«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

ketvirtadienis, birželio 22, 2023

Atvirukas iš ateities. « Слава Европейскому союзу».

 


Если Киев присоединится к клубу, то блок
сначала должен измениться.


22 ИЮНЯ 2023 Г. 4:02 ПО ЦЕНТРАЛЬНОЕВРОПЕЙСКОМУ ВРЕМЕНИ, politico













БАРБАРА МОЭНС в Брюсселе,
где-то в будущем


Это момент, за который украинцы сражались и умирали. Президент Украины Владимир Зеленский идет по красной дорожке в брюссельском здании "Европа" к своему первому заседанию Европейского совета, форума, на котором лидеры Европейского союза обсуждают самые сложные проблемы блока.

Конечно, он уже бывал здесь раньше в своей оливково-зеленой толстовке в знак солидарности с украинскими солдатами, сражающимися в окопах, — его глаза устали от того, что он провел свою страну через мучительную войну. Но сегодня Зеленский одет в точно сшитый на заказ черный костюм, безупречную белую рубашку и черный галстук. Он чисто выбрит, явно хорошо выспался, и в его глазах блестит огонек. Бывший украинский актер успел еще раз посмотреться в зеркало.

Зеленский идет по красной ковровой дорожке атриума в виде фонаря не как замученный войной рок-звездный гость, а как лидер полноправного члена ЕС. « Слава Украины », — говорит он, останавливаясь, чтобы обратиться к собравшимся телекамерам. Затем, подмигивая, добавляет: « Слава Европейскому союзу».

Пока рано говорить, когда Украина вступит в ЕС и даже присоединится ли она к нему. Сегодня Европейская комиссия проинформирует министров по делам ЕС в Стокгольме о состоянии дел Украины, прежде чем в декабре лидеры ЕС примут решение о следующих шагах в переговорах о вступлении Украины и Молдовы. Список реформ, которые Украина должна будет провести, длинный и хорошо документированный. Меньше изучено то, как ЕС придется измениться, чтобы приспособиться к опустошенной войной стране с населением более 40 миллионов человек, которые рисковали своими жизнями, чтобы стать частью блока.

Чтобы ответить на вопрос о том, что потребуется Украине для вступления в ЕС, POLITICO побеседовал с европейскими и национальными официальными лицами, действующими и бывшими европейскими дипломатами, украинскими официальными лицами, а также политическими аналитиками и аналитиками в области безопасности, в том числе с некоторыми из основных игроков, работающих над вступлением страны. Возникла картина того, что ЕС и национальные чиновники уже борются с этим вопросом, а также растущий консенсус: если Украина собирается вступить в ЕС, сначала ЕС должен измениться.

«Если рассматривать ЕС таким, какой он есть сейчас… просто ЕС не может по-настоящему поглотить Украину», — резюмируя распространенную точку зрения, сказал Жерар Аро, бывший посол Франции.

Фундаментальное изменение

Звезды флага ЕС летали над украинскими демонстрантами на улицах во время революции Майдана 2014 года и сопровождали украинских солдат в их окопах. Полномасштабное вторжение России в страну в прошлом году выдвинуло моральные доводы в пользу членства Украины на первое место в повестке дня в Брюсселе. Теперь лидеры блока начинают бороться с тем, что они взяли на себя.

«Если присоединится ряд стран — Украина, Молдова, но последует обсуждение Западных Балкан — некоторые вещи коренным образом изменятся», — сказал премьер-министр Бельгии Александр Де Кроо.

Присоединение Украины станет моментом, не похожим ни на один другой в истории ЕС. Блок, конечно же, приветствовал новых членов, самое большое расширение которых произошло в 2004 году и привело к появлению 10 новых членов. Но на этот раз ЕС примет страну, опустошенную войной, с населением, примерно равным Испании, и большей территорией, чем у любого другого члена.

Принятие решений как внутри Совета, так и между тремя ключевыми институтами ЕС — Еврокомиссией, Советом ЕС и Европарламентом — уже является одной из самых сложных колбасных машин в мире. Добавление такого члена, как Украина, не упростит ситуацию.

Если Киев присоединится завтра, он теоретически получит пропорциональные должности в европейских институтах: собственного еврокомиссара и ряд мест в Европарламенте между 52 местами у Варшавы и 59 у Мадрида. В Совете ЕС Украина будет командовать примерно 9 процентов голосов, как Польша. 

Владимир Зеленский в Киеве в 2019 году, когда баллотировался в президенты Украины | Сергей Супинский/AFP через Getty Images

Были бы институциональные сбои. Европейский парламент превысит свой лимит в 751 европейский законодатель, поэтому этот лимит придется снять, иначе другим странам ЕС придется отказаться от части своих мест. (Удачи с этим.)

Что еще более важно, расширение рискует сделать медленный европейский процесс принятия решений еще более громоздким. «Сегодня это уже сложно», — сказал высокопоставленный национальный чиновник. «Представьте, что вы ищете эти компромиссы с 30 или даже 35 странами? Мало того, что за столом будет больше стран, они также будут более разнообразными и с разными национальными интересами».

Присоединение Украины и других стран дает возможность для институциональных изменений, считает Стивен Ван Хекке, профессор европейской политики Католического университета Лёвена. «С политической точки зрения я не вижу присоединения Украины без нового институционального упражнения». 

В январе Бельгия станет председателем Совета ЕС, возложив на нее ответственность за координацию политических решений блока в решающий период перед выборами в Европейский парламент в июне 2024 года. Де Кроо уже начал мобилизацию поддержки усилий по подготовке ЕС за членство Украины.

«Эти обсуждения потребуют времени», — сказал он. «Нам нужно начать готовиться к ним, чтобы мы были готовы, когда страны-кандидаты тоже будут готовы».

Премьер-министр Бельгии хочет извлечь уроки из приема стран Центральной и Восточной Европы. Внезапное включение новых членов дестабилизировало баланс сил в блоке, даже несмотря на то, что приток менее обеспеченных рабочих вызвал народную оппозицию против ЕС — особенно в Великобритании. Расширение также заложило основу для институциональных конфликтов, таких как битва Польши и Венгрии. с Брюсселем по вопросу о верховенстве закона.

«В каком-то смысле мы все еще немного боремся с последствиями того периода», — сказал Де Кроо. «Поэтому мы должны убедиться, что на этот раз мы сами сделали домашнее задание».

CAP и тратить

Если и был хоть один момент осознания предстоящего вызова, то, возможно, это произошло 23 мая на корабле, плывущем по реке Дору в Португалии.

Именно там госсекретарь Португалии по делам ЕС Тьяго Антунеш принял своих коллег из Испании, Франции, Ирландии, Бельгии, Нидерландов и Дании на первой встрече так называемой атлантической группы, неформальной группы стран-членов ЕС с атлантической береговые линии.

На борту стального трехмачтового парусника — NRP Sagres, гордости португальского военно-морского флота — быстро заговорили о потенциальном членстве Украины. «Было общее понимание того, что нам необходимо рассмотреть эту тему», — сказал упомянутый выше высокопоставленный национальный чиновник, присутствовавший на встрече. «Этого не было в месяцы или даже недели до этого момента».

В ходе встречи несколько высокопоставленных чиновников выразили обеспокоенность тем, что присоединение бывшей житницы Советского Союза будет означать для сельскохозяйственной политики ЕС. Украинское зерно уже вызвало раскол в блоке, поскольку страны спорили о том, следует ли продлить беспошлинный статус импорта, первоначально предоставленный в знак солидарности.

«Что, по их ожиданиям, произойдет, когда Украина присоединится к единому рынку ЕС?» сказал один из дипломатов ЕС. «Мало того, что восточные страны больше не смогут блокировать зерно, Украина также станет крупнейшим бенефициаром сельскохозяйственных субсидий ЕС. Как польское правительство объяснит это своим фермерам?» 

Если бы Украина завтра стала членом ЕС, она получила бы самую большую часть денег от Общей сельскохозяйственной политики в размере 386 миллиардов евро , которая вознаграждает страны в соответствии с их сельскохозяйственными угодьями. Его сельскохозяйственные угодья занимают площадь больше, чем вся Италия. Средняя ферма простирается на 1000 га по сравнению с 16 га в ЕС.

«Это означало бы более или менее конец Общей сельскохозяйственной политики», — сказал Аро, бывший посол Франции. Он предсказал необходимые перемены и, как следствие, неизбежную политическую борьбу. «Когда мы говорим о «реформе» Общей сельскохозяйственной политики, обычно имеется в виду выделение меньшего количества денег фермерам», — сказал Аро. Даже малейшее изменение ЕСП вызовет волну протестов фермеров по всей Европе и сотни тракторов на улице Рю-де-ла-Луа в Брюсселе. 

«Невозможно оценить влияние ЕСП до политического исхода переговоров о вступлении», — заявил представитель Еврокомиссии.

Стоимость реконструкции

Тогда есть более широкая экономика. Суммы, необходимые для восстановления Украины, просто головокружительны. Киевская школа экономики в марте заявила, что ущерб только инфраструктуре Украины составляет 143,8 миллиарда долларов. У раздираемой войной страны после присоединения будет один из самых бедных ВВП в блоке. 

В дополнение к любым специальным усилиям по восстановлению Украины, членство страны создаст огромную нагрузку на политику сплочения блока — финансирование, которое течет из более богатых регионов в более бедные, чтобы поставить европейские страны и регионы в более равное положение.

Вступление Украины превратило бы некоторые регионы из чистых бенефициаров в чистых доноров. «Вопрос в том, кто будет платить за это, каков будет вклад?» сказал один высокопоставленный чиновник ЕС . «На решение всех этих вопросов уходят годы, а иногда и десятилетия».

Из-за этого маловероятно, что Киеву разрешат присоединиться без некоторой реформы финансирования сплочения ЕС, которое составляет около трети бюджета блока. Эти дебаты уже сейчас готовятся группой специалистов высокого уровня и должны снова разгореться в преддверии следующего бюджетного цикла, который продлится с 2027 по 2032 год.

Предложения включают ужесточение связей между фондами ЕС и структурными и экономическими реформами, как это было сделано с деньгами на восстановление после пандемии. Критики политики сплочения ЕС регулярно жалуются, что часть денег уходит в более богатые страны. Если с деньгами туго, зачем продолжать финансировать страны, которые могут сами оплачивать проекты? 

Представитель Еврокомиссии заявил, что, как и в случае с предыдущими присоединениями, ЕС в определенный момент «определит финансовые рамки будущего присоединения, в том числе какие переходные меры, такие как поэтапное привлечение средств ЕС, должны быть приняты».

Восточный наклон

Кроме того, есть геополитические соображения, поскольку принятие Украины неизбежно сместит центр баланса ЕС на восток. После нападения России на Киев восточные голоса — особенно в Польше и странах Балтии — стали движущей силой политики, как никогда раньше. Предоставление Киеву места за столом придало бы этому флангу блока еще больший политический и институциональный вес. 

«Когда Украина гипотетически в какой-то момент войдет в ЕС, востокизация ЕС, несомненно, продолжится», — сказал Кай-Олаф Ланг из Немецкого института международных отношений и безопасности.

Некоторые страны уже сопротивляются. Атлантическая группа была сформирована отчасти для того, чтобы посмотреть на дискуссии «с точки зрения Запада», как сказал упомянутый выше высокопоставленный чиновник. «Нам нужно немного сбалансировать».

Германия уже провела реформу системы голосования Совета — в частности, больше решений, принимаемых квалифицированным большинством, а не единогласием — предварительным условием членства Украины. Обязательно последуют требования других институциональных реформ.

«ЕС всегда удавалось двигаться вперед в трудные моменты. Теперь снова пришло время действовать», — заявили недавно министры иностранных дел ЕС из Германии, стран Бенилюкса, Румынии, Словении и Испании.

Киев прекрасно осознает, что страны, которые рискуют столкнуться с сокращением своего финансирования или власти, могут не увидеть своего потенциального членства в чисто радужных тонах.


Связи между Украиной и Польшей, в частности, имеют многовековую историю, заявила вице-премьер-министр Украины Ольга Стефанишина. «Украина исторически имеет огромную, чрезвычайно сильную связь с Польшей», — добавила она. «Украинцы никогда не забудут, что именно Польша открыла свою границу вместе с другими соседними странами в первую минуту российской агрессии и помогла нашему народу выжить». 

В то же время Стефанишина подчеркнула, что важно дать понять, что Польша не является старшим братом Украины. У Украины есть «большие друзья и партнеры» в ЕС, сказала она, указав конкретно на Францию ​​и Германию.

Тарас Качка, заместитель министра экономики Украины, сказал, что Украина уже извлекла уроки из напряженности, которую вызвал ее экспорт зерна, особенно в соседних странах, таких как Польша. «Это похоже на стресс-тест для всех нас — для нас, Комиссии, для Польши — на то, как мы построим дальнейшие переговоры», — сказал Качка журналистам ранее в этом месяце в Брюсселе.

Над всеми другими вызовами будет нависать безопасность. Горячая война между Киевом и Москвой должна закончиться, прежде чем Украина будет допущена к присоединению. Но не исключено, что обе стороны продолжат претендовать на одну и ту же территорию — или даже что российские войска все равно оккупируют часть страны. (Кипр с нерешенным спором о северной части острова является прецедентом.)

Каким бы ни был конфликт, членство Украины почти наверняка изменит позицию безопасности ЕС, поскольку Киев присоединится к Варшаве, настаивающей на тесных связях с США и НАТО.

Известные неизвестные бесконечны, говорит Мария Попова, профессор Канадского университета Макгилла. Будут ли США продолжать поддерживать Украину? Будет ли полная победа или замороженный конфликт? Каковы условия прекращения огня? Как Россия отреагирует на потенциальный проигрыш в войне на Украине? Вступит ли Украина, помимо вступления в ЕС, еще и в НАТО? «Чтобы избежать дальнейшего конфликта, необходимо будет четко провести линии», — сказала Попова.

Брюссель, когда-то в будущем

Когда над брюссельским парком Пятидесятилетия в квартале ЕС опускается ночь, Зеленский берет дневник, который он ведет с момента окончания войны. Будучи не чужд тщеславия, он не упускал случая сравнить его с Уинстоном Черчиллем. Как и британский лидер военного времени, Зеленский хочет рассказать свою версию событий и свою роль в них.

Он пишет, что путь, ведущий к этому дню, был крутым, поскольку всегда существовали институциональные и политические причины, заставляющие его дольше оставаться в зале ожидания. Но актер, когда-то сыгравший президента на телевидении, никогда не терял веры. Его проза становится пурпурной, когда он описывает исторические моменты, предшествовавшие этому, начиная с бракосочетания Анны Ярославны , киевской принцессы, с французским королем Генрихом I в Реймском соборе в 1051 году. 

Вступление Украины неизбежно сместит центр баланса ЕС на восток | Кензо Трибуйяр/AFP через Getty Images

Украинский лидер не стесняется цитировать самого Черчилля. В 1946 году бывший премьер-министр Великобритании выступал за создание европейской семьи для обеспечения мира и процветания в регионе. Спустя примерно 80 с лишним лет, после крупнейшего европейского конфликта со времен Второй мировой войны, континент снова становится сильнее после опустошительной войны, утверждает Зеленский.

Украинский президент закрывает свой дневник, смотрит на арку Пятидесятилетия, подсвеченную по этому случаю сине-желтой подсветкой, и берет трубку. 

Пришло время кратко рассказать о Брюсселе .

Лили Байер, Дуглас Басвайн , Якоб Ханке Вела и Сюзанна Линч предоставили репортажи.

Komentarų nėra: