"Он может быть куратором от ФСБ по детским лагерям". Украинская журналистка рассказала подробности о мучителе детей в Крыму
2023-03-28 / Алексей Александров, currenttime
Фото The Insider
К насилию над детьми, которых российские оккупационные власти принудительно вывезли в аннексированный Крым, причастен бывший сотрудник украинского спецподразделения "Беркут" Валерий Астахов.
На прошлой неделе в Украину вернулись 17 детей из Херсонской и Харьковской областей, которых во время российской оккупации вывезли вглубь оккупированных территорий либо в Россию.
Один из детей – 16-летний Виталий – рассказал об условиях, в которых дети жили в оккупированном Крыму. В частности, о телесных наказаниях, которым подвергали детей с проукраинскими взглядами. По словам мальчика, в лагере "Мечта" в Евпатории детей били железной палкой, держали по несколько часов в подвале, заставляли петь гимн России и поднимать российский флаг. В комнатах, где держали детей, не было света. Журналисты The Insider показали подростку фотографию Валерия Астахова. Мальчик опознал его.
Подробности об этом рассказала украинская журналистка Татьяна Попова, которая поговорила с украинскими детьми, вернувшимися из оккупации в Украину.
Украинская журналистка рассказала, как удалось установить личность мучителя украинских детей в Крыму
– Кстати, не "Мечта", а все-таки "Дружба". Я когда второй раз писала интервью отдельно с Виталиком, он мне сказал, что все-таки Астахов находился в пансионате "Дружба". И когда потом дети были переведены в "Лучистое", они его там тоже наблюдали. Судя по всему, по словам детей, он осуществлял некое оперативное наблюдение за украинскими детьми в этих лагерях. И участвовал в избиениях.
Также в последнем интервью Виталик мне рассказал о том, что детей, когда они приехали в лагерь в самом начале, Астахов провел в подвал, показал им большой металлический прут и сказал, что все, кто будет себя плохо вести, выражать свою проукраинскую гражданскую позицию, будут либо избиты, либо сидеть в этом подвале.
Также Виталик сказал, что одна девочка ему показала спину, на которой был большой длинный синяк от этого прута, как она ему сказала. И другая девочка рассказала, что она месяц сидела на каких-то кашах в каком-то непонятном месте.
Также Виталик сказал, что детей, которые особенно упрямились, вообще увозили в неизвестном направлении. Так что у нас еще есть пропавшие дети.
– Как удалось установить личность этого человека? Объясните, как удалось узнать, что это именно Валерий Астахов – сотрудник "Беркута"?
– Во-первых, мы просто посмотрели на сайте "Миротворец" всех Астаховых, увидели Астахова в Евпатории. Он, по-моему, был один. Но я хочу сказать, что редактор The Insider Тимур Олевский даже разговаривал с ним по телефону. Я думаю, это будет в каких-то следующих материалах. Мы нашли его российские телефоны, украинские телефоны – они сразу были на сайте "Миротворец". Дозвонились до него. Кроме того, я еще раз встретилась с мальчиком, попросила его опознать под камеры этого человека.
– Это была эта фотография с "Миротворца"?
– Да. Но дети нам прислали еще одну его фотографию без очков.
Родителей детей оккупационные власти уговаривали отправить детей подальше от войны — на оздоровление. Когда они уже были в Крыму, началось наступление ВСУ. Оставляя Херсон, россияне взорвали мост. Родителей и детей разделил фронт.
– Вы сказали, что он показывал детям подвал и пруты. Непонятно, кем он работает? Какую роль он занимает в этой системе?
– Из того разговора, что я слышала, я поняла, что у него в этом лагере как минимум есть секретарша, наверное его личная. Мальчик изначально говорил, что он какой-то сотрудник безопасности. Но учитывая, что мальчик во втором интервью сказал, что и в "Лучистом" потом его видел, я так понимаю, что он может быть неким куратором, наверное, от ФСБ, по этим лагерям по украинским детям. Но базируется он, судя по всему, все-таки в санатории "Дружба".
– Еще The Insider пишет, что в 2014 году Астахов уже вывозил детей из Славянска в Ростовскую область. Как писал "Коммерсант", тогда были вывезены 38 человек, в том числе 21 ребенок. И их тоже сопровождал Астахов. Вы поняли, что это за история?
– Я так понимаю, что это перед эвакуацией из Славянска, если это можно так назвать, они тоже вывозили, наверное, своих сторонников и их семьи, а может быть, из сиротских домов вывозили в Крым. Я так понимаю, что Астахов еще с того времени курировал это направление. На "Миротворце" есть достаточно большая статья о нем. Там и самооборона Крыма. Если вы помните, во время Майдана в 2014 году говорилось о том, что есть крымский "Беркут", который пригнали в Киев избивать студентов. Я так понимаю, что он также является участником этого крымского "Беркута".
У нас пока нет больше информации. Мы ее, естественно, собираем. Пока что мы все то, что нам удалось узнать, выложили. Есть еще телефонный разговор, но пусть об этом уже напишет сам The Insider. Но я хочу сказать, что это не единичный случай. Я разговаривала с еще одной девочкой, которую тоже били, но другой человек и в другом лагере.
Разом із колегами з @Zelenska_FND тепло зустрілись із родиною Паскевичей. У них 5 власних синів, і ще стало любові на створення будинку сімейного типу. Родині довелося тікати з Кривого Рогу до Львова. Наша Фундація намагається зробити все, щоб такі родини мали все необхідне. 1/2 pic.twitter.com/vapBtWOVZh
— Олена Зеленська (@ZelenskaUA) March 5, 2023
«Верстка» нашла 14 детей-сирот, вывезенных из Херсона, в крымском доме ребенка «Елочка» Его называли «детским концлагерем» и сравнивали с Освенцимом из-за жестокого обращения с воспитанниками
Дом ребенка «Елочка»
Российские власти перевезли не менее 14 детей-сирот из Херсона в симферопольский детский дом «Елочка», который СМИ называли «концлагерем» и сравнивали с Освенцимом из-за условий проживания воспитанников. Об этом пишет «Верстка», журналистам которой удалось установить местонахождение детей.
Издание обратило внимание на фотографии сирот с оккупированных РФ территорий Украины в рамках отчета по итогам акции «Стань дедом Морозом», Снимки были опубликованы на сайте «Усыновление в Московской области».
Фотографии сопровождались письмами деду Морозу, в которых дети рассказывали о себе. За детей младшего возраста открытки подписали воспитатели. «Верстка» обратила внимание, что 14 открыток были подписаны одним почерком — и в каждой из них говорилось, что ребенок, который обращается к деду Морозу, приехал из Херсона. В двух письмах указывалось, что ребенок приехал в Симферополь, еще в двух упоминалось название детского дома.
Все 14 детей были сфотографированы в одних и тех же интерьерах детского дома «Елочка», который подчиняется крымскому Минздраву и специализируется на работе с детьми с поражениями центральной нервной системы, нарушениями психики и поведения, слуха, зрения и ВИЧ.
Это учреждение должно воспитывать у детей «патриотизм и гражданственность», а также формировать представление о том, что «Крым находится на юге России», и «осознание себя как гражданина многонациональной России», говорится в «Рабочей программе» детского дома на 2021–2025 годы.
«Медуза» в России теперь не только «иноагент», но еще и «нежелательная» организация. Этот статус — гораздо хуже прежнего. Тем не менее мы продолжаем работать. Нас по-прежнему можно читать. Это безопасно. Здесь — все ответы на тревожные вопросы.
Как отмечает «Верстка», на фотографиях показаны дети от двух до пяти лет. В отчете акции «Стань дедом Морозом» есть еще девять детей того же возраста в комнатах «Елочки», в том числе дети с ограниченными возможностями. Но откуда они приехали, в письмах не указывается.
В 2020 году несколько приемных матерей, взявших под опеку детей из «Елочки», рассказали СМИ о жестоком обращении с воспитанниками в доме ребенка. Одна из них, Ольга Крамная, сообщила, что на момент усыновления ее двухлетний сын весил шесть килограммов, не мог сидеть, говорить и самостоятельно есть. После медицинского обследования, по словам Крамной, у мальчика нашли дистрофию, обезвоживание, рахит и деформацию черепа.
Одна из бывших сотрудниц дома ребенка рассказывала о работе медсестер, следивших за детьми в «Елочке»: «Даже неудобно повторять, что я от них выслушивала: „Сок детям не наливай: уйдешь, а они нам будут гадить. На руки не бери: приучишь, придет следующая смена, ребенок будет проситься“. На ночь не кормили — надо спать. Воду не давали, только смеси. Ночной кефир уходил в бутылки сотрудникам».
Руководство детского дома обвинения отрицало. После резонанса в СМИ в «Елочке» прошла проверка регионального Минздрава, Следственного комитета и прокуратуры. По ее итогам ведомства не выявили нарушений и отказались возбуждать уголовное дело.
Крамная рассказала «Верстке», что со второй попытки ей удалось добиться начала расследования. «Сейчас оно на стадии судмедэкспертизы. Проверок было много, но все эти проверки носили по большей части экскурсионный характер, поэтому все они не заметили истощенных детей, которые там до сих пор есть. Некоторые уже умерли за это время. Конечно, там не все дети дистрофики. Хуже всего паллиативным детям, детям с пороками и тем, кто там с рождения», — сообщила она.
«Верстка» предполагает, что детей из Херсона, попавших на фотографии, перевезли в Крым в октябре 2022 года во время так называемой эвакуации местных жителей накануне освобождения города в результате контрнаступления ВСУ.
21 октября тогдашний замглавы оккупационной администрации области Кирилл Стремоусов сообщил, что 46 детей-сирот из херсонского Дома малютки отправили в Крым. В конце октября, пишет «Верстка», уполномоченная по правам ребенка в Крыму Ирина Клюева опубликовала фотографии из симферопольской «Елочки», отметив, что там живут дети, эвакуированные из Херсона.
В украинском проекте «Лабораторія журналістики суспільного інтересу», который занимается вопросами насильственного перемещения детей на оккупированные территории и в Россию, сообщили «Верстке», что им известно о вывозе сирот из херсонского дома малютки «Колокольчик», где жили дети младше пяти лет. Но информации о «Елочке» у украинских правозащитников нет.
ЕЩЕ О НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЯХ УКРАИНЦЕВ
"Тела родителей лежали на улице не один день". Как война в Украине оставляет сиротами тысячи детей
Светлана Дорош ВВС News Украина / 20 декабря 2022
ANADOLU AGENCY
За время российской войны против Украины родители сотен украинских детей погибли или пропали без вести. Еще около пяти тысяч несовершеннолетних остались без родительской опеки по другим причинам, так или иначе связанным с военными действиями. Таковы данные Национальной сервисной социальной службы Украины.
Какова судьба детей войны, оставшихся без обоих родителей, где они сейчас? И как война сказалась на усыновлении сирот в Украине, в то время как тысячи детей с оккупированных территорий вывезены в Россию? BBC News Украина искала ответы на эти вопросы.
Богдан. Убежал от соседей и уехал на место гибели мамы
8-летний Богдан из Бахмута - один из 1128 детей, оставшихся сиротами в этой войне.
Он был у соседей, когда мама пошла на похороны родственника, погибшего во время очередного обстрела.
Но по дороге женщина и бывшие с ней люди попали под новый обстрел. Их убило осколками снаряда. Мама Богдана была на седьмом месяце беременности. Погиб также отчим мальчика.
Их тела, как рассказывают в полиции, пролежали несколько дней на улице. Российские атаки не прекращались, и забрать убитых было невозможно.
Когда Богдан узнал, что его мама и отчим умерли, он скрылся от соседей, взял велосипед и уехал на место их гибели.
Богдан испытал шок, сейчас он в безопасности / НАЦІОНАЛЬНА ПОЛІЦІЯ УКРАЇНИ
Правоохранители искали его под обстрелами среди разрушенного города и, найдя, вывезли на безопасную территорию.
Дальше ребенка передали женщине, которая знала Богдана и его погибшую маму. Она ранее эвакуировалась в Киевскую область, рассказывает BBC News Украина Наталья Тимофеева, руководитель службы по делам детей Донецкой облгосадминистрации.
Сейчас мальчик находится на реабилитации в Испании.
Наталья Тимофеева говорит, что если бы эта семья вовремя эвакуировалась из Донецкой области, как просили власти, этой трагедии не случилось бы.
Матвей. Спасал маму, слушая врача по телефону
Еще одну историю рассказала BBC News Украина координатор благотворительного фонда "Расти в семье" Евгения Федорчук.
Семья Матвея (имя изменено. - Би-би-си.) жила в Броварском районе Киевской области. В первый день российского вторжения мальчик, бабушка, мама и семья старшей сестры решили бежать в село, где у них есть дача. Но его на следующий день захватили российские войска.
Некоторые села в Броварском районе Киевской области оставались оккупированными до конца марта / ANADOLU AGENCY
У мамы Матвея Татьяны были проблемы с давлением, из-за стресса состояние ее ухудшалось. К врачу поехать она не могла, в село ни один врач тоже не мог добраться.
Однажды Татьяне стало плохо, болело в области сердца. По телефону врач пыталась помочь, объясняла родным, что нужно делать. 14-летний Матвей и муж сестры делали женщине сердечно-легочную реанимацию. Но спасти не смогли.
После освобождения Киевской области эксгумация тела показала, что у Татьяны случился инфаркт.
Подросток остался сиротой. Гражданский муж матери не признает себя его отцом.
Опекуном Матвея стала его бабушка. Теперь они живут на ее пенсию и благодаря помощи благотворительного фонда "Расти в семье". Фонд, поддерживающий опекунов пенсионного возраста, самостоятельно воспитывающих несовершеннолетних детей, ежемесячно помогает этой семье продуктами.
Забирают родные и близкие
В украинских госорганах говорят, что большинство детей, чьи родители погибли или умерли во время войны, не попадают в детдома и интернаты, их сразу же забирают родные и близкие.
"Большинство осиротевших детей сразу же попадают к ближайшим родственникам в семейное окружение, - говорит заместитель директора департамента защиты прав детей Национальной социальной сервисной службы Владимир Вовк. - Так и должно быть. Когда работают государственные органы, есть родственные связи, работает церковь, то ребенок не должен остаться один, не должен попасть в интернат".
Владимир Вовк вспоминает последний ужасный случай: 7 декабря в Житомирской области погибли, подорвавшись на мине, 38-летний мужчина и его 32-летняя жена.
У них осталось восемь несовершеннолетних детей.
Автомобиль многодетных родителей взорвался, когда съехал на обочину / УПРАВЛІННЯ НАЦПОЛІЦІЇ У ЖИТОМИРСЬКІЙ ОБЛАСТІ
Как рассказал Владимир Вовк BBC News Украина, бабушка и родной дядя сразу же заявили, что готовы взять детей под опеку.
По словам Натальи Тимофеевой из Донецкой ОГА, система уже отлажена: как только становится известно, что ребенок потерял родителей, в первую очередь ищут близких родственников, которые могут забрать ребенка под опеку. Если это не удается, то на втором месте - устройство детей в детдома семейного типа или приемные семьи. И только в последнюю очередь - в интернаты.
Владимир Вовк говорит, что за время с начала полномасштабной войны из более чем тысячи детей, родители которых погибли, к началу декабря усыновили 54, других приютили родные и близкие.
Оля и Андрей. Отец письменно отказался от эвакуации
После деоккупации Лимана при обстреле в соседнем селе Торецкое погиб от обломков ракеты отец двоих детей, Оли и Андрея, 10 и 9 лет. Их мама скончалась за несколько лет до начала войны.
Незадолго до гибели отец подписал бумагу с отказом от эвакуации.
"Детей сразу же забрала их взрослая сестра, потом их отвезли на реабилитацию в Закарпатскую область, - рассказывает Наталья Тимофеева. - Сестра по семейным обстоятельствам не смогла взять их под опеку, поэтому с помощью социальных служб детей познакомили с другой семьей - муж и жена, которые уже имели приемного ребенка. Они тоже из Лимана, но вовремя эвакуировались. Сейчас дети вместе с новой семьей во Львове".
Нацполиция помогает с эвакуацией гражданских из опасных мест в Донецкой области / НАЦПОЛІЦІЯ У ДОНЕЦЬКІЙ ОБЛАСТІ
Нельзя "отвязать" от войны
Всего за время войны в Украине более 5,8 тысяч детей получили статус лишенных родительской опеки. Такие данные на 1 декабря приводит представитель Национальной социальной сервисной службы Владимир Вовк.
"Это сложный разговор, об этих пяти тысячах. Есть те, кого лишили родительских прав, уклоняющиеся от своих обязанностей. Или те, у кого нет средств к существованию, или их психологическое состояние сложное. Но также там есть и дети, чьи родители могут быть в плену, воюют или их местонахождение неизвестно. Любую ситуацию, когда ребенок остается без родительской опеки, нельзя "отвязать" от войны", - убежден Вовк.
Статус ребенка, потерявшего родительскую опеку, позволяет родным и близким быстро забирать ребенка под опеку, устраивать в приемные семьи или детдома семейного типа и получать денежную помощь.
Шансы на усыновление
В Украине на сегодняшний день насчитывается 68 тысяч детей, имеющих статус ребенка, лишенного родительской опеки. И подавляющее большинство из них - не сироты. 16 тысяч детей ждут усыновления.
Но война уменьшила шансы этих детей обрести новую семью.
Количество усыновленных детей в 2022 году резко уменьшилось по сравнению с 2021 годом, при том что и в прошлом году темпы усыновления замедлились из-за коронавируса.
Если в прошлом году было усыновлено 1354 ребенка, то в 2022 году - 644, сообщил BBC News Украина представитель Национальной сервисной социальной службы Украины Владимир Вовк.
Более чем вдвое сократилось и усыновление иностранными гражданами. В прошлом году их было 272, в этом году - 95.
Во время военного положения иностранцам усыновлять украинских детей запрещено, поэтому статистика в этом году учитывает, по сути, тех детей, чей процесс усыновления был начат еще в 2021 году, а окончательное оформление документов завершилось в этом.
При этом, по разным данным, за время войны уже сотни детей из Украины усыновлены в России. Это дети, вывезенные с оккупированных украинских территорий в РФ и распределенные в семьи в разных регионах.
Украинские власти заявляют о 12 340 украинских детях, похищенных и вывезенных в Россию или на временно оккупированные территории Украины. Только 119 детей удалось вернуть в Украину своим родным.
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą