«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

trečiadienis, gegužės 17, 2023

Po karo. После победы Украины война с Россией не закончится

 

"После победы Украины война с Россией не закончится – поднимется Чечня, встанет Кавказ". Штурмовик с чеченскими корнями из 128-й бригады

ЯРОСЛАВ ГАЛАСUP - СРЕДА, 17 МАЯ 2023, 12:00

ФОТО: ЯРОСЛАВ ГАЛАС

С Сергеем, пулеметчиком 128-й отдельной горно-штурмовой Закарпатской бригады, общаться непросто. Слова из него приходится вытаскивать как клещами. Он замкнут, неразговорчив, очень не любит о себе рассказывать. 

Но это настоящий боец ​​с огромным опытом, непрерывно воюющим с 2014-го. 

На первый взгляд склонность к войне и ненависть к россиянам заложены в Сергея генетически – его отец и дяди воевали в армии Джохара Дудаева и погибли за Чечню. 

Однако на самом деле не все так просто – в ВСУ Сергей пошел вовсе не из-за распространенной на Кавказе кровной мести. 

"Моя сестра служит наводчиком-оператором БМП"


У Сергея смешанная кровь: от отца – чеченская, от матери – украинская. 

Его родители познакомились в начале 90-х в Донецке, а свадьбу сыграли в чеченском городе Гудермес, откуда родом жених. Там же в 1994-м, как раз перед первой Чеченской войной, и родился Сергей. 

– Папа был полевым командиром в армии Джохара Дудаева. Он погиб при обороне Грозного зимой 1995 года, – рассказывает Сергей . – Мне был год, потому я знаю его только по фотографиям. 

У отца было еще пять братьев, и все они воевали против россиян в армии Дудаева. Выжил только один. Он прошел первую и вторую Чеченские войны, а позже переехал с семьей в Украину. В 2014-м дядя пошел в добровольческий батальон, воевал за Украину и потерял ногу в боях за Донецкий аэропорт. Он до сих пор не получил украинское гражданство… 

После гибели мужа мама Сергея оставалась в Гудермесе. Но после второй Чеченской войны, когда россияне таки "восстановили конституционный строй" и снова захватили Чечню, женщина решила вернуться с сыном в Украину. Некоторое время они жили в Донецке, но затем переехали в другую область. 

– Мама настояла, чтобы при получении паспорта я взял ее девичью фамилию, – говорит Сергей . – Власть в Украине тогда была пророссийской, ФСБ чувствовало себя здесь как дома и выискивало врагов режима Путина и их родных. 

Сергей (справа) с боевыми товарищами / ФОТО АВТОРА

В 2012 году Сергей пошел на срочную службу, по окончании которой серьезно занялся спортом – свободной борьбой. А в 2014 году, как только Россия ворвалась в Украину, сразу пришел в военкомат. Однако мобилизовать его отказались. 

– У меня оставалась донецкая регистрация, а луганских и донецких ребят в ВСУ тогда по мобилизации не брали – такова была установка, – объясняет Сергей . – Мне прямо сказали: "Хочешь воевать – иди на контракт". И я подписал контракт с 51-й  механизированной бригадой. Там впервые увидел настоящую войну. 

Мы участвовали в жесточайших боях, удерживали Савур-Могилу . У россиян было многократное преимущество в живой силе и технике, но мы дрались изо всех сил. Товарищи дали мне позывной "Донбасс", я служил пулеметчиком. До сих пор им остаюсь. 

После расформирования 51-й бригады Донбасс продолжил воевать во вновь созданной на ее базе 14-й, а последние три года служит в 128-й отдельной горно-штурмовой Закарпатской бригаде. 

У Сергея есть младшая двоюродная сестра, которая тоже служит на контракте в Вооруженных силах Украины. Причем не на штабной, бумажной работе, а реально сражается. 

- Я только наполовину чеченец, а она чистокровная: у нее и отец, и мама чеченцы, они давно живут в Украине, - говорит Сергей . – Сестра тоже решила пойти в ВСУ, она служит оператором-наводчиком на БМП. 

Это не девичья служба, она очень тяжелая. Если в БМП заклинит пушку, расклинить ее очень тяжело даже здоровым мужчинам. Но она справляется, воюет. Потому что любит свою страну. А что поделаешь – если ожидают мужики, приходится воевать девушкам. 

Сколько сейчас такого, что молодые ребята пьют по барам? Я таких и мужчин не считаю. Они даже не украинцы, потому что настоящие украинцы любят свою страну… Сестра сейчас на Бахмутском направлении, там очень тяжело. Мы контактируем, когда есть связь. 

Некоторое время Донбасс служил в разведывательном подразделении бригады, но затем решил перевестись в штурмовой батальон. 

– Я – боец, люблю атаки, штурмы, открытый бой. Поэтому разведка не для меня, я немного иначе смотрю на войну. Знаете, что для меня здесь хуже всего? Ждать. Мне нужно движение, лобовые столкновения. У нас здесь много таких ребят, настоящих бойцов – и мобилизованных, и контрактников. Поэтому наше подразделение считается самым лучшим. 
 
"ВСУ сильно изменились за последние 9 лет – получили огромный и неоценимый опыт, который не купишь ни за какие деньги и не получишь как зарубежную помощь" , ФОТО АВТОРА

В общей сложности "Донбасс" больше трети своей жизни провел в армии, но при этом не считает себя по духу армейским человеком. 

– Я здесь, потому что война, – просто объясняет он . – А так армия – не моя, я не люблю жизнь в казармах, когда все регламентировано, в рамках. Если бы не война, вообще не пошел бы в армию. Не хочу здесь строить карьеру. 

Я солдат уже 9 лет, хотя давно мог стать минимум сержантом. И армия для меня не заработка. Мне все равно будут платить 100 тысяч или нет – у меня другие взгляды. Я вольнолюбив, как и мой народ. Но сейчас мое место здесь. 

"Я сталкивался с кадыровцами в открытых боях. У меня нет и не будет к ним никакого сожаления"


С начала полномасштабного вторжения Сергей побывал во всех горячих точках, где воевала 128-я бригада. Держал оборону и наступал на Запорожье, освобождал Херсонщину, оборонял Донбасс на Бахмутском направлении.

Обо всем пережитом он рассказывает очень скупо, не детализируя. Только один раз не удержался – пошутил. 

– Это было на Донбассе. Утром проснулся, выбрался из норы, выдолбленной на морозе накануне, и отошел отлить. И тут прямо в то место, где я спал, влетает вражеский снаряд. Порвало мне спальник, – смеется Донбасс .

– Но в общем-то там было не до смеха. Нас поставили на краю села у кладбища, за которым пролегал глубокий овраг. В первые дни из-за постоянного шквального огня было невозможно организовать подвоз боекомплекта и провизии , – добавляет он.

По словам Сергея, на позициях не было возможности даже нормально окопаться, поэтому бойцы ночевали в воронках, а воду пили из луж. 

– Россияне стояли метрах в 150 и периодически кричали нам: "Хохол, сдавайся!". А я кричал им в ответ: "Ну, иди и забери меня в плен!". Они постоянно пытались зайти нам в тыл через тот овраг за кладбищем, поэтому я сделал там огневую точку и отгонял их, – рассказывает Донбасс. 

– Это были "вагнеры", больше похожие на бомжей. Я кладу одного, второго, третьего, а они лезут дальше. У них было где-то 30-кратное преимущество в живой силе. Но я не упустил ни одного. У меня рюкзак "Хищник" на тысячу патронов (тактический комплекс с автоматической подачей пулеметной ленты – УП) , то боекомплекта в пулемете не хватало… 

Кроме бомжей у "вагнера" ​​были и профи - те работали с дронами и очень метко клали гранаты из "сапога" (станковый противотанковый гранатомет - УП) . Но на наши позиции не прошел ни один. 

Сергей непрерывно сражается с 2014-го, поэтому может сравнить украинскую и российскую армии в динамике. 

– ВСУ сильно изменились, – говорит он . – Появились новая техника, оружие, но главное – это опыт. Мы же раньше нигде не воевали по-настоящему, с 2014 года только начали учиться. А 9 лет – это огромный и неоценимый опыт, который не купишь ни за какие деньги и не получишь волонтерскую или зарубежную помощь. 

Изменились ли россияне? Как дохли раньше, так дохнут и теперь. Сколько я положил лично? Я пулеметчик – не считаю. Не люблю об этом говорить – что было, это было. Просто выполняю свою работу, защищаю страну. 

Сергей – мусульманин по вероисповеданию, владеет чеченским, украинским и русским языками. Но считает себя украинцем. 

– Да, я украинец. Даже если не им сало, потому что мусульманин, и во мне течет кавказская кровь. Но я не религиозный фанатик. Так же, как каждый христианин каждый день ходит в церковь. Моя жена – чистокровная украинка из Полтавщины. 

Я ненавижу россиян. Сколько бед они вокруг принесли… Моего деда тоже убили в кишлаке, хотя он был гражданский, безоружный. В этих двух войнах чеченцам помогали украинские братья-добровольцы. Потому что у чеченцев и украинцев – общий враг. Веками. Вот почему я не мог не пойти воевать. И буду здесь к победе. 
 
"Я просто выполняю свою работу, приношу пользу Украине с пулеметом" /
ФОТО АВТОРА

Сергей считает, что победой Украины война с Россией не закончится. По крайней мере, здесь и для него. 

– После победы пойду воевать на свою вторую родину – в Чечню. Чечня поднимется. Дудаев не раз говорил, что после Украины встанет и Кавказ. Там очень много нормальных людей, патриотов своей земли. Воюющие здесь на стороне России – частная охрана Кадырова, их очень мало. Кадыров – самый большой коллаборант на Кавказе, это тряпка Путина… 

Я сталкивался с кадыровцами в Марьинке в открытых боях. У меня нет и не будет к ним никакого сожаления. Но кадыровцы – это не вся Чечня, не весь Кавказ. 

Я знал Ису Мунаева, командира батальона имени Джохара Дудаева, он погиб в 2015 году в Чернухином при обороне Дебальцево. Наш батальон четырнадцати тогда был откомандирован в 128-ю бригаду, и мы воевали бок о бок. Мунаев – настоящий чеченец. И таких много…

Сергей не любит о себе говорить, но кое-что рассказали его боевые товарищи. 

По их словам, Донбасс – один из тех, кто лично учит новобранцев обращаться с оружием, выбирать лучшие позиции, беречься от вражеских обстрелов, хотя не обязан этого делать. В бою он очень надежен и отважен, рядом с ним – как за бетонной стеной. 

Сергей неоднократно был ранен, но ни разу не пожаловался на здоровье. Все свои боевые награды он отправил домой и никогда не кичится ими. 

– Я не люблю этого всего, – будто оправдывается Донбасс. – Вообще не воспринимаю "тик-ток войска". Если кто-нибудь по-настоящему хочет увидеть и почувствовать, что такое война, пусть идет сюда. А не превращается в диванного эксперта и не размышляет, почему мы так долго берем деревню. 

Я боец, но у меня нет фанатичности. Да, мой отец погиб в войне с русскими, и четверо его братьев, моих дядей. Моего деда убили россияне. Но я здесь не из-за этого, дело не в кровной мести. Сколько моих товарищей уже погибло, которые не были мне родственниками! А скольких гражданских россияне убили в Буче, Ирпене, Умани, Кременчуге… Сколько детей! 

Я пришел сюда, чтобы защитить свою страну, свой народ. Среди них свою семью. Я восемь лет женат и пока нет детей. Но они будут и я хочу, чтобы мои дети росли в свободной стране. Поэтому все делаю для этого, приношу пользу своей стране с пулеметом в руках. 

Ярослав Галас, офицер 128 отдельной горно-штурмовой Закарпатской бригады, для УП 

Komentarų nėra: