«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

trečiadienis, vasario 24, 2016

Документы СНБО: весной 2014 года Украина не могла защитить даже Киев

23.02.2016  Лилия Ржеутская  dw

В Киеве рассекретили стенограмму заседания СНБО, состоявшегося в первые дни крымских событий вскоре после побега Януковича. На нем за введение военного положения на Украине проголосовал лишь один человек.

Колонна российской военной техники в Крыму, в начале марта 2014 года
Колонна российской военной техники в Крыму, в начале марта 2014 года

Руководители Украины 28 февраля 2014 собрались на экстренное совещание Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), чтобы определиться, как страна должна реагировать на действия России. В феврале 2014 Россия была готова к полномасштабному вторжению на Украину, к такому выводу пришли участники заседания. В те дни РФ проводила с применением сил спецназначения операцию по оккупации Крыма, а на восточных границах Украины были приведены в боевую готовность 38 тысяч российских военнослужащих с большим арсеналом тяжелой техники, вертолетов, а также кораблей в Черном море.

Через два года после аннексии Крыма стенограмму исторического заседания СНБО рассекретили по требованию комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны. "Нам надо все это изучить и проанализировать, чтобы определить, куда дальше двигаться", - сказал DW председатель комитета Сергей Пашинский.

Измена и реальная угроза с востока


Тогда на заседании СНБО председательствовал исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов. Об оперативной обстановке в Крыму ему докладывали назначенные после побега экс-президента Виктора Януковича глава СБУ, премьер-министр, глава МВД, и.о. министра обороны и другие. Их доклады, приведенные в обнародованной в понедельник, 22 февраля, стенограмме, свидетельствуют, что такое дерзкое и агрессивное поведение России в Крыму было неожиданным не только для Украины, но и для западных стран.

Согласно документу, в начале заседания СНБО Турчинову докладывал глава СБУ Валентин Наливайченко, который указывал на угрожающие тенденции полномасштабного использования Россией армии на территории Украины и переход крымского "Беркута" под командование российского штаба по координации военного вторжения в Крыму. "Наши военные и силовики деморализованы. Многие из них не воспринимают новую власть и не готовы выполнять приказы, или вообще изменили присяге", - отметил Наливайченко.

Министр внутренних дел Арсен Аваков уточнил, что, по предварительным данным, на тот момент Украину предали 67 бойцов спецподразделения "Беркут". "Мы устанавливаем связь с сотрудниками, которые не изменили, но среди милиции таких очень мало", - подчеркнул тогда Аваков.

Согласно стенограмме, тогдашний и.о. министра обороны Игорь Тенюх отметил, что угроза полномасштабного вторжения России есть не только в Крыму. "На Киевском, Харьковском и Донецком направлениях уже сконцентрировано 38 тысяч человек, 761 единица вооруженной танковой техники, 2200 бронированных машин, 720 артиллерийских систем и систем залпового огня, а также 40 ударных вертолетов и 90 вертолетов боевого обеспечения, и 90 самолетов штурмовой авиации. В акватории Черного моря на боевое дежурство вышло 80 военных кораблей РФ", - докладывал Тенюх. При этом он просил разрешения привести украинскую армию в полную боеготовность, хотя при этом констатировал, что на Украине на тот момент фактически не было армии.

По его словам, приведенным в стенограмме, Украина может собрать со всей страны военную группировку численностью около пяти тысяч военнослужащих, способных выполнять боевые задачи. "Их можем бросить в Крым, но это не решит вопрос Крыма. Мы их там просто положим. А что делать с тысячами километров границы и подготовкой России к вторжению? Когда зайдут утром со стороны Черниговской области, то к вечеру уже в Киеве будут", - констатировал тогдашний министр обороны. Он несколько раз во время заседания акцентировал внимание на том, что полномасштабные военные учения на Украине не проводились уже очень давно.

Запад и беспокойство


И.о. министра иностранных дел Андрей Дещица, выступая на заседании СНБО, доложил, что встречался с главами МИД "Вышеградской четверки", которых он проинформировал о ситуации в Крыму, и они так или иначе просят Украину не делать поспешных шагов. "Все они выражают беспокойство, но о своих планах не сообщают", - сказал Дещица. Назначенный накануне премьер-министром Арсений Яценюк добавил, что провел переговоры с вице-президентом США по их поддержке Украины с моря. "У них пока нет позиции", - отметил Яценюк.

Тогда же на заседании СНБО возникла дискуссия о теоретической возможности внепроцедурного вступления Украины в НАТО, или хотя бы присоединения к Альянсу в качестве ассоциированного члена. "Присоединение. Это равно нулю. В сегодняшних условиях однозначно", - пояснил тогда Яценюк. Зато Юлия Тимошенко, которая тоже присутствовала на этом заседании СНБО, отметила, что ускоренное присоединение Украины к НАТО вызовет еще большую агрессию России.

План действий


В результате присутствующие пришли к выводу, что Украине нужно рассчитывать только на собственные силы. Арсений Яценюк настаивал, что Крыму надо срочно предложить финансовую автономию, хотя признал, что она будет условной, поскольку Киев не может предложить оставлять там все налоги, а только некоторые из них. Впрочем, это предложение поддержано не было. СБУ и МВД приказали провести срочную ротацию кадров в Крыму, "где это было возможно".

Внезапно заседание прервал телефонный звонок Александру Турчинову от председателя Государственной думы РФ Сергея Нарышкина. По телефону он якобы угрожал исполняющему обязанности президента Украины жесткими решениями в отношении Украины. По итогам телефонного разговора Турчинов тогда заявил, что Россия, вероятно, рассматривает "принятие решения о вводе войск не только в Крым", и поставил на голосование СНБО решение о введении на Украине военного положения. Однако никто из присутствующих его не поддержал. Председатель Нацбанка Украины Степан Кубов и премьер Арсений Яценюк заметили, что на тот момент казна была пустой и воевать с Россией было не на что.

Komentarų nėra: