«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

sekmadienis, lapkričio 20, 2022

Nusikaltimai. O преступлениях россиян против культурного наследия Украины.

 

Заряжена пушка в Кремле, потерянный колокол и другое наследие Мазепы, которое присвоила Россия. ПОДКАСТ


"Почему они воруют?" – подкаст-сериал от 435 ФИЛМС, на основе которых УП. Жизнь рассказывает о преступлениях россиян против культурного наследия Украины.

В этот раз – о наследии Ивана Мазепы, о том, как в Украине до сих пор не постигли всего значения этой исторической фигуры, и как россияне ненавидят его, но в то же время мечтают прибрать в руки связанные с гетманом артефакты – рассказывают эксперты.

К примеру, пушку, военный трофей, который так спешили поставить в сердце своей империи, забыли разрядить. Она более двух веков стояла заряженной в московском кремле. Или колокол, который настолько бестолково спасали от немецкого наступления во время Второй мировой войны, что потеряли по дороге в эвакуации, а через полвека нашли сломанным. Прежде всего, это попытка разобраться, почему фигура Мазепы уже 300 лет не дает россиянам покоя.

"Он удостоился такой чести потому, что предал Петра и перешел на сторону шведов во время Северной войны", - кричит на своем шоу российский пропагандист Владимир Соловьев.

На протяжении трех веков личность Ивана Мазепы заставляет россиян злобно комментировать "коварные действия" гетмана, который является героической фигурой для украинцев.

В этой статье приведены размышления экспертов Ольги Ковалевской – историки, специалистки по биографии Ивана Мазепы; Максима Голубого – историка, сотрудника Черниговского исторического музея; Андрея Карнаухова – юриста, являющегося экспертом в сфере культурного наследия, права интеллектуальной собственности и партнером юридической компании; Антон Дробович – глава Института национальной памяти.


Россияне более 300 лет не могут переболеть Мазепой

У нашей страны уже был неудачный опыт эвакуации культурных ценностей во время Второй мировой войны. Среди них было и наследие гетмана Ивана Мазепы, в частности, уникальный колокол, на котором можно увидеть его портрет.

"Когда начались военные действия, то есть с 22 июня 1941 года, это для Сталина стало неожиданностью. Ни одна из украинских территорий не была подготовлена ​​к эвакуации. План эвакуации начал складываться и реализовываться уже в процессе активных военных действий", –  говорит Ольга Ковалевская, историка и специалист по биографии Мазепы.

Эвакуационные поезда попадали под бомбежку, что-то сгорело в процессе пожара, что-то просто некоторое время валялось в ящиках вокруг железнодорожного полотна.

Поэтому на сегодняшний день практически в каждом музее вы можете узнать от музейщиков, что у них существует перечень тех вещей, которые считаются потерянными, эти списки просто огромны", –  добавляет Ольга .

Глава Института национальной памяти Антон Дробович объясняет, почему Мазепа – это один из самых известных украинцев в истории, но в то же время мы его почти не знаем.

"Иван Мазепа, как и большинство наших выдающихся исторических фигур, недостаточно известен украинцам. Ну, знают, что это был гетман, что он изображен на денежной купюре и причастен к конфликту с Петром I, вот собственно и все".

А это был равный собеседник для монархов, для князей того времени. Для Украины сделало невероятно много. Во времена Мазепы чувствовалось, где мы – казаки, украинцы, и они – русские, русские солдаты. То есть, он не был, прозрачный бессубъектный "чего изволите".

Российская пропаганда имеет свой антагонистический взгляд на Мазепу, ставя его во главе списка предателей. При этом европейский взгляд на него совсем другой. Там он видится скорее героической и трагической фигурой. Гюго, Байрон, Ференц Лист, Делакруа, Жерико – это лишь несколько художников, которые писали о Мазепе книги, музыку и картины.

"Россияне более 300 лет не могут переболеть Мазепой. Их государство идеологически строится на том, чтобы постоянно унижать собственно Мазепу. Потому что он самим своим актом перехода на сторону Карла XII и всей попыткой избавиться от зависимости от Петра I, показал определенный указатель куда нужно двигаться еще в начале XVIII века», –  рассказывает Ольга Ковалевская.


Подобных колоколов в Украине больше не существует

Есть и материальное наследие Мазепы, которое собственными глазами может увидеть каждый украинец: церкви и другие исторические сооружения, которые он либо построил, либо восстановил за свой счет. А сердцем наследия гетмана можно считать Черниговщину с бывшей мазепинской столицей Батурином. Впрочем, даже там можно было увидеть гораздо больше, если бы по приказу Петра I, россияне не захватили и не ограбили город вместе с его барочными церквями.

"Колокола, со времен Мазепы сохранилось не так много, некоторые из них есть в Киеве. В частности, один находится на территории Киево-Печерской лавры, второй по сегодняшний день висит на втором ярусе колокольни Софии Киевской, и он так и называется - колокол "Мазепа "",  –  поделилась Ольга Ковалевская. 

Но наиболее ценным считается другой звон Мазепы, который сейчас находится в полутора тысячах километрах от Украины. Он называется "Голубь", потому что на его корпусе изображена именно эта птица.

"Подобного плана колоколов в Украине, вообще, на сегодня, больше не существует, то есть они не сохранились. Его уникальность заключается именно в том, что он очень орнаментирован, эта орнаментика полностью отвечает тем требованиям, которые выдвигал стиль барокко", –  рассказывает Ольга . Ковалевская.

Таких вещей сохранилось очень мало, кроме того, на орудиях и колоколах сложно воспроизвести барочную орнаментику. А на колокола не просто сложный барочный орнамент, а надпись, свидетельствующая о том, что этот звон был отлит "во времена счастливого регламента Ивана Мазепы".

С другой стороны изображен очень красивый герб Мазепы, родовой герб "цыпленок". И самое главное, что на этом колокола, на плаще этого колокола, есть полновозрастный портрет Мазепы, один из самых ранних существующих. Причем, уникальность его именно в том, что портрет на колоколе",  – добавляет Ольга Ковалевская.

Ученый Черниговского исторического музея, исследователь эвакуации украинского культурного наследия во времена Второй Мировой  –  Максим Голубой рассказывает: "Колокол Мазепы был отлит в 1699 году в Глухове. В то время это один из центров литейничества. Отливался по заказу гетмана Ивана Мазепы , то есть столицы тогдашней Левобережной Украины. А сам звон отлил известный мастер Карпо Балашевич. На сегодняшний день сохранилось не так много произведений Карпа Балашевича”.

Историки начала XX века не могли точно сказать, куда мог деваться колокол из Воскресенской церкви. Позже стало известно, что он был перенесен и установлен на колокольню в Домницком монастыре.


"После известных событий 1708 года такая версия, что кто-то из ближайшего окружения гетмана Ивана Мазепы тайно доставил звон из Батурина в Домницкий монастырь, где этот звон находился до 1927 года",  - рассказал Максим Голубой.

"В 1927 году украинский исследователь, этнограф Борис Пилипенко нашел этот колокол, полностью сделав его обмеры и исследования. В 1929 году, он сделал достаточно качественные, хоть и черно-белые фотографии этого колокола, благодаря чему мы достаточно четко знали, как он выглядел, какие у него размеры были, какие декоративные элементы использовались при отделке», –  говорит Ольга Ковалевская.

Колокол "Голубь" с прижизненным изображением Ивана Мазепы. Фото ресурса "Имя Мазепы"

Возможно, усилия Бориса Пилипенко вообще спасли колокол. Ведь в 20-х годах в СССР шла активная борьба с церквями, в то время изъятые церковные предметы даже переплавляли на станки для заводов. Борис Пилипенко организовал перевоз колокола в Черниговский государственный музей, и сделал все, чтобы он превратился из церковной реликвии в музейный экспонат.

Возврат колокола – очень важное дело

Максим Голубой рассказывает: "Колокол Мазепы находился в вестибюле нашего Черниговского государственного музея. Был фактически доступен для осмотра тех посетителей, которые посетили город и вообще горожан, и в музее он находился в…".

"…до начала советско-германской войны. И когда в 1941-м году, немцы бомбили Чернигов, то музей пострадал, и погибло очень много предметов искусства. Некоторым удалось чудом спастись, а вот что произошло со звоном был открытый вопрос. Потому что с одного стороны это 700 килограммов, которые нужно было куда-то поместить. С другой стороны, с 41 года он пропал, куда он мог попасть никто не знает", –  добавляет Ольга Ковалевская.

Эвакуация музейных экспонатов из Украины во время Второй мировой происходила очень хаотично. Если говорить о Черниговском музее, то его экспонаты в 1941 году погрузили в три вагона. По плану они должны были доехать до русского города Уфа. Но что доехало, проследить было сложно.

Уже после войны экспонаты начали возвращаться в Чернигов. Этот процесс был таким же небрежным, как и эвакуация. Что-то назад вообще не доехало, и наоборот бывали случаи, когда приезжали экспонаты других музеев. А вот главный герой этого эпизода – колокол "Голубь" на территорию Украины после войны так и не вернулся.

"Где его не искали по Черниговщине не нашли, и никто даже подумать не мог искать его за пределами Украины. Так оно осталось бы, если бы в 2015 году не случилась абсолютная неожиданность. Московский исследователь, кандидат наук, Аркадий Тарасов, занимаясь исключительно своей тематикой, попал на территорию Оренбурга, и там он поднялся на колокольню Оренбургского монастыря святого Николая и заметил, что там находится довольно старый колокол",  – говорит Ольга Ковалевская.

От Уфы до Оренбурга почти 400 километров. А в Чернигов – 1800. Как звон туда попал точно неизвестно.

"Логистика была, очевидно, сделана очень на низком уровне. Два вагона уехали в город Уфа, а один вагон со звоном Мазепы и другими ценностями поехали в Чкалово или современный Оренбург. Поскольку сотрудников Чкаловского музея не много было, допривлекали технический персонал, просто уборщиц. От такого нелепого отношения к сохранению музейных ценностей было потеряно 39 предметов. В этот список вошел и звон  .

Колокол обнаружен, другое дело, что он недействителен. В нем возникла трещина, и его использовать нельзя.

" Для нас факт его возвращения – это было бы очень важное дело, потому что это уникальный колокол, рассказывающий очень много по истории нашего государства во времена Гетманщины и это одно из самых древних прижизненных изображений Мазепы",  – рассказывает Ольга Ковалевская.

Мазепа в своей жизни построил или восстановил множество храмов и церквей. Однако после перехода на сторону Карла XII у него сложились довольно особые отношения с московской церковью.

"Люди находятся в храме, который построил Мазепа, и эта церковь молится во время службы за творцов, устроителей, донаторов этого храма. А в другой части этой службы в соответствующем месте соответствующего дня в году упоминают всех "проклятых" и упоминается Мазепа. Не могут подойти потом люди и сказать: "Батюшка что это за фигня происходит, давайте или трусы снимать, или крестик надевать, потому что так не годится",  - говорит Антон Дробович.

Колокол Мазепы – это, безусловно, украинское наследие. Но что об этом говорят юристы?

" На момент существования СССР вроде бы ничего незаконного не происходило",  - рассказывает один из ведущих украинских юристов в сфере культурного наследия и права интеллектуальной собственности Андрей Карнаухов.

"Совершались экспонирования в других республиках или, например, во время Второй мировой войны вывоз коллекций с оккупированных территорий. Когда просматриваешь в контексте сегодняшних действий, то понимаешь, что Россия, как тогда, так и сегодня, пытается лишить идентичности и этих атрибутов идентичности определенной нации. И Украина как кость в горле, сегодня, в России", - добавляет Андрей Карнаухов.

Публичные заявления от Украины о попытках вернуть колокол не были найдены. Так что уникальный артефакт продолжает висеть сломанным в далеком Оренбурге. История "Голубя" не только о нежелании россиян возвращать чужое, но и о хаосе в условиях войны.

Она находится у стен Кремлевского арсенала

Однако этого не скажешь о другом предмете украинского наследия, который тоже связан с Мазепой.

"Пушка Мазепы тоже находится за пределами Украины, что самое интересное, она находится под стенами Кремлевского арсенала, в самом сердце российской столицы в Москве. Эта пушка принадлежит тому самому мастеру, который отлил двин "Голубь", то есть это Карп Иосифович Балашевич. И это пушка "Лев", она попала к россиянам именно как военный трофей",  – рассказывает Ольга Ковалевская.

Пушка "Лев" у стен Кремля. Shutterstock

Кстати, некоторые исследователи утверждают, что столетиями эта пушка стояла в Кремле… заряженной. Из-за традиционной русской халатности ее никто не проверил, и это, вполне рабочее оружие, поставили в самом сердце империи с боевым зарядом внутри. Так что, например, точный окурок мог вызвать "хлопок" в самом Кремле. А разрядили пушку только в 1979-м. 

На территории России можно найти много усадеб гетмана. Они даже считаются памятками архитектуры и охраняются законами. Еще один элемент извращенной имперской политики России.

"А вы знаете о личных вещах Гитлера, которые хранятся в главном военном соборе российской федерации? ",  – говорит Антон Дробович.

Ольга Ковалевская добавляет: "Пока этих вещей нет у нас, можно этим манипулировать. Это достаточно известная история, например, с тем, что у нас до сих пор нет аутентичного договора Богдана Хмельницкого с Алексеем Михайловичем, который "мыши съели", то есть якобы с То же самое касается и многих других предметов, если мы не можем их увидеть, то создается впечатление, что их и никогда не было.

Россия присвоила многочисленные атрибуты украинской государственности. Это и артефакты княжеской эпохи, и казацкие клейноды, и флаги УНР. Зачем им все эти документальные свидетельства чужой истории? Возможно, просто чтобы их не было у Украины. 

"На сегодняшний день в Государственном историческом музее в Москве хранятся матрицы нескольких печатей, которые принадлежали нашим гетманам начиная еще от Богдана Хмельницкого и заканчивая, кажется, Мазепой. Это те самые печати, которые юридически свидетельствовали о легитимности того или иного документа. И там четко можно прочитать, что это печать Войска Запорожского. Значит, если это печать Войска Запорожского, то оно существовало»,  – говорит Ольга Ковалевская.

Как винить нас в отсутствии государственности, если весь мир видит конкретные исторические артефакты этой самой государственности? А вот когда эти реликвии в российских музеях, как будто и не такие они уже и украинские. Такая вот имперская логика и привычка грабить, чтобы присвоить чужие достижения, чужую культуру и чужую историю.

Невозможно взять и передать врагу, борющемуся за независимость, и который имеет совершенно противоположный взгляд на то, как должно существовать государство, каким должен быть народ, передать эти атрибуты независимости, идентичности национальной. Поэтому я считаю, что сегодня не стоит ждать от России возвращение этих атрибутов",  – рассказывает Андрей Карнаухов. 

Артефакты, связанные с Мазепой, одновременно вызывают в России ненависть и желание их присвоить. И колокол, так неуклюже спасали, что потеряли на полвека, и пушку "отечественного изменника" так спешили поставить в сердце своей империи, что забыли разрядить. И вообще, у них есть странная привычка забирать чужое, чтобы самому казаться более значимым. Пусть даже все понимают, что это чужое. 

Серия статей по мотивам подкаста "Почему они воруют?" создана в партнерстве с DW Akademie и при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержимое публикации является единоличной ответственностью DW Akademie/Программы Медиафит для Южной и Восточной Украины и не обязательно отражает взгляды Европейского Союза. 

Производство: 435 ФИЛМС
Шоураннеры: Корней Грицюк и Анна Паленчук
Сценаристы: Корней Грицюк и Юрий Марченко
Голос подкаста: Юрий Марченко
Продюсер: Анна Паленчук
Звукорежиссер: Василий Явтушенко
Ассистентка: Ирина Терлецкая
Проектная координатор: Елена Киричек
Менторка проекта: Светлана Рудюк

Komentarų nėra: