Конечно, он принимал важнейшие решения, но огромный объем рутинной работы лежал на Путине. И конечно, такой опыт ему существенно помог, когда он стал президентом. Всю эту рутину управления пятимиллионным городом он на кончиках пальцев чувствовал и в 1991-м, и в 1992-м, и в 1993-м, и в 1994 году.

В период самих выборов на Путина, насколько мне известно, было возложено текущее управление городом. Времени на то, чтобы заниматься чем-то еще, у него не оставалось, поэтому его участие в избирательной кампании был столь малозаметно. Я думаю, что он курировал еще и вопросы безопасности, так как традиционно отвечал за связь с силовыми структурами как заместитель мэра.

Еще один момент, о котором надо упомянуть в связи с подготовкой избирательной кампании Анатолия Собчака. Почему-то я не видел упоминаний об этом в СМИ. В годы, предшествующие этим выборам, Путин курировал отношения мэрии с Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Перенос этих выборов на более раннюю дату, на 19 мая 1996 года – это непосредственный результат деятельности Путина в Законодательном собрании. Именно он вел переговоры с депутатами и формировал большинство, которое нужно было для того, чтобы весьма оппозиционно и критично настроенное по отношению к мэру Законодательное собрание проголосовало за перенос даты выборов. Конечно, ЗАКС созыва 1994 года был не столь оппозиционен, как Ленсовет, но все же там приходилось работать. И эту работу провел Путин.



Интервью Радио Свобода петербургский политолог Алексей Шустов, член предвыборного штаба Анатолия Собчака в 1996 году. Svoboda


Владимир Путин: "Деньги надо делать!"


Как КГБ захватывал власть? Когда у Путина появилась страсть к наживе? Вспоминает депутат Ленсовета Николай Андрущенко
Виктор Резунков 31.07.2015 20:05 Svoboda

Мы продолжаем публиковать воспоминания петербуржцев, оказавшихся в девяностые и последующие годы в эпицентре политических событий Ленинграда, ставших свидетелями деятельности команды Владимира Путина и его самого. Мы в гостях у известного петербургского журналиста, депутата Ленсовета 21-го созыва Николая Андрущенко.

Петербург Свободы. разговор с Николаем Андрущенко
<>
– Вам приходилось сталкиваться с Владимиром Путиным во время своего депутатства в Ленсовете?

– Сталкивался неоднократно, поскольку до Ленсовета я закончил спецкурсы английского языка и работал на ряд шведских фирм. Я сталкивался с ним именно по специальности, как с заместителем председателя Ленсовета по международным связям. Сейчас я подготовил черновик книги под названием "57 встреч с Владимиром Владимировичем". В декабре этого года нашей редакции исполняется 25 лет. Если она получит какие-то дополнительные денежки, то надеюсь, что эта книга будет издана.

– Можете рассказать об этих встречах?

– Тут нет ничего сенсационного. Они были чисто рабочими, касались моих давнишних связей с ним еще по моей работе, когда я был физиком, работал в Финляндии и в Швеции, занимался привлечением шведских инвестиций, шведских бизнесменов, шведских товаров на наш, ленинградский, а затем петербургский рынок.

– Если анализировать события того времени, то как вы думаете, был запланирован приход КГБ к власти в стране или это произошло неожиданно для всех?

– Я думаю, это было запланировано, запрограммировано. У меня есть некоторые факты. Один из них я могу привести. Это было во время так называемого путча, который Ленсовет так дружно не поддержал. Я считал, что этот путч – попытка сохранения Советского Союза, и выехал навстречу Псковской, по-моему, дивизии где-то за Гатчиной. Мы встретились, поговорили и разошлись. Псковская дивизия повернула назад, я тоже вернулся. Через неделю или две после этого в коридоре Ленсовета мне встретился Путин, причем встреча была такая, что он мог вести себя совершенно свободно. Рядом с нами сидела сонная гардеробщица, и больше никого не было. "Что же вы наделали, Степаныч?!" – он всегда говорил вежливо, на "вы", и вообще, всегда был крайне вежливым и пунктуальным человеком, надо отдать ему должное. "Вас же могли арестовать!" – сказал он. А потом он, видимо, осознал, что находится в свободной обстановке, и его прорвало: "Деньги надо делать! Деньги надо делать! Сейчас время делать деньги! И стране, и людям!" И пошел к себе. Вот такая встреча где-то через неделю или две после путча, который я поддержал (и не скрываю этого).

– А что, Владимир Путин уже тогда проявил свое неумеренное желание обогащаться?

– В то время – нет. Когда Анатолий Собчак проиграл губернаторские выборы Владимиру Яковлеву, я случайно оказался на какой-то встрече, где Владимиру Путину был задан вопрос: ну, куда, мол, ты теперь денешься? "Да где-нибудь найду место. Директором таксопарка, например", – так шутливо ответил он и помахал ручкой. То есть тогда у него не было определенных намерений и определенных перспектив. Его потом, как я понимаю, вытащил КГБ

Почему я считаю, что КГБ запланированно пришел к власти в России? Могу привести еще одну историю, связанную с путчем. Я же, кроме всего прочего, как депутат Ленсовета, позвонил по телефону дежурному КГБ и потребовал принять меры. Так вот, во время той встречи в Ленсовете Путин сказал: "Что же вы наделали, Степаныч? Звонили туда... Вас же могли арестовать!" То есть КГБ уже тогда был на стороне путчистов (Ельцина и прочих. – Прим. В.Р.) и не поддерживал власть и законный режим.

Тем более, когда произошел переворот 1993 года. Тогда, я помню, Анатолий Собчак вошел в наш зал, чтобы разогнать Ленсовет. Разгонял со словами: "Воля народа выше брежневской Конституции!". С Собчаком был в тот момент Олег Басилашвили – не помню почему. А потом, в эти же дни 1993-го, я видел, как Путин опечатывал кабинеты вице-губернатора Щербакова, который был одновременно помощником Александра Руцкого. То есть эта акция КГБ была, как я понимаю, тщательно и заранее спланирована, в том числе и так называемый путч. Может быть, путчисты были искренними в своих намерениях, но КГБ просчитал все заранее.

– Николай Степанович, вы неоднократно встречались с Анатолием Собчаком. Как вам видится: он был таким наивным, что не замечал вокруг себя многочисленных сотрудников КГБ, постепенно прибирающих к рукам власть, или замечал, но молчал и ничего не предпринимал для того, чтобы изменить ситуацию?

– Я думаю, что до определенной поры он этого не понимал. Я первый раз встретил Собчака, когда гулял с собачкой около дома моей матери на улице Руднева. Эта улица и улица Кустодиева, где жил тогда Собчак, шли параллельно, а между ними был пустырь. И однажды на этом пустыре я первый раз лично встретил Собчака. До этого я его знал только по телевизионным выступлениям. При встрече он был очень скромен, даже в одежде. Меня поразили его ботинки со стоптанными подметками и каблуками. Он был скромен и в речи. Достал два пластмассовых стаканчика и "маленькую", и мы познакомились.

Работая тогда в таких учреждениях, как ЛОМО и "Позитрон", я вынужден был по службе общаться с чекистами. Это люди очень разного плана. Были честные люди, но это в основном те, которые служили во внешней разведке. Те же, кто обслуживал "внутренний рынок", просто-напросто шпионили за всем, чем можно. Грубо говоря, они старались завербовать каждого прохожего, чтобы он исполнял их желания, доносил на кого надо и т.д.

В какой-то момент, по-видимому, в тот, когда Путин пришел в Ленинградский университет, будучи изгнанным из Германии (или уехавшим оттуда, я не знаю точную версию), Собчак очень изменился по отношению к тем нескольким встречам, которые я называю "встречи на пустыре". Их было три или четыре. Во время этих встреч это был, конечно, красноречивый, красиво и много говорящий, но простой человек. Я знал его дочь от первого брака. Не знаю, где она сейчас. Совершенно простая девушка, кажется, тоже юрист. И в то же время, его слова, сказанные в 1993 году: "Воля народа выше брежневской Конституции!" – ведь тогда он, собственно говоря, изменил присяге. Его все-таки втянула в свое логово "кагэбэшная мафия". Это мое мнение. Он был довольно мягкого характера, как я понимаю, судя по его отношениям с детьми, с супругами, с Путиным…

– А что вы думаете о его смерти? У вас есть вопросы относительно того, что случилось с Анатолием Собчаком?

– У меня есть вопросы. Дело в том, что в какой-то из наших редких бесед (а мы не часто встречались, я не был в числе особо приближенных) Собчак пошутил, что нас обоих бог наделил особым здоровьем, и поэтому мы должны много сделать в жизни. Что-то в этом роде... Он действительно был исключительно здоров, это я помню.

Я ни разу не видел его больным, сопливым, он всегда был в хорошей спортивной форме. В то же время, я навсегда запомнил первые дни после его смерти, когда из Калининграда вернулась его жена. Она буквально буйствовала: мол, он не сам, по-видимому, ушел из этой жизни. Потом она изменила эту точку зрения.

– Вы допускаете, что его смерть была кому-то выгодна? Кому? Почему?

– А кому было выгодно его, находящегося под следствием, обвиняемого, как преступника (хоть дело еще и не было передано в суд), против всех законов и морали, вывезти за границу? По-видимому, тем же лицам. Его просто вывезли, чтобы не предавать суду и чтобы не выявились все его связи.

– Оба дела, "дело Путина" и расследование Марины Салье, в которых фигурирует Владимир Путин и члены его команды, широко известны. А нет ли у вас основания считать, что существуют другие подобные дела, о которых мало кто знает?

– Не основание, а случайная беседа на вокзале с человеком, с которым я был знаком во время депутатства. Этот человек (а он – следователь) рассказывал, что материалом расследования его группы являлось все имущество СССР, которое находилось за границей. "Но наше следствие, – сказал он, – было моментально прекращено, как только Борисом Ельциным или кем-то из его окружения было поручено Владимиру Путину собрать все это заграничное барахло". А это – триллионы долларов. Дело было закрыто, следственная бригада распущена, по словам этого человека. И всё. А ведь за время своего существования СССР накопил по всему миру гигантские активы. Это была одна из ступенек, через которую перешагнул Владимир Путин. Ему было поручено разузнать обо всем этом наследстве и, как я понимаю, собрать его на пользу страны. А куда оно делось, это, видимо, придется выяснять будущему поколению.
Svoboda

Komentarų nėra: