Григорий Сковорода. 3 декабря – 300 лет со дня рождения Свободного Человека
03.12.2022 09:30 ukrinform
Он не оставил после себя философской школы, но его учениками все мы, украинцы. Ведь он был первым осознанным свободным человеком на этой земле
Григорий Сковорода в массовом восприятии остается скорее литературным персонажем, этакой фигурой из рассказов о славном и древнем прошлом, которого на самом деле, может, и не было. Таким его сделали не так время, как преподаватели, с их советской еще манерой трактовки исторических персонажей. А несмотря на это странствующий мыслитель-аскет Сковорода является творцом самобытной системы мышления и осмысления бытия, причем без использования десятков малопонятных в целом терминов, через которые не прорваться обычному человеку. Читая Сковороду, мы вдруг слышим наших предков – так они говорили, так писали, так думали, так звучал язык, что был и остался украинским триста лет назад.
Отказаться от богатства, чтобы стать свободным
Сковорода, чей 300-летний юбилей мы отмечаем сегодня, скорее не философ, как его принято называть, а мыслитель. «Дурак мыслью богатеет» говорят пренебрежительно, но это высказывание истинно только тогда, когда главной целью человека становится богатство. Сковорода за ним никогда не гнался, хотя и имел такие возможности. Предложения были заманчивыми – карьера при императорском дворе, взлет в должность в церковной иерархии, в конце концов безбедная жизнь воспитателя детей знатных родителей. Однако Григорий Савич все это отвергал. Его жизнь и творчество – яркий пример того, что мудрый человек может довольствоваться малым, и что не состояние является главным в жизни.
«Чья земля? Калитчина», - мечтал герой пьесы Карпенко-Карого. Сковорода был полной противоположностью Калитке, это словно два полюса украинской мечты. С одной стороны – квинтэссенция накопления, с другой – бессеребряние, когда мысль, творчество, чувство свободы превалирует над меркантильной обыденностью. Такого подхода – довольствоваться достаточным и минимальным – не могли понять и осознать тогдашние магнаты и богачи, не понимают этого и нынешние «властелины жизни», разного рода олигархи и скоробогатые.
Когда автору пришлось услышать фразу: когда Сковорода в крестьянской свите ходил по Слобожанщине, тогда же в Кенигсберге Эммануил Кант писал «Критику чистого разума». Речь шла о том, что нельзя сравнивать, ставить на один уровень «крестьянского» философа и городского мыслителя с университетским образованием. На самом деле оба они, и Кант, и Сковорода, и многие их современники, почти одновременно задали себе вопрос, лежащий в основе человеческого разума и мышления, как происходят эти процессы. И каждый из них отвечал по-своему, учитывая те обстоятельства и тех людей, которые окружали философов Нового времени. Что касается образования и образованности, Сковорода точно не уступал коллеге из Кенигсберга.
Эпоха Григория Сковороды – это времена, когда в массовом сознании понятие личной свободы отсутствовало. Свобода могла быть связана только с состоянием, в котором человек родился. Даже лично свободный крестьянин, мещанин, казак или шляхтич были связаны массой общественных и сословных обязательств – работать весь мировой день, выступать в поход по первому требованию начальников, выполнять какую-нибудь службу при дворе магната или царя или короля. Даже цари и короли были опутаны паутиной династических обязательств – обязательно завести наследника, жениться в интересах государства и династии, ежедневно посещать храм и усердно молиться.
Выбрать свободу, независимость от обязательств, а значит возможность ежедневно и каждый час подвергаться обидам, непониманию, отчуждению общества – смелый шаг даже в наше время, что уж говорить об расстоянии в триста лет... Выбирая путешествие как образ жизни, человек сознательно выбирала нищету и голод. Это и была плата за свободу – конечно, не всегда достаточная, но точно – необходимая.
Григорий Сковорода – последний в Европе «античный философ»
Григорий Сковорода был очень нехарактерным философом, как на его эпоху, так и на любой другой исторический промежуток времени, если разобраться. Философ в нашем стандартизированном воображении должен выглядеть аккуратным дедушкой, сидящим в кабинетной тени, со стопками книг на столе, размышляет о каких-то отдаленных от реальной жизни даже не материи, а эфирных совокупностях и сыпл высокомерных терминах. По большому счету, вся европейская философия основывается на произведениях античных мудрецов, которые имели время и вдохновение размышлять над смыслом бытия и тем странным процессом, который мы называем человеческим мышлением.
Сковорода имел доступ к этим источникам человеческой мысли, но вместо интерпретации античного и средневекового наследия мышления и размышлений о мышлении создал свою совершенно уникальную философскую концепцию, не имевшей аналогов, по крайней мере, среди его современников. По уровню осознания и трактовки бытия, по его биографии и поступкам Сковороду можно отнести к последней вспышке подлинной античности среди вполне феодальной действительности, которая его окружала. Знаменитая кадка Диогена и блуждания Сковороды – отречение от привлекательного мира, но не в качестве страдальца и мученика, которому непременно воздается, а как стремление к свободе поступков и мыслей, не связанных с материальными благами.
Биография, версии и вопросы
Официальные источники считают, что Григорий Савич Сковорода никогда не был женат и не имел потомков. В то же время существует неподтвержденная версия, что в его биографии был эпизод тайного венчания с дочерью изюмского помещика Юрия Колбасы, и зажиточные родители заставили молодых отречься от брака. Имя вероятного сына Григория Савича – Григорий Ницкевич, по фамилии официального мужа колбасной дочери, которая умерла вскоре после потери любимого и рождения сына. Возможно предположить, что именно этот трагический эпизод и стал толчком для Григория Сковороды покинуть мир, который не только «ловил его и не поймал», но и жестоко обошелся с его любовью и судьбой.
Его биография богата загадками, которые до сих пор ждут своих исследователей и открывателей. В частности, еще одной интересной и вполне вероятной версией является то, что по материнской линии Сковорода происходит ни много ни мало, как из рода крымских ханов. Девичья фамилия его материи Пелагеи – Шангиреева, из казацкого рода. Однако переход крымских татар в казацкое сословие и христианство не было чем-то необычным во времена, когда национальности как таковой не существовало, ее заменой было подданство и вероисповедание. Переходя в другое подданство, а именно это пришлось совершить предковые Сковороды Шан Шангирею, люди нередко меняли и религию. В любом случае иначе сложно объяснить блестящее начало карьеры будущего философа при императорском дворе в Санкт-Петербурге, где он был причислен к императорской капелле и открылась дверь многих дворянских домов столицы.
Настойчивое желание родителей дать простому, казалось бы, казаку приличное образование, дальнейшие путешествия Сковороды в Европу, где он провел пять лет, приглашение его к воспитанию детей в богатых и очень влиятельных семьях также свидетельствует в пользу этого вероятного предположения. И это очень символично, что в фигуре русского Сократа - так называли Сковороду современники - соединились два народа, которые составляют аутентичную основу современной Украины - украинцы и крымские татары.
На каком языке думал Сковорода
Во время учебы в Киево-Могилянской академии Сковорода овладел древнегреческим языком, латынью и ивритом, был знаком с трудами философов и богословов. Кроме философских диалогов писал стихи, пел и играл на нескольких музыкальных инструментах, сохранившиеся письма Сковороды являются образцами эпистолярного жанра той эпохи. О педагогическом таланте Григория Савича свидетельствует, что его воспитанник Василий Томара (потомок казацких родов Лизогубов и Кочубеев) стал одним из выдающихся дипломатов своего времени и упоминался основателем политического консерватизма Жозефом де Местром в его книге «Вечера в Санкт-Петербурге». Кроме этого, Григорий Сковорода был одним из немногих, возможно, и единственным преподавателем катехизиса для семинаристов, не принявшего монашеского пострига, однако приглашенного к преподаванию.
Тарас Шевченко, певец и создатель другой эпохи, не слишком благосклонно отзывался о Сковороде, но это скорее касалось разного ощущения эпохи (целый век!) между великим поэтом и великим философом Украины. Время Сковороды - это когда империя еще формировалась, чтобы во времена Шевченко стать уже откормленным монстром, при жизни Сковороды очень нуждалась в образованных людях, которые бы составили будущую элиту и воспитали ее. Именно поэтому Сковорода был так востребован.
Интересно и характерно, что если его философские произведения написаны на языке, который является своеобразным переходом от церковнославянского к еще не существующему литературному русскому, то стихи Григория Сковороды не оставляют вопросов о том, какой язык был для него родным и близким.
Стоит явор над горой,
Все качает головой.
Крупные ветры веют,
Руки явора ломают.
А вербочки шумят низко,
Волокут меня ко сну.
Здесь течет поток близко;
Видна вода вплоть до дна.
Зачем мне сетовать,
Что в селе родила мать,
Пусть у тех мозг рвется,
Что высоко в горы дуется.
А я буду себе тихо
Коротить малый возраст,
Так минет меня вся беда,
Буду счастлив человек.
Счастье думать, как жить
Философское наследие Сковороды, его размышления об отношениях божественного и человеческого, об их взаимодействии и выводах из этого столкновения требует отдельного рассмотрения и обширных комментариев ученых. Сковорода, согласно высказыванию Протагора, что человек есть мера всех вещей, приходит к мысли о том, что человек является и началом и концом любого философствования. «Однако человек, который есть начало и конец всего, всякой мысли и философствования – это вовсе не физический или вообще эмпирический человек, а человек внутренний, вечный, бессмертный и Божественный». В «Разговоре о премудрости» интересен сюжетный ход, согласно которому человек обращается к Софии (премудрости) с вопросами об истине и бытии. София отвечает, но вдруг читатель понимает, что, возможно, София не та, за кого себя выдает. Таким образом раскрывается природа «безначальной истины», поиск которой
Почему россияне «оставили» Сковороду украинцам?
Интересно, что советская власть, которая в пароксизмах русификации всего, что подпадало ей под руку, пыталась присвоить себе любое достояние и любые знаковые фигуры порабощенных народов, «отдала» Сковороду Украине и украинцам. Григорий Сковорода слишком не вписывался в официоз, его произведения, даже написанные на русском языке, подобно произведениям Шевченко, сверкали украинством, были удельно украинскими как в смысле поиска свободы и стремления к свободе, так и тем, что они были естественным продолжением и дополнением его странствующей биографии.
Мир империи, мир советщины, мир современной России не поймал Григория Савича Сковороду. Его дух, кажется, до сих пор путешествует по степям Слобожанщины, перелетает со свободными ветрами на Буковину и Галицию, посещает Подолье и Волынь, любуется степями Таврии, чтобы снова вернуться на родные для него Полтавщину и Харьковщину.
Дмитрий Багалий писал: «Общий смысл жизни Сковороды полностью сходится с его учением». Жить как думать, не разрываясь изнутри, действительно требует большого мужества и иногда отречения от прелестей окружающего мира. Прошедшие со дня рождения Сковороды триста лет – это очень много, даже если смотреть на них с точки зрения ретроспективы. За эти годы имя Сковороды и его творчество не лишились ни своего значения, ни ценностей для современного поколения, для всех, кто любит свободу и любит мыслить. Григорий Сковорода не оставил после себя философской школы в академическом смысле, но его учениками в определенном смысле все мы, украинцы. Ведь он был первым, в современном понимании этого термина, философом Украины и первым осознанным свободным человеком на этой земле.
Дмитрий Редько, Киев
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą