Проверка боем: оправдала ли себя стратегия Украины по созданию малых альянсов
26 АПРЕЛЯ 2023, 10:35 / СЕРГЕЙ ГЕРАСИМЧУК, "УКРАИНСКАЯ ПРИЗМА"
ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ
"Люблинский треугольник" остается наиболее эффективным малым альянсом, где участвует Украина. Встреча президентов из трех стран. Львов, 11 января 2023 года
Менее двух лет назад, на фоне неуверенности перспектив членства в НАТО и ЕС, Киев искал альтернативных вспомогательных механизмов регионального сотрудничества, которые должны компенсировать требовательность и порой неповоротливость Брюсселя.
Эти поиски отразились в новой Стратегии внешнеполитической деятельности Украины, принятой в августе 2021 года.
Среди прочего она предусматривала развитие трехстороннего сотрудничества между Украиной, Польшей и Литвой в форматах "Люблинского треугольника", который уже на тот момент включал в себя компоненты межпарламентского сотрудничества (Межпарламентская ассамблея Украина – Польша – Литва) и военного сотрудничества (литовско-польско-украинского). бригады – ЛитПолУкрбриг).
Речь шла в Стратегии и о развитии взаимодействия в рамках "Ассоциированного трио" – трехстороннего формата усиленного сотрудничества Украины, Грузии и Республики Молдова по европейской интеграции.
Отдельно упоминалась необходимость дальнейшего развития отношений с Великобританией и стратегическое партнерство с Польшей в европейском, евроатлантическом, региональном и двустороннем измерениях.
В начале февраля 2022 г. эти приоритеты нашли воплощение в формировании нового треугольника: Украины, Польши и Великобритании.
Тогда министр иностранных дел Дмитрий Кулеба отметил: "Украина не может ждать безопасности и процветания где-нибудь в будущем, когда станет членом ЕС и НАТО. Поэтому таким образом уже сегодня пытается добиться практического укрепления, сплачивая дружеские и близкие по духу страны в малые альянсы".
Полномасштабная война с РФ стала стресс-тестом для малых альянсов.
Кто-то сразу заклеймил их как рудимент на фоне того, что членство в ЕС и НАТО стало ключевой и в определенной степени даже достижимой целью. Кто-то, наоборот, убедился, что именно малые альянсы станут трамплином Украины на пути к большим интеграционным образованиям.
Истина, как всегда, была посредине. Некоторые альянсы доказали свою стабильность и продемонстрировали эффективность, а другие вместо этого стагнируют.
"Люблинский треугольник" – альянс долгой выдержки
Наиболее эффективным форматом оказался "Люблинский треугольник". И тому есть несколько причин.
Во-первых, "треугольник" основывается на древних исторических связях между странами региона.
Во-вторых, в его основе – безопасное и парламентское сотрудничество, которое налаживалось годами.
В-третьих,
все три страны "треугольника" имеют очень похожие представления о сотрудничестве и солидарности.
Согласно опросу, который "Украинская призма" совместно с представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Украине провела в октябре прошлого года, украинцы среди государств региона лучше относятся к полякам (91% - очень или в основном положительно), и литовцам и латышам (79% - очень или большей частью положительно).
Такое отношение взаимно. Среди стран с очень или большей частью положительным отношением к Украине на первом месте – Литва (74%), на втором – Польша (61%).
Помимо всеобщего сострадания, граждане стран "Люблинского треугольника" поддерживают общую с Украиной судьбу под зонтиком Европейского Союза и НАТО. Согласно опросу, украинцы, литовцы и поляки согласны с тем, что Украина должна стать полноправным членом Европейского Союза.
Украина, Литва и Польша находятся в топ-тройке стран региона по ответам "да" (91% украинцев, 88% литовцев и 82% поляков поддерживают членство Украины в ЕС). То же касается членства в НАТО. 90% украинцев, 87% литовцев и 80% поляков считают, что Украина должна стать членом НАТО в будущем. 63% украинцев, 46% литовцев и 35% поляков считают, что это должно произойти уже в этом году.
Кроме этого, страны "Люблинского треугольника" имеют общее видение необходимости осуждения России за ее преступления в Украине. Большинство населения Литвы и Польши поддерживают совместное осуждение военных преступлений России в Украине (Польша – 79% однозначно или скорее да, Литва – 78% однозначно или скорее да).
На этом фоне естественны результаты саммитов "треугольника".
26 ноября 2022 года премьер-министры Польши Матеуш Моравецкий и Литвы Ингрида Шимоните во время визита в Киев подписали с украинским коллегой Денисом Шмыгалем совместное заявление, в котором призвали мир признать общей целью освобождение всей территории Украины.
11 января 2023 во Львове состоялся саммит "Люблинского треугольника". Президенты Владимир Зеленский, Гитанас Науседа и Анджей Дуда подписали общую декларацию, подтверждающую многовековые исторические связи между тремя государствами и определяющую приоритетные направления сотрудничества "треугольника".
Среди этих приоритетов: поддержка стратегического курса Украины по приобретению полноправного членства в ЕС и НАТО, намерение Литвы и Польши продолжить оказание мощной военной, технической, оборонной, гуманитарной и другой поддержки Украине и поддержка созыва Глобального саммита "формулы мира" для консолидации международной поддержки украинского мирного плана.
Лондон-Варшава-Киев – бренд, сильнее продукта
Парадоксальная ситуация складывается с "треугольником" Украина – Польша – Великобритания.
Государства-участники этого формата предоставляют Украине наибольшие объемы помощи, уровень политических контактов наивысшего уровня стабильно высок, Лондон и Варшава являются адвокатами строгого санкционного режима.
Более того, согласно опросу, организованному "Украинской призмой" в партнерстве с представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Украине, 25% украинцев осведомлены об этом формате сотрудничества.
Это при том, что для экспертов остается загадкой, с какими именно аспектами сотрудничества осведомлена общество, потому что в трехстороннем формате ее фактически не существует.
Лидеры Украины, Польши и Великобритании не встречались вместе даже на полях других международных организаций.
Возможно, хайпу инициативе добавила незаурядная личность экс-премьер Британии Бориса Джонсона, невольно ставшего "лицом бренда" и чьи визиты в Киев так запомнились украинцам.
Однако в случае этой инициативы бренд появился раньше продукта.
Но этот недостаток можно исправить. Наличие большего партнера, даже если он лишь косвенным образом поддерживает коалицию, крайне важно.
Учитывая добавленную стоимость, которую могло бы придать формату Лондон – Варшава – Киев членство Великобритании в СБ ООН, G7 и НАТО, можно говорить о предпосылках для формирования повестки дня объединения.
Его развитие заслуживает дополнительных импульсов и ресурсов.
Минорная терция "Ассоциированного трио"
С форматом "Ассоциированного трио" Украины, Молдовы и Грузии, который еще в 2021 году был полон потенциала, а после 24 февраля 2022 ушел в "крутое пике", все очень грустно.
Едва ли не единственным случаем проявления солидарности в формате "трио" стало то, что Грузия и Молдова вслед за Украиной подали заявки на членство в Европейском Союзе.
Препятствием для развития "трио" стало то, что Грузия (в отличие от Украины и Молдовы) не получила статус кандидата в ЕС.
Проблемы усугубились на фоне трения между правительствами Украины и Грузии.
В таких условиях смысл существования формата может заключаться только в сохранении контактов на уровне гражданского общества как основного драйвера европейской интеграции трех государств.
В то время как площадка для межправительственного сотрудничества "Ассоциированное трио" все больше теряет смысл и все меньше стоит усилий и ресурсов, поэтому может быть законсервирована до момента смены власти в Грузии.
Забыть или сберечь?
Как видим, разные малые альянсы продемонстрировали разные уровни жизнеспособности. Так что клеймить их как рудименты рано.
Какие-то из них вполне могут послужить. Более того, они будут не лишними и на дальнейших этапах интеграции Украины в ЕС и лоббирования интересов Украины в Брюсселе.
Некоторые можно наполнять содержанием, чтобы они соответствовали уже сложившемуся "бренду".
Ну а некоторые можно и стоит законсервировать до лучших времен.
Автор: Сергей Герасимчук,
эксперт Совета внешней политики "Украинская призма"
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą