Китайский намек: стоящий за "ошибкой" посла КНР в скандальном заявлении об Украине
Заявления китайского посла противоречат официальному курсу Пекина и явно подыгрывают пропаганде РФ / AFP/EAST NEWS
Признает ли Китай суверенитет государств, независимость которого восстановилась только после распада СССР?
Казалось, этот вопрос совсем не требует дискуссий. Однако посол Китая во Франции Лу Шае во время
интервью швейцарскому журналисту Дариусу Рошбену сделал крайне скандальное заявление: по его словам, бывшие советские страны "
не имеют эффективного статуса в международном праве, поскольку нет международного соглашения, которое бы конкретизировало их статус как суверенной страны" ".
А на вопрос, считает ли он Крым подобающим Украине, китайский дипломат сказал, что "это зависит от того, как вы воспринимаете проблему", ведь "исторически Крым был русским с самого начала; в советский период Хрущев передал Крым Украине".
Такое заявление вызвало мощную реакцию у иностранных медиа, среди политиков и дипломатов.
Группа из 80 депутатов Европарламента призвала
объявить Лу Шает персоной нон грата. Франция,
Эстония,
Латвия и Литва выразили протест и вызвали посла Китая для объяснений, министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис выразил сомнения в возможности Пекина играть конструктивную роль в достижении мира.
Причиной такой мощной реакции является то, что высказывания посла фактически подвергли сомнению независимость, суверенитет и международно признанные границы Украины и ряда стран мира и косвенно оправдали незаконную аннексию Крыма под предлогом "исторических территорий России".
Это не соответствует официальной позиции Китая, краеугольным камнем внешней политики которого является незыблемость государственных границ.
Реагируя на шквал критики, посольство КНР во Франции
удалило стенограмму интервью со своего сайта и заявило, что слова посла являются его "личными взглядами, которые не следует интерпретировать излишне". А во время ежедневной
пресс-конференции спикер МИД Китая Мао Нин была вынуждена шесть раз отвечать на вопросы и
уверять, что позиция КНР остается неизменной : "Китай уважает суверенитет, независимость и территориальную целостность всех стран и поддерживает цели и принципы Устава ООН"; Китай уважает статус бывших советских республик как суверенных стран после распада Советского Союза.
Несмотря на это, скандальное заявление китайского дипломата все равно оставляет много вопросов, правильный ответ на которые очень важен для понимания внешней политики Пекина и, в частности, перспектив украинско-китайских отношений.
Как трактовать заявление посла Лу?
Анализ видео и текста интервью позволяет сделать выводы, что скандальное заявление вряд ли было специально подготовлено или согласовано с МИД Китая.
Во-первых, большинство вопросов и тезисов не имели отношения к Украине и касались китайско-американских отношений, ситуации вокруг Тайваня, стратегической автономии Европы, визита Макрона в Китай и т.д. Разговор об Украине занял меньше десятой части всего интервью.
Во-вторых, дискуссия была достаточно динамичной и непростой для китайского дипломата, поскольку она проходила в прямом эфире на французском языке, журналист в течение 50 минут задал 80 вопросов, практически каждый из которых следовал из ответа на предыдущий и выводил посла из зоны комфорта.
К примеру, часть вопросов касалась нарушения прав человека в КНР, обвинений в колониальной политике Пекина в Африке, репрессий времен Мао Цзэдуна, стремления Пекина изменить международный порядок, настроений реваншизма в Китае за унижение времен Опиумных войн и т.д.
В-третьих, отвечая на вопрос о Крыме, посол вспомнил якобы "историческую принадлежность Крыма к России", возможно, пытаясь таким образом провести параллели с принадлежностью Тайваня к Китайской империи династии Цин.
Таким образом, посол в первую очередь пытался легитимизировать претензии КНР на Тайвань.
Однако в ответ на аргумент журналиста о том, что принадлежность Крыма к Украине определяется международным правом, дипломат, вероятно, не желая признавать свою ошибку, подверг сомнению легитимность суверенитета стран бывшего СССР и Украины в частности.
Как следствие, заявления Лу Шае были отрицательными для имиджа КНР, заставили китайский МИД оправдываться и уверять в уважении суверенитета других стран; могли снизить достижение китайской дипломатии по результатам визита Макрона в Пекин; усилили голоса "ястребов" по Китаю в Европе.
Что действительно стоит за заявлением посла?
Несмотря на то, что МИД Китая официально заверил в уважении к суверенитету Украины и другим странам бывшего СССР, сам факт сомнения высокопоставленного китайского дипломата относительно международного статуса Украины и применения поводов исторической принадлежности территорий должен быть тревожным звонком.
Поскольку заявление посла может отражать образ мышления Китая и быть реальной, а не декларируемой позицией китайского руководства по суверенитету Украины и других постсоветских стран.
В пользу этого тезиса говорит ряд факторов.
В частности, в 2019 году, во время Пекинского Сяншанского форума – ключевого международного мероприятия Китая по вопросам безопасности и международных отношений – в ходе неформальных, кулуарных разговоров было видно, что китайские аналитики воспринимают Украину как "территорию российской зоны влияния, которая в результате государственного переворота, цветной революции, организованной Вашингтоном, оказалась под контролем Запада. И это только дело времени, когда Москва вернет вспять свои исторические земли».
Данные тезисы также присутствуют в официальных документах Китая, в частности, в недавно опубликованном
докладе на сайте МИД Китая "Гегемония США и ее опасность".
В ней Оранжевая революция 2004 года названа организованной Вашингтоном для изменения действующего политического режима. Кроме этого, в документе утверждается, что в 2014 году США якобы свергли демократически избранное правительство Украины, заменили его проамериканским марионеточным режимом и ведут прокси-войну в Украине.
Во-вторых, после начала полномасштабного вторжения Китай продвигал установление зон влияния и доминирование "больших" стран над "малыми". Указанное подтверждают формулировку китайской дипломатии типа "
принципа неделимой безопасности", который заключается в том, что Украина не может стать членом НАТО без согласия России.
Выступая против вступления Украины в Альянс, Китай (неясно, на основании каких нормативно правовых актов) фактически пытается ограничивать внешнеполитические стремления и суверенные права нашего государства, оставляя его буфером и российской зоной влияния.
В-третьих,
заявления Китая о том, что Украина "не должна быть зоной конфликтов, а должна стать мостиком для сотрудничества между Западом и Востоком", лишает Украину субъектности.
Ведь "мостик" – это не самостоятельный игрок, а важный объект на местности, захват и владение которым обеспечивает стратегическое преимущество перед противником.
Примечательно, что глава украинского МИД Дмитрий Кулеба
в интервью "Синьхуа" в апреле прошлого года отрицал роль Украины как мостика: "Исторически и географически Украина – европейская страна... Украинцы не согласятся играть роль буферной зоны между Востоком и Западом… Украина – это не мост, который любой может пересечь, как ему вздумается".
Ну, и формулировки типа "украинский кризис", "украинский вопрос", которые Китай использует в своих заявлениях и документах, описывая российско-украинскую войну, с одной стороны, выносят Украину за скобки конфликта между Западом и Россией, а с другой – изображают Украина как марионетка Запада в его прокси-войне против Москвы.
Выводы для Украины
Высказывания китайского посла или призывы Пекина о необходимости достижения "безраздельной безопасности" или нерасширения НАТО пока не влияют на курс внешней политики Украины или ее возможность стать членом Альянса. Это определяется исключительно Украиной и НАТО.
В то же время, реальную, а не декларативную позицию Китая относительно "недостаточно эффективного" международного статуса Украины следует учесть при выстраивании новой формулы сотрудничества с Пекином.
Очевидно, что Китай, считающий украинские власти марионеточным режимом, не уважает выбор украинского общества относительно внутренней и внешней политики, пытается ограничить внешнеполитические стремления Украины и сохранить ее под влиянием России и фактически противником украинской независимости, не может заслуживать доверия и быть стратегическим партнером. Украины.
Киев наконец-то должен сформировать новую модель отношений с Пекином, которая будет лишена иллюзий и завышенных ожиданий и учтет угрозы КНР.
Автор: Юрий Пойта,
приглашенный научный сотрудник Тайваньского института исследований национальной обороны и безопасности
В Китае заявили, что уважают суверенитет всех республик бывшего СССР
Китай уважает статус «суверенного государства» всех республик бывшего советского союза и с момента установления дипломатических отношений всегда соблюдал принцип взаимного уважения и равноправия в отношениях с ними.
Об этом сегодня на брифинге заявила представитель МИД КНР Мао Нин, передает собственный корреспондент Укринформа.
«Китай уважает суверенный государственный статус всех республик-участниц после распада советского союза… Китай был одним из первых государств, установивших дипломатические отношения с соответствующими странами», - сказала Мао, фактически дистанцируясь от скандальных заявлений посла Пекина во Франции Лу Шае.
Она отметила, что Китай уважает суверенитет, независимость и территориальную целостность всех стран и поддерживает цели и принципы устава ООН.
«С момента установления дипломатических отношений (с республиками бывшего СССР – ред.) Китай всегда придерживался принципа взаимного уважения и равноправия для развития двусторонних отношений дружбы и сотрудничества», - отметила спикер.
При этом она указала на «неверное» понимание «нейтральной» позиции Пекина в отношении войны России против Украины «некоторыми медиа».
«Некоторые СМИ неправильно трактуют позицию Китая в украинском вопросе и сеют раздор в отношениях между Китаем и соответствующими странами», - сказала спикер, добавив, что китайская сторона «будет пристальной по этому поводу» и при необходимости может отреагировать.
Как сообщалось, ранее китайский посол во Франции Лу Шае заявил , что страны, которые когда-то были республиками в составе СССР, «не имеют эффективного статуса в международном праве», поскольку соответствующее международное соглашение, ратифицирующее их статус, по его мнению, отсутствует.
Представитель Китая также упомянул об оккупированном Россией Крыме, отметив, что в этом случае все зависит от того, «с какой точки зрения воспринимать проблему», и что «все не так просто», а остров «сначала был российским».
Посол Украины во Франции Вадим Омельченко в ответ предположил, что Лу Шае испытывает проблемы с географией, и напомнил, что такие заявления противоречат официальной позиции Китая.
В Европарламенте
призвали объявить посла КНР во Франции персоной нон грата.
Латвия, Литва и Эстония вызвали послов Китая из-за слов дипломата о «сомнительном суверенитете» постсоветских стран
Министерства иностранных дел Латвии, Литвы и Эстонии вызвали послов Китая, чтобы те дали объяснения из-за высказываний посла во Франции Лю Шая. Накануне он заявил, что не существует международного соглашения о суверенном статусе постсоветских стран.
Лю Шай / Фото: Benoit Tessier / Reuters
Лю Шай сделал заявление 21 апреля в эфире французского телеканала LCI. Во время интервью его спросили, считает ли он Крым украинским, на что посол заявил, что регион был «российским изначально».
«Даже эти страны бывшего Советского Союза не имеют эффективного статуса, как мы говорим, в соответствии с международным правом, потому что нет международного соглашения, конкретизирующего их статус суверенной страны»,— добавил Лю Шай (фрагмент эфира опубликован в Twitter LCI).
На следующий день, 22 апреля, глава МИД Эстонии Маргус Цахкна в беседе с журналистом Delfi назвал позицию Лю Шая непонятной. Глава эстонского МИДа сказал, что ведомство вызвало китайского посла для объяснений.
Глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевичс также сообщил о вызове китайского посла. По его словам, заявление Лю Шая было «совершенно неприемлемым». «Ожидаем разъяснений от китайской стороны и полного опровержения данного заявления»,— написал господин Ринкевичс в Twitter.
Заявление также прокомментировал глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис. «Если кто-то до сих пор недоумевает, почему страны Балтии не доверяют Китаю "посредничество в вопросе мира в Украине", то вот китайский посол, утверждающий, что Крым российский, а границы наших стран не имеют законной оснований»,— написал он в Twitter.
МИД Франции сообщил, что ведомство шокировано словами Лю Шая. «Мы подчеркиваем нашу полную солидарность со всеми затронутыми союзниками и партнерами, которые обрели долгожданную независимость после десятилетий угнетения»,— сказано в сообщении ведомства, его приводит
Bloomberg.
Страны Балтии ответили дипломату КНР, усомнившемуся в суверенитете постсоветских государств
ФОТО AUTOPARUS.BY
Главы МИД Латвии, Литвы и Эстонии отреагировали на слова посла Китая во Франции Лу Шайе, который усомнился в суверенитете бывших советских республик и заявил, что "Крым изначально принадлежал России".
Детали: Телеинтервью посла Китая во Франции Лу Шайе швейцарскому журналисту Дариусу Рошебину вызвало широкий резонанс. В частности, посол заявил, что статус постсоветских стран в международном праве неясен, чем подверг сомнению их суверенитет, пишет издание.
Отвечая на вопрос о том, является ли Крым частью Украины, Лу Шайе сказал, что все зависит от того, как смотреть на этот вопрос. "Прежде всего... Крым сначала принадлежал России, не правда ли? А потом Хрущев, в советские времена, передал Крым Украине", - сказала Шайе.
Журналист возразил, что по международному праву Крым является частью Украины.
Шайе ответил ему, что по международному праву бывшие республики Советского Союза не имеют статуса. "В международном праве бывшие советские государства даже не имеют статуса... как бы это сказать... фактического статуса в международном праве, потому что нет международного договора, который материализовал бы их суверенитет", - заявил посол Китая.
На высказывания китайского дипломата отреагировали в МИДе Латвии. В понедельник в министерство для объяснений вызвали уполномоченного поверенного по делам посольства КНР в Риге.
"Учитывая неприемлемые заявления посла Китая во Франции о международном праве и национальном суверенитете, Министерство иностранных дел Латвии требует объяснений", - написал глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевич в Twitter.
Рынкевич отметил, что этот шаг согласован с Литвой и Эстонией.
По словам главы МИД Литвы Габриелюса Ландсбергиса, заявление китайского дипломата объясняет, почему Пекин не может быть посредником в переговорах по установлению мира в Украине.
"Если кому-то все еще интересно, почему страны Балтии не доверяют Китаю как "посреднику в достижении мира в Украине", то вот китайский посол, утверждающий, что Крым является российским, а границы между нашими странами не имеют никаких правовых оснований", - подчеркнул он. он.
"В течение многих лет Запад говорил, что экономическое сотрудничество убедит диктаторов поддержать международный порядок, основанный на правилах. Но все, что мы делали, это кормили их экономику, позволяя им нарушать все правила. Китай делает ставку на то, что мы повторим эту ошибку". Пора попробовать что-то другое", - написал Ландсбергис в Twitter.
Министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна также осудил слова посла Китая, сообщает
Postimees .
"Заявления китайского дипломата непонятны. Мы осуждаем подобные комментарии в сторону независимой и суверенной страны", – отметил глава эстонского МИД.
"Министерство иностранных дел Эстонии планирует вызвать представителя КНР в Эстонии, и, если потребуется, проинформировать его о нашей истории. Наша цель – дать понять, что подобные взгляды неприемлемы и что Эстония – суверенное государство", – сказал Цахкна.
Напомним: Посол Украины во Франции Вадим Омельченко
упрекнул дипломатa Китая во Франции, для которого "не все просто" со статусом Украины и Крыма.
Посол Китая во Франции подверг сомнению суверенитет бывших советских республик.
Посол Китая во Франции Лу Шайе подверг сомнению суверенитет бывших советских республик, в том числе и Украины, и получил жесткую критику в ответ.
Как передает Укринформ, об этом сообщает
RFI .
Шайе заявил, что страны, которые когда-то были республиками в составе СССР, «не имеют эффективного статуса в международном праве», поскольку соответствующее международное соглашение, ратифицирующее их статус, по его мнению, отсутствует.
Официальный представитель
Китая также упомянул об оккупированном Россией Крыме, отметив, что в этом случае все зависит от того, «с какой точки зрения воспринимать проблему», а также добавил, что «все не так просто» и что полуостров «сначала был российским».
Посол Украины во Франции Вадим Омельченко в ответ предположил, что Лу Шайе испытывает проблемы с географией и напомнил, что подобные заявления противоречат официальной позиции Китая.
Омельченко отметил, что вопрос «Кому принадлежит Крым?» всегда показательна. Также посол Украины напомнил, что «советской империи больше не существует, а история идет дальше».
На заявление посла Китая также отреагировал глава МИД Литвы Габриэлиус Ландсбергис в
Твиттере .
«Если кто до сих пор удивляется, почему страны Балтии не доверяют Китаю «посредничество мира в Украине», то вот посол Китая (во Франции – ред.) утверждает, что Крым является российским, а границы наших стран не имеют правовой основы», – написал министр .
Как сообщал
Укринформ , МИД Китая в годовщину нападения России на Украину опубликовал свою «позицию по политическому урегулированию украинского кризиса».
Среди 12 пунктов – уважение и необходимость эффективной поддержки «суверенитета, независимости и территориальной целостности всех стран» в международно-признанных границах.
Фото: EPA
Вслед за Литвой Эстония и Латвия также вышли из формата сотрудничества с Китаем "17 плюс 1"
Китай / Shutterstock nuotr.
В Таллине и Риге заявили, что вместо формата "17+1" будут стремиться к "конструктивным и прагматичным отношениям" с Пекином на двусторонней основе и через развитие связей между ЕС и КНР.
Эстония и Латвия, являющиеся членами Европейского Союза и НАТО, больше не намерены сотрудничать с Китаем в так называемом формате "17 плюс 1". Вместо этого обе страны будут стремиться к "конструктивным и прагматичным отношениям" с Пекином на двусторонней основе и через развитие связей между ЕС и Китаем. Сообщение об этом в четверг, 11 августа, обнародовали министерства иностранных дел в Таллине и Риге. В мае 2021 года из формата "17+1" вышла Литва.
"Формат сотрудничества с Китаем "17 плюс 1" стал ненужным и вызывал разногласия задолго до того, как Литва вышла из него. Теперь закрывают дверь Латвия и Эстония", - написал в микроблоге Twitter глава литовского МИДа Габриэлюс Ландсбергис.
По его мнению, на смену прежней платформе должен прийти формат общеевропейского сотрудничества с Пекином. Ее "следует заменить на "ЕС 27+1", - указал Ландсбергис.
Торгово-дипломатический конфликт между Литвой и Китаем
В конце ноября 2021 года Пекин понизил уровень дипломатических отношений с Литвой после того, как Вильнюс открыл у себя официальное представительство Тайваня - в то время как в большинстве стран мира действуют представительства Тайбэя - столицы Тайваня, что помогает избежать конфликтов с КНР. В начале декабря последовало полное прекращение торговых отношения КНР с Литвой.
CNN žvilgsnis į Lietuvą: kaip Europos nykštukės ginčas su galiūne Kinija virto globalia dilema?
Lrytas.lt Parengta pagal CNN inf.
2022-01-30 20:58, atnaujinta 2022-01-31 08:29
Skaitykite
daugiau:
https://www.lrytas.lt/pasaulis/rytai-vakarai/2022/01/30/news/cnn-zvilgsnis-i-lietuva-kaip-europos-nykstukes-gincas-su-galiune-kinija-virto-globalia-dilema--22229175
Pastaraisiais mėnesiais tarp Lietuvos, nedidelės, mažiau nei 3 mln.
gyventojų turinčios Rytų Europos šalies, ir Kinijos, supervalstybės,
kurios ekonomika netrukus gali pralenkti Jungtinių Valstijų ekonomiką,
kilo įdomus konfliktas.
Viskas prasidėjo praėjusiais metais, kai Lietuva dukart per kelis mėnesius timptelėjo „Pekino drakonui“ už ūsų, rašo CNN.
Pirmiausia ji pasitraukė iš vadinamosios „17+1“ grupės – forumo, kuriame 17 Rytų ir Vidurio Europos šalių bendradarbiauja su Kinija, o po to paragino ir kitas šalis pasielgti taip pat.
Atsižvelgiant į tai, kad Kinija turi daug verslo interesų šiame regione, visų pirma vadinamąją Diržo ir kelio iniciatyvą (angl. Belt and Road Initiative, BRI), kurioje daugiausia dėmesio skiriama infrastruktūros projektams, bet koks Europos pasipriešinimas Pekine nėra pageidaujamas.
Pekinas apsiskaičiavo? Ką reiškia Lietuvos diplomatų išvykimas iš Kinijos
2021.12.16 17:23
Lietuvos diplomatai, dirbę ambasadoje Kinijoje, trečiadienį išvyko iš Pekino. Jiems Kinijos užsienio reikalų ministerija nurodė grąžinti kiniškas identifikacines korteles, kad jos būtų pakeistos, nurodant žemesnį atstovybės rangą. Baiminantis dėl diplomatų ir jų artimųjų padėties, ambasados darbuotojai skubiai parvyko į Lietuvą.
Lietuvos užsienio reikalų ministerija LRT.lt nurodė, kad iš Kinijos išvyko 4 diplomatai, vienas techninis darbuotojas ir jų šeimos nariai. Notą su nurodymu grąžinti akreditacijos korteles ambasada gavo gruodžio 7 d., tai padaryti nurodyta per savaitę – iki gruodžio 14 d.
„Kolegas iš Kinijos išlydėjo būrys Europos Sąjungos ir kitų šalių diplomatų“, – rašoma URM atsakyme. „Reuters“ šaltinių duomenimis, iš Kinijos išvyko 19 asmenų.
Leidinys „The Economist“ tai skambiai pavadino „evakuacija“. Vilnius esą nurodė diplomatams pasilikti korteles ir jau kitą dieną skubiai išvykti „Air China“ skrydžiu į Paryžių. Trečiadienį ambasados darbuotojai susirinko prie atstovybės pastato, jį užrakino ir, lydimi sąjunginių šalių diplomatų, kurie siūlė pavėžėti iki oro uosto, bei civilių rūbais vilkinčių policininkų, sėdo į autobusą, su savimi pasiėmę ir į kelioninę dėžę įdėtą katiną, rašo leidinys.
Lietuvos užsienio reikalų ministras Gabrielius Landsbergis ketvirtadienį žurnalistams patvirtino, kad Pekinas nepranešė apie jokį sprendimą, o tiesiog „buvo informuota, nuo kada nustoja galioti tapatybės kortelės“.
„Mes prašėme ilgesnio laiko, tiesiog dėl techninių aplinkybių išvykti žmonėms sudėtinga, nesulaukėme atsakymo į prašymą pratęsti terminą, ir žmonės grįžo (į Lietuvą) kaip įmanoma greičiau“, – BNS sakė G. Landsbergis. Anot jo, Lietuva baiminosi, kas gali nutikti ambasados darbuotojams, likusiems be dokumentų, kurie „užtikrina jų teisę laisvai keliauti, judėti gyvenamame mieste ir valstybėje“.
Kinijos užsienio reikalų ministerijos atstovas Wangas Weibinas ketvirtadienį sakė, kad susirūpinimas dėl Lietuvos diplomatų saugumo Pekine yra nepagrįstas, apkaltino Lietuvą panikuojant be priežasties ir pasiūlė „pirma išspręsti savo klaidas“.
Rygos Stradinio universiteto Kinijos studijų vadovė Una Aleksandra Bėrzina-Čerenkova LRT.lt sakė, kad Pekinas galbūt nesitikėjo, kad sprendimas dėl dokumentų privers Lietuvą atšaukti visus diplomatus.
„Nebeaišku, ar tai vis dar diplomatinės priemonės, ar jau bauginimas. Tai pilkoji zona“, – sakė ekspertė.
Kinija delsė pratęsti Lietuvos diplomatų akreditaciją ir norėjo pakeisti jų dokumentus naujais, kad juose būtų nurodytas kitoks atstovybės pavadinimas. Pekinas jau pakeitė savo atstovybės Vilniuje pavadinimą į Kinijos Liaudies Respublikos reikalų patikėtinio biurą – jis kitoks oficialiame atstovybės tinklalapyje, o nuo pastato Vilniuje nuimta lentelė, informuojanti, kad tai ambasada.
Tą patį Pekinas nurodė padaryti ir Vilniui. Reikalų patikėtinių biuras yra žemiausias diplomatinės atstovybės rangas.
Anot G. Landsbergio ir prezidento vyriausiosios patarėjos užsienio politikai Astos Skaisgirytės, vienašališki Pekino sprendimai neatitinka Vienos konvencijos.
„Gana liūdna, kad Lietuvos ambasados era bent kuriam laikui baigėsi. Ten vyko daug švenčių Baltijos šalių išeiviams Pekine, tai mums visiems buvo tarsi Baltijos namai. Tad, kalbant iš asmeninės perspektyvos, liūdna girdėti, kad pastatas, su kuriuo susiję tiek puikių Baltijos šalių ir Kinijos ryšių, stovi tuščias“, – sakė Bėrzina-Čerenkova.
Lietuva pabrėžia – atstovybė Pekine ir toliau dirba nuotoliniu būdu.
ES solidari
Pekino pykčio Lietuva sulaukė dėl to, kad Vilniuje leido atidaryti Taivano atstovybę. Anot Pekino, tai pažeidžia „vienos Kinijos principą“. Lietuva taip pat plėtoja santykius su Taivanu ir žada jau kitąmet saloje atidaryti savo diplomatinę atstovybę.
Pekinas dar rugpjūtį atšaukė savo ambasadorių iš Vilniaus, Lietuvos ambasadorei nurodė palikti Kiniją iš karto po to, kai baigėsi jos 2 savaites trukusi izoliacija į šalį atvykus iš Lietuvos.
Lietuvos užsienio reikalų ministerija akcentuoja, kad Lietuvos ambasadorė, kaip ir dabar laikinoji reikalų patikėtinė, į Vilnių konsultuotis iškviestos laikinai.
Pastarąjį kartą Pekinas tokių veiksmų dėl Taivano ėmėsi 1981-aisiais. Tada ambasadoriai buvo atšaukti dėl to, kad Nyderlandai sutiko parduoti povandeninį laivą Taivanui. Diplomatiniai santykiai žemesniu lygiu buvo palaikomi 3 metus.
Lietuvos verslas taip pat pranešė susiduriantis su problemomis Kinijos rinkoje, Vilnius kreipėsi pagalbos į Europos Komisiją, o ketvirtadienį Europos Vadovų Taryboje dalyvaujantis prezidentas Gitanas Nausėda taip pat tikisi aptarti ginčą su ES partneriais.
Kinijos valstybinė žiniasklaida ne tik menkino Lietuvą, bet ir aiškino, kad dabar Vilnius bando „įkaitais paimti visą ES“, o kiti europiečiai tariamai nenori pyktis su Pekinu. Tačiau paramą Lietuvai išreiškė JAV, ES ir Bendrijos narių vadovai, Jungtinės Karalystės užsienio reikalų ministrė Liz Truss sakė, kad Pekino spaudimas Lietuvos diplomatams yra nepriimtinas, o Prancūzijos vadovas Emmanuelis Macronas kiek anksčiau G. Nausėdai pabrėžė, kad nors dialogas su pasaulio supergalybėmis yra svarbus, ES solidarumas yra svarbesnis.
Anksčiau Kinija grasinimų, vienašališkų sankcijų ir užsienio šalių piliečių suėmimų, paverčiant juos įkaitais, ėmėsi prieš Kanadą ir Australiją. ES diplomatai pranešė Kinijai, kad jos priemonės prieš Lietuvos verslą gali pažeisti įsipareigojimus Pasaulio prekybos organizacijai.
„The Guardian“: Kinijos taikinyje atsidūrusi Lietuva – perspėjimas Europai
Kinija prekybą naudoja kaip ginklą diplomatiniuose ginčuose. Regis, dabar taikinyje atsidūrė Lietuva, įpykdžiusi Kiniją, nes leido Taivanui savo vardu atidaryti atstovybę, skelbia Didžiosios Britanijos dienraštis „The Guardian“.
Visgi neoficialus ir taip ribotos prekybos su Lietuva sustabdymas yra labiau Pekino noras įspėti likusią Europą, tvirtina analitikai. Lietuva ir Taivanas susitarė dėl atstovybių įsteigimo, siekiant sustiprinti abiejų šalių vyriausybių santykius. Pekinas sureagavo – atšaukė savo ambasadorių iš Vilniaus ir iš Pekino išsiuntė Lietuvos ambasadorių, primena britų leidinys.
Paskui Kinija atšaukė krovininius traukinius į Lietuvą ir sustabdė Lietuvos gamintojų, įskaitant priklausančių žemės ūkio, gyvulininkystės ir medienos pramonės sektoriams, eksporto leidimus.
Lietuvos Valstybinės maisto ir veterinarijos tarnybos direktorius Mantas Staškevičius „The Baltic Times“ sakė, kad derybos su Kinija dėl tam tikrų prekių eksporto leidimų sunkėjo nuo metų pradžios, bet dabar Pekinas be paaiškinimo sustabdė audito ir sertifikavimo procesus.
„Kol kas mūsų tarnyba tiesiogiai negavo jokių papildomų klausimų ar požymių, kad kažkas sustojo, bet prieš mėnesį Kinija su mumis susisiekė ir pateikė neatitikčių sąrašą – vienas alaus gamintojas buvo pašalintas iš įmonių, kurioms leidžiama eksportuoti gaminius į Kiniją, sąrašo“, – paaiškino jis.
Ši Kinijos prekybos taktika yra labai panaši į naudotą ankstesnių ginčų metu, pavyzdžiui, su Australija, eksportuojančia anglis, vyną ir jautieną.
Tačiau būtina nepamiršti, kad Australijos ekonomika yra labai priklausoma nuo Kinijos, tuo tarpu Lietuvos eksportas į Kiniją yra „nežymus“, sakė Jungtinėse Amerikos Valstijose (JAV) įsikūrusios tyrimų grupės „Rhodium“ Europos ir Kinijos ekspertas Noah Barkinas.
Kinijos turėtas ekonominis svertas buvo ribotas, tačiau, „imdamasis atsakomųjų veiksmų, [Pekinas] siunčia žinutę kitoms šalims, kad jeigu jos peržengs raudonąją liniją santykiuose su Taivanu, sulauks pasekmių“.
Kinijos Komunistų partija niekada nevaldė Taivano, bet Pekinas jį laiko Kinijos provincija, kurią būtina atsiimti, ir Taivano vyriausybę kaltina separatizmu. Kinijos valdžia vis jautriau reaguoja į bet kokią paramą Taivanui, tvirtinančiam, kad yra nepriklausoma valstybė. Lietuva neturi užmezgusi oficialių diplomatinių ryšių su Taivanu, bet tarpusavio santykiai darosi vis draugiškesni, įskaitant vakcinų dovanojimą.
Taivanas viešai kritikuoja Kiniją ir pasitraukė iš svarbiausių daugiašalių grupių, kurioms vadovauja Pekinas.
Europos Sąjunga (ES) kritikuoja Kinijoje vykdomus žmogaus teisų pažeidimus, tačiau stengiasi neperlenkti lazdos. Įvedus sankcijas vadovaujantis principu akis už akį, gegužės mėnesį buvo atidėtas prekybos susitarimo, dėl kurio buvo ilgai derėtasi, ratifikavimas.
„Lietuvai daromas spaudimas greičiausiai suteps Kinijos įvaizdį ir reputaciją Europoje bei platesniame pasaulyje, ir vargu ar bus pasiektas norimas tikslas, bent jau kalbant apie Lietuvos politikos Taivano atžvilgiu pakeitimą“, – mano „SOAS China Institute“ direktorius prof. Steve’as Tsangas.
„Svarbiausias klausimas: kiek ES rems Lietuvą? Kadangi keletas ES valstybių narių itin palankiai žiūri į Kiniją, Lietuvai bus nelengva užsitikrinti stiprų ir vieningą ES palaikymą“, – pridūrė jis.
Tuo metu Kinijos valstybinė žiniasklaida smogė iš peties: Lietuvą išvadino „juokdare“ ir paskelbė daugybę straipsnių, kuriuose pernelyg smarkiai pabrėžiami prekybos ryšiai ir grasinama juos nutraukti.
Sekmadienį aršiajame Kinijos bulvariniame laikraštyje „The Global Times“ buvo išspausdintas kurstytojiškas vedamasis straipsnis, kuriame valdžia raginama planuoti nutraukti ryšius su Lietuva.
Notingamo universiteto Azijos tyrimų instituto vyresnysis darbuotojas dr. Andreas Fulda pareiškė, kad tokių išpuolių reikėjo tikėtis.
„Kadangi Kinija neturi realaus sverto, ji ir toliau juodins Lietuvos vyriausybę naudodama propagandą“, – sakė jis.
Taip pat derėtų atsižvelgti ir į kitus veiksnius. Lietuva sustiprino ryšius su Amerika, kurios santykiai su Kinija vis aštrėja (be to, JAV vis labiau remia Taivaną). Savo ruožtu, JAV pažadėjo padėti Lietuvai atsilaikyti prieš „Kinijos vienašališkus agresyvius veiksmus ir politinį spaudimą“.
Jungtinėje Karalystėje (JK) įsikūrusios į Kinijos rinką orientuotos konsultavimo įmonės „Jingpinou“ vadovė Kitty Smyth teigė, kad toks pasirinkimas, regis, yra tiek pat susijęs su Rusija, kiek ir su JAV.
„Lietuvos politiniai lyderiai tikisi, kad šaliai bus geriau po JAV sparnu. Šis faktas yra įdomus ir galbūt savaime iškalbingas, nes tikriausiai jie ES kanalais tarėsi su Lenkija ir Vokietija, prieš padarydami tokią išvadą“, – samprotavo ji.
Lietuvos užsienio reikalų ministerija nepakomentavo nei Kinijos sprendimo nebepirkti lietuviškų prekių, nei numanomų priežasčių, rašo „The Guardian“. Pareiškime Užsienio reikalų ministerija nurodė, kad Lietuva „pasiryžusi siekti abiem šalims naudingų ryšių su Taivanu, kaip kad jų siekia daugelis kitų ES ir likusio pasaulio valstybių. Tikimės, kad pastarosios Lietuvos ir Kinijos santykių problemos bus išspręstos diplomatinėmis priemonėmis, paremtomis abipusiška pagarba ir tarptautine teise.“
Kinija atšaukia ambasadorių Lietuvoje, reikalauja Vilniaus atšaukti pasiuntinį iš Pekino
Kinija pasiūlė konsultacijoms atšaukti ir Lietuvos ambasadorių Pekine.
„Neseniai Lietuvos Vyriausybė, nepaisydama pakartotinių Kinijos pareiškimų ir galimų pasekmių išdėstymo, paskelbė apie savo sprendimą leisti Taivano valdžiai atidaryti atstovybę pavadinimu „Taivanas“. Šis sprendimas įžūliai pažeidžia komunikato dėl diplomatinių santykių tarp Kinijos ir Lietuvos užmezgimo dvasią ir labai kenkia Kinijos suverenitetui ir teritoriniam vientisumui. Kinijos Vyriausybė kategoriškai priešinasi šiam žingsniui. Kinija nusprendė atšaukti savo ambasadorių Lietuvoje ir pareikalavo, kad Lietuvos Vyriausybė atšauktų savo ambasadorių Kinijoje“, – buvo rašoma Kinijos ambasados pranešime.
Kinijos užsienio reikalų ministerijos atstovas spaudai sakė, kad Lietuva „nepaisė pakartotinių Kinijos pareiškimų ir galimų pasekmių išdėstymo“.
Pranešime taip pat reikalaujama, kad Lietuva sureaguotų į savo „klaidingą sprendimą“ dėl Taivano atstovybės ir „imtųsi veiksmų panaikinti padarytą žalą“.
„Raudonoji nacionalinio suvereniteto ir teritorinio vientisumo apsaugos linija neturi būti peržengta“, – rašoma Kinijos ambasados pranešime.
Lietuvoje Kinijos ambasadorius dirba nuo 2018 metų pradžios.
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą