"Заводы росли как грибы". Удивительная история освоения Донбасса европейцами
РУСТЕМ ХАЛИЛОВ, UP - ЧЕТВЕРГ, 6 АПРЕЛЯ 2023, 05:30
КОЛЛАЖ: АНДРЕЙ КАЛИСТРАТЕНКО
Девять лет назад, 6 апреля, пророссийские боевики вывесили триколоры над Донецкой ОГА и захватили здание Луганского управления СБУ.
С тех пор и по сегодняшний день города Донетчины и Луганщины для иностранцев ассоциируются с российским вторжением и войной в Украине, так же как Чернобыль – со взрывом атомной станции.
Полтора столетия назад европейцы также знали города и поселки Донбасса. Однако это была совсем другая слава.
В конце 19 - начале 20 века эти украинские земли были символом невероятного богатства. Здесь добывали капиталы, и целые улицы с заводами, жилыми домами, магазинами и больницами росли, словно по волшебству.
Это были времена "железной горячки" – именно так называли те сутки и сравнивали ее с калифорнийской золотой лихорадкой.
И именно эту историю бурного становления промышленности на Донбассе потом пыталась стереть советская власть. Иначе получалось бы, что промышленный гигант, которым мы его знали до сих пор, действительно возник не только благодаря советской индустриализации. Он уходил корнями в 19-й век и строился руками отчаянных мечтателей и рассудительных прагматиков, которые именно на украинской земле увидели для себя новые возможности.
И история Донбасса, которую каждый день пытаются стереть – теперь уже российскими минами и ракетами, имеет большое отношение и к Европе. Некоторые страны пытались о ней забыть – воспоминания слишком травмирующие, а некоторые поддерживают память о десятилетиях до сих пор.
Реконструировали эту историю на основе материалов заведующей отделом научных исследований истории Украины XIV – начала ХХ века Днепропетровского национального исторического музея имени Яворницкого Валентины Лазебник и интервью с ней и с историком, участником инициативы "ДЕ НЕ ДЕ" Леонидом Марущаком .
Акции, хранящие историю
Несколько лет назад Валентина Лазебник не спеша шла по набережной Сены в Париже. Когда она проходила мимо уличных торговцев, товар одного из них заставил остановиться. Среди предметов антиквариата Лазебник увидела лист бумаги со знакомым украинским топонимом. Это была акция одного из предприятий Донбасса. Имея более чем столетнюю историю, эта акция теперь продавалась как сувенир.
Находка была интересна, но Лазебник не удивилась. На тот момент она уже знала: около 300 тысяч жителей Франции до сих пор хранят акции украинских предприятий. Эти документы остались им от предков, когда-то вложивших деньги в развитие Донбасса.
Если сегодня, со сменой поколений, украинские бумаги сохранились в таком количестве французов, трудно представить, сколько их существовало в конце 19-го века, когда они были на вес золота.
Акция "Русского Провиданса в Мариуполе". Первым массово собирать акции предприятий на Донбассе стал днепрянин Дмитрий Пиркл. Впоследствии он передал свою коллекцию музею
Сегодня в Днепропетровском историческом музее самая большая коллекция таких акций. Для историков они стали одним из немногих источников для изучения того, как росла экономика востока Украины в конце 19 – начале 20 века.
Возможно, наиболее известная страница становления промышленности в Донбассе связана с именем Джона Юза. 1869 этот британский предприниматель купил на берегу Кальмиуса землю и начал строительство металлургического завода. Так возникла Юзовка.
Оборудование на предприятии перевезли из Великобритании – для этого понадобилось восемь пароходов. Через три года завод заработал. Работы было много – Российская империя нуждалась в рельсах для железных дорог.
В отличие от имен многих других иностранных промышленников, внесших свой вклад в развитие этого украинского региона, но знакомые только узкому кругу специалистов, имя Джона Юза хорошо известно современникам. В начале 21 века в Донецке ему установили памятник.
После Юза инвестировать в регион начали и французы, скупавшие шахты и строившие каменноугольную промышленность. Уголь на Донбассе был хорошего качества, а вот железная руда была не самого высокого уровня. Сначала руду для Юзовского завода возили из Керчи, затем наладили поставки из Кривого Рога.
Фото из фондов Днепропетровского национального исторического музея имени Яворницкого
Нашла я фото, как перевозят руду с места добычи в Екатеринослав (ныне – город Днепр), – рассказывает Лазебник. – Для того, чтобы попасть дальше, на Донбасс, нужно пересечь Днепр. А ширина Днепра – километр.
Сколько волов и повозок утонуло в том Днепре – неизвестно. Пока государство не построило железную дорогу.
И это была первая железная дорога, которая шла не с севера на юг, а с востока на запад: Кривой Рог, через Екатеринослав – и на Донбасс. И она была именно для перевозки железной руды ”.
Промышленность на востоке Украины медленно развивалась и до строительства железнодорожной ветви. Но когда вместо волов степями помчались грузовые вагоны, это стало новым этапом для развития региона.
Первый шаг для превращения донбасских степей в золотые рудники Калифорнии был сделан.
Соледарь, резец и книга
Две женские фигуры почти во весь рост высечены из соли. Одна держит в руках пулю и резец, другая – перо и книгу. Так Акционерное общество по разработке каменной соли и угля, обладающее мощью на территории нынешнего Соледара, в 1896 году представило свою продукцию на выставке в Нижнем Новгороде.Соляной рудник. Фото из фондов Днепропетровского национального исторического музея имени ЯворницкогоО залежах соли в районе Бахмута было известно еще в 18 веке. Во второй половине 19 месторождения начали разрабатывать, но у небольших предприятий и мощности были соответствующие.В 1883 году французские банкиры и предприниматели основали общество по разработке соли. Получив российское разрешение на работу, оно скупило соляные рудники вблизи Бахмута и создало промышленное предприятие с каменносоляными рудниками и солеварным заводом.Впоследствии предприятие стало одним из лидеров соледобычи и самым крупным такого типа в Центральной и Восточной Европе. Значительная часть товара отправлялась на экспорт.В 1926 году, после того, как большевики национализировали соляные предприятия, поселок рядом с рудниками назвали именем немецкого коммуниста Карла Либкнехта.Впоследствии оно выросло в город. А при независимой Украине стало Соледаром .
Ожесточенные бои за Соледарь шли с августа прошлого года. В январе Вооруженным силам Украины пришлось покинуть город / ФОТО: ДМИТРИЙ ЛАРИН
Мировой центр тяжелой промышленности
"После строительства железной дороги в 1884 году началась новая история региона, – рассказывает Валентина Лазебник . – Первыми сюда пришли англичане, затем французы, а затем массово бельгийцы.
В период с 1895 по 1900 год было построено 20 заводов за счет иностранных инвестиций. Заводы произрастали как грибы после дождя, по пять каждый год ”.
Это было время, когда европейский капитал активно искал новые территории для инвестирования. (Той же Бельгией тогда правил король Леопольд II, активно придерживавшийся идей колониализма, захвативший бассейн реки Конго и устроивший геноцид коренного населения). Оказалось, что не так далеко, на Донбассе есть почти неосвоенная земля с множеством природных богатств и потенциалом дешевой рабочей силы.
Поражение в Крымской войне показало, что Россия является заложником своей технологической отсталости. Она нуждалась в новых технологиях и тяжелой промышленности, но ресурсов для развития не имела. И тогда империя решила привлечь деньги из-за границы.
"Государство в лице Российской империи гарантировало свое участие в том, что будет способствовать этим инвестиционным капиталам, – объясняет Леонид Марущак. – Что никто не будет вводить инвесторов в заблуждение. Были созданы специальные условия, гарантировавшие капиталовложения ".
Успешная работа одних заводов вдохновляла на открытие новых. Появлялись предприятия металлургической, железорудной, каменноугольной, марганцевой, химической, строительной промышленности.
В 1892 году заработал Донецкий содовый завод, впоследствии его переименуют в Лисичанский. В 1893 году начали строить Дружковский завод, а еще через четыре года рядом с ним – Торецкий; позже их объединят.
В 1896 немецкий предприниматель Конрад Гампер основал механический завод в Краматорске (впоследствии он разделится на два предприятия, а в 2020 на одном из них будут производить стволы для пушек Д-30 и установки 2с1 "Гвоздика").
Его соотечественник Густав Гартман в том же году построил паровозостроительный завод в Луганске. Теперь он известен как разграбленный после российской оккупации Лугансктепловоз .
В 1897 году в Мариуполе издал первую продукцию трубный цех Никополь-Мариупольского горно-металлургического общества, а затем заработал и металлургический завод "Провиданс" – теперь мы знаем их как Мариупольский меткомбинат имени Ильича.
Фото из фондов Днепропетровского национального исторического музея имени Яворницкого
В том же 1897-м первую плавку чугуна выполнили на металлургическом заводе в Енакиево.
В 1899 году была пущена первая доменная печь Макеевского завода.
В одной только Константиновке за пять лет, с 1896-го по 1900-й, бельгийские предприниматели построили стеклянный, бутылочный, химический, зеркальный и керамический заводы.
Лазебник рассказывает о десятках акционерных обществ, на деньги которых строилась тяжелая промышленность на Донбассе. Металлургическая промышленность с 17 крупными заводами была полностью создана европейцами, по ее подсчетам, в основном бельгийцами, французами и англичанами. Им же принадлежали здешние 24 каменноугольных шахта.
Экономика региона стремительно росла. Увеличивалась и численность населения – люди приезжали в поисках работы и находили ее.
"Донбасс становился мировым центром тяжелой промышленности, где работало большинство высококлассных заводов, шахт и рудников" , – описывает тот период Лазебник.
Фото из фондов Днепропетровского национального исторического музея имени Яворницкого
Она рассказывает, как президент Французской республики Феликс Фор в 1897 году побывал на Донбассе, вдохновился тем, что увидел, а вернувшись домой, выступил с пылкой речью. Он призвал соотечественников, не теряя ни минуты, приобретать новые рынки, спешить в малоисследованные области и не дать иностранным конкурентам опередить французских предпринимателей.
И французы старались придерживаться этого руководства. По подсчетам Лазебника, 90% всего иностранного капитала, вложенного в то время в промышленность Донбасса, составляли деньги Франции и Бельгии.
" Если каменноугольная промышленность где-то на 70% работала за счет иностранных капиталов, франко-бельгийских прежде, то металлургия приближалась к 100%. Это были франко-бельгийские, английские и частично немецкие капиталы", - говорит она .
Золотая рейка из Дружковки.
В 1900 году Франция встречала 20-й век Всемирной выставкой в Париже. 35 стран-участниц и 50 миллионов посетителей – этот рекорд будет держаться более полувека.Фото из фондов Днепропетровского национального исторического музея имени ЯворницкогоКоваль Юзовского завода Алексей Мерцалов и молотобоец Филипп Шпарин выковали из стального рельса пальму, получившую гран-при на выставке. Но пальма Мерцалова – не единственное, чем рабочие Донбасса удивили жителей и гостей Парижа.Железный 100-метровый рельс, покрытый тонким слоем золота – именно такой экспонат для Всемирной выставки сделали на Дружковском заводе в Донбассе. Золотой рельс стал прекрасным олицетворением того, как вообще воспринимался тогда тот регион.Дружковский завод был запущен за шесть лет до выставки. В 1891 году граждане Франции и Российской империи основали Донецкое акционерное общество железоделательного и сталелитейного производства с целью построить это предприятие. Его основным продуктом стали железнодорожные рельсы.Кроме самого здания завода, французы построили коттеджные поселки для рабочих, театр, стадион, храм и костел. В местный парк привозили деревья из Франции. Старое французское кладбище, на котором хоронили рабочих завода, сохранилось до наших дней.
Дружковка регулярно страдает от российских обстрелов. Сегодня она расположена в 25 километрах от линии фронта / ФОТО: ZI.UA
Названия, вызывавшие ажиотаж
Это была топонимическая магия.
В конце 19 - начале 20 века стоило название одного из поселков или городов на Донбассе добавить к наименованию акционерного предприятия - и ажиотаж вокруг этих акций на бирже в Брюсселе был гарантирован. Дельцы уже знали – в этом случае можно будет получить большую прибыль.
"В Европе в то время дивиденды по денежным вкладам в ценные бумаги составляли три процента. Если пять – это уже считалось очень высоким процентом. А здесь они давали до 40% прибыли, представьте", – рассказывает Валентина Лазебник .
Читайте также: "Сталь в степи". Бельгийцы пришли в Донбасс раньше Ахметова
Заводы с иностранным капиталом строились по чертежам европейцев. Мастера, инженеры, топ-менеджеры тоже были иностранными. Понятно, что почти никто не знал украинского или русского языка, и с обычными рабочими приходилось общаться жестами.
Вместе с домами для работников строилась и инфраструктура. Открывались школы и больницы, создавались театры, библиотеки и здания инженеров, развивался конный спорт, футбол и теннис. Бельгийский промышленник Эрнест Сольве приехал в Лисичанск только через шесть лет после того, как там открылся его содовый завод – потому что наконец-то построили гостиницу того уровня, который мог бы его принять.
"Это была золотая жила, взаимодействие с локальными и международными капиталами. Уникальный такой случай. Беспроигрышный вариант" , – описывает Донбасс того времени Леонид Марущак.
Мариуполь – окно в Европу
В конце 90-х годов 19 века в Мариуполе жгли костер. Огромные стволы дыма вздымались в небо, а когда был ветер, рассеивались над городом. Таким образом специалисты из Бельгии изучали розу ветров. Им нужно было понять – в каком направлении пойдут выхлопы, когда заработает тяжелое металлургическое производство.Машины, оборудование и даже строительные материалы для завода "Никополь" в Мариуполе везли пароходами из США в Крым. А уже оттуда – железной дорогой в город Мария. Несколько десятков специалистов, запустивших производство, тоже были из Америки. На "Никополе" производили броню для кораблей, литейный чугун и трубы. Позже американцы продадут свою долю в предприятии инвесторам из Бельгии и Франции.Быстро поблизости построили еще один металлургический завод "Провиданс". Его продукцией стали чугун, сталь, железнодорожные рельсы и литое железо.В 1919 эти заводы объединят, а в 1924 дадут им название в честь Ленина-Ульянова.Перед началом мировой войны в Мариуполе были расположены консульства восьми европейских государств. Здесь была своя биржа и таможня."Город называли окном в Европу" , – говорит Валентина Лазебник.
После полномасштабного вторжения Россия разрушила Мариуполь, а 20 мая 2022 года полностью его оккупировала / ФОТО: TELEGRAM СЕРГЕЙ ГАЙДАЙ
Конец "железной горячки"
В 1918 году за русский язык на улицах Парижа могли избить. Причина этого явления – крушение Донбасской мечты.
Немалую роль в этом сыграли рабочие этих заводов с иностранным капиталом, которые на собственном опыте могли почувствовать разницу между своей прибылью и зарплатой зарубежных специалистов. Когда в России началось революционное движение, часть рабочих активно поддержала его.
Октябрьский переворот 1917 г. объявил курс на ликвидацию капитализма. Стартовала так называемая национализация. Иностранцы начали массово покидать степи Донбасса.
В 1918-м Совет народных комиссаров издал декрет, которым национализировал предприятия ряда отраслей промышленности и транспорта с основным капиталом в размере миллиона рублей и более. Техперсоналу и управленцам запретили оставлять работу на предприятиях – под страхом революционного трибунала. Однако все равно иностранные инженеры, высококвалифицированные мастера находили пути, чтобы возвратиться домой.
Были национализированы и ценные бумаги – местным приказали сдать в банки. Человека, который не послушался и сохранил акции, могли наказать – даже расстрелять.
Акция Луганского литейного завода / ФОТО ИЗ ФОНДОВ ДНЕПРОПЕТРОВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ ЯВОРНИЦКОГО
"Французы ненавидят вспоминать об этом. Для них это трагическая тема в национальном масштабе, даже несмотря на то, что это начало 20 века. Многие семьи потеряли капиталы, потеряли бизнес, который был здесь. Они не только не получили прибыль, они были лишены возможности забрать часть собственности", – рассказывает Леонид Марущак.
После того, как большевики принялись руководить промышленностью, а европейские специалисты убежали, часть предприятий просто встала.
Чтобы возобновить производство, нужны были кадры. А европейцы, безуспешно пытавшиеся вернуть хотя бы какую-то собственность через европейские суды, снова ехать на Донбасс считали бессмысленным.
Тогда Советы обратились за помощью к американцам.
" В 20-х – 30-х годах иностранцев приглашали строить индустриальный Донбасс. Своей интеллигенции не было: профессуру и инженеров – всех уничтожили во время репрессий. Поэтому пригласили международные компании", – объясняет Марущак .
Лазебник приводит в пример историю машиностроительного завода в Краматорске, остановившегося в 1921 году из-за нехватки специалистов. Ситуацию исправило привлечение команды из 20 инженеров из США, вернувших предприятие к полноценной работе. Позже инженерам отказались выдавать зарплату в валюте, они уехали. И тогда в Украину пригласили около 500 немцев, которые согласились получать жалованье в рублях.
" Мифа о советском технологическом прорыве, о котором говорили Сталин и его пособники, не было бы без Германии и США , – говорит Лазебник. – Без них они не восстановили бы заводы, которые потеряли во время гражданской войны".
***
Первого мая 2022 года российский снаряд попал в здание Лисичанской многопрофильной гимназии.
История этого трехэтажного каменного здания с обрамлением из красного керамического кирпича начинается еще в конце позапрошлого века. Тогда бельгиец Эрнест Сольве решил построить в этой местности содовый завод.
Лисичанская многопрофильная гимназия до и после российского обстрела / ФОТО: TELEGRAM СЕРГЕЙ ГАЙДАЙ
Работы для бельгийских архитекторов в Лисичанске было много. Они спроектировали здание директора, больницу с часовней, школу, столовую, а также общежитие для рабочих, получившее название "Казарма содового завода для 200 холостяков".
Однако казарма очень быстро изменила свое предназначение и стала использоваться как гимназия. Здание пережило революции и мировые войны. Уже при независимой Украине Бельгия предоставила грант для ее реставрации. Но в прошлом году, после попадания российского снаряда, гимназия сгорела дотла.
Эта потеря выглядит символической.
В течение десятилетий Москва пыталась стереть из коллективной памяти историю европейских инвестиций в Украину, потому что она подвергала сомнению легенду о советской индустриализации Донбасса. Тема была под негласным запретом на исследования. Документальные показания были вывезены. Найти информацию в музеях было тяжело.
Оставались здания, спроектированные европейскими архитекторами. Берегли историю края кладбища с необычными для Украины именами на могильных плитах.
Но разве этого было достаточно, чтобы заставить задуматься о тех, кому пропаганда предлагает удобную правду?
Здесь показательный разговор, о котором вспоминает Леонид Марущак. Как-то он общался с одним из рабочих, 30 лет отработавшим на заводе на востоке Украины. И тот рассказывал об оборудовании со штампами европейских городов и датой 1889 года, которое видел каждый день. Но человек и не подозревал настоящую причину того, как подобное оборудование здесь появилось. Годами мужчина объяснял себе непонятные штампы тем, что оборудование вроде бы привезли с эвакуированного европейского предприятия во время Второй мировой войны.
"Это мифы, которыми довольствовались, и всем было хорошо, – говорит Марущак. – Люди верили".
Рустем Халилов, УП
ТЕМЫ: ДОНБАСС ЕВРОПА ИСТОРИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ИНВЕСТИЦИИ
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą