«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

trečiadienis, kovo 29, 2023

Metalurgija. Kризис в металлургической промышленности Украины

 

Что осталось от украинской металлургии
За десять лет Украина потеряла около 80% объема производства стали. Что происходит в одной из ключевых отраслей экономики и как помогают ее поддерживать международные партнеры.

СРЕДА, 29 МАРТА 2023, 09:15 -ВИКТОРИЯ АГАПОВА, "ВОКС УКРАИНА", ДЛЯ ЭП

GETTY IMAGES

Начало вторжения РФ в 2014 г. и его последствия в виде аннексии Крыма и вооруженного конфликта на востоке Украины привели к кризису в металлургической промышленности. Отрасль страдала от повреждения железнодорожной инфраструктуры, дефицита сырья и обстрелов промышленных объектов.

И хотя 2016-й стал годом восстановления, уже в 2017-м объемы производства снова упали из-за потери активов группы "Метинвест" на временно неподконтрольной Украине территории. Речь, в частности, об Енакиевском металлургическом заводе, Харцызском трубном заводе, "Донецккокс" и других.

Через несколько лет отечественная промышленность столкнулась с новым вызовом – пандемией коронавируса, которая привела к закрытию рынков и падению потребления.

Но решающую роль сыграла великая война. По сравнению с 2013 годом, Украина потеряла около 80% объема производства стали. И самая большая часть этого падения произошла именно в 2022 году.

Шоки украинской металлургии


В 2022 году Украина выплавила почти 6,3 млн. тонн стали – лишь треть от результата 2021 года. Причем большую часть этих объемов (58%) изготовили в I квартале . Понесло потери и производство проката, которое сократилось на 72% до 5,4 млн тонн.

Как следствие, по итогам прошлого года в мировом рейтинге Украина выбыла из топ-15 крупнейших сталепроизводителей, упав с 14 на 25 место.


Первый шок – это остановка и разрушение активов . После 24 февраля 2022 года ключевые украинские сталеплавильные компании объявили о консервации производства в Мариуполе , Запорожье , Кривом Роге , Днепропетровской области .

В течение нескольких месяцев производители постепенно возобновляли операционную деятельность. "Метинвесту" не удалось этого сделать на двух заводах – Мариупольском меткомбинате им. Ильича и Азовстали, которые в 2021 году обеспечили 40% производства стали в стране. Компания потеряла над ними контроль .

В течение второй половины 2022 уцелевшие предприятия продолжали работу на пониженных оборотах.

Справочно. До 24 февраля 2022 года портфель активов группы "Метинвест" насчитывал три сталеплавильных актива: Мариупольский меткомбинат им. Ильича и Азовсталь в Мариуполе, Каметсталь в Днепропетровской области. Сейчас работает только последняя. Кроме того, продолжает работу совместное предприятие в Запорожье – "Запорожсталь".

Производство железорудной продукции также претерпело существенные изменения из-за логистических трудностей, сокращения спроса и роста себестоимости производства, что заставляло компании временно останавливать добычу руды.

В частности, горно-обогатительные комбинаты группы "Метинвест" потеряли почти 66%. А горный департамент "АрселорМиттал Кривой Рог" в прошлом году произвел только 40% железорудного концентрата в 2021 году.

Крупнейший экспортер железорудных окатышей среди постсоветских стран – Ferrexpo , в прошлом году сокративший производство концентрата на 40%.

В настоящее время основная часть (90%) железорудных активов находится на подконтрольной Украине территории. Контроль над Запорожским железорудным комбинатом потерян в июне.
 

Второй шок – нехватка оборотных средств . После начала полномасштабного вторжения РФ в Украину остановился процесс возмещения НДС экспортерам из-за прекращения работы системы администрирования НДС и Единого реестра налоговых накладных.

Это привело к нехватке металлургических и горных предприятий 20% оборотных средств в течение трех месяцев, в марте-мае. Проблемы наблюдались и в июле.

В связи с этим некоторые предприятия обращались в международные кредитные учреждения для получения средств для финансирования деятельности.

Шок третий – это логистические ограничения . Удары России по железнодорожной инфраструктуре, а главное, блокада морских портов стали одним из самых серьезных испытаний для отрасли. Около 65% экспорта металлопродукции осуществлялось именно через порты.

По оценкам экспертов, блокада портов Черного моря ежемесячно обходится Украине в 420 млн долларов.

Именно поэтому компании строили новые транспортные маршруты через железную дорогу и порты ЕС, в первую очередь румынский порт Констанца, польские Гданьск, Гдыня, Щецин и литовский Клайпеда вместо традиционных Мариуполя, Одессы и Николаева.

Кроме количественных ограничений компании столкнулись и с подорожанием перевозок. Так, в июле 2022 года Мининфраструктуры издало приказ о повышении тарифов на перевозку грузов "Укрзализныцей" на 70%.


Четвертый шок – дефицит энергоресурсов . Металлургическая промышленность – одна из наиболее энергоемких сфер экономики. Так, в 2020-2021 годах доля металлургии в совокупном потреблении электроэнергии в Украине составляла 23%, уступая место только бытовым потребителям.

Атаки на объекты критической инфраструктуры довели энергосистему Украины до блекаута . Без электроснабжения остались не только бытовые абоненты, но и промышленность. В ноябре, вторично после начала войны украинские металлурги заявили о вынужденной остановке основных производственных процессов.

После стабилизации ситуации они продолжили работать в пределах выделенных квот на энергопотребление, введя режим максимальной экономии и снизив загрузку агрегатов.

В начале 2023 года правительство разрешило промышленникам до конца апреля импортировать электроэнергию из ЕС. В частности, им гарантируется "не отключение" на объемы приобретенной электроэнергии.

"Метинвест" в феврале начал импортировать электроэнергию для своих нужд, что позволило увеличить загруженность мощностей завода "Каметсталь" до 65% после остановки в ноябре.

Лишь в феврале 2023 г. энергосистема вышла на бездефицитное производство.

Внутренний рынок: "дальше – больше"

По оценкам торговых компаний , потребление металлопроката на внутреннем рынке в 2022 году упало по меньшей мере вдвое до 2 млн тонн, а цены выросли в среднем на 25%. К началу войны внутреннее потребление превышало 5 млн тонн стали в год, из которых четверть приходилась на импорт.

В общем объеме производства металлопроката в Украине доля отгрузок на внутренний рынок составила чуть более 20%, тогда как на экспорт приходилось около 80%.

Самое глубокое падение потребления наблюдалось со стороны строительных компаний. Несколько лучше ситуация со спросом предприятий машиностроения (в том числе оборонно-промышленного комплекса), аграрно-промышленного комплекса, производства металлических изделий, в том числе на экспорт.


В 2023 году участники рынка ожидают роста спроса на металлопродукцию на 10-15% на фоне восстановления поврежденной инфраструктуры и спроса со стороны релокированных на запад страны предприятий.

В перспективе – после завершения войны – внутреннее потребление металлопродукции вырастет в разы, по некоторым оценкам , как минимум до 15 млн тонн, поскольку восстановление инфраструктурных объектов и жилищного фонда потребует миллионов тонн стали.

Мировой рынок без украинского металла

Металлургическая промышленность Украины экспортоориентирована. В списке товаров внешней торговли экспорт железорудной продукции занимает место в первой тройке как по объему, так и по стоимости.

Если в 2021 году эта статья обеспечила 10% экспортных доходов страны, то в прошлом году отгрузка руды уступила первое место аграрной продукции (кукуруза, подсолнечное масло) благодаря зерновому соглашению .

Поскольку поставки руды не предусмотрены соглашением, объемы ее экспорта в 2022 году упали почти вдвое до 24 млн. тонн, а валютная выручка сократилась до 2,9 млрд. дол. Это 7% доходов Украины.

В довоенное время главным покупателем украинского сырья был Китай. В прошлом году экспорт в Китай осуществлялся только в первые четыре месяца, после чего украинские поставщики в условиях заблокированных портов перенаправили объемы на ближайшие рынки – Чехию, Польшу, Словакию.


Учитывая, что доля Украины в импорте железной руды Китая составляла 2%, потеря этих объемов не стала проблемой для азиатских производителей. Для европейцев Украина частично замещала ранее поставлявшие РФ объемы, которые агрессор потерял из-за санкций.

Экспорт металлопродукции за год упал на 68% до 6,5 млн. тонн, что привело к снижению экспортных доходов от ее продажи на 65%.
 

Война создала проблемы не только украинской экономике, но и мировому металлургическому рынку, поскольку изменились традиционные торговые потоки. Хотя Украину нельзя считать игроком, формирующим мировые цены на железную руду , но все же на некоторых зарубежных рынках отечественные производители доминировали.

Например, по данным International Trade Centre , в 2021 году доля Украины в структуре импорта Ливана в сегменте горячекатаного плоского проката в натуральном выражении составляла 72%, в сегменте катанки Сенегала – 55%, полуфабрикатов Доминиканской Республики – 58%, чугуна в ОАЭ – 63% .

Соответственно, без украинских объемов иностранные компании были вынуждены находить новых поставщиков.


Показательным примером является ситуация в ЕС. С одной стороны, там столкнулась с выбытием объемов украинского производства, а с другой – встала задача вырваться из импортной зависимости не только от российского газа, но и от российской стали.

Для этого Еврокомиссия установила запрет на внешнеторговые операции с российской металлопродукцией, часть европейских импортеров самоограничивалась.

По данным региональной ассоциации Eurofer, в 2021 году Украина обеспечила ЕС 43% общего объема импорта толстолистового проката. Но из-за потери поставщиков этой продукции – заводов в Мариуполе – в 2022 году украинский объем составлял всего 11%. Поставки из России упали до 2%.

Дефицит закрыли производители из Азии, которые обеспечили более 60% импортного объема блока.


Похожая ситуация сложилась в сегменте полуфабрикатов ЕС, где помимо спроса от местных перекатчиков, импорт осуществляют компании группы "Метинвест" и российских металлургических холдингов (НЛМК). Так, "Метинвест" обеспечивает квадратную заготовку для производства длинного проката завод в Болгарии, а слябами – полуфабрикатом для производства плоского проката – заводы в Италии и Великобритании.

По условиям восьмого пакета санкций ЕС Россия может поставлять стальные полуфабрикаты до октября 2024 года, пока местные потребители не адаптируются к новым реалиям. В то же время, китайские и индийские поставщики уже замещают долю украинского производства, например, в Италии.


Международная поддержка

Международная поддержка украинского экспорта, в частности, поставки за рубеж металлопродукции, в первую очередь поступила со стороны западных стран.

Первый шаг сделала Великобритания, которая в апреле 2022 года объявила о досрочном аннулировании всех импортных пошлин и отмене квот. Позже о намерениях по облегчению доступа украинских товаров к своим рынкам в год объявили Евросоюз , США, Канада и Австралия.

Важными непосредственно для металлургов стали решения о мерах торговой защиты.

Впервые за 20 лет Канада разрешила импорт украинского горячекатаного проката без уплаты антидемпинговых пошлин. На девять месяцев, с конца августа 2022 года, приостановила действие антидемпинговой пошлины на украинский горячекатаный плоский прокат Великобритания.

Свежее решение об отмене антидемпинговой пошлины на горячекатаный плоский прокат было принято в ЕС в феврале 2023 года.

Вместе с тем, в прошлом году некоторые страны усиливали защиту своих рынков, вводя новые или пролонгируя существующие ограничения в отношении украинской металлопродукции.

Так, в июне Египет продлил на год действие антидемпинговых пошлин на импорт арматуры, катанки и прутков из Украины, а Мексика применила антидемпинговые пошлины к украинскому толстому листу еще пять лет.

Украинские металлурги, в частности " Метинвест " и " Интерпайп ", положительно оценили торговую либерализацию. Однако решение партнеров является скорее актом политической поддержки, поскольку реальных шансов существенного наращивания экспорта у них нет как из-за логистических, так и из-за производственных ограничений.

Выводы

До 24 февраля 2022 года металлургические компании озвучивали амбициозные планы развития своих активов, но уже через месяц стало ясно, что главный план – продолжить работу уцелевших предприятий.

В результате украинскому горно-металлургическому комплексу удалось выстоять, по разным оценкам на уровне 15-30% мощностей, в первую очередь за счет поддержки западных партнеров, предоставивших свои порты и снизивших торговые барьеры.

Представители отрасли отмечают , что расширение зерновой сделки на металлургическую продукцию едва ли не самое главное условие для восстановления сектора. Вместе с тем эксперты сомневаются , что порты удастся открыть до конца войны, учитывая трудности в процессе переговоров даже по поставкам зерна.

Наиболее реалистичным сценарием поддержки пока является пролонгация действия пониженных ставок пошлин на украинскую продукцию, о чем говорят партнеры в Великобритании и ЕС .

Автор: Виктория Агапова, аналитика "Вокс Украина", доктор философии по экономике
Статья предоставлена ​​"Вокс Украина"

Komentarų nėra: