«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

penktadienis, rugpjūčio 18, 2017

Сергей Пархоменко. "США много сделали для того, чтобы примирить в душах людей воспоминания о Гражданской войне. И вдруг вот сейчас это лопнуло."

18 АВГУСТА 2017, 21:09  Echo.msk
АВТОРСКАЯ ПЕРЕДАЧА Сергей Пархоменко

<...>

Вообще я постепенно подбираюсь к важнейшему событию, мировому событию этой недели. Как ни крути, хотя происходит это далеко, к беспорядкам, которые возникли в США на неожиданной исторической почве. Это важное и грозное событие.

Грозное потому, что, ну, действительно, люди, которые примерно представляют себе, как устроены США и жизнь там, понимают, что на протяжении многих десятилетий, уже почти века огромная страна, очень мощная, очень сложно и тонко устроенная, прилагала колоссальные усилия для того, чтобы справиться с проблемой исторической памяти для того, чтобы каким-то образом освоить свой сложный исторический опыт.

Вообще когда мы говорим о Гражданской войне в США, надо понимать, что для, например, русской истории это очень легко определяемое время, очень легко его приложить к себе и понять, что это такое. Это происходило, в общем, строго одновременно с отменой крепостного права в России. Ну, отмена крепостного права была чуть-чуть раньше (1861-й год), а это было, ну, буквально через несколько лет и, собственно, Гражданская война – она совпала с процессом переживания отмены крепостного права в России с последствиями непосредственными решения Александра Второго радикальным образом изменить вот эту вот сторону российской жизни. Так что это было совсем недавно, и, на самом деле, это было очень похоже. Вот, если кто-нибудь из вас еще окажется в США, очень советую, если вы будете там путешествовать, не пожалеть времени и посетить один из очень многочисленных в США музеев, посвященных жизни плантаций, вот, старых плантаций, особенно в Южных и Центральных штатах есть множество таких музеев, посвященных плантаторам середины XIX века. Плантации сахара, плантации табака, плантации хлопка – всё это очень обычно здорово сделано, замечательные музеи, очень красивые дома, замечательная всякая мебель, утварь, весь этот такой помещичий быт.

И когда ты оказываешься там, ты неожиданно понимаешь, что это очень похоже на русскую барскую усадьбу с той только разницей, что там это сохранилось, а здесь нет. Вообще удивительно, вот, казалось бы, одно и то же время, но в США сохранилось довольно много следов от этого. По огромному количеству городов разбросаны очень красивые дома – они как-то сразу видны, сразу опознаются – то, что они называют Антибеллум, довоенные. Так вот они довоенные в смысле до Гражданской войны, до 1860-х годов. Такие особняки с высокими колоннами, с высокими крышами, верандами, большими окнами и так далее, такие настоящие помещичьи усадьбы.

В России этого по понятным причинам фактически не сохранилось. И вообще воспоминаний об этом быте и об этой реформе не сохранилось.

Почему я про это вспоминаю? А потому, что сегодня мы видим, что даже после того, как были предприняты такие усилия для того, чтобы пережить эту Гражданскую войну и утихомирить страсти вокруг нее… Вообще есть целый культ того… Я бы сказал не «культ северян» или «культ южан», а культ того, что у каждого было свое достоинство. Не у каждого была своя правда, не то, что одни и те же факты можно интерпретировать так, а можно интерпретировать сяк. А речь идет о том, что люди выполняли свой долг так, как они его понимали. Это, кстати, написано на многих монументах в США.

Я, кстати, тут хочу дать вам еще один совет – посмотрите, пожалуйста, на сайте Репаблик есть очень хорошая статья замечательного российского историка и специалиста по истории США и, в частности, истории американо-российских и американо-советских отношений (ну, он занимается историей Штатов в целом). Вот, он написал большой текст о том, как в США относятся, относились до сих пор и как начинают относиться сейчас к проблеме Гражданской войны.

И это очень интересно. Это отношение к долгу, это отношение к достоинству людей. Это отношение к тому, что каждый из них хотел своей стране и своему народу свободы, справедливости, благополучия, процветания, понимал это по-своему и старался для этого по-своему. Вот это то, о чем многие мечтают, когда говорят о том, что мы должны каким-то образом научиться понимать российскую, ну там, раннесоветскую Гражданскую войну, Гражданскую войну 1920-х годов, когда Белые и Красные по-разному понимали свой долг, но у каждого из них этот долг был – тут я отсылаю вас к еще одной книжке (что-то у меня какие-то сплошные книжки сегодня), к книжке Леонида Юзефовича «Зимняя дорога», где он пытается разобраться в мотивах двух людей, которые столкнулись во время Гражданской войны и каждый из которых был движим не просто какой-то пропагандой или какими-то поверхностными революционными или контрреволюционными идеями, а движим каким-то очень глубоким пониманием жизни и своего места в жизни, и своего долга перед этой жизнью.

И, вот, США много сделали для того, чтобы примирить в душах людей воспоминания о Гражданской войне. И вдруг вот сейчас это лопнуло.

Почему лопнуло, более или менее понятно. Действительно, это косвенные последствия прихода к власти Дональда Трампа, человека чрезвычайно грубого, чрезвычайно примитивного, чрезвычайно пошлого, я бы сказал. В общем, в политическом смысле очень глупого и не способного, несомненно, вести свою президентскую работу. Он что-то такое там в этой тонкой системе сломал, стронул с места и выпустил наружу ту агрессию, которая в людях до сих пор жила, и была не подавляема именно, а сдерживаема, контролируема большим количеством правил, в том числе внутренних правил, которые в американском обществе существовали.

И отношение вот к этому самому флагу южан, героям южан, истории южан, памятникам южан жило в людях и не будило в них ярости до тех пор, пока во главе страны не появился человек, который на ярости, на ненависти, на отвращении к слабому, на отвращении к другому построил всю свою власть и всё свое влияние. И он эту штуку сломал.

Вот на этом месте я сделаю паузу, и после новостей мы продолжим о том, как это отзывается в нашей собственной истории и в нашем собственном мировоззрении.

НОВОСТИ



Komentarų nėra: