«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

penktadienis, liepos 21, 2023

Po NATO Sammito. Иво Даалдер, бывший посол США в НАТО

 

Для Москвы этот саммит НАТО, должно быть, был очень тревожным.

ИВО ДААЛДЕРPolitiko / 19 ИЮЛЯ 2023 Г. 4:01 ПО ЦЕНТРАЛЬНОЕВРОПЕЙСКОМУ ВРЕМЕНИ

TOPSHOT-ТУРЦИЯ-СИРИЯ-РОССИЯ-ФРАНЦИЯ-ГЕРМАНИЯ-ПОЛИТИКА-ДИПЛОМАТИЯ
Путин заявил российскому телевидению, что возможное членство Украины в НАТО было одной из причин начала вторжения | Озан Косе / AFP через Getty Images

Решение Путина о вторжении сделало членство Украины в НАТО неизбежным — еще один пример его колоссальной стратегической ошибки.


Иво Даалдер, бывший посол США в НАТО, является президентом Чикагского совета по глобальным делам и ведущим еженедельного подкаста «World Review с Иво Даалдером».

Саммит НАТО на прошлой неделе был омрачен гневным твитом, опубликованным президентом Украины Владимиром Зеленским как раз в тот момент, когда лидеры альянса собирались в Вильнюсе. «Это беспрецедентно и абсурдно, когда не установлены сроки ни для приглашения, ни для членства Украины», — написал Зеленский в Twitter. «Неопределенность — это слабость», — добавил он на всякий случай.

Твит вызвал бурю негодования и доминировал в заголовках и комментариях на протяжении двухдневной встречи в Литве. Это неудачно. Для пропущенных в суматохе вокруг твита и разочарования Украины есть более крупная и длительная история.

С точки зрения Кремля встреча НАТО вряд ли могла быть утешительной, еще раз подчеркнув, насколько поистине колоссальной стратегической ошибкой оказалось решение Владимира Путина начать полномасштабное вторжение в Украину.

Начнем с вопроса, который так расстроил Зеленского. Приглашение Киева в НАТО никогда не рассматривалось. Как признал даже украинский президент, включение воюющей страны в альянс, основной целью которого является защита каждой пяди своей территории, просто невозможно. Неделями страны НАТО давали понять, что помогут Украине защищаться, но сами не станут непосредственными участниками войны.

Но если не считать приглашения, лидеры НАТО в Вильнюсе ясно дали понять, что «будущее Украины — в НАТО». Как заявил президент США Джо Байден, членство Украины было вопросом не того, будет ли, а когда.

НАТО также согласилась отказаться от обычного требования о том, чтобы Киев сначала присоединился к ее Плану действий по членству, что отсрочит членство Украины после окончания войны.

Глядя из Москвы, все это не обнадеживает. Путин сказал российскому телевидению, что возможное членство Украины в НАТО было одной из причин начала вторжения. Он даже предположил, что это «не повысит безопасность Украины» — как будто его жестокое вторжение каким-то образом еще не сделало этого. Во всяком случае, решение Путина о нападении сделало членство Украины в НАТО неизбежным — если не сразу, то после того, как боевые действия стихнут. Украина, сказал Байден, «вступит в НАТО».

Несомненно, Кремль глубоко обеспокоил не только предстоящее членство Украины в НАТО. Страны НАТО также пришли в Вильнюс со значительными обязательствами по новой военной помощи Украине.

Франция пообещала поставить ракеты большой дальности, присоединившись к Британии (и, вероятно, подтолкнув США, наконец, к отправке своих ATACMS большой дальности на Украину). Германия пообещала отправить еще 25 танков. Нидерланды и Дания договорились координировать обучение украинских пилотов полетам на F16. А Вашингтон взял на себя обязательство восполнить пробел в артиллерийском арсенале Украины, отправив сотни тысяч кассетных боеприпасов. Все это укрепит способность Киева вести успешное контрнаступление против российских войск.

И если Путин думал, что решимость Запада помочь Украине в военном отношении угаснет, лидеры G7 собрались в Вильнюсе, чтобы разубедить его в этой надежде. Семь крупнейших индустриальных демократий опубликовали декларацию, в которой заверили Украину, что они привержены поддержанию ее способности защищать себя в долгосрочной перспективе, в том числе после окончания войны.

Послание Кремлю было четким: мы поддерживаем Украину сейчас и на долгие годы вперед.

Президент Украины Владимир Зеленский и глава НАТО Йенс Столтенберг в Вильнюсе | Петрас Малукас/AFP через Getty Images

Встреча НАТО, конечно, касалась не только Украины, и это тоже не было хорошей новостью для Москвы. В Вильнюсе Финляндия сидела за столом как 31-й член альянса. Его присоединение более чем вдвое увеличило территорию НАТО, граничащую с Россией. Это тоже стало следствием путинского вторжения, которое, хотя и было предпринято якобы для того, чтобы держать НАТО подальше от своих границ, значительно сблизило альянс.

Поскольку накануне саммита Турция сняла свои возражения, Швеция вскоре станет 32-м членом альянса. Это превратит Балтийское море в озеро НАТО, фактически сдерживая российский Балтийский флот в его портах приписки. И Арктика станет пространством, в котором доминирует НАТО; кроме России, каждая из восьми арктических стран станет членомНАТО.

Наконец, меньше всего внимания общественности было уделено тому, что в конечном итоге станет самой большой головной болью России: коллективному обязательству значительно усилить планирование и способность НАТО защищать каждый дюйм территории альянса, включая его восточный фланг. Германия объявила, что направит в Литву 4000 военнослужащих, а Канада удвоит свое присутствие в Латвии. А НАТО обязалась в будущем развернуть 300 000 военнослужащих за 30 дней.

Лидеры также приняли три региональных плана обороны, составленные главнокомандующим НАТО, которые касаются обороны северного, восточного и южного флангов.

Эти планы существовали во время холодной войны, но впервые за 30 лет НАТО разработала подробные планы самообороны, в том числе изложила требования к силам для каждой страны НАТО — сколько танков, войск, ракет, кораблей, самолетов и сотен других военных сил и средств должно быть в наличии у каждого члена.

Чтобы заплатить за все это, лидеры НАТО согласились сделать военные расходы в размере 2 процентов от ВВП минимальным, а не потолочным. По сути, НАТО добавит к своим ежегодным расходам на оборону вдвое большую сумму, чем Россия ежегодно тратит на оборону.

Все это составляет замечательные два дня работы. С точки зрения Москвы приверженность НАТО Украине стала сильнее и ощутимее, чем раньше, ее единство укрепилось и стало более безопасным, а ее обороноспособность укреплена и расширена.

ДРУГИЕ РАБОТЫ ... ИВО ДААЛДЕР

Komentarų nėra: