«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

antradienis, liepos 12, 2016

Е.Альбац. «Чем именно Обама так всех разочаровал?»

12 ИЮЛЯ 2016, 19:07 ОСОБОЕ МНЕНИЕ  Echo.msk
В ГОСТЯХ: Евгения Альбац, главный редактор журнала «The New Times»
ВЕДУЩИЙ: Ольга Журавлева

<...>
О.Журавлева
― К нашим выборам отношение в массе своей крайне скептическое. А вот к американским есть интерес.

Вот тут Марина интересуется: «Чем именно Обама так всех разочаровал?»


Е.Альбац
― Вы знаете, Марина, Обама написал книгу Dreams from My Father — «Мечты моего отца». Это потрясающе написанная книга. Он ее писал, когда он был аспирантом в Гарвардском университете в Law school , и возглавлял знаменитое гарвардское в Law school review. Вот он написал эту книгу о том, как ему было нелегко понять самого себя. Он был сыном белой женщины и черного мужчины. Черные его считали недостаточно черным, белые его считали черным. И вот как это все было непросто. Через какие барьеры он проходил. Это потрясающая книга, потрясающая совершенно книга. Книга, написанная очень глубоко переживающим, чувствующим человеком, которому ничего в руки не шло, у которого очень нелегко складывалась жизнь, и которые абсолютно сам себя сделал.

Поэтому, когда Америка избрала Барака Обаму, дело было не только в том, что в стране, в которой еще в начале 60-х годов в штате Вирджиния – это через реку от столицы США Вашингтона округ Колумбия, были раздельные остановки для черных и белых и висели таблички: «Здесь черным не сидеть» — когда Америка избрала афроамериканцы президентом, казалось, что это такая победа здравого смысла, победа разума, победа толерантности, победа над человеческими предрассудками…

О.Журавлева
― И американской мечты в таком случае.

Е.Альбац
― Я даже не знаю… Это было настолько потрясающе… Я работала на этих выборах, я писала с них. Как раз я специально поехала в столицу конфедератов, в Ричмонд, тех самых конфедератов, которые воевали во время гражданской войны за сохранение рабства. Так вот, казалось, что мы вступаем в совершенно новую реальность, в новый мир, в котором людей способны преодолевать страх чуждого, другого, не похожего; не просто преодолевать – избирать его президентом своей страны.

И если вы помните – тогда это было нечто непонятное, когда шведский Нобелевский комитет присудит Обаме, который еще только-только вошел в Белый дом, Нобелевскую премию мира. Это было как раз отражение этих ожиданий Европы, что пришел какой-то необыкновенный человек. Обама, он умница, безусловно. У него потрясающе работающая голова. Это видно. Я читала несколько его книг. Просто видно, насколько у него работает голова.

Но, к сожалению, оказалось, что он в каких-то вещах чрезмерно осторожный. Он долго не решается… Он говорит: «Вот здесь красная линия – если зайдем за красную линию, сделаем то-то…». И тот же самый Асад заходил за ту же самую «красную линию», травил свой народ химическим оружием, и Обама никак не реагировал. И вдруг все увидели, что Обама – человек не очень решительный. Может быть, это и неплохо для лидера супердержавы в какие-то моменты. Потому что мы видели, что бывает, когда решения принимает один человек, и решительности через край, а потом вся страна сидит под санациями, наблюдает, как скользит вниз ВВП и не хватает денег на то, чтобы лечить ВИЧ-инфицированных.

Понимаете, произошло разочарование. Оно, наверное, было неизбежно, потому что слишком высокие были ожидания от Обамы. Но правда и то, что целый ряд вещей, которые ждали, что Обама сделает, он не сумел сделать.

Кстати, я хорошо помню, как Обама обещал, что он закроет Гуантанамо, что он первое, что сделает. 8 лет прошло. Ведь президент США – это, казалось бы, очень высокая и сильная позиция. Однако он обложен таким количеством всяких реальных рогаток: там адвокаты, там бюрократия…

О.Журавлева
― Там сенаторы, в конце концов.

Е.Альбац
― Там не только сенаторы. Дело не в этом. Там и Конгресс, и так далее. И такой власти всеобъемлющей, как кажется, у президента США нет. Конечно, у Обамы значительно меньше власти, чем у Путина, то есть принципиально меньше власти, чем у Путина. И поэтому тут надо понимать, что как бы ни пугал Трамп…

О.Журавлева
― Он все равно пойдет в эту же ячейку.

Е.Альбац
― Он пойдет в эту же систему, и дальше каждый его шаг… к нему будут приходить адвокаты и говорить: «Нет-нет, вы не можете это сделать, потому что это противоречит пункту Конституции такому, пункт такой-то… Нет, вы знаете, поправка говорит о том, что вы не можете это сделать. Простите, это надо пропустить…, это компетенция конгресс». И если Трамп попытается выйти – а я не могу себе представить этого, честно говоря – выйти за Конституцию, за билли, посягнуть на права Конгресса или Верховного суда, и так далее, я думаю, импичмент ему обеспечен.

Поэтому это надо тоже понимать, что при том, что, конечно, власть президента США большая, по Конституции она больше, чем власть президента России, потому что президент США одновременно является главой исполнительной власти в то время, как президент России не более чем избранный монарх. Он не является главной исполнительной власти. И, тем не менее, он чрезвычайно ограничен верховенством закона.

Вот, почему так важно, чтобы работали ветви власти – потому что президентская власть – это только одна ветвь власти – исполнительная, а есть еще законодательная, есть власть судебная, есть отдельно стоящее божество такое под названием Верховный Суд. И есть гражданское общество. В этом смысле власть президента, конечно, очень ограничена. И если Трамп будет избран… Надо понимать, что он сейчас может болтать все что угодно, он и болтает все что угодно. Иногда читаешь, что он говорит…Я его слушала в Нью-Гемпшире. Это невероятно! Я не могу понять, как американцы могут голосовать за этого плохо покрашенного, косноязычного, неумного петуха. Но всяко бывает.
<...>

Komentarų nėra: