«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

šeštadienis, gruodžio 17, 2022

Teismas. Осудить Путина и его приспешников будет даже проще, чем гитлеровцев


Против Путина может быть начато следствие из-за разрушения украинской инфраструктуры - министр юстиции Германии

14:15 17.12.2022 interfax
 
Федеральный министр юстиции Марко Бушман заявляет, что Международный уголовный суд (МУС) может начать расследование в отношении президента РФ Владимира Путина за преступления против человечности в связи с целенаправленными разрушениями инфраструктуры Украины российской стороной, сообщает баварский портал BR24.

В интервью "RedaktionsNetzwerk Deutschland" в субботу политик заявил, что показателем прямой ответственности Путина могут быть его телевизионные выступления, в которых тот заявляет, что уничтожение объектов гражданской инфраструктуры в Украине является желательной тактикой.

При этом Бушман добавил, что этот вопрос находится в компетенции МУС, потому что генеральный прокурор Германии не может расследовать действия президента РФ.



США разработали два варианта «Нюрнберга» для Путина

2022-12-05 moscowtimes
Бет Ван ШаакU.S. Institute of Peace (CC BY 2.0)

Ключевые фигуры в администрации президента США Джо Байдена все больше склоняются к идее создать специальный трибунал, который изучит роль российского руководства в военных преступлениях в Украине. При этом они обсуждают два варианта организации такого суда, пишет The Guardian со ссылкой на посла США по особым поручениям в области глобального уголовного правосудия Бет Ван Шак.

«Это то, что очень волнует президента [Украины Владимира] Зеленского. Это то, чего хочет Украина, и я думаю, что это будет иметь большое значение», — сказала Ван Шак. По ее словам, сейчас в администрации Байдена рассматривают «все аспекты» и поддерживают принятие некоторых промежуточных мер, «особенно когда речь идет о сохранении улик».

Международный уголовный суд (МУС) в Гааге начал расследование военных преступлений России в марте этого года. Однако он может преследовать лишь подозреваемых в конкретных преступлениях. Поэтому власти Украины и ряда европейских стран настаивают на создании отдельного трибунала для российского руководства.

По словам Ван Шак, западные дипломаты сейчас рассматривают два возможных варианта такого трибунала. В первом случае Украина и ООН могут заключить двусторонний договор, «в некотором отношении благословленный Генеральной ассамблеей», а также «обеспечивающий политическую поддержку всего международного сообщества».

Во втором варианте Украина совместно с ЕС или Советом Европы создаст внутренний суд. Такой трибунал может получить дополнительную международную поддержку через голосование на Генеральной ассамблее ООН, пояснила Ван Шак.

Оба трибунала будут судить «ограниченное число обвиняемых, вероятно, высшее политическое руководство и, возможно, некоторых высокопоставленных военных деятелей», рассказала она.


В ООН уже подготовили проект резолюции о создании трибунала над Россией. Однако у идеи есть и противники. Они считают, что появление резолюции может снизить статус МУС и с большой долей вероятности оттолкнет Кремль от переговоров о прекращении боевых действий. При этом главы государств и министры иностранных дел в соответствии с международным правом имеют иммунитет от преследования в национальных судах.

Тем не менее проведение трибунала над российским руководством поддерживают Еврокомиссия, Франция, Нидерланды и страны Балтии. В Кремле заранее отвергают любые попытки создания суда над Россией и ее руководством.

«Что касается попыток учредить какие-то трибуналы, они не будут иметь никакой легитимности, не будут нами приняты и будут нами осуждаться», — заявил на прошлой неделе пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.




Трибунал по военной агрессии Путина против Украины будет создан на протяжении нескольких месяцев


Вице-президент ПАСЕ Александр Мережко заявил о создании трибунала по военной агрессии Путина против Украины. Фото: rbc.ua

6 августа, 2022   Татьяна Гринберг / utro02.tv

Трибунал по военной агрессии Путина против Украины будет создан на протяжении нескольких месяцев. До конца года появится проект его устройства. Об этом в эфире программы «Воздух» на канале «Ходорковский Live» заявил вице-президент ПАСЕ Александр Мережко. Он отметил, что вместе с главой Кремля на скамье подсудимых окажутся Шойгу, Патрушев, Медведев и другие члены Совбеза РФ, которые 21 февраля на камеру одобрили военное вторжение на территорию суверенного государства.

Парламентарий отметил, что «путинский» трибунал может быть устроен так же, как и Нюрнбергский, осудивший преступления нацистов. Иными словами, будет создан специальный договор, к которому присоединится большинство стран мира, либо он может быть создан на базе ООН или ЕС.

Осудить Путина и его приспешников будет даже проще, чем гитлеровцев, надеется Мережко, ведь вменяться им будет только одно преступление, доказательств которого достаточно.



От Нюрнберга до Гааги. Как Путина могут судить за войну против Украины

Путин и его соратники должны предстать перед судом (фото: Getty Images)

Российско-украинская война может продлиться еще долго, но Владимир Путин и его соратники в любом случае должны понести ответственность за свою агрессию против Украины. О том, в каких судах и как скоро можно этого добиться – подробнее в материале РБК-Украина.

Увидеть Путина за решеткой в Гааге – мечта украинцев еще со времен первой волны российского вторжения в 2014 году. С началом февральской агрессии поводов для этого стало гораздо больше. И, безусловно, рядом с президентом России стоило бы увидеть других представителей военно-политической верхушки РФ, вроде главы Минобороны Сергея Шойгу, главы МИД Сергея Лаврова, секретаря Совбеза Николая Патрушева, особо одиозных пропагандистов по типу Дмитрия Киселева и т.д.

Безусловно, на практике это можно будет реализовать лишь в одном случае: после падения текущего кремлевского режима, что пока является делом неопределенной перспективы. Только в таком случае Путина и его соратников можно будет физически доставить в Гаагу или любое другое место отправления правосудия. Никаких правовых механизмов, по которым можно было бы захватить их на территории РФ и силой доставить в международный суд, естественно, не существует.

"Все международные уголовные трибуналы, которые функционировали до этого, всегда работали тогда, когда произошла смена режима или когда страна проиграла в войне. Соответственно, в случае проигрыша, захвата столицы, захвата политического руководства или смены режима в стране, когда те, кто виновен в преступлениях, потеряли власть – их достаточно просто доставить в суд и потом посадить в тюрьму", – сказал в интервью РБК-Украина глава Минюста Денис Малюська.

Тем не менее над привлечением российского руководства к международной ответственности стоит работать уже сейчас. И дело не только в восстановлении справедливости, в интересах жертв российской агрессии и всех украинцев. Но и в том, что даже без физического присутствия российских топ-чиновников есть способы добиться хотя бы выдачи ордера на их арест.

Это, безусловно, станет очередным ударом по репутации России, в том числе в странах, которые пока сдержанно относятся к агрессии РФ против Украины. И, безусловно, приведет к ее дальнейшей дипломатической и политической изоляции. Представителям цивилизованных, демократических стран станет гораздо сложнее оправдывать свои контакты, в том числе личные, с российским руководством, которые сейчас иногда имеют место.

Без Гааги

Работа над привлечением РФ и ее руководителей к ответственности активизировалась уже в первые дни после февральского вторжения. Если речь идет об ответственности России как государства, то здесь включаются Международный суд ООН и Европейский суд по правам человека.

Если речь об ответственности конкретных лиц за совершенные против Украины и украинцев преступления, то главную роль играет Международный уголовный суд (МУС). Этот орган, как и Международный суд ООН, расположены в Гааге, но ни один из них не является собственно "Гаагским трибуналом" в обывательском понимании.

МУС начал расследовать события в Украине спустя несколько дней после февральского вторжения, по обращению более 40 стран-участниц Римского статута, на основании которого этот суд был учрежден. Украина статут давно подписала еще в 2000 году, но не ратифицировала до сих пор. Но после российского вторжения 2014 года признала юрисдикцию суда на своей территории. А Россия же свою подпись под статутом отозвала в 2016-ом.

Судить будут не только руководство России, но и военных, совершавших преступления (фото: t.me / zsuwar)

Расследование МУС ведется достаточно активно, прокурор суда Карим Хан посещал Украину, в том числе и прифронтовые регионы. По информации Bloomberg, первые обвинения против россиян могут быть выдвинуты уже в конце этого или начале следующего года. Также издание сообщает, что Украина может передать в Гаагу как минимум одного военнопленного, об этом сейчас ведутся переговоры.

С передачей пленных россиян международному правосудию, впрочем, пока что связан весьма деликатный момент. Сейчас Украина максимально заинтересована в наполнении обменного фонда, чтобы иметь возможность освободить своих военнопленных. Очевидно, после передачи кого-то из россиян в Гаагу предложить его к обмену будет уже невозможно.

В целом, Международный уголовный суд занимается четырьмя видами международных правонарушений: геноцид, преступления против человечности, военные преступления и преступление агрессии.

Совершенно неоспоримо, что россияне на украинской территории совершили огромное количество различных военных преступлений и преступлений против человечности. Есть очень весомые аргументы в пользу того, что совершался (и совершается) и геноцид – судя по тому, как планомерно уничтожаются украинцы и все украинское на оккупированных территориях, чем иногда открыто хвастаются российские пропагандисты и оккупационные администрации.

Но особенность МУС в том, что производство по этим делам не совершается без физического присутствия обвиняемых, хотя ордеры на их арест суд вправе выдать. Совершенно очевидно, что никого из них Россия добровольно не экстрадирует, потому разбирательство может затянуться на годы, если не на десятилетия.

Прокурор Международного уголовного суда Карим Хан (фото: icc-cpi.int)

Другой важный момент – в основном в МУС слушаются дела против политических и военных руководителей, а не рядовых исполнителей преступлений, хотя такая возможность предусмотрена правилами суда.

Но в любом случае, основной груз расследования и привлечения к ответственности всех тех, кто непосредственно убивал, пытал, насиловал украинцев и тех, кто отдавал им такие приказы на месте будет лежать на национальном правосудии. Только за нарушение законов и обычаев войны в Украине уже возбуждено более 23 тысяч дел.

Сможет ли наша правоохранительная и судебная система справиться с таким массивом – вопрос открытый, тем более, что новые преступления совершаются ежедневно. Кроме того, все помнят, как долго и непросто идет расследование преступлениях на Майдане. Хотя масштаб событий и количество вовлеченных лиц там были несопоставимо меньшими, чем во время текущей войны.

Определенную помощь тут могут оказать и другие демократические страны, в которых предусмотрена концепция "универсальной юрисдикции" – возможность рассматривать дела, представляющие интерес для всего международного сообщества, независимо от места совершения преступлений и гражданства преступников и пострадавших. С начала войны расследования совершенных россиянами военных преступлений начаты в странах Балтии, Польше, Словакии, Германии, Испании и ряде других стран.

Следами нацистов

Самый быстрый и потенциально успешный способ, как привлечь к ответственности Путина и других руководителей РФ, – доказать их вину в преступлении агрессии.

"Сделать это не очень сложно, тут доказательства лежат на поверхности. Путин делал свои заявления и фактически объявлял войну публично, в своих видеообращениях, с юридически-технической точки зрения не сложно это доказать", – сказал РБК-Украина глава парламентского комитета по иностранным делам Александр Мережко.

Но здесь возникает другая проблема – на какой площадке можно рассмотреть это дело. Международный уголовный суд в данном случае не подходит, поскольку ни Украина, ни Россия не являются сторонами Римского статута (а это обязательное условие, когда речь идет о преступлении агрессии). Альтернативный способ – передать дело в МУС через решение Совбеза ООН. Но и этот способ не сработает на практике, поскольку РФ применит свое право вето.

Потому сейчас усилия украинских юристов-международников и дипломатов сосредоточены на создании отдельного органа – международного трибунала над Россией. Он чем-то может напоминать функционировавший в 1993-2017 годах Международный трибунал по бывшей Югославии (это как раз и был тот самый "Гаагский трибунал").

Для расследования преступления против Украины могут создать Спецтрибунал (фото: nos.nl / photo ANP)

Но аналогии условны – Гаагский трибунал рассматривал широкий круг преступлений (военные, геноцид, против человечности), а обвиняемыми были как политические и военные лидеры, так и рядовые солдаты и охранники концлагерей.

Тогда как в нашем случае предлагается, чтобы в таком суде слушалось только преступление агрессии, а по делу проходила лишь российская военно-политическая верхушка. Как рассказал РБК-Украина посол по особым поручениям МИД Украины Антон Кориневич, занимающийся этим вопросом, речь может идти приблизительно о нескольких десятках человек: Путин, Шойгу, Лавров, генералы российского Генштаба и т.д.

Предполагается, что такой трибунал будет работать в дополнение к МУС: в Гааге будут рассматривать геноцид, военные преступления и преступления против человечности относительно более широкого круга лиц, а на трибунале – против руководства, обвиняемого в агрессии против Украины.

По словам Кориневича, возможны несколько путей создания такого трибунала и придания ему нужной легитимность. В первую очередь, через подписание международного договора между Украиной и другими странами. Второй – через договоренность с Советом Европы. Третий – через решение генассамблеи ООН.

Как отметил в разговоре с изданием Александр Мережко, в любом случае очень важно, чтобы к созданию и работе трибунала было привлечено как можно больше стран, это усилит его легитимность.

"В любом случае, надо работать со многими странами. Например, в Генассамблее ООН многие готовы поддержать резолюцию в поддержку нашей территориальной целостности, осудить российскую агрессию, но менее склонны к тому, чтобы поддержать резолюцию о создании трибунала", – сказал Мережко.

Если задуманное удастся осуществить, любым путем, и трибунал будет создан, то само по себе рассмотрение дела может пойти относительно быстро, по крайней мере, явно быстрее, чем обычно в международных судах.

"Я бы хотел видеть продвижение по этому вопросу до конца года, но дело в том, что мы сами как Украина не можем создать трибунал. Но в случае его создания он сможет двигаться намного быстрее других судов, потому что преступление агрессии проще доказывать, чем другие международные преступления. И обвинительный акт насчет конкретных лиц можно подготовить на протяжении нескольких месяцев", – сказал РБК-Украина Кориневич.

Посол по особым поручениям МИД Украины Антон Кориневич (фото: atr.ua)

О том, что в уставе трибунала обязательно надо будет прописать норму, по которой глава государства и другие официальные лица не будут иметь иммунитета от преследования, заявлял и глава МИД Дмитрий Кулеба. Еще в начале марта он поддержал инициативу международного научного сообщества по созданию такого трибунала, и с тех пор МИД занимается ее реализацией. Кроме того, по словам Кулебы, юрисдикция трибунала должна распространяться на все события, начиная с февраля 2014 года – начала российской агрессии.

В мировой практике есть мало примеров успешных процессов против действующих глав государства, поскольку на своей должности они обладают иммунитетом и неподвластны национальному правосудию других стран.

Единственный по-настоящему успешный кейс – осуждение экс-президента Либерии Чарльза Тейлора за военные преступления и преступления против человечности, совершенные во время гражданской войны в соседней Сьерра-Леоне в 1991-2002 годах. Приговор был вынесен Специальным судом по Сьерра-Леоне – специально созданным трибуналом, на основе договора между ООН и властями Сьерра-Леоне.

Ордер на его арест был выдан в 2003 году, но лишь в 2006-ом Тейлор, потерявший к тому времени власть и скрывавшийся в Нигерии, попал в Гаагу, где и проходил суд нам ним, продлившийся шесть лет.

В 2008 году Международный уголовный суд выдал ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира по обвинениям в геноциде, но он еще 11 лет продолжал править страной и иногда даже ездил за рубеж, лишившись власти только после госпереворота в 2019-ом. И до сих пор аль-Башир не попал в Гаагу, находясь за решеткой в родной стране.

Потому привлечение к ответственности главы государства, тем более, если речь идет не о Либерии или Судане, а об РФ – априори непростая задача. Но вполне реализуемая. Об этом говорится в аналитической записке, подготовленной The Global Accountability Network – глобальной сетью по сбору информации о международных преступлениях.

"Авторитарные лидеры всего мира наблюдают и ждут, что же сделает международное сообщество в ответ на российскую агрессию. Если мы ничего не будем делать или примем "полумеры", это создаст прецедент, делающий мир темным и нестабильным местом", – говорится в документе.

В последний раз преступления агрессии рассматривались международными судами после Второй мировой войны, на Нюрнбергском и Токийском трибуналах. Тогда они назывались "преступлениями против мира". "И представьте себе, что в списке после нацистских преступников будут российские преступники, это будет очень правильная аналогия", – сказал РБК-Украина Антон Кориневич.



На конференции Ukraine Accountability Conference в Гааге 45 стран договорились совместно координировать расследование военных преступлений россии в Украине, а также обеспечить ответственность виновных, сообщает Офис генпрокурора Украины

— Антон Геращенко (@Gerashchenko7) July 16, 2022



США создали группу для расследования военных преступлений в Украине, ее возглавил охотник за нацистами

ВТОРНИК, 21 ИЮНЯ 2022, 19:01 eurointegration

Генеральный прокурор Меррик Гарланд (слева) и «охотник за нацистами» Эли Розенбаум (справа).

Генеральный прокурор США Меррик Гарланд объявил о создании группы по расследованию военных преступлений во время необъявленной поездки в Украину во вторник.

Об этом сообщает CNN, пишет "Европейская правда".

Группа будет работать над выявлением и привлечением к ответственности всех, кто совершил военные преступления в Украине.

Группу, по словам Гарланда, возглавит самый известный в Минюсте США охотник за нацистами Эли Розенбаум, и она будет состоять из экспертов по расследованиям, связанным с нарушениями прав человека и военными преступлениями.

Розенбаум 36 лет работает в Минюсте США и ранее занимал должность директора по стратегии и политике в области обеспечения соблюдения прав человека. Он помог министерству в более чем 100 случаях лишить гражданства обвиняемых нацистов или депортировать их.

Гарланд также сообщил, что Министерство юстиции США направит трех прокуроров для консультирования Украины, а также стран Европы и Ближнего Востока в борьбе с попытками России уклониться от глобальных санкций.

Напомним, президент Франции Эммануэль Макрон пообещал предоставить мобильную лабораторию для анализа ДНК в процессе расследования военных преступлений РФ в Украине.




РОССИЯ СЧИТАЕТ, ЧТО УКРАИНЦЕВ НЕ ДОЛЖНО СУЩЕСТВОВАТЬ, И ЭТИМ НАПОМИНАЕТ ГИТЛЕРОВСКУЮ ГЕРМАНИЮ И СТАЛИНСКИЙ СССР, - ЭНН ЭПЛБАУМ

ЧЕТВЕРГ, 19 МАЯ 2022  radatv

ИДЕОЛОГИЯ РФ - ЭТО ИДЕОЛОГИЯ УНИЧТОЖЕНИЯ И ГЕНОЦИДА, ОТМЕТИЛА ИСТОРИК

Российское государство не верит, что Украина существует, и считает, что украинцев не должно существовать, а это идеология уничтожения и геноцида. В этом смысле РФ напоминает гитлеровскую Германию и сталинский Советский Союз. Об этом в интервью журналистке Ольге Кошеленко, которое транслировал телеканал "Рада", заявила американская публицистка и исследователь Голодомора Энн Эплбаум.

Историк, отвечая на вопрос, можно ли утверждать, что нынешний российский режим - фашистский, заметила, что вполне можно сравнивать русский фашизм с Гитлером в узком понимании, что это идеология тотального господства, а она основана на дегуманизации врага.

"Российское государство не верит, что Украина существует, и считает, что украинцев не должно существовать, поэтому в этом смысле это идеология уничтожения и геноцида, которая видит единственной ценностью в мире безграничную власть. И в этом смысле она напоминает как гитлеровскую Германию, так и сталинский Советский Союз. Сталинский Советский Союз, конечно, имел много похожих намерений в отношении Украины и украинцев и фактически проводил политику геноцида в отношении Украины в прошлом. Гитлер тоже мог бы это делать в Украине, если бы у него был шанс, но он не смог оккупировать Украину достаточно надолго", - сказала Энн Эплбаум.


Напомним, глава Луганской ОВА Сергей Гайдай ранее сообщал, что рашисти хотят устроить в Луганской области настоящий голодомор, они разбомбили современный элеваторный комплекс в Рубежном, который был способен вместить не меньше 30 тысяч тонн зерна. Ранее попытку создания искусственного голода также констатировала украинский омбудсмен Людмила Денисова.



"Чтобы доказать в суде, что был геноцид, нужно "залезть в голову" преступнику"



Антон Кориневич, до недавнего времени работавший представителем  президента в Крыму и ушедший с этой должности в конце апреля, подчеркивает, что он сейчас действует как "просто гражданин, юрист-международник". Хотя это не совсем так.

Он официально остается "агентом Украины" по ее иску к РФ в Международном суде ООН, по Конвенции о запрете геноцида. А еще – ведет от Украины непростой процесс создания нового судебного органа – трибунала, в котором представителей РФ могут осудить за преступление агрессии.

Именно об этом органе, а также преследовании России и россиян за другие преступления мы поговорили с ним в студии ЕвроПравды.


Также приводим сокращенную текстовую версию этого эмоционального интервью.

"Геноцид – это преступление"


– Начну с ключевого вопроса: Россия совершила геноцид в Украине?

– Действительно, есть данные, которые могут свидетельствовать о совершении российскими чиновниками и отдельными российскими военными преступлений геноцида на территории Украины. Мы все видели Бучу, Ирпень, Гостомель, но мы еще не видели Мариуполь и другие города, где творились и творятся ужасы.

Впрочем, у преступления геноцида есть ключевая особенность: то, что в нем ключевой элемент – это так называемая "субъективная сторона".

– То есть не само убийство?

– Да, не само преступление, а его мотив. Чтобы доказать в суде, что был геноцид, нужно "залезть в голову" преступнику и выяснить, было ли это убийство как таковое, или он убивал "с целью уничтожить украинцев полностью или частично", как отдельную национальную группу. Таково определение геноцида.

Это, конечно, доказывать тяжело и сложно, но это нужно делать.

Поэтому сейчас очень многое зависит от расследований и от конкретных уголовных производств, в том числе в Украине, для того, чтобы мы могли говорить, что и РФ как государство виновно в этой деятельности, и конкретные российские политические чиновники, военные командиры и военные, те, кто непосредственно совершал это преступление – тоже виновны в геноциде.

– Как наказывать за геноцид? В каком суде?

– Геноцид – это преступление, а значит, за него должна наступить индивидуальная уголовная ответственность политического, военного руководства РФ и конкретных исполнителей.

Но не только за него!

Не следует забывать о преступлениях против человечности и военных преступлениях, совершенных с конца февраля 2014 года.

Привлечь к ответственности за это можно в национальных судах здесь, в Украине или же в Международном уголовном суде (МУС). Это тот суд, который часто (хотя и некорректно) называют "Гаагским трибуналом". Впрочем, он действительно расположен в Гааге.

– Можете объяснить простыми словами, почему термин "Гаагский трибунал" неправильный?

– У нас употребляют такое название из-за того, что так назывался другой орган – Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии, МТБЮ (на английском ICTY). Его называли "Югославский трибунал", или "Гаагский трибунал" – потому, что он был расположен в Гааге. МТБЮ уже завершил свою работу; кроме того, он не мог бы заниматься преступлениями в Украине.
 
Но в Гааге есть несколько других международных судебных органов, важных для Украины – Международный суд ООН, Международный уголовный суд, Постоянная палата третейского суда и т.д. Гаагу называют "городом международного правосудия". Там также есть специальный трибунал по Ливану, специальный суд по Косово. А "Гаагского трибунала по Украине" там нет.

– Что означает термин "трибунал"?

– Это название международного судебного органа, которое часто применяется к международным судебным органам, занимающимся индивидуальной уголовной ответственностью. Так исторически сложилось.

Мы знаем Нюрнберг, где находился Международный военный трибунал; затем Токио, Международный военный трибунал для Дальнего Востока; Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии; Международный трибунал для Руанды.

По сути, трибунал – это международный временный уголовный суд ad hoc, занимавшийся каким-либо конкретным событием. Все эти трибуналы были созданы для решения определенной задачи, и как только эта задача решалась – эти трибуналы прекращали свою деятельность.

"Суд в Гааге не признает должностной иммунитет Путина"


– Вернемся к вопросу судов, где можно преследовать за геноцид и другие преступления агрессора. Вы упомянули о возможных решениях национальных судов. А какой в них смысл? Вот подтвердит Печерский суд, условно говоря, что Путин – убийца. И?..

– Как раз то, что "Путин – убийца", Печерский суд не подтвердит, потому что это лицо, как глава государства, имеет должностной иммунитет – его не могут преследовать суды других государств. Для преследования президента, премьер-министра, главы МИД РФ и, возможно, еще нескольких лиц, в отношении которых действует принцип должностного иммунитета, необходим другой орган.

Международный уголовный суд в Гааге должностных иммунитетов не признает. МУС может привлекать к ответственности даже действующих глав государств, именно для этого он, в частности, и существует.

Но ведь не только они причастны к этому преступлению.

Зверства, изнасилования украинских детей... Понятно, что руководители высшего звена также причастны к этому, должны отвечать, по меньшей мере, за замысел. Но ведь мы не можем сконцентрироваться только на самых высоких звеньях. Надо привлекать также тех, кто это делал на месте. А для них есть украинские суды!

А МУС существует для того, чтобы брать крупную рыбу, это может быть, скажем, десяток дел, в то время как национальные суды рассмотрят сотни. Другие страны в Европе также открыли соответствующие уголовные производства.

Следовательно, это все взаимодополняющие вещи.

– Россия не ратифицировала Римский статут МУС, то есть его базовый документ. Мы не можем привлечь ее к ответственности в этом суде.

– Украина тоже не ратифицировала Римский статут. Потому в данной ситуации нас это не интересует.

В то же время Украина признала юрисдикцию МУС посредством подачи специальных заявлений, то есть предоставила этому суду полномочия рассматривать все, что происходит на нашей территории, начиная с 21 ноября 2013 года, то есть со дня начала Майдана, без финальной даты, вне зависимости от того, граждане какого государства это совершали.

МУС сегодня проводит полноценное расследование ситуации в Украине. Это значит, что первая стадия – предварительное изучение – уже прошла, началась вторая стадия – расследование, investigation.

Подводя итог: российских граждан МУС может привлечь к ответственности за совершение преступления геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений на территории Украины.
 
– Есть мнение о том, что стоит создать отдельный трибунал, который будет заниматься этими ужасающими преступлениями – так же, как Югославский трибунал в Гааге расследовал преступления во время балканских войн.

– В 90-х годах, когда создавались трибуналы для бывшей Югославии, для Руанды, это было необходимо, поскольку тогда еще не существовало постоянно действующего Международного уголовного суда, но международное сообщество понимало, что на войну на Балканах и Руанде должна быть юридическая правовая реакция.

Сегодня уже есть Международный уголовный суд. Его создали именно для того, чтобы международное сообщество понемногу отказывалось от таких специальных международных уголовных трибуналов. Поэтому расследовать эти преступления – задача МУС, и он уже над этим работает.

Но есть еще один аспект.

Международный уголовный суд не может привлечь к ответственности политическое и военное руководство России за преступление агрессии против Украины.

В Римском статуте это преступление тоже предусмотрено, но есть ограничения: нужно или чтобы и Украина, и Россия ратифицировали Римский статут, чего не будет. Или же есть вариант "Б": чтобы Совбез ООН передал ситуацию на рассмотрение в МУС, чего тоже не будет, потому что у "государства Z" есть право вето в Совбезе.

Поэтому мы с командой украинских и международных юристов сейчас работаем над тем, чтобы создать специальный трибунал по преступлению агрессии против Украины, который будет дополнять МУС.

– Не лучше ли передать в этот трибунал все, включая геноцид?

– Нет. Потому что МУС уже изучал ситуацию в Украине. У него есть соответствующие материалы, его поддерживает значительная часть международного сообщества.

Мы надеемся, что МУС понимает ту ответственность, которая на нем сегодня лежит, что он не может медлить или не обращать внимания на крупнейшую войну в Европе после 1945 года, но он объективно не может заниматься агрессией.

Поэтому по геноциду, военным преступлениям и преступлениям против человечности пусть работает МУС. Новый же специальный трибунал должен быть создан только для одного вопроса: преступления агрессии.

– Где он должен быть? Это будет Гаагский трибунал, Харьковский или Мариупольский?

– Это может быть Гаага, это может быть Киев, Харьков, Львов. Может быть Буча и Ирпень как места совершения самых страшных преступлений. Коллеги из Литвы намекают, чтобы это был Вильнюс.

Но для меня это наименее принципиальный вопрос. Хотя я считаю, что это должна быть Гаага, потому что это символ международного правосудия.

 

"Геноцид – это пожизненное заключение"


– Нужно юридическое или политическое осуждение за геноцид?

– Это параллельные процессы.

Помимо исключительно юридических, уголовных процессов есть также политико-правовая составляющая. То, что парламенты Литвы, Канады, Латвии, Эстонии, Польши и Чехии признали уже геноцид украинского народа в действиях РФ – это абсолютно нормальный и правильный трек.

– Какие еще случаи геноцида известны в мире? Мы знаем о Холокосте, Голодоморе и т.д., но в те времена не существовало юридического термина "геноцид". Теперь он есть.

– Действительно, на Нюрнбергском процессе слово "геноцид" уже употреблялось, но не было отдельной категорией преступлений.

Конвенция о преступлении геноцида была подписана в 1948 году. С тех пор мы можем вести этот отсчет. Геноцидом были события в бывшей Югославии, в том числе в Сребренице, где было массовое уничтожение боснийских мусульман, а также события в Руанде – геноцид народа тутси. Сейчас говорят о событиях в Мьянме в отношении народа рохинджа. А теперь – и о событиях в Украине против украинцев.

Определенный состав преступления геноцида можно видеть в других африканских государствах во время их вооруженных конфликтов, но юридического признания не было.

Я хочу особо отметить: геноцид – это crime of the crimes, самое тяжкое преступление, которое только возможно. Но с другой стороны, разве преступления против человечности или военные преступления "лучше"? Поэтому советую экспертам, журналистам не концентрироваться только на геноциде и постоянно напоминать и о других преступлениях РФ.

– Давайте дадим определение этих преступлений.

– Геноцид – это преступление, совершаемое со специальным умыслом истребить полностью или частично национальную, этническую, расовую, религиозную группу. В нашем случае речь идет о намерении уничтожить "национальную группу" – украинский народ.

Военные преступления – это серьезные нарушения международного гуманитарного права, то есть Женевских конвенций и протоколов к ним и дополнительных протоколов к ним (например, о защите жертв войны). Это каталог из более чем 50 составов отдельных военных преступлений – умышленные нападения на гражданское население, изнасилования гражданского населения, использование оружия неизбирательного характера в местах скопления и проживания гражданского населения, депортация гражданского населения с оккупированных территорий.

– То, что мы сейчас видим.

– Абсолютно – мы видим совершение армией РФ военных преступлений.

А преступления против человечности – это преступления, совершаемые в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население. Одно и то же действие может быть одновременно военным преступлением и преступлением против человечности.

При этом геноцид и преступления против человечности могут совершаться как во время вооруженного конфликта, то есть войны, так и в мирное время. Военные преступления – только во время войны.

– Россия не признает происходящее в Украине войной. Это каким-то образом смягчает ее ответственность?

– Нет, абсолютно. Потому что вопрос о наличии вооруженного конфликта – это факт, не требующий признания воюющих государств.

Мы имеем международный вооруженный конфликт между Россией и Украиной, вызванный вооруженной агрессией РФ.

Подчеркну, что фраза "международный вооруженный конфликт" – это то же, что и война. Просто "война" – это не исключительно юридический термин. В то же время в международном праве употребляется термин "вооруженный конфликт". А "международный вооруженный конфликт" – это война между государствами. Это – фразы-синонимы.
 
– Планируем ли мы доказывать ответственность за геноцид государства Россия, а не только президента Путина?

– Пока этого нет в нашем иске в Международный суд ООН (рассматривающий ответственность государства). Этот иск мы подали в феврале.

Конечно, мы будем там говорить о том, что происходило на оккупированных территориях – и в Буче, и в Мариуполе. Что касается городов, которые мы временно не контролируем, то у нас еще нет достоверной информации о том, что там происходит. Когда все это станет известно, это может ужаснуть еще больше весь мир, хотя куда уж больше…

Но я отмечу важный факт: ни разу в истории международного правосудия государство не было признано ответственным за совершение преступления геноцида. Это важно. Это значит, что уровень доказательства этого – очень высокий.

Я думаю, что ключевым треком по преступлению геноцида должен оставаться трек индивидуальной уголовной ответственности.

– Как наказывают в Гааге виновных в этих преступлениях?

– Международные уголовные суды и трибуналы не применяют смертную казнь. Наивысшая мера наказания – пожизненное заключение или заключение на срок до 30 лет.

В практике Международного уголовного суда и трибуналов по бывшей Югославии и Руанде, как правило, геноцид – это пожизненное заключение.

За преступления против человечности дают 20-25 лет, за военные преступления могут дать 15 лет, дать 10 лет.

Если тот, кто выполнял, предоставил информацию о том, кто давал это поручение, ему могут дать 5 лет, а тому, кто давал поручение и задание, могут дать 15 лет. Такие факты были в югославском трибунале.

Традиционно в практике международных судов и трибуналов тот, кто планирует, и тот, кто идеологически это все направляет, курирует и контролирует, получают больше.

Автор: Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды",
видео Владимира Олийныка


Cегодня в Гааге начинаются слушания в Международном суде ООН по иску Украины против России.

 NEXTA Live, [2022-03-07 10:39 AM]

По сообщениям Украинских СМИ, сегодня в Гааге начинаются слушания в Международном суде ООН по иску Украины против России.


Komentarų nėra: