«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

penktadienis, balandžio 28, 2023

Kosovo. Шаг Украины к признанию Косово


Шаг Украины к признанию Косово. Детали и последствия сенсации, произошедшей в Совете Европы


Косовский флаг – наверное, единственный в мире, на котором изображены детальные очертания границ государства. Фото AFP/EAST NEWS

Совет Европы, который годами формировал себе имидж заскорузлой, консервативной организации, которая ставит больше всего компромиссы и диалог (пусть даже с агрессором), в последнее время ломает стереотипы и удивляет своей решимостью.

В марте 2022 года она стала первой международной организацией, выгнавшей из своих рядов Россию – и сейчас там говорят, что это историческое и необратимое решение.

На рубеже 2022 и 2023 годов Совет Европы решил возглавить процесс создания международного трибунала против Путина или по крайней мере играть в этом ведущую роль и сейчас конкурирует за это с Евросоюзом.

Весной 2023 года эта организация решила приобщиться к формированию новой реальности на Балканах. Совет Европы, похоже, станет первой международной организацией, которая не просто признает Косово, но и сделает его своим полноправным членом, игнорируя протесты и угрозы Сербии.

Это стало моментом истины, когда многим государствам-членам СЕ пришлось определяться, а некоторые даже изменили позицию или начали ее менять. К примеру, это сделала Украина.

До недавнего времени Киев категорически исключал возможность того, что он признает независимость Косово, и повсюду подчеркивал, что считает эту территорию частью Сербии. Не секрет, что Киев так поступал из-за того, что боялся проведения аналогии между независимостью Косово и "независимостью" Крыма – несмотря на то, что эти две истории принципиально разные.

Теперь украинский голос "против" изменился на "воздержался".

Нашлось в Европе также государство, официально признающее Косово вместе с большинством государств Европы – но теперь меняет позицию и перешло к открытой поддержке "российско-сербской" группы.

В этой статье мы объясняем, почему эта дипломатическая игра имеет незаурядное значение и почему между событиями в Косово и Украине нельзя проводить параллели.

А тех, кто предпочитает не текстовую аналитику, а объяснительное видео, мы приглашаем к просмотру на ютюб-канале "ЕвроПравды".
 

Косово – это не Крым


Все украинцы, кто посещал после 2014 года Косовскую Митровицу, запечатлел в памяти мурал в самом сердце этого города, который является главным центром сербской общины на территории Косово.

На изображении стилизованных переплетенных флагов России и Сербии добавлена ​​надпись на сербском языке: "Косово – это Сербия, Крым – это Россия".

ФОТО "ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАВДЫ"

Этот лозунг противоречит официальной позиции сербских властей, ведь официально Белград не признает российскую аннексию Крыма – но мурал бережно хранят и подкрашивают уже девять лет подряд.

Но у подавляющего большинства сербов это не вызывает никакого диссонанса.

Там, где работает русофилия, для логики не остается места.

Но несмотря на то, что Сербия и большинство ее граждан во время российской войны оказались в лагере сочувствующих агрессору, а Косово и косовары, наоборот, на 100% поддержали Украину – наше государство продолжало отрицать независимость Косово и после 2014, и после 2022 года. 

Эта политика Украины кому-то могла казаться нелогичной, но действительно имела четкое обоснование, названия которого – Крым и Донбасс.

Украинские дипломаты признавали, что имели достаточно четкие предупреждения от коллег: при признании независимости Косово Россия сделает все возможное, чтобы раскрутить этот шаг в международной антиукраинской пропаганде. "Если Украина признает, что албанцы Косово имеют право на самоопределение и отсоединение от Сербии, то Киев должен предоставить точно такое право россиянам южных и восточных украинских регионов".

Этот аргумент приходится слышать порой также от украинцев, поэтому следует объяснить, почему он глубоко ложен. Косово – это совсем не "как Крым" , вопреки муралу в Митровице.

"Автономный край Косово и Метохия" – это территория на юге Сербии и ее составная часть во времена правления Милошевича, в 90-х годах. В то время на фоне обострения межэтнических (а также религиозных) споров на этой территории начался кровавый внутренний конфликт между центральной властью и косовскими албанцами, преимущественно мусульманами, которые сформировали незаконную партизанскую армию, требуя отделения от Сербии.

В конце 90-х конфликт приобрел черты этнического преследования косоваров, с массовыми депортациями, заключениями и т.д.

Помня, как в Боснии подобный конфликт сербов с бошняками (также преимущественно мусульманами) перерос в геноцид, проводимый сербскими властями, Запад решил предотвратить повторение этого сценария. Поэтому в 1999 году НАТО вводит в Косово наземные войска с одновременной бомбардировкой Сербии.

Эти события и роль всех игроков в них (в том числе государств НАТО) до сих пор оцениваются как неоднозначные, а на скамье подсудимых трибуналу в Гааге оказались как косовские, так и сербские военные командиры. И их следствием стала вражда между Косово и Сербией на уровне, исключающем примирение. Из центральной Сербии изгнали практически всех албанцев; в Косово сербы остались жить только в нескольких моноэтнических сербских анклавах.

А в 2008 году Косово (где находился контингент НАТО и не было угрозы нового нападения) в одностороннем порядке провозгласило независимость.

Сербия инициировала обжалование этого шага в Международном суде ООН, но тот принял сторону косоваров и провозгласил, что Косово как исключение из других норм международного права имеет право на независимость, поскольку, через память о международных преступлениях на этнической почве, этнические чистки и преследования , он не сможет существовать под властью Белграда

В решении ТС ООН подчеркивалось, что оно не является прецедентом для других государств, а базовым аргументом в пользу беспрецедентного "права на самоопределение" была именно системная практика этнических преступлений, чисток и т.п., совершенных властью и представителями Сербии против косоваров, жителей своего региона. И именно эта аргументация свидетельствует, что с оккупацией Крыма, замаскированной под его "отделение", эта косовская история не есть и не может быть связана.

Ведь этнические чистки и системные преступления киевского режима против россиян существуют только в болезненных фантазиях российской пропаганды.

Что произошло в Совете Европы


И вернемся к событиям апреля 2023 года. На этой неделе неожиданно выяснилось, что Комитет министров Совета Европы (КМСЕ), то есть главный руководящий орган этой организации, приступил к рассмотрению заявки о вступлении Республики Косово в состав СЕ.

За вступление Косово в Совет Европы проголосовало 33 из 46 государств-членов Совета Европы, что позволило принять решение с небольшим запасом. Для расширения состава организации это решение должно было поддержать как минимум 31 государство.

Обычно результаты голосования КМСЕ тайны, ни одно государство не имеет права раскрывать даже результаты голосования, не говоря уже о позиции сторон. Широкая общественность об этом узнает разве что из источников.

Но на этот раз Сербия была настолько разгневана, что решила открыто нарушить все правила.

Сербский министр иностранных дел вышел на пресс-конференцию, где назвал все государства, превратившиеся словно в "врагов Сербии", пригрозив им возмездием. К этому списку и к месту Украины в нем мы еще вернемся, а сначала – о событии, которое вызвало такую ​​ярость Белграда, и о том, какое следствие она будет иметь.

Беспрецедентность состоит в том, что Совет Европы, похоже, станет первой крупной "политической" международной организацией, членом которой станет Косово. (С этим "первенством" есть определенные нюансы, к ним вернемся впоследствии.)

Сербия много лет подряд ставила целью не допустить вступления Косово в подобные организации, потому что это, по сути, могло легитимизировать независимость региона в глазах мира, но до сих пор на это не хватало голосов – это хорошо видно даже по распределению голосов в Совете Европы.

Но сейчас, похоже, ситуация изменилась.

Мы подчеркиваем слово " похоже ", ибо окончательное решение о вступлении еще не принято – хотя сейчас не видно, что его можно остановить. Голосование КМСЕ было, по сути, "сигнальным" и должно было проверить, есть ли достаточно голосов для расширения организации.

Теперь, когда все убедились, что поддержка есть – будет запущен юридический процесс.

Следующей за вступление Косово должны проголосовать ПАСЕ, то есть депутаты парламентов, которые соберутся в Страсбурге в июне и октябре. Не исключено, что этот вопрос будет вынесен уже на летнюю сессию. Хотя там тоже нужно собрать две трети голосов. Это требует работы для косоваров и их партнеров, но не является непреодолимой проблемой.

После ассамблеи решение должно снова принять КМСЕ, после чего Косово окончательно пригласят стать членом Совета Европы. Далее – ратификация международных договоров в косовском парламенте, определение реформ, за которыми будет следить СЕ, и так далее.

Это действительно делает Косово полноценным партнером для европейских государств. Косовских депутатов будут воспринимать в Страсбурге как равные по статусу к депутатам Сербии.

Словом, это действительно водораздел в вопросе признания независимости Косово.

А нервная реакция Сербии вполне понятна.

Долгая дорога в ООН


Мы не зря сделали замечание, когда речь шла о вступлении в первую "большую политическую" международную организацию.

Если в 2008 году сразу после самостоятельного провозглашения независимости Косово были основания считать эту страну "государством-самозванцем", то после решения Суда ООН ситуация принципиально изменилась. На сегодняшний день около 100 государств мира, то есть половина членов ООН, официально признают независимость Косово. Точное количество назвать невозможно, потому что Сербия при поддержке РФ годами вела международную кампанию в связи с признанием со стороны государств Глобального Юга, и позиция ряда стран не определена.

В таких условиях Косово не могло оставаться вне зоны внимания международных структур. Есть даже определенные "секторальные" объединения, которые имеют статус межправительственных организаций и признают Косово (наибольшее – это Международный валютный фонд, членом которого является Республика Косово под своим конституционным названием).

Однако все попытки Косово пробиться в ключевые организации мира, такие как ЕС, ООН, НАТО, Совет Европы и т.п., до недавнего времени терпели неудачу. В частности, потому, что главный партнер Сербии – Россия – была международным игроком, способным надавить на отдельные государства и убедить их не голосовать.

2022 все изменил. Россия превратилась в токсичного изгоя даже для многих вчерашних друзей.

И именно это, а также изгнание России из Совета Европы в марте 2022 года, сделало возможным будущее вступление Косово в Совет Европы.

Но на этом победное косовское шествие может и остановиться.

Дело в том, что у ЕС и НАТО даже без влияния РФ есть страны, которые считают невозможным признание Косово – а значит, будут голосовать против (например, Испания, которая сталкивается с проблемой каталонского сепаратизма). А принцип консенсуса превращает это в непреодолимое препятствие.

В вопросе вступления в ООН Косово также не имеет реального шанса на успех, хоть с российским влиянием, хоть без него. Решение о вступлении нового государства в ООН принимается двумя третями Генассамблеи, но перед тем как вынести этот вопрос на голосование, страна должна получить "рекомендацию" от Совбеза ООН. А в этом органе заседают два государства с блокирующим голосом, которые категорически против признания Косово – это Россия и Китай, для которого сохранение своей целостности является принципиальным вопросом – из-за проблемы Тайваня, Тибета, уйгурского Синьцзяна и тому подобное.

Поэтому пока не будет какой-либо политической договоренности между властями Косово и Сербии о мирном разводе, шансы на окончательное косовское признание кажутся низкими.

А в Белграде подобный вариант исключают.

Угрозы Сербии и действия Украины


Так какова позиция Украины сейчас?

Следует отметить, что мы не поддержали вступление Косово в Совет Европы, а воздержались от голосования. В Сербии это восприняли как позицию "мы не за, но и не против".

Интересно, что юридически позиция Украины Косово не помогла – ведь для положительного результата нужно было собрать 31 голос "за". Все остальные – голосовавшие против, воздержались или вышли из зала, чтобы не голосовать, оказались в одной "корзине". Но для Белграда столь принципиальной была открытая поддержка других государств, что он воспринял даже это как пощечину.

Глава МИД Сербии Ивица Дачич заявил, что Украину ждут последствия из-за такого голосования. И даже обозначил, какой будет сербская месть: теперь в голосовании за резолюцию ООН Сербия не будет поддерживать Украину.

"До сих пор Сербия осуждала нарушение территориальной целостности Украины во всех резолюциях, а когда появился наш вопрос, то они воздержались. Это повлияет на наше дальнейшее отношение к этой стране, потому что международная политика основывается на взаимности", - пояснил Дачич.

Из числа стран ЕС Сербия включила в список "изменников" Словакию и Грецию. Обе ранее открыто отрицали независимость Косово, а теперь решили удержаться или не голосовать вообще. Дачич пообещал им последствия и упрекнул в непоследовательности.

Но одна страна сделала обратную смену и присоединилась к группе поддержки Сербии, и это мало кого удивило.

Речь идет о Венгрии.


Орбан в последнее время сблизился с сербским лидером Вучичем , оба являются ключевыми партнерами России и Путина в Европе. Поэтому – несмотря на то, что официально Венгрия признает независимость Косово еще с 2008 года и имеет посольство в Приштине – но в Совете Европы венгры "забыли" об этом и заявили, что Косово не может быть членом организации.

Как поступать Украине дальше?

На самом деле, вопрос о возможности признания Украиной Косово (признающего также абсолютное большинство государств ЕС и НАТО) давно назрел. Но сейчас, пока идет война с РФ, это вряд ли целесообразно. И то, как поступил Киев сейчас, когда воздержался в голосовании по этому принципиальному вопросу, кажется правильным подходом.

А после победы Украины, особенно после нашего вступления в НАТО и получения гарантий коллективной защиты, к этому вопросу будет смысл вернуться. Вспомнив также то, на чьей стороне был Белград во время российской агрессии против нашего государства и какова была позиция косовской власти.
 
Автор: Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды"



Лидеры Сербии и Косова согласились на мирный план, предложенный Евросоюзом. Теперь конфликт может быть окончательно улажен? Или все-таки нет? Отвечает эксперт Фонда Карнеги Максим Саморуков

07:00, 22 марта 2023 Источник: Meduza

Президент Сербии Александр Вучич (слева) и премьер-министр Косова Альбин Курти (справа) на встрече с главой внешнеполитического ведомства Европейского союза Жозепом Боррелем (второй слева). Брюссель, 27 февраля 2023 года / Virginia Mayo / AP / Scanpix / LETA

Президент Сербии Александр Вучич и премьер-министр Косова Альбин Курти 18 марта встретились в Северной Македонии. Вучич по-прежнему отказывается признавать независимость Косова, однако по итогам переговоров лидеры стран сообщили о достижении соглашения сразу по нескольким пунктам. «Сегодня ничего не заканчивается, только начинается», — сказал президент Сербии. Накануне встречи Курти и Вучича в Белграде прошли протесты: несколько тысяч сербских националистов прошли маршем к офису президента, скандируя: «Нет капитуляции», «Косово — не предмет торга» и «Сербия — не Евросоюз». О том, зачем были нужны эти переговоры, «Медуза» узнала у эксперта Фонда Карнеги Максима Саморукова.

Максим Саморуков, эксперт Фонда Карнеги


— В конце февраля Сербия и Косово согласились с планом ЕС по нормализации отношений, а в марте — с приложением по его реализации. Это значит, что теперь эти страны пришли к взаимопониманию? 

— Нет, и стороны этого не скрывают. Мы знаем, что они согласились с содержанием соглашения и приложением к нему. Тем не менее главы не приблизились к взаимопониманию, и прежние взаимные претензии сохранились. Вучич говорит, что не собирается признавать Косово, Курти утверждает обратное — никакого согласия не наблюдается. 

— Тогда какие важные пункты можно выделить в договоре?

— По двум главным вопросам, которые были важны до встречи, ясности не добавилось и после нее. Один из пунктов гласит, что Сербия должна перестать сопротивляться вступлению Косова в международные организации. Подразумевается, что в их число входит и ООН. Второй важный вопрос, требующий уступок уже от Косова, — это создание там Ассоциации сербских муниципалитетов, можно назвать это чем-то вроде сербской автономии внутри Косова. [Однако] после всех встреч сербский президент Вучич по-прежнему уверяет, что не собирается пускать Косово в ООН, а косовский премьер Курти увязывает создание сербской автономии с другими трудновыполнимыми условиями. 


— Чтобы стороны согласились с планом нормализации отношений, потребовалось почти полгода, европейские дипломаты восемь раз посещали Белград и десять — Приштину. Как проходили эти встречи?

— На самом деле переговоры между Сербией и Косовом при посредничестве Запада тянутся гораздо дольше, еще с 2011 года. И, например, в 2013 году европейские посредники уже праздновали победу, когда стороны подписали Брюссельское соглашение. Но на деле оно не выполнено до сих пор.

Сейчас Запад стремится прежде всего стабилизировать ситуацию, понимая, что окончательно урегулировать конфликт невозможно без четкой перспективы вступления в ЕС для обеих стран. А брать их туда в ближайшее время никто не собирается, потому что нынешняя система принятия решений в ЕС предусматривает право вето по многим вопросам у каждой страны-участницы. Предоставлять такое право Сербии, Косову или любой другой стране Западных Балкан никто не хочет, независимо от того, как далеко они продвинулись в урегулировании своих конфликтов.

Сейчас Западу важнее, чтобы ситуация не деградировала и не создавала возможности для враждебного внешнего вмешательства — например, России. ЕС необходимо, чтобы Сербия и Косово начали хотя бы декларировать свои намерения урегулировать конфликт — это уже будет серьезным шагом на пути к стабилизации ситуации. 

— Действительно ли договор может предотвратить новые обострения?

— Открытого конфликта, вероятнее всего, и так бы не было. Все последние обострения были скорее искусственно раскручены местными лидерами, чтобы Запад больше ценил статус-кво в регионе и не слишком давил своими требованиями на местное руководство, понимая, что ситуация может и ухудшиться. Неконтролируемое обострение представить сложно, а вот попытки местных лидеров обострить ситуацию в своих интересах могут возобновиться и после нынешних победных заявлений ЕС.

— Вучича часто обвиняют в поддержке Владимира Путина. Как этот договор отразится на отношениях Москвы и Белграда? 

— Непризнание Косова всегда было важным элементом сербско-российских отношений. Конечно, России невыгодно урегулирование отношений между Сербией и Косовом, но на деле его и не намечается, поэтому мы не наблюдаем никакой паники со стороны РФ.

— Повлияет ли этот договор на отношение Сербии к войне в Украине?

— Общественное мнение в Сербии, в том числе и отношение к войне, в основном формируется провластными СМИ. Так как они остаются довольно пророссийскими, сербское общество, несмотря на войну, по-прежнему положительно относится к России. Многие сербы даже поддерживают действия российских властей. 

Осторожное отношение Вучича к войне связано с тем, что Россия очень популярна в сербском обществе, он всегда повышал собственные рейтинги за счет этого. Разрыв с ней опасен скорее внутриполитическими последствиями, чем какой-то реакцией Кремля. Например, опросы показывают, что 70–80% населения Сербии выступают против введения санкций против России. Естественно, что в такой ситуации у Вучича есть мощный стимул сопротивляться западному давлению по этому вопросу, потому что иначе он рискует просто потерять власть.  


— Если разногласия между Сербией и Косовом все-таки удастся урегулировать и обе страны станут частью Евросоюза, может ли это привести к агрессии со стороны России? 

— Полное урегулирование конфликта может занять около десяти лет, а то и больше. Неизвестно, в каком состоянии будет Россия к этому моменту и будет ли она способна на агрессию. Боюсь, уже сейчас война с Украиной привела военный и экономический потенциал России в такое состояние, что она вряд ли может позволить себе агрессию где-то еще.

— Сами сербы считают переговоры Вучича проявлением слабости. Мирное соглашение может стать причиной нового конфликта уже внутри Сербии? 

— Здесь всегда сложно понять, насколько сербские протесты против переговоров с Косовом инсценированы сербским руководством, а насколько — проявление народных эмоций. Правительство Сербии любит изображать себя заложником общества. Косово перестало быть частью Сербии де-факто больше 20 лет назад, так что сербское общество успело привыкнуть к этой реальности. Но формальное признание Косова все равно будет воспринято как очень болезненное унижение и, скорее всего, будет означать крах политической карьеры Вучича.

— Вучич и сам публично выступает против признания независимости Косова и вступления этой страны в ООН. Неужели он будет готов пойти на уступки? 

— В соглашении появились фразы о том, что процесс урегулирования является составной частью процесса евроинтеграции обеих стран, а это смягчает обязательства. Перспектива реальной интеграции Балканских стран в ЕС появится в лучшем случае лет через 10–15, а значит, в ближайшие годы увязка косовского урегулирования с процессом евроинтеграции позволяет Сербии ничего не делать. 

— Как вы оцениваете потенциальный успех этого плана? Могут ли нынешние переговоры действительно поставить точку в конфликте Сербии и Косова? 

— И в плане нормализации отношений, и в приложении к нему формулировки слишком размытые, чтобы реально заставить стороны идти на серьезные уступки. Скорее всего, они и дальше продолжат ничего не делать, ссылаясь на то, что другая сторона тоже не выполняет свою часть сделки.

Эту ситуацию вряд ли удастся изменить до появления реальной перспективы вступления этих стран в ЕС. А нынешнее соглашение станет в лучшем случае основой для следующего, более проработанного плана нормализации, к которому вернутся через какое-то количество лет.



«Медуза»



Европарламент поддержал введение безвизового режима для Украины, Грузии и Косово

07.07.2016 15:33  Forbes

Члены комитеты Европарламента по международным делам подавляющим большинством голосов выступили за отмену виз для краткосрочных поездок в страны Евросоюза гражданам Украины, Грузии и непризнанной республики Косово, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Европарламента. «Члены комитета считают, что эти страны добились значительного прогресса в реализации целей, поставленных в плане требований для отмены виз», — заявил представитель пресс-службы.

Следующим этапом станет возможное одобрение решения комитетом ассамблеи по гражданским свободам, а затем и Европарламентом.

В декабре 2015 года Еврокомиссия сообщила о том, что Украина выполнила все условия для либерализации визового режима, а в апреле выступила с законодательной инициативой о введении безвизового режима для украинских граждан.



А. Подрабинек - комментарий на тему «косовский прецедент»

Александра Подрабинек 
депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (фракция «Яблоко»)
2016-01-12 echo.msk.ru/blog
...
Видящих полнейшее бессилие всей «президентской вертикали» в борьбе с экономической катастрофой и ее категорическую неспособность выправить положение. За исключением спасения бизнеса «лучших людей», конечно — тут-то властью предпринимаются недюжинные усилия…

На этом фоне, скорее всего, останутся малозамеченными другие заявления российского президента — например, о «присоединении Крыма».

Где, оказывается, было «не нарушено международное право», потому что «каждый народ имеет право на самоопределение», и в случае с Косово «Международный суд ООН определил, что при решении вопроса о суверенитете мнение центральных властей можно не учитывать».

И где «собрались депутаты, проголосовали за независимость и назначили референдум, а граждане на референдуме проголосовали за воссоединение с Россией».

Народ действительно имеет право на самоопределение. Вот только в России попытка реализовать это право в лучшем случае называется «призывом к нарушению территориальной целостности» и карается 5-летним тюремным заключением, а в худшем случае — ведет к «наведению конституционного порядка» и «проведению контртеррористической операции», как в Чечне.

И что-то не вспомнить, чтобы нынешний российский президент столь же трепетно относился к праву чеченского народа на самоопределение, как к аналогичному праву жителей Крыма. Которые, кстати, если кто забыл, голосовали не заведомо незаконном (противоречащем Конституции Украины) референдуме, назначенном органом, в принципе не имевшим права принимать такое решение, вовсе не за «воссоединение с Россией» (такого вопроса не ставилось на указанном референдуме).

Что же касается «косовского прецедента», то отсылка к нему рассчитана на людей с очень короткой памятью и полным нежеланием разбираться в сути вопроса.

На тех, кто не помнит, что международное признание независимости Косова стало следствием этнических чисток, устроенных правительством Слободана Милошевича (в Крыму не было ничего даже и отдаленно подобного), длительного нахождения территории под управлением временной администрации ООН и исчерпания других возможностей прекращения кровопролития.

На тех, кто не помнит, или поленится узнать, что Россия не только не признала независимость Косова, но и заявляла устами своих представителей в упомянутом Международном суде, что декларация о независимости Косова противоречит международному праву, которое «не позволяет Косову объявить независимость, поскольку население Косова не пользуется правом на самоопределение».

И что не кто иной, как Владимир Путин, заявлял тогда, что «одностороннее объявление независимости Косово нарушило бы принципы международного права».

Теперь Путин уверенно заявляет прямо противоположное, опираясь ровно на то, что прежде не признавал.

А немецкие журналисты почему-то не напоминают ему ничего неприятного.
Ни про российскую позицию по «косовскому прецеденту».
Ни про две чеченские войны, где пытались «не учитывать мнение центральных властей» при решении вопроса о суверенитете с хорошо известными, в том числе в Германии, последствиями.

Ни про резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 27 марта 2014 года, подтвердившей незаконность «присоединения Крыма» с точки зрения международного права и правовую ничтожность крымского «референдума» (из 193 стран — членов ООН 100 высказались «за», 11 — «против», в том числе Россия, 58 стран «воздержались» и 24 страны не голосовали)...

Нынешнее экономическое положение России во многом является следствием «крымской операции».

Но когда на напоминание немецких журналистов о том, что именно в результате этого шага Запад ввёл санкции, от которых страдает российское население, Путин отвечает «российское население прекрасно чувствует и сердцем, и умом понимает, что происходит» — он опережает события.

Российское население пока еще только чувствует, что происходит.
Чувствует не сердцем, а карманом: каждым посещением магазина и сравнением своей зарплаты или пенсии с ценами, тарифами и квитанциями на квартплату.

Но в большинстве своем, — находясь под воздействием постоянной оглушающей пропаганды, — не понимает причин происходящего.
Понимание это придет — когда (подобно поздним советским временам) выяснится, что холодильник не удается подключить к телевизору.

Когда (цитируя Леонида Радзиховского), импульсы от желудка дойдут до головы.
Когда властная ложь станет очевидной для критической массы граждан.
Как там было у Булата Окуджавы?

Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего
не уважают больше…

echo.msk.ru/blog

Komentarų nėra: