«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

sekmadienis, liepos 30, 2023

Architektūra.

 



Профессор раскритиковала идею города будущего: надо говорить не о строительстве новых, а о трансформации старых городов  

ru.DELFI.lt  18 июля 2023 г. 07:22

Ateities miestai / SHUTTERSTOCK 

"В начале прошлого столетия миллионное население было лишь в 12 городах мира, сейчас таких городов 500, и в ближайшее время их количество должно увеличиваться", – сказала профессор Каунасского технологического университета Лина Шедуйките. И несмотря на то, что крупные города из-за большого потребления энергии и промышленной деятельности больше всего способствуют глобальному потеплению, именно они обладают наибольшим потенциалом в плане снижения парникового эффекта. 


Растущие города – больше возможностей для инноваций 

По подсчетам Департамента социальных и экономических вопросов ООН, число жителей городов в 2050 г. в мировом масштабе составит 68%. Поэтому, по словам профессора Шедуйките, реформа системы общественного транспорта, хорошая инфраструктура для велосипедистов и пешеходов, создание зеленых зон и просвещение горожан - вот основные задачи все городов в мире, включая Литву, для обуздания вызовов, связанных с глобальным потеплением. 

"Урбанизация может представлять угрозу качеству жизни, но города могут стать "испытательными площадками", которые нужны для принятия новых решений. Городам придется приспосабливаться к изменению климатических условий, меняться так, чтобы они отвечали понятию гармоничных городов – были компактными, зелеными и приносили пользу", – сказала профессор. 

Не менее важна и роль новых построек в городах в контексте глобального потепления. В мире есть 50 систем сертифицирования зданий, в их числе популярность набирают зеленые и устойчивые города 

"Самые популярные системы сертифицирования сейчас - BREEAM и LEED, они оценивают влияние зданий на окружение за все время существования. Еще на стадии проектирования выбирают, по какой системе сертифицируют здание и ставят задачу достижения определенного класса. Вышеупомянутые системы признаны в международном масштабе, они означают, что здание устойчивое, расходует меньше ресусов, выделяет меньше CO2, будет эффективнее в энергетическом плане, будет использовать устойчивые материалы, будет полезнее и комфортнее для людей, будет экономить воду, устойчиво утилизировать отходы и т.д.", – сказала профессор. 

Ateities miestai / SHUTTERSTOCK 

В Литве по системам BREEAM и LEED чаще сертифицируют бизнес-центры и здания коммерческого назначения, но появляются и жилые дома, которые оценивают по этим стандартам. 

"Приходящие в Литву компании зарубежного капитала приносят свои стандарты деятельности. Поэтому они перед тем как арендовать офис, интересуются стандартами качества зданий. Конкурентное превосходство будет у тех бизнес-центров, которые внедряют "зеленые" системы; такие здания на рынке дороже, но и превосходят своих конкурентов. Большая их часть находится в Вильнюсе и Каунасе, далее идут Клайпеда, Паневежис, Шяуляй", – сказала Шедуйките. 

Поощряют модернизацию зданий 

Однако в Литве есть немало старых многоквартирных домов энергетического класса F. Можно ли представить, что через 20 лет все они будут модернизированы? А, может, их ждет иная судьба? По словам собеседницы, каждое такое здание надо оценивать отдельно. 

"Каково состояние здания? Представляет ли оно угрозу для людей? Если технические возможности позволяют, чаще всего лучше с точки зрения устойчивости модернизировать старое здание, чем строить новое. Об этом говорит "зеленый" курс ЕС, поощряющий модернизацию – ЕС планирует выделить 72,2 млрд. евро на модернизацию зданий, на незагрязняющую природу мобильность. 

Модернизированные здания будут расходовать меньше энергии, будут лучше защищать людей от жары и холода, помогут избежать энергетических кризисов. Модернизировать надо не только жилые дома, но и общественные здания. Еврокомиссия предлагает странам-членам ежегодно модернизировать 3% общей площади зданий общественного значения", – сказала профессор. 

Ateities miestai / SHUTTERSTOCK 

По данным ЕК, сектор зданий расходует около 40% всей теплоэнергии и выбрасывает в атмосферу 36% всей эмиссии CO2 в ЕС. Поэтому, по словам профессора, модернизация помогает в борьбе с глобальным потеплением.

"Участвовать в снижении глобального потепления жители могут, если будут модернизировать свои старые многоквартирные дома. Немодернизированные дома негерметичны: через щели в их станах, окнах, крыше, через старые окна "уходит" тепло, это значит, что здание потребляет больше энергии. Если дом обновлен, он выбрасывает в атмосферу меньше CO2, nesпоскольку для его отопления требуется меньше энергии", – сказала профессор. 

Альтернатива загрязняющему природу транспорту 

Автомобили с двигателями внутреннего сгорания несомненно значительно загрязняют воздух в городах. Но сейчас есть альтернатива этому транспорту. "Как электромобили, так и водородные автомобили - вот основная альтернатива. Новые технологии, налоговые льготы, рост числа заправок - все это способствует увеличению числа электромобилей на дорогах, а в недалеком будущем на дорогах вырастет число водородных автомобилей", – прогнозирует Шедуйките. 

Ateities miestai / SHUTTERSTOCK 

По ее словам, совершенно реально, что настанет время, когда в городе не останется личных автомобилей. 

"Главы городов должны говорить с людьми, представителями компаний и это должно стать устойчивым и сознательным выбором. Как я уже упоминала, развитая инфраструктура общественного транспорта, велодорожек и пешеходных дорожек, побуждает людей выбирать не только личные авто", – сказала собеседница. Профессор сказала, что заметила смену позиции самих жителей нашей страны, они ищут альтернативу транспорту, загрязняющему природу. 

"Наблюдается явная трансформация жителей Литвы. Своим поведением, мышлением, выбором мы отличаемся от нас тех, которые жили 20 или 30 лет назад. Люди стали физически активнее, поэтому ездят на работу на велосипедах или ходят пешком. 

И это реальность, такие примеры есть в моем окружении. Я и сама иногда так делаю. У меня есть коллеги, которые так поступают, некоторые едут на велосипеде по 20 км", – рассказала профессор. 

Не оценивают важность зеленых пространств 

Мало строить "зеленые" здания и использовать незагрязняющие автомобили, важны и зеленые пространства. По словам Шейдуките, не только важно сохранить как можно больше зеленых пространств, но и увеличивать их число в городе. 

"Я думаю, что слишком мало говорят о том, как важны зеленые пространства для хорошего физического и психологического самочувствия людей. Пребывание в таких местах повышает физическую активность, социализацию, снижает стресс, улучшает общее качество жизни. 

Посмотрите, какие положительные эмоции литовская природа вызывает у приезжих из Южной Европы, Азии! Одна моя коллега из Греции удивлялась, сколько в Каунасе зеленых территорий и парков. Надо уметь видеть хорошие вещи, которые есть в нашей стране", – сказала профессор. 

Ateities miestai / SHUTTERSTOCK 

По ее словам, что касается важности зеленых территорий, надо упомянуть важный для Литвы эффект "острова зноя", из-за обилия зданий, человеческой деятельности и неактивного перемещения воздушных масс в городе бывает жарче, чем за городом. 

"Один из способов решения этой проблемы – повышение зеленых зон и числа водоемов. Сохраняя парки и увеличивая площади зеленых зон, мы "закрываем" CO2 и способствуем улучшению качества воздуха. Благодаря расширению зеленых зон, мы снижаем, эффект "островов зноя", способствуем сохранению биологического разнообразия и улучшению здоровья людей", – сказала собеседница. 

У амбициозного проекта есть недостатки 

Инициативы городов будущего есть во всем мире. Одни страны думают, как трансформировать имеющиеся города, а другие планируют строить новые города. В Саудовской Аравии строят город The Line, который должен стать нейтральным в плане выброса CO2, в нем не будет улиц и автомобилей. И хотя это, по словам Шедуйките, уникальный проект, он не совершенен. 

"Проект The Line - очень амбициозный, там планируют новые технологии, инновации, приглашают лучших архитекторов мира. В инженерном и технологическом плане - это уникальный проект , но его критикуют. Некоторые известные архитекторы остановили свое участие в проекте из-за нарушений прав человека и природоохранных аспектов. Вы только подумайте, сколько ресурсов, новы материалов потребуется для строительства такого города", – сказала профессор. 

По ее словам, более рациональный выход – сохранить для будущих поколений более чистые и зеленые существующие города, города, у которых есть история, а не предлагать людям жизнь среди четырех инновационных стен. 

"Я бы больше хотела жить не в новом городе, а в таком, где с помощью новых технологий и инноваций решают вопросы загрязнения транспортом и промышленностью, уменьшают количество отходов, сохраняют и увеличивают зеленые зоны, создают гармонию между наследием и новыми зданиями, обеспечивают психологическое и физическое благосостояние людей", – сказала Шедуйките. 

Информация подготовлена при сотрудничестве с Министерством охраны окружающей среды, Агентством по управлениями проектами и финансируется на средства Европейского фонда регионального развития.






Amazing 3D mural by @sshhozzy



Посреди саудовской пустыни (уже) строят город будущего. Его главный объект — колоссальный лежачий небоскреб Это проект принца бин Салмана, заказавшего убийство журналиста в 2018 году

07:00, 9 марта 2023 Источник: Meduza

Проект небоскреба «Линия», центрального объекта мегаполиса Neom на Красном море / NEOM / AFP / Scanpix / LETA

Один из самых амбициозных архитектурных проектов XXI века — Neom прямо сейчас строится в Саудовской Аравии по заказу наследного принца бин Салмана. Его созданием занимаются архитекторы со всего мира. По замыслу авторов, посреди пустыни должны появиться горнолыжные курорты, плавучие кварталы и подземные скоростные поезда. Ключевой объект Neom — зеркальный небоскреб «Линия» длиной в восемь Манхэттенов. По плану принца, к 2045 году в Neom, который станет «государством в государстве», будут жить девять миллионов человек. Пока на месте «Линии» вырыта громадная траншея. При этом уже завершено возведение жилья для самого принца. «Медуза» рассказывает историю Neom — от битвы за земли с местными племенами до конфликта с мировыми суперзвездами архитектуры из-за убийства журналиста Джамаля Хашогджи в 2018-м.


В октябре 2022 года архитектурный сайт Dezeen опубликовал видео, снятое на северо-западе Саудовской Аравии. Дрон компании Ot Sky пролетел над десятками грузовиков, бульдозеров и экскаваторов, копающих широкую прямую траншею до самого горизонта. 

Dezeen

Эти кадры сделаны в провинции Табук с одноименным административным центром. Путь отсюда до Эр-Рияда — столицы Саудовской Аравии — занимает в лучшем случае 12 часов на автомобиле.

В местных широтах не так много природных ресурсов, в основном это солнечная энергия и соленая вода Красного моря. Летом воздух нагревается до 40, а иногда и до 50 градусов. Недавнее исследование европейских и американских ученых показало, что в ближайшие десятилетия на Аравийском полуострове станет еще жарче — если ситуация с климатом не изменится, здесь будет тяжело жить и работать даже ночью.

Тем не менее именно здесь с октября 2021 года возводят «Линию» — один из самых грандиозных архитектурных проектов за всю историю человечества. Это «линейный мегаполис» — громадный небоскреб посреди пустыни длиной 170 километров (почти как восемь Манхэттенов — или расстояние от Москвы до Твери) и высотой 500 метров (выше, чем Эмпайр-стейт-билдинг и Эйфелева башня, заявляют авторы проекта). 

В исполинской «Линии», судя по всему, будет 125–150 этажей. В обычных городах квартиры, офисы, магазины и клиники расположены в разных зданиях; здесь же их распределят по всей высоте и вдоль длины небоскреба. Фасад обещают сделать гладким и зеркальным.

NEOM

Согласно замыслу авторов, дом будет устроен так, что, вне зависимости от этажа, на котором находится человек, до ближайших магазинов и сервисов ему предстоит идти не больше пяти минут. До парков и зеленых зон — не больше двух. В отличие от обычных городов, здесь не будет единого центра и автомобильных развязок (обещают авторы идеи), как не будет и самих автомобилей. По подземному уровню под названием The Spine («Хребет») планируют запустить поезда: от одного конца города до другого можно будет добраться за 20 минут — то есть составы теоретически должны перемещаться со скоростью более 500 километров в час (без учета остановок).

Заявлено также, что город обустроят вертикальными фермами для выращивания овощей и фруктов — что по-настоящему революционно в стране, куда, по данным «Би-би-си», импортируют около 80% продуктов питания. Энергию собираются черпать только из возобновляемых источников — ветра, солнца и «зеленого» водорода, который начали применять в энергетике совсем недавно. Таким образом, «Линия» должна стать автономным городом с нулевыми выбросами, который использует только возобновляемые источники энергии.

Что придумал принц

«Линия» — лишь часть футуристического комплекса Neom, который планируют возвести на северо-западе Саудовской Аравии, в провинции Табук. По плану он займет площадь 26,5 тысячи квадратных километров. Помимо «Линии» в него войдут Oxagon («Восьмиугольник») — промышленный приморский город с заводами, выпускающими «продукты будущего»; он будет в том числе плавучим. А также горнолыжный курорт Trojena со снежным покровом под открытым небом в горах — и морской курорт Sindalah на острове.

Еще в Neom, по информации из сторонних источников, входят: резиденция королевской семьи, четыре аэропорта (один из них уже принимает рейсы) и проект, разработанный университетом KAUST по восстановлению коралловых рифов в Красном море.

Придумал все это 37-летний Мухаммад бин Салман — наследный принц Саудовской Аравии, который возглавляет совет директоров Neom, а также контролирует Суверенный фонд Саудовской Аравии (ему полностью принадлежит проект).

Впервые о Neom стало известно в октябре 2017 года: бин Салман лично представил проект на форуме Future Investment Initiative в Эр-Рияде. Принц сидел на сцене отеля Ritz-Carlton (того самого, который уже 4 ноября того же года стал «пятизвездочной тюрьмой» для многих высокопоставленных аравийцев) и рассказывал о достоинствах саудовской провинции Табук, которую определили под строительство. В этом регионе «есть все для появления чего-то великого», утверждал принц. Рядом Красное море, через которое проходит 10% торговых путей всего мира, — а природа впечатлит даже самого требовательного туриста, говорил бин Салман.

Образ города будущего придумывали вместе с консультантами из Голливуда. Среди них, по информации Bloomberg, — художник-постановщик Натан Кроули, который работал над фильмами «Интерстеллар», «Темный рыцарь» и другими картинами Кристофера Нолана, а также Джефф Джулиан — футурист, который помогал придумывать миры картин «Война миров Z» и «Я — легенда».

В октябре 2022 года сообщалось, что в работе над горнолыжным курортом Trojena задействованы знаменитые архитектурные бюро: Zaha Hadid Architects, UNStudio, Aedas, LAVA и Bureau Proberts (позже UNStudio опровергли участие в Neom). За морской курорт Sindalah, в свою очередь, отвечает итальянская компания Luca DINI Design and Architecture, которая специализируется на дизайне суперъяхт.

По предварительной оценке, на строительство суперкомплекса уйдет полтриллиона долларов; по мнению бывшего сотрудника Neom, в процессе сумма может увеличиться вдвое. Но даже если опираться на предполагаемые затраты, это уже самый дорогой из всех известных футуристических проектов в мире (по крайней мере тех, стоимость которых публично известна).

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад бин Салман на конференции Future Investment Initiative в Эр-Рияде. 24 октября 2017 года
Hamad I Mohammed / Reuters / Scanpix / LETA

С 27 сентября 2022 года и по нынешний день бин Салман возглавляет правительство и занимает должность премьер-министра Саудовской Аравии. До этого он пять лет был вице-премьером. Политикой занимается с 2010-х. При его участии в Саудовской Аравии провели реформы, незначительно расширяющие права женщин, а также сняли запрет на работу кинотеатров, который действовал в стране 35 лет. К 2017 году, когда король назвал его наследным принцем, Салман уже успел поработать главой суда наследного принца и королевского суда. Кроме того, с 2016-го по 2021-й бин Салман возглавлял саудовское министерство обороны — в 29 лет он стал самым молодым руководителем структуры.

Neom — часть его национального плана Vision 2030 по привлечению инвесторов, специалистов и туристов в страну, которую, как он считает, необходимо избавить от нефтяной зависимости. 

Репутационные риски

Проект «Линии» — громадного зеркального небоскреба — впервые представили публике в 2021 году. Его автор стал известен лишь год спустя: в июле 2022-го портал Dezeen выяснил, что за мегаполис отвечает американское бюро Morphosis. Фирму возглавляет американец Том Мейн — лауреат главной архитектурной награды, Притцкеровской премии, и специалист по крупным объектам параметрической архитектуры. 

Однако до недавних пор участие Мейна и его бюро не подтверждалось — архитектор отказывался от любых комментариев по поводу «Линии». Одна из вероятных причин — репутационные риски, которые влечет работа над Neom. Ведь инициатора проекта подозревают в убийстве.

Журналисты у консульства Саудовской Аравии после убийства Джамаля Хашогджи. 2018 год / Chris McGrath / Getty Images

ЦРУ и другие международные структуры назвали бин Салмана заказчиком убийства саудовского журналиста Джамаля Хашогджи в 2018 году. Хашогджи писал колонки для The Washington Post и критиковал саудовский режим — в частности, осуждал бин Салмана за планы строить новые города вместо того, чтобы заниматься развитием уже существующих, которые выглядят как «жалкие трущобы третьего мира».

В 2018 году Хашогджи вошел в здание посольства Саудовской Аравии в Стамбуле и пропал. Благодаря аудиозаписям, сделанным внутри посольства, выяснилось, что Хашогджи убили, расчленили — и по частям вынесли его тело из здания. ЦРУ назвало бин Салмана заказчиком убийства — он сам признал причастность лишь через год, в сентябре 2019-го.

4 года назад

Когда в 2018 году выяснились подробности этого дела, многие участники Neom поспешили дистанцироваться от проекта — и покинули консультативный совет. Среди них были профессор Массачусетского технологического института и архитектор Карло Ратти, гендиректор гугловского урбанистического стартапа Sidewalk Labs Дэн Докторофф, бывший главный директор по дизайну Apple Джонатан Айв и другие топ-менеджеры крупных западных компаний. Основатель и генеральный директор компании Softbank Масаеси Сон, который в 2017 году говорил о намерении вложить в Neom 15 миллиардов долларов и принять участие в разработке проекта, отказывается комментировать свои инвестиционные планы после убийства журналиста. 

Также из совета ушел притцкеровский лауреат Норман Фостер. Впрочем, его студия Foster + Partners продолжает работу в Саудовской Аравии — в 2019 году она выиграла конкурс на проектирование аэропорта рядом с Красным морем и собирается закончить работу над ним в конце 2023 года. Он станет частью будущего элитного курорта Amaala, который граничит с Neom и также возводится по инициативе принца. Владелец тот же, что у Neom, — контролируемый бин Салманом Суверенный фонд Саудовской Аравии. Еще один аэропорт студии Фостера построят в Эр-Рияде — об этих планах стало известно в ноябре 2022 года. Ожидается, что он станет одним из крупнейших в мире. 

Красивая утопия 

Политический скандал вокруг убийства Хашогджи — мягко говоря, не единственное проблемное место Neom. 

Многие технологии, заявленные в проекте, попросту не изобретены. Или изобретены, но не опробованы в городских условиях — это относится, например, к регуляции климата в «Линии». Крыша небоскреба шириной 200 метров и все переходы между его частями, согласно проекту, должны быть усажены растениями. Как именно зелень приживется при экстремальной жаре и местной сухости — неизвестно.

Судя по внутренним документам, с которыми в 2019 году ознакомились журналисты The Wall Street Journal (WSJ), в городе планируют использовать технологию «засеивания облаков» (cloud seeding), чтобы увеличить осадки и сделать температуру меньше, чем в Дубае. В последние годы этот метод тестируют на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но пока без особого успеха (иногда это даже приводит к наводнениям). 

Бин Салман обещает решить в городе будущего «все проблемы, с которыми сегодня сталкивается человечество», создать «новое чудо света», совершить «цивилизационную революцию», но при этом не говорит ничего конкретного. Все это делает Neom похожим скорее на красивый утопический манифест, чем на реальный проект. Кроме того, уже сейчас, на ранних этапах стройки, он угрожает природе и местным жителям.

«Это мой дом, и я буду защищать его»

Ни в одном из официальных текстов, пресс-релизов и заявлений принца о Neom нет упоминания племени хувейтат — народа, который живет в пустыне, где хотят построить «Линию». Поначалу местных жителей обещали «интегрировать в проект» (как именно, никто не уточнял). Однако теперь 20 тысячам местных предстоит покинуть Табук. Их уведомили об этом 1 января 2020 года и пообещали скромную компенсацию — по информации Al Jazeera, она составила примерно три тысячи долларов США на семью. 

Людям, которые сочли сумму несправедливой и отказались уезжать, начали угрожать. Некоторых из них преследовали и похищали, в частности пропал ребенок местного жителя Салем бин Рашид аль-Такики, которого увезли в неизвестном направлении на гражданской машине. Местная правозащитная группа ALQST заявляет со ссылкой на очевидцев, что он был похищен тайной полицией Мабахет за то, что написал на стене фразу «Нас не переселят». 

Местные жители утверждают, что за ними следят дроны, а в деревнях начали отключать электроэнергию и воду. С марта 2020 года для описи земель власти посылали в деревни кадастровую компанию в сопровождении спецназа. 

В апреле того же года Абдула Рахим аль-Хувейти, житель населенного пункта Хурайбат, опубликовал в социальных сетях несколько видео, в которых призвал остановить строительство Neom. «Это мой дом, и я буду защищать его, — сказал он в одном из роликов. — Я не удивлюсь, если они [представители властей Саудовской Аравии] придут и убьют меня». Он предположил, что ему могут подбросить оружие и обвинить в терроризме. Так и произошло.

12 апреля 2020 года Абдула Рахим отказался впускать кадастровую комиссию в свой дом, сутки спустя его застрелили. Мужчина записал видео, в котором, вероятно, задокументировал последние минуты жизни. Он стоял на крыше дома и снимал полицейских, которые к нему приближались. В тот же день жители Хурайбата опубликовали видеозапись со следами от пуль в его жилье. 


Пресс-служба королевства заявила, что Абдула Рахим якобы первым начал стрелять и кидать в спецназ коктейли Молотова, а в его доме обнаружили большой запас оружия и боеприпасов. Местные жители утверждают, что он действительно открыл огонь — но только после того, как десятки военных спецназа окружили дом и начали стрелять.

В день передачи тела аль-Хувейти власти пообещали выплатить от 26,5 до 80 тысяч долларов тем, кто публично отречется от соседа и поддержит действия властей. По крайней мере часть соплеменников согласилась на это.

После этого деревню Хурайбат, где жил аль-Хувейти, и соседние населенные пункты начали сносить. Жителям вновь напомнили про компенсации — и они стали покидать дома. «Что мы можем сделать? Мы хотим жить», — сказал репортеру Bloomberg один из представителей племени, который ожидает выплат (свое имя он скрывает).

Аресты и преследования на месте строительства Neom происходят до сих пор — к сентябрю 2022 года в тюрьму попали уже 150 членов племени, отказавшиеся уезжать. Двоих из них — Абдуллу аль-Хувейти и Абдуллу Духайл аль-Хувейти — в августе 2022 года приговорили к 50 годам тюремного заключения и запрету на выезд из страны. В начале октября 2022 года трех мужчин, которые протестовали против принудительного расселения, приговорили к смертной казни — приговор вынес Специализированный уголовный суд Саудовской Аравии, который рассматривает дела о терроризме. 

Один из приговоренных, Шадли аль-Хувейти, — брат застреленного Абдулы Рахима аль-Хувейти. Еще до приговора — в мае 2022-го — Шадли объявил голодовку. Через две недели его начали насильно кормить через трубку — это одна из форм пыток

Загрязненная вода и углеродный след

Застройка «Линии» ограничена 34 квадратными километрами, что гораздо меньше, чем площадь большинства мегаполисов. По логике авторов, это должно уменьшить воздействие мегаполиса на окружающую среду. Однако экологичность «Линии», как и других объектов Neom, — едва ли не самая слабая и критикуемая часть проекта.

По сути, «Линия» — это 170-километровая сплошная стена без каких-либо зазоров: небоскреб будут возводить поэтапно, блок за блоком, пока он не разделит пустыню пополам. И это станет серьезной преградой для сухопутных животных.

Реклама Neom в регионе Табук / SaudiArabiaPhotography / Shutterstock.com

Наружные стены планируют сделать зеркальными. Известно, что любые стеклянные фасады (не только зеркальные) приводят к гибели птиц — лишь в США от столкновения с такими зданиями ежегодно погибает около миллиарда особей. Исполнительный директор по городскому планированию Neom Тарек Каддуми пообещал, что для животных спроектируют «специальные наземные коридоры» (видимо, речь идет об экодуках), а стекла для фасадов покроют напылением, которое сделает их видимыми для птиц. Ни одно из этих технических решений до сих пор не было представлено официально. 

В проекте многократно подчеркивается, что «Линия» — город с нулевыми выбросами. Пресную воду намереваются проводить сюда из Красного моря через опреснительные установки. При этом, как пишет «Би-би-си», сейчас около половины пресной воды в Саудовской Аравии производится на установках, которые работают на ископаемом топливе, — выбросы от них попадают обратно в море и вредят экосистеме. 

В Neom обещают фильтровать воду с помощью возобновляемых источников энергии, а отходы использовать в качестве промышленного сырья. Есть только одна проблема — эту технологию никогда не использовали в масштабах целого города.

Обломки гидросамолета Catalina, брошенного американским пилотом в 1960 году, в пустыне в Рас-Хамиде. Именно здесь планируют построить проект Neom / Glen Carey / Bloomberg / Getty Images

Однако даже если авторам проекта удастся сдержать все обещания, углеродный след от Neom будет огромен. Филипп Олдфилд, глава школы искусственной среды Университета Нового Южного Уэльса в Сиднее, подсчитал, что за время строительства одной только «Линии» выделится 1,8 тонны углекислого газа — это больше, чем выделяет Великобритания за четыре года.

Саму «Линию» собираются строить преимущественно из материалов с низким углеродным следом. Что тоже не совсем реалистично — они не подходят для таких высоких зданий и не могут выдержать ветровую нагрузку: «Для этого [строительства „Линии“] потребуется феноменальное количество стали, стекла и бетона», — приводит слова Олдфилда архитектурный портал Dezeen. 

Летающие автомобили и роботы-горничные

По словам бин Салмана, к 2026 году в Neom будут жить 450 тысяч человек, к 2030 году — полтора-два миллиона, а к 2045-му — девять миллионов. Это больше, чем в Эр-Рияде, где по состоянию на 2022 год насчитывалось около 7,5 миллиона человек. Общая численность жителей Саудовской Аравии — чуть больше 36 миллионов. 

Население, согласно концепции, составят «величайшие умы и лучшие таланты мира» — здесь им предложат самые комфортные условия для жизни и высокооплачиваемую работу, «ноль заболеваний, связанных с работой и стрессом», «наиболее высокий ВВП на душу населения» и «немедленный и непрерывный доступ к природе». По каким правилам будут жить все эти люди и какому законодательству подчиняться — в публичных описаниях умалчивается.

Некоторые подробности об устройстве жизни в городе будущего появились в западных СМИ. Судя по 2300-страничной внутренней документации, с которой в 2019 году ознакомились WSJ, Neom будет существовать по принципу государства в государстве. Изменилась ли эта идея с тех пор, неясно.

Как должна выглядеть готовая «Линия» / NEOM / AFP / Scanpix / LETA

Согласно бумагам, попавшим в распоряжение WSJ, законодательство и судебную систему Neom разработала американская юридическая фирма Latham & Watkins. Эти ветви власти названы «независимыми», но судьи при этом будут назначаться королем, а те, в свою очередь, будут действовать по законам шариата. Bloomberg добавляет, что управляющим региона станет организация Neom Authority, главой которой назначат короля Саудовской Аравии — то есть почти наверняка бин Салмана. 

В то же время, в отличие от остальной страны, здесь планируется разрешить алкоголь — на морском курорте Sindalah откроют винный бар премиум-класса, отдельный коктейль-бар и бар с «шампанским и десертами», а также розничный винный магазин.  

В Neom обещают внедрить технологии искусственного интеллекта и голографические программы, которые позволят виртуально посетить город, прежде чем, например, инвестировать в него. Как сообщил Wired технический директор проекта, американский специалист по искусственному интеллекту Джозеф Брэдли, Neom станет «первым когнитивным городом» и будет использовать «до 90% данных, генерируемых пользователями», — в обычных «умных» городах используется всего 1%. Так жители города якобы смогут более эффективно лечиться и получать образование.

Также в городе будет установлена система слежения с камерами, дронами и устройствами распознавания лиц. Изначально эту технологию должна была предоставить IBM, однако сейчас компания отказывается комментировать свое участие в проекте.

Обсуждали в контексте Neom и усовершенствование человека на генетическом уровне. Для этого совместно с Softbank в городе собирались запустить проект «Аполлон» — систему «редактирования генома» горожанина, который мог бы «увеличить силу и IQ человека». Softbank, как и многие другие компании, не комментирует информацию о своем участии. 

Вот как описывает репортеру Bloomberg идеальный день в городе британо-канадка Ян Патерсон — в Neom она отвечает за спортивные программы: 

Представьте себе шестиклассника. Когда он просыпается, умные системы в доме сканируют его метаболизм. Так как накануне он съел слишком много сахара, холодильник предложит ему овсянку вместо батончика мюсли, который он хотел. Вместо автобусной остановки он доберется до школы по плавательной дорожке, всю дорогу проплывая брассом с водонепроницаемым рюкзаком.

Развлекать жителей Neom, согласно официальным документам, будут битвы роботов и парк Юрского периода с роботами-динозаврами, а ужинать они будут в мишленовских ресторанах, которых здесь будет больше всего в мире. Кроме того, в документации упоминаются искусственная Луна, роботы-горничные и летающие машины — последнюю идею предложил лично бин Салман. 

Принц вообще рекомендует специалистам «мыслить смелее», ведь его цель — создание чего-то настолько же амбициозного, как и пирамиды Древнего Египта. Среди прочего он захотел, чтобы в Neom был пляж с песком, который будет «светиться, как циферблат часов». Специалисты еще не придумали, как «безопасно воплотить» эту идею в реальность. 

Неужели все это правда построят?

Авторы Neom не скрывают, что им придется «значительно продвинуть строительные технологии», чтобы все это выполнить. Окончательный проект комплекса не утвержден, финальный облик будет определяться «изменением приоритетов, возможностей и проблематики», сказал WSJ один из представителей Neom. 

Тем не менее у проекта есть конкретные сроки. Заселять «Линию» должны с 2030 года. Первый модуль небоскреба, длиной 800 метров, заселят 450 тысячами жителей. К тому времени в городе обещают создать 380 тысяч рабочих мест. Эту секцию построят рядом с населенным пунктом Шарма. Затем к ней с двух сторон пристроят еще 18 секций — и одновременно начнут застраивать конечные точки «Линии»: на мысе Рас Альшейх Хамид и рядом с городом Табук. К тому моменту проект, согласно подсчетам, будут населять два миллиона человек. 

Полностью мегаполис должны достроить к 2050 году. Часть элементов промышленного города Oxagon откроют в 2025-м, а завершат проект к 2030 году. Там собираются разместить 90 тысяч резидентов. Прямо сейчас на территории Oxagon копают фундамент завода для производства «зеленого» водорода и достраивают дата-центр — крупнейший на Ближнем Востоке. 

NEOM

На месте будущего морского курорта Sindalah недавно заработали строительные краны — первый этап планируют завершить к декабрю 2024 года и окончательно достроить проект спустя год. Курорт Trojena закончат к 2026 году — при этом уже известно, что в этом месте пройдут зимние Азиатские игры 2029 года. 

Но пока самый большой построенный объект — разумеется, помимо гигантской траншеи в пустыне — резиденция для королевской семьи, двух тысяч сотрудников и подрядчиков Neom рядом с Красным морем. Выглядят эти дома куда скромнее и консервативнее, чем «Линия». Судя по эскизам, которые удалось получить Reuters, королевские дворцы выдержаны в марокканском стиле. На Google Maps видно, что на территории есть поле для гольфа и вертолетная площадка. Сотрудники и подрядчики Neom живут в однотипных прямоугольных домах с небольшими палисадниками. Их тоже хорошо видно на спутниковых снимках

Спутниковый снимок дворцов недалеко от Neom / Planet Labs PBC / AP / Scanpix / LETA

Чтобы построить остальное, Саудовской Аравии нужно привлечь немалые инвестиции. Помимо государственных фондов, деньги собираются направлять на проект акционеры Neom — как анонсировал бин Салман в июле, торги на фондовой бирже начнутся в 2024 году. Ожидается, что это принесет не менее 250 миллиардов долларов. К 2030 году наследный принц рассчитывает привлечь еще пять триллионов через акции. В то же время, как сообщают источники WSJ, на первые этапы финансирования Neom королевство использовало деньги, взятые взаймы из-за границы. 

Песочница для архитекторов 

Neom — далеко не первый амбициозный архитектурный проект в Саудовской Аравии и вообще в странах Персидского залива. Ближневосточные государства наряду с Китаем остаются крупнейшими клиентами звездных архитекторов из Европы и США. К примеру, одним из самых примечательных проектов француза Жана Нувеля стал Лувр в Абу-Даби — постройка с двухслойным узорчатым куполом, который защищает музейные залы от перегрева, открытая в 2017 году. 

Нидерландец Рем Колхас прославился во многом благодаря штаб-квартире китайского национального телевидения CCTV в Пекине. Он откровенно заявляет: сильная власть — вот что нравится ему в работе на Китай. Здесь могут действовать с инициативой и размахом, которые едва ли представимы где-то еще. 

Неудобная правда заключается в том, что на родине Нувеля и Колхаса подобные проекты действительно появляются куда реже или попросту невозможны из-за плотности застройки, более высокой оплаты труда и недовольства налогоплательщиков. Поэтому пока критики упрекают Neom в неэтичности и неэкологичности, архитекторы и другие профессионалы видят в нем «песочницу» для воплощения самых безумных идей. 

Именно в ближневосточных странах и Китае выполнены самые масштабные объекты Захи Хадид. Ее осуждали за пособничество авторитарным режимам — и больше всего ей досталось за стадион «Аль-Джануб» в Катаре, где во время подготовки к чемпионату мира по футболу погибло много рабочих-мигрантов (по данным Guardian — более 6,5 тысячи человек). Хадид на это отвечала, что была не в силах повлиять на ситуацию.

Сама же идея о строительстве линейного города не нова. Другое дело, что ее никто и никогда не воплощал всерьез, да еще и в таком гигантском масштабе. Впервые она появилась еще полтора столетия назад: тогда, в конце XIX века, испанский инженер и градостроитель Артуро Сориа-и-Мата написал первую теоретическую работу на эту тему. 

В XX веке появилось множество схожих концепций: к примеру, проекты Магнитогорья советских архитекторов-авангардистов Ивана Леонидова и Михаила Охитовича, «Поточно-функциональная схема» наркома финансов СССР Николая Милютина или американский вариант — «Дорожный город» Эдварда Чамблесса. 

Визуально «Линия» больше всего похожа на проект 1969 года, который высмеивает неконтролируемую экспансию и однообразие современной архитектуры. Это серия фотоколлажей Continuous Monument («Бесконечный монумент») архитектурной группы Superstudio. На них изображен монолитный небоскреб, который прорезает природные и городские ландшафты, охватывает Гранд-каньон и Манхэттен.

Когда в 2021 году The New York Times спросили у одного из последних ныне живущих членов Superstudio, архитектора Джан Пьеро Фрасинелли, что он думает о «Линии», тот ответил: «Видеть, как придуманные вами утопии воплощаются в жизнь, — не то, о чем вы мечтаете».

Но было бы несправедливо называть Neom городом-миражом и полностью отказывать ему в праве на существование. Создатели павильона ОАЭ на прошлогодней Всемирной выставке в Дубае бесконечно напоминали, что еще недавно большую часть страны занимала пустыня. Но прошло 30 лет — и теперь Дубай, очевидно, стал вдохновителем для бин Салмана и его главным соперником.

6 месяцев назад

Ася Зольникова

Komentarų nėra: