«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

trečiadienis, gegužės 10, 2023

Lietuva - ES. 20 лет назад решалось будущее Литвы в ЕС


Бюллетени на трех языках, два дня голосования и товары за копейки - 20 лет назад решалось будущее Литвы в ЕС 


Супермаркет в день референдума 2003 год / LRT TV stop kadras

"Мы не за наклейки, мы за Европу", - сказала перед камерами литовского телевидения пенсионерка, придя в магазин в мае 2003 года. 20 лет назад литовцы собрались у избирательных урн. Тогда они голосовали не за Сейм или президента, а за будущее Литвы в Европейском союзе (ЕС).


7 декабря 1995 года Сейм принимает декларацию "О заявлении Литовской Республики о вступлении в Европейский Союз", а уже на следующий день - 8 декабря - правительство подает официальное заявление о вступлении Литвы в ЕС. Семь лет спустя, в декабре 2002 года, переговоры о вступлении официально завершены, а в апреле 2003 года подписан Договор о вступлении Литвы в ЕС.

Последним шагом является референдум.

Референдум о вступлении Литвы в ЕС, состоявшийся 10-11 мая 2003 года, стал историческим не только из-за его значимости для страны, но и в связи с тем, как он был организован.

Это было единственное на сегодняшний день голосование, которое проводилось в Литве два дня подряд. Это было также единственное голосование, в котором бюллетени для голосования были представлены избирателям на трех языках.

Голосование / E. Blaževič/LRT nuotr.

Порошок или пиво за голос


Референдум о членстве в ЕС стал первым случаем, когда люди, пришедшие на избирательные участки, получили наклейки с надписью "Я проголосовал". И это был единственный случай, когда литовцы, посетившие супермаркет с такими наклейками, могли получить порошок или пиво за один цент.

Результаты референдума показали, что 91,07% литовцев высказались за вступление страны в ЕС. Наибольшую поддержку выразили жители Алитуса, наименьшую - жители Висагинаса.

По данным LRT.lt, нет сомнений в том, что литовцы поддерживают членство Литвы в Европейском Союзе. Однако существовало опасение, что на избирательные участки придет слишком мало избирателей и референдум вообще не состоится.

"Одна из опасностей, о которой говорили, заключалась в том, что, возможно, будет слишком низкая явка, что люди подумают, что раз большая часть населения "за", то нет причин идти голосовать", - вспоминал Зенонас Вайгаускас, который в то время был главой Высшей избирательной комиссии (ВИК).

Зенонас Вайгаускас / BNS nuotr.

Закон был изменен для проведения референдума


Казалось, не было никаких сомнений в том, что литовцы выступают за вступление страны в ЕС. Опросы общественного мнения показывали, что Литва должна вступить в ЕС, и многие политики также не сомневались, что Литва должна вступить в Сообщество. Но проблема была в том, что избиратели должны были прийти на выборы.

"То, что литовцы могут быть ленивыми и думать, что нет необходимости идти к урне для голосования, да, такие соображения были", - вспоминал в беседе с LRT.lt Артурас Паулаускас, координировавший тогда подготовку к референдуму.

Паулаускас, который на момент проведения референдума был спикером Сейма, сказал, что ситуация была непростой, поскольку действовавший в то время Закон о референдуме не внушал ему оптимизма - перспективы проведения референдума, по его словам, не казались удовлетворительными.

Как сказал бывший спикер Сейма, кампания по проведению референдума была масштабной, он сам ездил по районам, городам и поселкам, беседовал с населением, особенно с молодежью, рассказывал, почему Литве необходимо членство в ЕС.

Артурас Паулаускас / E. Blaževič/LRT nuotr.

В то время бывший глава ВИК З. Вайгаускас сказал, что подготовка потребовала внесения изменений не только в Закон о референдуме, но и приведения некоторых литовских законов в соответствие с европейским законодательством. Вся подготовительная работа, по его словам, заняла несколько лет.

Бюллетени на трех языках и двухдневное голосование


20 лет назад референдум проходил так, как сейчас трудно себе представить. Например, было принято решение проводить референдум в течение двух дней. Была надежда, что это побудит больше литовцев прийти на избирательные участки.

Первый день голосования был не очень активным, поскольку многие избиратели, как сказал бывший глава ВИК, решили отдать свой голос в обычный день выборов - воскресенье.

Еще одним решением, принятым в преддверии референдума 2003 года, стало разрешение некоторым муниципалитетам предоставлять бюллетени не только на литовском, но и на польском или русском языках.

Голосование / E. Blaževič/LRT nuotr.

"Было решено, что бюллетени могут быть на литовском языке с переводом на языки, распространенные в регионах. Муниципальные советы могли запросить такие бюллетени, и это делалось, но не очень часто. Некоторые бюллетени были на польском и русском языках, и я помню, что в Висагинасе были [такие] бюллетени", - сказал Вайгаускас.

Однако это решение не повторялось на других выборах или референдумах, проводимых в Литве - в 2006 году Конституционный суд постановил, что бюллетени могут содержать информацию только на государственном языке.

Акция во время референдума


Профессор Людас Мажилис, который в настоящее время работает в Европейском парламенте и написал исследовательскую работу о референдуме о членстве Литвы в ЕС, сказал LRT.lt, что 20 лет назад не было никаких сомнений в том, что 9 из 10 литовцев выступают за членство в ЕС.

По словам Мажилиса, среди основных политических сил не было противников. И правящие, и оппозиционные политические силы выступали за вступление в ЕС и проведение референдума.

"То, что мы помним сейчас, то, что подчеркивалось в СМИ в то время и то, что все в то время находили тревожным, - это панические явления правительства в то время. Мы знаем, что референдум проходил в течение двух дней, что было необычно. Он начался в субботу, и я сам хорошо помню, где я был в то время. Я также был беспокоен. Кроме того, мне был хорошо известен пример Венгрии, где явка [на референдум] была очень низкой, хотя доверие к ЕС в то время было высоким", - вспоминает Мажилис.

Евродепутат сказал, что после первого дня референдума возникли опасения, так как явка в этот день достигала всего 18%.

Именно тогда, по словам Мажилиса, и была задумана кампания, которую он назвал "избыточной", когда избиратели, принявшие участие в референдуме, могли получить определенные товары за один цент.

Однако на референдум пришло достаточно избирателей - общая явка составила чуть более 63%. Профессор Мажилис отметил, что в то время в Литве преобладали еврооптимистическия настроения, и литовцы к европейским институтам относились с бльшим доверием. Это, по словам евродепутата, ощущается и сегодня.

Товары за цент


Возможно, одной из самых запоминающихся особенностей референдума были зеленые наклейки в форме Литвы с желтой надписью "Я проголосовал". Референдум 2003 года был первым, на котором явившимся голосовать людям выдавали такие наклейки, и до сих пор их выдают на каждых выборах.

Вайгаускас, который в то время возглавлял избирательную комиссию, сказал, что помнит, как наклейки появились в рекламе, приглашающей на референдум, где появились главы государств и их супруги, демонстрируя, как легко прикрепить наклейку к платью или пиджаку и как легко ее снять.

Голосование / E. Blaževič / LRT nuotr.

В то время компания VP Market, владеющая магазинами T Market, Minima, Media и Maxima, запустила кампанию, где давала возможность покупать товар за цент, если человек придет с такой наклейкой.

Каждый покупатель, пришедший в магазины сети с наклейкой "Я проголосовал", мог купить бутылку литовского безалкогольного напитка, литовскую шоколадку, бутылку литовского пива или упаковку стирального порошка всего за один цент.

"Идея возникла тогда, когда я просматривал скромные результаты первого дня голосования. Мы выбрали товары, которые понравились бы мужчинам, женщинам и детям", - сказал 11 мая 2003 года Литовскому телевидению Игнас Сташкявичюс, тогдашний генеральный директор VP market.

З. Вайгаускас согласился, что явка в первый день референдума была не очень высокой, но он настаивал, что референдум был бы успешным даже без кампании сети супермаркетов. Более того, бывший председатель ВИК заверил, что никогда не думал, что такая кампания вообще может иметь место.

"Это был настоящий сюрприз, неожиданность, когда появились сообщения о том, что сеть супермаркетов решила внести такой вклад в референдум. <...> Мы провели расчеты и выяснили, что это не оказало существенного влияния на референдум, существенного влияния на избирателей", - вспоминает Вайгаускас.

Однако, по его словам, это вызвало беспокойство и проблемы, поскольку противники референдума использовали эту акцию как предлог, чтобы поставить под сомнение результаты референдума, заявить, что избиратели были подкуплены, что они проголосовали за вступление в ЕС только для того, чтобы получить товары за один цент.

"Мы бы все равно проголосовали, как же иначе? Мы не за наклейки, мы за Европу", - сказала тогда литовскому телевидению пенсионерка, пришедшая в магазин с наклейкой.

Komentarų nėra: