Точечные репрессии и военные авантюры | RUS2WEB
ТАТЬЯНА ЮНЗЕЛЬ
ТАТЬЯНА ЮНЗЕЛЬ
Rus2Web опрашивает политиков, экономистов, писателей, актеров, правозащитников и активистов, а также различных экспертов и просто интересных людей о том, что им запомнилось в уходящем году и чего они ждут от наступающего, 2016 года. Политолог Станислав Белковский поделился своими итогами уходящего года и рассказал о тенденциях следующего.
Для меня главными и, увы, безрадостными событиями этого года стали убийство Бориса Немцова и российское вторжение в Сирию. Если же говорить о каких-то тенденциях и событиях, которые стали определяющими в этом году для страны в целом, то в этом списке я вижу несколько позиций.
Во-первых, выкристаллизовался курс, который Кремль взял еще в феврале-марте прошлого года, когда российские военные появились в Крыму. В текущем году президент Владимир Путин к военным и политическим авантюрам на Украине добавил операцию в Сирии, представив это как защиту национальных интересов. На самом деле никаких национальных интересов там нет, есть только личные амбиции Путина. Все это сопровождается «закручиванием гаек» внутри самой России. За этот год в тюрьмах оказались десятки активистов. Вспомним хотя бы дело Ильдара Дадина, который получил 3 года тюрьмы за нарушения закона о митингах.
Во-вторых, безусловно, важным для всех событием стал заочный арест Михаила Ходорковского и обыски в «Открытой России». Скорее всего, это связано с исками на $50 млрд, которые акционеры ЮКОСа предъявили России и которые Россия должна выплатить по решению Третейского суда в Гааге. Официально было объявлено, что обыски были связаны с первым делом ЮКОСа 2003 года. При этом, нужно учесть, что ни один из сотрудников «Открытой России» никогда в ЮКОСе не работал. Ясно, что речь идет о создании механизма давления. Нельзя сказать, что в России начались массовые репрессии. Но точно можно говорить о начале новой волны точечных и очень показательных репрессий.
Наконец, третье важное событие, которое я могу отметить, — тяжелый экономический кризис, который начался, пока Путин занимался войной. Санкции и сложные отношения со всем миром еще раз показали реальную зависимость России от нефти. Падение рубля оказалось таким же продолжительным и затяжным, как и падение цен на нефть. От этого более явными стали урон и последствия от наложенных санкций. И хотя Кремль уверял, что ущерб российской экономике будет минимальным, на деле получилось иначе.
Я думаю, что в следующем году, к сожалению, намеченные тенденции получат развитие. В международном масштабе отчуждение Владимира Путина, которое началось с момента аннексии Крыма, будет только нарастать. Путин не свернет с заданного им же пути, поскольку не может позволить себе сдаться. Если президент не заручится поддержкой лидеров других стран, не исключены и новые авантюры на международной арене и в военной сфере.
На фоне экономического криза, который продолжится и в 2016 году, социальное настроение россиян будет ухудшаться. По данным последних опросов уже понятно, что большинство населения не понимает, что происходит в стране. Еще одним трендом следующего года станет сохранение или даже усиление давления на независимые СМИ, поскольку власти нужно будет контролировать ситуацию.
Что в этой связи я могу пожелать россиянам? Перестать смотреть федеральные телеканалы. Тот, кто «прозреет» от пропаганды в 2016 году, может считать, что год удался.
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą