«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

sekmadienis, birželio 04, 2023

Karo vaikai. Украинские школы в Литве


Международная Украинская Школа в Литве расширяется: появятся отделения в Каунасе и Шяуляй 


 
Флаги Литвы и Украины / Ž. Gedvilo/BNS nuotr.

Международная Украинская Школа (МУШ) в Литве расширяется — в ответ на многочисленные обращения граждан Украины, проживающих в Каунасе и Шяуляй, администрация школы решила открыть отделения МУШ в этих литовских городах. 


Отделения Международной Украинской Школы с пятидневным графиком обучения уже открыты в Вильнюсе и Клайпеде, где в общей сложности обучаются более 1350 детей.

«Люди с оккупированных территорий добрались в Литву, чтобы дать своим детям полноценное образование на родном языке»

«На протяжении всего года, в котором работают наши пятидневные школы в Вильнюсе и Клайпеде, нам регулярно поступали обращения от украинских родителей из всех городов Литвы с просьбой открыть новые отделения МУШ. Наши люди есть везде. А самая большая украинская школа в Европе, предоставляющая аттестат государственного образца и обучающая по утвержденным Министерством образования Украины программам — одна. И это наша школа», — рассказывает директор МУШ Елена Внуковская.

Администрация школы не могла не отреагировать на многочисленные просьбы украинцев, стремящихся обучать своих детей на родном языке. На проведенных родительских сборах в Шяуляе и Каунасе было принято единогласное решение: новым отделениям МУШ в Литве — быть!

По словам Елены Внуковской, только в первые три дня после открытия регистрации в этих двух городах было зарегистрировано более 450 украинских детей.

«Сейчас особняком стоят вопросы новой волны украинцев, приехавших в Литву — это люди, приехавшие с оккупированных территорий Украины. Они поняли, что оставаться там в тех условиях для них совершенно невозможно и добрались до Литвы с одной из главных целей — дать детям полноценное образование на украинском языке по нашим программам. Потому что именно здесь в Литве функционирует самая большая, пока единственная, но я очень надеюсь не последняя, Международная Украинская Школа с 5-дневной формой обучения», — говорит директор МУШ.

«Большое внимание в школе уделяется изучению литовского языка»

Юридически Международная Украинская Школа в Литве зарегистрирована как частная литовская школа. На прошлый учебный год МУШ получила средства из школьной корзины, так называемого «крепшялиса», в размере 1 200 000 евро. Эти средства, утвержденные министерством образования, пойдут на оплату расходов школы по нескольким пунктам: заплаты учителей, директора и его заместителя, оплата труда соцработников, ассистентов учителей, логопедов, психологов, работников библиотеки, а также траты на повышение компьютерной грамотности и приобретение техники для этих нужд.

Согласно договоренности с бывшим министром образования Юргитой Шюгждинене, МУШ является билингвальным учебным заведением, где большое внимание помимо украинского и английского, уделяется изучению литовского языка. Для этого в учебном заведении были написаны новые специальные программы.

«В прошлом году, пока у нас не было гигиенического паспорта и нам не давали разрешение на работу, часть родителей перевели своих детей в другие школы. Но как показывает сегодняшняя тенденция, многие, отучившись этот год в других учебных заведениях, возвращаются к нам. Так как МУШ имеет договор с киевским государственным лицеем и у нас есть утвержденная в Литве и Украине лицензия на обучение по иностранной программе, в данном случае по украинской», — рассказывает Елена Внуковская, — «Что важно, по окончании нашей школы наши выпускники получают аттестат международного образца и с ним они могут поступить в любые ВУЗы Европы без сдачи внешнего независимого тестирования (ВНО). Поэтому к нам часто приезжают дети из разных стран, той же Франции и Венгрии, чтобы доучиться у нас 11-12 класс и иметь возможность дополнительно получить двухлетнее профильное образование. К примеру, освоить профессию повара или другие».

«Главная задача — найти помещения под покупку собственности для школы»

По словам директора МУШ, литовские коллеги из сферы образования делятся с администрацией школы ценными советами. Например, школе рекомендовали попробовать найти помещение не в аренду, а для покупки.

«Сейчас мы проходим министерский аудит, у нас на балансе школы уже личного имущества числится на 100 000 евро, что дает нам право просить кредит в банках на покупку школьного помещения, чтобы не платить аренду частным лицам. В городах, где открыты наши школы, есть помещения, которые продаются за символическую оплату. Главная задача — найти эти помещения и желающих помочь нам с этим вопросом», — делится директор МУШ.

В холодное время года на оплату коммунальных услуг и прочих расходов школа тратила порядка 10 000 евро в месяц, из которых только 2 000 уходило на покупку туалетной бумаги и бумажных полотенец. Часть средств на коммунальные расходы компенсируются муниципалитетами Вильнюса и Клайпеды, но этого все равно не хватает.

«Мы принципиально не повышали ежегодный родительский взнос на школу в 50 евро. Несмотря на то, что бухгалтер настоятельно советовала нам его повысить в целях оптимизации расходов, мы не стали этого делать. Потому что мы знаем, что украинцам и так сейчас тяжело и даже лишние 30-50 евро в некоторых семьях играют большую роль», — утверждает Елена Внуковская.

«Некоторые украинцы меняют квартиры и переезжают в те города, где есть отделение школы»

До 10 сентября школа должна будет предоставить мэрии информацию о том, сколько конкретно украинских детей обучаются в МУШ каждом городе и исходя из этих данных учебному заведению вновь будет насчислен «крепшялис» на новый учебный год.

По словам директора МУШ, некоторые украинцы даже меняют квартиры и переезжают в те города, где есть отделение школы.

«К сожалению, в прошлом году у нас по определенным причинам не получилось организовать школьный автобус для трансфера украинских детей в Клайпеду из Паланги. Знаю, что тогда многие люди переехали в Клайпеду именно для того, чтобы их дети ходили в нашу школу. И таких ситуаций очень много. Именно поэтому мы открываем наши отделения в Каунасе и Шяуляй.

В обоих городах после начала войны живут много украинцев. У нас хватает и потенциальных учителей и желающих учиться в нашей школе.

Сейчас у меня на столе лежит папка с резюме от учителей, которые в листе ожидания. На сегодняшний день у нас 102 резюме», — говорит Елена Внуковская, — «В Шяуляй находится штаб-квартира крупнейшей логистической компании «Girteka», где работали и продолжают работать украинские мужчины. После начала полномасштабной войны к мужчинам в Литву переехали их жены и дети, там сейчас наших людей тоже достаточно».

Летом МУШ организовывает лагерь в Нормандии

По окончании учебного года Международная Украинская Школа предлагает для своих учеников различные виды активного отдыха.

Помимо летних лагерей в Литве, с 25 июля по 4 августа МУШ организовывает летний лагерь для украинских детей в Нормандии, в коммуне Баньоль-де-Л'Орн. Программа будет предусматривать и включать в себя не только изучение французского языка на фоне живописной природы, проживание в «Замке Творчества», но и развлекательно-экскурсионную часть.

«С первого дня пребывания в лагере дети попадут в творческую среду и почувствуют себя гостями настоящего фамильного замка. Мы не ограничиваемся занятиями в классной комнате, дети много времени будут проводить на свежем воздухе. Во время экскурсий и прогулок они примут участие в конкурсах и квестах, где научатся играть в традиционные французские игры и аристократические виды спорта. Также дети смогут посетить спектакли, концерты, кинотеатры и другие культурные мероприятия, которыми наполнена светская жизнь городка. Именно так история, культура, литература и искусство соединяются практическим изучением языка в нашем «Замке Творчества», — написано в ознакомительной брошюре.

За любой более подробной информацией о регистрации детей в школу или летних лагерях можно обратиться на страницу МУШ в Facebook.





Директор украинской школы в Вильнюсе: обучаем живущих в Вильнюсе, в Украине и даже в других странах Европы 


Харьковская школа "Гравитация" / Э. Блажевич/LRT nuotr.

Украинские школьники получают образование несмотря на идущую в их стране войну, качество знаний целого поколения зависит как от разных жизненных обстоятельств, так и от самоотверженности учителей. В украинской школе «Гравитация», которая получила от Министерства образования, науки и спорта Литвы право осуществлять педагогическую деятельность в Вильнюсе по украинской образовательной программе, учатся не только дети, живущие в Вильнюсе, но также те, кто из-за войны остался в Украине или оказался в других странах Европы. 


Директор школы Екатерина Стрельченко в интервью русской службе Радио ЛРТ рассказала, что в их школе в каждой параллели есть три класса, и учителя работают как в офлайн-, так и в онлайн-формате, чтобы украинские дети продолжали получать школьное образование.

- Расскажите пожалуйста о вашей школе, когда вы открылись?

- Открытие школы состоялось в 2018 году, и вначале это был Центр внешкольного образования, где проводились занятия, которые не дублировали школьную программу, эти курсы давали возможность детям узнать что-то новое, или, наоборот, посмотреть на известные вещи под другим углом. Помимо учебных занятий, в центре также был танцевальный и театральный кружок. Со временем, мы решили, что центр готов переквалифицироваться в школу, и вскоре мы набрали свой первый класс.

Когда в Украине начался карантин, мы перевели наше обучение в онлайн-формат. Когда школа уходила на карантин, у нас было 40 учеников, после окончания пандемии у нас уже училось 150 школьников. И уже в феврале 2022 года, у нас училось 245 учеников с 1 по 11 класс, в июне мы планировали организовать наш первый выпускной для одиннадцатого класса, но в итоге первый выпуск был в Вильнюсе. Наша школа имеет два основных направления – естественно-научный и математический, кроме того, большое внимание всегда уделялось изучению английского языка, но как важно знать иностранные языки, дети поняли, только когда приехали сюда.

Директор школы Екатерина Стрельченко / Э. Блажевич/LRT nuotr.

- Как прошли выпускные экзамены и сам выпускной у одиннадцатиклассников в Вильнюсе?

- В Литве, как и во всех странах Европы, была организована сдача мультипредметного теста, который наши дети сдали очень успешно, есть даже ученики, которые получили максимальный балл. Более того, у нас была возможность организовать выпускной вечер, которого не было у многих выпускников в Украине.

Наши выпускники на сцене Украинского центра получили школьные аттестаты и станцевали свой школьный вальс, это был полноценной выпускной, тот самый, о котором мечтают все школьники. Все наши выпускники поступили в высшие учебные заведения, большинство выбрали европейские университеты (многие остались в Вильнюсе, выбрали университет имени Миколаса Рёмериса), но есть ребята, которые сейчас учатся в украинских институтах.

- Расскажите о преподавательском составе школы.

- Половина преподавательского состава выехала из Украины сразу после начала войны, некоторые присоединились попозже. Мужская часть нашего коллектива осталась в Украине, но они продолжают преподавать онлайн.

- Как организована работа в школе?

- Практически все учителя работают как в онлайн-, так и в офлайн-формате, как я уже сказала, многие продолжают преподавать из Украины. Онлайн-обучение проходит в две смены, школьники из Украины, в основном, учатся в первую смену, а те, кто сейчас живет в Европе, учатся во вторую смену. Такая система очень удобна для учеников из Украины в связи с нестабильным электричеством, дети имеют возможность выбора, когда им удобнее подключится, в первую или во вторую смену.

Дистанционное обучение / Д. Умбрасас/LRT nuotr.

- Получается, что в одной параллели – 3 класса?

- Да, 3 класса. Один класс, в котором учатся дети, которые сейчас находятся в Вильнюсе, второй класс – онлайн-обучение в первую смену и третий класс – онлайн обучение во вторую смену. Конечно, учителям тяжело работать в две смены, но это создает дополнительные удобства для детей, например, если школьник уехал в Украину, он может в это время, чтобы не пропускать занятия, подключится онлайн. Наше обучение создает определенную мобильность, давая возможность, где бы ни находились дети, не прерывать учебный процесс.

Украинские школьники / Э. Блажевич/LRT nuotr.

- Одним из условий получения лицензии было обучение в школе литовскому языку.

- Да, изучение государственного языка в той стране, где ты учишься – это, конечно же, необходимое условие, это понимает любой человек. Сами дети с большим удовольствием изучают литовский язык, им нравится, что у них уже получается говорить некоторые фразы, нравится, когда их понимают на улице. Изучение нового языка и знакомство с культурой – это всегда расширение кругозора.

- Какие факультативные занятия проходят в школе?

- У нас в школе дети находятся до 17:00, с младшими и средними классами остаются учителя, они помогают детям сделать домашнюю работу. Важным принципом нашей школы является то, что дети из школы выходят уже со сделанными домашними уроками. Свободное от школы время они могут посвятить общению с родителями, хобби и встречам с друзьями, но точно не сиденью над уроками до бесконечности. Если говорить о факультативных занятиях, то у нас есть театральный кружок, танцевальная и хореографическая студия, а также студия живописи.




Более 10 учеников живут на попечении учителей. Как харьковская гимназия вместе с детьми переехала в Вильнюс

30 ноября 2022  pravda / Виктория Андреева, журналистка УП.Жизнь


Коридором школы в Вильнюсе бегают и прыгают со смехом дети. Они напевают под носом украинские песни. К учительнице начальных классов бежит девочка с рисунком. На листе – огромное сине-желтое сердце под цвет флага Украины.

Это украинская частная гимназия "Гравитация", которая переехала в столицу Литвы. Из-за полномасштабного вторжения директор Екатерина приняла решение о переезде преподавателей, детей родителей в безопасную Европу. 

Учителя отмечают, что война и переезд оказали большое влияние на детей: они стали очень патриотическими и быстро повзрослели. Первые месяцы уроки были рефлексией к увиденному и услышанному, но новый учебный год стартовал почти так же, как в Украине несколько лет назад.

Как проходил переезд в Вильнюс и как сейчас организован процесс обучения, для УП.Жизнь рассказала директор Екатерина Стрельченко и педагоги. 

Далее – их прямой язык.


Краткая история харьковской гимназии

Екатерина, директор образовательного пространства "Гравитация"

Частную гимназию "Гравитация" учредили в 2018 году в Харькове. Образовательное пространство охватывало обучение детей с 1 по 11 класс. К моменту полномасштабного вторжения здесь учились 250 детей.

Гимназия сначала располагалась в трехэтажном доме по улице Девичьей в историческом центре Харькова. Помещение перестроили и отремонтировали.

За 2 года работы детей стало так много, что пришлось расширяться. Отремонтировали другое здание и той же улицы. Они стояли друг от друга в нескольких домах: так появился корпус для младшей и старшей школы, соединенные переходами.

В гимназии углубленно изучали английский: 5 раз неделю его преподавали по Кембриджской системе. В старших классах был медико-биологический и физико-математический профили.

А потом… произошло 24 февраля. Эта дата стала границей между "было" и "столо".

Екатерина напоминает учащимся за электронный дневник


Релокейт в Литву

В первые недели люди преимущественно разъехались из Харькова – там мало кто остался. Учебный процесс возобновили через 2 недели после начала войны. У кого-то была связь, у кого-то нет. А еще – тревоги, подвалы, метро… Вот, например, учительница младших классов неделю учила детей из метро. Все максимально пробовали работать.

Я понимала, что всех нужно перевозить в Европу. Сейчас, конечно, думаю, что можно было релокейтнуть школу в западные области. Но тогда все боялись, смысла переезжать и из одного места в другое не было.

Я начала организовывать переезд: позвонила учителям и предложила им выезд со школой – почти все согласились. Затем создали чат с родителями и учителями, обсуждали варианты выезда. 

В параметрах "поиска" была возможность организовать учащимся, учителям и родителям государственную программу для жизни, а не к кому-нибудь в гости "проситься". Мы также искали помещение для гимназии, чтобы начать работать в автономном режиме.

Директор Екатерина. Фото из архива

В Литве обнаружили здесь волонтерскую организацию, которая помогла с поселением по программе госжилья и помещения для школы, которая примет нас бесплатно. Одна из частных школ в Вильнюсе отдала свободные 2 этажа. 

Я нашла автобусы: из Харькова в Днепр вывезла 12 человек. Там было спокойнее. Харьковчане наконец-то отмылись и выспались – впервые за 3 недели.

Из Днепра выехало уже 40 человек. Собирали людей по Украине – в Литву приехало 75 человек автобусом. Также были родители, которые ехали на своих авто: колонна была длинной. Многие дети выезжали самостоятельно. Выпускникам, наверное, было сложнее всего: им нужно было кроме переезда так же спланировать свое вступление.

Как происходил переезд. Фото из архива

Здесь мы живем общинами, где есть и учителя и родители с детьми. Более 10 учеников живут под покровительством учителей, потому что у родителей не было возможности уехать. Теперь мы не просто школьная семья, а большая украинская семья.

22 марта в Вильнюсе мы начали оффлайн обучение: за парты сели 70 человек, а онлайн осталось около 200 учеников.



Финансирование

Для переезда использовали разные источники финансирования. Отчасти – из фондов гимназии, ведь когда началась война, мы были не в точке ноль. 

В Харькове "Гравитацию" полностью спонсировали родители. И вот денег резко не стало, а зарплаты учителям нужно было выплачивать. Февраль удалось "закрыть" из школьных фондов, а еще нас поддержал фонд "Новая Украина". Они дали 25 тысяч долларов на зарплаты учителям, работавшим онлайн и офлайн в марте.

Педагогический коллектив в Вильнюсе

В Литве в первые недели мы ощутили колоссальную поддержку: нам приносили вещи, парты, стулья, книги, канцтовары, еду и т.д. 

В апреле волонтерскую организацию, которая нам помогла с переездом и жильем, пришел меценат с предложением поддержать украинцев. Он – руководитель крупной компании, занимающейся оптическими приборами. Благодаря этому финансированию мне удалось выплатить зарплаты с апреля по август, а также организовать городской лагерь и летний отдых.

Уровень зарплат в Украине у преподавателей был выше среднего. Сейчас оплата на уровне, хотя жизнь в Европе, безусловно, дороже. К тому же когда из устоявшейся жизни попадаешь в совершенно новые условия, конечно, это требует больше затрат. Особенно – с детьми.

Между уроками. Фото: Виктория Андреевва

К новому учебному году ситуация стабилизировалась: большинство родителей готовы вернуться к формату частной школы и оплате обучения. Мы просчитали и установили минимальную цену.

Мы оставили возможность детям из Харькова учиться бесплатно: таково было соглашение. Однако продолжаем искать гранты для того, чтобы покрыть обучение харьковчан в нашей школе.



Обучение в Вильнюсе

С марта наша школа в Вильнюсе переезжала трижды. Сначала мы организовали процесс в том здании частной школы, но 2 этажей нам оказалось мало. Стало приходило много детей и учителей, формат менялся. Если быть точнее, подстраивался под условия. Благодаря меценату нам удалось арендовать офисное помещение. Организовалась школа с похожим названием. Она бесплатна для детей, потерявших свой дом в Украине.

Мы трезво посмотрели на ситуацию в Украине: в ближайший год не вернемся в Харьков. Скорее всего, останемся в Литве. Нам удалось создать классный проект, но мы хотим вернуться к оригинальному формату гимназии.

У нас свой подход к обучению и другое видение преподавания, чем государственное. У нас есть запрос от родителей и детей, чтобы было как дома. Еще и у нас помещение с таким балкончиком как в Харькове. Мы когда его увидели, мгновенно решили – все, остаемся здесь.

19 августа взяли помещение в аренду, начали путь лицензирования гимназии по литовскому законодательству.

Перерыв в гимназии в Вильнюсе

Нам помогла юридическая компания на этом нелегком пути.

Сейчас есть два формата: офлайн для тех, кто выехал с нами, и онлайн в две смены. Первая – для тех, кто в Украине, а вторая – для учащихся локально в школах Европы, но хочет получать там украинское образование. Так что большинство нашей работы – это дистанционка.

40% коллектива – это мужчины. Они остались в Украине, преподают онлайн.

Из Харькова нам частично удалось вывезти учебники и технику. У одного из учеников родители-волонтеры, помогающие Харьковской бригаде. Они часто ездят в Вильнюс-Харьков, можно через них что-то передать. Здесь мы имеем учителя литовского. Это обязательный урок 3 раза в неделю в младшей школе, 4 раза – в средней. 

Урок в литовской школе

В Вильнюсе очно обучается 120 детей. Максимум – 14 человек в классе. Обучение проходит в здании бывшей частной школы. Она расположена недалеко от вокзала.

Мы можем принять еще около 20 детей, но все упирается в количество учителей и площадь помещения. Количество метров увеличить проще, потому найти специалиста, который будет отвечать требованиям – не просто. 


С войной изменился и внутренний мир ребенка

Анастасия, учительница начальных классов

Когда началась война, была середина учебного года. И мы поняли, что дистанционное обучение – классное, но безопасность – на первом месте. 

Поэтому когда директор предложила поехать и завершить учебный год в другой стране, я подумала, что это хорошая идея. Дети и родители в безопасности, а учебный год сможем завершить в том же формате, в котором мы его начинали. 

Кабинет начальных классов в Вильнюсе

Детям очень важно живое общение. Так что первые недели у них была возможность поделиться тем, что у них болит. Каждый урок был очень эмоциональным. Кто-то остался в Украине, у кого-то папа защищает независимость, у кого-то уже нет дома. Им нужно было этим проговорить не только с мамой, но и с друзьями, с учителями. 

Если первую неделю дети были с испуганными глазами, дергались от каждого резкого звука, то уже через некоторое время начали играть и улыбаться. 

Здесь они в безопасности, ходят на учебу, но даже без новостей знают – на Украине война. Часто спрашивают, когда поедем домой. Они быстро повзрослели и стали идентифицировать себя как украинцев. К примеру, во втором классе был урок "Я познаю мир". Одной из задач было зашифровать какие-то слова, весь класс начал выкрикивать свои варианты. Самыми популярными были слова "Слава Украине! Героям Слава!".

Все их картинки начинаются с наших цветов. Например, даже в теме о лете и каникулах у них все равно где-то есть флажок Украины. 

Сейчас они очень патриотические. Эта разница ожидается с предыдущими поколениями, даже не в учебном процессе, а в их внутреннем мире.


Украинская литература теперь считывается по-новому

Юлия, преподавательница украинского языка и литературы

Я преподаю в гимназии уже более трех лет. Думаю, это было смело, а для меня очень неожиданно, когда Екатерина позвонила по телефону с предложением выехать вместе со школой. 

Еще в Харькове мы организовывали для детей вечерние онлайн-встречи в комендантский час. Было уже темно, брали телефон, свечи и садились делиться эмоциями от происходящего вокруг. Конечно, если был Интернет. 

Для детей это уже было важной возможностью выговориться в конце дня. Учителя тоже присоединялись, слушали, поддерживали.

Урок украинского языка

После того, как дети стали очевидцами событий войны, они стали по-другому воспринимать украинскую литературу. 

Раньше сочинения о войне, Голодомор – это " сложно, это непонятно, не буду читать ". А сейчас они говорят: " Ой вот у нас так!", "А мы так уезжали из Харькова", "У нас также еды не было, как у тех героев ". Они делятся своими историями. Особенно когда к нам присоединились дети из районов, где были боевые действия.

Например, поднимает кто-то руку и говорит: " Юлия Владимировна, а можно здесь остановиться, я расскажу свою историю, как мы спасали своих соседей ".
У нас мальчик из Ирпеня был. Он рассказал, как они уехали. И отец позволил разбить окна в собственном доме, чтобы забрать оставшуюся пищу, потому что людям нечего было есть.

Даже атмосфера изменилась в классах: они поддерживают друг друга. В частности, и в стремлении говорить по-украински. Раньше звучало: " Ой, украинский не буду учить, она сложна, мне так легко по-русски дома разговаривать ". А теперь дети 5-6 класс даже в перерывах на украинском общаются. Говорят: " Как только все началось, я все понял, больше русский язык не использую ".


Детей нужно было вывезти

Анна, учительница начальных классов

В первые дни полномасштабного вторжения было тяжело, поэтому когда Екатерина нас собрала на виртуальное собрание и объяснила план будущего, стало спокойнее. У нас появилась цель, что мы будем делать дальше, и осознание того, что так не будет так постоянно.

Я сидела в метро, ​​чтобы ничего не слышно. Моей целью было сохранить психику, чтобы потом могло работать с детьми. Я убеждена, что детей следует вывозить, чтобы уберечь. 

Например, в моем классе есть девочка София, которая из-за войны не выходила в онлайн. Мама сказала, что ее дочь ничего не хочет: обняла свою собаку и сидит. В первые недели войны София многое пережила и услышала, в ее семье разбило машину. Они потом уехали, увезли семью в область, и она все равно не выходила на связь, не хотела ни говорить, ни видеть детей. 

Я настаивала, чтобы ей просто включали наши онлайн уроки. Просто, чтобы она слышала, пусть даже фоном, наши голоса. Я надеялась, что ей станет интересно, и она подойдет к экрану. 

София с мамой выехали в Вильнюс чуть позже. Когда мы увиделись, все долго обнимались и плакали. Но с девочкой сейчас уже все в порядке: она бегает, прыгает, улыбается. 

В середине марта Екатерина нашла таксиста, который собрал всех оставшихся в Харькове. Он привез нас к автобусу – так мы достигли Днепра. Там переночевали, отоспались на кровати впервые за 3 недели. А потом доехали до Вильнюса и наконец-то почувствовали себя в безопасности.


Весной у детей будет болело: почти все уроки переходили в обсуждение, откуда мы приехали, что у кого произошло, кто что видел, кто что пережил. Мы все были из разных городов и всем хотелось рассказать одно и то же. 

Теперь уже не так. Все близкие – рядом, ужасы войны проговорены и разделены с друзьями и учителями. Дети уже отвлекаются, продолжают жить, но их очень сильно отличает патриотизм. На перерывах у нас поют "Красную калину", "Маму Стефанию" и т.д. 

Первое, что они рисуют – это знамя. Даже все сердечки – сине-желтые. Они с этим уже приехали сюда.

Рисунок учащегося. Фото из архива

Хотя, честно, учить младшую школу онлайн посложнее. Часто звонили родители и говорили: "Мой ребенок плохо читает". А на самом деле 6-летний ребенок не должен читать с экрана. Им нужно еще водить пальчиком по строчке в книге. Но они скоро ориентируются. Их нужно заинтересовать, а дальше – они сами погружаются в исследование новой информации.

Нам Катя включает в себя камеры наблюдения в кабинетах в Харькове. Все лежит, помещение закрыто. Мы готовились мамам делать праздник, делали цветы, украшали стены, чтобы потом снимать и дарить маме. У нас там плакаты с 8 марта нарисованные остались. Должны были еще репетицию проводить. Но все как на паузе. 

Виктория Андреева, УП.



Школы нацменьшинств в Балтии: соседи хотят обучать детей лишь на государственном языке, у Литвы - другие приоритеты

Aida MurauskaitėLRT.lt  2022.06.07 08:15

Школа / Vilniaus sav. nuotr.

Эстония и Латвия намечают в будущем все обучение в государственных и муниципальных школах перевести только на государственный язык, а это значит, что учащиеся из числа национальных меньшинств также будут изучать все предметы на латышском или эстонском языке. Цель состоит в том, чтобы добиться большей интеграции детей из числа национальных меньшинств. Литва такой цели не ставила.


«Обучение на одном языке, без разделения детей, – это лучший способ для жителей Латвии объединиться надолго и безвозвратно», – сказала LRT.lt министр образования и науки Латвии Анита Муйжниеце.

Латыши в звене среднего образования уже ввели обучение молодежи из общин национальных меньшинств только на латышском языке и планируют это расширять.

Эстония планирует в настоящее время сохранить в школах национальных меньшинств 60 процентов обучения на эстонском языке, а к 2035 году осуществить постепенный переход на обучение на эстонском языке в 100 процентах всех государственных и муниципальных школ.

Представители как эстонского, так и латвийского образования подчеркнули в интервью LRT.lt, что, несмотря на такие планы, они обязуются обеспечить для детей, представляющих национальные меньшинства, возможность преподавания и культурного воспитания на родном языке.

Юргита Шюгждинене / J. Stacevičiaus/LRT nuotr.

«В этом смысле сложно сравнивать Латвию, Эстонию и Литву. С точки зрения национальных меньшинств – наши страны разные, – говорит министр образования, науки и спорта Литвы Юргита Шюгждинене. – В настоящее время нашим приоритетом является сокращение образовательного неравенства в Литве. Это делается благодаря проекту «Школы тысячелетия» и проекту трансформации цифрового образования «Edtech», благодаря пересмотру учебных программ и внесению изменений в среднеобразовательные учебные программы, а также привлечению в школы новых учителей. Поэтому нет острой необходимости начинать дискуссию о модели образования в школах национальных меньшинств».

В 2020–2021 учебном году в восьми самоуправлениях Литвы действовало 82 дошкольных учреждения на языках национальных меньшинств, а количество общеобразовательных школ достигало 95. Всего в нашей стране насчитывается около тысячи общеобразовательных школ.



В Национальную школу искусств в Вильнюсе приехали восемнадцать украинцев: учат литовский язык и мечтают о сцене

"Голос Америки"   2022.05.19 09:25

Национальная школа искусств в Вильнюсе / BNS nuotr.

В Национальную школу искусств в Вильнюсе приехали восемнадцать юных граждан Украины – продолжить учебу в безопасной обстановке.


Проявления солидарности с Украиной ощущаются в Вильнюсе на каждом шагу: в городе немало желто-синих флагов, проезд в муниципальном транспорте для граждан Украины бесплатный. Большинство украинских беженцев размещено не в спортзалах и ангарах, как в некоторых городах Евросоюза, а на частных квартирах.

Среди тех, кто приютил у себя украинскую семью, – известный литовский актер Регимантас Адомайтис. Напомним, что еще в 1998 году он был удостоен украинского ордена «За заслуги» III степени «За весомый личный вклад в развитие украинско-литовского сотрудничества».

Литовские деятели культуры молодого поколения участвуют в гуманитарных проектах, поддерживающих Украину, сражающуюся с российскими оккупантами.

Расположенная в Вильнюсе Национальная школа искусств имени Чюрлениса весной этого года приняла восемнадцать украинских учеников, предоставив им возможность бесплатно продолжить образование.

Директор школы Дайнюс Нумгаудис рассказывает: «Когда мы увидели, что начинается поток беженцев из Украины, мы поняли, что будут обращения и к нам, как к специализированной школе. И мы решили, что нам нужно ориентироваться на друзей в Украине, в том числе на тех, которыми у нас связи были и раньше. А также на хореографические колледжи в Киеве и Харькове».

К школе обратилось министерство культуры Украины. Посредником вызвалась стать прима-балерина Литовского национального театра оперы и балета Олеся Шайтанова. «Это был просто зов сердца, и в результате сейчас у нас восемнадцать "украинских чюрленцев", как мы их называем. Из них пятнадцать учатся на балетном отделении, трое – на музыкальном.

Четверо живут с родителями в городе, а четырнадцать – в нашем общежитии», – продолжает директор школы имени Чюрлениса.

С учебой по общеобразовательным предметам у юных украинцев есть проблемы, поскольку уроки идут на литовском языке. Поэтому ребята сейчас проходят интенсивный курс языка – по 20 часов в неделю. «Должен сказать, что литовский язык им дается очень хорошо, кроме того, они восстановились психологически. Мы стараемся не акцентировать, что они находятся на каком-то особом положении, чтобы они чувствовали себя как дома, и это получается», – подчеркивает Нумгаудис.

Д. Нумгаудис / BNS

Пять украинских учеников школы имени Чюрлениса уже участвуют в спектаклях Национального театра оперы и балета, а на следующий день после победы Украины на «Евровидении 2022», в спектакле «Золушка» в роли Принца впервые на сцену вышел украинец Никита Потапчук.

«И, конечно, нам было очень приятно, что уже через месяц после начала учебы у нас ребята сами предложили сделать концерт под названием "Дякую, Литва!", в котором благодарили и страну, и нашу школу и всех наших знакомых. Это был прекрасный полуторачасовой концерт на очень высокой эмоциональной ноте», – свидетельствует он.

Сразу после приезда украинских детей в Вильнюс было необходимо ряд юридических формальностей. По литовским законам, если несовершеннолетний ребенок приезжает в страну без родителей, то над ним должна быть оформлена опека. Литовское государство взяло на себя полное обеспечение восемнадцати «украинских чюрленцев»: они бесплатно учатся, обеспечены жильем и питанием. А перед Пасхой ребята получили небольшие социальные пособия. Сама Украина, несмотря на развязанную против нее войну и большие материальные потери, также выплачивает уехавшим в Литву ученикам стипендии. «И я думаю, что для этих детей очень важно, что государство о них не забывает, и эти стипендии помогают им поддерживать связь со своей родиной. А на пасхальные каникулы некоторые из них поехали к своим родителям, которые сейчас находятся в разных странах: в Польше, Германии, Румынии, Молдове. Те, у кого такой возможности не было, во время этих каникул жили здесь в семьях», – поясняет собеседник Русской службы «Голоса Америки».

Конечно, в психологическом плане после переезда детям было очень сложно, через несколько дней у них начались проблемы со здоровьем, связанные с выходом из стресса.

Некоторые из ребят в родных городах сидели в подвалах под артобстрелами, потом две недели добирались до Литвы. И они не сразу здесь приступили к учебе. «А когда они узнают о новых бомбежках Киева или Одессы, им очень тяжело, но мы пытаемся создать им такие условия, чтобы они меньше об этом думали. И они сами понимают, что им нужно забыться и с головой уйти в учебу. Это такая "фига в кармане", когда назло врагам они еще больше работают на собой и совершенствуют свои навыки. И нас это очень радует», – рассказывает Нумгаудис.

Для добровольных пожертвований своим украинским ученикам школа имени Чюрлениса открыла специальный счет, и за две недели на него поступило более шести тысяч евро.

Тринадцатилетняя киевлянка Аня говорит, что чувствует себя здесь как дома и благодарна за предоставленную возможность продолжать свое обучение и развивать свои способности.

Вместе с тем она признает, что поначалу ей было очень тяжело и страшно. «Новая жизнь, новые друзья, новая страна, язык, который не знаешь, все новое. Но оказалось, что это прекрасная школа, меня замечательно принял класс, есть прекрасные возможности заниматься в полную силу.

Другой киевлянке – Элине – пятнадцать лет. В родном городе она училась в Хореографическом колледже. Временному переезду в Вильнюс она очень рада: «Здесь у нас есть все условия для занятий». И, вздохнув, добавляет: «Одновременно тяжело, когда смотришь новости и видишь, что происходит в Украине, дома. Потому что каждый день всё меняется, и ты не понимаешь, что будет завтра. Но когда ты в зале, в учебном классе, можно немного отвлечься, работать, совершенствоваться».

При благоприятном стечении обстоятельств Элина рассчитывает вернуться домой, но, если война затянется, будет заканчивать образование в Литве.

Восемнадцатилетняя Эвелина родилась в Одессе, но училась также в Государственном хореографическом колледже в Киеве.

«Здесь нас встретили очень тепло, мы окунулись в дружескую атмосферу, нам все помогали, обеспечили всем, чего нам не хватало. Мы действительно сейчас себя чувствуем как дома», – говорит она. – Конечно, непросто дается литовский язык, он достаточно сложный. Но мы начали его изучать с первых дней и сейчас результат уже заметен – мы уже многое понимаем, многое можем сказать».

О планах на будущее Эвелина говорит сдержанно: «Это сложный вопрос, потому что никому не известно, как все поменяется. Я получу диплом нашего киевского училища. В планах, конечно, поступить в театр и работать, развиваться дальше – это предел мечтаний. Надеюсь, что так все и получится!».

Все «украинские чюрленцы», с которыми беседовала корреспондент Русской службы «Голоса Америки», с большим уважением отзывались об Олесе Шайтановой, называя ее своим «ангелом-хранителем». Окончив с отличием Киевское хореографическое училище, Шайтанова сразу же стала ведущей солисткой в Национальном академическом театре оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко а спустя 3 года – прима-балериной в Литовском национальном театре оперы и балета. На ее счету – несколько главных премий престижных балетных конкурсов.

Во время разговора с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» она рассказала: «Я родилась в Севастополе, но потом мы всей семьей переехали в Харьков, где и сейчас находятся мои родители. Но большую часть своей жизни я прожила в Киеве, потому что там училась, и вообще считаю себя киевлянкой!».

Сразу после 24 февраля, когда началось вторжение российской армии на территорию Украины, Шайтанова решила, что она должна чем-то помогать своей стране: «Так как в военной области я ничего не смыслю, то мне надо действовать там, где я профессионал, – в культурной сфере. Мы созвонились с моим другом Элигиюсом Буткусом (EligijusButkus) заместителем директора школы имени Чюрлениса по балетному отделению и подумали, что хорошо было бы детей из Киевского государственного хореографического училища, моей альма-матер, где я сама обучалась 8 лет, перевезти сюда на обучение – тех, кого сможем взять».

Первоначальный расчет был на двенадцать учеников, но потом это число выросло до восемнадцати.

«Потом мы начали перевозить детей из Украины в Литву, – продолжает Шайтанова. – Я очень благодарна, что мою инициативу поддержали Элигиюс Буткус и директор школы имени Чюрлениса Дайнюс Нумгаудис, который сразу пришел на первую встречу с детьми после из приезда, поговорил с ними. Он – очень открытый и сердечный человек, сразу спросил, какие есть у ребят вопросы, охотно отвечал.

Почему я за это взялась? Я – балерина и знаю, что наш танцевальный век – короткий. И дети теряют возможность обучения и занятий в стационарных больших залах, где они проходят профессиональные дисциплины – такие, как классический танец, сценический или характерный танец. А еще есть история балета, история театра, история музыки – наши профилирующие предметы. И сейчас у них нет такой возможности, потому что они сидят в подвалах и бомбоубежищах, и они могут потерять профессию, еще даже не приобретя ее. И мне было очень важно, что хоть кого-то из детей мы можем забрать сюда, чтобы спасти будущих Нижинских, Павловых, Леньяни, чтобы они продолжили свое обучение».

Конечно, сразу же возникли организационные трудности. Прежде всего нужно было купить билеты, встретить приезжающих учеников. А затем – встречи с органами опеки, потому что только четверо ребят приехали с мамами. И почти все приехавшие – несовершеннолетние.

«Поэтому, – поясняет Олеся Шайтанова, – лично я являюсь опекуном четырех ребят, а Элигиюс является опекуном шести девочек, и органы опеки ведут с тобой разговоры по каждому конкретному ребенку. Я постоянно хожу в школу имени Чюрлениса и проверяю какие условия в общежитии, (узнаю), как ребята учатся».

«Конечно, – продолжает артистка, – все они думают о возвращении домой, им тяжело было принять такое решение. Школа предложила им остаться еще на один год на полноценную учебу, потому что непонятно, как ситуация будет развиваться дальше. Если сейчас они вернутся в Киев, то их жизни будут в опасности. Но большинству здесь так нравится, что они очень хотят остаться и продолжать свое обучение в Литве. Профессиональный уровень в школе – высочайший».

Еще одной собеседницей стала преподаватель классического танца Киевского государственного хореографического училища Маргарита Душакова.

Вместе со своей дочерью и ученицей она выехала из Украины почти сразу после начала войны. Вначале они попали в Польшу, где их очень тепло приняли. Но через несколько дней Маргарита и ее дочь задумались о том, что делать дальше. «Моя дочь написала Олесе Шайтановой, которая тут же откликнулась и все сомнения отпали сами собой – наш путь лежит в Вильнюс. Олеся – человек с огромным сердцем», – говорит Душакова.

В школе имени Чюрлениса Маргарита занимается с учениками и дает через zoom уроки тем ребятам, что остались в Киеве. Кроме того, она помогала подготовить концерт «Дякую, Литва!». «…Чем мы можем отблагодарить? Только своим искусством! Для ребят сделано все возможное и невозможное. И прекрасное общежитие, и питание, и балетная форма (а она недешевая) – все бесплатно. Репетиционные классы – на табло в холле видно – свободен или нет, и если свободен, то можно идти тренироваться, работать – у всех есть ключи доступа. Мы чувствуем себя как дома», – поясняет она.

Разумеется, повторяет Душакова, юные украинцы очень тоскуют по дому и своим родным, оставшимся там: «Хорошо, что наша профессия позволяет полностью переключиться. Ты входишь в класс или на эту сцену, и все внешние проблемы и мысли исчезают. Ты оказываешься в своем мире и тебе легко и хорошо – ты занят своим делом! Конечно, когда мы выходим из школы, включаешь новости, конечно, расстраиваешься. Здесь есть педагог-психолог, но здешний уют, теплое отношение, забота сводят до минимума необходимость к нему обращаться».

Дайнюс Нумгаудис возвращается к теме солидарности с Украиной.

«Мы пытаемся не акцентировать, что оказываем украинцам какую-то помощь, – подчеркивает он. – Для литовцев это очень естественно, у нас это на генетическом уровне, потому что после войны, когда треть населения Литвы были сослана в Сибирь, а часть людей ушла на Запад – вначале в Германию, а затем переселялись – кто в Америку, кто в Австралию – мы были в тех же условиях. У всех нас есть родственники (среди пострадавших и эмигрировавших), и мы знаем, что им всем миром помогали пережить то время».

Так и теперь, подчеркивает директор школы имени Чюрлениса: «Все помогают, чем могут, и это не ради позы. Просто мы понимаем, что украинцы сейчас борются, в том числе, и за нас».



В четырех вильнюсских школах уже действуют украинские классы

ELTA, Элеонора Будзиняускене, ru.DELFI.lt  пятница, 15 апреля 2022 г. 16:01

Столичные школы посещают 1300 детей беженцев из Украины. Они учатся в 65 школах Вильнюса. В четырех школах есть классы с обучением на украинском языке, вскоре такие классы будут в девяти школах.

Три школы с литовским языком обучения, три с русским и польским станут двуязычными, еще три будут смешанными. Часть уроков в таких школах ведут учителя из Украины.

"Я верю, что украинские дети скоро смогут вернуться в свои школы. Но мы должны понимать, что часть их останется в Литве, пока их школы и дома будут отстраивать после варварского похода России через свободную Украину. Часть украинцев останутся в нашей стране и будут искать новый путь. Во всех случаях мы должны обеспечить им нормальную интеграцию", – сказал мэр Ремигиюс Шимашюс.

Сейчас 79,5% украинских детей посещает школы с русским языком обучения. В польских школах учатся 2,6% учеников, а в литовских – 17,1%, 0,8% – в белорусской школе.

"В четырех школах Литвы есть классы с преподаванием на украинском языке. Обычно украинских детей интегрируют в классы вильнюсских школ.

Часть детей учится на украинском, изучает литовский язык, посещает общие уроки изо, музыки, физкультуры и технологий", – сказал вице-мэр Томас Гулбинас.

В столице для обучения украинских детей используют и опыт дистанционного обучения, так часть детей учится со своим классом в Украине.

В столичных школах уже работают больше 50 учителей из Украины. Уже есть и субботняя школа на украинском языке – ее посещает больше 200 детей.

Украинские классы появятся: в Науининкской прогимназии, в школах Ateities, Лепкальнё, в гимназии "Ювента", в Павильнисской основной школе, в прогимназии им. С.Станявичюса, в школе Шило, в основной школе Vilnios, в вечерней школе Židinio.

После кружков украинские дети могут посещать больше 100 кружков, с семьями бесплатно могут посещать культурные мероприятия.

ru.DELFI.lt



Большинство украинских детей, спасшихся от войны, выбирают в Литве русскоязычные школы 

LRT.lt, BNS  2022.03.20 09:31

Школьники / D. Umbraso/LRT nuotr.

Согласно данным из трех крупнейших городов страны, большинство украинских детей, спасшихся от войны, выбирают в Литве школы с русским языком обучения.


По пятничным данным министерства образования, науки и спорта, в Литве зарегистрировано более 8,6 тыс. детей в возрасте до 18 лет, но в школы пока зачислено чуть менее 1,5 тыс. Больше всего их – в школах Вильнюса, Каунаса и Клайпеды.

Данные самоуправлений, предоставленные BNS, показывают, что в вильнюсские школы ходят уже 580 детей, в клайпедские – около 330 и в клайпедские – около 270. Абсолютное большинство детей из семей беженцев учатся в школах с русским языком обучения.

В детские сады, также в основном в русскоязычные группы, в Вильнюсе уже ходят 83 ребенка, в Клайпеде – 87, в Каунасе – 62.

Школьники / E. Blaževič/LRT nuotr.

В самоуправлениях отмечают, что украинские дети прекрасно понимают по-русски, но из-за языковых различий у них возникают проблемы с письменным русским, поэтому для желающих улучшить правописание предусмотрены отдельные занятия.

Советник по вопросам образования администрации Вильнюсского самоуправления Алина Ковалевская сказала BNS, что отдельных классов для детей из Украины пока нет, но после заполнения всех свободных мест в столице планируется создать украинские классы или даже отдельную школу, в которой одним из языков обучения будет украинский.

«Маленькие быстрее осваивают язык. Но когда речь идет о детях постарше, то естественно, что они чувствуют себя увереннее, когда все понимают, поэтому выбирают русский язык. Мы создаем для них самые лучшие условия, стараемся интегрировать, существует адаптационный период. Мы предлагаем школы и с литовским языком обучения, и с польским, и с русским, – главное, чтобы они располагались как можно ближе к месту жительства. Те, кто видят перспективы остаться, конечно же, выбирают литовский язык», – сказала представитель самоуправления.

Школьники / E. Blaževič/LRT nuotr.

А. Ковалевская подчеркивает, что детям стараются оказывать эмоциональную поддержку, педагогов просят говорить с детьми. Кроме того, украинские дети получают бесплатные обеды, проезд в общественном транспорте, а также могут выбирать бесплатные кружки.

По ее словам, некоторые дети, особенно старшеклассники, изучают украинский язык дистанционно, даже несмотря на то, что приписаны к конкретной школе.

Komentarų nėra: