«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

antradienis, rugsėjo 19, 2023

RADA ua. Участие Президента Украины в пленарном заседании Верховной Рады

 

Идеальный шторм Зеленского. Как президент едва не распустил Раду и будут ли выборы во время войны

КИЕВ, 19 СЕНТЯБРЯ 2023 07:00 МИЛАН ЛЕЛИЧРБК

Президент Владимир Зеленский (фото: Getty Images)

О кадровых проблемах в команде Зеленского, давлении Запада, борьбе с коррупцией, а также о том, как он летом чуть не распустил Верховную раду и состоятся ли выборы весной следующего года – подробно в материале РБК-Украина.


На прошлой неделе в кулуарах власти много шума наделал соцопрос, проведенный Фондом "Деминциативы" совместно с Киевским международным институтом социологии, в котором 78% опрошенных согласились с тем, что президент Украины несет прямую ответственность за коррупцию в правительстве и военных администрациях.

Социологи из КМИС на следующий день вышли с разъяснениями о том, что "ответственный" - не означает "причастный", что Владимир Зеленский до сих пор сохраняет очень высокий уровень поддержки среди населения, а рядовые украинцы в большинстве своем не особо разбираются в том, кто за что у государству отвечает.

– Как вообще отреагировали у вас на эти цифры? Занервничали? – поинтересовалось РБК-Украина у собеседника в президентском окружении.

– Вы же заметили, что опрос проводился за деньги наших западных партнеров. И его результаты специально придерживались, опубликованы накануне поездки президента в США. Это они нас "тренируют", передают сигналы, которые могут устроить идеальный шторм. Утром – новый соцопрос, в обед – новое расследование по закупке апельсинов или брюк по завышенным ценам, вечером – публичная лекция о том, что проведение выборов – обязательный элемент демократии.

– И как, удастся ли власть к чему-то склонить?

– Президент не подвергается внешнему давлению, – сказал собеседник.

"Идеальный шторм" – ситуация, при которой разные негативные внешние факторы накладываются друг на друга и усиливают общий негативный эффект – это вполне вероятный сценарий, в который Украина и правящая команда, в частности, могут попасть в ближайшее время. И внешнее давление Запада здесь, безусловно, не единственный и даже самый главный фактор.

Конечно, такой сценарий далеко не единственный. Если вспомнить ситуацию конца февраля прошлого года, то объективная картинка тогда выглядела несравнимо хуже для Украины, отсюда и многочисленные западные прогнозы о крахе нашей страны за сутки-две недели. Однако Украина не только выстояла, но и давно перехватила инициативу по борьбе с российскими агрессорами. Но впереди могут быть новые трудные времена.

Кадровые проблемы

Новый 2023 год в официальной риторике нередко анонсировался как год победы. Уже очевидно, что он таким не станет. В кулуарах РБК-Украина все чаще слышит разговоры уже о следующем, весенне-летнем наступлении 2024-го. Который, по всей вероятности, тоже не станет последним. Затягивание войны – факт, который принимает все большее число обычных украинцев. Согласно июньскому опросу КМИС, относительное большинство украинцев – 42% считали, что война будет продолжаться более года. Текущий ход контрнаступления может откорректировать эту цифру только в направлении увеличения.

Осень традиционно считалась тяжелым сезоном для любых украинских властей, даже в глубоко довоенные времена. Сейчас ситуация усугубляется и заметными проблемами во внутренней политике, российской агрессией и рисками потерять текущий уровень поддержки со стороны Запада.

Самый острый внутренний вопрос – конечно, кадровый, признают собеседники издания в разных органах власти. Длина кадровой скамьи никогда не являлась сильной чертой нынешней властной команды, на пятом году президентства Зеленского кадровая проблема стала уже критической.

Это легко заметить из того, насколько тяжело даются кадровые ротации в высших эшелонах власти, и как небольшое количество менеджеров, пользующихся доверием президента, обрастают новыми функциями, а то и просто перебрасываются на обнаженные участки.

Об эпопее со сменой министра обороны РБК-Украина писало неоднократно . Со стороны все выглядит так, что топ-функционер, попавший в ряд громких скандалов и набравший на себя много негатива, был вынужден отправлен в отставку. Это ложится в общую картину внутренней политики времен полномасштабной войны: если еще в прошлом году Зеленский с командой могли игнорировать внешнюю критику, перекрывая ее понятными обществу победами (освобождение Харьковщины и Херсона, кандидатский статус в ЕС, получение Himars и прочего передового вооружения), то сейчас таких очевидных побед нет. "Тефлоновость" стала меньше, на критику приходится реагировать.

Министр обороны Рустем Умеров (фото: Виталий Носач / РБК-Украина)

Однако некоторые собеседники во власти рисуют другую картину событий.

– Решение зрело давно, оно никак не связано с этими историями с куртками и прочим. И в целом всегда происходит так: вопросы к какому-то человеку начинают накапливаться задолго до того, как что-нибудь попадает в медиа-поле. Но если в какой-то момент за столом не находят соответствующего решения ситуации – оно откладывается. Так было и в случае с Резниковым, пока не нашли подходящий вариант с Умеровым, – говорит собеседник.

По его словам, Резников прекрасно справился со своей задачей на первом этапе войны, когда главным было выбивать у Запада все новые классы вооружений. Сейчас Украина уже получила или получит в ближайшем будущем все, что Запад в принципе ей может дать. И на новом этапе приоритетом станут управленческие качества главы Минобороны, а Умерова разные собеседники РБК-Украина называют действительно сильным менеджером.

Среди вопросов, которые ему предстоит решить (кроме наведения порядка с госзакупками) – информационная политика по освещению действий армии перед украинским обществом. Текущая ситуация постоянно критикуется и рядовыми украинцами в соцсетях, и журналистами, и военными, недовольны ею и внутри властной команды. Свежая история с селом Андреевка на Бахмутском направлении, которую, по словам уже экс-замглавы Минобороны Анны Маляр, уволили украинские солдаты – а позже оказалось, что эта информация преждевременна – яркая иллюстрация.

Новый глава Минобороны Умеров – один из тех, кто сейчас входит в ближний круг президента Зеленского. Кроме главы Офиса президента Андрея Ермака, источники РБК-Украина относят туда и премьера Дениса Шмыгаля, вице-премьеров Михаила Федорова и Александра Кубракова, из парламента – спикера Руслана Стефанчука, его первого заместителя Александра Корниенко, главу фракции СН Давида Арахами из силовиков – главкома Валерия Залужного, командующего Сухопутными силами Александра Сырского, начальника ГУР Кирилла Буданова, главу СБУ Василия Малюка.

Конечно, этими фамилиями круг приближенных не ограничивается. Так, несколько собеседников издания отметили и первого вице-премьера и министра экономики Юлию Свириденко. Среди функционеров ОП, кроме его председателя, самым близким к президенту называют Олега Татарова – прежде всего за его усердие, перебить которое пока не может весь негатив из биографии Татарова и критика со стороны гражданского общества.

Узость круга приближенных лиц приводит к тому, что при решении каких-либо кадровых вопросов приходится тасовать те же немногочисленные карты. Например, когда возникла идея создать отдельную должность силового вице-премьера, назначить туда предполагалось именно Малыша, тем самым обнажив Службу безопасности (впрочем, от этой идеи отказались).

Владимир Зеленский выступает в Верховной раде (фото: president.gov.ua)

Показательная история – до сих пор вакантное место министра культуры и информационной политики. На эту должность, казалось бы, была найдена соответствующая кандидатура, Юлия Федова, но против нее немедленно началась активная информкампания.

– На самом деле все так устали от постоянных медиаатак, когда все всех мочат. К тому же, как в случае с Федовым, мочат свои… – говорит собеседник издания в парламенте.

В результате появилась идея в принципе отказаться от Минкульта, передать функцию информполитики в ведение советника главы ОП Михаила Подоляка, а "культурный" функционал распределить между ЦОИВами. По последним данным, Федов планируют назначить на должность, но к моменту попадания ее кандидатуры в сессионный зал еще многое может измениться. В общем, сама ситуация, когда какой-то орган власти могут ликвидировать (по крайней мере, задумываются над этим) только потому, что не могут найти ему руководителя – очень показательна.

Другая сторона медали – потока желающих на топ-должности, как правило, тоже не наблюдается, среди тех, конечно, кто может пройти хотя бы первоначальный отбор. Во-первых, любой новый топ-функционер сейчас априори окажется в ситуации, когда количество задач на его направлении – огромное, а ресурс – крайне ограничен, вплоть до того, что этот ресурс функционер должен будет найти для себя сам (в случае с тем самым Минкультом – привлечь западное грантовое финансирование).

Во-вторых, любой топ-чиновник оказывается в эпицентре внимания со стороны антикоррупционных структур и других правоохранителей. И за дела своих подчиненных (пусть он к ним и сто раз непричастен) придется расплачиваться как минимум репутацией, а то и уголовными делами. В коммерческом секторе, одном из теоретически главных кадровых источников для госвласти, есть множество своих рисков, но там там спокойнее.

При отсутствии видимых побед на фронте или по международным делам как раз борьба с коррупцией и является потенциальным источником "хороших новостей" для уставшего населения. В последние месяцы особенно заметна конкуренция между "своими" (СБУ, Офис генпрокурора) и "чужими" (НАБУ, САП) силовиками за то, кто из них разоблачит очередное коррупционное деяние. В громких кейсах, вроде дела Игоря Коломойского (наиболее "своего" для власти олигарха в инерционном восприятии обывателей) такая конкуренция заметна особенно.

Кроме Коломойского, большинство коррупционных кейсов ограничиваются депутатскими делами. По-настоящему больших "своих" пока не "догоняют", но, конечно, ситуация может измениться, в частности из-за давления западных друзей Украины. Как уже писало РБК-Украина, эффективная борьба с коррупцией – это главный task (задание), которое Запад сейчас ставит перед командой Зеленского.

– Сейчас в команде уже все от всех устали, накопилось всеобщее недовольство. Это, кстати, нормальная история для конца каждого политического цикла, у Порошенко, если вспомните, тоже такое было, говорит собеседник в президентском окружении.

Задача о выборах

Универсальным рецептом политической перезагрузки в любой демократической стране есть выборы. Одну календарную дату – очередных выборов в парламент этого октября – Украина из-за войны уже пропускает. Вторая дата – президентских выборов следующей весной – неумолимо надвигается.

По информации нескольких источников РБК-Украина, президент Зеленский был достаточно близок к тому, что распустить Верховную раду еще летом, об этом планировалось объявить на день государственности, 28 июля.

– Президент за последние несколько лет несколько раз был близок к принятию решения о роспуске. По моим ощущениям, на этот раз мы были ближе к выборам, – говорит информированный собеседник издания.

Распустить парламент Зеленский так и не отважился. Вопрос проведения выборов во время войны распадается на два: можно ли проводить выборы во время войны и нужно ли проводить выборы во время войны.

Против проведения выборов в текущих условиях говорят многие факторы. Непонятно, как привлечь к ним миллионы уехавших за границу избирателей. В этом отношении давно ведется аналитическая работа, но готового решения пока никто не предложил. Опыт других стран, например, Боснии и Герцеговины, в данном случае нерелевантный (и из-за масштаба стран, и из-за того, что на Балканах голосовали уже после войны, а не в разгар боевых действий).

Голосование в Украине (фото: Виталий Носач / РБК-Украина)

Внутри Украины тоже множество нерешенных проблем. Как можно актуализировать списки избирателей, если миллионы украинцев покинули свое жилье. Как обеспечить безопасность голосования в прифронтовых зонах Как гарантировать свободную агитацию, доступ медиа и наблюдателей в условиях войны. Как должны работать участки в условиях воздушной тревоги, кто будет следить за документацией во время возможных перерывов (а россияне вполне могут поочередно запускать свои Миги с восьми утра до восьми вечера в день голосования). Как обеспечить участие в выборах украинских военных – социальной группы, которая, безусловно, имеет наибольшее доверие в обществе. В конце концов, выборы во время войны можно согласовать с нормами украинского законодательства.

Например, искусственная отмена военного положения на короткое время (об этой опции РБК-Украина слышала в кулуарах) грозит полным коллапсом системы государственного управления, поскольку военное положение является фундаментом массы регуляторных актов и в случае его внезапной отмены образуется огромный правовой вакуум.

Вероятно, если не все, то большинство этих проблем можно было бы как-то решить, если бы был найден ответ на другой вопрос: так ли нужно проводить эти выборы во время войны. О том, какую позицию в этом вопросе занимают США как главный союзник Украины, РБК-Украина уже писало . Если коротко, там озвучивают эту проблему, но давления на нашу власть не оказывают. Вероятно, пока не поступают.

Еще один аспект – чисто политическая целесообразность. Ведь не факт, что следующая Верховная рада окажется "лучшей" – то есть более удобной и исправной. Да, нынешний парламент стал для Зеленского источником бесконечных проблем – от скандалов с поездками депутатов на отдых за границу или квартир и автомобилей, откуда у них взявшихся, и до провала необходимых законопроектов.

Однако в Раде есть около 150-170 штыков, на которые Зеленский может рассчитывать. В следующем парламенте может не быть такого. Более того, далеко не факт, что превращенная в условный "Блок Зеленского" пропрезидентская сила сможет снова получить монобольшинство (по крайней мере, об этом говорят данные закрытых соцопросов, с которыми ознакомилось издание). Это значит, что власти придется делиться, а значит, создавать коалицию – совершенно новый формат работы для Зеленского-президента.

– Там бродит призрак Гройсмана, который сначала будто бы был свой, а потом вообще трубку перестал брать, – иронизирует собеседник РБК-Украина.

Госсекретарь США Энтони Блинкен по дороге в Киев (фото: Getty Images)

Кроме того, в текущих украинских реалиях выборы – это не столько о выпуске пары, сколько о поляризации общества. Достаточно посмотреть, какие околополитические страсти кипят в украинских соцсетях, чтобы представить, во что они превратятся, если их полить бензином выборов.

– Мы полуживыми выберемся из наших выборов, чтобы немедленно нырнуть в американские выборы. Это кому-нибудь на пользу пойдет? – задает риторический вопрос еще один собеседник издания.

В результате по состоянию на сегодняшний день вопрос о проведении выборов следующей весной пока не решен. Многие пока оценивают шансы как 50/50.

– Важный момент: если решение проводить выборы будет принято, это должен быть именно наш сценарий, а не сценарий кого-то извне. Президент очень хорошо чувствует, когда его в какой-то истории кто пытается "вести", и прекращает такие попытки, возвращая себе контроль за ситуацией, - говорит собеседник РБК-Украина во власти.

Вариант "идеального шторма", по его мнению, один из возможных. Ведь, помимо прочих факторов, свою роль играют и российские обстрелы надвигающихся энергообъектов, и информационные атаки россиян в соцсетях, и деятельность их агентов, оставшихся в Украине, и активность части оппозиции. И Запад ставит все более жесткие условия получения денег. Впрочем, Зеленский, уверяет источник, хорошо чувствует все риски и будет маневрировать.

– Мы уже много раз видели, как он "переворачивает стол", действует и мыслит нелинейно. Условно говоря, если он видит, что ему выдали плохие карты – он не будет играть в них, а скорее изменит правила игры, – заключает собеседник.



По представлению Владимира Зеленского Верховная Рада назначила Василия Малюка главой Службы безопасности Украины

7 февраля 2023 года - 15:43 president


По представлению Президента Украины Владимира Зеленского Верховная Рада назначила на должность главы Службы безопасности Василия Малюка, который до этого был временным исполняющим обязанностей главы СБУ. Соответствующее решение поддержали 324 народных депутата.

Выступая на пленарном заседании парламента по поводу представления о назначении Василия Малюка, Глава государства подчеркнул, что именно такие назначения соответствуют смыслу и задачам текущего периода войны с Россией.


Владимир Зеленский отметил, что Василий Малюк – боевой офицер, который с первых дней полномасштабного вторжения встал на защиту Украины, преданно и профессионально выполняет свою работу.

«За время фактического руководства СБУ Василий Малюк доказал, что Служба безопасности может быть такой, какой ее хочет видеть народ Украины», – сказал Президент.

По его словам, СБУ осуществляет действительно успешные и часто уникальные специальные операции.

«Некоторые из этих операций помогли изменить картину войны в нашу пользу. Коллаборанты на оккупированных территориях поняли, что им не уйти от правосудия, и это тоже одно из достижений нашей СБУ», – убежден Глава государства.

Владимир Зеленский подчеркнул, что были нанесены удары и по внутреннему врагу, которые отражены в решениях Совета национальной безопасности и обороны, в основе которых – материалы СБУ.

«Удалось построить систему защиты Украины от вражеских специальных операций и систему противодействия российским спецслужбам. В этом весомая заслуга лично Василия Малюка», – рассказал он.


Президент также отметил роль СБУ в возвращении украинских защитников из российского плена. Он констатировал, что в сотрудничестве с Офисом Главы государства и всеми, кто вовлечен в этот процесс, спецслужба дает необходимые результаты. Владимир Зеленский также выразил надежду на то, что депутаты поддержат назначение министром внутренних дел Игоря Клименко, который достойно зарекомендовал себя в защите нашей страны от врага. По мнению Президента, Игорь Клименко имеет необходимые знания и опыт, чтобы максимально быстро возглавить систему МВД.

«Мы осуществляем кадровые и институциональные шаги на разных уровнях в сфере обороны и безопасности, способные усилить позицию Украины. Что касается каждого такого шага – кадрового или институционального – происходит необходимое информирование на том уровне, на котором принимается решение», – подчеркнул он.

Глава государства поблагодарил всех, кто поддерживает Украину, помогает беречь наше единство, воздерживаясь от распространения слухов, которые могут ослабить сосредоточенность украинцев в работе на победу.

Выступая перед народными депутатами, Василий Малюк со своей стороны отметил, что прекрасно понимает свою ответственность и уровень угроз, возникших перед родиной.

Он подчеркнул, что во время войны бойцы СБУ привлечены к серьезным спецоперациям и присутствуют в самых горячих точках.

«Все процессы, которые касаются деятельности СБУ, отработаны. Первое и самое главное – выполняем поручения Президента и меняем подходы к работе. Не просто сдерживаем врага, а работаем на опережение», – сказал он.


По словам Василия Малюка, сейчас идет построение новой современной модели государственной безопасности с учетом опыта войны, закладывается фундамент для дальнейшей реформы СБУ.

Он также подчеркнул, что сегодня в деятельности Службы безопасности особый акцент сделан на борьбе с коллаборантами, приспешниками врага и предателями на всех уровнях.

«Отмечаю: всех, неприкосновенных нет», – заявил руководитель СБУ.

Василий Малюк заверил, что в должности главы Службы безопасности сделает все для победы Украины.

Участие Президента Украины в пленарном заседании Верховной Рады / 7 февраля 2023 года - 15:43


ВАСИЛЬ МАЛЮК обратился к украинцам / Выступление главы СБУ




Ради вступления в ЕС. Что хочет прописать Рада в новом законе о нацменьшинствах

Депутаты приняли в первом чтении законопроект о правах и свободах нацменьшинств. Фото: телеграм-канал Верховной Рады

Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №8224 "О национальных меньшинствах (сообществах) Украины", наличие которого в украинском законодательстве является одним из формальных требований для начала предметных переговоров с Европейским Союзом о вступлении Украины в ЕС.

Тема нацменьшинств и их прав в Украине политически скандальная.

Как известно, в последние 8 лет власти последовательно проводят политику украинизации, делая обязательным государственный (украинский) язык в разных сферах жизни (медиа, образование, сфера обслуживания и прочие).

Главным образом эти действия направлены на сужение сферы использования русского языка, однако под удар автоматически попадают и другие языки национальных меньшинств, что уже привело, например, к острому конфликту Киева с Венгрией. В качестве компромисса в последующем было сделаны послабления для языков, которые являются официальными в ЕС. Однако это не касалось русского языка и не сняло претензии к языковому законодательству у европейских структур.

В 2019 году Венецианская комиссия рекомендовала переработать украинские законы с точки зрения приближения их к европейским нормам по защите прав нацменьшинств.

А позже эти же пожелания вошли и в список законопроектов, принятие которых необходимо для членства Украины в ЕС. 

В чем суть принятого Радой закона о правах нацменьшинств и как он изменит положение, в том числе и русского языка, разбиралась "Страна". 

Новые формулировки

Законопроект №8224 депутаты внесли в повестку дня во четверг, 1 декабря и сразу же приняли его в первом чтении.

За это решение проголосовали 274 народных избранника, причем, что показательно, из всех фракций и групп.

В том числе 189 "слуг народа", 15 членов фракции "Европейском солидарности", 13 — из партии "Батькивщина", 12 — из депутатской группы "Платформа за жизнь и мир", 11 — из депгруппы "Доверие", 10 — из депгруппы "Восстановление Украины", 8 — из депгруппы "За будущее", 5 — из фракции партии "Голос", а также 11 внефракционных депутатов, включая председателя парламента Руслана Стефанчука и его первого заместителя Александра Корниенко.

Не сразу, но Рада поддержала предложение спикера сократить срок подготовки законопроекта ко второму чтению. Из слов Стефанчука выходило, что проект хотят принять в целом уже на следующем заседании Рады, которое планируется на середину декабря.

Почему взят такой темп, пояснил соавтор законопроекта Тарас Тарасенко ("Слуга народа", СН) в своем выступлении с парламентской трибуны. Он назвал документ "важным шагом на пути Украины к интеграции в Европейский Союз".

Если точнее, в число условий ЕС, которые должна выполнить Украина, чтобы сохранить статус кандидата на вступление в блок, входит и обновление законодательства о нацменьшинствах.

И в решении Еврокомиссии (ЕК), утвердившей список требований к Киеву, говорится о сроке — конце 2022 года, когда еврочиновники в первый раз должны проверить выполнение поставленных перед украинской властью заданий, в том числе, по правам нацменьшинств. 

Теперь подробнее о самом документе.

Это будет замена для законодательного акта "О национальных меньшинствах в Украине" от 1992 года.

"Новые социальные и политические реалии требуют [его] пересмотра и существенного обновления. Усовершенствование нормативно-правовой базы в сфере этнополитики должно учесть перемены, произошедшие в Украине за годы независимости, современные европейские стандарты, а также вызовы, связанные с вооруженной агрессией Россией, временной оккупацией Автономной республики Крым и г. Севастополя", -  говорится в пояснительной записке к законопроекту №8224.

Разница между старым законом и предложенным проектом видна уже в определении нацменьшинства.

Закон от 1992 года говорит, что к национальным меньшинствам относятся "группы граждан Украины, которые по национальности не являются украинцами, проявляют чувство национального самоосознания и общности".

Законопроект 8224 предлагает более подробную формулировку, считая нацменьшинством "группу граждан Украины, которые не являются этническими украинцами, традиционно проживают на территории Украины, объединены общими этническими, культурными, историческими, языковыми и/или религиозными признаками, осознают свою принадлежность к ней, проявляют стремление сберечь и развивать свою языковую, культурную, религиозную самобытность". При этом в документе подчеркивается, что нацменьшинства (сообщества) — "неотъемлемые, интегрированные и органичные части украинского общества".

Государство гарантирует представителям данных групп защиту их прав, свобод и интересов и обещает при "проведении политики интеграции" воздержаться от попыток ассимилировать их "против их воли". 

Также запрещается прямая или непрямая дискриминация лиц, принадлежащих к нацменьшинствам.

В проекте №8224 гораздо подробнее, чем в законе от 1992 года, описаны права представителей нацменьшинств. Им гарантируются равные с другими гражданами Украины гражданские, политические, социальные, экономические, культурные и языковые права и свободы, определенные Конституцией.

К вопросу языка мы еще вернемся.

Кроме того, эти категории граждан имеют право на самоидентификацию (то есть право решать, относить ли себя к нацменьшинству), свободу общественных объединений и мирных собраний, свободу выражений взглядов и убеждений, мнения слова, совести и религии, участия в политической, экономической и социальной жизни, использования своего языка, а также право на образование (в том числе на своем языке), сбережение своей культурной самобытности.

Но есть важные нюансы. Права и свободы представителей нацменьшинств могут быть ограничены "согласно закону в интересах национальной безопасности, территориальной целостности и общественного порядка..., если такое ограничение  необходимо в демократическом обществе".

Критерии необходимости не уточняются.

Прямо в законопроекте запрещается при реализации и/или защите прав и свобод нацменьшинств "популяризация или пропаганда страны-террориста (страны-агрессора) и ее органов (то есть России — Ред.), российского нацистского тоталитарного режима, символики военного вторжения... в Украину", представителей органов российской власти и их действий, создающих "позитивный образ" РФ и оправдывают ее вооруженную агрессию и оккупацию территории Украины.

В образовании остается как прежде

Что касается языковой сферы, то из текста закона не следует, что нацменьшинства получат какие-либо дополнительные права в сравнении с теми, что они уже имеют сейчас.

В законопроекте прямо написано, что государство гарантирует их свободное использование в частном порядке и в публичной сфере "в границах дозволенного законодательством".

Есть только некоторые смягчающие уточнения к использования языков нацменьшинств, которые прямо не регулировались законом "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного" (называемый также законом о тотальной украинизации).

Так, разрешается проводить на языке нацменьшинств публичные мероприятия (собрания, конференции, митинги, выставки, учебные курсы, тренинги и т.д.) культурно-творчческие, развлекательные и зрелищные мероприятия в случае, если они организованы представителями этих групп.

Языки нацменьшинств разрешено использовать в СМИ, которые эти группы граждан могут сами создавать "в соответствии с законом". То есть - в соответствие с действующим законодательством в сфере медиа, которое предписывает для всех сайтов и газет иметь украиноязычные версии.

А в образовательной сфере (к которой ранее у европейских структур было более всего замечаний относительно соблюдения прав нацменьшинств) законопроект также оговаривает использование языков нацменьшинств в соответствии с действующими законами. 

Напомним: согласно украинскому законодательству об образовании родной для представителей нацменьшинств язык используется только в детсадах и начальных классах, с 5 класса 80% всех уроков должны преподаваться на украинском языке (кроме частных школ). 

Исключение - языки коренных народов (к которым по закону Украины относятся крымские татары, караимы и крымчаки). А также языки, признанные официальными в ЕС. 

Согласно закону "О среднем образовании", в школах с обучением на языках ЕС в начальных классах преподают на них, изучая и государственный украинский. Однако, начиная с 5-го класса, доля преподавания по-украински будет расти — с первоначальных 20% до 40% в 9-м классе. В старших классах не менее 60% годового объема учебного времени преподавание будет осуществляться на государственном языке.

То есть, в сфере образования для нацменьшинств предложенный законопроект практически ничего не меняет.

При этом в околомидовских кругах заявляли, что пункт о нацменшинствах в условия по вступлению в ЕС попал с подачи Венгрии, которая жестко критиковала Киев за законодательство в сфере образования. Но удовлетворит ли венгерскую сторону нынешняя редакция законопроекта №8224, вопрос открытый. Впрочем, не исключено, что весь документ еще будет отдан на проверку в Европейскую комиссию за демократию через право (или Венецианскую комиссию). 

С другой стороны, соавторы законопроекта напомнили, что существует возможность для частных школ, основанных национальными обществами, свободно выбирать язык образовательного процесса. Правда, эта норма уже существует и в законе "О среднем образовании", но Будапешт она не удовлетворила.

Для нацменьшинств создадут центральный орган

Из других нововведений, предлагаемых законопроектом, стоит отметить предложение о создании некоего центрального органа исполнительной власти, который займется реализацией государственной политики в сфере нацменьшинств, а также возможность создавать "консультативно-совещательные органы" при госорганах разных уровней и центры национальностей за счет государственного и/или местного бюджетов.

Еще интересный момент - представителям нацменьшинств разрешено не указывать в документах свое отчество, если у них нет такой национальной традиции.

Оговариваются и нюансы международного сотрудничества и заграничных связей нацменьшинств.

В частности, лицам относящим себя к этим группам, а также их объединениям запрещается сотрудничать и получать помощь от иностранных государств и частных лиц, фондов и т.д., чья деятельность направлена на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя путем насилия, нарушение суверенитета и территориальной целостности, подрыв ее безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, насилия, на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательства на права, свободы, здоровье граждан.


"Законопроект немного лучше тех версий, что обсуждали с экспертами. Некоторые замечания, озвученные в беседах, учтены: появились в тексте возможности создавать общественные советы по вопросам нацменьшинств и вести международное сотрудничество, убрали необходимость записывать отчество для тех, у кого нет такой традиции, оговорен вопрос сохранения памятников и т.д. Однако проект не решает ключевые проблемы языкового характера. Переутверждаются этим законопроектом нормы законов об образовании и государственном языке, которыми нацменьшинства остаются недовольны. Соответствует ли законопроект рекомендациям Венецианской комиссии — тоже дискуссионный момент. По-видимому, расчет делается на то, что с условиях войны украинскую власть критиковать сильно не будут и примут предложенный подход. Но ждем реакции Венгрии, возможно, Румынии и национальных меньшинств", - комментирует политолог Руслан Бортник "Стране". 

Что закон означает для русских

Напомним, что самое большое национальное меньшинство Украины - это русские.

Собственно, на сужение сферы использования русского языка и была направлена все последние годы политика украинизации. И после вторжения России этот процесс только ускорился. 

Что меняет для русских и для русского языка законопроект о нацменьшинствах? 

Сразу стоит сказать, что про русских отдельно говорится в переходных положениях документа. Отмечается, что на время действия военного положения в Украине и в течении шести месяцев после его прекращения, будут ограничены права нацменьшинств, "которые идентифицируют свою принадлежность по этническому происхождению со страной-террористом (страной-агрессором)" — иначе говоря с Россией.

Речь идет об ограничении прав, указанных в статье 7 в части права на мирные собрания, 14 ("Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с реализацией прав и свобод лиц, относящихся к нацменьшинствам"), 18 ("Совещательные органы") и 19 ("Центр национальных меньшинств"), а также в части третьей статьи 20 ("Международное сотрудничество").

Но даже после окончания военного положения, как считают эксперты, на ситуации с русскими и русским языком в Украине законопроект повлияет мало.

"Для русских, также как и для других нацменьшинств, декларируется возможность создавать свои частные школы, организовывать и проводить публичные мероприятия. Хотя надо еще посмотреть, в каком виде примут законопроект: я ожидаю серьезную критику справа. Но при этом не меняется принципиально порядок использования языков в публичной сфере. Образно говоря, отдельные "комнатки", где права нацменьшинств могут потенциально быть реализованы, ситуацию не изменят", - говорит Бортник.

Теоретически можно допустить, что власти допустят появление неких объединений русских граждан Украины, абсолютно лояльных к государству и при этом абсолютно враждебных к руководству России. Их деятельность позволит отмести возможные претензии ЕС, что действие закона не распространяется на русское нацменьшинство (если таковые претензии, конечно, вообще прозвучат), а также использовать эти структуры для информвойны с РФ.

Впрочем, возможно, украинская власть в историю с созданием неких русских сообществ вообще идти не будет, чтоб не нарываться на обвинения со стороны политических оппонентов в "зраде" и в заигрывании с "хорошими русскими".

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться
ViberTwitterTelegramFacebook
Темы: права нацменьшинств нацменьшинства законопроект Верховная Рада кандидат в ЕС новости Украины язык образование




Больше не вместе. Почему у Зеленского недовольны Радой и могут ли ее распустить


УКРАИНА, ПОНЕДЕЛЬНИК 05 СЕНТЯБРЯ 2022 07:00
АВТОР: МИЛАН ЛЕЛИЧ, УЛЬЯНА БЕЗПАЛЬКО / rbc.ua
 
"Слуге народа" не хватает голосов внутри фракции для принятия законов (фото: Виталий Носач / РБК-Украина)

Парламент больше не работает как единый слаженный механизм, как это было в первые два месяца войны. Почему хромает дисциплина в Раде, есть ли еще в ней монобольшинство и может ли Банковая пойти на перевыборы – в материале РБК-Украина.

За более чем полгода полномасштабной войны роль Верховной рады в политической жизни страны заметно уменьшилась. Частично к этому приложили руку и сами нардепы, которые из соображений безопасности закрыли свои заседания для журналистов и публики. В результате, об их работе общество узнает постфактум и из скупых официальных сообщений или постов самих депутатов.

Есть и более существенная причина – в нынешних военных условиях парламент, похоже, никак не может найти свои место в политической системе. Президент и его Офис занимаются войной и околовоенной дипломатией, Кабмин – реализовывает их решения, местная власть занимается вопросами переселенцев и подготовки к зиме, на прифронтовых территориях – ликвидацией разрушений и т.д. Значение парламента не настолько очевидно.

По крайней мере, роль "места для дискуссий" и эпицентра политической жизни он точно потерял, хотя и до 24 февраля играл ее не в полной мере.

Еще один важный аспект – впервые за время каденции Владимира Зеленского Банковая перестала системно "заниматься" парламентом, корректируя его работу если не в ручном, то как минимум в полуавтоматическом режиме. В итоге, рассказывали РБК-Украина многие нардепы, они почувствовали себя чуть ли не брошенными на произвол судьбы.

В свою очередь, в Офисе президента, напротив, ожидали и ожидают от депутатов большей инициативности – и разочаровываются тем, что депутатский корпус регулярно на что-то "обижен" или не голосует важные проекты.

В связи с этим в политических кулуарах даже пошли слухи о возможных досрочных выборах. Вероятно, их стимулировали цифры закрытых соцопросов и высочайший уровень доверия к президенту. Конечно, в военное время распускать Раду запрещено, и отменять режим военного положения пока никто не будет. Впрочем, если бы политическое решение отправить Раду на перевыборы было принято, юридическое обоснование для этого наверняка бы нашлось.

Однако, как подтвердили РБК-Украина собеседники в различных органах власти, пока что вопрос о роспуске парламента не стоит. И хоть Радой часто и недовольны, проводить досрочные выборы в обозримой перспективе слишком рискованно, да и технически почти невозможно. Кроме того, несмотря на всю критику, парламент – в первую очередь, конечно, монобольшинство – все же сохраняет жизнеспособность и способность принимать требуемые решения.

Групповая борьба

C 24 февраля парламент прошел несколько стадий своей работы. Первые несколько недель наблюдалась максимальная мобилизация – депутаты и из власти, и из оппозиции понимали, что ситуация критична, решения в основном принимались консенсусом и без политических перебранок.

Но уже в апреле, когда российские войска оттеснили от Киева, политика начала возвращаться. Единодушия уже не было, вернулись привычные торги за голоса. Но тогда перед депутатским корпусом стояла понятная и конкретная "высокая" цель – получить статус страны-кандидата в ЕС, и это мотивировало. Кроме того, относительно неплохо давали голоса и депутатские группы, созданные на руинах фракции ОПЗЖ.

Летом же дисциплина начала хромать сильнее, политических разборок стало еще больше, и это немедленно отразилось на эффективности работы Рады. Временами по несколько раз подряд за законопроекты не хватало буквально считанных голосов – в итоге, их не удавалось отправить даже на доработку и повторное второе чтение. Например, 15-16 августа руководству парламента пришлось снять с рассмотрения около десятка важных законопроектов, иначе они бы просто провалились в зале.

"Слуга народа" может рассчитывать на 180 голосов "за" внутри фракции (фото: Виталий Носач / РБК-Украина)

Как правило, в военное время пленарные заседания длятся около четырех часов без перерыва. При этом самое эффективное время, когда все обладатели мандатов еще не поуходили с рабочих мест и максимально сконцентрированы – первые полтора часа (из которых часть тратится на выступления от фракций). А уже после трех часов пленарной работы дисциплина падает неизбежно.

Для борьбы с этим есть идея сократить количество рассматриваемых законопроектов – от обычных 30 до 15 на одно заседание, сфокусировавшись на самых важных. Впрочем, такую концепцию в руководстве монобольшинства поддерживают не все.

В любом случае, на данный момент монобольшинство может твердо рассчитывать примерно на 180 голосов "за" своими силами. Таким образом, для любого результативного голосования приходится добирать примерно полсотни голосов, и среди "своих", и среди "чужих".

Задача эта не такая простая, хотя тех, кто идет против партийной линии, во фракции СН уже не так много, как в довоенное время. Одна из внутренних групп – так называемые "бородатые". Ранее к ней относили всех людей из орбиты Игоря Коломойского: бывших сотрудников "1+1", представителей партии УКРОП, а также людей, связанных с нардепами Игорем Палицей и Юрием Шаповаловым. Сейчас, по словам разных источников РБК-Украина, Коломойский де-факто устранился от координации этих депутатов.

Сама группа также поредела и теперь насчитывает 15-20 человек. Это, среди прочего, мажоритарщики из Днепропетровской и Полтавской области из "Слуги народа". Но к ней тяготеет еще часть депутатов за пределами монобольшинства – внефракционных и членов "За майбутнє", которая начала расслаиваться из-за внутренних ссор.

"На фоне центробежных процессов в "За майбутнє" оживился Дубинский (исключенный из фракции СН Александр Дубинский, - ред.). Он начал вокруг себя собирать "бородатых" в неформальную группу, чтобы ходить к Арахамии и что-то ему моргать: мол, у нас есть такое-то количество голосов. Видимо, они хотят какую-то субъектность и смотрят, что можно в этой ситуации для себя получить", – сказал собеседник в команде Зеленского. По словам другого источника, сейчас эта группа в "Слуге народа" представляет собой что-то среднее между "конфедерацией" и "отрядом фрилансеров", который ищет себе покровителя.

В свою очередь, собеседник среди самих "бородатых" в разговоре с РБК-Украина ситуацию описал совсем по-другому. По его словам, ни о какой субъектности группы речь не идет и никто не собирается договариваться о преференциях в обмен на голоса. "Повестку дня с фракцией никто не согласовывает, она появляется за час до заседания – разобраться в 30 законопроектах за это время нереально. А в "одобрямсе" я, как и мои единомышленники, участвовать не буду", – объяснил он.

Вторая группа – это около десяти людей в "Слуге народа", которые ориентируются на Дмитрия Разумкова. Они остаются во фракции, поскольку в случае выхода им грозит потеря мандарта. Но, скорее всего, свое политическое будущее они видят в партии, которую планирует создать экс-спикер.

Еще одна группа "бунтующих" вырисовалась совсем недавно, после войны. Она насчитывает около 5-6 человек. В большинстве своем это депутаты из Закарпатья, которые сплотились вокруг одного из замов главы фракции СН Николая Тищенко.

Со старта этого созыва Рады Тищенко руководил одной из 15 формальных групп, на которые разбили монобольшинство для лучшей внутренней координации. Их формировали по случайному принципу.

"Кому-то в жизни так повезло, что они попали в группу Тищенко. С начала войны депутаты уже просто устали и начали оттуда выходить. Так его формальная группа сократилась вполовину. Но он начал переманивать к себе людей из других групп под предлогом "я вам здесь что-то нарешаю". И ему удалось перевести к себе закарпатских депутатов, ведь он руководил областной ячейкой", – рассказал собеседник в президентской команде.

В июле партия забрала у него должность главы Закарпатской областной организации, по официальной версии, из-за "публичных скандалов, сомнительных пиар-акций и ссор". Сам Тищенко не согласен с этим поводом, но заявил, что остается частью команды президента и "Слуги народа". По данным РБК-Украина, у этой истории есть немного другая подоплека.

"Тищенко начал какой-то крестовый поход против Витренко. И когда мы голосовали за законы "Нафтогаза", которым выделялись деньги на закупку газа, он сказал своей группе не голосовать – они и не проголосовали. В результате все они получили нагоняи, а Тищенко сняли с ячейки и предупредили: еще одна такая выходка и его лишат еще и поста замглавы фракции", – говорит один из влиятельных собеседников в "Слуге народа".

Николай Тищенко с группой соратников не всегда поддерживает провластные инициативы (фото: Виталий Носач / РБК-Украина)

После того как "отступникам" поступили недовольные сигналы от Банковой и руководства монобольшинства, эта группа снова уменьшилась. Но они периодически продолжают "вставать в позу" во время голосований.

РБК-Украина обратилось к Николаю Тищенко за комментарием, но к моменту публикации этого материала ответа не получило.

При этом кейс Тищенко не единственный. Есть и другие депутаты, которые пытаются создать вокруг себя небольшие группы влияния по полуслучайному принципу – чтобы руководство монобольшинства, испытывая нехватку голосов, ходило к ним "договариваться", как к руководителям отдельных парламентских групп.

Тем более и сами группы перестали так активно помогать голосами. В частности, осколки бывшей ОПЗЖ, что неудивительно: многие члены этих групп физически находятся за пределами Украины на постоянной основе. Большие проблем с дисциплиной есть и в "Довире", а "За майбутнє", по словам собеседников издания, и вовсе развалилась то ли на две, то ли на три части.

Линии напряженности

Проблемы с монобольшинством у Офиса президента, как у главного центра принятия решений в стране, возникали и до начала полномасштабной войны. Решали их по-разному – например, вызывая народных депутатов небольшими группками на Банковую и проводя с ними разъяснительные беседы.

Но сейчас "воспитанием" депутатов никто заниматься, похоже, не планирует. "Мы слышали, что депутаты иногда обижаются, что на них не обращают внимания и так далее… А мы, напротив, хотели бы видеть от них проактивную позицию. Но сейчас ситуация уже начала улучшаться", – сказал в разговоре с изданием один из функционеров ОП.

Действительно, одна из претензий к депутатскому корпусу – условно говоря, "непонимание важности момента". По мнению ряда собеседников, многие нардепы живут в парадигме былых времен, беспокоясь за какие-то личные преференции, вроде диппаспортов, зарплат или пропусков на блокпостах. Когда об этом узнают на Банковой, разочарование в нардепах там только растет, как и после провала отдельных инициатив, как например, дистанционного голосования.

В свою очередь, депутаты обижаются на то, что их, зачастую несправедливо, делают виноватыми во всех текущих проблемах страны. А некоторые даже обиделись на то, что во время недавней волны награждений ко Дню независимости о депутатах почему-то забыли.

Когда в одном из недавних обращений президент Зеленский, наоборот, похвалил парламентариев за решения по евроинтеграции, это даже активно обсуждалось во фракционном чате монобольшинства: мол, наконец-то, так бы почаще, мы ведь тоже многое делаем, стараемся, а нас все только критикуют, а мы на самом деле молодцы.

Кто-то из членов "Слуги народа" устраивает демарш из-за личных обид, например, на Офис. Банковой не нравилось, что депутаты зачастили с поездками за границу во время войны и решили аннулировать их диппаспорта.

"С диппаспортами – это была глупость. У депутатов не осталось совершенно никаких привилегий. Думаю, и в Офисе уже поняли, что совершили ошибку. Потому что это оскорбило не только нейтральных, но даже лояльных депутатов", – отметил информированный собеседник в монобольшинстве.

На эти мелкие склоки накладываются проблемы с руководителями областей. От начала войны они получили расширенные полномочия. И в последние месяцы главы ОВА не сильно идут на контакт с депутатами, представляющими их регионы. В некоторых областях еще сохраняется сравнительно конструктивный диалог. Но там, где до войны между руководителем обладминистрации и нардепами были прения, проблемы только усугубились.

"Иногда депутат просто обижен потому, что "губернатор" сказал ему, что он никто. Главы военных администраций сейчас цари и боги. И большинство депутатов они даже в упор не замечают. На уровне областей, действительно, есть пробелы", – объяснил один из источников в "Слуге народа".

Причем, как отмечает собеседник в монобольшинстве, хорошо знакомый с ситуацией в регионах Украины, чем ближе к линии фронта – тем меньше политических разборок, чем дальше – тем больше претензий друг к другу у депутатов, местных элит и партийцев, глав областей и т.д.

"Через три года мы уже все устали друг от друга. И, наверное, склеить это уже нельзя, да никто этим и заниматься не будет…" – в разговоре с изданием констатировал один из давних соратников Зеленского.

Традиционный период "склейки" депутатского корпуса воедино всегда приходился на осень, когда Рада принимает бюджет. Но в этом году он впервые будет проходить в таких экстраординарных условиях. Следовательно, привычных "бонусов" вроде соцэконом-пакетов на свои округа депутаты не получат.

"Я думаю, как будет: из Кабмина придут и скажут, что мы можем прописывать в расходную часть, что захотим. Вот только денег на это нет и не будет, точка. В принципе, такие сигналы из правительства уже поступают", – сказал один из собеседников издания.

Нардепы в 2023 году не получат от Кабмина "соцэконом" на свои округа (фото: Виталий Носач / РБК-Украина)

Тем не менее, совсем без бонусов депутатов оставлять, конечно, нельзя. Рабочий вариант – пообещать поствоенные политические перспективы тем из них, кто добросовестно выполняет свои обязанности, ходит в Раду, голосует за законопроекты, работает в своем регионе и т.д. Таких, условно "хороших" нардепов в монобольшинстве точно больше половины. С "плохими" же, очевидно, уже ничего не сделать.

Конечно, как любые депутаты любого созыва, члены монобольшинства, несмотря на тяжелое военное время и смутные перспективы выборов, не могут не думать о своем политическом будущем.

В этом смысле депутатов можно разделить на несколько категорий. Есть те, кто просто выкладывается по максимуму и не задает партийному или фракционному руководству вопросы о своих перспективах. Есть те, кто укрепился в своем регионе и уверен, что без мандата он точно не останется. Кто-то выдвигает свои условия: проходное место в списке в обмен на абсолютную лояльность, дисциплину и активность. А есть и те, кто понял, что политика – это не их дело, что никаких перспектив ни в СН, ни за ее пределами нет, и просто теряет интерес к депутатской работе.

Несмотря на очевидные проблемы, ряд собеседников издания уверяет: в целом ситуация с парламентом далеко не столь печальна, и как минимум в 90% случаев нужные голоса все же собираются. Многие депутаты самоорганизуются вокруг каких-то прикладных законотворческих задач и не пытаются "качать права" у руководства. А текущие проблемы можно решить организационными методами: например, ставя в приоритет евроинтеграционные законопроекты, которых Раде предстоит принять еще очень много.

"Субъектность парламента – это не в нашем случае, потому что нам в Раде не надо было ни с кем создавать коалицию. А сейчас понятно, что в воюющей стране главный – президент", – резюмировал один из влиятельных источников в монобольшинстве.

Таким образом, пока что парламент будет существовать в нынешнем виде и формате. Идеи о досрочном роспуске иногда возникали на совещаниях в узком кругу, но от них было решено отказаться, потому что в нынешних условиях (обстрелы, разрушенные прифронтовые города, миллионы переселенцев и т.д) провести выборы просто нереально.



В Раде выступил глава сената Франции – Жерар Ларше

13:25, 9 июля 2022 24tv
В Верховной Раде выступил Жерар Ларше / Фото из телеграма Верховной Рады Украины

Глава Сената Франции Жерар Ларше 9 июля выступил в Верховной Раде Украины. Политический лидер заверил в поддержке парламентами стран Европы европейского пути Украины.


В Верховной Раде выступил Жерар Ларше

Он подчеркнул, что Французская Республика поддерживает предоставление Украине статуса кандидата в члены ЕС и "будет рядом для его воплощения".


В своей речи Ларше подчеркнул, что "судьба Украины пишется кровавыми буквами войны".

В этих стенах бьется сердце европейского парламентаризма. Какая радость видеть в этом зале флаг ЕС вместе с украинским. 12 звезд на синем фоне – символ единства и надежды. И это знамя объединяет нас от Парижа до Киева, от Киева до Брюсселя,
– отметил он.

Жерар Ларше также подчеркнул, что французский Сенат и национальные парламенты Европы будут бок о бок с Украиной в ближайшие месяцы: от статуса кандидата до утверждения решения о вступлении в ЕС.

В Верховной Раде выступил Жерар Ларше / Фото из телеграма ВР

Жерар Ларше в Верховной Раде Украины / Фото из телеграма ВР

Глава сената Франции заверил в поддержке Украины / Фото из телеграма ВР

Глава Верховной Рады Украины Руслан Стефанчук подчеркнул, что сегодня еще раз почувствовал бескомпромиссную поддержку и единство. Кроме того, он отметил, что речь Ларше не раз прерывалась аплодисментами украинских депутатов.

Редактор ленты новостей и раздела Закордон
Образование – бакалавр факультета журналистики ЛНУ имени Ивана Франка. Опыт работы в журналистике – 1,5 года. С 2021 года работаю на сайте 24 канала.



Владимир Зеленский принял участие в пленарном заседании Верховной Рады Украины

2022-07-01 Офис Президента Украины
«Украина воюет за свой ценностный выбор – быть независимым государством в семье большой, свободной, новой – в семье европейской. Украинцам приходится с оружием в руках защищать свою независимость. Безопасность каждого человека. 

То, чтобы украинские утренники начинались не так, как сегодняшни
ых жертв. А чтобы украинские утренники были такими же мирными, как и утренники каждой столицы Европы – сейчас, в XXІ веке. И я хочу, чтобы все, кто на государственных должностях, воспринимали свою обязанность работать ради европейского выбора как борьбу за Украину. 

Мы должны готовить государство к началу переговоров о членстве так же интенсивно и ответственно, как готовили решение о кандидатстве. Сегодня в этом зале появится флаг Европейского союза. И это должно быть не просто красивый жест. Это должен быть символ нашей задачи – задача всех ветвей власти. Чтобы никаких пауз в нашей работе не было. Чтобы принималось каждое решение, необходимое для европейского пути Украины».
Владимир Зеленский принял участие в пленарном заседании Верховной Рады Украины.

Komentarų nėra: