Войны, которые проиграла Россия. Бегство, поражение, разгромы и другие жесты доброй воли
pravda / МИХАИЛ КРИГЕЛЬ - ПЯТНИЦА, 7 ОКТЯБРЯ 2022, 05:30
КОЛЛАЖ: АНДРЕЙ КАЛИСТРАТЕНКО
Российский "новоязык" 2022 года обогатился словосочетаниями, которые окончательно вытеснили слова "отступление", "поражение" и "бегство". Вот некоторые из них:
Кардинальное сокращение военной активности в целях повышения взаимного доверия на переговорах.
Утрата остойчивости в условиях штормового волнения.
Детонация нескольких авиационных боеприпасов из-за нарушения техники пожарной сохранности.
Ряд отвлекающих и демонстрационных мероприятий с обозначением настоящих действий войск.
Процесс такой словозамены не нов для "русского мира". К примеру, в начале 19 века то же самое выглядело так:
"В газетах, из которых впервые узнал старый князь об Аустерлитском поражении " , было написано, как и всегда, достаточно кратко и неопределенно, о том, что русские после блестящих баталий должны были отретиться и ретировку сделали в совершенном порядке. Старый князь понял из этого официального сообщения, что наши были совершенно разбиты", – описывал Лев Толстой в романе "Война и мир" о создании пропагандистами альтернативной реальности.
Желание российских властей промывать мозги соотечественникам не изменилось за два столетия. Осовременились разве что технологии и формулировки. "Ретисовет в совершенном порядке" 1805-го изменил "сворачивание и организованное опрокидывание войск на более выгодные рубежи" 2022-го.
История любой страны состоит из побед и поражений в войнах. И только история России в подсознании ее населения является конвейером непрерывных побед. Так постепенно появился миф о непобедимости "второй армии мира" и "оружии, которым нет равных" .
Вспоминаем три войны, проигранные Россией в 19-м, 20-м и 21-м веках, и о том, как пропаганда пыталась представить поражения победами.
"Россияне! Труды ваши были не даром"
Вечером 19 октября 1847 г. на одной из узких улиц Вифлеема православный епископ Серафим со свитой и группа католиков-францисканцев не договорились, кто кому должен уступить дорогу. Как часто бывает на Святой земле, в ход быстро пошли камни и палки.
Шесть лет спустя эта ссора приведет к Крымской войне с участием четырех империй – Российской, Британской, Французской и Османской, – в которой погибнут или умрут от ран более 200 тысяч человек (в том числе более 140 тысяч россиян), Севастополь уничтожат, а мифа о непобедимости русской армии будет нанесен сокрушительный удар.
Русские потребовали от Османской империи, частью которой тогда была Палестина, вернуть православным ключи от храма Рождества Христова в Вифлееме. А также предоставить России протекцию над миллионами христиан в Османской империи.
Отказ в Петербурге восприняли как пощечину и начали готовиться к войне. Рассчитывали на то, что европейские монархии не пойдут дальше "глубокого беспокойства".
14 июня 1853 года русский император своим манифестом объявил о начале "специальной военной операции". Если сравнить этот текст с обращением Владимира Путина 24 февраля 2022, можно заметить, что за 169 лет риторика не изменилась:
"Истощив все убеждения и с ними все меры миролюбивого удовлетворения справедливых наших требований, мы признали необходимым двинуть войска наши в Придунайские Княжества, чтобы доказать Порте (другое название Османской империи – УП), к чему может вести ее упорство… Не завоеван ищем мы: в для них Россия не нуждается. Мы ищем удовлетворения справедливого права, столь явно нарушенного" .
К тому времени два армейских корпуса России для "удовлетворения справедливых требований" уже отправились для захвата находившихся под властью Османской империи Дунайских княжеств – Молдавии и Валахии.
Так началась Крымская война, где России пришлось столкнуться не только с Османской империей, но и с армиями Англии, Франции и Сардинии.
Альтернативная реальность: Россия победила в Крымской войне
Россия не вытягивала логистику на огромном театре военных действий, не смогла перевести промышленность на военные рельсы, не смогла создать численное превосходство над противником, ее парусный флот уступал паровому флоту союзников.
В своей книге о Крымской войне британский историк Клайв Понтинг пишет, что российские войска "в основном состояли из рабов-солдатов, вооруженных в лучшем случае пушками 18 века, стрелявшими на четверть расстояния и с половиной скорости англо-французских пушек".
О том, что "спецоперация идет по плану" и "все ее цели будут выполнены", россиянам не забывали сообщать даже тогда, когда стало понятно, что дело идет к сокрушительному поражению. Даже "отрицательное всплытие" Черноморского флота в Севастопольской бухте в сентябре 1854-го подали как торжество русского духа: "С честью отслужив отечеству определенный срок, суда эти заживо похоронили себя во влажной могиле, чтобы окончательно обезопасить свой родной город".
Через два с половиной года, пока продолжалась Крымская война, успел умереть Николай I, на престол взошел Александр II. Ему и пришлось согласиться с унизительными для России условиями мирного договора, среди которых было запрещение держать в Черном море военный флот.
Но понять, что Россия проиграла эту войну, с царского манифеста о Парижском мире 1856 г. было сложно.
"Будущее участие и права всех христиан на Востоке обеспечены. Султан торжественно признает их... Россияне! Труды ваши были не напрасны" , – заверил император подданных.
Была и другая оценка случившегося. Но знать ее "народу-богоносцу" было вредно для самочувствия.
"Наше несчастье в том, что мы не можем сказать стране, что эта война была начата бессмысленно благодаря бестактному и незаконному поступку – захвату [Дунайских] княжеств, что война велась плохо, что страна не была к ней подготовлена, что не было ни оружия, нет снарядов, что все отрасли администрации плохо организованы, что наши финансы истощены, что наша политика уже давно была на ложном пути, и что все это привело нас к тому положению, в котором мы теперь находимся» , – делилась императрица Мария Александровна со своей фрейлиной Анной Тютчевой.
"Нам япошки ничем - переколем кирпичом"
Спустя полвека Российская империя наступила на новые грабли – на этот раз на Дальнем Востоке.
"Новый 1904 год начался фортисимо - с внезапно начавшейся грохота войны с японцами, - вспоминал российский художник Александр Бенуа. - Почти все отнеслись к ней с удивительным легкомыслием - как к какой-то мелочной авантюре, из которой Россия не может не выйти победительницей "Подумайте. Эти наглецы япошки, макаки желтопики, и вдруг полезли на такую махину, как необъятное государство Российское с его более чем стомиллионным населением".
Не отставал от культурной элиты и народ. "Запрягай, папаша, кур, мы поедем в Порт-Артур. Нам япошки нипочем – переколем кирпичом", – пели на улицах российских городов.
"Народ-бурундук". Российская карикатура времен войны с Японией.
Представить, что в России что-то может пойти не столько в "маленькой победоносной войне", не мог никто. Император мечтал о создании "Желтороссии" в Маньчжурии. Военные утверждали, что японская армия не представляет угрозы для России.
Настроения стали меняться, когда с Дальнего Востока один за другим стали поступать сообщения о катастрофе: сдача русскими Порт-Артура, поражение при Мукдене, уничтожение русской эскадры в Цусимском сражении, японское вторжение на Сахалин. Впрочем, все это не мешало пропаганде работать.
"Газеты писали, что победы японцев на море не удивительны, – японцы естественные моряки; но теперь, когда война перешла на сушу, дело пойдет совсем иначе. Сообщали, что у японцев нет больше ни денег, ни людей, что под ружье призваны шестнадцатилетние мальчики и пожилые люди. Куропаткин (военный министр – УП) спокойно и грозно заявил, что мир будет заключен только в Токио" , – писал Викентий Вересаев в серии очерков "На Японской войне".
Так выглядела война глазами русских карикатуристов
После катастрофы в Цусимском проливе в мае 1905 года, где российская эскадра была уничтожена, на совещании в Царском селе впервые заговорили о "жесте доброй воли" - мирном договоре с Японией. Но о признании поражения не могло быть и речи, потому что Россия, как всем известно, непобедима.
– Я не дам японцам ни копейки. Россия никогда и никому еще не платила контрибуции, – заявил Николай II.
– Если бы японские войска вошли в Москву, только тогда мы сочли бы естественным поднятие вопроса о контрибуции, – вторил ему будущий глава делегации России на переговорах с японцами в Портсмуте Сергей Витте.
К слову, сам Витте скептически относился к "победобеседованию" русских полководцев и к их способности выиграть эту войну.
Куропаткин все время говорил, что победит, не отступит от Мукдена, не сдаст Порт-Артура, а мы, несмотря на его заверения, все время проигрывали битвы за битвами, и как проигрывали – с каким позором.
Я лично уверен, что Линевич (преемник Куропаткина в должности главнокомандующего во время Японской войны – УП) и Куропаткин умоляли Бога о том, чтобы мне удалось заключить мир, потому что им оставался только один выход – после заключения мира кричать: "Да, нас били , но если бы мир не был заключен, то все-таки мы бы победили", – вспоминал Витте.
По условиям Портсмутского мира Россия теряла Порт-Артур, половину острова Сахалин и Маньчжурию. При этом усилиями Витте удалось избежать выплаты контрибуции.
А у русских ура-патриотов появилась новая мантра: победить Россию может не внешний враг, а внутренняя смута перед лицом внешнего врага.
"Мы разберемся с этими чеченами за пару часов"
1 июня 1996 года на Первом канале российского телевидения вышел очередной выпуск программы Дни. Один из сюжетов был о штурме чеченской деревни Бамут.
Ведущий продемонстрировал завернутое в берет одного из российских военнослужащих человеческое ухо. "Трудно найти разведчика, у которого в нарукавном кармане не было бы вяленого чеченского уха" , – искрометно прокомментировал он.
Первая чеченская война, конечно, называлась в официозе не войной, а "мерами по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики". Указ с таким названием президент России Борис Ельцин подписал 30 ноября 1994 года.
"Дайте мне отряд десантников, и мы разберемся с этими чеченами через несколько часов", − заявлял министр обороны Павел Грачев, также известный по прозвищу "Паша-мерседес" из-за своей склонности к автомобилям этого бренда, приобретенным за счет "жилищного фонда" Минобороны.
1 декабря Россия ударила по военным аэродромам в Чечне, а из Северной Осетии и Дагестана на территорию республики зашли сухопутные войска вооруженных сил и внутренние войска МВД.
Далее последовали обстрелы и бомбовые удары по центру Грозного и провальная попытка штурмовать чеченскую столицу в ночь на 1 января 1995 года. Бронетехника "второй армии мира" горела в уличных боях. "Непобедимые" шли по планам города 1970-х годов. Установить контроль над руинами Грозного российским военным удалось всего за три месяца.
Очаги сопротивления переместились в горные районы республики. В начале августа 1996-го отряды чеченцев вернулись в Грозный, одновременно захватив города Гудермес и Аргун.
31 августа 1996 г. Лебедь и Масхадов подписали в дагестанском Хасавюрте мирные соглашения. Фактически это была отложенная капитуляция России. На юридическое оформление чеченской независимости отводилось пять лет – вопросы должны были решить до 31 декабря 2001 года. Естественно, слова "репарации" в сделке не было, но, по сути, речь шла именно о них. Только называлось это иначе – "подготовка и внесение в правительство Российской Федерации программ обновления социально-экономического комплекса Чеченской Республики".
Командующий 58-й армией Георгий Трошев вспоминал: "В Чечне боец был чумазым только снаружи, но внутри чистым. Он осознавал себя защитником единства и достоинства Родины, его враги боялись, он их избивал под Шатоем, под Бамутом, под Шали, в Грозном. .. Он свой чумазый нос мог от гордости держать высоко. А после бегства из Чечни чувствовал себя оплеванным и опозоренным. Над ним весь мир смеялся.
Война была проиграна, оставалось назначить виновных за поражение. Поскольку "русский солдат-освободитель" был вне подозрения, виновными признали либеральные медиа и... западный постмодернизм.
"Власть единственный раз в отечественной истории реально зависела от мнения граждан, парламент был оппозицион президенту. Общество было лишено каких-либо идеалов, при этом очень боялось крови. "Свободные и независимые" СМИ, принадлежащие разным олигархам, успешно навязывали обществу западный. постмодернизм и ненависть к собственной стране в целом и ее армии прежде всего. В такой ситуации войны не выигрываются, причем независимо от того, в каком состоянии находится армия", - утверждал в 2019 году заместитель директора московского Института политического и военного анализа Александр Храмчихин в статье "Война , проигранная по собственному желанию".
После этого последовала Вторая чеченская война. Цена победы России в ней – десятки тысяч жизней своих граждан и разрушены города Чечни. И "дань", которую федеральный бюджет в виде дотаций до сих пор платит клану бывших "боевиков и террористов" Кадыровых, своевременно перешедших на сторону "федералов".
В январе 2022 года Рамзан Кадыров заявил, что правительство России выделяет 300 миллиардов рублей дотаций на содержание Чечни (около 80% бюджета республики). Сам он по итогам декларирования доходов за 2020 год стал самым богатым руководителем всех российских регионов.
Армия Кадырова, в сущности, стала "иностранным легионом" в составе русской армии. Сам же он, единственный из руководителей российских регионов, позволяет себе "вольности" в отношениях с Москвой.
Никто из них не рискнет помешать Следственному комитету РФ допросить свидетеля, как это произошло с командиром роты чеченского батальона "Север" Русланом Геремеевым , чей водитель передал киллеру пистолет для убийства Немцова. Дом Геремеева тогда превратился в крепость под защитой автоматчиков.
Никому из руководителей российских регионов не придет в голову заявлять, что мобилизации на вверенной ему территории не будет, поскольку до этого они перевыполнили план призыва в армию "на 254%" .
И тем более критиковать руководство Министерства обороны и Генштаба за "армейский непотизм" во время "специальной военной операции". Интересно, что о непотизме размышляет чиновник, более 50 родственников которого занимают высокие должности в руководстве республики.
Через 26 лет после выхода программы "Дни" с отрезанным ухом чеченца ее автор Александр Невзоров станет "хорошим русским" и так же будет талантливо разоблачать путинский режим, как ранее поэтизировал войну в Чечне.
Открытка из агитационного снаряда, по которому российская армия стреляла по Чернигову и его окрестностям / ФОТО АНТОНА ПТУШКИНА
А снаряды, начиненные агитационными листовками времен Второй чеченской войны , россияне будут разбрасываться над украинскими городами весной 2022-го. Не пропадать же "оружия, которому нет равных в мире".
Михаил Кригель, УП
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą