«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

antradienis, sausio 12, 2016

Такие разные телебашни



На Литве сбылась русская поговорка: не было бы счастья, да несчастье помогло. Национализм, конечно, несчастье – одна из форм коллективизма. Однако эта форма коллективизма помогала, помогает и, видимо, и впредь будет помогать бороться с куда более опасными и смертоносными коллективизмами, в частности, с империализмом.

Во время путча 1991 года я не собирался идти к Белому дому. Паны дерутся… Но по радио я услыхал неторопливую речь литовца, который не призывал никуда идти, а объяснял, как надо одеваться, чтобы не замерзнуть хотя бы и августовской ночью, напоминал, что термос должен быть вместительным, потому что нужно рассчитывать и на тех, кто термос с собой не возьмет. Он делился опытом, приобретенным во время стояния у вильнюсской телебашни полугодом ранее, в январе 1991-го.

Теперь видно, что между двумя стояниями – качественное различие. В Вильнюсе за свободу стояли представители большинства народа, в России за свободу стояли представители ничтожного меньшинства. В Вильнюсе свобода не отождествлялась с конкретным политиком, в России уже создавался культ личности Ельцина, под лозунгом "из двух зол надо выбирать меньшее".

Именно в церковной сфере реакция на события в Вильнюсе и в Москве оказалась очень симптоматичной. Патриарх Алексий Ридигер протестовал против расправы с литовцами, но промолчал, когда двинули танки против москвичей. Промолчал сам, промолчал и митрополит Кирилл Гундяев, нынешний патриарх, тогда пресс-секретарь патриарха. Они поддержали Ельцина только после того, как поражение ГКЧП стало очевидным. На первый взгляд, странно, но надо знать, что Ридигер был креатурой Горбачева. Горбачев ведь тоже в конце концов осудил кровопролитие в Литве – и только после того, как это сделал Хозяин, с осуждением выступил и его ставленник. К тому же в этом "осуждении" патриарх умудрился над телами убитых литовцев осудить их стремление к свободе, осудить в абсолютно советском стиле:

"Ошибки, что привели к сегодняшней скорби, были с обеих сторон. Литовцы, думаю, сами смогут найти свои промахи и трезво оценить, где и в чем они поддались духу утопизма и националистической мечтательности и где в отстаивании своих законных прав перешли ту грань, за которой следует ущемление не менее законных прав других людей..." Миролюбие по-советски: мол, убивать нехорошо, но убитые того… перешли грань… ущемили людей… Кстати, точно такие же кощунственные слова написал тот же патриарх Алексий за полгода до вильнюсского кровопролития, когда убили отца Александра Меня: мол, богословские взгляды покойника далеко не всеми одобрялись…

Почти три года спустя вильнюсская трагедия повторилась около телебашни в Останкине. В обоих случаях власть пыталась свалить вину на погибших: они, мол, сами себя застрелили… Свои стреляли по своим, чтобы дискредитировать белую и пушистую кремлевскую власть. Власть стреляет одинаково, но идеалы, в которые она одинаково стреляет, очень разные. Для тех, кто двинулся на Останкинскую телебашню, она была не символом свободы, а символом власти. Кто в телевизоре, того и тапки! Это вера не в силу свободы, а во всесилие пропаганды.

Литовцы собрались у телебашни отнюдь не потому, что верили, будто телепрограммы определяют их жизнь. Могли и в другом месте собраться, и собирались в самых разных местах. Место, где убивать, выбирали не литовцы, а враги Литвы. В России же и 25 лет назад, и сейчас правит не свободолюбие, а цинизм.

Самый свежий и яркий пример – Владимир Познер цитирует Германа Геринга: "Народ всегда может быть приведен к послушанию. Это просто: надо только сказать ему, что на него нападают. И при этом обвинить пацифистов в отсутствии патриотизма и в том, что они подвергают страну опасности. Это срабатывает в любой стране".

Геринг ведь соврал, как врал и Геббельс про всесилие лжи. Ничегошеньки не "срабатывает", почему и Гитлер, и Ельцин, и Путин основные деньги вкладывали отнюдь не в телевидение и не в пропаганду, а в тайную политическую полицию и прочих "силовиков".

Литовцы не потому вышли к телебашне, что их охмурили телеведущие, а потому что они не хотели, чтобы их охмуряли. Они понимали: свобода – не выбор между тем, кто тебя будет дурить, а выбор между тем, кто тебя дурит, и тем, кто будет по твоему поручению и под твоим контролем работать на правду и говорить правду. Наверное, не всю, наверное, искаженную, но правду, а не заведомую ложь.

На Литве сбылась русская поговорка: не было бы счастья, да несчастье помогло. Национализм, конечно, несчастье – одна из форм коллективизма. Однако эта форма коллективизма помогала, помогает и, видимо, и впредь будет помогать бороться с куда более опасными и смертоносными коллективизмами, в частности, с империализмом.

Литовцы победили русский империализм. И мы, русские, должны победить русский империализм. Только добиться победы над русским империализмом невозможно, опираясь на русский национализм, невозможно.

Русский национализм так же отличается от литовского, как Останкинская телебашня – от вильнюсской, как литовцы, которые погибали от пуль, отличались от русских, которые стреляли в литовцев. Победить русский империализм можно, но труднее – это ведь означает победить и русский национализм, а нужно еще победить и его самую извращенную, но до сих живую форму – "советский интернационализм", веру в то, что русский может и должен всюду ездить без виз, потому что мы самая миронесущая нация в мире.

Трудно, но вполне возможно, главное – сформулировать цель. Литовцы же (как и европейцы в целом) умеют преодолевать литовский национализм в пользу нормального, "европейского" – а вообще-то общечеловеческого – индивидуализма, гуманизма, персонализма (перечисляю в восходящем порядке). Для этого даже не нужно штурмовать Останкино. Достаточно самому быть Останкиным, излучая вокруг себя критическое мышление, готовность к диалогу и презумпцию доброты.

svoboda.org

Komentarų nėra: