«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

penktadienis, sausio 22, 2016

Слушания по Литвиненко

Слушания по Литвиненко: улики указывают на Лугового и Ковтуна

В четверг в британской столице продолжились открытые слушания по делу об убийстве бывшего агента российских спецслужб Александра Литвиненко

Бывший сотрудник КГБ, ныне депутат Госдумы Андрей Луговой (справа)
Бывший сотрудник КГБ, ныне депутат Госдумы Андрей Луговой (справа)

Убийство бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко совершили депутат Госдумы России Андрей Луговой и предприниматель Дмитрий Ковтун. Операция по устранению Литвиненко была лично одобрена директором службы Николаем Патрушевым и, "вероятно", президентом России Владимиром Путиным, говорится в заключительном докладе проводившего публичное расследование убийства Александра Литвиненко в 2006 году судьи Роберта Оуэна. Сегодня он был обнародован в Палате общин парламента Великобритании и опубликован.

Вдова Александра Литвиненко призвала к введению визовых и экономических санкций против президента Путина и главы российского Совета Безопасности Николая Патрушева. "Вчера я получила письмо от министра внутренних дел [Великобритании] с обещаниями дальнейших действий. Немыслимо, чтобы премьер-министр ничего не сделал в свете изобличительных выводов сэра Роберта Оуэна", – говорится в заявлении Марины Литвиненко.

Сын Александра Литвиненко Анатолий заявил, что, по его мнению, убийц его отца покрывает российское государство. "Это было очень сложное преступление, с использованием чрезвычайно сложного орудия убийства, – сказал он в интервью Sky News. – Убийцы были под защитой российского государства".

Британские власти уже добивались экстрадиции из России Лугового и Ковтуна , однако эти попытки не привели к успеху. Среди предположений о мотивах убийства Литвиненко основное место занимает версия о найденных им доказательствах связей близких к российскому президенту Владимиру Путину чиновников с организованной преступностью.

По мнению друга Александра Литвиненко и соавтора книги о его убийстве Александра Гольдфарба, Великобритания может потребовать от России выдачи Лугового и Ковтуна через ООН и ввести новые санкции против Москвы:



– Вывод о том, что за этим стоит российское государство, был давно озвучен, с первых дней, но теперь он будет иметь символ юридически установленного факта. Это означает, видимо, то, что британское правительство должно каким-то образом отреагировать на это заключение.

– Как британское правительство может отреагировать на вердикт председателя суда?

– Войну они начинать из-за этого не будут, и не думаю, что они будут отзывать посла, но они могут, например, обратиться в Совет Безопасности ООН с резолюцией – потребовать от России выдачи исполнителей, Лугового и Ковтуна. Они могут потребовать от России признать ответственность, передать в британскую полицию все имеющиеся у них закрытые данные и выплатить компенсацию Марине Литвиненко. Они могут, наконец, ввести санкции против тех лиц, которые, по мнению суда, имели отношение к этому убийству. К примеру, если полоний произведен на предприятиях Росатома, то руководство Росатома, ядерного центра в Сарове, бывший Арзамас-16, должно быть отмечено в этих санкциях.

– А что будет с Ковтуном и Луговым?

– Их роль в этом убийстве доказана абсолютно однозначно. Это следует из огромного количества криминалистических данных, которые собрала и обнародовала полиция. Что для них это значит? Я думаю, что они будут рады этой новости, потому что теперь они не просто убийцы, а они разведчики, которые действовали по приказу любимого государства. Поэтому я думаю, что для них это хорошая новость. Ордер на их арест был выдан уже лет восемь назад, и они как не могли ездить за границу, так и не смогут. Как только они появятся, их тут же арестуют и доставят в Великобританию. Что этот для них значит внутри России? Да ничего, я думаю. При том состоянии умов, которое сейчас царит в России, они как были народными героями, так и останутся. Но это больше говорит не о них, а о России.

– А что это значит для президента России Владимира Путина?

– Вопрос о том, давал Путин лично приказ убивать Литвиненко или не давал, видимо, никогда не получит своего ответа, потому что доказательств на эту тему нет. О чем, кстати, говорилось в суде экспертами – что, по всей вероятности, такая операция не могла произойти без его ведома, потому что никто не стал бы отдавать такой приказ, не прикрывшись. Путин, видимо, знал. Что это будет значить для него лично? Ну, это зависит от решения уже не суда, а британского правительства, вопросы внешней политики к компетенции суда не относятся.

– Еще один важный вопрос – о возможной связи убийства Александра Литвиненко и того факта, что он консультировал испанские спецслужбы по поводу Тамбовской преступной группировки и ее связи с окружением Путина.

– Это один из основных мотивов, который рассматривался в суде, но, естественно, никто не может сказать, какой мотив был главным. Он оказывается одним из основных возможных мотивов. Есть и другие мотивы, например, месть за участие Литвиненко в расследовании взрывов домов в Москве в 1999 году и личная неприязнь, допустим, Путина к Литвиненко, с которым они были лично знакомы, и к Березовскому, и так далее. Но, повторяю, испанская версия – один из наиболее вероятных мотивов убийства.

– Какие у вас впечатления от прошедших публичных слушаний по делу об убийстве Александра Литвиненко? Насколько они были объективны и всесторонни?

– Это были 34 полных дня судебных заседаний, в которых выступило несколько десятков свидетелей, экспертов, были заслушаны тысячи документов, которые все, кстати, выложены на сайте судебного заседания. Проведена огромная работа, которая обошлась британским налогоплательщикам миллионов в 20 фунтов стерлингов. Сами судебные заседания обошлись в 12 миллионов, плюс полицейское расследование обошлось в несколько миллионов, так что, думаю, миллионов 20 набежит за все это время. Что касается их объективности, дело в том, что сама британская система так устроена, что практически невозможно себе представить политического давления на суд. Хотя факт того, что британское правительство не хотело этого расследования и всячески ему препятствовало, установлен.

Марина Литвиненко, добиваясь этого расследования, была вынуждена подать на правительство в суд, и суд обязал правительство учредить эти слушания. А так они были против, утверждая, что это мешает их внешней политике и национальной безопасности. Так или иначе, британская система такова, что едва ли можно говорить о политическом давлении, хотя бы потому, что давление на суд является само по себе уголовным преступлением. А поскольку в Великобритании власть сменяемая, то любой чиновник, включая премьер-министра, который позволит себе давить на суд, должен иметь в виду, что через 5 лет, через 7 или через 3 кто-то эту историю сольет, и человек сам окажется на скамье подсудимых. Помимо этого, судья Роберт Оуэн имеет совершенно безупречную репутацию, много раз доказывал, что он не идет на поводу у правительства, и много раз отвергал ходатайства правительства. У нас нет никаких сомнений относительно объективности и добросовестности судьи.
svoboda

Komentarų nėra: