Минкультуры РФ опубликовало фото «Троицы» Андрея Рублева в храме Христа Спасителя. Икону охраняет Росгвардия
09:23, 4 июня 2023 Источник: Meduza
Икону «Троица» Андрея Рублева доставили из Третьяковской галереи в храм Христа Спасителя в Москве. Икону поместили в специальную капсулу, ее безопасность, как объявили в РПЦ, будет обеспечивать Росгвардия и служба безопасности храма. Предполагалось, что икону, сохранность которой вызывает опасения у музейных работников, выставят в храме Христа Спасителя на две недели. Однако 3 июня патриарх Кирилл заявил, что «Троица» проведет в храме год.
Министерство культуры РФ
«Троицу» Андрея Рублева отдали РПЦ. Гробницу Александра Невского — тоже Они 100 лет хранились в Третьяковской галерее и Эрмитаже
18:17, 15 мая 2023 Источник: Meduza
Наталия Румянцева / Фотобанк Лори
Президент РФ «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих» решил передать Русской православной церкви икону «Троица» Андрея Рублева, сообщил 15 мая Московский патриархат.
По благословению патриарха Кирилла икона в течение 2023 года будет выставляться для поклонения в храме Христа Спасителя в Москве, после чего ее отправят на «историческое место» в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в подмосковном Сергиевом Посаде, говорится в сообщении РПЦ.
В храме Христа Спасителя заявили, что «Троица» может занять у них место в центре, где обычно выставляют святыни. Глава Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов пообещал, что музейные требования по сохранности иконы в храме Христа Спасителя будут приоритетными — для этого создадут необходимые условия, а саму икону подготовят.
«Троица» — одна из самых известных русских икон, которая, как считается, была написана Андреем Рублевым в начале XV века. С 1575 года она хранилась в Троице-Сергиевой лавре. В 1929 году советское правительство передало икону в Третьяковскую галерею. После распада СССР церковь неоднократно поднимала вопрос о возвращении иконы.
За неполные сто лет «Троица» лишь трижды покидала музей. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году икону вместе с другими экспонатами Третьяковки вывозили в эвакуацию в Новосибирск. В 2007 году ее отправляли на выставку в Новую Третьяковку на Крымском валу.
В 2022 году по инициативе патриарха Кирилла икону вывезли в Сергиев Посад для проведения богослужения в честь 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского. После возвращения реставраторы обнаружили на иконе 61 «существенное изменение», из-за чего ее убрали из экспозиции Третьяковской галереи и поместили в депозитарий для «стабилизации состояния».
10 месяцев назад
Помимо «Троицы», РПЦ получит в безвозмездное пользование гробницу Александра Невского. Такой договор 10 мая подписал Эрмитаж. Гробницу вернут в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру в Петербурге, где хранятся мощи русского князя. Договор рассчитан на 49 лет с возможностью продления. Как предполагается, основную часть саркофага передадут до 1 декабря 2023 года, а остальную — по завершении ее реставрации, которую Эрмитаж ведет с 2011 года.
«Передача осуществляется исходя из особого значения, которое сегодня приобрел образ святого благоверного великого князя Александра Невского как небесного покровителя российского воинства и отечественной дипломатии. Встреча надгробия и мощей на территории Александро-Невской Лавры станет знаком особого общественного и духовного единения», — говорится в заявлении Эрмитажа.
Мощи Александра Невского хранились в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра Первого их перевезли в Петербург и поместили в большую раку (гробницу) в Александро-Невской лавре. В 1922 году мощи вскрыли. Они хранились в Казанском соборе, где в советские годы располагался музей истории религии и атеизма. Раку передали в Эрмитаж. Мощи вернули в Троицкий собор Лавры в 1989 году. С тех пор РПЦ также неоднократно поднимала вопрос о возвращении гробницы Александра Невского.
В Эрмитаже заявили, что находящийся на хранении музея памятник «очень хрупок» и за последние 100 лет гробницу четыре раза спасали от гибели. В договоре о передаче раки РПЦ прописаны «обязательные требования по условиям хранения и реставрации мемориального комплекса».
«В случае нарушения этих правил декларируется возможность одностороннего разрыва договора по инициативе музея, — добавили в Эрмитаже. — Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра обязуется создать определенный специалистами Государственного Эрмитажа температурно-влажностный режим, включая специальную витрину. Передача мемориального комплекса гробницы Александра Невского будет осуществлена только после утверждения Эрмитажем наличия условий, обеспечивающих его сохранность».
В министерстве культуры РФ сообщили, что речи об отчуждении раки из музейного фонда не идет и ведомство «будет продолжать следить за неукоснительным соблюдением мер сохранности выдающегося шедевра русского искусства XVIII века».
Советник президента РФ Владимир Толстой заявил, что подобная передача РПЦ культурных ценностей возможна лишь в исключительных случаях и главным при принятии таких решений остается сохранение святынь для будущих поколений. «Конечно, это носит больше сакральный, символический характер. Видимо, действительно, созрели какие-то условия, которые к таким решениям приближают. Но это точно не должно становиться нормой и правилом, и абсолютно в исключительных случаях только отдельные предметы могут рассматриваться [для передачи]», — цитирует его «Интерфакс».
«Святейший может давать указания чиновникам, как и сам император» «Троицу»
Андрея Рублева увезли из Третьяковки, чтобы патриарх Кирилл смог провести богослужение. Теперь икона проведет полгода у реставраторов
08:04, 22 июля 2022 Источник: Meduza
Икона «Троица», авторство приписывают Андрею Рублеву
Google Arts & Culture / Wikimedia Commons
Приписываемая Андрею Рублеву икона «Троица» всего второй раз за более чем 100 лет покинула стены Третьяковской галереи. 16 июля икону вывезли из музея для богослужения в честь 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву лавру. Это произошло по инициативе патриарха Кирилла: праздничную службу он провел рядом с 700-летним памятником культуры. О том, зачем это было нужно РПЦ и чиновникам и почему музейщики не смогли их остановить, «Медуза» попросила рассказать искусствоведа и автора телеграм-канала «ку-ку» о культурных инсайдах Ксению Коробейникову.
Кто и зачем написал «Троицу»
Авторство иконы и точная дата ее создания неизвестны. Некоторые историки искусства приписывают работу Андрею Рублеву, другие с ними не согласны, поэтому в ряде исторических материалов и искусствоведческих статей авторство Рублева указано под знаком вопроса. В каталоге к выставке «Андрей Рублев. Подвиг иконописания», проведенной в Третьяковской галерее в 2010–2011 годах, указываются предполагаемые датировки создания иконы — 1408–1412 годы или около 1425 года.
Впервые изображение Троицы связывается с именем Андрея Рублева в постановлении Стоглавого собора в 1551 году. Но какое именно изображение тогда имелось в виду, неизвестно до сих пор. Дошедшее до наших дней изображение Троицы считается вершиной древнерусского искусства, а сам памятник — одним из самых знаменитых в русском искусстве и самых существенных для русской духовной культуры.
Иконописцу удалось создать универсальный образ, соединив ветхозаветную и новозаветную истории. Сюжетом иконы стала 18-я глава Книги Бытия про «Гостеприимство Авраама». До XIV века иконография Троицы основывалась именно на этой истории, но на изображение обязательно помещали фигуры Авраама и его жены Сарры и детали — деревья, животных и другие. Автор иконы первым убрал из сюжета все повествовательные детали и самих героев — Авраама и Сарру. Остались только три ангела, подобные друг другу — и в этом подобии показывающие тайну так называемого Божественного триединства.
О том, что икона создавалась для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, говорится в «Сказании о святых иконописцах», рукописи с житиями святых иконописцев, составленной в конце XVII — начале XVIII века. В документе указано, что «Троица» написана по заказу игумена монастыря Никона «в память и похвалу преподобному Сергию», который «созерцал Святую Троицу в течение духовной жизни». При этом исследователи до сих пор не нашли прямых доказательств того, что икона предназначалась именно для Троицкого собора.
Первоначально она была предметом культа — и на ее художественные достоинства внимания никто не обращал. Будучи храмовой иконой, «Троица» подвергалась внешним воздействиям: влажность, тепло огня и копоть свечей оставляли на ней следы. Чтобы уменьшить их воздействие, икону покрыли ризой, но это не уберегло ее от порчи.
В 1904 году коллекционер и член Императорской археологической комиссии Илья Остроухов обнаружил «Троицу», требовавшую серьезного реставраторского вмешательства. Расчисткой иконы по инициативе Остроухова сначала занималась целая бригада специалистов под руководством известного иконописца Василия Гурьянова, а после национализации церковного имущества, в 1918 году, ее передали в Центральные реставрационные мастерские Игорю Грабарю, который их тогда возглавлял. Икона была в таком запущенном состоянии, что реставрация закончилась только к 1926 году, а в 1929-м «Троица» поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи. Тогда икона обрела статус уникального памятника искусства, и именно в музейных условиях ей была обеспечена сохранность.
Икона в 1904 году с только что снятым окладом. Подлинная живопись скрыта под слоем записи конца XIX века, в правом верхнем углу на фоне — пробное удаление записей (поновления иконы еще одним слоем краски), сделанное в 1904 году / Wikimedia Commons
Фрагмент иконы. Трещина зафиксирована еще после расчистки иконы в 1905 году, опадение красочного слоя и следы от гвоздей, которыми крепился оклад
Wikimedia Commons
Давняя борьба
Разговоры о выдаче иконы в лавру сначала на праздник Троицы, который наложился в этом году на День России 12 июня, а потом и на День обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, велись как минимум год, с осени 2021-го, говорит источник «Медузы» в Московской патриархии. По его словам, до 24 февраля возможная передача обсуждалась кулуарно, но потом ситуация, по-видимому, изменилась. Впрочем, у попытки забрать из Третьяковки икону была предыстория.
В 2008 году РПЦ уже пыталась добиться разрешения «отпустить» икону на богослужение в честь празднования Троицы, проходившее в месте прежней «прописки» иконы — Троице-Сергиевой лавре. Об этом через тогдашнего министра культуры Александра Авдеева просил патриарх Алексий II. Чиновник спустил дело на тот момент директору Третьяковки Валентину Родионову, но тому при помощи ведущих музейщиков и экспертов удалось отстоять «Троицу».
До последнего времени между церковью и музеем был компромисс: на праздник Троицы сотрудники галереи обычно переносили икону по подземному проходу в домовую церковь Святителя Николая в Толмачах, которая находится при Третьяковке. Климатические условия при таком переносе были идентичны тем, что поддерживаются в музейных залах. Затем в течение трех дней верующие могли поклониться иконе, которая все это время находилась под присмотром хранителей и реставраторов.
После 24 февраля Третьяковская галерея, судя по всему, пошла на уступки Минкульту: 19 апреля она «по техническим причинам» закрыла выставку современного искусства «Смена декораций» художника Гриши Брускина, которая была посвящена исследованию государственных идеологий и должна была проработать до июля. В апреле же в галерее не открылась выставка «Выход в красную дверь» об отечественном искусстве 1960–2000 годов. Ее символом должно было стать произведение Михаила Рогинского — буквально красная дверь, которая считается одной из метафор подпольной жизни в советском искусстве. Позже выставка открылась под другим названием и без части экспонатов, что галерея никак не комментировала.
Но перед праздником Троицы, в начале июня, галерея все-таки отказалась выдать РПЦ икону, сначала сославшись на отсутствие бюджета, а потом — на мнение реставраторов и хранителей. Они заключили, что хрупкая и подвижная система грунта и красочного слоя иконы не допускает перемещения «Троицы», возможны вспучивания, отслоения, осыпания и прочие деформации. По мнению специалистов, сохранить икону можно, только соблюдая температурно-влажностный режим и прочие меры предосторожности.
На состояние иконы музейщики обращали внимание государства еще в 2009 году, когда писали открытое письмо Дмитрию Медведеву, бывшему тогда президентом. Поводом к нему тоже послужила просьба Московской патриархии о передаче иконы «на три-четыре дня» для богослужений на праздник Троицы в Троице-Сергиеву лавру. «Медуза» приводит отрывок из этого письма:
«„Троица“ сейчас находится в том состоянии сохранности, которое не предполагает никакого ее практического „использования“, и никакие достижения реставрационной науки не смогут это состояние радикальным образом изменить. Речь может идти только о предупреждении дальнейших разрушений — при условии неукоснительного соблюдения существующего режима хранения. Любое его нарушение может привести к разрушению иконы. Поэтому мы просим прислушаться к мнению специалистов и не допустить, чтобы „Троица“ покинула — даже на небольшое время — галерею, где имеются все возможности для ее сохранения и где она остается доступной для верующих и для всех людей, независимо от их вероисповедания».
Собеседник в Московской патриархии рассказал «Медузе», что, когда в выдаче иконы было отказано по материальным причинам (невозможность оплатить капсулу, витрину и прочее), РПЦ этот вопрос решила: помогла неназванная госкорпорация. После второго отказа патриарху, по словам источника «Медузы» в аппарате президента, пришлось звонить главе администрации президента Антону Вайно и просить разобраться в ситуации.
«Святейший теперь может давать указания чиновникам, как и сам император (имеется в виду Владимир Путин, — прим. „Медузы“), — сказал „Медузе“ собеседник в патриархии. — В обмен на поддержку „спецоперации“ восстанавливается византийский статус лояльного патриарха. В Ватикане службы проходят и с Микеланджело, и с Рафаэлем. А наш ревнует к блеску Рима. Святейший не удержался и публично объявил о своей роли в истории».
Хрупкий памятник
Специалистов, по словам хранителей и реставраторов, с которыми поговорила «Медуза», смущало не только состояние «Троицы», но и то, что «саркофаг» — так называют ящик для перевозки иконы — не прошел сертификацию. А значит, неизвестно, соответствовал ли он требованиям музейщиков. То же самое касалось киота, в котором икону экспонировали в лавре.
Но руководство галереи в конце концов согласовало временный перенос иконы. После этого некоторые реставраторы и хранители даже готовы были уволиться (об этом «Медузе» рассказали трое музейщиков), но только после того, как выполнят свой долг: обеспечат безопасность иконы, сопроводят ее в лавру и обратно в галерею и изучат по возвращении.
Из галереи в лавру икона приехала «забинтованной»: на места соединения досок нанесли профилактические заклейки для защиты левкаса и красочного слоя и, по словам реставраторов, для «минимизации рисков утрат». Сделать это, как сказали сотрудники галереи, с которыми поговорила «Медуза», было решено на последнем расширенном реставрационном совете, который проходил 15 июля.
Из Троицкого собора, где «Троица» провела полтора дня, икона вернулась в Третьяковку. При предварительном осмотре видимых ухудшений на ней обнаружено не было, но она все равно уйдет на полугодовое наблюдение. После этого, если икона останется в удовлетворительном состоянии, ее вернут в экспозицию галереи. Посетители Третьяковки смогут снова увидеть икону не раньше следующего года.
Зал Андрея Рублева в Третьяковской галерее, 2014 год. «Троица» справа
Wikimedia Commons
В распоряжении «Медузы» оказался внутренний документ Третьяковской галереи — докладная записка на имя исполняющего обязанности директора музея Рината Шигапова, составленная членами расширенного реставрационного совета 15 июля. Из этого документа следует, что перевозка «Троицы» прошла с критическими нарушениями. Икону транспортировали и устанавливали не в специальных климатических капсулах, а в обычных витринах. Перед отправкой иконы сотрудники галереи из-за нехватки времени сами снабжали эти витрины необходимым оборудованием и датчиками.
Компания, перевозившая икону, якобы не дала возможности сотрудникам галереи финально осмотреть витрину, в которой икона должна была выставляться в лавре. На расширенном совете в Третьяковке музейщики узнали от представителей компании-курьера, что витрина в лавре не обеспечит нужный температурно-влажностный режим, сообщил «Медузе» источник в галерее. Влажность и температура в самом соборе тоже не соответствовали нормам, заявили сотрудники галереи Шигапову в докладной записке.
Кроме того, крепления стекол в соборной витрине были слабыми, сама она не была устойчива и открывать ее с находящейся внутри иконой было небезопасно: при монтаже «Троицу» могли задеть и повредить. По словам источника «Медузы» в галерее, на момент транспортировки иконы 16 июля ситуация с оборудованием для транспортировки никак не изменилась.
«В этом году по моему ходатайству перед властями наш праздник украшен пребыванием в этом святом храме чудотворного образа Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, — сказал патриарх в проповеди. — Это великая святыня земли нашей, она нас соединяет со временем преподобного Сергия, с тем самым временем, когда наша Русь, находившаяся в опасности от врагов внешних и внутренних, сосредотачивалась для того, чтобы стать в будущем великой державой. И мы знаем, что так и произошло».
В ответ на вопрос, почему патриарх выбрал именно «Троицу», приписываемую Рублеву, а не Владимирскую икону Божией Матери, считающуюся чудотворной, собеседник «Медузы» в патриархии сослался на важность для РПЦ вопросов пиара и идеологии.
При этом в распоряжении РПЦ и лавры имеются списки (списком называется воспроизведение иконы, но не доскональное. Доскональное воспроизведение — копия, — прим. «Медузы») разных икон, в том числе «Троицы». Один из них создан в 1600 году по заказу царя Бориса Годунова. Вторая копия была написана в 1926–1928 годах художниками-реставраторами Павлом Барановым и Григорием Чириковым для знаменитой международной реставрационной выставки икон 1929–1933 годов. По православным канонам, освященные копии или списки равноценны иконам древнего письма.
Почему патриарху нужен был именно оригинал, объясняет собеседник из патриархии:
Святейший рассчитывал на присутствие первого лица на знаменательной службе. Поскольку месяц назад пришел однозначный отказ, была найдена равноценная замена музейного достоинства. Так что иконы могут быть не только животворящими, но и политговорящими.
Неочевидные последствия
По закону ни одно ведомство в России не имеет права спускать в музеи приказы о выдаче предметов. «Троица» не исключение. Но именно этой правовой возможностью Третьяковская галерея пренебрегла: она собрала предписанный Минкультом пакет документов и направила его в ведомство, где чиновники должны были в срок до 60 дней вынести решение. Оно было положительным.
«Икону „Троица“ кисти Андрея Рублева впервые после Октябрьской революции привезли в Троице-Сергиеву лавру, — написала в своем телеграм-канале 18 июля министр культуры Ольга Любимова. — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Троицкий собор, где совершил славление (превознесение, — прим. „Медузы“) и поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского, а также чудотворной иконе „Троица“ („Троица“ не считается чудотворной иконой, — прим. „Медузы“). Для подготовки к транспортировке и экспонированию Минкультуры РФ была создана специальная комиссия, главной задачей которой стало обеспечение сохранности великой святыни. Икона была перевезена в специально изготовленной климатической витрине. После завершения церковных торжеств она будет возвращена в Третьяковскую галерею».
Министр не уточнила, что в подведомственном Минкульту Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева есть список «Троицы», который уже путешествовал в 2018 году до Музеев Ватикана на выставку «Русский путь. От Дионисия до Малевича».
Верующие около иконы «Троица» в Троице-Сергиевой Лавре во время празднования 600-летия обретения мощей святителя Сергия Радонежского. 18 июля 2022 года / Артем Геодакян / ТАСС
Директор галереи Зельфира Трегулова во время передачи иконы в Троицкий собор находилась в отпуске, рассказали «Медузе» собеседники в галерее, — так же как когда Третьяковка закрывала выставки в апреле. Вопросы, касавшиеся иконы, де-юре решал заместитель Трегуловой по строительству Ринат Шигапов, ставший временно исполняющим обязанности.
17 июля пресс-служба галереи сообщила, что «прошение руководства РПЦ предоставить икону для богослужений в лавре, приуроченных к 600-летию обретения мощей святого Сергия Радонежского», было удовлетворено, транспортировка «Троицы» прошла «с соблюдением всех необходимых предосторожностей», а в Свято-Троицкой Сергиевой лавре икона была помещена «в специально созданную для этих целей капсулу, которая поддерживает привычный для нее климат». 19 июля музей отчитался о возвращении иконы:
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева вернулась в галерею в привычные и необходимые для нее условия хранения. Сейчас ее изучают реставраторы, видимых признаков ухудшения состояния этого важнейшего произведения древнерусского искусства не выявлено. После детального и всестороннего обследования иконы будет принято решение о сроках возвращения «Троицы» на привычное место в экспозиции.
После прецедента с «Троицей» 20 июля председатель думского комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов предложил парламентариям подумать о механизме передачи церквям икон, находящихся в собственности государства. «Важно понимать, что иконы — это объекты поклонения, это не художественные произведения в классическом смысле. Это часть нашего религиозного мировоззрения», — подчеркнул Гаврилов.
«В 1904 году лавра сама отдала музейщикам икону, чтобы спасти ее, — рассказал „Медузе“ один из директоров федерального музея, где среди прочего хранятся и иконы. — Почему священники начала ХХ века понимали эту необходимость, а начала XXI — нет? Мы что, варвары, а за окном — Средневековье?! Может быть, дело в гордыне, в которую все мы впали? Это уникальная иконография, уникальный памятник. Как можно было рисковать его сохранностью — ума не приложу. Я бы отказался и подал в отставку. Теперь неизвестно, как поведет себя церковь после этого: она же ненасытная. Если уж такие, казалось бы, глыбы, как Трегулова, не устояли, то что уж с нами, остальными, может быть тогда?..»
Ксения Коробейникова
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą