«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

ketvirtadienis, birželio 23, 2016

Джим Роджерс: Ни один политик никогда ни в одной стране ни в один исторический период не говорил правду

Интервью /  Джим Роджерс / rns
ВЛАДЕЛЕЦ ROGERS HOLDINGS ДЖИМ РОДЖЕРС


Фото: Стоян Васев/ТАСС

Владелец Rogers Holdings Джим Роджерс, принимавший участие в закрытой встрече международных инвесторов с Владимиром Путиным в рамках ПМЭФ, в интервью Rambler News Serviсe рассказал об опасениях по поводу прихода к власти в США Дональда Трампа, последствиях выхода Британии из ЕС и о том, почему не стоит верить политикам.


В вашем портфеле есть российские активы. Какова была динамика портфеля в последний год? Присматриваетесь к новым акциям?

Я очень доволен своими российскими активами. За время своей инвестиционной карьеры я уяснил, что если все что-то ненавидят, значит нужно покупать, и, возможно, вы заработаете много денег.

Это как раз то, что я сделал с российскими активами. И все мои российские активы выросли очень сильно. Я имею в виду, что я восхищен! Я восхищен тем, что я правильно поступил. Я часто делаю ошибки, но в этом случае я очень доволен.

Что касается конкретных акций, например, «Фосагро»?

«Фосагро» постоянно ставит рекорды в долларах США — я нарастил пакет в прошлом году. Пакет рублевых ОФЗ, которые я держу, также был увеличен в прошлом месяце. Они показывают отличную динамику: рубль растет — бонды растут. Я люблю Россию!

Но вы не говорите, сколько вы купили?

Нет. Вы журналист, вам положено задавать вопросы. Но мои родители говорили мне, что я не должен говорить о том, сколько у меня денег, сколько я зарабатываю. Многие россияне и американцы сейчас любят говорить: «Я очень богат!». Но это не в традициях моей семьи.

Покупали ли вы новый выпуск российских евробондов, выпущенный около месяца назад?

Нет. Я не очень оптимистичен на счет евро. Это во-первых. Во-вторых, скорее, я купил бы краткосрочные бонды, чем долгосрочные.

Но ведь у них неплохая доходность?

Да, но я не хочу инвестировать в евро. Лучше я инвестирую в рубль, чем в евро.

Значит ли это, что вы не уверены в будущем евро?

Я уверен, что он будет падать. Я знаю, что евро ждут проблемы. Поэтому я не хочу инвестировать в евро.

Вы можете предсказать, как глубоко упадет евро?

Я не настолько умен, очень плохо предсказываю направление рынка. Я очень плохой, худший краткосрочный трейдер. Поэтому, я не знаю.

Негатив к евро как-то связан с возможным выходом Британии из ЕС?

Конечно. Если случится Brexit, он повлечет огромную нестабильность по всему миру. Но если выход Британии из ЕС не произойдет, многие политики по всему миру осознают, что сама эта тема - хороший способ получить голоса избирателей. В связи с чем вы увидите напряжение во многих странах из-за сепаратистских настроений.

Наш мир ждет множество проблем в следующие два-три года. Вы должны быть очень, очень обеспокоены.

Давайте представим, что Британия все-таки вышла из ЕС. Как это изменит мировую экономику? Какое место займут Россия, США и Китай в этом новом мире?

Во-первых, многие инвесторы потеряют интерес к инвестированию в Великобританию. Потому что они не будут уверены в том, чего им ждать. Когда вы не знаете, чего ждать, вы не хотите инвестировать.

Также вы увидите много сепаратистского давления… Испания, даже Франция, Италия, многие европейские страны. Многие люди захотят отделиться. Даже в Америке, даже в Канаде, во многих странах.

Большая часть современной карты мира была нарисована более 100 лет назад, 200 лет назад. Но мир меняется, поэтому страны будут меняться.

Вы упомянули Северную Америку и Канаду. Сейчас США стоят на пороге выборов президента. Если Дональд Трамп выиграет выборы, как это изменит отношения России и США?

Если мистер Трамп будет делать то, о чем он говорит, отношения с Россией улучшатся.

Вы ему верите?

Я не верю ни одному из политиков. Ни один политик никогда ни в одной стране ни в один исторический период не говорил правду. Когда я был маленьким, мой отец часто говорил про политиков: «О чем он говорит?». Я знаю, что он был прав.

Итак, я не верю ни одному политику. Но мистер Трамп говорит, что он улучшит отношения с Россией. Но если он реализует свою программу, это приведет к банкротству, к торговым войнам со многими странами, что тоже означает банкротство и, как правило, приводит к войне. Поэтому если мистер Трамп победит на выборах, вы должны быть очень обеспокоены.

Но если победит миссис Клинтон, будет все тоже самое. Это будет банкротство и война, просто это займет у нее больше времени.

За кого вы будете голосовать?

Я не буду голосовать ни за кого из них двоих. Я буду голосовать за третью сторону — я буду голосовать за протест.

Давайте поговорим о России. Заинтересованы ли международные инвесторы в возврате на российский рынок вопреки западным санкциям?

Я международный инвестор, я пришел в Россию, я инвестирую в Россию уже в течение двух-трех лет, и я рассматриваю новые возможности для инвестирования. Что касается санкций, то они постепенно будут сняты. Если вы присмотритесь к этому форуму, то увидите многих западных политиков и официальных лиц. Они здесь, потому что Запад (особенно Европа) хочет снять санкции. И это знак того, что это произойдет. Эта ситуация изменится.

Можете предположить, когда?

В этом году. Некоторые из санкций будут сняты в 2016 году.

Вы имеете в виду Европу или США?

Некоторые страны и Европа… может быть, наша страна (США. — RNS) и Европа. США, возможно, будут последними… хотя, может быть, и в этом году. Если мистер Трамп победит и сделает то, о чем он говорит, это может быть одной из мер, которую он примет в этом году.

Вы считаете Трампа драйвером отмены санкций?

Это то, о чем он говорит. Если вы верите мистеру Трампу… это то, о чем он говорит.

Возможно ли исполнение программы приватизации в 2016 году? В каких госактивах, выставленных на приватизацию, вы заинтересованы? Ранее вы не исключали покупку акций «Башнефти» и «Алросы»…

Приватизация потрясающа для любой страны, для любой экономики и в особенности для России. Это будет великолепно для вас. Это поможет дефициту (дефициту бюджета. — RNS), государственным расходам. Это поможет всему.

Возможно, я не буду покупать (акции «Алросы». — RNS)… У моей жены достаточно алмазов, мне не нужны алмазы в моем инвестиционном портфеле.

Это зависит от цены и от того, как будут развиваться события. Я не знаю ответа сейчас, но вы можете спросить меня потом.

Вы говорите о цене. А как на счет качества активов?

Что я знаю об активах? У них (у государства. — RNS) есть хорошие активы, высокомаржинальные активы. Но когда ты что-то покупаешь, цена предельно важна. Если у вас низкокачественные активы по очень низкой цене, вы можете заработать. Поэтому нужно рассматривать оба параметра: качество актива и цену. А также то, что происходит вокруг вас.

То есть вы до сих пор не решили, что будете покупать в ходе приватизации?

Нет. В основном я присматриваюсь к другим видам российских активов…

Каким?

Я очень оптимистично настроен по отношению к туристической отрасли в России. Сейчас она находится на абсолютном дне. Я ищу туристические активы для инвестирования. Их не так уж и много, очень сложно найти.

Вы что-нибудь слышали о туристической компании «Интурист»? Вам интересно войти в ее капитал?

Я собираюсь посетить их сегодня днем. На перерыве я собираюсь посмотреть на «Интурист». Я не знаю, куплю ли я его. Но я знаком с этой компанией… В первый раз я приехал в Россию в 1966 году, я знаю эту компанию уже в течение долгого времени. У меня никогда не было ее акций, но я собираюсь посмотреть на них снова.

Вы не боитесь, что западные инвесторы, возможно, ваши друзья изменят к вам отношение (из-за инвестиций в Россию)?

Я всегда боюсь всего. В мире инвестиций приходится бояться всего. Но я уяснил, что когда ты инвестируешь во что-то и все над тобой смеются и говорят «он сумасшедший», тебе нужно купить еще больше.

Потому что потом, когда ты оказываешься прав (показывает жестом рост акций. — RNS), и твои друзья, которые над тобой смеялись здесь (показывает уровень входа в актив. — RNS), они признают: «Они взлетели!» (показывает жестом уровень, до которого вырос актив. — RNS).

Komentarų nėra: