«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

sekmadienis, gruodžio 31, 2023

Karo jūra. Суэцкий канал — Красное морe / Йеменские хуситы

 

Вертолеты ВМС США потопили катера хуситов в Красном море после попытки захвата торгового судна

2023-12-31  17:30  BBC

Вертолеты с корабля ВМС США Gravely отреагировали на второй за 24 часа сигнал бедствия с датского контейнеровоза / US NAVY

Военно-морские силы США уничтожили «малые суда» хуситов, которые пытались захватить контейнеровоз в Красном море.


Четыре судна, пришедшие из районов Йемена, контролируемых хуситами, обстреляли судно Maersk Hangzhou и подошли к нему на расстояние нескольких метров, сообщили американские военные.

Вертолеты с находящихся неподалеку военных кораблей США отреагировали на сигнал бедствия и после обстрела потопили три из них «в порядке самообороны».

Члены экипажа были убиты, а четвертое судно покинуло район.

Хуситы атакуют корабли в Красном море с ноября. Группировка объявила, что будет атаковать все суда, связанные с Израилем, в ответ на военные действия в Газе.

Как сообщило Центральное командование США (Centcom), контейнеровоз Maersk Hangzhou зарегистрирован в Сингапуре, а управляется и принадлежит датской фирме.

Нападение произошло около 06:30 по йеменскому времени (03:30 GMT). Катера хуситов подошли к контейнеровозу на расстояние около 20 метров и пытались высадиться на судно. Экипаж судна подал сигнал бедствия, охрана открыла ответный огонь.

Вертолеты с авианосца USS Eisenhower и эсминца USS Gravely, находившихся неподалеку, отреагировали на призыв о помощи. Когда они прибыли к месту нападения и обратились к экипажам атакующих судов через громкоговорители, их обстреляли.


Вертолеты «открыли ответный огонь в целях самообороны, потопив три из четырех малых катеров и убив их экипаж», говорится в сообщении Centcom. Четвертый катер ретировался, с американской стороны обошлось без жертв и повреждений. На борту Maersk Hangzhou также никто не пострадал, и судно находится в мореходном состоянии.

Это уже второе нападение на судно Maersk Hangzhou за последние сутки: ранее оно подверглось ракетному обстрелу из районов Йемена, контролируемых хуситами. Американские эсминцы Gravely и Laboon открыли ответный огонь.

Согласно заявлению Centcom, в процессе оказания помощи контейнеровозу по двум кораблям ВМС США были выпущены две противокорабельные ракеты с территории, контролируемой хуситами.

Gravely уничтожил баллистические ракеты на подлете, заявили в Centcom, добавив, что это уже 23-я «незаконная атака хуситов на международное судоходство» с 19 ноября.

Кроме того, подразделение Минобороны Великобритании United Kingdom Maritime Trade Operations (UKMTO) сообщило об инциденте в Красном море примерно в 55 морских милях (101 км) к юго-западу от йеменского порта Ходейда.

В заявлении UKMTO говорится, что неопознанное судно сообщило о «громком взрыве, сопровождавшемся вспышкой в носовой части судна», и нескольких взрывах.

Повреждений не зафиксировано, члены экипажа не пострадали, а судно ушло из района в близлежащий порт, говорится в заявлении.


Участившиеся в течение последних недель нападения хуситов вынудили многие судоходные компании, включая Maersk, перенаправить свои суда в обход Красного моря.

Чтобы добраться до Суэцкого канала в Египте, который соединяет Средиземное и Красное моря, суда должны пройти через узкий Баб-эль-Мандабский пролив, расположенный недалеко от контролируемых хуситами районов Йемена.

После атак хуситов США начали операцию Prosperity Guardian, организовав международную коалицию по защите судоходства в регионе.

В интервью агентству Associated Press вице-адмирал ВМС США Брэд Купер заявил, что хуситы, похоже, не собираются прекращать нападения, несмотря на появление в районе морской оперативной группы.

По его словам, с момента начала операции через Красное море прошло 1200 коммерческих судов, и до минувшей субботы ни одно из них не пострадало от ударов беспилотников или ракет.

На прошлой неделе компания Maersk заявила, что готовится возобновить рейсы через Красное море, но после инцидента с Maersk Hangzhou снова приостановила рейсы по этому маршруту на 48 часов.




Судоходный гигант Maersk готовится возобновить работу в Красном море

26.12.2023 - 15:28 Индрабати Лахириeuronews

Три буксира работают вместе, чтобы развернуть контейнеровоз Axel Maersk, когда он прибывает в порт 21 октября 2021 года в Майами.

Датская компания Maersk, как и несколько других судоходных компаний, приостановила рейсы по Красному морю из-за атак хуситов в этом районе.


Судоходный магнат Maersk готовится возобновить операции в Красном море после небольшого перерыва , ссылаясь на то, что возглавляемая США многонациональная военно-морская операция Operation Prosperity Guardian (OPG) была создана для защиты судоходства от нападений повстанцев-хуситов в регионе.

В заявлении Maersk в воскресенье говорится: «В рамках инициативы OPG мы готовимся разрешить судам возобновить транзит через Красное море как в восточном, так и в западном направлении. В настоящее время мы работаем над планами по тому, чтобы первые суда совершили транзит и чтобы это произошло как можно скорее».

Однако компания подчеркнула, что вполне может изменить свое решение, в зависимости от ситуации с безопасностью в регионе.

В субботу военный корабль США сбил четыре приближающихся дрона, прилетевших из районов, контролируемых хуситами, а танкер с химикатами и нефтью под норвежским флагом сообщил о том, что ударный дрон едва не попал в цель, а танкер под флагом Индии был сбит, о пострадавших не сообщалось, сообщается. AP со ссылкой на заявление Центрального командования США на X, ранее Twitter. Эти инциденты представляют собой 14-е и 15-е нападения хуситов на коммерческое судоходство с 17 октября.

Коммерческие суда на линии огня

Йеменская повстанческая группировка, поддерживаемая Ираном, недавно усилила свои нападения в регионе в знак протеста против действий Израиля в секторе Газа, в результате чего крупнейшие в мире коммерческие судоходные компании, такие как Maersk, приостановили операции в этом районе. 

Помимо других инцидентов, компания Maersk ранее сообщала, что их контейнеровоз в Гибралтаре был сбит дроном. Они также объявили о планах перенаправить свои коммерческие суда в обход Красного моря, но позже отказались от этого.

Вероятно, это связано с экспоненциально более высокими затратами на плавание вокруг Африки, а также с дополнительным временем, которое, как ожидается, займет это путешествие. Судоходные компании, которым в прошлом приходилось использовать эту альтернативу, были вынуждены добавлять дополнительные сборы за доставку, чтобы покрыть расходы.


Почему Красное море так важно?

В настоящее время Суэцкий канал вместе с Красным морем образует самый быстрый морской путь между Азией и Европой, на его долю приходится около 12% мирового судоходства. Красное море особенно важно для сжиженного природного газа (СПГ): по этому каналу транспортируется от 4% до 8% мирового объема СПГ. С января по ноябрь текущего года по этому маршруту также было отправлено около 8,2 миллиона баррелей сырой нефти и нефтепродуктов.

Другие маршруты судоходства, такие как мыс Доброй Надежды, вероятно, добавят к поездкам около 3500 морских миль, а возросшие расходы отпугнут некоторых грузоотправителей вообще от совершения путешествия. Это во многом ухудшило и без того резервные цепочки поставок. Те немногие компании, которые решаются на более длинные маршруты, вынуждены перекладывать на потребителей резкие повышения цен.

Другие крупные судоходные компании, в том числе Hapag-Lloyd и Mediterranean Shipping Company, также пострадали от атак в Красном море и были вынуждены временно приостановить свою деятельность. 

Однако компания Hapag-Lloyd недавно сообщила, что вскоре пересмотрит свои дальнейшие действия, учитывая изменение ситуации после создания оперативной группы.



Иранский беспилотник поразил танкер с химикатами в Индийском океане

ЕЛЕНА ИВАШКИВ / pravda, 24 ДЕКАБРЯ 2023, 06:17

CHEM PLUTO, ФОТО VESSELFINDER

Иранский ударный беспилотник в субботу поразил находившийся в Индийском океане танкер с химикатами. 

Источник: Министерство обороны США, CNN

Детали: Теплоход CHEM PLUTO, принадлежащий Японии танкер-химовоз под флагом Либерии, управляемый Нидерландами, был поражен ударным беспилотником в субботу примерно в 10 утра по местному времени в Индийском океане, в 200 морских милях от побережья Индии.

Жертв нет, а пожар на борту танкера потушили.

Центральное командование ВМС США поддерживает связь с потерпевшим удар. По словам ведомства, никаких кораблей ВМС США не было поблизости.

Индийская береговая охрана сообщила в социальных сетях, что на борту судна находится 21 член экипажа и что "судно начало движение в направлении Мумбаи".

Удар в Индийском океане был нанесен на фоне того, что поддерживаемые Ираном повстанцы-хуситы в Йемене за последние четыре недели совершили более 100 нападений на десяток коммерческих и торговых судов, следовавших через Красное море.



Хуситы перерезали главный торговый маршрут между Азией и Европой. Чем грозит блокада Красного моря?

2023-12-21 13 15 BBC

Вооруженный йеменец на фоне захваченного хуситами торгового судна Galaxy Leader 5 декабря 2023 года / EPA

Война Израиля с ХАМАС впервые за два с лишним месяца привела к масштабным перебоям в мировой торговле. Йеменские хуситы из солидарности с палестинцами обстреливали торговые суда, и в итоге у крупнейших международных судоходных компаний лопнуло терпение. Они поставили на паузу перевозку контейнеров, нефти, сжиженного газа и прочих грузов по главному торговому маршруту между Европой и Азией — через Красное море, Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив.


Чем хуситская блокада грозит мировой торговле и как долго с ней придется мириться мировой экономике?

Что случилось

Повстанцы-хуситы с ноября атакуют торговые суда в Баб-эль-Мандебском проливе из солидарности с ХАМАС. Хуситы контролируют значительную часть Йемена, пользуются поддержкой Ирана и считают врагами Саудовскую Аравию, США и Израиль. Они утверждали, что их цель — израильский торговый флот, но под обстрелы дронами и ракетами попали и не связанные с Израилем суда.


В итоге большинство мировых судовладельцев, включая гигантов MSC, Maersk, CMA CGM перенаправили контейнеровозы длинным путем в обход Африки. Если за ними последуют балкеры и танкеры, то морской трафик по критически важному маршруту через Суэцкий канал сойдет на нет.

Суэцкий канал в мировой торговле

Пока что согласно данным Kuehne+Nagel, судовладельцы развернули более 120 контейнеровозов, на борту которых свыше полутора миллионов контейнеров.

Танкеры и газовозы не спешат вслед за ними к мысу Доброй Надежды огибать Африку. Британская нефтяная компания BP и норвежская Equinor пока лишь приостановили транспортировку нефти и сжиженного газа через Красное море в ожидании прояснения ситуации.

Балкеры с насыпными грузами и танкеры с сырьем могут переждать непродолжительный кризис на рейде, поскольку большие компании способны восполнить не приехавшие вовремя нефть или сжиженный газ другими поставками. Контейнеровозы же перевозят в основном потребительские товары и оборудование. Для них сроки доставки и своевременная разгрузка имеют критическое значение.

Европа импортирует морем из стран Азии и Персидского залива почти 15% всех товаров и сырья, в том числе 13% всей нефти и почти 22% нефтепродуктов, согласно данным аналитиков S&P Global Market Intelligence.


После вторжения России в Украину и ответных западных санкций маршрут приобрел особое значение для российского нефтяного экспорта.

Из 7 млн баррелей нефти и нефтепродуктов, ежедневно перевозимых через Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив, 4 млн приходится на поставки из России в Азию, цитирует газета FT подсчеты аналитиков Goldman Sachs на основе данных Kpler.

Чем грозит блокада

Атаки хуситов взвинтили цены на страховку и охрану перевозок Красным морем. В итоге фрахт подорожал на 4% всего за неделю. А путь в обход хуситских дронов лежит через мыс Доброй Надежды в Южной Африке. Он длиннее на 10 дней и 3,5 тысячи морских миль.

Маршрут в обход Красного моря

Новые расходы на перевозку и страхование, перебои с поставками и очереди в портах неминуемо приведут к росту цен для конечных потребителей — подорожают и бензин на заправке, и товары в магазинах.

Инфляция и так бьет рекорды после пандемии ковида и вторжения России в Украину. Для борьбы с ней центробанки повысили ставки кредитов, что подрывает экономику и тормозит и без того вялый рост благосостояния в мире. Инфляция было начала остывать, но если атаки хуситов приведут к новому витку цен, он рискует отложить сроки снижения ставок и оживления экономической активности.

Все будет зависеть от того, как долго хуситы будут отпугивать перевозчиков от главного торгового маршрута между Европой и Азией.

Ведущая западная деловая газета FT уже назвала хуситскую блокаду «крупнейшим переделом мировой торговли после вторжения России в Украину». Агентство Bloomberg прогнозирует, что нынешний кризис затмит предыдущий 2021 года, когда в Суэцком канале застрял гигантский контейнеровоз «Эвер Гивен». Судно снимали с мели неделю, а мировую торговлю лихорадило потом еще несколько месяцев.

Карта региона

В то же время, нынешний кризис пришелся на тихий сезон в судоходстве, отмечает Крис Роджерс из S&P Global Market Intelligence. Проблемы неизбежны, особенно с доставкой потребительских товаров, но их масштаб пока несопоставим с постковидным кризисом, когда бешеный отложенный спрос на товары и сырье, которые люди и компании не покупали в пандемию, вылился в заоблачные цены на фрахт и масштабные перебои в товарных цепочках во всем мире.

«Не думаю, что на этот раз все будет так же плохо, — сказал Би-би-си Нильс Хаупт из немецкой судоходной компании Hapag-Lloyd, у которой в прошлую пятницу под хуситский обстрел попал контейнеровоз „Al Jasrah“.

Да, будут перебои, да будут задержки. Но вряд ли речь идет о полном коллапсе поставок».

Что можно сделать

Страны НАТО во главе с США пока думают, как лучше подойти к проблеме.

Один из вариантов, опробованный против сомалийских пиратов, — проход судов конвоем под защитой военных кораблей. Он сопряжен с задержками, что нравится не всем. К тому же, в отличие от пиратов, хуситы не только и не столько захватывают суда, сколько обстреливают их дронами-камикадзе и ракетами.

Поэтому пока, судя по сообщениям западных СМИ, основной вариант разрабатываемого плана — патрулирование региона морскими и воздушными силами стран НАТО и перехват всего того, что летит из Йемена в сторону моря.

Новобранцы народной армии хуситов на параде в Йемене 20 декабря 2023 года / EPA

Третий вариант — удары по хуситам на их территории — называют наименее предпочтительным, поскольку он чреват эскалацией насилия. Хуситы пока стреляют только по судам, но ранее под их атаки попадала и территория Саудовской Аравии — одного из трех крупнейших производителей нефти в мире наряду с США и Россией.

В 2019 году хуситы взяли на себя ответственность за бомбардировку крупнейшего в мире нефтеперерабатывающего завода в Саудовской Аравии, после которой добыча нефти в королевстве на короткое время сократилась вдвое, а мировые цены на нефть взлетели на 10%.

Атаки хуситов выгодны и Ирану, и России, поскольку подрывают имидж США как гаранта безопасности мировой торговли и западных интересов в ближневосточном регионе. Кроме того, новый кризис добавляет головной боли странам НАТО, обремененным военной помощью Украине и Израилю.

Главный экономический и военный соперник США и НАТО — Китай пока держится в стороне. Однако хуситам и Ирану стоит ждать давления и из Пекина, если кризис затянется, подорвет мировую торговлю и приведет к росту цен на энергоносители. Экономика Китая переживает не лучшие времена, и его благополучие напрямую зависит от способности беспрепятственно торговать с Европой.



Йеменские хуситы атакуют торговые суда. Из-за этого транспортные компании прекращают пользоваться Суэцким каналом — одним из главных торговых путей в мире BP остановила поставки нефти через Красное море

18:25, 18 декабря 2023 Источник: Meduza

Спутниковый снимок грузового судна «Гэлакси Лидер», захваченного хуситами. Южная часть Красного моря, неподалеку от побережья Йемена. 28 ноября 2023 года / Maxar / Getty Images

Четыре крупнейшие мировые судоходные компании приостановили проход судов через Суэцкий канал или направили их другими маршрутами из-за угрозы нападений в Красном море со стороны йеменских хуситов, пишет BBC News.

Заявления об этом выпустили швейцарская судоходная компания Mediterranean Shipping Company (MSC), французская CMA CGM, датский судоходный гигант Maersk и немецкая транспортная компания Hapag-Lloyd. В совокупности на них приходится почти 54% контейнерных перевозок по всему миру.

Крупнейшая судоходная компания MSC заявила, что 15 декабря их контейнеровоз «Палатиум III», направлявшийся в Саудовскую Аравию, подвергся нападению в Красном море. Экипаж не пострадал, но судно пришлось вывести из эксплуатации. После этого компания решила отказаться от рейсов через Суэцкий канал и перенаправить часть судов по маршрутам вокруг мыса Доброй Надежды на юге Африки. В заявлении отмечается, что из-за изменения маршрута контейнеровозы будут идти с длительными задержками.

Maersk назвала ситуацию тревожной, сообщив о нападении и на свои суда. «Мы велели всем судам Maersk в этом районе, которые должны пройти через Баб-эль-Мандебский пролив, приостановить движение до дальнейшего уведомления», — заявила компания 15 декабря. В CMA CGM распорядились, чтобы все ее контейнеровозы «немедленно достигли безопасных районов и приостановили движение в безопасных водах до дальнейшего уведомления». В компании также заявили, что обеспокоены нападениями на коммерческие суда в Красном море.

В свою очередь, нефтегазовая компания BP приостановила поставки нефти через Красное море из-за «ухудшения ситуации с безопасностью».

Удары с применением ракет и беспилотников по коммерческим судам в Красном море наносит йеменская группировка «Ансар Алла». После нападения боевиков ХАМАС на Израиль хуситы поддержали палестинских террористов и начали запускать ракеты по Израилю. 14 ноября группировка объявила, что будет атаковать все суда, как-либо связанные с Израилем, и не позволит им проходить через воды Красного моря и Баб-эль-Мандебского пролива. Свои действия хуситы назвали ответом на «американо-израильскую агрессию в секторе Газа». В начале декабря группировка пригрозила нападать вообще на все суда, направляющиеся в Израиль, вне зависимости от того, кто ими владеет.

С тех пор несколько коммерческих и военных судов в Красном море подверглись атакам, в их числе норвежский танкер и американский эсминец. Одним из самых резонансных случаев стал захват 19 ноября грузового судна «Гэлакси Лидер», которое хуситы сочли израильским. В Израиле отвергли заявления о связи судна со страной. «Гэлакси Лидер» следовал из Турции в Индию, на его борту находится международный экипаж, среди которого не было граждан Израиля, заявили израильские военные. В итоге хуситы отбуксировали «Гэлакси Лидер» к побережью Йемена. В «Ансар Алла» заявили, что не будут обсуждать условия освобождения членов экипажа, пока Израиль не прекратит боевые действия в секторе Газа.

По подсчетам аналитической компании Lloydʼs List, которая специализируется на морских перевозках, с 14 ноября хуситы атаковали как минимум 10 коммерческих судов. Шесть из них подверглись нападениям с 11 по 16 декабря. При этом лишь одно судно, на которое хуситы напали в декабре, было связано с Израилем: до 2021 года балкер находился в чартере у израильского перевозчика ZIM. Аналитики опасаются, что под удары хуситов, которые становятся все более неизбирательными, может попасть любое судно.

Как отмечает Reuters, маршрут Суэцкий канал — Красное море — Баб-эль-Мандебский пролив считается одним из важнейших в мире для глобальных морских грузоперевозок, в том числе нефти и топлива из Персидского залива в Средиземноморье, а также различных товаров из Европы в Азию. Только через Баб-эль-Мандебский пролив проходит около 17 тысяч судов и 10% мировой торговли, пишет BBC News.

Эксперты в области морских перевозок заявили BBC News, что изменения маршрутов грузоперевозок из-за действий хуситов повлекут дополнительные расходы, которые повлияют на цепочки поставок. Эти расходы, скорее всего, будут переложены на плечи потребителей, отмечает бизнес-репортер издания Вивьен Нунис.

«Дополнительные расходы — это безопасность для экипажа, для самого судна, а также страховые полисы. Страховые премии сейчас зашкаливают, если вообще удается застраховать судно, так что это серьезно повлияет на уровень запасов, на затраты и на всю динамику цепочек поставок», — сказала BBC News Сью Терпиловски из Чартерного института логистики и транспорта, который представляет логистические компании.

Для защиты судов в Красном море Вашингтон собирается создать «максимально широкую» морскую коалицию. США дали понять хуситам, что с их нападениями не будут мириться, говорил специальный посланник США по Йемену Тим Лендеркинг. Однако источники Reuters утверждают, что Саудовская Аравия, которая стремится сдержать распространение конфликта между ХАМАС и Израилем за пределы сектора Газа, попросила США проявить сдержанность в ответ на нападения в Красном море. Сейчас на юге Красного моря находятся два американских эсминца, фрегат ВМС Франции и военный корабль Великобритании.



Американский эсминец перехватил 14 дронов над Красным морем


Эсминец ВМС США «Карни» в Средиземном море, 2018 г.
Эсминец ВМС США «Карни» в Средиземном море, 2018 г.

Эсминец ВМС США «Карни» сбил над Красным морем 14 беспилотников, запущенных из районов Йемена, контролируемых хути, сообщило Центральное командование США.

Согласно заявлению Центрального командования, инцидент произошел в субботу рано утром по местному времени.

Также сообщается, что пострадавших нет, а партнеры США в Красном море «были предупреждены об угрозе».

Напомним, что ранее на этой неделе эсминец ВМС США «Мейсон» сбил беспилотник, запущенный также из района, контролируемого хути, после того как эта группировка атаковала коммерческое судно Ardmore Encounterг.

Komentarų nėra: