«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

trečiadienis, lapkričio 29, 2023

EU plėtra. Расширение со многими неизвестными

 

Расширение со многими неизвестными: готовы ли страны ЕС к принятию новых членов

29 НОЯБРЯ 2023, 18:30 ДМИТРИЙ ШУЛЬГА, МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНД "ВОЗРОЖДЕНИЕ"/ eurointegration

Странам ЕС все сложнее достичь согласия по реформированию Евросоюза и условиям его расширения / ПРЕСС-СЛУЖБЫ ЕВРОСОЮЗА

Насколько ЕС готов к расширению?

Недавний уникальный отчет панъевропейского аналитического центра European Council on Foreign Relations дает детальный обзор состояния дискуссии стран-членов по вопросам, определяющим так называемую "способность ЕС принять новых членов".

Именно внутренняя готовность ЕС к расширению является фундаментальной предпосылкой, чтобы это расширение действительно произошло, даже если страна-кандидат выполнит все требования. Причем нет каких-либо прописанных критериев, из которых состоит эта "способность ЕС к расширению". Это чисто политическая субстанция, полностью зависящая от текущих политических соображений стран-членов.

Нынешний отчет ECFR уникален именно этим фокусом – обзором ключевых (актуальных и потенциальных) дискуссионных вопросов среди стран-членов в контексте расширения ЕС.

Этот отчет на основе исследований позиций политических лидеров и экспертной среды всех стран-членов ЕС дает максимально широкую картину по всем странам-членам, а не только отдельным. В этом его огромное отличие от других подобных "пейперов", которые очень часто позицию отдельных стран (в частности, Франции и Германии) или нарративы "брюссельского пузыря" представляют как "мнение всего ЕС".

Как показывает отчет ECFR, картина гораздо разнообразнее и интереснее.

Готовность к расширению

Во-первых, хорошая новость: фактически  сформирован консенсус всех стран-членов ЕС (за исключением одной Венгрии), что расширение ЕС является геополитической необходимостью.

Этот консенсус опирается на мнение элит и общественное мнение.

Но есть нюанс – этот консенсус не является стабильным. Сейчас расширение поддерживают 54% граждан ЕС, в то время как год назад было 58%. А в некоторых странах-членах (Австрия, Франция, Германия) этот показатель уже меньше 50%.

По мнению экспертов ECFR, внутренние политические процессы в 12 странах-членах (включая Австрию, Германию, Италию, Францию) позволяют прогнозировать рост антиевропейских настроений и партий, а следовательно, и оппозиции к расширению ЕС.

 Поэтому желательно принципиальные решения принимать уже сейчас, пока есть момент.

Во-вторых, среди стран-членов нет консенсуса относительно того, как будет происходить расширение. Эта дискуссия вообще только начинается, и большинство стран-членов еще не сформулировали свои позиции по ключевым вопросам: внутренних институциональных реформ ЕС, бюджета ЕС, методологии расширения и т.д.

Следовательно, по факту это означает, что в настоящее время у стран-членов нет конкретного видения, как свои политические декларации подкрепить реальными политическими шагами.

При этом все понимают, что расширение неизбежно приведет к изменению балансов между странами-членами внутри ЕС: между большими и малыми, между западными и восточными, между богатыми и бедными, между протекционистами и либералами…

На самом деле в большинстве стран-членов существуют разные опасения относительно потенциальных последствий этих изменений, и в большинстве случаев они преобладают над интересом к расширению ЕС.

Уже наметилось несколько групп стран и их неформальных лидеров:

- "друзья Западных Балкан" во главе с Австрией;

- "друзья Украины" во главе с Польшей (но была маргинализирована);

- "атлантические" западноевропейские страны, инициированные Португалией, не в восторге от потенциального смещения центра тяготения ЕС к востоку;

- "друзья квалифицированного большинства" во главе с Францией и Германией.

Реформы заразы расширения

Франция и Германия демонстрируют наибольший интерес продвигать дискуссию о расширении ЕС.

И так кажется, что они это рассматривают в первую очередь как повод для продвижения реформы самого Евросоюза.

В их понимании это будет означать прежде всего реформу процесса принятия решений (расширение применения квалифицированного большинства) и ужесточение требований к странам-членам по соблюдению принципов верховенства права.

Большая группа стран не будет готова принять новых членов, если эти проблемы не будут решены. Однако существует также сильная оппозиция существенным изменениям в этих областях.

Хотя другие страны еще не сформировали свои подходы в дискуссии "расширение vs реформа" ЕС, очевидно колебание поддержать предложения Германии и Франции со стороны нордических и балтийских стран, Польши, Чехии и целого ряда других стран.

Малые и средние страны считают, что Brexit уже привел к изменению баланса власти в ЕС не в их пользу.

Некоторые центрально- и восточноевропейские страны, как Болгария, а также Греция, опасаются, что простое расширение квалифицированного большинства усилит Германию и Францию ​​и отнимет у них (меньших стран) необходимый инструмент для защиты национальных интересов.

В этой дискуссии о принятии решений в ЕС есть два вопроса: нужна ли реформа (сужение применения консенсуса и расширение применения квалифицированного большинства), и если да, то насколько глубока – должна ли она предусматривать изменение Договоров о ЕС или нет.

Интересно, что противники реформы могут приводить аргумент, что, по имеющимся данным, расширение 2004 года не привело к негативным эффектам для способности ЕС принимать решения (количество решений собственно увеличилось), и на самом деле, вопреки распространенному мнению, новые страны-члены не блокировали решения чаще, чем старые.

Существует широкий консенсус стран-членов, которые в ближайшем будущем изменения в структуре ЕС не могут предусматривать изменения Договоров.

Это позиция, которая во время публичных консультаций с гражданами в 2021-22 годах ("Конференция о будущем Европы") получила четкую поддержку в Ирландии, Нидерландах, Дании, Швеции, Финляндии, Австрии, Чехии, Словакии, Эстонии, Латвии, Литве, Мальте .

На неформальном саммите в Гранаде 4 октября эта позиция была подтверждена абсолютным большинством стран-членов.

Вместе с тем большинство стран убеждены, что институциональная адаптация необходима – хотя и в меньшем объеме, чем предусматривающая изменения Договоров.

Теоретически Лиссабонский договор предусматривает возможность принятия единогласного решения о расширении процедуры квалифицированного большинства в определенных областях (в частности, в сфере внешней политики и политики безопасности).

Но если такое предложение будет выдвинуто – меньшие страны будут настаивать на изменении количества голосов стран-членов для их подсчета, чтобы усилить их вес. Хотя и непонятно, как это сделать без изменения Договоров...

Кроме реформы процедуры принятия решений, которая вызывает наибольшее внимание, есть три других сложных вопроса, которые определяют способность ЕС к расширению:

- финансовая реформа (воздействие на расходы и доходы бюджета ЕС);

- институциональная реформа в части гарантий соблюдения критериев верховенства права странами-членами;

- методология расширения в части влияния двусторонних отношений с отдельными странами-членами, которые могут блокировать кандидатов по политическим соображениям.

Дополнительные расходы на расширение

Оценки потенциальных последствий вступления Украины в бюджет сильно отличаются – от 19 до 186 млрд евро в год.

Даже если более точной окажется меньшая оценка, все равно бюджет ЕС должен быть существенно пересмотрен, учитывая новые вызовы и приоритеты (кроме безопасности и расширения это еще энергетика, новые технологии, миграция и т.д.).

Нынешний бюджет на 2021-27 составляет 1,1 трлн евро, и его недостаточно.

Кроме того,

даже без расширения, только восстановление Украины потребует значительных расходов из бюджета ЕС.

Но большинство стран-членов все еще не хотят признавать реальность, что бюджет ЕС должен быть изменен/увеличен: из-за больших национальных взносов и/или новых собственных источников поступлений ЕС и/или большего долга ЕС – и/или уменьшения расходов на существующие программы в в том числе на региональное выравнивание и общую аграрную политику (субсидии фермерам).

Нынешний mid-term review бюджета ЕС 2021-27 уже очень тяжело идет, потому что предложение об увеличении национальных взносов со стороны стран-доноров для финансирования Ukraine Facility и других дополнительных расходов не вызывает энтузиазма. В будущем это будет еще труднее.

Новые собственные источники поступлений ЕС – непопулярная идея, потому что может означать усиление централизма в ЕС. Но если страны-члены не договорятся о новых собственных источниках ЕС, то баталии за бюджет – объемы национальных взносов – будут еще сложнее обычного.

Что касается реформ для гарантий соблюдения принципов верховенства права странами-членами, то здесь есть опыт нелиберальных режимов в Венгрии и Польше, который часто упоминается в других странах-членах как оговорка, что институты ЕС не могут эффективно решать проблемы демократического отката в отдельных странах после того, как они вступили в ЕС.

Поэтому в 16 странах-членах первоочередной обеспокоенностью является то, что страны с нехваткой верховенства права могут разрушить единство (cohesion) Евросоюза.

Страх принять нестабильные демократии приводит к отвержению любых вариантов быстрого расширения.

Поэтому, по мнению таких стран как Швеция, Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Ирландия (неформальная группа "Друзья верховенства права"), а также Германии и Франции, ключевыми предпосылками расширения становится усиление инструментов ЕС для защиты верховенства права, таких как обусловленность. (conditionality) в бюджете ЕС и процедура статьи 7 Договора о ЕС о лишении права голоса в случае нарушения принципов ЕС.

Разрушить принцип консенсуса

Большой проблемой является возможность блокирования стран-кандидатов (соседними) странами-членами из-за двусторонних споров.

Поэтому признанная еще в 2005 году кандидатом Северная Македония никак не может начать переговоры о вступлении. Также сейчас Венгрия грозится заблокировать Украину.

Решением мог бы стать переход к квалифицированному большинству в вопросах внешней и политики безопасности, но, как отмечено выше, для этого нет не только консенсуса, а даже большинства голосов стран-членов.

Поэтому потенциальным компромиссом может быть внесение соответствующих изменений только в методологию расширения, то есть, чтобы решение стран-членов на разных стадиях процесса – в частности, открытие и закрытие отдельных глав переговоров с соответствующей страной-кандидатом – принималось не консенсусом (как сейчас), а квалифицированным большинством.

Итак, подытоживая, дискуссия о том, как именно ЕС будет расширяться, и в частности, как именно он должен измениться для этого, только начинается.

Ввиду того, что для любых подобных изменений нужна единогласность, скорее всего, ЕС ожидают долгие переговоры между странами-членами, без гарантированного результата – что противоречит амбициям неотложного, геополитически мотивированного расширения ЕС.

Потому что время летит. По мнению экспертов ECFR, ЕС должен согласовать дорожную карту подготовки к расширению перед выборами в Европарламент в июне 2024 года. Для этого Европейский совет (саммит ЕС) уже в декабре должен принять решение о подготовке ряда реформ (которые будут напоминать по объему Berlin Agenda 2000, который подготовил почву для расширения-2004) – которые могут быть приняты во время польского или датского председательства в 2025 году.

Такая "Warsaw Agenda" или "Copenhagen Agenda" или "Agenda 2030" должна предусматривать ключевые реформы бюджета ЕС, голосование большинством в некоторых сферах и другие изменения, чтобы адаптировать ЕС к расширению, в том числе обновить критерии членства ("Копенгагенские критерии 3.0" ").

Следующий бюджет ЕС (2028-2034) должен быть подготовлен с участием новых стран, причем независимо от того, будут ли продвигаться институциональные реформы ЕС.

Обновленные "Копенгагенские критерии 3.0" должны включать такие требования, как согласование внешней политики стран-кандидатов с главными геостратегическими направлениями ЕС. А также – недопустимость блокирования переговоров о вступлении отдельными странами-членами из-за двусторонних споров со странами-кандидатами и требование их разрешения путем арбитража, международного суда или другого международного механизма.

Чтобы сформировать консенсус стран-членов относительно того, как двигаться дальше, нужно, чтобы пока молчащие страны-члены сформировали свои позиции.

С новым либеральным правительством Польша имеет потенциал объединить группу стран-сторонников расширения: Центральную Европу, балтийские и нордические страны.

По мнению экспертов ECFR, результат выборов в Польше ослабляет группу "суверенистов" в ЕС, выступающую против требований верховенства права, оставляя венгерского премьер-министра Виктора Орбана ее главным выразителем. Вместе с тем, новые власти Польши также не будут иметь общего взгляда на реформу ЕС с Францией и Германией.

Так, во время визита в Брюссель в октябре лидер польской "Гражданской коалиции" Дональд Туск сказал, что "независимо от позиции Франции и Германии по реформе ЕС, революционные изменения не нужны".

По мнению экспертов ECFR, Варшава поддержит глубокие институциональные реформы, только после того, как новые члены присоединятся. Это повторяло бы процесс расширения-2004: ведь Лиссабонский договор был заключен позже, в 2009 году.

Дмитрий Шульга,
директор программы "Европа и мир" Международного фонда "Возрождение"

Статья впервые была размещена на  facebook-странице  автора и публикуется с его разрешения

Komentarų nėra: