«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

ketvirtadienis, spalio 13, 2022

Еврокомиссия. Как Брюссель откладывает дальнейшее сближение Украины и Молдовы с ЕС

  

Венгерский тормоз. Как Брюссель откладывает дальнейшее сближение Украины и Молдовы с ЕС

ЧЕТВЕРГ, 13 ОКТЯБРЯ 2022, 10:34 СЕРГЕЙ СИДОРЕНКО
ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАВДА, КИШИНЕВ-ПРАГА-КИЕВ

На этой неделе Еврокомиссия представила отчет о расширении, в котором не нашлось места Украине / ФОТО ЕС

В начале этой недели глава европейской дипломатии Жозеп Боррель выступил перед послами ЕС с речью, которую можно смело называть знаковой, поворотной для Евросоюза. "Европейская правда" опубликовала перевод этого выступления , в котором Боррель по сути провозгласил курс на геополитическую дипломатию.

Похожую роль имела речь State of the Union президентки ЕК Урсулы фон дер Ляен в Европарламенте, где она говорила о современных геополитических приоритетах и ​​признала прошлые ошибки Евросоюза (подробнее читайте в статье " Время для войны, и не только с Россией ").

Но воплощение визионерской точки зрения лидеров ЕС порой сталкивается с приземленной, бюрократической реальностью. Украина это очень хорошо ощутила. Несмотря на поддержку президентки Еврокомиссии, несмотря на требования времени и несмотря на собственные обещания ЕС, тактическую победу в Брюсселе одержал венгерский комиссар Оливер Варгеи, который, по убеждению Киева, ставит перед собой цель любой ценой затормозить движение Украины к членству.

А при этом "под раздачу" попадает Кишинев. Это может позволить одному из главных партнеров венгерских властей – путинской России – получить реванш в Молдове и еще одну точку нестабильности на границе ЕС.

Этот сценарий, если произойдет, станет масштабным геополитическим поражением ЕС (а заодно, конечно же, поражением Украины и Молдовы), контрастированным с яркими и многообещающими речами Борреля и фон дер Ляен.


Забыть о 2022 году


В середине июня Еврокомиссия приняла решение, которое Украина не просто ждала, но и упорно над ним работала, объединив силы всех игроков – от президента до представителей оппозиции, от экспертов до профильных медиа. Речь идет, конечно, о рекомендации предоставить статус кандидата в члены ЕС Украине, а также Молдове.

Впрочем, Киев тогда работал именно над принципиальным решением – чтобы мы получили статус кандидата без каких-либо "если" и "когда". А вот детали решения прорабатывались без нас и стали для Киева до некоторой степени неожиданностью, подтверждают многочисленные источники ЕвроПравды в Киеве и Брюсселе.

К примеру, перечень из "7 шагов", которые Украина должна выполнить после предоставления ей статуса кандидата, формулировал лично комиссар Оливер Варгеи, в общении с государствами-членами, из-за чего в этом перечне появились требования, "расшифрование" которых забрало у Еврокомиссии несколько месяцев (например, пункт о соответствии требованиям FATF , от которого до Киева не было существенных замечаний) .

Именно тогда внутренним решением Еврокомиссия установила временные рамки, когда она будет готовить первую оценку прогресса Украины и Молдовы: ЕК в письменном виде пообещала, что "представит отчет о них, вместе с детальной оценкой страны, до конца 2022 года " (например, см. с. 21 украинского отчета).

А дальше началась чья-то политическая игра.

Уже через неделю в решении саммита ЕС  появилась альтернативная формула: в ней государства-члены поручили Еврокомиссии оценить выполнение критериев Украиной и Молдовой "как часть обычного (оценка прогресса государств с) пакета расширения". Эта фраза может показаться нейтральной и даже победоносной для Украины (ура, мы теперь в пакете расширения, а не просто соседи!) – и в самом деле имела целью затормозить оценку выполнения упомянутых семи критериев.

Ведь до ближайшей оценки пакета расширения, запланированной на октябрь-2022, Украина никак не успевала, и все переносилось на осень-2023!

Украина, которая сразу поставила цель значительно быстрее выполнения "7 шагов", попыталась убедить Брюссель изменить позицию и провести два или даже три оценивания (одно в декабре-2022, другое в октябре-2023), что стимулировало бы и скорректировало реформы по итогам первой оценке и позволило бы Украине раньше говорить о переходе к следующему шагу – то есть к началу переговоров о членстве.

Никаких юридических препятствий этому не было, ведь решение саммита не запрещает делать дополнительные шаги и не отменяет ориентир на "конец 2022 года".

Однако на этой неделе Комиссия окончательно поставила точку на этих ожиданиях Киева и в новом решении по этой теме  отказалась от каких-либо промежуточных вариантов . А смещение отчета по "7 шагам" на осень 2023 года стало реальностью.

Начать переговоры о вступлении ранее осени 2023 года теперь теоретически и юридически невозможно. Но, к сожалению, профильному еврокомиссару Варгее, делегированному от Венгрии, этот вариант тоже кажется слишком амбициозным.


Визит с предупреждениями


В конце сентября Оливер Варгеи посетил Киев с визитом: как подчеркивал чиновник, он впервые приехал в качестве комиссара по расширению, а не соседству. Впрочем, его разговоры с украинскими чиновниками (а комиссар общался с руководством Кабмина и Верховной рады) не прибавили оптимизма.

В официальном прессрелизе по итогам визита есть упоминание о том, что комиссар пообещал Киеву более придирчивый подход к контролю над обязательствами Украины. Впрочем, в реальности сигналы были еще более жесткими, говорят источники.

"Варгеи прямо сказал, что ранее в 2024 году переговоры не начнутся", – пересказал ЕвроПравде один из чиновников, причастный к тематике ЕС. Собеседник в Брюсселе, который не был на встречах Варгеи в Киеве, но изучал их результаты, остался еще более скептическим.

"Нас заверили, что Украина получила четкий сигнал: пока Варгеи в должности, он не откроет переговоры о вступлении в ЕС".

Срок работы Оливера Варгеи как комиссара по расширению истекает осенью 2024 года.

Даже собеседники, которые говорят, что Варгеи как опытный дипломат избегал называть конкретные даты, признают, что его заявления были более чем жесткими. "Он объяснил, что будет проверять критерии так, что это продлится так долго, как понадобится", – рассказал ЕП один из участников переговоров с участием комиссара.

Но лучшим свидетельством того, что проблемы не надуманы, стало заметное изменение позиции профильной вице-премьера Ольги Стефанишиной.

В августе она не сомневалась в способности Украины и ЕС начать переговоры о вступлении в 2023 году, а вариант того, что это произойдет во второй половине 2023,  называла "осторожным сценарием"  со стороны ЕС. Прошло чуть больше месяца, и теперь Стефанишин говорит, что начать переговоры даже в конце 2023 года будет "трудно" , но Украина работает над достижением этой цели.

Многие собеседники ЕвроПравды говорят, что Киев обвиняет лично комиссара Варгеи в создании искусственных бюрократических преград для торможения движения Украины в ЕС. Еще весной он, как утверждают, работал над тем, чтобы Украина в июне не получила даже статуса кандидата, тормозя предоставление Киеву опросника и обработку ответов. Тогда только личное вмешательство президентки ЕК Урсулы фон дер Ляен, взявшей под контроль украинский файл, позволило преодолеть бюрократическое сопротивление.

Возможно ли, что и сейчас фон дер Ляен пойдет на подобный шаг и заберет у профильного комиссара по ведению украинских дел? В истории ЕС такого еще не было, но такая возможность обсуждается, рассказали два источника ЕН.

Венгерский комиссар вызывает недовольство также у Еврокомиссии. К примеру, он длительное время тормозит также заполнение вакантных должностей в профильном директорате DG NEAR. И если перераспределение обязанностей позволит решить комплекс проблем, Урсула может пойти на этот шаг.


Спасти Маю Санду


Все источники подчеркивают: несмотря на то, что действующая Комиссия действительно пытается быть геополитическим игроком, начало переговоров чисто по политическим соображениям для поддержки Украины практически исключено.

Украина получила сигналы от всех топ-чиновников (включая Урсулу и президента Евросовета Шарля Мишеля), что реформы являются необходимым элементом. Это несомненно. Радует то, что Украина обязуется выполнить "7 шагов" с опережением графика. Киев планирует не ждать осень следующего года и обещает принять необходимое законодательство уже до декабря.

Несмотря на это, сложно согласиться с утверждением, что "время для политических решений истекло". Чисто технический подход – это среда, где такие личности, как Варгеи, чувствуют себя наиболее свободно. Особенно учитывая, что многие элементы из украинских "7 шагов" и молдавских "9 шагов", сформулированных Еврокомиссией, допускают произвольную трактовку и оценку их выполнения.

Невозможно объективно оценить, выполнено ли обязательство "усилить вовлеченность гражданского общества в принятие решений" или "бороться с коррупцией" (это пункты из списка требований к Молдове, и таких там большинство). В реальной жизни оценка будет зависеть от желания "оценщика".

А поскольку для Брюсселя украинский и молдавский файлы крепко соединены, торможение реформ одной из стран приведет к искусственной остановке другой. Особенно в случае, если комиссар Варгеи действительно преследует цель затормозить Украину.

Но если Еврокомиссия действительно хочет стать геополитической, то должна понять, насколько это опасно. Прежде всего, для Молдовы.

В 2020 году в этой маленькой стране с чрезвычайно фрагментированным электоратом и значительными пророссийскими настроениями победу на выборах одержала прозападная президент Мая Санду, а в следующем году на ее авторитете ее партия PAS получила большинство мест в парламенте.

А еще Мая Санду стала любимицей всех западных столиц.

Хрупкая президентка делает все так, как любит Запад: не спорит с советами партнеров; не делает резких шагов (например, по Приднестровью); инициирует новые и новые реформы типа антикоррупционной.

Однако реформы всегда дают эффект всего через несколько лет. Поэтому, несмотря на все усилия по реформированию страны, за два года работы Санда не смогла убедить граждан в том, что они правильно сделали, проголосовав за западный вектор. Еще в мае опросы IDIS Vitirul показали, что партия Санду проигрывает выборы пророссийским социалистам, и лишь 18% заявили, что доверяют Санду больше, чем другим политикам.

Единственной сферой, где Мая Санду имеет неоспоримый успех, есть международные отношения, включая решение ЕС о статусе кандидата – но многие из избирателей считают, что их "на хлеб не намазать", и не готовы ждать перемен к лучшему.

Между тем, в 2024 году Молдова входит в избирательный цикл: переизбирает президента, а в следующем году – парламент. Если ЕС затянет начало переговоров с Украиной и Молдовой (а нас в Брюсселе рассматривают только вместе, в связке) – Санду потеряет последний козырь. А в случае предоставления статуса прямо перед выборами этот шаг воспримут как предвыборную "взяточку", а не как иллюстрацию успеха реформ при ее президентстве.

Поэтому вполне вероятно, что именно эта история и эта опасность станет поворотной в решении Евросоюза о том, чтобы не тянуть со следующим политическим шагом и открыть переговоры о членстве с Молдовой, а значит, и с Украиной. Наши государства, напомним, рассматривают в жесткой связке; к тому же, Украина имеет лучшие показатели в вопросах сближения с ЕС и точно не сможет остаться позади; наконец, этого не допустят наши друзья среди государств-членов Евросоюза.

Но это может произойти только в том случае, если Еврокомиссия сможет исключить из процесса принятия решений или преодолеет сопротивление тех, кто тормозит сближение ЕС с Украиной и Молдовой и поступит как геополитический игрок. Брюссель ведь обещает это делать. Пора воплотить это обещание.

Автор: Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды",
Кишинев – Прага – Киев

Komentarų nėra: