«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

pirmadienis, gruodžio 18, 2023

Finansai. Возмещение ущерба, причиненного агрессией РФ

 

Российские деньги в поддержку Украины: что Евросоюз планирует сделать с доходами от активов РФ


Саммит ЕС 14-15 декабря не стал прорывом в вопросе замороженных активов РФ, однако впервые поставил этот вопрос в повестку дня Евросоюза / ФОТО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

В преддверии заседания Европейского совета 14-15 декабря министр иностранных дел Дмитрий Кулеба говорил о четырех ключевых решениях, которые должны быть приняты Европейским Союзом в отношении Украины – открытие переговоров, утверждение плана макрофинансовой стабильности Ukraine Facility, продолжение финансирования для Европейского фонда мира и одобрение 12-го пакета санкций.

Однако не менее важным и ожидаемым, а также обсуждаемым публично и кулуарно было утверждение плана ЕС по передаче Украине прибыли от замороженных активов Центробанка РФ.

Эта идея, озвученная Урсулой фон дер Ляен еще 30 ноября 2022 года, впервые получила шанс получить свое практическое воплощение.

Как ни странно, проблемы с выделением финансовой поддержки Украине лишь усугубляют вероятность принятия ЕС положительного решения по этому вопросу. И это будет огромной победой, даже несмотря на то, что решение ЕС не будет касаться конфискации этих активов. 

"Ключи у Брюсселя"

"Забудьте о Соединенных Штатах! Это ЕС контролирует более 200 миллиардов суверенных российских активов и еще несколько десятков частных. Думайте о Брюсселе!". Приблизительно так несколько раз обращался к участникам международного саммита по международному праву 9 декабря во Львове Патрик Пирсол – директор проекта "Международные иски и репарации" Колумбийский университет и один из разработчиков концепции международного компенсационного механизма для Украины.

Доля замороженных миллиардов Центробанка РФ, а также доходов, накопленных от их использования, является одной из самых обсуждаемых и сложных тем для Брюсселя.

Даже между ключевыми органами Евросоюза нет консенсуса по этому вопросу: Европарламент призывает к конфискации активов и использованию в интересах Украины, Европейская комиссия выступает за их использование или налогообложение с передачей полученных от этого средств Украине, а Европейский центральный банк категорически против любого из этих вариантов .

Хотя Европейская комиссия уже вроде бы разработала план использования доходов от российских активов в интересах Украины, однако еще накануне саммита ЕС чиновники в Брюсселе выражали сомнения в том, что этот план в конце концов будет принят в декабре. "Не вижу, что это может произойти в ближайшее время", – подытожил для Reuters высокопоставленный дипломат ЕС.

При этом было сразу несколько противников по этому решению. Кроме давних (Европейского центрального банка) и очевидных (Венгрии), сомневаются в этой идее также и в Берлине и Париже.

Точные позиции сторон неизвестны, однако в конце концов, как и в случае 50-миллиардного плана, решение было отложено.

Между строк

По обеду 15 декабря Европейский совет обнародовал выводы по итогам своей встречи, вероятно, одной из самых драматичных в истории.

В пункте 6 главный влиятельный орган ЕС призывает к активным действиям по использованию сверхприбылей, полученных от российских активов, для помощи Украине "в соответствии с международным правом и законодательством ЕС".

Никакой конкретики относительно содержания плана действий. Однако информация, циркулировавшая накануне заседания, позволяет предположить, что Европейский Союз не будет принимать прямое решение о судьбе упомянутых доходов.

Вместо этого будет разработана правовая рамка, которая даст учреждениям, контролирующим замороженные российские активы (например, банк Euroclear), право принимать решения о судьбе накопленных доходов от этих активов.

Вторым важным моментом является цель использования этих доходов.

В заявлении Евросовета говорится о "поддержке Украины, ее восстановлении и восстановлении".

И здесь еще важнее пункт, который содержится в так называемой "Переговорной коробке" (Negotiating Box) по многолетней финансовой программе по поддержке Украины на 2021-2027 годы. В ней говорится, что 17 млрд евро из тех же 50 млрд помощи Украине на 2024-2027 годы должны наполняться в том числе за счет использования доходов от замороженных активов РФ.

Оба положения являются лишь гипотезами, которые в окончательном решении, которое может быть принято уже на внеочередном саммите Евросовета, могут быть не отражены вообще.

Однако эти предложения, как и факт отложения решения, оставляют много вопросов без ответов и усложняют общий политический контекст возмещения Украине.

Скрытые детали

Того же 15 декабря заместитель руководителя Офиса президента Ростислав Шурма заявил, что доходы от замороженных российских активов "при сегодняшнем уровне процентных ставок в мире могут достигать 15 млрд долларов ежегодно", отметив, что они будут поддержкой для государственного бюджета, финансирования экономики и граждан, пока продолжается борьба с российской агрессией.

Эта оценка, вероятно, поспешна: по данным Financial Times, речь может идти о 3 млрд евро в год или 15 млрд евро в течение четырех лет.

Однако независимо от суммы следует иметь в виду, что средства, которые, как ожидалось, должны быть направлены на компенсацию ущерба от агрессии, будут использованы для финансирования текущих потребностей.

Более того, эти средства будут использованы не как дополнительная поддержка, а часть общей финансовой поддержки от наших союзников.

Такой поворот не был неожиданным в свете торможения помощи со стороны США, блокирования 50-миллиардного плана со стороны Венгрии, немецкого бюджетного кризиса.

Однако эти же средства также могли бы быть направлены в будущий
 Компенсационный фонд для Украины, став первой основой для будущего возмещения ущерба от агрессии.

Рамочное решение хотя и менее рискованно для ЕС в целом, поскольку переводит принятие решения о судьбе этих доходов на учреждения, где они размещены, автоматически не гарантирует, что они или правительства государств-членов будут принимать соответствующие решения.

Следовательно, предсказать, сколько из этих доходов и когда будут переданы Украине, пока невозможно.

И последнее: каким бы ни был размер этих доходов и каким бы болезненным это ни было для России,

однако это не тот шаг, который однозначно приближает нас к нашей главной цели – конфискации активов Центрального банка.

Как создание международного компенсационного механизма, так и решение об использовании прибыли от активов Центробанка РФ преследуют цель усилить позицию Украины и увеличить давление на Россию в этом вопросе.

И хотя выглядит так, что наши союзники будут откладывать реальные решения по компенсации за агрессию, в том числе конфискационные, до начала политического урегулирования, однако это не означает, что Украине нужно сейчас опустить руки.

Мы понимаем, что добровольно Россия не выплатит компенсацию, а значит, именно конфискация сотен миллиардов российских активов продолжает оставаться стратегической целью. И хотя практическое решение может быть принято существенно позже, над его содержанием и планом реализации следует работать уже сейчас и давление на это нужно только усиливать.

Украинцы доказали, что имеют моральное право требовать конфискации этих активов для возмещения ущерба. У наших союзников есть обратная обязанность – обеспечить эту конфискацию.


Автор: Иван Городисский,
кандидат юридических наук, директор Центра Днестрянского

Материал подготовлен при поддержке Международного фонда "Возрождение" в рамках проекта "#Compensation4UA/Возмещение военного ущерба для Украины. Фаза III: адвокация шагов для обеспечения устойчивой стратегии компенсации.

Komentarų nėra: