Вооруженные Силы Украины ведут бои за наш легендарный Змеиный остров. Там продолжаются авиационные маневры и наши воины уничтожают россиян.
Представитель Одесской областной военной администрации Сергей Братчук сообщил о ситуации на Змеином. Он провел даже параллель со знаменитой Чернобаевкой, передает 24 канал.
Также он подтвердил информацию, что возле Змеиного наши воины уничтожили 3 российских катера. Речь идет о малом десантном катере, который мог перевозить около 80 десантников или больше, или морских пехотинцев.
Также, как и сообщалось ранее, уничтожены 2 катера типа "Раптор". Более того, еще один катер российских оккупантов поврежден из-за успешной работы ВСУ. Такой информацией Братчук озвучил, почему Змеиный можно называть морской Чернобаевкой. Остров административно входит в состав Одесской области.
Оперативное командование "Юг" похвасталось впечатляющими кадрами, как удалось уничтожить вертолет российских оккупантов на нашем острове.
Защитники показали кадры ликвидации вертолета под драйвовую песню: смотрите видео
Змеиный остров - Вильнюс. Украинский художник расскажет об острове Ахилла и отважных моряков Литве
2022.03.17 13:06
Володимир Иванов / J. Stacevičiaus/LRT nuotr.
Киевский скульптор Володимир Иванов не был в Литве уже более 30 лет. На этот раз он приехал сюда навестить своих литовских друзей прямо из Варшавы, куда эвакуировалась его семья. Увидев в Вильнюсе слова украинских моряков «Русский военный корабль, иди н***», он загорелся желанием рассказать Литве о ставшем знаменитым Змеином острове.
Еще в далеком 2008 году по приглашению президента Украины В. Ющенко В. Иванов организовал на этом острове выставку своих работ. Как утверждает скульптор, остров с античных времен сохранял воинский дух и связан с персонажем греческой мифологии - Ахиллесом.
«Самое удивительное, что это место, на котором Ахилл упокоился, это владения Ахилла, и он как бы остался там навечно. Мне давно нравилась идея, что величайший воин цивилизованного человечества навеки поселился на украинской земле», - сказал В. Иванов в интервью LRT.lt.
- Володимир, вы и ваша семья совсем недавно эвакуировались из Киева в Варшаву. Какого числа вы уехали?
- Мы уехали 8 марта. Добрались до Варшавы, сейчас моя семья там. В пути, кстати, был милый такой, трогательный эпизод. Мы едем эвакуационным автобусом, останавливаемся на блокпосте. Солдаты заглянули, увидели, что в автобусе много женщин - зашли с ящиком яблок и всех поздравили.
- Какой была ситуация в Киеве на момент вашего отъезда?
- Были обстрелы, а самым громким был, конечно, первый. Это был первый день войны, 24-го февраля, и он на нас произвел такое впечатление, что мы сразу перебрались к друзьям. Они живут в 20 километрах от Киева. Бабахнуло в первый день так, что нам хватило. И после обеда мы уже были у друзей вместе с кошкой и тещей. А там просидели почти две недели.
Каждый день несколько воздушных тревог. Потом мне надо было съездить в Киев за второй кошкой, которая принадлежит теще. И там произошел смешной эпизод. Я был в нашей киевской квартире, а тут тревога, я выхожу, ставлю стульчик, сижу возле шахты лифта, так как говорят, что шахта лифта — это самое надежное место. Подъезд почти пустой, большинство уже выехало. Машин во дворе мало. Сижу, тишина. Жду, когда же отбой воздушной тревоги. И вдруг как бабахнет. А это всего-навсего лифт поехал. Я там чуть не провалился.
- Привычные звуки в условиях военного времени звучат совсем по-другому?
- Все приобретает совершенно другую окраску и смысл. Многие отмечают, сколько, оказывается, в доме подозрительных звуков.
- А почему вы раньше не уезжали, еще до 24 февраля? Люди до последнего не верили в то, что российская армия пойдет на Киев?
- Почему мы раньше не эвакуировались? Ну, очень не хочется бросать дом, который пока цел. Это очень непростое решение. А те наши друзья, у которых мы жили эти дни, у них частный дом двухэтажный в довольно-таки небедном городке. Так они говорили, что вообще никуда не поедут. Но вот позавчера, когда я уезжал сюда, они говорили, что собрались уезжать, потому что приближается фронт. Это непростое решение.
Нам помогло то, что, во-первых, мы уже все были собраны. То есть мы забрали свою тещу, которой 82 года, еще жена и дочка. Ей 19 лет, она полтора курса отучилась на архитектуре. Вот сейчас думаем, как ей продолжать учебу, но пока она онлайн продолжает учиться.
- Были ли какие-нибудь проблемы при пересечении границы?
- Наша история похожа на все остальные истории. Ехали эвакуационным автобусом. В 23 час. были во Львове, но там же комендантский час, а засиживаться, задерживаться на вокзале не хочется. В принципе, люди там просто ждут стоя, бывает, что ждут 23 часа на ногах. Но мы прошли сравнительно быстро, пришлось часа три постоять в этой очереди, в толпе, что тоже непросто. А потом еще пять часов простоять в поезде.
Украинские военные беженцы в Польше / AP nuotr.
Хочу сказать, что масштаб помощи, поддержки в Польше просто потрясающий. Они уже приняли 2 миллиона украинцев. Везде, на всех вокзалах пункты приема одежды, масштабные пункты питания, которые работают круглосуточно. Мы сели в поезд на Варшаву. В поезде сразу начинаешь успокаиваться, но ехали мы в неизвестность. Приехали в шесть утра в Варшаву, а в 8 час. вечера мы еще не представляли себе, где мы будем спать сегодня. Но дальше, соответственно, все вся моя подготовительная команда сработала. Один человек обратился к своему другу, который в принципе собирался помогать. А у него такая психология, что он не хочет отдавать деньги в какие-то фонды, а хочет помочь конкретным людям.
Он нас отвез к себе домой, это молодая семья – муж, жена и дочка маленькая, которой всего шесть месяцев. Хозяин сначала сказал, что мы можем оставаться неделю. А потом он подумал и сказал, что мы можем у него жить столько, сколько понадобится. А когда решим вопросы с работой, то, возможно, нам понадобится жилье в Варшаве, потому что его жилье в 20 километрах от города. И этот человек готов внести первый залог за наше жилье, который мы постепенно отдадим, если начнем зарабатывать.
- Володимир, давайте поговорим о вашем творчестве, которое связано со ставшим известным Змеиным островом. Расскажите о нем поподробнее.
Змеиный остров / Фото: Володимир Иванов и Сергей Крик
- Сам остров Змеиный на самом деле очень известный. И если уж не к ночи будет помянута русская классика, то помните, у Пушкина – «мимо острова Буяна в царство славного Салтана», то это именно тот остров, Буян, да.
А на самом деле он был известен значительно раньше, самая яркая часть его истории, самая красивая, скажем так, это античный период. Греки ведь расселялись всегда по узкой прибрежной полоске. И вот они городами-полисами заселили фактически все Черное море. Они называли Черное море Понт Евксинский. А на острове Змеиный они построили Храм "Ахиллеса Понтарха". То есть Ахилл стал божеством-покровителем, Владыкой Черного моря.
А мифологически это было обставлено следующим образом. По одной из версий гибели Ахилла, когда он погиб, его мать Фетида бросилась к Посейдону и сказала, что не хочет оставлять сына под Троей, чтобы его сожгли на погребальном костре. И попросила приютить сына. На это Посейдон ответил: «Да, хорошо, я создам землю, на которой никогда не ступала нога человека". И за одну ночь поднял скалу со дна моря и воздвиг этот остров. Самое удивительное, что это место, на котором Ахилл упокоился, это владения Ахилла, и он как бы остался там навечно. Мне давно нравилась идея, что величайший воин цивилизованного человечества навеки поселился на украинской земле.
В. Иванов / Фото: Володимир Иванов и Сергей Крик
- Именно эта история стала для вас источником вдохновения?
- Да, давным-давно. Давным-давно меня интересовало и греческое название Змеиного острова, которое переводилось как белый, сияющий. В храме на острове могли находиться только два жреца, остров оставался безлюдным. Был мифологический эпизод, что его пытались захватить Амазонки, но Ахилл так крикнул, что у них кони взбесились и сбросили их в море.
- Поэтому и ответ украинских моряков русскому кораблю был вполне в духе Ахиллеса...
- Да, вполне военный ответ. Эта история меня интересовала давно. Тем более что кроме Змеиного в Украине есть еще четыре точки, которые связаны с именем Ахиллеса по той причине, что он там был местным божеством. И неожиданную актуальность это приобрело в 2008 году, когда начался процесс по иску Румынии к Украине, что она якобы незаконно владеет большой территорией шельфа и что на самом деле это никакой не остров.
Змеиный остров / Фото В. Иванова
- Румыния утверждала, что это всего-навсего скала?
- Да, именно так обстояло дело. И фактически Украина в суде должна была доказывать, что это не скала, не пригодная для жилья, а остров. Причем наличие гарнизона не решало проблему. Считается, что гарнизон — это не поселение. А вот если там какая-то жизнь, то тогда это остров, а не скала.
А в то время была организована большая выставка, Всеукраинский скульптурный салон, в котором я принимал участие. И на мою экспозицию на выставке зашел президент Виктор Ющенко, он рассмотрел, сфотографировал мои работы. Я ему сказал, что если стоит вопрос о доказательстве того, что остров — это полноценная земля, пригодная для обитания, то давайте организуем там художественную выставку. Это будет хорошим культурным аргументом, несимметричным и неожиданным, но убедительным, что это полноценная украинская территория.
В. Иванов и В. Ющенко на выставке / Фото: Володимир Иванов и Сергей Крик
Эта идея ему понравилась. Через день появился человек в штатском, который оказался генералом и начальником пограничной службы Украины. Он сказал, что президент ему приказал оказывать содействие и что через день он летит на остров и они могут взять меня с собой. И так я оказался на Змеином острове.
- Что вы почувствовали, оказавшись там?
- Я почувствовал невероятную мощь. После этого меня стали страшно бесить журналистские штампы, что это всего лишь маленький клочок суши. Ничего себе клочок суши! Там такая мощь! Это единственный на Черном море остров тектонического происхождения, образованный в результате столкновения скал. А все остальные острова на Черном море, многочисленные косы и даже довольно большие, даже острова, они все намывные.
Ты чувствуешь там, что это действительно вершина айсберга, этот остров словно потусторонний. Он словно в другом измерении, в другом мире. И этот тектонический характер есть у него, у него есть такое чувство. Эдакая вибрация от ударов непрерывных волн. Она в принципе сводит с ума слегка, потому что ее перестаешь слышать, но не перестаешь ощущать.
- Итак, вы стали готовить выставку. Что на ней должно было быть представлено?
Выставка В. Иванова на Змеином острове / Фото: Володимир Иванов и Сергей Крик
- Мои скульптуры, многие из которых уже были готовы. Меня эта тема Ахилла уже давно интересовала. У меня уже было много скульптур на античную тематику, в частности, была амазонка такая бешеная на коне и несколько скульптур Ахиллеса. И большинство работ уже было готово. Подогнал к выставке еще две-три. Через три-четыре месяца мы уже были готовы к выставке. По этому случаю президент официально посетил Змеиный остров и на открытии сказал, что есть смысл отвезти эту выставку с острова уже в Женеву, во Дворец Наций.
- Сколько ваших работ тогда было на острове?
- 15-20 работ. Выставка называлась "Дар Посейдона". Она была весной 2008 года, кажется, в марте, а выставка в Женеве была в октябре. На следующую весну я уже привез в Киев. И тут сейчас как раз этот пронзительный эпизод в начале войны.
- Что вы ощутили в тот день, 24 февраля? Ведь тогда же сразу пришло сообщение, что все моряки на острове погибли, так?
Володимир Иванов / J. Stacevičiaus/LRT nuotr.
- Да, слез не удержишь. Я позвонил в Вилково, в пограничный отряд. Мне сказали, что все живы. Но потом много раз менялась информация, ее еще надо уточнять. Я, наверное, перезвоню туда еще раз. Я застал период, когда остров демилитаризовался, а с 2014 года, там снова расположился военный гарнизон, к нему добавили морпехов.
- Обратили ли вы внимание на то, что в Вильнюсе есть места, где можно прочитать ответ ваших моряков русскому военному кораблю… То есть остров до сих остается символом и местом силы не только для украинцев, но и для жителей Литвы.
- Да, Ахиллес-то остался. И когда я ночью ехал в Вильнюс, то как раз думал о том, что все это приобретает новый смысл и новое качество. Вот и пришло такое решение организовать выставку работ тут. В Каунасе с друзьями мы как обсуждали эту идею. План такой, чтобы эта выставка объездила больше мест, и вторым после Киева, будет, наверное, Вильнюс.
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą