«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

penktadienis, kovo 24, 2023

Karo miestai. Ugledar. Неизвестная история города

 

Угледар до и после. Неизвестная история города, о котором Украина и мир узнали благодаря войне

ЕВГЕНИЙ РУДЕНКО, УП - ПЯТНИЦА, 24 МАРТА 2023, 05:30

КОЛЛАЖ: АНДРЕЙ КАЛИСТРАТЕНКО

Угрозы Путина "обучить Украину настоящей декоммунизации" больше всего затронули Донбасс - регион, который россияне продолжают "избавлять" от "восьмилетних бомбардировок ВСУ".

Лишь несколько месяцев понадобилось армии РФ, чтобы уничтожить металлургические заводы, шахты и города, построенные при СССР. Среди них – 15-тысячный Угледар.

Он возник в 1960-х, когда в степи начали осваивать южнодонбасские залежи угля. 60 лет спустя фотографии Угледара, сделанные из воздуха, вызывают аналогии с разрушенным Сталинградом.

Об Угледаре мир и большинство украинцев знают лишь как об одной из самых горячих точек этой войны. Как о месте, где Россия потерпела крупнейшее танковое фиаско. Где морпехи Тихоокеанского флота из Владивостока встретили такой отпор ВСУ, что вынуждены были записывать жалобные видео .

По злой и во многом справедливой иронии судьбы Россия бьет по тому, что так много значило для украинских коллаборантов. Мало кто знает, но в боях за Угледар страдает Успенский Николо-Василовский монастырь в соседнем селе Никольское.

Обитель в Никольском построил "старец" Зосима, умершего в 57 лет, но успел максимально укоренить идеи "русского мира" среди донецкой элиты и ее электората.

Уроженец Урала, в мире Иван Сокур, Зосима в 1997 году венчал в Никольском Викторе и Людмиле Януковичей. Являлся их "духовником" и постоянно агитировал за церковное единство Москвы и Киева.

Зосима завещал: после его смерти в Никольский должен приехать патриарх Кирилл – освятить точную копию Успенского собора Кремля. Его построили в нескольких километрах от Угледара стараниями "старца" и спонсоров – Виктора Януковича и металлургического магната Виктора Нусенкиса.

Кирилл приезжал в Никольский в 2009-м. Освятил собор и рассказал, как учился со Зосимой в Ленинградской духовной семинарии во времена СССР. 

В конце февраля 2014 года, после заявления нардепа Александра Бригинца, в монастыре Зосимы "искали" беглеца Януковича. Но он был уже на своей ментальной родине, в Ростове.

ИСТОЧНИК: INSTAGRAM.COM/LIBKOS

Угледарский журналист Евгений Лелюх, который жил и работал в Донецке, но после оккупации в 2014 году был вынужден вернуться в подконтрольный Украине Угледар, называет родной город "квинтэссенцией Донбасса".

И дело не только в том, что жизнь Угледара полностью завязана на работе шахт. Среди шахтеров многие ушли воевать в рядах ВСУ и погибли за Украину.

Весной 2022 года Евгений провел несколько недель в бомбоубежище Угледара, пока не покинул город. 

Дальше – его прямой язык. О том, каким был Угледар до войны, что там происходило после полномасштабного вторжения, есть ли у него будущее.

Террикон и кирка

Пожалуй, так работает стадия отрицания. Мысль о том, что мой город начали уничтожать вместе с людьми, отторгалась почти физически до тошноты.

Из угледарского дневника Е. Лелюха. Март-апрель 2022 года

Все, кто ничего не знает об Угледаре и впервые попадает туда, говорят: едешь, едешь полем, и вдруг, словно из ниоткуда, появляется город.

Он стоит не на трассе Донецк – Мариуполь или Донецк – Запорожье, а, условно говоря, на отшибе. Впрочем, жизнь в Угледаре никогда не была отдельной. Всегда была связь и с окрестными селами, и с Волновахой, и с Мариуполем, и с Донецком.

Угледар – это о шахтерах. Это "отжимка", квинтэссенция региона, некий кристаллизированный Донбасс. Там почти все связаны с шахтами.

У тех, кто придумал название для города, фантазия была небогата. Но слово "Угледар" полностью отражает его сущность. Если бы вдруг в наше время нашелся кто-нибудь из местных сумасшедших с предложением о переименовании, его бы заклювали.

Город, дающий уголь. На гербе которого террикон и кирка.

Я родился в Угледаре в 1985 году. Мой отец родом из соседней деревни, 40 лет работал на шахте "Южнодонбасская №1".

Сначала построили поселок, который назвали "Южный", а затем появился город. Сегодня еще можно встретить бабушек и дедушек, которые до сих пор называют Угледар или "Южный", или просто "Поселок". Так они привыкли.

Город был построен среди чистого поля. Первую многоэтажку заселили в 1966 году / T.ME/UGLEDARRODNOJ
 
Добыча угля – единственная причина появления Угледара /T.ME/UGLEDARRODNOJ

Угледар планировали как огромный индустриальный центр, но немного не допланировали, пожалуй. Есть шахты №1 и №3. А где №2?

Вместо десяти шахт – две. Вместо 100 тысяч населения – 15-17. Угледар остался в определенном смысле недостроенным проектом: два спальных района, больница, три школы и несколько садов. 

Большинство госучреждений, включая мэрию, суд, налоговую, ютились в зданиях детсадов, общежитий или многоэтажек.

Специализированные админздания не успели построить ни в советский период, ни в годы независимости Украины. Точнее, одну успели: современный ЦНАП, куда планировали заселить большинство городских служб.

Оставалось только подвести коммуникации и перерезать красную ленту, но пришла весна 2022 года. Сейчас ЦНАП – это коробка с облезлой обшивкой, которая множество раз принимала на себя прилеты.

И так в Угледаре теперь везде, разрушения стопроцентные. В некоторых домах в ноль уничтожены подъезды. Они просто сложились к фундаменту.

По кирпичу

Ночью тошнило детей. Практически всех поголовно. Однолетнего Тимошку в полутора метрах от меня, десятилетнего Михаила – почти на меня. И еще несколько поодаль. Утром насчитали семь больных только в нашем зале.

Из дневника Е. Лелюха. Март-апрель 2022 года

Помню, как на стыке распада СССР и независимости ездили по шахтерским путевкам отдыхать куда-то под Сочи. Тогда я впервые улетел самолетом. Из донецкого аэропорта.

Среди детских воспоминаний остался, конечно, весь этот кавардак 90-х. Еще до рублей появились талончики. Такие нарезные рулоны бумаги, почти туалетной. С ними тебя посылали за хлебом. И ты с этими рулонами под мышкой, которые весят больше буханки, стоишь в очереди пол дня.

Затем шахтерам начали выдавать зарплату мелочью. Монетки приносили в магазин упаковками, сумками. Ставили на прилавок. Не знаю даже, как тогда продавцы все это подсчитывали.

Помню крупные аварии на шахтах. Представьте лицо людей, когда по городу звучит сирена, поднимают по тревоге ВГСЧ (военизированная горноспасательная часть – УП) . В городе, по сути, каждая семья – шахтерская. У многих в это время кто-то на смене. А потом на кладбище появляется несколько рядов новых могил.

У меня сосед этажом ниже, дядя Саша, Александр Семак. Таков типичный, типичный шахтер: по душам поговорить, за себя и семью постоять. Прекрасный мужик. Шахтер во всех лучших проявлениях.

Он явно не призывного возраста, но весной 2022 вывез семью на Западную (Украину – УП) , а сам пошел добровольцем. Погиб летом.

Почему ушел? Увидел, что непорядок и нужно что-то делать.

Демонстрация шахтеров Угледара. Советский лозунг "Мира – мир" не сработал / T.ME/UGLEDARRODNOJ

Город развивался до прихода "русского мира" / T.ME/UGLEDARRODNOJ

Угледарцы всегда были предприимчивы. Кто-то в 90-х таскал клетчатые сумки из Польши и Турции, занимался купой-продай. В городе открылось много магазинчиков – от продуктовых до ювелирки.

Несколько банковских отделений, аптеки – все это было. Угледар развивался. Собственно, после 90-х он не был в состоянии какой-то глубокой депрессии.

На пикники праздники ездили в лес, который называют "Шайтанским", потому что река Шайтанка была. Праздновали там выпускные.

Поблизости много прудов. В том числе у тех дач, за которые идут теперь бои. Там шахтеры, люди с руками, строили себе коттеджи – с беседками, банькой, фруктовыми садами. Чтобы отдыхать, проводить время на пенсии.

Когда сейчас смотришь по чатикам и телеграмм-каналам видеооттуда, натыкаешься на комментарий: "С*ка, это же мой коттедж! Кино снимают, твари!" .

Там уже все по кирпичу разобрали.

Все бурлило

Ходить по городу грустно: разрушение, уныние. Но люди не отчаиваются. В квадратах, куда еще не прилетало, детишек выводят прокатиться на качелях.

Из дневника Е. Лелюха. Март-апрель 2022 года

Что вам еще рассказать об Угледаре? Не интересен в историческом и архитектурном плане город. Но до 2014 года все было у него отлично: тихое, ухоженное, крошечное. Пройти его по диагонали можно скорым шагом за 15 минут.

Он отличался от, например, Волновахи, тем, что вообще не имеет "частного сектора". Так что улицы были чистыми. Мусор вывозили. Деревья высаживали. В центре плиточку положили буквально за несколько месяцев до вторжения.

Угледар – это до восьми десятков многоэтажек. Среди них есть, например, дом, который называют "Ханинским" или "домом мэра". Ничем не примечателен, просто там жил многолетний мэр (Виктор Ханин – УП) .

Был еще другой городской голова, с ним ассоциировался ночной клуб "Оникс".

Есть "голубой дом", потому что на фасаде плитка голубая. Есть своя "китайская стена". потому что объединены несколько зданий.
 
Типичный субботник в некогда советском городе Угледар / T.ME/UGLEDARRODNOJ

Типичный Угледар времен независимой Украины незадолго до полномасштабного вторжения РФ / T.ME/UGLEDARRODNOJ

До 24 февраля 2022 года боевые действия в Угледаре, по сути, не ощущали. Но начали появляться блокпосты, в город заселяли солдат. Начала работать военно-гражданская администрация.

После начала территориальной реформы Угледар стал центром общины с несколькими деревнями, хуторами и населением ОТГ примерно 30 тысяч.

Реформа продвигалась долго и со скрипом – "воевали" с Волновахой чуть ли не за каждое село. Потому что налог на землю значительно расширение возможностей местного бюджета.

В конце концов, довели реформу до конца. Стали возить сельских детей в школы Угледара. Появлялись проекты по развитию деревень. 

В городе в последние годы все бурлило, крутилось: работали волонтеры, общественные организации, шли международные гранты.

Катакомбы

Ночью было очень много прилетов. Попадание в нижние этажи – и за ночь выгорали от пожара целые подъезды. Многие погибшие.

Из дневника Е. Лелюха. Март-апрель 2022 года

24 февраля 2022 около 11:00 прилетела "Точка-У" возле больницы. Я слышал, как грянуло, побежал смотреть. Тогда инстинкт самосохранения еще почти не было.

До того, как "орки" взяли Павловку, которую ВСУ несколько раз потом ненадолго отбивали, кроме прилета "точки", ничего в Угледаре не происходило.

Ясно, что все было связано на Волновахе. Я читал сводки, слушал, как Арестович, с*ка, рассказывал: "В Волновахе все спокойно, мы держимся". Но потом "орки" взяли ее буквально за одну ночь и прошли в Павловку более 30 километров.

В Павловке наши взорвали мосты, и уже на следующее утро начались плотные обстрелы Угледара. Тряслись не только стены. Тряслась земля. Прилетало все: мины, "грады", снаряды от гаубиц.

Ты стоишь у подъезда, над тобой летит самолет и сбрасывает в поле семь бомб.

Или танк из "Z" разворачивает башню и просто х*рит по первому этажу дома, где в подвале сидят мамочки. Все начинает полыхать, а они в халатах, в тапочках и с вопиющими младенцами на руках бегут к бомбоубежищу.

Хранилище – это переоборудованный "Богатырь", спортивный клуб для тяжеловесов. В какой-то момент, на пике, там по "переписи" было до 1600 человек. Без света, без воды. Один туалет на всех. Все хотят есть, все хотят что-нибудь еще.

Там я провел больше трех недель.

Рождение Угледара. За несколько десятилетий до катастрофы / T.ME/UGLEDARRODNOJ

Я видел погибших на улицах, оторванные руки, ноги. Но сразу не уехал из города, потому что рассчитывал на контратаку ВСУ. На то, что Угледар так надолго не увязнет на линии фронта.

Насколько я понял, "орки" избивали по скоплению людей. Чаще всего прилетало у бомбоубежищ, на пункты раздачи гуманитарки. Рядом с бочками с водой, где люди стояли в очереди. И рядом с одним единственным местом, где можно было на одну-две палочки поймать мобильную связь.

Эвакуироваться горожанам предлагали активно, агитировали, но каждый сам принимал решение. Были выехавшие еще 24 февраля. Или те, кто сразу занимал места в бомбоубежищах.

Самое комфортное хранилище было на почте, но небольшое. Больше всего – то, где жил я. Места всем не хватало, потому что сюда в первые дни приехали беженцы из Волновахи. 

Пространство расширяли за счет "катакомб" с сырой землей, на которую бросали матрасы.

Я уехал из Угледара в апреле. Сел, по сути, на первый попавшийся поезд и оказался в Кропивницком. Можно сказать, что я уехал достаточно рано. В Угледаре до сих пор живет около 500 человек. Самые упрямые. Говорят, что им некуда эвакуироваться.

Большинство – в подвалах, с буржуйками. Однажды приспособились.

Но как показала практика, подвал – не самое безопасное место. Помню, однажды ночью снаряд прилетел в окно квартиры на первом этаже. Пробил пол, пошел ниже, туда, где было несколько человек. Они там скрылись на ночь.

Их даже не разорвало, они просто задохнулись. Когда утром отворили дверь, вытаскивали трупы.

Надежды

Дальше записи в блокноте я уже не вел. Началась эпопея под названием "эвакуация". У меня началась совсем другая история – скитания по Украине.

Из дневника Е. Лелюха. Март-апрель 2022 года

Я продолжаю следить за новостями об Угледаре – это больно.

У меня там квартира фактически уже сгорела. Пятиметровая воронка буквально под окнами. В какой-то момент я надеялся: вернусь, открою дверь и все будет более-менее на месте. Но теперь вижу, что там и дома не останется.

Я не знаток стратегических тонкостей. Но, по правде говоря, никакой ценности с военной точки зрения Угледар, стоящий немного на отшибе, никогда словно не имел. Никогда не мог подумать, что за него будет столь ожесточенная длительная борьба, которая уничтожает город под ноль.

Можно ли сказать, что Угледара уже нет? Он еще есть. Но скоро его может не быть. Он – как человек с множеством находящихся в коме шаровых ранений. Не осталось ни одного целого здания. Нет коммуникаций, ничего.

Меня часто смешит то, как россияне показывают бои за Угледар. Несколько раз видел, что это "огромная конгломерация с шахтами и заводами". С какими-то огромными многокилометровыми подземными тоннелями. Они вот так это все подают - будто снова штурмуют "Азовсталь".

Штурмовать там действительно сложно – поле, никаких укрытий, максимум лесопосадки. Шахты в нескольких километрах за городом. Но если они хотят дальше посылать на убой свои танки, пусть посылают.

В новостях они захватывали Угледар уже несколько раз. Не понимают, что дачи, за которые сейчас идет борьба, вовсе не предел города. И даже не рядом с ним. Они между Угледаром и следующей деревней.

Что будет дальше с городом? 

О будущем стараюсь не думать. Все, кто уехал, сначала говорили: подождать надо, все обойдется, вернемся. Но с каждым днем… Из Донецка в 2014 тоже все выезжали "ненадолго".

Без шахт не будет Угледара. Сегодня там все обесточено, есть разрушения. Сами шахтеры говорят, что запустить их будет слишком дорого или невозможно. Если вода у выработки ушла, откачать ее очень проблематично.

Но запасов угля там еще много.

Надежды… Надежды какие-то есть. 

Волонтеры, активисты, общественные организации, разные церкви были очень активными в последние годы в Угледаре. И если все вместе снова возьмутся, то какое-то время даже без работающих шахт город что-то сможет представлять собой  (после победы – УП).

Люди хотя бы смогут куда-нибудь вернуться.

Евгений Руденко – УП

Komentarų nėra: