«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

penktadienis, gruodžio 22, 2023

Apie Baltarusiją. "Надеюсь, поеду в свободную Беларусь"

 

Князь Матей Радзивилл: "Надеюсь, поеду в свободную Беларусь"


Князь Матей Николай Радзивилл / Фото: приват

О будущем Беларуси, войне в Украине, наследии рода Радзивиллов и встрече с Александром Лукашенко Д.В. обсуждалась с польским аристократом, меценатом и собственником, князем Матеем Николаем Радзивиллом.


"Теперь может быть даже опасно путешествовать в Беларусь , но я надеюсь, что поеду снова в свободную Беларусь, - говорит князь Матей Николай Радзивилл. - Для меня это очень важная страна. Когда я направляюсь в Несвиж - замок, костел, под костелом крипта, там останки более семидесяти Радзивиллов - там мое сердце работает очень быстро".

Мы встречаемся в овоще в центре Варшавы, неподалеку - Президентский дворец, некогда принадлежавший Радзивиллам , и музей Вольной Беларуси, князь Матей, по его словам, немного помогает.

Президентский дворец в Варшаве / Фото: Достманн/картина Альянса

После войны Радзивиллы стали «классовыми врагами».

Матей Николай Радзивилл - представитель княжеского рода Радзивиллов герба "Трубы". Он принадлежит Шидловецкой ветви Радзивиллов. Это название походит от имени имения Шидловец (в нынешнем Мазовецком воеводстве Польши. —  Ред. ), которая в XVI веке была активисткой Николая Радзивилла Черногории Эльжбете Шидловецкой. Позднее представители этой линии также владели именами на территории современной Литвы и Беларуси.

«У нас было имение Полонечка (теперь деревня в Брестской области. —  Ред. ). Там жил еще мой прадед, а потом у него появился мой дядя, который жил там во время Второй мировой войны », — рассказывает Матей Радзивилл.

После войны Радзивиллы стали «классовыми врагами». Князь Матей говорит, что людям из поколения его родителей пришлось тяжело поступить в университет, чтобы получить хорошую работу, хотя "польский коммунизм не был таким страшным, как в Советском Союзе ", где его родственники арестовывали, "лишали всего и даже жизни".

Отец Матея Радзивилла работал на стекольном заводе, семья жила в обычной квартире в доме для работы.

«Я был очень счастлив, что моя семья жила с бабушкой, которая была очень важной женщиной в аристократии, я знал много людей из разных семей. Когда я был мальчиком, я слушал всю эту историю, как они жили в то время. , другие аристократические семьи всегда были вместе", - вспоминает собеседник.

Несвижский замок на несколько столетий был резиденцией Радзивиллов./ Фото: Дмитрий Рухленко/Shotshop/фотоальянс

К слову, к роду Радзивиллов принадлежит и жена князя Матея, она из Несвижской и Олыцкой (от названия замка в Олыке, сейчас Волынская область Украины. —  Ред. ) линии.

Всего в мире около двух тысяч представителей рода Радзивиллов — 25-30 семей, которые проживают в Польше, Великобритании, США.

Первый Радзивилл, который поехал в Беларусь

Князь Матей называет себя «первым Радзивиллом, который поехал в Беларусь». Это было в конце 1980-х. Он побывал в Несвижском замке, когда там еще располагался санаторий Министерства сельского хозяйства. После Матей Радзивилл бывал в Несвиже много раз.

Когда началось реконструкция замка, он приехал к своей тетей Эльжбетой Томашевской: «Она была последней женщиной, для которой замок в Несвиже был домом. Когда я ходил с ней по замку, он снова начал жить». Эльжбета Томашевская знала белорусский язык и во время одного из визитов даже интересовалась, почему с ней разговаривают по-русски.


После завершения реконструкции Несвижского замка в 2012 году Матей Радзивилл встречался с Александром Лукашенко. "Тогда еще не было так много заключенных в тюрьму . Хотя (Лукашенко. -  Ред. ) это не мой герой, надо сказать, что он все-таки сделал реконструкцию замков в Несвиже и Мире", - говорит князь Радзивилл.

Но сейчас, по его словам, Беларусь находится даже в более низком положении, чем Украина: «Украина, может быть, потеряет Крым, Донбасс, но сохранит независимость, демократию и отстаивает свою культуру . Без войны вы можете потерять свою державу , свою культуру, свое наследие», — не исключает Матей Радзивилл.

«В Европе многие понимают ситуацию в Беларуси»

В 1980-е годы князь Матей участвовал в борьбе с коммунизмом в Польше, в 1986 году даже был на коротком месте. «Когда я был молодым человеком, я десять лет потерял в регионе с коммунизмом, чтобы эта страна была свободной. ".

По мнению Матеи Радзивилла, белорусам следует "ждать каких-то изменений в Москве ", когда "можно начать территориальные переговоры по демократической, вольной Беларуси". Но он также считает необходимым, чтобы Польша, различные польские фонды и организации «поддерживали белорусов, которые действуют в Варшаве », чтобы те «были готовы, когда снова будет хороший исторический момент», чтобы «Беларусь стала демократической страной».

Собеседник утверждает, что в Польше многие понимают ситуацию в Беларуси, но в целом белорусской оппозиции приходится менять отношение к Беларуси у политических элит в Европе и США.


«Больше денег теперь на помощь Украине , я тоже активно помогаю . деревне, где много спроектировано из восточной Украины", - рассказывает Матей Радзивилл. По его словам, в некоторых деревнях в экономике Украины больше 10-15% населения - беженцы с востока.

«У нас была такая же надежда, как и у вас три года назад»

Также фонд поддержки гуманитарных организаций, переход с украинской армией : недавно купили специальный автомобиль для перевозки погибших солдат . Князь Матей говорит, что обычно никто не хочет делать такие "подарки".

"А я вижу, как для них важно, чтобы их герои были похоронены как герои. Важно поддерживать контакты с украинцами, потому что они тоже борются за нас ", - отметил собеседник, с начала полномасштабной войны побывавший в Украине больше 5 раз.

Матей Радзивилл также искренне восхищается белорусскими добровольцами , которые сражаются на стороне Украины, хоть лично ни с кем из них не знаком: "Для меня это создают герои, люди, которые понимают, что Кост сказалюшко: за нашу и вашу вольность".

Возвращаясь к ситуации в Беларуси, князь Радзивилл отмечает, что он "все-таки оптимист". И вспоминает, как его бабушка и другие родственники говорили, что "Сталин, Брежнев - это все закончится", надоело.

По его словам, в 1980-е годы «в Польше все были очень грустными, потому что у нас была такая надежда, как у вас три года назад, и потом все закончилось».

"Я был молодым человеком, хотел что-то улучшить, напечатал книги. Помню, профессор сказал мне: "Что ты хочешь делать?" - "Я хочу бороться против коммунистов". Он сказал: "Если ты будешь бороться за независимость Польши, можешь быть, выучишь иностранные языки?" - вспоминает Матей Радзивилл. - Все люди, которые против режима Лукашенко, не должны терять энергию, чтобы потом приготовится, потому что после бури наступит солнце".

Komentarų nėra: