23 февраля — День Терминалий, праздник нерушимости границ.
Историки затрудняются объяснить, почему именно 23 февраля было выбрано как "День Красной (Советской) Армии", а впоследствии — "День защитника Отечества".
Официальное объяснение: "в ознаменование массового вступления добровольцев в Красную Армию в 1918 г. и мужественного сопротивления германским захватчикам, в честь отпора кайзеровским войскам под Псковом и Нарвой".
На самом деле, если 23 февраля 1918 года и шли бои, то с неблагоприятным для красных исходом. Так, Псков был занят 24 февраля ротой немецких самокатчиков (мотоциклистов), причем, согласно донесению командования, город удалось бы отстоять, если бы было оказано какое-либо сопротивление.
Однако четыре года спустя Л. Троцкий подписал декрет Реввоенсовета, объявлявший этот день праздником в честь создания Красной армии в 1918. Позднее, когда Троцкий был осужден и изгнан из страны, датировка праздника становилась все менее понятной.
Так, в 1935 году нарком обороны К. Ворошилов в "Правде" отмечал, что "приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами".
Очевидно одно: инициатива празднования 23 февраля принадлежала военному наркому Троцкому, одному из самых эрудированных большевистских вождей, нацеленному на мировую революцию.
Для символического укрепления нового строя он искал широчайших исторических параллелей, в том числе и в древнем Риме, которым вдохновлялась еще французская революция, в свою очередь вдохновившая русскую.
23-го февраля отмечалось в древнем Риме как праздник священных границ, нерушимых рубежей - "терминов". Терминус — пограничный камень или столб, межевой знак; граница, предел (от глагола "terminаre", размежевывать, отделять, разграничивать). Отсюда "термин" - слово с точно определенным значением; "терминал" - вводное и выводное устройство компьютерной системы; "терминация" - завершение).
Под терминами в Риме понимались как государственные границы, так и межи частных владений. О Терминалиях рассказывается в эпической поэме Овидия "Фасты":
Ночь миновала, и вот восславляем мы бога, который
Обозначает своим знаком границы полей.
Термин, камень ли ты иль ствол дерева, вкопанный в поле,
Обожествлен ты давно предками нашими был.
Римляне совершали над межевыми знаками обряды почитания и жертвоприношения. Всякий, кто отодвигал пограничный камень, считался ПРОКЛЯТЫМ и мог быть оштрафован или даже казнен.
Владельцы прилегающих полей собирались у общего пограничного знака, термина, и каждый украшал гирляндами свою сторону камня или столба. Обряд освящался жертвоприношениями и возлияниями — медом, вином, молоком, зерном...
Терминалии праздновались для того, чтобы освятить границы как основу мира и содружества между соседями, всеми, кто разделяется границами — и соединяется ими.
Без терминов, освящающих межи, началась бы междоусобица и война всех против всех. У людей нет ничего более общего, чем границы, разделяющие их.
Овидий обращается к Термину:
Грань ты народа, и грань городам, и великим державам,
А без тебя бы везде спорными были поля.
Ты не пристрастен ничуть, и золотом ты неподкупен,
И по закону всегда сельские межи блюдешь....
Если же сдвинут тебя или плугом, или мотыгой,
Ты возопи: "Вот твое поле, а это его!.."
Термины были столь же почитаемы, как и пенаты, - божества домашней жизни, хранители очага. В сущности, пенаты и термины вместе охраняют покой общества: одни - освящая внутренность дома, а другие - границу участка (двора, поля, надела).
Сегодня, когда границы снова начинают трещать и стираться с карт, как никогда важно вспомнить исконный смысл 23 февраля — праздника (не нарушения, а) освящения границ.
Причем охрана своих границ — это одновременно и ОХРАНА ЧУЖИХ ГРАНИЦ, в том числе ОТ СОБСТВЕННЫХ ВТОРЖЕНИЙ.
Граница свята, поскольку разделяет. День Терминалий — это по сути и праздник ненасилия, независимости сопредельных территорий, защищенных друг от друга общей границей.
С той и с другой стороны тебя два господина венчают,
По два тебе пирога, по два приносят венка...
Попросту празднуют все, и пируют соседи все вместе,
И прославляют тебя песнями, Термин святой!
Термина называли "недвижимым", или "неприкосновенным" богом, на нем можно видеть девиз: Concedo nulli — "никому не уступаю".
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą