«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

antradienis, birželio 20, 2023

Karo meto mitai. Михаил Назаренко: Язык фольклоризированной условности часто является самым адекватным

 

Зеленский, Ермак и другие боги и сущности. Кто есть кто в украинской мифологии времен войны

МИХАИЛ КРИГЕЛЬ, UP - ВТОРНИК, 20 ИЮНЯ 2023, 05:30

КОЛЛАЖ: АНДРЕЙ КАЛИСТРАТЕНКО

Почему в самые трудные времена новости напоминают мифы и легенды?
Чем оружейная коалиция в сказках отличается от Рамштайна в жизни?
Что общего у Владимира Зеленского и генерала Делла Ровере, и какую роль играет Андрей Ермак в политической мифологии?
Почему уничтожение крейсера "Москва", "хлопок" на Крымском мосту и беспилотники над Кремлем являются победой Украины в символическом поле?
Какие сказки должны быть на столе руководителя ГУР?
В чем сакральный смысл мема "Тарасе, вставай, мы уже оковы порвали".
Как профессор Толкин помогает украинцам в войне?
На эти и другие вопросы УП отвечает Михаил Назаренко – литературовед и писатель-фантаст, лауреат Шевченковской премии 2023 года за двухтомник "Кроме "Кобзаря". Антология украинской литературы. 1792-1883", автор исследования "Захоронение на могиле: Шевченкова ".


Михаил Назаренко: Язык фольклоризированной условности часто является самым адекватным для того, чтобы говорить о чем-то совершенно конкретном, даже о политике

О спасательных мифах, конотопских ведьмах, гауляйтерах и орках

Солдат увидел перед собой, за окопом, длинный ряд фигур с сиянием вокруг них. Они походили на людей, которые натягивали лук, и с очередным криком облако стрел, поя и звеня, летело в воздух в сторону немецких воинов.

Из заметки об "ангелах Монса" в газете "Evening News", 29 сентября 1914г.

– В первые недели после 24 февраля 2022 появилось множество новостей, которые украсили бы собой сборники мифов, сказок и легенд. Древние Змиевы валы на Киевщине, задержавшие современную орду. Призрак Киева. Пенсионерка, сбившая вражеский дрон банкой с консервацией. Аэродром в Чернобаевке, где то и дело гибли оккупанты. Ромы, укравшие у россиян танк…

Конотопские ведьмы, проклинающие оккупантов, причем очень профессионально. Из этого же ряда песня "Будет тебе, поразит, так, как ведьма скажет" . С вариацией – "Будет тебе, поразит, как Залужный скажет".

– Я к тому, что в режиме SOS у нас активировалось мифологическое сознание. Как это работает?

- Умберто Эко говорил, что наша жизнь больше похожа на "Улисса" , то есть на хронику отдельных событий, чем на остросюжетные "Три мушкетера", но мы склонны считывать его именно как "Трех мушкетеров". То есть всегда стараемся сочинять и рассказывать целостные истории. 

Михаил Назаренко: В моменты исторической напряженности всегда усиливается потребность использовать архетипные модели. Одна из легенд Первой мировой войны: во время битвы при Монсе вроде бы видели ангельское воинство, которое помогло англичанам

Во времена больших испытаний люди видят в космических масштабах происходящее. В первые недели после 24 февраля было обострено ощущение, что история разговаривает с нами из-за новостных лент. Когда читаешь о блокаде россиянами Путивля, сразу возникает образ Ярославны из "Слова о полку Игореве", которая плакала там на городской стене. Старобельск – это Жадан. Новый бой под Крутами , где мы в этот раз победили. 

Война идет за прошлое, за настоящее и за будущее. Поэтому мифологизация этих событий вполне естественна.

– Почти сразу наши рефлексии пошли по двум направлениям. Первый – флешбеки времен Второй мировой. Россияне – немцы, Путин – Гитлер, оккупационная власть – гауляйтеры. Второй – фэнтезийные сюжеты. Россияне мгновенно превратились в орков. Даже Путин, кажется, начал подыгрывать, даря участникам саммита стран СНГ "перстные всевластия". Почему именно этот пласт мгновенно всплыл на поверхность?

– На самом деле это началось еще в 1990-е, когда поколение родившихся в 70-х – начале 80-х восприняло "Властелина колец" как модель, позволяющую видеть и описывать ключевые события в современной истории.

В конце 2013 года появилось короткое видео под названием "Восстание хоббитов", где хроника Майдана накладывалась на кадры из фильма Джексона. Правда, тогда мы ассоциировали себя не с эльфами, а с хоббитами. Это наши норки, мы у них сидим, мы хотим, чтобы нас никто не трогал. 

Если вспомнить Подервянского, наша национальная идея – в том, чтобы "от нас все отъ*бались", но вот это все сейчас на нас прет, поэтому приходится брать перстень и идти в Мордор.


Это сработало не только из-за популярности книг Толкина и их экранизаций, но и потому, что толкинская модель дает надежду на то, что, несмотря ни на что, мы в конце концов победим. Потому что так сказано в тексте с прописной буквы.

Парадокс состоит в том, что враг действительно нам в этом подыгрывает. И не только Путин, раздающий "перстные всевластия". Начиная с 1990-х в России появилось много текстов о том, что орки хорошие, а эльфы – плохие. Одним из участников российского рок-фестиваля "Нашествие", который в последние годы взяло под свое крыло Минобороны РФ, является группа "Mordor". В определенном смысле они приняли "орков" как самоназвание.

О магии Арестовича, сказочном Рамштайне и ПВО против железной саранчи


Тссс.

Минобороны "Планы любят тишину", 4 июня 2023

– После того, как герой отправляется в путь, ему встречаются странные сущности и артефакты. Кому-то дает силу Арестович, кому-то интервью Буданова, кому-то видео, где на головы россиян из дронов летят ВОГы . Чистая магия по своей природе. Причем на разных этапах войны те или иные волшебные помощники помогали или мешали. Какие из них сегодня несут наибольшую опасность?

– Я понимаю тех, для кого весной 2022-го были помощные видео с прогнозами о " две-три недели ". Но так же, как героям сказок и легенд, нам нужно сохранять баланс: верить в то, что эта история пойдет по пути, который описал Толкин, и в то же время не обольщаться пением сирен, которые говорят, что вот-вот ворвемся в Крым.

А опасность, если вернуться к толкиновской образности, это, кроме очевидных врагов, мэр Озерного города в "Гоббите", который сначала рассказывал, что все будет хорошо, а в конце концов провалил все, что только можно. 

Или тот гобитский поганец Лотто Саквиль-Беггинс, который под шумок пытался убрать всю власть. Потому что мог и потому что просто не понимал, что действительно происходит вокруг в мире Средиземья.

И, конечно, еще один персонаж – наместник Гондора Денетор, которому враг показал всю свою мощь, и тот сделал вывод, что победить невозможно и единственный выход – покончить с собой. 

В чрезвычайных обстоятельствах даже обычные люди или хоббиты становятся удивительными. И наоборот – те, кто продолжают жить по старым правилам и думают только о собственном существовании и своем благосостоянии, оказываются предателями.

Михаил Назаренко: Мы воюем не только за себя, мы сражаемся за все наше прошлое и все наше будущее

– Уничтожение ракетного крейсера "Москва" , взрыв на Крымском мосту, беспилотник над Кремлем – для нас это события эпического масштаба. Как их можно интерпретировать с мифологической точки зрения?

– В мифе каждый предмет существует в единственном числе. Нет деревьев – есть одно дерево. Нет птиц – есть одна Птица. И здесь тоже: мы сделали это с Крейсером, и в символическом поле это победа над всем Черноморским флотом.

Это характерно для войн: нужна победа, которая будет восприниматься как элемент перелома в войне. Враг, которого еще не избивали – это непобедимая орда, гиперболизированное вселенское зло. Как только оказывается, что у этого Ахиллеса есть пятка, все меняется. Они уничтожены, они не непобедимы.


– Эльфы в белых пальто, которые готовы помочь, но не готовы воевать, это об отношении Запада к войне?

– Эту ситуацию на уровне мем начали обыгрывать сразу после 24 февраля. Была такая картинка – кадр из фильма "Властелин колец", только эльфы, люди, гномы вместо слов "с тобой мой меч", "с тобой мой лук", "с тобой мой топор" говорят бедному хоббиту: "с тобой мое беспокойство" , "с тобой мои лучшие пожелания", "с тобой моя временная профильная картинка в фейсбуке". А хоббит на них большими глазами смотрит.

Мы в сказочной ситуации, когда украинская стоит против змея, а его братья сидят в доме и смотрят, чем это закончится. В лучшем случае мы получим волшебные мечи, которые, конечно, крайне необходимы. Понятно, что такую ​​сказочную модель нам хотелось бы заменить другой, но имеем то, что имеем.

– От эльфийских мечей и ковров-самолетов пора перейти к более современному оружию. Чему учит нас сказочно-фэнтезийный Рамштайн – как получить оружие в достаточном количестве и без промедлений? 

– В сказках и мифах, когда герой идет своим путем, все вокруг видят, что он по умолчанию заслуживает тех волшебных предметов, которые получает от помощников. 

В отличие от сказочных героев, мы не "заслуживаем", мы каждый раз доказываем. Это разные вещи. Еще в начале 2022-го ничего кроме пяти тысяч шлемов и британских "Джавелинов" нам давать не собирались. А потом поняли, что на нас можно ставить – только когда мы доказали это. 

Даже в ситуации, когда идет война, Украина помогает зерном странам Африки. Что-то похожее делает сказочный герой. Он помогает слабее его и что-то получает от более сильных. 

И, наконец, в момент, когда мы доходим до противостояния с главным язычником, должны накопиться все волшебные артефакты, которые герою давали раньше. И вернуться все долги от тех, кому герой успел помочь, чтобы широкая коалиция всех этих зайцев, медведей, орлов помогла найти иглу, в конце которой – смерть Кощея.

Подрыв Каховской ГЭС вывел события почти на библейский уровень. Какие испытания еще остались в ассортименте по классике?

– Надеюсь, что до серы с неба не дойдет. Кстати, показательно, что последние месяцы регулярно упоминают о десяти автомобилях египетских, включая нашествие лягушек, ожидающих Россию. 

Я убежден, что любые новые испытания будут мифологизированы. Вспомните, когда взорвался Чернобыль, мгновенно появились два круга ассоциаций. Библейская "Звезда Полынь" – с одной стороны. И "Пикник на обочине" Стругацких с Зоной и сталкерами – с другой. 

Что бы против нас ни задействовал враг, оно будет вписано в такие сюжеты, где победа будет наша. Железную саранчу мы уже видели и всадника, имя которому Смерть, тоже. Но мы знаем, что все равно закончится новым Иерусалимом и на каждую железную саранчу найдется система ПВО. 

В большинстве систем, где есть конец света, после него начинается новый виток жизни. Скандинавские боги отправляются на последнюю битву, зная, что они погибнут, но идут – чтобы уцелевшие построили новый мир. Эта модель – "мы воюем, чтобы новый, лучший мир мог существовать", во всех ее вариантах – сказочном, былинном, фэнтезийном – она для нас очень актуальна.

 Михаил Назаренко: Во многих сказках вор получает пророчество и пытается уничтожить того, от кого будто исходит опасность, так сказать, превентивно. И именно этим запускает механизм саморазрушения

– То, что несколько месяцев происходило в информпространстве вокруг наступления ВСУ, напоминает эпизод из сказки "Али-Баба и сорок разбойников". Воры днем ​​заметили крестиком дверь дома и ушли, чтобы вернуться ночью и ограбить. А умный слуга героя поставил крестики на дверях всех домов, чтобы ввести в заблуждение разбойников.

Как работает ИПСО в сказках и в чем отличие от реальности?

– То, что мы сегодня называем информационно-психологическими операциями, в сказках встречается довольно часто. 

Чтобы победить врага, нужно его обмануть. То есть с одной стороны мы в сказке героической, где сила, по которой правда, побеждает другую силу. А с другой – в сказке, где противник велик и грозен, но неповоротлив и в массе своей не очень умен. Поэтому нужно найти способ ввести его в заблуждение и использовать его силу против него.

Вспомните сказку, где два великана убивают друг друга из-за того, что храбрый портниха бросал в них обоих мелкими камешками, а каждый из них был уверен, что это делает другой. 

Или сюжет, где врага встречает могущественный богатырь и говорит, что он действительно самый маленький и самый молодой в семье, а за ним подтянутся его братья. И тот враг думает: если этот самый маленький, то что же будет, когда другие придут?

Или в сказке о рыбалке и джине. Рыбак открывает кувшин, оттуда появляется гигантский джин. Чтобы спастись, человек берет джина "на слабо" - делает вид, что не верит в то, что такое огромное существо может поместиться в маленьком сосуде. Когда джин возвращается в кувшин, чтобы доказать правдивость своих слов, рыбак закрывает его там.

В некоторых сказках последнее, что успевает сделать антагонист героя, это прокричать: "Нечестно, так нельзя!" Как можно так с ним, таким сильным, страшным, умным. А на самом деле, как оказывается, не столь сильным и не таким умным.

В известной степени все эти модели работают прямо сейчас. Проблемы начинаются, когда на ИПСО ведутся не только враги, но и наши граждане, и требуют немедленного контрнаступления и возвращения Крыма до 1 июня . В отличие от реальности, в сказках психологическое оружие можно локализовать, то есть направить на врага и избежать посторонних для своих.

О преобразовании Зеленского, Ермака-визира и мифологизированном мире украинской политики


Тебя выбрали не из-за твоих заслуг, которых нет у других: по крайней мере не благодаря силе или мудрости. Но выбрали тебя, и ты должен использовать все свои силы, сердце и разум, которыми владеешь.

Джон Р. Р. Толкин "Властелин колец"


– Языком сообщений Андрея Ермака в Telegram на этом месте, думаю, должен быть такой набор – 🙈🙉🙊 .

Поговорим о Владимире Зеленском, об архетипах, из которых "состоит" его образ, и о его трансформациях. С этой точки зрения Зеленский – это о чем и о ком?

– Юнг говорил, что архетип – это пустая форма. И Зеленское время избирательной кампании 2019-го оказалось именно такой формой, в которую люди даже с противоположными политическими взглядами вкладывали что-то свое.

– Как горшок, который Винни Пух несет в подарок ослу Иа?

- Именно так. Сначала он использовал модель "шута" - говорящего правду в глаза "кровавым барыгам" во власти. 

И это тоже в известной степени сказочная ситуация, когда парень, который может унаследовать разве что кота в сапогах, ломает систему и неожиданно для всех становится королем. На этом обычно сказки заканчиваются, но современные сказки часто с этого начинаются.

В первые годы президентства Зеленский – архаический царь, он же жрец, дающий плодовитость своей земле. Стандартная схема, которую еще в 19 веке британский антрополог Фрейзер описал в своей книге "Золотая ветвь" . Приходит молодой царь и все начинает изобиловать и цвести. Когда оказалось, что так оно не работает, чего-то не изобилует, наступил кризис этой модели. 

Если посмотреть на Зеленского, можно увидеть, сколько в его публичной коммуникации обиды, в том числе на журналистов. Почему они задают мне неудобные вопросы? Почему меня не любят? В конце концов эта его фраза "Я не лох какой-то" – классическое определение себя потому, кем он не является, а не потому, кем является.

А дальше наступило 24 февраля 2022-го. На грани бытия и небытия появился новый Зеленский, который для Запада равен образу украинца времен великой войны – маленькой, небритой, не в протокольной одежде, которая не убежала и противостоит этому нашествию.


– Журналист "The Economist" Аркадий Островский, который с 24 февраля несколько раз встречался с Зеленским, рассказывал, что тот каждый раз повторял: "Сейчас ничего невозможно сыграть, в такие моменты чувствуется какая-либо фальшь". По вашему мнению, трансформации Зеленского естественны или это все-таки его роль – наверное, главная в жизни? 

– Если бы я писал фэнтези по материалам настоящего, главным героем сделал бы Зеленского. Очень интересен контраст между конкретной фигурой и миссией, приготовленной для него историей. И интересны трансформации в процессе того, как он проходит испытание.

Насколько глубинны эти трансформации, могу только предполагать. 

Как такое предположение, вспомню фильм Роберто Росселлини "Генерал Делла Ровере" , действие которого происходит во время Второй мировой войны в Генуе. Немцы арестовывают игрока и жулика и пытаются его завербовать. Ему предлагают сыграть роль лидера итальянских антифашистов, убитого во время облавы генерала Делла Ровере, чтобы обнаружить подпольную сеть партизан. Однако происходит неожиданное. Главный герой настолько употребляется в свой новый образ, что наконец-то идет на расстрел как настоящий генерал.

Мне кажется, что с Зеленским произошло нечто подобное. Он оказался в ситуации, когда нужно было либо стать тем, кем он не является по своей природе, либо исчезнуть вместе со своей страной. И в новой роли он оказался настолько убедительным, что стал репрезентантом для Запада коллективной Украины, объединяющей всю вертикаль, от солдата на фронте до Залужного.

Кстати, мифологизация не обошла стороной и Залужного. В текстах о нем очень удачно сочетаются какие-то человеческие детали, когда, например, учитель из его школы говорит, что в детстве он походил на пандочку, и в то же время свойства былинного богатыря.

Не умаляю роли личности, но мне скорее кажется, что Зеленский – из тех, кого река истории несет и формирует. Кстати, Жадан еще до большой войны сравнивал украинские власти с китайским башмачком, который меняет форму ступни и заставляет каждого президента, конечно, кроме Януковича, в той или иной степени становиться украинским националистом.

– Пожалуй, мифологизация политиков – признак не только настоящего времени? 

– Многие украинские политики использовали мифологические модели. Не думаю, что сознательно просто так сложилось. И, конечно, это не о том, кто они, а о том, кем они хотят выглядеть или кем их воспринимают избиратели.

Кравчук – это трикстер. Первая ассоциация – тот, кто может пробежать между капельками и соответственно провести с собой страну. 

Кучма – это такой герой-неудачник из сказок. На первый взгляд, что-то мерзкое, но в конце концов ему исподтишка как-то удается.

У Ющенко было несколько моделей. С одной стороны, его иронически называли мессией и он в определенной степени в свое мессианство поверил. И в то же время это образ хозяина-пчеловода. На этом контрасте между мессией и пчеловодом он и существовал. 

Янукович был скорее персонажем из криминальных анекдотов 1990-х, чем сказочным героем. Но именно во времена Януковича впервые начали обращать внимание на символизм окружающего президентов – всех этих волшебных предметов. Дверь, которой его чуть не ударило, когда он заходил в Верховную Раду, напавший на него венок " елка ", которая в конце концов его похоронила на Майдане.

Порошенко в глазах его сторонников – некий Моисей, который вел-вел и привел к безвизу и к томосу. Что не мешает параллельному существованию его образа "барыги". 

Вообще в 2000-2010 годы начали активно появляться не только противоположные политические нарративы во время избирательных кампаний, но и противоположные символические нарративы. Как не вспомнить Юлию Тимошенко и вымышленный для нее образ хранительницы-защитницы. Странное сочетание, с одной стороны, образа Богородицы Оранты со всеми сакральными контекстами, а с другой, хранительница – это собственно русалка, живой мертвец. От слова "берег", а не "беречь".

Этот образ берегини потом на кого только не цепляли. Тимошенко – хранительница Украины, Лина Костенко – хранительница украинской литературы. Не очень хорошее знание фольклора и мифологии приводит к тому, что начинают активно использоваться такие образы-кручи.

– Что-то вроде проклятий конотопских ведьм, о которых вы упоминали, и какие действительно тонкий лед, если вспомнить первоисточник?

– Да. Это, конечно, остроумно, когда ведьмы проклинают окупантов, но мне не очень нравится такая попсовизация фольклора. Потому что все читавшие в школе "Конотопскую ведьму" помнят, что для тех, кому они помогали, все закончилось не очень хорошо.

Но сегодня амбивалентность сказочных персонажей исчезает и остается четкое разделение: это – мы, а вот – оно, которое на нас хлынет. И использовать можно все, что помогает победе.

– А как насчет окружения Зеленского? К примеру, Андрей Ермак – какая здесь история просматривает за фасадом?

– Я бы сказал, что Ермак – это архетипичная тень, которая следует за обладателем и которую потенциально всегда можно сделать козлом отпущения, как это часто случалось с его предшественниками – руководителями администраций. С другой стороны, это в известной степени тот хвост, который крутит собакой, если использовать аналогии с известным американским фильмом

– Здесь приходит на ум образ визиря в восточных сказках. 

– Визирь в сказках обычно умный и не всегда хороший персонаж, преследующий свои цели.

Кстати, интересно, что на роль Ермака в основном обращают внимание оппоненты президента. А в картине мира его симпатиков руководитель ОП вообще отсутствует, потому что есть только Зеленский, а все остальные – пальцы на руках.

На самом деле здесь самое интересное не столько конкретные фигуры, сколько то, что мы привыкли рассказывать истории, в которых есть либо темный кукольник, стоящий за властью, либо то отчаяние, которое сломало систему и лишилось влияния темного кукольника. И в том и другом случае это истории, которые не обязательно должны проверяться реальностью и могут существовать параллельно с ней. Это присуще мифологизированной картине мира.

О "Кобзаре" как пространстве нашей жизни, пути исцеления и послевоенных вызовах


Мы должны быть готовы отказаться от жизни, которую планировали, чтобы иметь жизнь, которая ждет нас.

Джозеф Кэмпбелл, из книги "Тысячеликий герой"

– Профан сегодня растворен в сакральном, фарс – в трагедии, краденые стиральные машины – рядом с библейскими сюжетами потопа, сбитые закрутками дроны – с трагедией Мариуполя. В какой жанр нас занесло? 

– У меня две версии ответа. Первая – это жанр мнеппеи, сочетающий все: высокое и низкое, трагедию и карнавал, философское и анекдотическое. И в отличие от войны мнеппея конца не имеет, она бесконечна, как бесконечная жизнь.

Второй вариант ответа: мы находимся в украинской литературе со всеми ее элементами: мифологическим, героическим, трагическим, ироническим. Если сужать еще больше, то в "Кобзаре".

Не случайно, что в первые дни после 24 февраля появились мемы с вариациями по теме "Наташа и котики". "Тарасе, вставай, мы уже оковы порвали", "Тарасе, вставай, мы уже поразительной злой кровью волю окропили". Очень символично, поскольку легенды рассказывают, что Тарас вернется или освободится из своей могилы и устремится к Богу только тогда, когда его завещание исполнят.

На самом деле это не просто мемчик, а неосознанное продолжение фольклорной традиции, которой уже более полутора веков.

 
– После сложных испытаний мифологический герой открывает в себе новые качества, приобретает опыт и переходит на другой уровень. Это тоже история о нас?

– Здесь снова можно вспомнить Толкина. Волшебник Гендальф говорит: хоббитам нужно было вспомнить, кто они и каково их место в мире, чтобы выжить в великой войне.

Это о нас. Движение украинской культуры, по крайней мере, с 1980-х годов – избавление от исторической амнезии. Вот мы вспоминаем барокко, вот Гетманщину, вот Расстрелянное Возрождение и делаем это очередной ступенькой, чтобы идти дальше.

Это такая история об исцелении. В определенной степени Украина проходит путь героя по Джозефу Кэмпбеллу (американский исследователь мифологии, автор книги "Тысячелыкий герой" – УП) – со смертью и воскресением, с преодолением опасности, с волшебными помощниками и, в конце концов, с осознанием, что, какой бы ни была помощь снаружи, все зависит именно от нас. Отличие реальности от сказок в том, что там герой может положиться на волшебных помощников, а в нашем случае убивать "дракона" придется самим.

И здесь мы снова переходим на уровень архетипов. Целостность – то, что Юнг называл "самостью" – возможна, когда мы осознаем себя полностью. Когда не отталкиваем темное, что у нас есть, а воспринимаем как часть своей истории.

Опять же вспомню Жадана – его роман "Ворошиловград". Это был едва ли не первый текст, давший прямой ответ на вопрос, что нам делать с нашей "тенью", в юнгианских терминах – с советским прошлым. Надо принять его как личное прошлое, как часть своей истории и с этим принятием идти дальше. Это не значит забыть и простить, оставить улицы Ленина и так далее. Это значит, что мы должны осознать все светлое и темное, что у нас было, чтобы иметь такой фундамент, фундамент для дальнейшего движения шаг за шагом.

Михаил Назаренко: Даже у Толкина после гибели Мордора еще не один год приходилось бороться с остатками орков

– В финале у Толкина, когда герои празднуют наступление новой эры, главный герой – хоббит Фродо отплывает с эльфами в их страну. Не слишком оптимистичная метафора.

– Когда в 1955 году все читали Толкина, то первая ассоциация, которая возникала – во Фродо типичный ПТСР, и излечиться от него он сможет только по другую сторону бытия.

Сегодня мы не знаем будущего, но видим, чего, похоже, удалось избежать. В 2019 году в Британии вышел сериал "Годы и годы" , начинающийся с того, что Россия оккупирует Украину, на референдуме 97% украинцев голосуют за российское гражданство и начинается ядерная война за Тайвань между Китаем и Америкой. Пока этого поворота истории мы избежали. 

Я вижу людей, которые воюют с 2014 или с 2022, и для которых почти все, что происходило в стране и при Порошенко, и при Зеленском – не то, ради чего лично они воюют. Это будет вызовом для нашего общества – как помочь интегрироваться тем, кому мы существуем. Как сделать так, чтобы они заняли место в новом мире.

Надеюсь, что если не Фродо, то его соратникам – Сэму, Мэри и Пиппину – такое место найдется, как оно нашлось у Толкина. Три хоббита из четырех смогли найти место в новой жизни, более того, они стать важной частью развития этой жизни.

Михаил Кригель, Дмитрий Ларин – УП

ТЕМЫ: ВОЙНА УКРАИНА ЗЕЛЕНСКАЯ КУЛЬТУРА АНДРЕЙ ЕРМАК

Komentarų nėra: