«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

sekmadienis, vasario 19, 2023

Kinas apie Zelenskį. На Берлинале-2023 показали «Суперсилу»

 

Миссия Шона Пенна – или успех, или "нам всем п***дец"!


Наталья Якимович, продюсер и писательница / life.pravda, 19 февраля 2023

Лента Шона Пенна и Аарона Кауфмана "Суперсила" стала центральным событием в Берлинале. Показ внеконкурсный, но именно им подчеркнули официальную позицию солидарности с Украиной. Украинские фильмы-участники, а их шесть, в главную конкурсную программу тоже не попали.

"Суперсила" – это этакая пиар-открытка из воюющей Украины от голливудских звезд, собранная из подручных материалов. Харизма и слава Шона Пенна проложила дорогу фильму на Берлинале и готова убеждать иностранцев в необходимости помогать украинцам оружием. Актер взялся за работу промоутера по украинскому вопросу с большим рвением. Его увлечение украинцами и президентом Зеленским способно заражать.

Фильм был задуман до войны. Продюсер Билли Смит предложил Шону Пенну снять кино об удивительной комике, которая неожиданно даже для себя, после роли в сериале стал президентом страны. "Это будет весело" – убеждал он. Приятели тогда мало что знали об Украине и точно не думали, что попадут в эпицентр военных событий.

Читая о замысле фильма и хронологии событий в допремьерных публикациях, я была уверена, что Пенн записал первое большое интервью с Зеленским до эскалации войны. И в фильме мы увидим, как изменилась риторика президента мирной страны, когда он вынужден призывать людей воевать.

Шон Пенн общается с ведущим церемонии открытия 73 Берлинале. Фото: Monika Skolimowska, Getty Images

Однако творческой удачи, по-моему, как раз и не произошло. Интервью с Зеленским было запланировано на 24 февраля и растерян, злой напуганный Шон Пенн в смокинге вернулся в гостиницу ни с чем. То есть интервью с Президентом прошло уже во время полномасштабных военных действий.

Однако зритель увидит определенную трансформацию "в эфире". И это не о "старении на 10 лет" украинского президента, как написали зарубежные кинокритики, потому что нам эти изменения и так очевидны. Я о взаимодействии Пенна и Зеленского, которые через полгода после первой встречи стали друзьями. По крайней мере, летнее интервью в садике Банковой выглядит, как разговор двух давних друзей.

Шон Пенн и Аарон Кауфман представят фильм "Суперсила" на 73-м Берлинале. Фото: Sebastian Reuter/Getty Images

Примечательно, что Пенн увлекается не только Зеленским, но и буквально каждым новым героем в кадре. Он живо выпивает с ветеранами в пиццерии Леонида Остальцева, с журналистами иностранных медиа, слушает жену погибшего во время Майдана активиста, останавливается возле какого-нибудь случайного протестующего – ему все интересно. Несколько раз в ленте звучит, что не было причин для нападения. И это очень важный акцент для западной аудитории, которая продолжает подталкивать к мирному сценарию развития событий – "если отдать Путину вожделенное и не провоцировать".


Очевидно, что опыт, который авторы фильма пережили через несколько дней февраля в Украине, не отпускает их и по возвращении домой. Они снимают в США специалистов по истории Украины и российско-украинским отношениям. Щедро делятся своими ощущениями, воспоминаниями и размышлениями.

Шон Пенн разворачивает активную проукраинскую кампанию в Америке. Он говорит об оружии в студиях на телевидении, на встречах с конгрессменами.

Шон Пенн на презентации фильма "Суперсила" на 73-м Берлинале. Фото: JOHN MACDOUGALL/AFP via Getty Images

Съемки в США значительно ярче и более скомпонованы, потому что фильм снят подчеркнуто небрежно. И если до дрожания камеры при проходе через пустой тревожный Майдан нет вопросов, то реально непонятно, почему вешалки для одежды "торчат из головы" министра иностранных дел Дмитрия Кулебы. Очевидно, что запись этого интервью проходила в номере хорошей гостиницы и вряд ли была спонтанной. Но композиция кадра и свет очень странны.

По-видимому, в какой-то момент режиссеры вообще перестали заниматься картинкой и сосредоточились на своих рефлексиях. Только россиянин Илья Пономарев сидел на отдельном стуле на фоне пейзажа с Софиевской колокольней. Остальные спикеры врезались в кадр с Шоном Пенном за столиками тусклых кафе. Такое впечатление, что режиссерам было безразлично и относительно света, и относительно антуража.

Шон Пенн посещает Офис Президента Украины в ноябре. Фото: пресс-служба Президента Украины.

Заметна была разница и в записи "видео связи" с Андреем Ермаком . С украинской стороны его снимали с профессиональным светом на фоне мешков с песком, пожалуй, операторы президента. В то время как Шон Пен сгорбленно сидел над ноутбуком, выставленным над книгами, разговаривая по видео с уставшим Зеленским. 

Конечно, картинка вторична, если в кадре звучит что-то важное, однако украинцы не узнают ничего нового или глубокого из уст героев. В конце концов, мы и не являемся аудиторией фильма. Когда на экране Владимир Кличко начал говорить: "Киев, из зе кепитал" по залу пронеслись одиночные смешки, а иностранцы удивленно переглянулись – почему? А вот на момент, когда Зеленский сказал президенту США: "Мне нужна не эвакуация, а амуниция!" – все единодушно зааплодировали.

Где-то в начале фильма рассказывают, как Украина в 1991 добровольно отказалась от ядерного оружия и получила гарантии безопасности, в частности от США, и что эта договоренность была безнаказанно нарушена 9 лет назад Россией. Примечательно, что этот эпизод проиллюстрирован архивом, где больше всего российского президента Бориса Ельцина, обнимающегося то с Джорджем Бушем, то с Биллом Клинтоном. Только в одном кадре есть незаметный Леонид Кучма, на краю стола.

Шон Пенн и Аарон Кауфман на пресс-конференции фильма "Суперсила" на специальной Галапрограмме Берлинале. Фото: STEFANIE LOOS/AFP via Getty Images

"Я не думаю, что кто-то действительно понимал, что такое Украина", — сказал сорежиссер Кауфман после премьеры в Берлине. Но надо отдать должное, что экскурс в историю был четким и объемным, как это возможно в таком лаконичном формате. Революция Достоинства, венок бьет Януковича, Порошенко, который не провел реформы… дальше много Зеленского, имитирующего игру на рояле без трусов или танцующего на "Вечере с 95 кварталом".

Интересно, что большинство спикеров фильма не были избирателями Зеленского. Юлия Марушевская даже признается, что была огорчена, но это был демократический выбор. "Потом будем разбираться кто и что. Главное – победить сейчас" – отвечает на вопрос о руководстве государства военный в блиндаже.

Шон Пенн посещает офис Президента Украины в ноябре 2022 года. Фото: пресс-служба Президента.

Кстати, эпизод с визитом на 0 показался мне совершенно излишним и неоправданным. Похоже, что Шону Пенну в какой-то момент не хватило в Киеве острых ощущений. И, пользуясь протекцией первого лица государства, он отправился в более опасную зону. Непонятно только, чтоб что?

По видео это просто пересадка из машины в машину, одевание бронежилета, чувство опасности и удивленные выражения лиц наших военных. Видно, как они стараются спокойно воспринимать дополнительную мрак и ответственность за голливудских гостей. Нет никакого пиетета, есть ощущение неуместности. Команда под прикрытием солдат идет в блиндаж в 130 метрах от российских позиций. Выглядит все рискованно, неоправданно ни художественной, ни документальной ценностью материала. Просто прихотью.  

Это кино не о Зеленском и даже не об Украине. Это фильм, об американском актере, который приехал в неизвестную страну, чтобы снять забавную историю, а попал в мясорубку истории, проникся чувствами и идеалами людей и нашел там свою миссию.

Именно Шон Пенн центральный персонаж, который злится на неудачное время интервью, борется со страхом, осознавая историчность момента, болеет, нервничает, хочет разобраться, сомневается, ищет поддержки и, наконец, не может успокоиться даже после монтажа фильма.

Его драйвит борьба украинцев, он влюбляется в них и в Украину. Не прячет политкорректно бутылки спиртного, постоянно курит… Очевидно, что он еще не раз приедет в Украину и будет путешествовать по миру с кратким и убедительным резюме, произнесенным после премьеры: "If Russia wins, we are f*cked" (Если Россия победит, нам всем п***дец).

Наталья Якимович, специально для УП.Жизнь из Берлина, Германия



На Берлинале-2023 показали «Суперсилу» — документальную картину Шона Пенна о Владимире Зеленском во время войны Этот фильм — полная противоположность пропагандистскому кино Оливера Стоуна о Путине


16:54, 18 февраля 2023 Источник: Meduza
Владимир Зеленский и Шон Пенн в Киеве. 11 августа 2022 года
Sven Simon / The Presidential Office of Ukraine / Scanpix / LETA

На Берлинском кинофестивале показали документальный фильм Шона Пенна и Аарона Кауфмана «Суперсила». Изначально картина задумывалась как рассказ о Владимире Зеленском — комедийном актере и шоумене, который неожиданно для многих в 2019 году стал президентом Украины. Но полномасштабное российское вторжение внесло изменения в сюжет. В результате у Пенна и Кауфмана получилась история о силе духа Зеленского на фоне самых тяжелых событий в истории его страны. Кинокритик «Медузы» Антон Долин посетил премьеру и рассказывает о «Суперсиле».



Во многих смыслах «Суперсила» — неуклюжий, угловатый, очень несовершенный фильм. Но его одушевляет настолько сильная эмоция, что во всех огрехах и длиннотах видится не недостаток, а лишь напряженный поиск того нового языка, который кинематограф всякий раз буквально вынужден выработать перед лицом большой катастрофы — войны.

Свидетелем полномасштабной войны России и Украины стал всемирно известный актер и режиссер, дважды лауреат «Оскара» Шон Пенн. Он и его коллега Аарон Кауфман (автор документальных «Крестоносцев» о «Свидетелях Иеговы» 2021 года) еще до начала вторжения задумали снять фильм-портрет президента Владимира Зеленского. В итоге замысел вырос в нечто большее — как и сообщает название, фильм о супергерое. Так что и некоторые упрощения, характерные для комикса, здесь объяснимы и простительны. Среди прочего «Суперсила» — ликбез для тех, кто год назад понятия не имел о существовании такой страны, как Украина. 

Невероятно уже то, что Пенн находился в Киеве в канун 24 февраля 2022 года и в сам день, когда начались активные военные действия. А потом с приключениями и немалым трудом выбирался через Польшу обратно домой, в США. Впоследствии он не раз возвращался, брал новые интервью у Зеленского и его сторонников, ездил на передовую в Донбасс. В отличие от множества подобных картин, «Суперсила» — результат личного опыта. Важнее многого другого в ней — эффект присутствия. 

А начиналось все с очень американской предпосылки: рассказать увлекательную и мало кому на тот момент известную в США историю о популярном комедийном артисте, возглавившем большую европейскую страну. Война смешала все карты, радикально изменив нарратив. Менялся на глазах и главный герой фильма — его преображение за 2022 год стало ключевой линией сюжета. 

Впрочем, героев тут два. Пенн и Кауфман исследуют природу таланта Зеленского и то, как способности незаурядного шоумена помогли ему стать эпическим героем не только для Украины, но для всего мира. Одновременно с этим не без доли нарциссизма голливудский актер фиксирует собственные приключения в охваченной войной чужой стране. На протяжении всего фильма на его лице — искреннее удивление от всего пережитого. Он, кажется, настолько шокирован, что так и не успел толком испугаться. Пенн в этом случае не играет роль обычного американца со всеми его предрассудками, а является им на самом деле. Однако, как опытный режиссер, использует эту маску для драматического эффекта. Например, с помощью параллельного монтажа показывает, как съемочная группа срочно спасается из оказавшегося под ударом Киева, а Зеленский и его команда мужественно решают остаться в столице. 

Шон Пенн на передовой в Донецкой области. 18 ноября 2021 года
Ukrainian Joint Forces Operation / AFP / Scanpix / LETA

«Суперсила» (название — отсылка к песне* из «Слуги народа») предстает антиподом лукавых документально-пропагандистских фильмов Оливера Стоуна, который обожает играть в объективность. Шон Пенн не скрывает своей пристрастности, постоянно повторяя два ключевых для него слова — «вдохновение» и «свобода».

При этом он без подтасовок и честно рассказывает о своем герое и не самые приятные факты. Связи с олигархом Игорем Коломойским, сомнительный имидж Зеленского как актера и шоумена, скандал с Дональдом Трампом, наконец, скепсис некоторых украинцев в отношении «пророссийского», как казалось поначалу, президента — все это подробно проанализировано на экране.

А потом череда драматичных кадров и эпизодов оборачивается хроникой личной эволюции Зеленского. Ее емко суммирует один из персонажей фильма — закаленный боец, поначалу уверенный, что большой войны президент Украины не выдержит, а в финале разводящий руками: «Зеленский — fucking молодец». 

Трудно представить зрителя, который сделал бы иной вывод, — и в этом «суперсила» фильма Пенна и Кауфмана. В нем нет какой-то принципиально новой информации или неожиданных выводов, зато есть умелая апелляция к широкой публике, которая определенно не останется равнодушной к увиденному. 

Кадр из фильма «Суперсила» / Berlinale

В первый день фестиваля в Берлине меня занесло в обычный мультиплекс на блокбастер Marvel «Человек-муравей и Оса: Квантомания». Картина идет по миру без большого успеха, не понравилась она и большинству критиков. Как вышло, что обаятельные герои вдруг потеряли свою власть над аудиторией и, попав в невидимое глазу Квантовое Царство, будто и вправду уменьшились так, что их не разглядеть?

Возможно, на фоне подлинных катаклизмов выдуманные противостояния лишаются смысла. Сегодняшняя роль Голливуда в другом — использовать свою медийную мощь, чтобы говорить во всеуслышание о важном, вспоминать и применять свою способность верить в победу добра и приближать ее по мере сил. Именно этим и занимается Шон Пенн.

6 лет назад

песне*

Что за песня?
Я люблю свою страну, Люблю свою жену. Люблю свою собаку.
Я — всего на свете член. Почти что Супермен, Но редко лезу в драку.
Знает весь двор, мой приговор —«Слуга народа».

Антон Долин



Культура и кино не могут быть вне политики, когда это – политика агрессии – обращение Президента Украины к участникам и гостям 73-го Берлинского международного кинофестиваля


17 февраля 2023 года - 00:36 president

Уважаемые организаторы, участники!
Друг Украины Шон и гости 73-го Берлинского кинофестиваля!
Дамы и господа!

Готовясь к этому обращению, я вспомнил термин, хорошо знакомый вам всем. «Сломать четвертую стену». Воображаемую границу между тем, кто на экране, и зрителем. В то же время кино способно преодолевать и другие стены и барьеры, существующие в мире. И реальные, и мировоззренческие.

Достаточно вспомнить историю великого немецкого режиссера Вима Вендерса. На мой взгляд, он, в некотором смысле слова, сломал Берлинскую стену за два года до ее фактического падения. В выдающемся фильме «Небо над Берлином», где расколотый надвое город объединяют ангелы, свободно летающие над стеной. Тогда Вендерс даже представить не мог, что когда-то, по сути, на этом же месте, он будет открывать 50-й Берлинале. Там, где когда-то была стена и пустота, теперь бурлит жизнь и бьется сердце Берлинале.


И это, мне кажется, очень символично. Многие годы Потсдамскую площадь «перерезала» Берлинская стена. Формально она разделяла Западный и Восточный Берлин. Она разделяла свободный и тоталитарный мир. И речь не только о государственных границах на карте.

Стена разделяла разные мировоззрения, философии, разные ценности. Сегодня такую же стену в Украине стремится построить Россия. Стену между нами и Европой. Чтобы отделить Украину от собственного выбора и собственного будущего. Стеной между свободой и рабством. Между правом на жизнь и ракетными обстрелами. Между развитием и руинами, которые после себя оставляет Россия. Стеной между цивилизацией и тиранией.

Возникает логичный вопрос: на какой стороне должна быть культура и искусство? До сих пор они вне политики?

Россия ведет полномасштабную войну против нас почти год. Почти год обстреливает и разрушает мирные города, почти год убивает людей, убивает женщин и детей, угрожает миру ядерным ударом, провоцирует продовольственный, энергетический, экологический, миграционный и другие кризисы на всех континентах. Может ли искусство быть вне политики? Должно ли кино быть вне политики?

Это извечный вопрос, но сегодня снова крайне актуальный.

Я думаю об этом, когда слышу странные призывы к представителям российского спорта, читаю о странных приглашениях российских музыкантов, дискуссиях о деятелях науки, кино и в целом культуры. Я думал об этом сегодня ночью, когда Россия в очередной раз совершила массированную ракетную атаку на Украину. 36 ракет и иранские дроны!


Культура и кино могут быть вне политики. Но только не тогда, когда это политика агрессии. Не тогда, когда это политика массовых преступлений, убийств, террора, стремления уничтожить другие страны и другие народы. Когда это политика тотальной войны. То есть политика нынешней России. В таких обстоятельствах и в такие времена искусство не может быть нейтральным. Не может быть «вне».

Культура в такие времена делает выбор. Выбирает сторону. И либо разными способами говорит свое слово, чем борется и противодействует злу. Либо не замечает и молчит, чем фактически ему помогает. Потому что когда искусству безразлично и его не слышно, то рупоры зла звучат громче и убедительнее.

Конечно, в глобальном смысле кино не может изменить мир. Но способно влиять и вдохновлять людей, которые могут изменить мир. Хорошее кино вызывает эмоции. Культовое кино вызывает перемены. В борьбе человечества с любым злом всегда звучит два голоса. Это правда и пропаганда.

На время пропаганда способна заглушить правду. Но не способна победить окончательно. Если искусство не прекращает борьбу и понимает, что стоять в стороне – значит быть рядом со злом.

Берлинале сделал свой выбор. И подтвердил правильность моего утверждения. Придерживаясь принципов открытости, равенства, диалога без границ и участия кино со всего мира, Берлинале сделал выбор. На нынешний фестиваль не допущены институты и персоны, поддерживающие Кремль, и фильмы, снятые при поддержке России. Мы ценим это и благодарны за это. Это действительно важно. Это не формальность – это справедливость.

Мы благодарны за поддержку Украины, внимание к Украине, солидарность с Украиной. Доказательство этого – официальный значок для участников и гостей Берлинале, «Золотой медведь», ставший в этом году сине-желтым. Это цвета Украины. Цвета нашего флага. Мы сделаем все, чтобы вернуть его на законное место и освободить все наши земли.


Ваша поддержка в этом для нас важна, бесценна. Сейчас между нами – тысячи километров. Но мы – плечом к плечу.

Мы говорим на разных языках, но между нами царит полное понимание. Нас разделяет только виртуальная граница. Но между нами нет стены.

Дамы и господа!

В 1951 году прошел первый Берлинский кинофестиваль. Всем вам известны лозунг и цель первого Берлинале. Это «витрина свободного мира». Украина сегодня – это крепость свободного мира. Крепость, которая стоит почти год. Крепость, которая защищает себя, Европу и мир. Крепость, которая не может упасть. Крепость, которая обязательно устоит. И победит.

Верю, вы все окончательно убедитесь в этом, увидев нашу «Суперсилу» – суперсилу Украины.

Слава Украине!


Komentarų nėra: