«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

trečiadienis, liepos 05, 2023

Savanoriai. Полк Кастуся Калиновского был создан весной 2022 года

 

"Зеркало": литовец бросил жизнь в Великобритании и пошел воевать в полк Калиновского 

Зеркало.ио, Delfi  05 июля 2023 г. 09:07

ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ГЕРОЯ СТАТЬИ

Полк Кастуся Калиновского известен как белорусское военное подразделение в составе ВСУ, но в его рядах не только наши соотечественники. Калиновец Альбертас с позывным Дантист — литовец, но приехал в Украину из Великобритании, где окончил институт и имел работу. Парень рассказал "Зеркалу" о том, как попал в белорусский батальон, что думает о белорусах, как вообще выглядит его работа как медика во время войны.


"Успел поработать и в Макдоналдсе, и спасателем в бассейне"


Альбертасу Глазаускасу 29 лет. Он родился в Санкт-Петербурге, где встретились его родители.

— Мой отец приехал в Питер учиться на моряка, потом работал в гражданском флоте, познакомился с моей мамой, она наполовину русская, наполовину белоруска, — рассказывает парень. — В Петербурге я прожил только 6 первых месяцев своей жизни, потом наша семья вернулась на родину.

Но в Литве они не задержались. Альбертасу было 14, когда из-за экономического кризиса его семья перебралась в Великобританию. Там парень окончил школу, затем — колледж, где выучился на спортивного тренера. После этого учился в Лондонском спортивном институте при Мидлсекском университете. Его специальность — реабилитолог.

— В Англии я успел поработать много где: и в Макдоналдсе, и спасателем в бассейне, и даже водил фургончик с мороженым. Во время эпидемии ковида волонтерил от Красного Креста в различных учреждениях. Если бы знал наcперед, пошел бы учиться на медицину, на парамедика, — говорит Дантист.

Парень признается, что всю жизнь хотел пойти в армию: смотрел много фильмов о войне, занимался военно-исторической реконструкцией. Но не сложилось: в Британии не брали из-за литовского гражданства.

— Изначально на войну я не ехал, я ехал лечить зубы. Поэтому и позывной у меня Дантист, — смеется парень. — Подсчитал, что в Англии выйдет минимум 6 тысяч евро, а в Украине — 2 тысячи. Вот и решил поехать в Украину, чтобы сэкономить и попутешествовать. Я прилетел в Борисполь 17 декабря 2021 года, тогда уже было много разговоров о том, что Россия может напасть. Но ведь это такое: умом понимаешь, а сердцем принимать не хочешь. Думал, максимум будет обострение на Донбассе… На самом деле мне было немного стыдно, что я до сих пор никак не помогал Украине, только мысленно поддерживал, а война ведь шла столько лет.

24 февраля Альбертас, как и все украинцы, проснулся от звуков взрывов и самолетов. Вышел во двор и вел прямую трансляцию всего происходящего на своей странице в Facebook. Уже к вечеру парень поехал на такси в военкомат. Там рассказал, что умеет немного стрелять (занимался страйкболом), водит машину и знает английский язык. Но ему отказали: мол, иностранцев не берем.

— Тогда в соцсетях я увидел адреса, где будут раздавать оружие для теробороны, нашел ближайшую точку и сел на троллейбус. По дороге видел грузовики с ящиками — понял, что это как раз оружие везут, — говорит калиновец. — На месте было 30 мужчин где-то по 30−40 лет. Вышел начальник теробороны, спросил, кто умеет пользоваться помповым дробовиком. А я когда-то в тир ходил, поэтому знал немного, поднял руку. Меня подвели к женщине с этим дробовиком. Как я понял, она раньше занималась охотой. Говорят, будешь вторым номером: если ее ранят или убьют, подберешь оружие и будешь держать позицию. Поднялись на мост, ждали там русские танки — их надо было остановить любой ценой. Чуть позже подвезли еще оружие, начали раздавать. Никаких документов даже не спрашивали, ничего, выдали автомат и патроны. Был полный хаос, как будто в компьютерной игре. Поставили на позиции охранять. Я сутки простоял на станции метро «Минская».


Там и встретил первых белорусов: проехал такой черный джип с тонированными окнами на белорусских номерах, вышли четыре парня молодых, по 25−30 лет, один был в вышиванке. Нам махнули и пошли в сторону администрации. Не могли понять, кто это, взяли на прицел их. А оказалось, что они добровольцы, ищут, где получить оружие. Хотел бы сейчас встретиться с ними, тогда же только издалека видел…

"Тут все мечтают об освобождении Беларуси"


Через день руководство теробороны записало имя и фамилию Альбертаса и номер его автомата. Парень тогда записался медиком в резерв Оболонской администрации. Так он стал волонтером медслужбы теробороны Подольского района и получил соответствующую справку.

— Первое время стоял на блокпостах, даже видел Юлию Тимошенко. Машина с черными окнами, спрашиваем: кто? Открывается окно, и оттуда нам машет Тимошенко и улыбается, — вспоминает он.

На блокпостах Альбертас стоял в джинсах и пальто — в чем и пришел за оружием. В начале марта парень начал ходить на курсы по тактической медицине, а вскоре его самого сделали тренером:

— Мы уже сами ездили по пунктам теробороны, учили бойцов. Тероборону тренировали прямо в окопах. Когда немного фронт от Киева отодвинулся, уже на нашу базу приезжали различные подразделения: и «Азов», и другие. Начали наконец приходить медикаменты, а сначала их очень не хватало.

В конце апреля у Альбертаса начались проблемы на блокпостах: срок пребывания в стране истек, а из документов была только справка из теробороны. Нужно было распределяться в официальное подразделение, оформлять военный билет. Парень следил за своими соотечественниками, но стабильный литовский отряд так и не организовался. За тогда еще батальоном Калиновского Альбертас, как он сам признается, наблюдал с первых дней его образования:

— Я бы пошел к калиновцам и раньше, но видел Кита, Бреста, Литвина в интервью. думал, там все такие «Рэмбо», профессионалы — меня не возьмут, куда я там… А тут прочитал в литовской газете интервью с мужчиной, который 20 лет работал взрывотехником в Литве, а когда началась здесь война, пошел в ПКК. До этого я не знал, что в полк берут с литовским гражданством. Так вот в июне увидел у них сообщение, что в медслужбу набирают людей. Я и написал. Мне ответили, пригласили на беседу. Поговорили, мне дали испытательный срок две недели. Но уже на следующий день меня позвали, предложили должность начмеда (начальника медицинской части. — Прим. ред.).

Атмосфера была хорошая, все очень мотивированные, я действительно был рад, что оказался в полку. Даже Бреста встретил как-то в коридоре, но он буквально через несколько дней погиб, к сожалению.

Почему именно ПКК? У нас, во-первых, очень длинная граница между Литвой и Беларусью. В моих же интересах иметь адекватного соседа, а не диктатора Лукашенко. Я наблюдал за протестами 2020-го. Даже были мысли приехать, но не собрался: ковидные ограничения и прочее… Теперь жалею на самом деле.

Полк Калиновского отличается от украинских частей. Тут очень чувствуется, что война в Украине — вторичная. Тут все мечтают об освобождении Беларуси, чувствуется, что у каждого болит сердце за Беларусь. Мне это знакомо, потому что я сам эмигрант. Много лет прожил в Англии, в Литву возвращался раз-два в год. Мне знакомо это чувство, когда вокруг все чужое. В полку чувствуется революционный дух, ассоциации идут с повстанцами, партизанами. Такой революционный настрой, жажда перемен. Даже если люди не говорят об этом, оно ощущается.

Родителям о своей службе Альбертас сообщал постепенно: в первые дни говорил, что сидел в бомбоубежищах, потом — что помогает строить баррикады, волонтерит в медпункте.

— Однажды прислал фотку, а отец спрашивает: «А почему ты в бронике?» Я говорю, что это друг дал померить, хотя сам стоял в нем уже некоторое время на блокпосту с оружием, — говорит молодой человек. — Ну, так понемногу и рассказал им. Родители, конечно, волновались сначала, а потом привыкли, поняли, что мне это идет на пользу, почувствовали, что я внутренне изменился. Я и сам чувствую: прошло где-то 15 месяцев этой войны, а я будто на 15 лет повзрослел.


В конце июля 2022-го в Киев приехала моя мать, она почти три месяца была волонтером в полку, в медпункте. У нее же и опыт большой: работала в Англии в медицине. Здесь лечила наших ребят, мы на пару работали, она мне тогда очень помогла. Матери 56 лет, но выглядит она моложе, на 46.

"С началом войны в Украине я понял, насколько лично для меня важна свобода"


Сначала в медицинской службе полка, признается наш собеседник, было довольно хаотично, приходилось выполнять одновременно много функций. Так, Альбертас и принимал больных бойцов, и посещал раненых в больницах, и вел курсы медподготовки, и сортировал медицинскую гуманитарку, приходившую из разных стран. В конце лета — начале осени ездил на Запорожский фронт под Гуляйполе, его группа дежурила буквально в нескольких километрах от «передка», подбирая и спасая раненых. Попали тогда медики и под минометный обстрел, но обошлось.

— Сейчас в основном занимаюсь инструкторской деятельностью — учу рекрутов базовым вещам, чтобы спасти жизнь в случае ранения. Мне нравится моя работа, но все же мечтаю работать в кейсваке (команда, которая эвакуирует раненых, а потом передает медикам глубже в тыл. — Прим. ред.) возле фронта. Сейчас нужно собственным здоровьем заняться — ведь на «передке» нужно быть в идеальной форме, иначе долго там не протянешь. Поэтому, может, в перспективе займусь как раз этим, потому что не люблю долго сидеть на одном месте.

Самый страшный эпизод, признается парень, даже не связан непосредственно с боевыми столкновениями. На пятый день войны доброволец встретил патруль и вспомнил, что забыл дома все свои документы:

— Тогда же весь Киев просто двинулся на теме диверсантов. Их, конечно, столько и не было, сколько их искали. Но тогда обошлось: показал свой телефон, там большинство контактов было с теробороной. Также очень страшно, как война меняет людей. Был у нас парень, автомеханик, мой сосед по комнате. Потом он переквалифицировался в минометчика, отправился на фронт и получил сильную контузию. Когда он вернулся, я его даже не узнал — абсолютно другой человек. Был веселый, очень разговорчивый, постоянно мне не давал спать, что-то рассказывал… А тут постоянно лежал и практически не разговаривал. А он молодой, моего возраста. Из позитивных воспоминаний — белорусский марш памяти Михаила Жизневского 16 января в Киеве, когда колонна прошла по центру города до Майдана. Я так проникся! Это была для меня будто мини-версия того протеста 2020 года в Беларуси, целое море ваших национальных флагов, почувствовал это на себе, меня очень вдохновило и поразило, до слез просто.

Альбертас думает по-литовски, но уже может немного разговаривать на украинском языке и понимает белорусский. Говорит, что собеседники отмечают у него даже белорусский акцент.

Калиновец говорит, что белорусы, по его мнению, сильно отличаются и от литовцев, и от украинцев. Он подчеркивает послушность и стремление соблюдать правила среди знакомых белорусов:

— С одной стороны, это хорошо, с другой — не очень. Даже когда я провожу занятия по тактической медицине, белорусы очень внимательно слушают, не спорят, мол, нас учили по-другому. Они открыты новому, неконфликтны. С другой стороны, это сыграло злую шутку, потому что Лукашенко так долго правит в Беларуси.

Оставаться в Украине Альбертас планирует до победы. Говорит, что точно пойдет со всеми, если полк Калиновского отправится освобождать и Беларусь:

— Самая большая ценность для меня — свобода. С началом войны в Украине я понял, насколько лично для меня важна свобода: свобода выбора, действия, передвижения, высказываний и так далее. Быть литовцем, я считаю, это иметь свободу и любовь во всех смыслах. Для меня любовь невозможна без свободы: несвободный человек не может полноценно любить. Ну и наоборот: свобода без любви тоже невозможна.




Женщины из полка Калиновского о своем участии в войне


"Это мужская игра, по их правилам" - белоруски из полка Калиновского рассказали DW о своей роли на войне в Украине и о том, как влияют на службу стереотипы о слабых женщинах.


Анастасия "Север" Махомет / Фото: Press Office/Kalinouski-Regiment

В полку Кастуся Калиновского нет женщин, воюющих на передовой. Но в формировании они служат - сегодня здесь их несколько десятков. Часть работает "на боевых" как медицинская рота, часть - в тылу. DW поговорила с тремя белорусками об их роли в полку, ощущениях на войне и стереотипах о слабых женщинах. Из них только одна была готова назвать свое настоящее имя и разрешить публиковать фото.

"Участие в полку Калиновского - продолжение моей борьбы"

"Когда я пришла в полк, здесь было около пяти девушек. Была такая позиция, что женщина на войне - не очень хорошая идея", - рассказывает белоруска с позывным "Золак", которая присоединилась к формированию вскоре после начала войны, в мае 2022 года. "Потом мы начали расти, появился оформленный тыл, и стало понятно, что некоторые вещи женщины делают лучше или не боятся делать что-то "негероическое", чем не хотят заниматься мужчины", - вспоминает она. К тому же в медслужбу нужны были люди, а среди обращавшихся в полк мужчин медиков было мало - "также за счет этого женщин стало больше".

"Золак" 39 лет, на момент российского вторжения она уже полтора года жила в Киеве. Изначально она помогала полку Калиновского как волонтерка, пока ей не предложили заняться фиксацией финансов.

"То, что я увидела, когда пришла, было сложно назвать фиксацией, - иронизирует она. - Что-то записано, что-то нет; где-то есть чек, а в большинстве случаев его не было. Мне передали эти две-три бумажки, мол, вот, все, что есть". Сегодня девушка также отвечает за коммуникацию с медиа и - она приглушает голос - за сообщение о гибели бойцов их близким. Примерно с десятью семьями погибших она поддерживает регулярную связь.

"Ты перебивай меня, я могу говорить часами", - смеется "Золак". К полку она присоединилась, потому что считает, что победа Украины в войне - единственный шанс для нее вернуться в Беларусь. "Я верю в это на сто процентов, поэтому участие в полку - продолжение моей борьбы. Так легче работать. Я не чувствую никаких трудностей, разве что усталость из-за того, что ты включен в это 24/7". И все равно она рада, когда в выходные вместо формы можно надеть джинсы и белую обувь.

Часть женщин из полка Калиновского работают в тылу / Фото: Press Office/Kalinouski-Regiment

Правда, как девушке, говорит "Золак", в полку ей периодически приходится отстаивать право голоса. "К нам и в обычной жизни требования выше, чем к мужчинам, а на войне - тем более. Это мужская игра, по их правилам, поэтому нам приходится вдвое более аргументированно объяснять, почему нас стоит слушать", - объясняет она. "Мы полк добровольцев, и когда принимаются решения, любому хотелось бы, чтобы его мнение учитывалось. Но мужчин слышат проще, а женщин - сложнее и не сразу. Бывают моменты, мол, ты девушка, что ты тут говоришь?"

"Золак" упоминает, что в украинской армии успешно воюют и женщины, они же, считается, становятся лучшими снайперами. Из "женских" качеств в полку, на ее взгляд, нужнее всего оказались самоотверженность, усердие, внимательность, методичность и готовность к однотипной работе.

"На войне ты в дерьме во всех смыслах слова"

Анастасия "Север" Махомет руководит медицинской ротой и считает, что пригодность к войне не связана с полом. "У меня в команде есть "девочки-девочки" - нежные существа, они могут работать только в определенных условиях, в Бахмут их не закинешь", - "Север", как обычно, с улыбкой тараторит, с ней рядом - собака, которая начинает гоняться за мухой. "Но у меня есть такие же мальчики, я видела тех, кто: "О, Боже, я два дня не был в душе, сейчас умру". Она считает, что это нормально: люди разные, и это не связано с полом. "Здесь играют роль особенности характера, внутренние ресурсы, жизненный опыт: иногда это о прошлом и понимании того, куда ты пришел".

"Север" со своей собакой / Фото: Press Office/Kalinouski-Regiment

"Север" 30 лет, но по моральной устойчивости она вряд ли уступает опытным бойцам. В Беларуси девушка работала акушеркой в роддоме, затем - врачом в онкологии и хирургии. Там она видела разные смерти, поэтому на войну попала с "иммунитетом" - была готова к тому, что люди будут умирать. "Это помогает. Я реагирую менее эмоционально, чем большинство, смерть не становится для меня шоком, хотя мне и сильно болит".

К тому же эмоции в кризисных ситуациях приходится отодвигать на второй план. "Когда происходит что-то эмоционально тяжелое, ты должен закончить работу, и только потом плакать. Когда мы привезли "Волата" в операционную, и нам сказали, что он умер (Павел "Волат" погиб при освобождении украинской деревни в мае 2022 года. - Ред.), у всех, конечно, трагедия. Но я возвращаюсь на позицию, Ваня "Брест" возвращается на позицию - задача же не закончена", - "Север" все еще улыбается. "Когда 16 мая погибли наши ребята, среди них был очень дорогой мне человек. Это было больно, но мне нужно было продолжать работать, и я работала еще неделю".

Полк Кастуся Калиновского был создан весной 2022 года / Фото: DW

Помогло Анастасии "Север" и реалистичное представление о войне. "Когда ты на войне, ты в дерьме во всех смыслах этого слова, это неизбежно". Но отсутствие комфорта ей дается легко: говорит, привыкла к этому еще в детстве, когда часто переезжала с родителями. "Для меня жить на матрасе с кучей сумок вокруг - не катастрофа. Спать в подвале - не катастрофа. Не так давно я две недели жила в пункте управления, и все, на что хватало времени, это свернуть свитер как подушку. Если ты действительно задолбался и хочешь спать, можешь спать хоть на голом полу".

Среди девушек полка "Север" повидала, наверное, больше всех - она работает на медицинских дежурствах, побывала в Северодонецке и Бахмуте, вытащила с поля боя десятки раненых или погибших бойцов. Самой сложной задачей для нее до сих пор остается та, в которой год назад погиб "Брест" (один из создателей полка Калиновского, погиб в июле 2022 года у Лисичанска, где бойцы участвовали в сдерживании танкового прорыва российских войск. - Ред.): "Я уезжала, когда танковый бой шел уже на территории завода, где находился наш командно-наблюдательный пункт. Это максимально страшно. Но особенно страшно было почти две недели не знать, что случилось с ребятами, - как будто у тебя была рука, а потом исчезла, непонятно, куда, почему, где".

Медицинская рота быстро выросла, сейчас здесь около десятка девушек. "Север" уже реже выезжает на дежурства, а в первую очередь занимается структурой команды и подбором людей, которые умеют принимать решения так же быстро.

Больше гнева и злости, но легче, чем в Беларуси в 2020-м

Белоруска с позывным "Пума" переехала в Украину в 2021 году после того, как отсидела 30 суток за участие в Дне Воли и получила приглашение в Следственный комитет - на тот момент ей был всего 21 год. В первые дни войны она обратилась в тероборону, но ее туда не взяли - потому что девушка, да еще и гражданка другой страны. Вскоре она узнала о полке Калиновского и через чат-бот подала заявку на вступление. Правда, внятного ответа ей тогда не дали.

"Уже потом я узнала, что когда полк только формировался, девушек брали не очень охотно", - "Пума" говорит лаконичными фразами и часто вставляет дежурное "так сказать". Она стала узнавать через знакомых, как туда попасть. Хотела закончить курсы и пойти медиком, но там, по ее словам, хватало желающих с медицинским образованием. "Тогда меня пригласили на просмотр на должность водителя, куда в итоге и взяли".

В полку у водителей разные обязанности, в том числе непосредственно возле боевых действий. "Пума" - водитель при киевской базе. Она отвозит рекрутов на курсы или наряды, возит к раненым в больницы и раненых после выписки; перевозит документы. "Выездов достаточно, нет такого, что график с 9:00 до 18:00. Бывает, и ночью нужно ехать, и в пять утра", - рассказывает она.


Из-за того, что необходимость куда-то поехать может возникнуть в любой момент, девушке приходится жить на базе. "Для меня отсутствие каких-то удобств не критично. Некоторые люди лишились жилья, а это всего лишь временная мера. У нас есть все необходимое, жить на базе не так сложно, как кажется", - говорит "Пума".

Девушка водит с удовольствием, поэтому работа даже при плотном графике и выездах на целый день дается ей легко. Трудно только, когда с фронта приходят новости о погибших калиновцах, особенно тех, с кем она была хорошо знакома.

С тем, что война не для женщин, "Пума" не согласна: "Сама война не выбирает, чьи жизни забирать. Конечно, у мужчин может быть больше физической силы. Но, во-первых, не все мужчины превосходят женщин физически, во-вторых, на войне нужен женский интеллект, и есть куча способов принять участие и принести пользу".

"Пума" признается, что за время войны в ней появилось больше злости и гнева. Но если в 2020 году в Беларуси справиться с ними ей было сложно из-за чувства бессилия, то сейчас проще, потому что она напрямую участвует в борьбе.



Боец полка Калиновского: потерял ногу под Бучей, но воюет дальше

27 июня 2022 г. DW Беларусь

28-летний Алексей из Минска - один из основателей белорусской роты в Украине, которая впоследствии переросла в полк Кастуся Калиновского. Он потерял ногу 3 марта под Бучей, в том самом бою, в котором погиб Илья Литвин. Несмотря на тяжелое ранение, Алексей не сдается и продолжает тренировать новобранцев в Украине

Komentarų nėra: