Индия лишила автономного статуса Кашмир — область, за которую трижды в современной истории воевала с Пакистаном Это может повлечь не только репрессии местной оппозиции, но и новую войну
20:17, 16 декабря 2023 Источник: Meduza
Индийские солдаты патрулируют центр города Шринагар в подконтрольной Дели Кашмирской долине. Число военных и силовиков на улицах кашмирских городов увеличилось в связи с лишением региона статуса автономии в составе Индии. 11 декабря 2023 года / Faisal Bashir / SOPA Images / LightRocket / Getty Images
По решению Верховного суда Индии в декабре штат Джамму и Кашмир официально потерял статус автономии с собственной конституцией, который сохранялся в регионе с середины XX века. Уже более 70 лет в Кашмире разворачивается конфликт, который начался после выхода Индии из состава Британской империи и отделения от нее Пакистана. Решение Дели о новом статусе штата уже обострило ситуацию в области: местная оппозиция сообщает о задержаниях и арестах, а эксперты опасаются начала уже четвертой по счету Индо-пакистанской войны. «Медуза» кратко рассказывает историю одного из самых тяжелых территориальных споров в Азии.
В основе кашмирского конфликта — разделение колониальной Индии из-за религиозных разногласий между индуистами и мусульманами
Переговоры о выходе Индии из состава Британской империи в 1940-х вели две партии, представлявшие индуистов и мусульман, — Национальный индийский конгресс и Всеиндийская мусульманская лига. Когда в 1947 году метрополия согласилась предоставить колонии независимость, страну решили разделить на два государства — Индию и Пакистан, — чтобы избежать политических и религиозных разногласий.
В колониальной Индии мусульманским кандидатам традиционно отводились отдельные места в законодательных органах регионального уровня. Недовольство статусом меньшинства почти во всех штатах подогревало среди мусульман сепаратистские настроения. Британские власти опасались, что, если Индия получит независимость как единое государство, в стране начнется гражданская война.
Лидер Всеиндийской мусульманской лиги Мухаммад Али Джинна пытался настаивать на том, что религия не должна быть основным критерием государственности. Он считал, что каждый гражданин имеет право на свободу вероисповедания, поэтому такое разделение бессмысленно. Однако к середине 1940-х напряженность между мусульманами и индуистами достигла такой степени, что британцы предпочли не рисковать.
Основная проблема разделения страны по религиозному признаку заключалась в том, что во всех индийских штатах проживали представители обеих групп. Из-за стратегии британской администрации людям пришлось срочно переселяться из регионов, где многие провели всю жизнь. Это привело к вынужденной миграции не менее 14 миллионов человек и спровоцировало массовые беспорядки, в которых погибли около двух миллионов жителей теперь уже двух стран. Британцы, поняв, что потеряли контроль над ситуацией, покинули бывшую колонию и предоставили новым властям самим разбираться с гуманитарной катастрофой.
Поезд, переполненный переселенцами, в городе Амритсар на границе Индии и Пакистана. 1947 год / Mary Evans Picture Library 2013 / Scanpix / LETA
Одним из самых напряженных регионов при разделе Индии стал Кашмир — территория общей площадью около 222 тысяч квадратных километров в горной местности на северо-западе полуострова Индостан. Его население состояло из мусульман примерно на 75% и из индуистов примерно на 20% — по религиозному признаку территория должна была войти в состав Пакистана.
Однако у Кашмира был статус княжества, а по решению британцев правители княжеств могли сами выбирать, к какому из новых государств присоединиться. Махараджа Кашмира Хари Сингх исповедовал индуизм, но испытывал личную неприязнь к лидерам Индийского национального конгресса. Поэтому он попытался реализовать собственный план — и объявил княжество Кашмир независимым государством.
Отстоять самостоятельность у Сингха не получилось: осенью 1947 года вооруженные формирования народа пуштунов, исповедующего ислам, вторглись в Кашмир с территории Пакистана. Махараджа обратился за помощью к индийскому правительству и был вынужден подписать соглашение о вхождении в состав Индии. По условиям, Кашмир получал особый статус автономии с собственной конституцией и флагом.
Подписав соглашение с Сингхом, индийский премьер-министр Джавахарлал Неру направил в Кашмир войска, чтобы отразить вторжение пакистанцев. К осени 1947 года армии Индии удалось практически полностью освободить Кашмир — небольшая территория все же осталась под контролем пакистанцев. Тогда в конфликт вмешалась ООН, постановив, что если решение махараджи противоречило желанию большинства населения, то жители княжества должны провести референдум и решить, к какому государству присоединиться.
Международные дипломаты предложили войскам Индии и Пакистана приостановить конфликт и покинуть Кашмир до окончания голосования, но обе стороны отказались. Так началась Первая индо-пакистанская война, продлившаяся с 21 октября 1947 года по 31 декабря 1948 года. Она закончилась перемирием в соответствии с новой резолюцией ООН. По оценкам нейтральных исследователей, победителем можно было считать Индию, поскольку она получила контроль над двумя третями Кашмира. Оставшуюся треть продолжали удерживать пакистанцы. В первой войне между двумя странами погибли более шести тысяч участников с обеих сторон.
«В понимании индийцев Кашмир легально присоединился к Индии, а поддержка повстанческих движений и военное вторжение Пакистана были актами агрессии, — объясняет специалист по истории Азии Филип Констебл. — В понимании пакистанцев Сингх не имел права присоединять Кашмир к Индии, поскольку не принял такое решение сразу [при разделении колонии]. Кроме того, бо́льшую часть населения княжества составляли мусульмане. Судьба Кашмира зашла в тупик».
Во второй половине XX века Индия и Пакистан еще дважды воевали из-за Кашмира. А еще в их противостояние вмешался Китай
В 1951 году в Кашмире прошли первые в истории выборы в Учредительное собрание, на которых все 75 мест получила выступавшая за полное присоединение к Индии партия Национальная конференция Джамму и Кашмира. Совет Безопасности ООН заранее предупредил, что не считает это голосование волеизъявлением населения по вопросу государственной принадлежности. Но индийские власти были уверены, что по итогам выборов полностью возьмут спорную территорию под контроль. Но этого не произошло: Кашмир окончательно разделился на две части — индийский штат Джамму и Кашмир и самопровозглашенное государство Азад-Кашмир, которое фактически находится под управлением Пакистана.
Попытки обеих сторон заручиться международной поддержкой на протяжении следующих 20 лет ни к чему не привели. В начале 1960-х к конфликту присоединился Китай, проложивший дорогу через подконтрольную Индии территорию Кашмира. Осенью 1962 года между Индией и КНР началась Китайско-индийская пограничная война. По ее итогам Китай занял регион Аксайчин, занимавший около 20% штата Джамму и Кашмир. Индия продолжила считать его своей территорией в оккупации. Кашмир раскололся уже на три части.
В середине 1960-х Пакистан, к тому времени укрепивший дипломатические и экономические связи с КНР и СССР, снова потребовал провести плебисцит о статусе спорных территорий. Премьер-министр Индии Неру отказывался от всенародного голосования до тех пор, пока пакистанские войска не покинут Азад-Кашмир. В конце лета — начале осени 1965-го пакистанцы, уверенные в превосходстве своей армии, забросили на территорию индийского Кашмира несколько диверсионных отрядов и попытались развязать партизанскую войну. Индия в ответ атаковала всю южную границу Пакистана. Вторая индо-пакистанская война продлилась 23 дня — и не привела к решению конфликта. Стороны вернулись на исходные позиции. Потери убитыми и взятыми в плен составили не менее пяти тысяч солдат обеих армий.
Кашмирская деревня, уничтоженная пакистанцами. 9 сентября 1965 года
Keystone / Getty Images
Более того, Вторая индо-пакистанская война только усугубила внутренние противоречия. Еще в 1940-х в состав Пакистана включили два региона, которые не граничили между собой напрямую, а находились к западу и востоку от Индии. Столица государства Карачи располагалась в Западном Пакистане, более благополучном, чем Восточный. Именно Западный Пакистан претендовал на Кашмир, в то время как бенгальцы из Восточного Пакистана воспринимали противостояние с Индией как чужой конфликт.
В конце 1960-х победу на парламентских выборах в Пакистане одержала партия «Авами лиг», отстаивавшая интересы бенгальского населения. Согласно Конституции, она могла сформировать правительство: в таком случае Восточный Пакистан мог бы получить автономию, а затем, вероятно, и независимость. Чтобы помешать этому, президент Яхъя Хан задержал лидеров «Авами лиг» и ввел в Восточный Пакистан войска, которые начали уничтожать бенгальское население. В стране началась гражданская война.
Премьер-министр Индии Индира Ганди поддержала повстанцев из «Авами лиг». В декабре 1971 года индийские войска вошли на территорию Пакистана и за две недели разгромили правительственную армию — это была Третья индо-пакистанская война. Поддержка Индии позволила Восточному Пакистану обрести самостоятельность и образовать новое независимое государство — Бангладеш. В 1972 году Индия и ослабленный Пакистан заключили в индийском городе Шимле соглашение, по условиям которого Кашмир продолжал существовать в тех же границах, что и на момент прекращения огня.
Несмотря на заморозку конфликта, обстановка в Кашмире осталась неспокойной — из-за политического терроризма
С конца 1970-х на территории индийского Кашмира действовали несколько радикальных группировок, которые преимущественно состояли из мусульман, но добивались образования независимого государства. Одна из них — Фронт освобождения Джамму и Кашмира — стала очень популярной после региональных выборов 1987 года. Многие молодые жители Кашмира тогда поддержали Мусульманский объединенный фронт — партию, выступавшую за то, чтобы участие индийского правительства в делах региона было минимальным.
Однако победу все равно поддержала Национальная конференция Джамму и Кашмира, лояльная Дели. Недовольные результатами выборов мусульмане начали массово присоединяться к Фронту освобождения и другим движениям за независимость. По словам одного из сепаратистских лидеров Абдула Гани Лона, в 1987 году молодое поколение «послало демократию к черту» и «выбрало вооруженную борьбу». С тех пор в Кашмире резко увеличилось число политических терактов. С 1988-го по 2000-й там погибли около 10 тысяч мирных жителей — почти в два раза больше, чем за все 40 лет с момента выхода Индии и Пакистана из состава Британской империи.
Жители города Шринагар Кашмирской долины переплывают реку Джелам, мост через которую подожгли сепаратисты. 1 сентября 1990 года / Robert Nickelsberg / Getty Images
В 1995 году одна из сепаратистских группировок похитила шестерых туристов — двух британцев, двух американцев, одного немца и одного норвежца. Одному из них удалось сбежать, другого обезглавили, а судьба остальных по-прежнему неизвестна. В 1999-м индийский премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи согласился провести переговоры по Кашмиру с главой правительства Пакистана Навазом Шарифом. Однако приграничный конфликт в округе Каргил снова привел к эскалации напряженности.
С тех пор в регионе не было масштабных боевых действий, но на границе регулярно случаются артиллерийские обстрелы. На индийской территории продолжают действовать исламистские и сепаратистские группировки. Одна из них — «Джаиш-е-Мухаммад» — в 2019 году организовала нападение смертника на полицейский кортеж в кашмирском округе Пулвама. В результате атаки погиб 41 человек, 35 получили ранения.
Некоторые данные свидетельствуют о том, что всего с 1988 по 2022 год в Кашмире погибли 48 тысяч человек. Большинство — жертвы политических и религиозных террористов. Власти Индии обвиняют в спонсировании повстанцев Пакистан. Независимые исследователи и наблюдатели утверждают, что индийские военные тоже совершают преступления в Кашмире. Например, в 2016-м правительственные войска превысили полномочия и открыли огонь по протестующим, убив 145 человек. По данным ООН, с июля 2016-го по август 2017-го индийские силовики застрелили из дробовиков минимум 17 человек.
Мусульмане бросают банки со слезоточивым газом во время уличных боев с индийской полицией в Шринагаре. Причиной беспорядков стала гибель 16-летнего подростка-мусульманина Захида Фарука (за ту неделю это была вторая смерть несовершеннолетнего), в которой местная оппозиция и сепаратисты обвинили лояльных Дели силовиков. 5 февраля 2010 года / Daniel Berehulak / Getty Images
«Кашмир превратился в милитаризованную зону, оккупированную индийскими силами безопасности», — считает историк Читралекха Зутши. По ее мнению, в региональном конфликте уже давно задействованы не только индуисты и мусульмане, поэтому невозможно разрешить его исключительно силами двух государств, даже если они попытаются достичь компромисса. «Чтобы достичь мира в регионе, придется найти способ примирить между собой зачастую противоречивые стремления разных этнических и религиозных групп, населяющих Кашмир», — констатирует Зутши.
Отняв у Кашмира статус автономии, Индия может развернуть в регионе масштабные репрессии
По словам лидера индийской оппозиции Гулама Наби Азада, еще в 2019 году индийские власти вводили в Кашмире комендантский час и задерживали местных политиков. Бывшую главу правительства штата Мехбубу Муфти без каких-либо обвинений на несколько месяцев поместили под домашний арест. По ее мнению, у потери Кашмиром автономии будут «катастрофические последствия для субконтинента». Политик также обвинила индийское правительство в попытке захватить регион и терроре населения.
«Индия обманула Кашмир и не сдержала своих обещаний», — добавила Муфти.
Отмена автономного статуса Кашмира, считают критики этого решения, — еще один шаг Дели к ужесточению контроля за регионом и еще более массовым репрессиям, которые, по мнению местной оппозиции, уже начались.
В декабре 2023 года Народно-демократическая партия Кашмира сообщила, что полиция опечатала двери резиденции лидера партии Мехбубы Муфти. Саму Муфти и другого бывшего главного министра штата Омара Абдуллу, по из словам, снова отправили под домашний арест. Власти эту информацию опровергли. Сейчас оба оппозиционера на свободе.
Также критики Дели опасаются, что в регионе снова обострится обстановка — вплоть до новой войны.
В ответ лояльный Дели вице-губернатор Кашмира Манодж Синха заявил, что страх перед репрессиями — беспочвенный, и обвинил оппозиционеров в распространении слухов. А индийский премьер Нарендра Моди назвал вердикт Верховного суда «звучной декларацией надежды, прогресса и единства».
«Народ Джамму и Кашмира не впадет в отчаяние и не прекратит сопротивляться, — пообещала оппозиционерка Мехбуба Муфти. — Наша битва за честь и достоинство продолжится. Для нас это не конец пути».
«Медуза»
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą