Крах пророссийской Украины. Как война изменит политическую жизнь украинского Юго-Востока
Константин Скоркин / moscowtimes 2022-12-05
На Юго-Востоке можно будет ждать расцвета националистического популизма с региональным оттенком «русскоязычного патриотизма» — ведь языковые особенности в регионе вряд ли кардинально изменятся при жизни нынешнего поколения. Однако сколько-нибудь значимой базы для пророссийских сил там уже не будет.
Сандурская Софья /Агентство «Москва»
Успешное контрнаступление Украины под Харьковом и Херсоном, помимо прочего, означает, что большая часть русскоязычного Юго-Востока возвращается в украинское политическое пространство. Этот регион всегда занимал особое место в политической жизни страны, и даже после 2014 года пытался предлагать некую альтернативу евроатлантическому курсу Киева.
Однако ориентация местных элит на Москву оказалась для них фатальной — российское вторжение привело к их краху, поставив перед выбором: либо идти в открытые коллаборанты, либо примкнуть к патриотическому консенсусу на третьих ролях. Теперь украинскому Юго-Востоку предстоит найти новых политических лидеров и идентичность.
Большие перемены
Российское вторжение обрушилось прежде всего на те регионы Украины, которые были наиболее лояльны России и голосовали в основном за пророссийские партии. Всего два года назад, на местных выборах 2020-го, пророссийская «Оппозиционная платформа — За жизнь» с Виктором Медведчуком в рядах лидеров выиграла выборы в облсоветы Запорожской, Николаевской, Одесской и Херсонской областей.
Несмотря на обострение отношений с Россией и угрозу войны, в этой части Украины сохранялось в целом положительное отношение к восточному соседу — у 53% на Востоке и 45% на Юге. Хотя доля сторонников присоединения к России была невелика — от 22% в Луганской области до 11% на Херсонщине.
Вторжение российских войск нанесло сокрушительный удар по этим настроениям — в мае 2022 года положительно к России относились всего 4% жителей Востока и 1% — Юга Украины. Зато на рекордные высоты взлетела поддержка вступления Украины в НАТО: до 69% на Востоке и 81% на Юге. Для сравнения: опрос, проведенный 16-17 февраля этого года, всего за несколько дней до начала войны, фиксировал эти показатели на гораздо более низком уровне: 36% на Востоке и 48% на Юге.
Так же стремительно изменились и культурно-исторические ориентиры. Теперь лидера ОУН Степана Бандеру положительно оценивает 65% жителей Востока и 54% — Юга (в 2021 году позитивно к Бандере относились всего 11% жителей юго-восточных областей). Украинский язык теперь называют родным 68% респондентов на Юге и 53% — на Востоке. Хотя в быту по-прежнему доминирует двуязычие — 49% на Юге и 47% на Востоке.
Такая смена общественных настроений не оставляет места для политических проектов, ставящих на особую юго-восточную идентичность, и делает токсичным все, что связано с Россией. Местным политикам приходится или уйти в небытие, или подстраиваться. Показательный пример — мэр Одессы Геннадий Труханов, который выступал против демонтажа памятника Екатерине II вплоть до лета этого года, а теперь поддержал снос.
Судьбы лидеров Юго-Востока
В 2014 году в Крыму и на Донбассе местные элиты не сталкивались с такими проблемами — большая их часть благополучно вписалась в созданные Россией структуры. Сейчас коллаборационизм не стал массовым явлением на оккупированных территориях. Например, фракция «Оппозиционной платформы» в Херсонском горсовете и вовсе осудила российскую оккупацию города. Местные пророссийские политики, за редким исключением, были не идейными сторонниками «русского мира», а скорее коррумпированными оппортунистами, которые противостояли Киеву в основном, чтобы защитить свои неофеодальные привилегии.
На сторону России рискнули перейти лишь немногие, вроде видного херсонского регионала Владимира Сальдо, который в 2002–2012 годах был мэром города, а сейчас возглавил назначенную Россией администрацию. Сальдо пока удерживается в своей должности, а вот многие другие уже успели ощутить на себе серьезность рисков, связанных с таким переходом.
Многим запомнилась загадочная авария, в которой накануне сдачи Херсона погиб заместитель Сальдо Кирилл Стремоусов. При неясных обстоятельствах был убит Алексей Ковалев — херсонский бизнесмен, который был депутатом Верховной Рады от «Слуги народа», а потом объявился на встрече с Сергеем Кириенко как «представитель фермеров». Предположительно, украинская тероборона убила мэра Кременной Владимира Струка, в прошлом видного луганского регионала. А бывшего депутата Александра Ржавского, активного сторонника диалога с Россией, убили в Буче российские мародеры.
Переходить на сторону России в таких условиях — сомнительная перспектива, но и продолжение работы в Украине сулит политикам Юго-Востока мало хорошего. Сотрудничество ряда пророссийских политиков с Кремлем развязало руки украинской власти для борьбы со всеми прежними политическими проектами Юго-Востока. Под запрет попало 12 партий, в том числе пророссийская «Оппозиционная платформа — За жизнь» и более умеренный «Оппозиционный блок», связанный с олигархами Ринатом Ахметовым и Вадимом Новинским. За запретом партий последовал и роспуск их фракций в Верховной Раде и местных советах.
Связанные с этими проектами политики разлетелись кто куда. Виктора Медведчука сначала арестовали, а затем передали России в обмен на украинских пленных. Связанные с ним лидеры «Оппозиционной платформы» Вадим Рабинович и Тарас Козак покинули страну еще накануне российского вторжения. Более умеренная часть партии, связанная с Юрием Бойко и Сергеем Левочкиным, пытается зарегистрировать новую депутатскую группу, однако их шансы сохранить былое положение выглядят призрачными.
Неудивительно, что часть бывших пророссийских политиков пытается приспособиться к новой реальности, присоединившись к патриотическому консенсусу. Прежде всего это относится к деятелям «Оппозиционного блока», то есть умеренной части пророссийского спектра из тех, кто ориентировался на Ахметова.
Яркий представитель «Оппоблока» Александр Вилкул, баллотировавшийся в президенты от этой партии, возглавил штаб обороны Кривого Рога. Михаил Добкин, не менее знаменитый экс-губернатор Харьковской области, и вовсе ушел добровольцем на войну (сенсацией стали его фронтовые фото с флагом УПА на кепке). В патриотическом лагере оказались считавшийся пророссийским мэр Одессы Геннадий Труханов и городской голова Харькова Игорь Терехов, соратник и преемник Геннадия Кернеса.
Что будет
Политический проект «русскоязычной Украины» провалился. Его представители не смогли сформулировать привлекательную альтернативу евроатлантическому курсу в рамках национального государства. Политики украинского Юго-Востока предпочитали ориентироваться на российскую модель авторитаризма, из-за чего ассоциировались, прежде всего, с советской ностальгией и постсоветской коррупцией.
Но основной удар по позициям пророссийских сил, как ни парадоксально, нанес сам Кремль, обрушив свою военную машину на исторически лояльные регионы. В нынешних условиях украинская власть покончила с остатками пророссийских партий, находясь при этом в согласии с большинством общества.
Чем бы ни закончилась нынешняя война в Украине, в будущем сложно представить существование в стране политических проектов, подобных Партии регионов Виктора Януковича или «Оппозиционной платформе» Медведчука. «Тема дружбы с Россией выпадет из нашей политики. Даже тема мира, примирения в условиях продолжающейся агрессии будет восприниматься как предательство», — убежден политолог Владимир Фесенко.
Представители украинской власти также неоднократно заявляли, что не допустят возрождения политических сил, ориентированных на Россию. Один из «ястребов» администрации Зеленского Алексей Данилов говорил, что «члены и руководители пророссийских партий должны быть лишены права участвовать в политической жизни Украины».
Однако крушение старой системы, где пророссийские партии играли роль политического выбора Юго-Востока, создает проблему представительства этого региона. В условиях войны сложно разглядеть будущие контуры украинской политики, но можно предположить, что вакантное место постарается занять пропрезидентская партия «Слуга народа», имевшая здесь хорошие позиции еще до войны. Выдвинутся и новые региональные лидеры — поколение, поднявшееся во время войны: ветераны, гражданские активисты и волонтеры, представляющие своеобразную военную демократию.
Новые политические лидеры украинского Юго-Востока заметны уже сегодня — например, губернатор Николаевской области Виталий Ким, получивший всеукраинскую известность благодаря своим видеообращениям во время обороны Николаева весной этого года.
Здесь можно будет ждать расцвета националистического популизма с региональным оттенком «русскоязычного патриотизма» — ведь языковые особенности в регионе вряд ли кардинально изменятся при жизни нынешнего поколения. Однако сколько-нибудь значимой базы для пророссийских сил там уже не будет. Большие политические проекты «русскоязычной Украины» безвозвратно уходят в прошлое.
Материал впервые был опубликован на сайте Фонда Карнеги.
Журналист, исследователь политической жизни Донбасса.
PФ перед войной разделила украинцев на 4 группы, первая подлежала ликвидации – британские аналитики
Марта Гичко / unian 12:34, 04.12.22
По замыслу россиян, разделение должно было помочь склонить украинцев к оккупации.
Оккупанты планировали разделить украинцев на группы / фото REUTERS
Россияне тщательно продумали малейшие детали при планировании полномасшабного вторжения в Украину . Для подавления сопротивления населения они разделили украинцев на четыре группы.
Об этом говорится в отчете Лондонского Королевского института объединенных служб (RUSI), исследующего вопросы войн и вооружения в интересах британской армии за первое полугодие войны, пишет " Бабель ".
Перед вторжением россияне разделили украинцев на четыре группы:
- первая группа – те, кого нужно ликвидировать физически;
- вторая – те, кого надо подавлять и притеснять;
- третья – нейтральные граждане, которых можно склонить к сотрудничеству;
- четвертая – потенциальные коллаборанты.
"Существовал конкретный список первой группы, куда попали активные участники Революции достоинства. Российская ФСБ тренировалась их захватывать или убивать. Вторую категорию планировали обнаружить, обходя дома. Затем для этих людей должны были создать фильтрационные лагеря. После фильтрации "особо ненадежных" планировали депортировать в рос. А в Украине их бы "перевоспитывали" завезенные из России "учителя" и другие официальные лица", - пишет издание.
Кроме того, россияне планировали привлечь к принятию оккупации депутатов в Верховной Раде. Пророссийские нардепы должны были создать "Движение за мир" и побуждать присоединиться к нему других политиков. Это движение должно запретить протесты против оккупации. Если бы некоторые регионы с этим не согласились, их отключили бы от энерго- и водоснабжения, а также от финансовой системы через механизмы Нацбанка.
Война России против Украины
24 февраля 2022 г. Россия полномасштабно вторглась в Украину. Наступление происходило по нескольким направлениям, в частности из Донбасса, Беларуси и Крыма. Через несколько месяцев войны РФ выпустила по Украине тысячи ракет. В последние недели РФ уничтожает энергосистему Украины, обстреливая объекты критической инфраструктуры.
По данным разведки, Россия уже использует стратегический запас по некоторым видам вооружения, а в течение двух месяцев РФ вывозила артиллерийские боеприпасы 122 мм, 152 мм из Белоруссии.
Россияне подробно планировали войну. В частности, в Киевской области российские оккупанты планировали выдать жителям паспорта времен СССР.
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą