«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

šeštadienis, gruodžio 16, 2023

Finanasai. МВФ. Дорожная карта для Украины от МФВ

 

"Экономическое чудо" и "сомнительные маяки": чего МВФ требует от Украины и как это влияет на каждого украинца

18:24, 16.12.2023 АНДРЕЙ ПОПОВ, УНИАН

То, что украинская финансовая система устояла во время полномасштабного вторжения, специалисты называют не иначе как чудо" /коллаж УНИАН

Президент и правительство "колядят" по миру в надежде получить средства на следующий год. А эта помощь привязана к программе расширенного финансирования EFF и требованиям МВФ. Что от нас требует Фонд и как видит наше будущее – УНИАН спросил экспертов.


Главная финансовая проблема в 2024 году для Украины – покрытие бешеного дефицита бюджета, который в следующем году составит 1,5 триллиона гривен или около 41 миллиарда долларов. Все доходы государства 2024 года, для сравнения, запланированы в размере 1,7 трлн грн – это более $46 млрд. Тогда как общая сумма расходов достигнет 3,4 трлн грн ($90 млрд).

Все, что государство зарабатывает – оно выделяет на оборону (оборонные расходы в 2024 году составят 1,6 трлн грн), из-за чего образуется дефицит в полубюджете, а зарубежные партнеры нам компенсируют это в виде грантов и льготных кредитов. То есть без поддержки Запада бюджет просто не состоится. Без доноров мы сможем рассчитывать только на собственные резервы и на обвал курса гривны, чтобы снизить расходы в валюте.

Впрочем, пока все выглядит довольно неплохо. Потому что недавно Украина получила транш около $900 млн в рамках программы Механизма расширенного финансирования (EFF) от Международного валютного фонда. Но какие "маяки" – то есть требования – нам выставляет фонд во время войны, и почему специалисты говорят, что МВФ должен требовать от Украины еще больше? Сколько стоит для нас помощь МВФ (ибо это кредиты, а кредиты нужно возвращать с процентами), и на какие суммы мы можем рассчитывать в 2024 году?

Обо всех нюансах сотрудничества с Фондом УНИАН рассказали инвестиционный банкир и финансовый эксперт Сергей Фурса, экс-член Совета НБУ и представитель Общества финансовых аналитиков Виталий Шапран, а также старший экономист и член Наблюдательного совета "CASE Украина" Владимир Дубровский.

"Экономическое чудо" во время войны: какие ставки и дедлайны

То, что украинская финансовая система устояла во время полномасштабного вторжения, специалисты называют не иначе как чудо" и акцентируют внимание на роли зарубежных партнеров в этом. Значительный вклад внес и МВФ, хотя ранее отношения Украины с Фондом были достаточно сложными. То функционеры Фонда требовали в разы повысить тарифы для населения, то снизить социальные выплаты – что, в принципе, логично, но болезненно воспринималось украинскими избирателями и, следовательно, властью.

А какие суммы кредитов и на каких условиях нам Фонд предоставляет сейчас во время войны?

"14 декабря Украина получила третий транш в сумме $900 миллионов. Всего по этой программе привлечено уже $4,5 млрд, – объясняет представитель Общества финансовых аналитиков Виталий Шапран. – В 2023 году стоимость кредитов от МВФ будет около 7%. По сравнению с заимствованиями из ЕС и США это довольно дорого, но такие правила для всех стран-членов Фонда.

Этот процент, по словам специалиста, зависит от ставок Федеральной резервной системы США, Европейского центрального банка и Банка Англии.

"Если они будут оставаться высокими, то стоимость кредитов МВФ будет для нас заметна. Но значительно ниже, чем в ситуации, когда украинское правительство вынуждено было бы занимать на открытом рынке, - продолжает Шапран. – В следующем году мы планируем получить от Фонда $5,4 млрд. Я бы призывал наше правительство ни в коем случае не отказываться от МВФ, а наоборот углублять сотрудничество. Но изменить акцент в отношениях с Фондом по получению средств в обмен на реформы – на профессиональную поддержку Фондом".

То есть правительство должно внедрять реформы, рекомендованные МВФ, не в обмен на очередной транш и по принуждению, а по собственной инициативе и с постоянным диалогом со специалистами организации. Ибо за десятилетие практики у них уже богатый опыт работы со странами, страдающими войнами и кризисами.

Несмотря на то, что заседание Совета МВФ называется "пересмотр программы", сама программа финансирования осталась фактически неизменной.

"На заседании совета МВФ никакого изменения программы не произошло. "Просмотр программы" – это стандартная процедура. Фонд в течение года смотрит на то, выполнены ли предварительные условия. Если исполнены, то Украина получит новый транш действующей программы. Это просто процедурный момент и мы эту процедуру прошли успешно. Получили очередные $900 млн. В целом, программа МВФ на 4 года составляет $15,6 млрд», – разъясняет нашим читателям суть процедуры Сергей Фурса.

В основе программы есть "маяки" – конкретные задачи для правительства. Для каждой задачи есть свой "таймлайн". То есть календарный план исполнения. Именно это МВФ и рассматривает каждый сезон.

"Весной будет очередной пересмотр программы и новый транш, - говорит инвестиционный банкир. – Стоит добавить, что деньги МВФ сейчас не являются основой для всей внешней помощи, которая только за 2023 год составит около $40 млрд. Но условием получения денег от всех остальных (доноров – УНИАН) именно сотрудничество с МВФ».

"Размер поддержки МВФ сейчас несопоставим с объемами поступлений от других наших партнеров, но помощь от других доноров во многом завязана на программу МВФ, - соглашается с ним Владимир Дубровский, старший экономист и член Наблюдательного совета "CASE Украина".

"В будущем для Украины не столь важно финансирование МВФ, сколько успешное выполнение условий программ с Фондом, - добавляет Виталий Шапран. – США, ЕС, Великобритания и другие наши официальные кредиторы ориентируются в первую очередь на выводы МВФ в работе с Украиной".

По мнению Сергея Фурсы, стабильность, которую демонстрирует украинская экономика – это настоящее "экономическое чудо". Которое без МВФ и партнеров было бы невозможно.

"Условия экономические, откровенно, классные, как для общей ситуации, в которой мы оказались. У нас во время войны сохранена финансовая стабильность. Курс гривны стабилен – нет девальвации в два или в пять раз, как ожидалось. У нас нет долгов по пенсиям – мы удержали все социальные стандарты. Видим сохранение коммунальных тарифов на нерыночном уровне, потому что государство продолжает это субсидировать. В том числе благодаря программе МВФ это "чудо" будет сохранена и в 2024 году», - акцентирует Сергей Фурса.

Действительно, без зарубежной помощи Украина просто не устояла бы во время российского нашествия. Но какие условия от нас требует МВФ? При выполнении прошлой программы – Stand by – Фонд фактически "выкручивал руки" предыдущим правительствам, требуя крайне непопулярные у населения решения. А как с этим сейчас?

"Маяки" от МВФ

По словам Владимира Дубровского из "CASE Украина", сейчас Фонд ведет себя совсем не так, как раньше. Ни к чему не принуждает, а скорее советует.

"Сотрудничество развивается удивительно неплохо, по сравнению с предыдущими программами. Украина сейчас выполняет почти все требования – структурные "маяки". Даже сомнительные - специалист главным "сомнительным маяком" считает требования МВФ для украинских предпринимателей – К примеру, это касается возвращения проверок бизнеса и штрафов за отсутствие терминалов РРО или ошибки в их использовании. От этого фактически нет фискального результата (и не прогнозируется), но это увеличивает нагрузку на бизнес и усиливает коррупционные риски.


Дорожная карта для Украины от МФВ / инфографика УНИАН
Дорожная карта для Украины от МФВ / инфографика УНИАН

О том, что МВФ относится к нам довольно снисходительно, говорит и Виталий Шапран.

"Маяки Фонда не являются безусловными требованиями, их выполнение можно откладывать или вносить коррективы при выполнении в соответствии с рыночными или социально-экономическими изменениями, - считает эксперт. – В ситуации с Украиной отклонения от маяков объективно возможны именно потому, что война вносит существенную неопределенность в развитие социально-экономической конъюнктуры.

Совет директоров Фонда одобрил решение о выделении Украине очередного транша, поэтому в целом МВФ доволен тем, как развиваются события в Украине.

"Хотя проблемных вопросов хватает: корпоративное управление в государственном секторе, поиск внутренних резервов для уменьшения дефицита, финансовая и экономическая модель восстановления экономики Украины и прочее, - добавляет экс-член Совета НБУ Шапран. – На самом деле лет 10 все крутится около четырех основных требований.

Специалист распределил их следующим образом:

1) Повышение качества государственного управления и регулирования;

2) Борьба с коррупцией и экономическими преступлениями;

3) Сбалансированность государственного бюджета;

4) Приватизация госимущества.

"На этот раз добавилась специфика военно-промышленного комплекса и замечания по виртуальным активам. Об ВПК пусть комментируют военные, а вот ситуация с виртуальными активами действительно напрягает, – продолжает Виталий Шапран. – Украина стабильно входит в ТОП-10 стран по популярности расчетов криптовалютами. Эту тенденцию заметили еще в 2021 году. Периодически криптовалюта подменяет собой гривну, а это – и избегание уплаты налогов, и потенциальные площадки для запрещенных операций.

Сергей Фурса настроен по виртуальным активам менее скептически, но тоже отмечает позицию Фонда.

"О законе о виртуальных активах они видят слишком много рисков. Считается, что это не должно быть реализовано в том виде, в котором сейчас предлагается», - объясняет инвестбанкир. То есть МВФ не против цифровых активов как таковых – он против того формата их регулирования, который предлагает сейчас правительство.

Кроме виртуальных активов Совет МВФ обратил внимание на борьбу с коррупцией и создание единого холдинга для всех государственных компаний. И это как бы полезные советы. Но почему специалисты говорят, что МВФ требует слишком мало?

Когнитивный диссонанс МВФ

По мнению Владимира Дубровского из "CASE Украина", борьба с коррупцией является ключевой среди всех требований Фонда.

"Программа имеет антикоррупционную составляющую, которая прописана с участием украинских профильных общественных организаций. Там три главных составляющих – все, что касается судов, Бюро экономической безопасности Украины, а также то, что относится к борьбе с антикоррупционерами. Именно так – к сожалению, МВФ интересует борьба не столько с коррупцией, сколько с антикоррупционерами”, - разводит руками специалист.

Речь идет о ситуации с перезагрузкой Бюро экономической безопасности, которая сейчас в фокусе внимания зарубежных партнеров и является одним из "маяков" МВФ. Фактически, БЭБ вернулся к практикам еще налоговой милиции, с ее "маски-шоу" и удалением компьютеров, а борьба с коррупцией стала лишь поводом для давления на бизнес.

Впрочем, среди общественных организаций тоже есть отдельные деятели и организации, занимающиеся фактически "шантажем" предприятий под тем же "брендом" борьбе с коррупцией. Поэтому МВФ пытается найти свой баланс между государством и консультирующими его общественными организациями. Впрочем, сейчас это скорее "дисбаланс", поскольку МВФ оставляет без внимания проблемы, которые без принуждения с его стороны государство просто не станет решать.

"В меморандуме (об экономической и финансовой политике относительно новой программы расширенного финансирования для Украины– УНИАН) нет требований по перезагрузке Налоговой службы и Таможни. Соответствующие законопроекты уже есть, но пока находятся в Верховной Раде без движения. Именно в этих органах на сегодняшний день сосредоточена коррупционная составляющая, – утверждает Владимир Дубровский. – Однако МВФ не только не настаивает на реформе таможни и налоговой, но даже отрицает такую ​​необходимость. Потому что он получает информацию от самой налоговой, Минфина (которого все устраивает), а не от украинского бизнеса.

Другой проблемой, которую выделил МВФ среди своих обновленных "маяков" на 2024 год, есть вопрос создания единого холдинга для всех государственных компаний, продвигаемых правительством Украины.

"Принципиальное замечание – Совет МВФ вообще не считает, что делать такой холдинг уместно. Они настаивают, что вся государственная собственность, которая может быть приватизирована, – должна быть приватизирована. Конечно, после войны, потому что сейчас об этом трудно говорить, - дополняет картину отношений с Фондом Сергей Фурса. – Второй момент – это инструменты корпоративного управления. Есть независимые наблюдательные советы и для повышения эффективности государственных компаний нужно идти по этому пути, а не создавать еще одного государственного "монстра"".

Владимир Дубровский соглашается с Сергеем Фурсой и добавляет, что такой холдинг – слишком большой риск. В том числе риск коррупционный.

"Эта идея происходит еще со времен Кучмы, но имеет большие коррупционные риски – тот, кто холдинг контролирует, будет управлять огромными финансовыми потоками. И во-вторых, холдинг будет оказывать институциональное сопротивление приватизации компаний, которые будут в него входить. На самом деле государственных коммерческих компаний вообще не должно быть», - настаивает специалист.

Коммерческие государственные компании, по его мнению, должны быть приватизированы, а их пребывание под контролем государства должно рассматриваться исключительно как временное.

"Если холдинг будет создан, то приватизации не произойдет, – предостерегает он. – Когда государственные компании наоборот передавались в управление Фонда государственного имущества, чтобы он их приватизировал. Сейчас, во время войны, это трудно делать. Начали с завода "Большевик", но все завершилось скандалом, и большая приватизация пока движется очень хило".

Старший экономист "CASE Украина" называет лишь один положительный пример приватизации крупных предприятий – "Криворожсталь".

"Но это было давно, и это случай уникален. К сожалению, у Украины пока нет опыта масштабной прозрачной приватизации, которая удовлетворила бы все заинтересованные стороны, – продолжает Владимир Дубровский. – Обычно либо жертвовали прозрачностью, чтобы процесс приватизации продолжался, либо процесс вообще прерывался без результата. Объекты после приватизации попадали обычно не в те руки, и не за те суммы. Поэтому МВФ сейчас не настаивает на ускорении приватизации.

Украина и МВФ – что дальше?

Создается впечатление, что это совсем не тот Фонд, который украинцы знали (и ненавидели) в предыдущие десятилетия, когда МВФ настаивал на кратном повышении тарифов или сокращении расходов на пенсии. 

Более того, от главного критика власти Фонд постепенно становится ее союзником по многим реформам. Даже по тем, которые противоречивы. Впрочем, если бы МВФ остался таким неуступчивым как в прошлые годы, Украина не получила бы не только льготных кредитов от самого Фонда, но и помощь от других стран, о чем мы упоминали ранее. Что бы поставило под вопрос стабильность экономики, доходы украинцев и финансирование обороны страны, поскольку средства от доноров идут на социальные расходы, тогда как почти все доходы Украины направляются на армию и ВПК.

В МВФ все это понимают, а правительство пользуется благоприятными условиями для продвижения своих инициатив.

"Зеленый свет" реформе виртуальных активов хотя бы в теории может позволить налогообложить большое состояние, которое сейчас находится в "тени", а также позволит зарубежным донорам активнее поддерживать Украину с помощью криптовалют. А вот вопрос единого холдинга действительно вызывает вопросы из-за коррупционных рисков. Особенно на фоне кризиса с перезагрузкой Бюро экономической безопасности и вопросов в наблюдательные советы госучреждений.

Прогноз основных макропоказателей украинской экономики от МВФ / инфографика УНИАН
Прогноз основных макропоказателей украинской экономики от МВФ / инфографика УНИАН

"Я думаю, что очень много классных идей и проблемных стратегических вопросов осталось за рамками этого меморандума с МВФ. Например, широкая налоговая реформа, уменьшение наличных расчетов, пенсионная реформа, упорядочение отношений Минфина с НБУ на рынке облигаций внутренних государственных займов Украины, или привлечение замороженных российских активов для восстановления», - подводит итог Виталий Шапран.

По его мнению, у нас большинство инициатив правительства сейчас связаны с насущными проблемами и направлены на поддержание финансовой стабильности прямо сейчас. А нужно переходить к стратегическим решениям – ради будущего. В перспективе – больший акцент делать на финансировании за счет замороженных российских активов, что приведет к снижению стоимости государственного долга Украины и заблокирует процесс возвращения россиянам суверенных их активов, которые могут вновь быть использованы на финансирование войны. И опыт и поддержка фонда здесь может пригодиться.

"МВФ имеет несколько ценнее денег – фантастический кадровый потенциал с опытом работы в десятках стран. Нужно научиться этот потенциал использовать в наших национальных интересах, а не воспринимать программы EFF или Stand by как "костыли", чтобы национальная экономика могла доковылять до следующего пика роста", - завершает экс-член Совета НБУ и представитель Общества финансовых аналитиков.

И этот эксперт еще сказал толерантно. Правительство и большинство украинцев действительно воспринимают западную помощь именно как "костыли", на которых можно продержаться до следующего транша. Это приводит к зависимости без улучшения.

Мы просим следующую "дозу" от партнеров вместо того, чтобы прислушаться к советам и провести полноценные реформы, которые дали бы нам собственные ресурсы и укрепили государство в стратегической перспективе. И война, как "форс-мажор", может стать нашим шансом на перемены. Ибо когда мы сможем сделать качественные реформы, если не сейчас, когда партнеры нам оплачивают половину бюджета?

Благодаря помощи Запада и непосредственно МВФ, Украина сохранила стабильную экономику во время войны, которая действительно является "экономическим чудом". "Чудом", которое сломало планы Кремля по захвату Украины. Но, похоже, 2024 становится переломным в зарубежной поддержке. Помощь остается, но количество условий увеличивается – главным образом по вопросу коррупции и прозрачности государственных расходов на невоенные нужды (потому что эти средства могли бы пойти на оборону).

Это все больше тревожит как партнеров, так и наших граждан. Неудобные вопросы ставятся все настойчивее, но пока недостаточно жестко. От власти сейчас зависит, прислушиваться ли к этим советам, или продолжить играть в глухонемых. Однако второй вариант может привести как к остановке финансового потока от партнеров, так и к социальному взрыву внутри государства.

Андрей Попов

Komentarų nėra: