Умер бывший госсекретарь США Генри Киссинджер
Бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер умер в возрасте 100 лет в своем доме в Коннектикуте.
Peter Foley / Bloomberg / Getty Images
В сообщении консалтинговой компании Kissinger Associates, которое цитирует Reuters, говорится, что в Нью-Йорке пройдет публичная поминальная служба, а на самих похоронах будет присутствовать лишь узкий круг родных и друзей политика.
Генри Киссинджер родился 27 мая 1923 года в еврейской семье в Германии. В 1938 году, спасаясь от преследований, семья переехала в США. Политическая карьера Киссинджера началась в 1960-х.
Киссинджер работал советником президента США по национальной безопасности в 1969–1975 годах и государственным секретарем США в 1973–1977 годах. Он был сторонником «realpolitik». Киссинджер сыграл значительную роль в сближении США и Китая и налаживании отношений с СССР. В частности, его усилия привели к американо-советским переговорам по контролю над вооружениями.
Дипломат участвовал в урегулировании палестино-израильского конфликта и помог расширить связи между Израилем и арабскими странами, а также в 1973 году подписал Парижское мирное соглашение о завершении Вьетнамской войны. За его роль в достижении соглашения Киссинджера наградили Нобелевской премией мира, победа дипломата в этой номинации считается одной из самых спорных в истории.
После ухода с госслужбы дипломат основал консалтинговую фирму Kissinger Associates и до последних дней оставался активным участником политических процессов. Среди прочего, Киссинджер неоднократно высказывался о вторжении России в Украину. Так, в мае 2022 года он призывал Киев пойти на территориальные уступки и начать мирные переговоры с Москвой. Через несколько месяцев дипломат выступил за отказ от таких уступок во время возможных переговоров и поддержал вступление Украины в НАТО.
"Мой кошмар – это победа любой из сторон". Как доктор Киссинджер побеждал в войнах
Михаил Кригель, УП, 22 - 10 - 2023, 05:30
В конце сентября 2023-го в новостные ленты ворвались два долгожителя. Причем оба в компании Владимира Зеленского.
Один из них – Ярослав Гунька . Ему исполнилось 98. В годы Второй мировой служил в дивизии Ваффен-СС "Галичина" , созданной немцами из украинцев для борьбы с Красной армией. Попал в плен к британцам, прошел все проверки на причастность к военным преступлениям, осужден не был, после войны оказался сначала в Великобритании, затем в Канаде.
Свою пятиминутку славы он пережил 22 сентября в зале Палаты общин канадского парламента. В присутствии Зеленского и премьер-министра Джастина Трюдо парламентарии стоя аплодировали "ветерану Второй мировой войны, боровшемуся за независимость Украины против россиян".
После того как получила огласку информация о службе Гуньки в дивизии "Галичина", спикер Палаты общин Энтони Рота ушел в отставку. Трюдо пришлось извиняться за "ужасное надругательство над памятью миллионов жертв Холокоста". А российская пропаганда боевым галопом проскакала по всем участникам этого действа, напомнив о том, что неонацизм не дремлет, а "Зеленский со своими западными покровителями аплодирует бывшему эсэсовцу".
Второй долгожитель этого года отметил свое 100-летие. Он родился в Германии. В 1938 году, спасаясь от нацистских преследований, эмигрировал в США. В 1943-м получил американский паспорт и отправился воевать в Европу. Участвовал в Арденнском сражении , затем отвечал за денацификацию немецкого городка Крефельд.
В отличие от Гуньки, его пять минут славы растянулись на десятилетия.
Его портреты 15 раз украшали обложки журнала Tim e . Его называли – причем одновременно – русским шпионом, китайским агентом влияния, израильским лоббистом, адвокатом арабских террористов, тайным эмиссаром Ватикана, олицетворением мирового зла, голубем мира.
В 1973 году он получил Нобелевскую премию с формулировкой "в знак признания заслуг в связи с перемирием во Вьетнаме". И это отдельная увлекательная история.
Он стал героем тысяч карикатур. На одной из них, опубликованной журналом The Nation, он насилует девушку с глобусом вместо головы.
За полвека в большой политике он стал таким же неотъемлемым элементом кода американской политической нации, как статуя Свободы и Микки Маус.
Его имя Генри Киссинджер, а основой realpolitik ž, идеи которой он добросовестно и упорно продвигал, стал принцип "цель оправдывает средства".
Он готов был сталкиваться с китайскими маоистами, если тех можно было использовать в противостоянии с советскими коммунистами. И ездить на охоту с Брежневым, если появлялся шанс добиться компромисса на переговорах по ограничению стратегических вооружений.
Чтобы вывести Египет из антиизраильской коалиции арабских стран, он спасал египтян от разгрома во время войны Судного дня 1973-го. Он сделал все, чтобы остановить армию Израиля в нескольких десятках километров от Каира.
А за несколько дней до этого спас Израиль, дожав вопрос поставки этой стране американского оружия.
А до этого настойчиво советовал израильтянам ни в коем случае не наносить превентивный удар, как это произошло во время Шестидневной войны . "Если бы Израиль ударил первым, он не получил бы от нас ни гвоздя", - говорил он впоследствии.
Он сумел добиться уважения израильского премьера Голды Меир . "У него было все: ум, работоспособность, выдержка – и! – то, что он представлял самое могущественное государство мира, а вместе это создавало очень эффективную комбинацию", – вспоминала она в мемуарах "Моя жизнь".
В марте 1973-го она просила Генри – великого друга Израиля – уговорить Никсона повлиять на Союз, чтобы упростить репатриацию советских евреев. Киссинджер посоветовал Никсону не делать этого. "Эмиграция евреев из Советского Союза не является задачей американской внешней политики. Если в Советском Союзе евреев отправят в газовые камеры – это не американская проблема, разве что гуманитарная", – сказал он. Много лет спустя он пожаловался на то, что его слова выдернули из контекста, но извинился за них.
Его считают "отцом" американской внешней политики даже после отставки с должности госсекретаря в 1977 году. Его слово дорого стоит и сегодня, причем не только в переносном смысле – он по-прежнему остается главой консалтинговой фирмы "Киссинджер и партнеры".
Наблюдать броуновское движение мысли Киссинджера с начала полномасштабной войны в Украине – особый вид удовольствия.
В мае 2022-го во время Всемирного экономического форума в Давосе он призвал страны Запада разрешить России покинуть Крым. А два месяца спустя заявил, что ошибался, и Украина не должна уступать свои территории
В декабре 2022-го статью "Как избежать новой мировой войны" за подписью Киссинджера опубликовал влиятельный британский журнал "The Spectator". В этом тексте бывший госсекретарь США отмечает, что российская армия должна отступить на рубеже 23 февраля 2022 года, а на "особо спорных территориях", захваченных Россией в 2014 году, необходимо провести "международные контролируемые референдумы по самоопределению".
В январе 2023 года на очередном форуме в Давосе он поддержал членство в НАТО для Украины. А в мае прогнозировал "реальные переговоры" между Украиной и РФ при посредничестве Китая до конца года.
Иллюзия компромисса: почему уступки Путину станут поражением Запада
Все эти движения могли бы казаться попытками пенсионера с признаками прежнего величия остаться в центре внимания. Если бы в июле этого года 100-летний Генри вдруг не посетил Пекин на встречу с лидером этой страны Си Цзиньпином. Еще раз доказав, что бывших Киссинджеров не существует. А 24 сентября встретился с президентом Украины .
Подробности их разговора неизвестны – вероятнее всего, Зеленский пытался убедить Киссинджера стать лоббистом украинской формулы мира .
Присутствовавший на встрече Андрей Ермак по ее итогам написал, что "у Киссинджера есть много точных цитат, характеризующих современное положение дел в войне с Россией".
Меткие цитаты действительно его конек – в диапазоне от цинизма до самоиронии. При этом он может сравниться как бы с Оскаром Уайльдом, только от геополитики. Цитаты Киссинджера словно созданы для того, чтобы их выдергивать из контекста.
"Важно не то, что есть истина, а то, что воспринимается как истина".
"На следующей неделе не может быть ни одного кризиса. Календарь моих встреч уже полностью заполнен".
"Великие государства не жертвуют собой ради союзников".
Впрочем, осенью 2023-го мировые медиа вспоминают Киссинджера не только из-за его встречи с Зеленским. Главный информационный повод – 50-летие войны Судного дня в Израиле.
6 октября 1973 года в день иудейского праздника Йом-Кипур (Судный день) Египет и Сирия напали на Израиль, чтобы взять реванш за Шестидневную войну 1967 года и вернуть утраченные тогда территории.
Именно во время войны Судного дня "реальная политика" показала себя во всей красе.
Национальный архив США рассекретил записи телефонных разговоров бывшего госсекретаря и советника президента по национальной безопасности Генри Киссинджера. Среди 20 тысяч страниц стенограмм были и те, которые проливают свет на войну Судного дня.
Если забыть о дате их создания, в 2023 они вызывают устойчивое чувство движения истории по кругу.
18 октября 1973 года Киссинджер говорит послу СССР в Вашингтоне Анатолию Добрынину: "Мой кошмар – это победа любой из сторон" (как арабов, так и Израиля).
Эта фраза Киссинджера могла бы служить ключом к пониманию отношения части политиков в Вашингтоне и других столицах западных стран к войне в Украине.
Так же, как и следующая цитата – Голды Меир.
"Мы спорим с американцами через каждый "Шрайк" ( ракета для подавления радаров противника – УП )", – говорила премьер-министр Израиля на четвертый день войны, 9 октября 1973-го.
Несмотря на заверения Никсона: "Мы ни за что не допустим поражения Израиля" (для сравнения: "Украина никогда не станет победой для России" – Байден ), тогдашний министр обороны США Джеймс Шлезингер хотел послать в Израиль только три борта с оружием – чтобы не вызвать раздражение. стран и Советского Союза
"Мы отчаянно нуждались в оружии, а оно сначала событий поступало медленно, – вспоминала эти дни Голда Меир в своих мемуарах. – Я звонила Диницу ( посол Израиля в США – УП ) в Вашингтон в любое время дня и ночи. Где воздушный мост? Как-то, когда позвонила в три часа утра по вашингтонскому времени, Диниц сказал: "Мне не с кем сейчас разговаривать, Голдо, здесь еще ночь".
"Мне все равно, какой у вас час! – взывала я в ответ Диницу. – Колокола Киссинджеру немедленно, среди ночи. Нам нужна помощь сегодня. Завтра может быть слишком поздно".
Дело сдвинулось с мертвой точки только после вмешательства Никсона: "Сколько бы мы ни поставили – три или триста транспортов – все равно всю вину свалят на нас. Так что действуйте без оглядки".
Регулярный воздушный мост с оружием из США начал работать только 14 октября, на девятый день войны.
Как и Украина в 2022 году, в первые дни войны Судного дня Израиль доказывал право на существование практически без внешней помощи.
"В продолжающихся битвах Израиль должен остановить наступление атакующих сил на обоих фронтах ( египетском и сирийском – УП ), прежде чем можно будет подключить дипломатию, – вспоминает Киссинджер в интервью израильской газете "Мааров" в сентябре 2023-го. – Я четко дал понять, что мы задействуем дипломатию только после того, как это получится".
Мир "реальной политики" – это история о том, что страна, ставшая жертвой наглой и нескрываемой агрессии, получает помощь не потому, что имеет право на существование по определению, а потому что доказала это право, в первые дни нашествия сдерживая ее тем, что имеет. И это также не только об Израиле в 1973-м, но и об Украине в 2022-м. В мире "реальной политики" не делают ставки на проигравших.
Realpolitik – это то, что судьба страны в войне решается не только на фронте, но и в закулисных играх политиков и дипломатов. И война идет не только за политые кровью километры территории, а в значительной степени за лучшие стартовые позиции на предстоящих переговорах о мире.
Победы в войнах нужно уметь защищать. Именно об этом свидетельствует опыт войны Судного дня, которая на десятилетие стала травмой для победителей – Израиля, и национальным праздником для проигравших – Египта и Сирии.
Несмотря на одержанную победу на обоих фронтах, Израиль был вынужден уступить Египет и Сирию часть территорий, занятых им в 1967 году во время Шестидневной войны.
Усилия Киссинджера привели к тому, что в конце концов Израиль в 1979 году полностью ушел из Синая, заключив мир с Египтом.
Это было начало пути под названием "территории в обмен на мир". Политики, результаты которой стали очевидны в новой войне, которая началась 7 октября 2023 года. И обернулись для Израиля противоположной стороной – "ни территорий, ни мира".
В последнее время в Украине любят цитировать Моше Даяна, министра обороны Израиля времен войны Судного дня: "Наши друзья американцы предлагают нам деньги, оружие и советы. Мы берем деньги и оружие, а от советов отказываемся".
Несмотря на афористичность этого выражения, в нем есть значительное преувеличение. Позволить себе отказываться от советов тех, кто дает оружие, конечно, можно, а то и полезно. Но будет продолжаться это увлекательное происшествие недолго. Именно об этом говорил в интервью УП историк Сергей Плохий: "Тополитики западных стран публично повторяют снова и снова, что они оставляют за Украиной право определить, что для нее победа. Они, правда, оставляют за собой право поддерживать определенный сценарий или не поддерживать его".
Существует ли сегодня альтернатива Realpolitik в виде NewPolitik, существование которой подчеркивает секретарь СНБО Алексей Данилов в своей заочной полемике с Киссинджером?
На этом месте могли бы быть несколько вдохновляющих абзацев о новой генерации мировых лидеров – неистовых мечтателей, бесстрашных в борьбе со злом, которые создают "новую химию мира", генерируют смыслы, а не скандалы, ставят недостижимые цели и упорно идут к ним.
Но кратчайший ответ: если бы так, вряд ли имела хоть какой-то смысл встреча Владимира Зеленского 24 сентября 2023-го с дедушкой "реальной политики", который, по словам Данилова, олицетворяет в себе мир с "сверхдержавами", зонами влияния, подковерными договоренностями и бизнес вместо морали.
…98-летний Ярослав Гунька после своих "пяти минут славы" заявил журналистам, что по обвинению в нацизме вынужден ехать из Канады к друзьям в Латинскую Америку. Возможность потеряться на Глобальном Юге – одна из привилегий "маленького человека" в большом мире.
100-летнему Киссинджеру исчезнуть с радаров не удалось бы, даже если бы он этого пожелал. Ибо искаженная реальность, в которой мы живем сегодня – это все еще в значительной степени мир доктора Киссинджера.
Михаил Кригель, УП
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą