Как полномасштабная война дала толчок развитию границы с Румынией
12 АПРЕЛЯ 2023, 09:30 / ЕВГЕНИЯ ГРИГОРЬЕВА,ИРИНА СУШКО, "ЕВРОПА БЕЗ БАРЬЕРОВ"
ФОТО ПРЕСССЛУЖБЫ ГОСПОГРАНСЛУЖБЫ УКРАИНЫ
Украинско-румынская граница имеет долгую историю развития и стагнации.
На протяжении последних 30 лет пограничная инфраструктура и условия ее функционирования претерпевали постоянные изменения. Закрытие пунктов пропуска преобладало над открытием и было вызвано то разрушениями мостов из-за стихийных бедствий, то ли контрабандой сигарет гражданами Украины и убыточностью пассажирских перевозок, то ли подготовкой Румынии к вступлению в Шенгенскую зону.
Парадоксально, но толчок к развитию украино-румынской границы получил именно с началом полномасштабной военной агрессии РФ против Украины.
После появления в мае 2022 года инициативы ЕС "Пути солидарности" Румыния стала узловой страной для экспорта украинской агропродукции, а украинско-румынские отношения вышли на качественно новый уровень, в частности, в вопросах развития новых логистических путей.
Разработка нового экспортного маршрута через порт Констанца началась в марте 2022 года, а уже в конце апреля из порта отправилось первое судно с украинским зерном.
Так что поток грузов через сухопутную границу Украины за короткий промежуток времени вырос в разы. По данным Государственной таможенной службы Украины, в 2022 году общий объем грузов через таможенную границу с Румынией составил 9,04 млн. тонн, что почти вдвое превысило объем 2021 года.
А затем на украинско-румынском участке границы произошел "прорыв": за короткое время открыто два новых пункта пропуска, а еще три проекта находятся в процессе запуска.
Что же стало толчком к переменам? Какие факторы способствовали, а препятствовали развитию границы и пограничной инфраструктуры?
Может ли быть украинско-румынский опыт использован для развития границы с другими государствами?
Граница с проблемами
Еще до войны движение через украинско-румынскую границу было интенсивным, но пропускная инфраструктура вдоль 613,8 км границы была распределена неравномерно.
С Румынией граничат четыре региона Украины – Закарпатская, Ивано-Франковская, Черновицкая и Одесская области. Так, в Ивано-Франковской области на 49 км общей границы не действовало ни одного пункта пропуска (ПП), а в Черновицкой – на 234 км действовали только один автомобильный и один железнодорожный ЧП.
На украинско-румынском участке границы функционировало 18 пунктов упрощенного пропуска через общую госграницу.
Из них: шесть автомобильных, три железнодорожных, три пеших, пять речных и один с неопределенным статусом.
С конца 2003 года, согласно соглашению об условиях взаимных поездок граждан, был утвержден перечень шести международных ЧП на украинско-румынской границе, состоявший из двух автомобильных и трех железнодорожных ЧП в Закарпатской и Черновицкой областях. Еще один ЧП "Солотвино – Сигету Мармацией" находился на стадии строительства, открытие состоялось только в конце 2006 года.
В 2010 году по инициативе румынской стороны было закрыто пять из шести местных ЧП в Черновицкой области: три автомобильных ("Дяковцы – Раковец", "Красноильск – Вековую де Сус", "Русская – Ульма") и два пешеходных ("Шепот – Извоареле Сучевей", "Белая Криница – Климеуц").
Вступив в ЕС, Румыния готовилась к вступлению в Шенгенскую зону, поэтому должна была усовершенствовать пограничную инфраструктуру в соответствии с действующими в то время требованиями и стандартами.
Красноильск и Дьяковцы
К вопросу возобновления движения на закрытых пунктах стороны вернулись только через два года, задекларировав намерение открыть международные пункты пропуска на месте бывших местных, после приведения их в соответствующие стандарты.
Параллельно продолжалась работа по поиску средств на финансирование приграничной инфраструктуры.
Начало работ стало возможно благодаря программе Европейского инструмента соседства и партнерства Black Sea Basin ENPI/CBC, которая в 2013 году начала реализацию проекта "Обустройство международных автомобильных ЧП "Красноильск" и "Дяковцы".
Впрочем, как показывает украинская практика развития инфраструктуры, наличие средств – это только половина успеха инфраструктурного проекта.
Для полного открытия ЧП понадобилось почти 10 лет.
Осенью 2022 ЧП "Красноильск", а в феврале 2023 ЧП "Дяковцы", открылись и были запущены в работу. В то же время эти пункты были открыты с определенными временными ограничениями по пропуску грузов, требующих дальнейшего развития инфраструктуры и согласований с румынской стороной.
Ожидаются изменения и на ЧП "Порубное - Сирет".
В рамках программы CEF в январе 2023 года представлен проект проведения работ по расширению связи пункта пропуска с дополнительными четырьмя полосами движения для устранения "узкого места" во время пересечения.
Ожидается, что проект будет утвержден в мае 2023 года, работы могут начаться летом этого года.
Железнодорожное сообщение
На железнодорожном направлении 18 января 2023 после многолетнего перерыва было возобновлено движение пассажирских поездов по участку "Рахов - Деловое - Валя Вишеулуй".
В 2012 году соответствующим постановлением Кабинета министров Украины ЧП "Ділове" было отнесено к международным железнодорожным ЧП, но участок фактически не функционирует с 2011 года по инициативе румынской стороны.
В 2022 году АО "Укрзализныця" отремонтировало на этом участке более 19 км путей, 12 мостов, а также осуществило ремонт вокзала города Рахова.
Однако для возобновления движения через второе недействующее железнодорожное ЧП Закарпатской области "Тересва – Кимпулунг ла Тиса" необходимо восстановить инфраструктуру на участке Кимпулунг ла Тиса – Сиге Камара на территории Румынии.
Только тогда можно будет задавать вопросы об обустройстве ЧП с обеих сторон границы.
Староживали планировку
Несмотря на динамику развития этого участка границы, все же заметной остается его диспропорция.
По состоянию на конец марта 2023 Ивано-Франковская область является единственным приграничным регионом, который не имеет ни одного ЧП.
Госграница здесь проходит через Верховинский район области и имеет протяженность 49 км. Расстояние до ближайших пунктов пропуска составляет: "Порубное" – 132 км, "Русская" – 106 км, "Солотвино" – 136 км.
Вопрос открытия ЧП в области поднимается с 1994 года, но он до сих пор не находит должной поддержки.
В 2016 году на встрече руководства Верховинского района и генерального консула Румынии было достигнуто соглашение об открытии пешеходного ЧП между Украиной и Румынией.
В сентябре 2019 года делегация из Ивано-Франковской области и руководство Марамуресского уезда Румынии подписали резолюцию об открытии международного ЧП для автомобильного и пешего сообщения. После этого Ивано-Франковский облсовет направил соответствующее обращение в ВРУ. Тогда же были произведены расчеты стоимости строительства дороги к ЧП – речь шла о 1 млрд грн.
В 2021 году депутаты Ивано-Франковского облсовета снова призвали открыть международный ЧП (грузово-пассажирский до 3,5 т) между населенными пунктами Шибене в Верховинском районе и Поениле-де-Суб-Мунте в румынском уезде Марамуреш.
На заседании ВРУ в июле 2021 года большинством голосов был поддержан депутатский запрос к президенту Украины относительно необходимости подписания межгосударственного соглашения о строительстве дороги через границу (с. Ильцы – с. Явирник – госграница – с. Леордина (Румыния)), на который президент отреагировал, дав распоряжение премьер-министру принять меры.
Следующее обращение депутатов к премьеру в сентябре 2021 года касалось предложения предусмотреть в госбюджете на 2022 год расходы на финансирование строительства самого ЧП. Расчетная стоимость составила более 3 млрд. грн.
Депутаты отмечали, что согласно экономическим исследованиям открытие ЧП могло бы создать предпосылки для строительства трех горнолыжных курортов с расчетной стоимостью инвестиций 329 млн евро. Это привело бы к значительному наплыву туристов и созданию от 10 до 20 тыс. рабочих мест.
Вопрос не только в деньгах
Несмотря на известную формулу, что инфраструктурный проект – это прежде всего деньги, важной остается координация и взаимодействие всех тех, кто вовлечен в развитие границы с обеих сторон.
Интегрированное управление границами позволяет привлекать всех игроков, оставляя место для фасилитации процессов заинтересованной, но непредвзятой стороне.
Быстрый прогресс в развитии пропускной способности части украинско-румынской границы после начала вторжения во многом стал возможным благодаря успешной координации усилий стейкхолдеров по обе стороны границы.
Координационным центром стала созданная в мае 2022 года украинско-румынская таможенная рабочая группа.
Ключевыми игроками являются Гостаможслужба Украины и Таможенное управление Румынии, Консультативная миссия ЕС в Украине (КМЕС) фасилитирует рабочий процесс. Другие профильные службы и ведомства привлекаются при необходимости и согласии.
В январе 2023 г. в основной состав вошли также Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры Украины и Министерство транспорта и инфраструктуры Румынии.
С одной стороны, это подтверждает признание эффективности деятельности рабочей группы, а с другой – является естественным шагом, поскольку Мининфраструктуры и вновь Государственное агентство восстановления и развития инфраструктуры Украины с июня 2023 года получат автомобильные пункты пропуска в свое подчинение от Гостаможслужбы.
Учитывая планы по продолжению развития украинско-румынского участка границы, рабочая группа имеет все шансы приобрести статус одной из ключевых площадок для выработки кратко- и долгосрочных проектов.
Что дальше?
По мнению экспертов, дополнительными перспективными проектами для ускорения движения товаров через украинско-румынскую границу сейчас строительство дороги "Рени - Галац" (длиной 3 км, параллельно имеющейся), а также строительство хайвея А7 "Констанца - Сирет".
Официальный срок завершения строительства автомагистрали A7 – 2026 год. Однако представители Мининфраструктуры Румынии анонсируют завершение работ годом ранее.
В новые инфраструктурные проекты должно войти строительство еще нескольких пунктов пропуска.
Строительство ЧП "Белая Церковь-Сигета Мармацией" началось с румынской стороны в 2022 году. Международное соглашение об открытии ЧП еще не заключено.
Проект строительства ЧП "Белая Криница - Климеуц", представленный украинской стороной в январе 2023 года, предусматривает расположение логистического хаба рядом с границей, а сам ЧП будет предназначен только для грузовиков с выделенной линией для горючего. С румынской стороны ЧП отстроен.
КМЕС продолжает давать стратегические советы по открытию ЧП "Русская – Ульма". В ходе обсуждения с украинской и румынской сторонами украинская сторона сообщила, что открытие ЧП запланировано на май-июнь 2023 года. С румынской стороны работы завершены.
Положительный опыт стратегических консультаций представителей КМЕС в составе рабочей группы должен быть распространен на другие участки границы благодаря созданию аналогичных рабочих групп, о чем уже существуют предварительные договоренности.
В то же время, не следует забывать, что основной мандат КМЕС охватывает сферу стратегических консультаций по процедурам пересечения границы. Содействие развитию пограничной инфраструктуры является временной задачей в рамках реализации Инициативы "Пути солидарности".
Поэтому украинским субъектам интегрированного управления границами следует обратить внимание на эту успешную модель двустороннего сотрудничества и заложить ее в свои долгосрочные планы экономического сотрудничества Украина-ЕС.
Авторы: Евгения Григорьева, Ирина Сушко,
аналитический центр "Европа без барьеров", для ЕН
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą