Чем кормят ВСУ | История завода в Черкасской области, который производит самые вкусные консервы для военных
Созданная год назад компания по производству кормов для животных за месяц переориентировала деятельность на нужды вооруженных сил и гуманитарных организаций. Ее консервы "Каневилль" теперь пользуются большим спросом у военных.
ПЯТНИЦА, 25 НОЯБРЯ 2022, 09:30 - ВЛАДИМИР РЫХЛИЦКИЙ
В октябре 2021 года предприниматель Тарас Лысенко вместе с партнерами запустил завод по производству кормов для кошек и собак. В созданную ими компанию Kaniville (ООО "Борисфен-трейд") инвестировали около 50 млн грн и наняли около полусотни работников. А через четыре месяца после этого началась война.
Заказчики из всех областей прекратили сотрудничество, поэтому вместо корма для животных предприниматели решили производить консервы для людей.
Сейчас на заводе ежемесячно производят около 2 млн банок мясной продукции, почти половина из которых поставляется военным, часть выкупают представители международных гуманитарных организаций и бесплатно раздают украинцам, а остальные попадают на полки супермаркетов.
Корм для животных завод тоже производит, его доля – 20% от всей продукции.
ЭП пообщалась с совладельцем завода "Борисфен-трейд" Тарасом Лысенко и узнала, как предприятие перешло на военные рельсы и как ему удается совмещать производство консервов для людей и животных.
Запуск завода под Каневом и начало войны
Тарас Лысенко 20 лет работал в сфере кормов для животных и никогда не думал, что ему когда-нибудь придется производить консервы для людей.
Два года назад предприниматель вместе с партнерами приобрел производственную площадку под Каневом, где раньше работал завод "Верес". Его общая площадь – 6 га, на которых расположены 4 тыс. кв. м производственных помещений.
Идею строительства завода по производству еды для животных предприниматели вынашивали пять лет. "Все было так заброшено, что мы год делали ремонт, устанавливали оборудование для производства кормов для кошек и собак", – отмечает Лысенко.
Совладелец "Борисфен-трейд" Тарас Лысенко говорит, что в начале в завод инвестировали 50 миллионов
В октябре 2021 года производство было запущено. Начали производить корма в металлических консервах с торговыми марками Carnie, Pet Chef и "Мясная миска".
"Летом 2021 года я сел в машину, объехал всю Украину, заключил соглашения с дистрибьюторами по продаже кормов для кошек и собак в каждой области. В ноябре 2021 мы отправили первую партию товара", - вспоминает предприниматель. Так, продукция попала в розничные сети и зоомагазины.
Через четыре месяца началась война. Харьковчанина Лысенко застала на западе Украины. В родной город он тогда так и не вернулся.
"Первую неделю после начала войны все мы были в шоке от происходящего. Я начал обзванивать клиентов, которых знал лично. За две недели мы не получили ни одного заказа и даже ответа на вопрос, когда будут возможны новые поставки. Даже в спокойное Закарпатье ", – признается он.
На тот момент на предприятии работали почти сто человек, которых нужно было снабжать работой и зарплатой. Часть оборудования покупали за кредитные средства, полученные в украинских банках, и их нужно было возвращать. Поэтому завод продолжал работать, производя корма на склад.
Процесс производства тушенки на каждом этапе контролируется специалистами
"В начале марта мой партнер Игорь, живущий в Черкассах, ехал на завод в Хмельную (Черкасская область) и увидел, как с фуры прямо на трассе бесплатно раздавали людям мясо кур. Им некуда было девать товар, у них также перестали работать привычные каналы поставок", – говорит Лысенко.
У предпринимателей возникла идея: брать курятину и делать консервы для людей. Провели переговоры и птицефабрика предложила хорошую цену. Через неделю предприниматели разработали рецептуру, сделали тестовую партию куриного паштета и к концу марта изготовили несколько сотен тысяч банок продукции.
Сборка банок перед отправкой в автоклав происходит вручную.
"На оборудовании, где мы делали корм для животных, можно производить консервы. У нас было почти все, кроме рецептур", – говорит совладелец завода.
Разница в изготовлении консервов для людей и животных
Сейчас предприятие продолжает производить корма для животных параллельно с консервами для людей. Доля первых составляет около 20%. Кроме собственных брендов, на заводе также производили продукцию для других компаний под их брендами. К примеру, для черниговской компании Collar .
"В одном цехе на одном оборудовании по нормам можно производить консервы для людей и животных, но нужно разносить производство во времени. Оборудование моется специальным образом", – рассказывает совладелец завода.
Чтобы производить консервы для людей, пришлось изменить только рецептуру.
"Принимаем сырье, храним его в морозильных камерах. Далее в цехе мясо перемалывается и через трубопроводы подается в банки. Они закатываются и сушатся. Затем все это складывают в корзины и загружают в автоклав, где происходит стерилизация", – объясняет производственный процесс Лысенко .
Он говорит, что труднее всего было принять решение о производстве консервов для людей. После изготовления первой партии в компанию стали обращаться клиенты.
"Мы разработать свою торговую марку – Kaniville, сделали простой дизайн упаковки. Впоследствии оказалось, что он очень похож на польский паштет. Поляки писали, что мы вас, украинцев, конечно, очень любим, но почему же оно похоже? Поэтому мы изменили этикетку ", – вспоминает предприниматель.
Сначала на заводе изготовляли куриный и печеночный паштеты. Такую продукцию, по словам Лысенко, быстро раскупали. Впоследствии спрос спал.
"К середине мая был жесткий дефицит этой продукции, мы с колес продавали все, что производили. Ближе к концу мая у нас были полные склады, мы не знали, куда продавать эти паштеты, и завод остановился", – говорит предприниматель.
Предприятие производит продукцию не только из украинского сырья
В компании провели примитивное маркетинговое исследование посредством опроса клиентов. Оно показало, что рынок нуждается в тушенке. Технологи разработали несколько рецептов. Так удалось подхватить новенькую волну спроса.
Иногда возникали проблемы с сырьем.
"В марте-апреле нас спасла близкая коммуникация с птицефабрикой. С мая начались перебои: то исчезала говядина и росла ее цена, то свинина. В октябре у нас был большой заказ на куриную тушенку, но партнеры из птицефабрики не подтвердили поставки. Мы искали курятину. по всей стране", – рассказывает Лысенко.
В последнее время с обеспечением сырьем стало проще. Производители мяса часто сами предлагают сотрудничество. К примеру, интерес проявила компания OPOS, которая, в частности, поставляет говядину для McDonald's.
Тем не менее, чтобы не зависеть от поставщиков, на заводе начали строить цех механического обрушения мяса. "Мы приобрели пять обвальных машин и другое оборудование, которое позволит покупать любую часть курицы. Это позволит решить вопрос о дефиците сырья", – отмечает предприниматель.
Основные потребители – супермаркеты, гуманитарные программы, армия
Мощности завода позволяют производить ежемесячно более 2 млн банок продукции. "Борисфен-трейд" имеет прямой контракт с одной воинской частью Минобороны, а партнеры компании выиграют тендеры на поставки ВСУ.
Из-за запросов волонтеров и военных завод начал производить мясные каши. Недавно ассортимент дополнили пятью видами куриных крылышек в соусах.
Доля мяса "жемчужной каши с говядиной" составляет 37%.
Около 40% продукции через дистрибьюторов попадают в супермаркеты и розничные сети. С сетью АТБ "Борисфен-трейд" работает напрямую. Еще около 35% товара покупают гуманитарные и волонтерские организации, которые бесплатно раздают продукцию нуждающимся.
Остальные 25% реализуют через нетрадиционные каналы, в том числе через "Укрпочту". С ней предприятие работает напрямую – консервы продаются в отделениях. В эти 25% также входят отгрузки консервов для нужд украинской армии.
По его словам, тестовую партию товара также заказал фонд Сергея Притулы.
Готовы к работе во время войны и блекаута.
В производство на этапе запуска партнеры инвестировали более 50 млн. грн. собственных и кредитных средств. После начала войны пришлось вложить еще несколько десятков миллионов. Завод начинал работу с двух автоклавов, а сейчас их пять.
Так выглядит автокола с банками внутри
Предприятие готово работать, несмотря на российские ракетные обстрелы и отключение электроэнергии. Здесь есть дизель-генератор, позволяющий заводу не останавливать производство некоторых наименований продукции даже в условиях обесточивания.
"Генератор позволяет непрерывно производить каши и тушенки. Для выпуска паштетов нужна большая мощность генератора", – говорит Лысенко.
Собственная котельная для производства может работать на газе, а скоро сможет работать и на твердом топливе. Также на территории есть собственные источники водоснабжения и канализация. Все оборудование было установлено еще до войны. На заводе идет реконструкция помещения площадью 1 200 кв м, где установят еще одну производственную линию.
Экспорт продукции и расширение ассортимента
В октябре компания получила разрешение на экспорт корма для животных. Пока в процессе оформления разрешение на продажу за границу мясных консервов для людей.
"В мае я был на выставке Interzoo (одна из самых больших выставок товаров для животных – ЭП ) в Нюрнберге, где познакомился с десятками дистрибьюторов. Еще в 2022 году планируем отправить продукцию ТМ Carnie, Pet Chef и "Мясная миска" в Словакию, Румынию и Молдову", – рассказывает Лысенко.
Несмотря на то, что основными потребителями продукции компании являются люди, Тарас Лысенко строит планы на развитие сегмента кормов для животных.
Завод продолжит производить консервы для людей. По словам бизнесмена, предприятие расширит ассортимент мясорастительной здоровой пищи.
"Некоторое время с таким соседом мы еще будем кормить нашу армию. Мы себя хорошо зарекомендовать в Министерстве обороны", – убеждает предприниматель.
Компания планирует расширить и ассортимент корма для животных и уже купила оборудование. "Для животных мы производим только паштеты, основной объем продукции на рынке влажных кормов – кусочки в соусе", – объясняет Лысенко. Также в планах – приобрести оборудование для упаковки корма в пакетики.
Все фото Назарий Мазилюк
Борщ, покоряющий рынки Европы, США и ОАЭ. Как николаевский предприниматель вывел украинские консервы в мир
Николаевский предприниматель производит и экспортирует органическую консервацию. С чего все началось и как борщ, сало, чеснок в банках и другие консервированные продукты из Украины начали покорять мир.
ПЯТНИЦА, 19 ФЕВРАЛЯ 2021, 13:30 - ВЛАДИМИР РЫХЛИЦКИЙ / EP
В 2014 году Ян Островский – предприниматель из Первомайска – вместе с волонтерами готовил и возил продукты украинским военным в зону проведения АТО. Волонтеры закрывали в стеклянные банки концентрированный борщ и перетертое сало с чесноком.
Такой борщ был готов к употреблению – достаточно было долить кипятка. Идея оказалась интересной, и когда ситуация с обеспечением на фронте наладилась и волонтерская помощь стала менее нужной, продукт начали готовить на продажу.
С тех пор ассортимент товаров вырос до более чем 50 позиций: консервированные экзотические овощи, соусы, полезные чипсы и снеки.
Через несколько лет Островский вывел свою продукцию в сети украинских супермаркетов и налаживает поставки в Германию, страны Скандинавии, США, Сингапур и ОАЭ.
О доходах предпринимателя говорить рано – все доходы идут на расширение производства.
От редакции. Малый и средний бизнес формирует более половины экономики Украины. У его представителей нет возможности лоббировать собственные интересы, как это делает большой бизнес, но они всегда приспосабливаются к условиям и находят новые пути развития.ЭП поддерживает и разделяет принципы, которыми руководствуются представители малого и среднего бизнеса в постоянном стремлении к росту. Потому редакция будет делиться с читателями интересными историями его представителей.Это не будут истории о потрясающем успехе и большом достатке. Это будут истории о том, как влюбленные в свое дело украинцы шаг за шагом развиваются, работают сами, дают работу другим и делятся своим опытом.
От борща в банках для военных до экспорта консервации
До 2014 года Островский не имел отношения ни к выращиванию овощей, ни к консервации. Имея два высших образования, он работал в сфере международной торговли. Однако еще во время революции достоинства и начала войны присоединился к волонтерской деятельности.
Первые закрутки для военных – борщ в банках, противопростудные средства с медом и орехами, сало с чесноком – готовили на кухне семейного ресторана в Первомайске Николаевской области.
В августе 2017 года Ян Островский так анонсировал выход на новый уровень: "Друзья, я не зря сравнивал себя с героем "Укрощение строптивого". Мое фермерское хобби постепенно перерастает в бизнес, и я приглашаю подписаться на новости о нем. Буду всем очень благодарен за интерес к моему желанию кормить украинцев здоровой пищей, за советы и отзывы .
FACEBOOK ЯНА ОСТРОВСКОГО
Средства на покупку продуктов для производства пищевых пайков собирали через благотворительные аукционы, где продавали разные вещи.
"Позже, когда логистика была налажена и военные уже не нуждались в помощи, мы начали отходить от этого. Однако к нам все равно обращались представители украинской диаспоры, которые распробовали борщ на благотворительных аукционах и других ивентах, и хотели его покупать. Он стал для них символом Родины", – рассказывает Островский.
Первые овощи предприниматель посадил на небольшом участке, принадлежащем его семье. Ассортимент продукции формировался по двум принципам: продукты должны быть необычными, а их выращивание должно производиться без использования химии.
Так, среди овощей появились бамия (окра), разноцветные морковь и помидоры, спаржевая фасоль и трюфельный картофель с фиолетовой мякотью.
Экзотические грядки "Стодолы" / FACEBOOK "СТОДОЛА ИСКРЕННЯЯ ЕДА"
"Мы начали выращивать овощи и создавать из них не только борщ, но и закрутки. Мы хотели, чтобы продукция была экологичной, чтобы это было подтверждено документами и сертифицировано по международным стандартам", – делится Островский.
В первый год он инвестировал около 5 тыс. дол. Эти деньги пошли на покупку семян, построение системы капельного орошения и оплату труда наемных рабочих.
С первого урожая овощей на участке площадью не более 30 соток в 2017 году изготовили около тысячи банок, которые представили на разных фестивалях под брендом "Стодола".
"Продукция была вкусной, но мы не были уверены, нужны ли рынку. Однако все разошлось очень быстро и мы получили хорошую обратную связь. Сейчас за день можем изготовить тысячу банок. У нас 2 гектара поля, но на одном гектаре можно вырастить тонну продукции, а можно и десять тонн", – рассказывает фермер.
Чтобы продукция считалась органической и могла соответственно маркироваться, поле и производство нужно было сертифицировать.
"Сертификация – сложный и длительный процесс. У нас это отняло около двух лет. Инспекторы фиксируют поле, где выращиваются овощи, предоставляют перечень веществ, которые можно использовать для обработки, и только через два года выращенные овощи можно маркировать как органические", – рассказывает предприниматель. .
За 2020 год предприятие изготовило несколько десятков тысяч банок консервации, хотя имеющиеся мощности позволяют производить значительно большие партии. / FACEBOOK "СТОДОЛА ИСКРЕННЯЯ ЕДА"
Сертификации подлежат даже специи, используемые для закрутки. В Украине приобрести полностью органические специи сложно, поэтому их покупают за границей.
Предпринимателю пришлось разрабатывать и тестировать свою рецептуру для маринований. Например, отказаться от использования уксуса, потому что уксусную кислоту добавлять в органическую продукцию нельзя, а натурального уксуса в Украине нет. Трудно найти и органический сахар.
Стоимость сертификации продукции зависит от площади насаждений и того, насколько сложно все инспектировать.
"Если все посажено в одном месте, то стоимость будет ниже. Если земля в трех областях, а переработка в четвертой, то это будут другие средства. Инспекция проходит ежегодно. В среднем это стоит 20-50 тысяч гривен", – говорит предприниматель.
От тысячи до ста тысяч банок за три года
Сейчас объем производства продукции под брендом "Стодола" невелик. За 2020 год предприниматель изготовил несколько десятков тысяч банок консервации, хотя мощности позволяют производить значительно большие партии.
"Мы сертифицировали новые продукты, тестировали новые рецепты. Не хотели рисковать, поэтому делали небольшие партии, испытывали, чтобы получался безопасный, качественный и вкусный конечный продукт. В ближайшие годы готовимся начать экспорт в больших масштабах – насколько это возможно для органических производителей", – говорит Островский.
Объем производства ежегодно растет. В 2020 г. на базе фермы запустили новый перерабатывающий цех и сертифицировали процесс переработки. Сейчас в "Стодоле" работает около 20 человек, которые выращивают и перерабатывают овощи.
"Мы расширяем производство, чтобы растянуть сезон, чтобы люди не ехали на заработки, а работали у нас весь год, чтобы была стабильная команда. Летом мы сделали томатное пюре, можем производить соусы даже зимой", - подчеркивает предприниматель.
Кроме консервированного борща и сала с чесноком, ассортимент представлен более 50 наименованиями.
Все товары имеют органический сертификат. Первая группа товаров – соленья (маринованные и квашеные овощи), вторая – консервированные закуски (овощи гриль в масле, вяленые томаты, другие продукты в томатных заливках), третья – соусы, снеки, здоровые перекусы.
"У нас есть черная кукуруза. Мы ее посадили для семян, а в следующем году планируем производить кукурузные чипсы. Пока тестируем производство соков, смузи и джемов. В большую продажу эта продукция не поступает, планируем выпускать большие партии в следующем году", – говорит Островский.
В ассортименте "Стодолы" есть даже рассольные напитки. / FACEBOOK "СТОДОЛА ИСКРЕННЯЯ ЕДА"
В Украине продукция продается в сетях супермаркетов Goodwine, Winetime, Ашан, Сильпо и в небольших магазинах. Также консервацию можно купить онлайн на "Розетке". Диапазон цен – 70-90 грн за банк.
Среди необычных овощей, которые выращивает и консервирует предприниматель – мексиканский огурец. Он выглядит как маленький арбуз с привкусом лайма. Среди закруток – овощи гриль, соусы из овощей, горчичные и томатные соусы.
Практически все овощи на ферме выращивают без помощи других. В 2020 году докупали морковь, зерно горчицы и некоторые другие овощи. Однако основная ставка – в собственные силы.
Борщ без границ
Экспорт начинался с небольших отправок для представителей украинской диаспоры. Кроме того, продукцию возили на разные мероприятия за границу – торговые миссии и профильные выставки в Германии и ОАЭ.
Мы пытались показывать свою продукцию потенциальным партнерам, чтобы получать обратную связь. После этих выставок у нас появилось много контактов.
Мы производили небольшие партии на заказ и отправляли партнерам для изучения спроса. Во время Фестиваля культур в Люксембурге к нам обратилась диаспора, чтобы презентовать традиционные блюда – борщ и закрутки», – говорит основатель бренда.
Впоследствии присылали пробные партии во Францию и Канаду. Имеется спрос на продукцию в Германии, Великобритании, Сингапуре, ОАЭ, США, странах Скандинавии.
"У США есть большой интерес к маринованным продуктам для так называемых славянских магазинов. У них есть маринованный огурец, но он не совсем такой, каким мы его привыкли видеть. В таких магазинах украинский борщ и перетертое сало с чесноком также пользуются большим спросом" , – говорит предприниматель.
Для иностранцев, не знающих, что это за продукт, нужно формировать культуру потребления."Интересный кейс был во Франции. Наша представительница просто угощала борщом своих друзей. Они настолько привыкли к этому блюду, что начали искать его на полках магазинов", – рассказывает Островский.
Французы начали искать продукцию "Стодолы" на полках магазинов / FACEBOOK "СТОДОЛА ИСКРЕННЯЯ ЕДА"
Версию консервированного борща немного осовременили. Он продается в реторт-пакете. Это готовый продукт, который достаточно разогреть, и можно потреблять. Борщ вегетарианский. По словам владельца предприятия, использование мяса значительно усложнило бы производство и сертификацию товара.
"Производителей органического консервированного борща почти нет в мире. Я видел только один подобный продукт в странах Балтии. Он достаточно специфичен и не совсем отвечает нашим представлениям о борще, хотя они его позиционируют именно так.
Остальные производители – не органичны. В среднем такая продукция стоит 1,5-3 евро в банке. Мы пытались сделать наш продукт органичным, но доступным по цене", – добавляет Островский.
В 2021 году большинство продукции марки "Стодола" поставляется на украинский рынок.
FACEBOOK "СТОДОЛА ИСКРЕННЯЯ ЕДА"
На экспорт отправляли тестовые партии, чтобы получить обратную связь от потребителей. В 2021 году планируется наращивать объемы производства для покрытия внешних рынков.
Дело в том, что украинский рынок органических продуктов ограничен и с реализацией крупных партий товара могут возникнуть трудности. Тем более что на новый сезон предприниматель получил много заявок из-за границы на консервированную продукцию.
Построить такой бизнес с нуля – это вопрос 100 тыс долл., признается Островский.
Снизить затраты удалось благодаря тому, что овощи выращивают на собственной земле. Кроме того, первая продукция была переработана на базе семейного ресторана, что существенно сократило расходы на начальном этапе.
"Сейчас докупаем оборудование. Дополнительные средства нужны на тару, посадочный материал. Будем применять новые технологии в выращивании овощей, например посадку рассады в биоразлагаемую пленку из крахмала. Это затратно, но потом экономим на ручных операциях из прополки. Хотим приобрести дрон для опрыскивания" , – говорит предприниматель.
Новые технологии в выращивании овощей дорого стоят / FACEBOOK "СТОДОЛА ИСКРЕННЯЯ ЕДА"
Только на организацию линии производства он потратил около 50 тыс. дол. "Деньги я еще не вернул. Надеюсь за несколько лет выйти в плюс. Мы настолько динамично развиваемся, что всю прибыль реинвестируем в производство. Три года назад нам нужно было купить 10 тысяч банок, а год назад – 100 тысяч", – признается Островский.
У предпринимателя есть большие планы по расширению производства. Хочет развивать органический сад и виноградники, во что нужно будет инвестировать не один год.
FACEBOOK "СТОДОЛА ИСКРЕННЯЯ ЕДА"
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą